Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие и сущность системы налогообложения и его особенности в современных условиях

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                         Министерство образования и науки РФ
Сочинский государственный  университет 
 

Экономический факультет
Кафедра «Налоги и налогообложение» 
 

РЕФЕРАТ
     По  предмету «Введение в профессию»
на тему «Понятие и сущность системы налогообложения и его особенности в современных условиях» 
 
 
 

Студентки    11-НН -1
Гай Юлии Романовны
                                                  
                                                                              Руководитель от кафедры
    к.э.н., доцент Мулыкина В.П. 

                                                                            Дата сдачи __________________
                                                                            Дата защиты_________________ 

     Оценка_____________________       
 
 

Сочи 2011 

Содержание        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

           Современное противоречивое состояние российской экономики  требует поиска принципиально новых  подходов к её управлению. Поэтому  среди множества экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Основным источником формирования бюджета являются налоговые сборы и платежи. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми. А также, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.       
Актуальность  данной работы состоит в том, что  на сегодняшний день одной из самых острых проблем нашей экономики является нехватка финансовых ресурсов. Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов, налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики.        
Целью настоящей работы является изучение теоретических аспектов налоговой  политики её зарождение, а также  определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации. В данной работе рассматривается действие современной налоговой системы РФ, ее проблемы и пути преодоления, определяются основные налоги, собираемые на территории России, их сущность и функции.       
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить  исторический путь развития системы  налогообложения;
- выявить  исходные факторы, которые определяют  деятельность государства при  функционировании налоговой  системы на сегодняшний день;
- используя  выявленную систему факторов, проанализировать  существующие подходы к классификации  налогов;
- определить  характеристики видов налогообложения;
- рассмотреть  проблемы и пути преодоления  современной налоговой системы РФ.       
Объектом  исследования настоящей работы является проблемы налоговой системы России и перспективы её развития. Предмет анализа система факторов определяющих понятие, виды и функции налогов.       
Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составляют труды отечественных и зарубежных авторов по анализу развития налогов и налогообложения в Российской Федерации, а также исследование путей эволюционного развития системы налогообложения.          
При формировании предметной базы налоговой системы как самостоятельного исследования использовались, прежде всего нормативные документы, а также работы российских авторов, как Н.В. Милякова, А.П. Починок, Д.Г. Черника и другие.             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие и сущность налогов

           Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" и другие.         
Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в        обществе с момента возникновения государства, развитие и  изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник  доходов государства.   Кроме финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства  на общественное производство, его динамику и  структуру,  на  развитие  научно-технического прогресса.     
В широком  смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж. Налоги это обязательные и безэквивалентные  платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.       
В современной  литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог — платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.       
Налоги  являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров.       
К налогам  также не относятся платежи обязательного  характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а  также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба).       
В отдельных  определениях налога указывается, что  налоги — это платежи, взимаемые  в установленном законом порядке. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом порядке» сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде современных государств налоги могут вводиться постановлениями высшей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не была установлена законодательной властью, соответствующий платеж не теряет своего налогового характера.     
В других определениях можно встретить указание на то, что налоги — это платежи, взимаемые с юридических и физических лиц. В данном случае вряд ли правомерно ограничивается само понятие «налог». Обязанность по уплате налогов может возлагаться не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством. Например, во Франции подоходный налог взимается с совокупного (объединенного для целей обложения) дохода всех членов семьи (домохозяйства). До XX в. налоги часто взимались не только с отдельных лиц, но и с таких объединений физических лиц, как общины и гильдии. Кроме того, существовали налоги, плательщиками которых выступали отдельные административно-территориальные единицы.     
Часто отмечается, что налоги — денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг.       
Налоги  — один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.      
В экономическом  смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости — национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.       
Налоговые доходы государства формируются  за счет новой стоимости, созданной  в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости' национального дохода в пользу общегосударственных потребностей Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Функции налогов

        Социально-экономическая  сущность и роль налогов проявляется в их функциях, т.е. в основных направлениях воздействия налогов на развитие общества и государства. Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.     
Налоги  используются всеми рыночными государствами  как метод прямого влияния  на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия па производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств.      
С этих позиций налоги выполняют четыре важнейшие функции, каждая из которых  то или иное практическое назначение налогов.       
Фискальная  функция (от слова «фиск» — казна, хранилище денег или совокупность финансовых ресурсов государства) обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Эта функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Расходование бюджетных средств производится на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, на административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу. Перераспределение средств с помощью фискальной функции, с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных программ, с другой — не нарушить нормальный ход воспроизводства. За счет фискальной функции налогов достигается перераспределение части ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах.       
Социальная - функция реализуется через систему особых мероприятий, направленных на вмешательство государства в ход экономического и социального развития общества, в частности с помощью неравного налогообложения разных сумм доходов. Данная функция позволяет также перераспределять доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются: прогрессивная шкала налогообложения прибыли и яичных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.       
Регулирующая - функция налогов проявляется через систему особых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы. Эта функция предполагает влияние налогов на разные стороны общественного развития, в том числе: инвестиционный процесс; слад или рост производства, а также его структуру; научно-технический прогресс; распределение и перераспределение национального дохода; спрос и предложение; объем доходов и сбережений населения и др. Суть регулирующей функции общественного воспроизводства в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому выделяют три составляющие регулирующей функции:
·стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений, например для сельскохозяйственных производителей;
·дестимулирующая подфункция имеет цель — через повышение ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.;
·воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.         
Налоговое регулирование несет нагрузку и контрольного свойства. Регулирующая налоговая функция проявляется на практике не только в виде льгот, но и в форме санкций. Налоговые санкции есть проявление контрольной функции налогов, ибо перераспределение финансовых ресурсов неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами налогообложения.        
Контрольная - эта функция позволяет государству  отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.        
Перечисленные функции налога тесно связаны  между собой. Рациональность действующего законодательства определяется и первой степенью относительного равновесия налоговых функций. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, ибо их относительное равновесие позволяет сформировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков.

Классификация налогов

          Поскольку в XVII в. стала появляться острая нужда государств Европы в налогах, среди ученых началась дискуссия, какие налоги лучше — прямые или косвенные. Этим было заложено одно из важных оснований для современной классификации налогов. По мере развития систем налогообложения изменялся характер классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие ту или иную налоговую систему.       
При многочисленности и разнообразии налогов классификация  позволяет устанавливать их сходство и различия. Особенности отдельных  групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.      
Этим  объясняется как теоретическая, так и практическая ценность классификации  налогов, т.е. разделения их на группы и  подгруппы в соответствии с теми или иными признаками (основаниями) классификации (см. приложение 2).      
В первую очередь различают прямые и косвенные  налоги, и в основе такого деления  могут лежать различные подходы  и принципы (перелагаемость налога, способ обложения и взимания, платежеспособность). В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные связано в основном с подоходно-расходным принципом, установленным финансистами в начале XX в.
1)    По способу взимания различают:
•прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода).
•косвенные налоги (акцизы, пошлины) включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара,
2)    В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, подразделяются на:
•федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней (ст. 13 НК РФ);
•региональные налоги, отличительной чертой которых является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (ст. 14 НК РФ);
•местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты (ст. 15 НК РФ).
3)    По целевой направленности введения налогов различают:
•абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
•целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
4)    По субъекту налогообложения (налогоплательщику) различают:
•налоги, взимаемые с предприятий и организаций;
•смежные налоги, которые уплачивают и физические лица, и юридические лица.
5)    По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
•закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или 'внебюджетный фонд;
•регулирующие налоги — разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
6)    По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:
•срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными тегами;
•периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.
7)    По характеру отражения в бухгалтерском учете различают налоги:
•включаемые в себестоимость (земельный налог, налог на пользователей автодорог, единый социальный налог);
•уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на имущество, налог на рекламу);
•уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на
•прибыль);
•уплачиваемые за счет чистой прибыли (сбор за право торговли);
•включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж);
•удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).       
Для хозяйствующих  субъектов последний признак классификации является едва ли не важнейшим. Согласно нормативным предписаниям расходы по одной группе налогов включаются полностью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг), расходы по второй группе относятся на финансовый результат, расходы по третьей группе можно финансировать лишь за счет чистой прибыли предприятия. Определяя порядок отнесения налоговых платежей на те или иные статьи расходов, формируют финансовый результат деятельности предприятия.
Возможна  классификация налогов и по другим основаниям. Так, в зависимости от характера связи двух элементов — «субъекта налогообложения» и «объекта налогообложения» — можно различать: а) налоги, построенные по принципу резидентства; б) налоги, построенные по принципу территориальности. В резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных налогах — наоборот.

Принципы  налогообложения

            Принципы налогообложения  — это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени.
1. Уровень  налоговой ставки должен устанавливаться  с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).
2. Необходимо  прилагать все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
3. Обязательность  уплаты налогов. Налоговая система  не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
4. Система  и процедура выплаты налогов  должны быть простыми, понятными  и удобными для налогоплательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5. Налоговая  система должна быть гибкой  и легко адаптируемой к  меняющимся  общественно-политическим потребностям.
6. Налоговая  система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого  ВВП и быть эффективным инструментом  государственной экономической политики.

Структура и способы взимания налогов

          Вся налоговая  система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов.       
Налогоплательщик  обязан платить лишь законно установленные налоги (ст. 57 Конституции РФ). В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно выявить: а) обязанное лицо, размер обязательства и порядок его исполнения; б) границы требований государства в отношении имущества плательщика. Другими словами, в законе должны быть определены основные характеристики данного налога и порядок его взимания — элементы налога.       
Налог — это сложная система отношений, включающая в себя ряд взаимодействующих  составляющих, каждое из которых имеет самостоятельное юридическое значение. В теории права эти составляющие именуются как элементы налога, элементы налогового обязательства. Поэтому положение о выделении этих элементов нашло отражение в части первой Налогового кодекса Российской Федерации. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (ст. 3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации).                  
Только  при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.        
Неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о налоге может привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов, т.е. к расширительному толкованию положений закона. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик имеет право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом.      
Элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называютсущественными элементами закона о налоге. Налоговое законодательство на различных этапах своего развития, предусматривало различные элементы налога, при наличии которых, последний считался законно установленным.       
Согласно  российскому законодательству налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения (ст. 7 части первой Налогового кодекса Российской Федерации):
•объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
•субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
•источник налога, то есть доход из которого выплачивается налог;
•ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
•налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога;
•срок уплаты налога — срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.