На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Описание смены приоритетов экономического развития в арабских странах в последнее десятилетие. Сферы государственной собственности в арабских странах. Экономические реформы Рашида Сфара в Тунисе. Анализ политики оздоровления в королевском Марокко.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Реферат: Основные тенденции трансформации государственных экономических структур в странах арабского Востока

Смена приоритетов экономического развития в арабских странах в последнее десятилетие в основном совпадает с общей тенденцией развития мирового хозяйства. Она неразрывно связана с поиском приемлемого решения цивилизационной проблемы выживания человечества в условиях демографического пресса и экологического кризиса на планете. В поисках альтернатив при разработке новых подходов многих в развивающемся мире привлекают идеи деидеологизации общественных отношений в этатизированных структурах, приоритеты сугубо практических хозяйственных интересов в духе капиталистической рационализации , с заметной фетишизацией рынка.
Обращение к рынку и акцент на приоритетном развитии института частной собственности в современных программах социально-экономического развития арабских стран при всем их многообразии знаменуют очередную попытку перехода на новый виток развития капиталистических отношений, используя при этом известные рецепты МВФ, начиная с программ "исправительного движения" в 70-е годы, "оздоровления экономики" в 80-е годы ,"шоковой терапии" и приватизации в 90-е годы. Эти программы были нацелены на решительную трансформацию этатизированной экономической системы с ее характерными чертами тотального обобществления и зарегулированности, административно-командным управлением, в полной мере сформировавшейся в группе арабских стран социалистической ориентации. Закономерность широкого распространения этой системы, лишенной механизма свободной конкуренций, с заметным нарушением последовательности развития капитализма обусловлена историческими особенностями социально-экономической эволюции арабских стран. Общая для многих из них тенденция торможения в колониальный период и блокирование развития национального капитала на этапе национально-демократических реформ создали условия для превращения государственной монополии в определяющий фактор эволюции экономических отношений в этих странах.
Характер и масштабы участия государства в хозяйственном развитии в любом обществе обусловлены уровнем развития данного общества, избранной им стратегией роста. Функциональная роль государства в развивающейся экономике может быть сведена к позитивной деятельности, направленной на создание прочной материальной базы, для реализации прежде всего творческих, духовных и материальных потенций общества.
Государственная собственность в арабских странах возникла в условиях неразвитого капитализма и получила заметное распространение в 60-70-е годы в результате широкой национализации иностранной собственности и местного, главным образом, крупного капитала. Отчуждение частной собственности в пользу государства явилось мощным стимулом расширения госсектора, часто не в чисто государственной форме, а в основном в смешанной, с контрольным пакетом акций в руках государства, что значительно раздвинуло границы накопления капитала.
Масштабное обобществление позволило госсектору занять ведущие позиции в производстве ВВП. В нефтедобывающих странах доля госсектора в валовом продукте превышала 80%, в Египте она достигла 57% в 70-е годы. Значительно ниже показатель по занятости: в пределах от 10% в ЙАР до 30% в Египте.
Внешняя торговля во многих странах была фактически монополизирована государством полностью, в ряде стран, например, в Египте, контроль государства был распространен и на внутренний товарооборот - оптовую торговлю.
Процессы обобществления придали новый импульс развитию этатизированной экономике. Была создана материальная основа, позволяющая формировать новые экономические отношение на межукладном уровне. Появилась серьезная предпосылка для расширения экономического пространства, его интенсивного освоения с целью подчинения государственному контролю еще немонополизированный некапиталистический рынок в низших укладах с пережитками феодальных отношений. Государственная собственность в странах, осуществивших последовательную национализацию и обобществление средств производства, имела бесспорно общенациональную значимость в решении стратегических задач экономического роста и преодоления отсталости.
Становление государственного сектора и распространение государственной монополии явились закономерным явлением в 60-70-е годы в период национально-демократических преобразований в арабских странах соцориентации, поскольку такие глобальные задачи создания новой экономической системы на национальной основе могло взять на себя только государство. Задачи форсированного развития и преодоления отсталости, включая коренную перестройку колониальной структуры, требовали централизованного руководства и мобилизации всех национальных усилий.
Многофункциональная роль государства, его вторжение в процессы капиталообразования на всех стадиях общественного воспроизводства превратили его в решающий фактор модернизации экономических структур.
В то же время активное вмешательство государства в хозяйственный организм может оказывать также и негативное воздействие на естественный ход экономического развития, например, резко ограничивая пространство для деятельности частного предпринимательства, препятствуя полной реализации накопленного им производительного потенциала. Опыт социалистических экспериментов в Египте, Алжире, Тунисе, где наступление на позиции частного капитала приняли особенно широкий размах, обнаруживает большую опасность подобной реформации института частной собственности.
Государственная собственность в арабских странах, возникшая в условиях неразвитого капитализма, заметно расширяет монополию государства. Получив новые импульсы к развитию, система государственного контроля сохранила многие черты традиционного регулирования с элементами внеэкономического принуждения. Она включает строго регламентированные правила торговли, условия ремесленного производства, нормирование цен, ставок зарплаты, уровня прибыли. Широко использует методы административного ограничения и в законодательном порядке в отношении деятельности местных и иностранных предпринимателей инвестиционные кодексы, системы лицензий, установление квот и другие, а также исторически развитую в арабских странах монополию государства в фискальной политике ставки прогрессивного налогообложения/. Система строгой государственной регламентации затронула и сельское хозяйство.
Государственный контроль в Египте был распространен на сельскохозяйственное производство. Правительство вмешивалось в организацию севооборота, устанавливая строгий обязательный набор выращиваемых, так называемых правительственных культур, за нарушение был предусмотрен штраф. Контроль за реализацией основной сельскохозяйственной продукции предусматривал обязательный сбыт хлопчатника и сахарного тростника, а также половины урожая риса только через систему кооперации.
Практика контроля фиксированных цен на сельхозпродукцию была передана кооперативам, подчиненным министерству сельского хозяйства. Разветвленная система государственного дирижизма определяет быстрый рост численности обслуживающего ее командно-административного аппарата. Именно в его недрах возникает новый тип монополий, создающей условия для группового присвоения, используя служебное положение для личного обогащения.
Государственный аппарат, с его частично унаследованной еще с колониальных времен большой прослойкой бюрократии, устанавливает особую монополию на власть, приобретая специфический доход - "капитал от власти".Такая практика неизбежно порождает тенденцию обуржуазивания властных структур.
Государственная монополия как системообразующий фактор в этатизированной экономической системе оказывает существенное влияние на развитие всех форм собственности. Например, она не отторгает в принципе и частную собственность, напротив, стремится использовать ее уникальную способность к адаптации и выживанию. Такой подход к использованию института частной собственности часто приводит к его засорению квазикапиталистическими элементами. Однонаправленные тенденции обуржуазивания властных структур и распространение псевдокапиталистических форм собственности в системе экономических отношений перекрывают возможности ее капиталистической эволюции в самой распространенной форме смешанной экономики на принципах экономического плюрализма, необходимого сочетания интересов взаимодополняющих хозяйственных форм.
Государственная собственность превращается в своеобразный способ развития экономических отношений. Государственная экономика приобретает внешние признаки государственного капитализма на высшей стадии капиталистического обобществления, но в отличие от нее не вызревающей на почве свободной конкуренции. Напротив, расширение системы дирижизма ограничивает развитие рыночных отношений и таким образом утрачивает характерные черты капитализма.
Проявляется неспособность механизма государственного регулирования замещать или адекватно восполнять важнейшую функцию рынка как стоимостного регулятора общественного воспроизводства. Этатизированная экономическая система неизбежно накапливает признаки хозяйственной дезинтеграции, определенного дисбаланса в развитии экономических связей на укладном и воспроизводственном уровнях. Развивающаяся в госсекторе промышленность с ее высокой степенью обобществления и централизацией управления превращается в определенном смысле в анклав - замкнутое пространство по отношению к самому большому по занятости сектору мелкотоварного производства в аграрной сфере, которое существует в иной системе рыночных отношений, несмотря на усилия государства изменить их стихийно-инерционную базу. Располагая развитым промышленным потенциалом в рамках госсектора, правительство не в состоянии поставить под контроль общенациональный рынок и довести его модернизацию до соответственно заданного уровня. Хозяйственная дезинтеграция является показателем истощения позитивной роли этатизированной экономической системы, неспособности создать необходимые предпосылки для самогенерации национального капитала в государственной и частной форме, одинаково утрачивающих позитивный характер усвоения , интенсивно истощая наличные источники накопления.
Активизация поиска новых решений и смены приоритетов в экономическом развитии арабских стран стала закономерным явлением в период кризисных потрясений во всем мире. Трудности, переживаемые арабскими странами в начале 80-х годов, вызвали широкую волну критики системы государственного регулирования в развивающихся странах, заставляя обратиться к новой модели хозяйственной модернизации - к экономической либерализации.
В логической схеме ее развития акцент был сделан на устранение хозяйственной дизинтеграции, возникшей в результате государственной доминанты и дирижизма в этатизированной экономике. Смена приоритетов развития предполагала создание новых условий для развития равноправных предпринимателей в государственном и частном секторах на свободной конкурентной основе. Программа экономической либерализации основана на идеях неолиберальной западной философии о создании саморегулирующегося устойчивого механизма экономического роста при ограничении роли государства и прекращении приоритетной поддержки госсектора, уравнении его в правах с частным капиталом с целью поощрения конкуренции между ними и развитии рыночных отношений. Рекомендации МВФ, направленные на экономическую стабилизацию, включали введение рыночной системы ценообразования с сокращением государственных дотаций, резкое уменьшение бюджетного дефицита, либерализацию торговли, антиинфляционные меры и дополнительные средства для решения проблемы внешнего долга.
Либерализация в арабских странах заимствовала эту схему реформ, но интерпретировала их в соответствие с конкретными задачами развития собственной экономики. Египет первым среди арабских стран, провозгласивших социалистическую ориентацию, еще в начале 70-х годов отошел от этого курса и обратился к поиску альтернативного решения своих острейших проблем на пути создания современной рыночной экономики. В "Октябрьском документе" в 1974 году были сформулированы принципы политики "инфитах", которые многократно были повторены в дальнейшем в других арабских странах. Эта политика оказалась первым экспериментом экономической либерализации на арабской почве и заметно повлияла на трансформацию экономических систем во многих странах региона.
Экономические реформы Рашида Сфара в Тунисе в 1986 году и принятие закона о реорганизации государственного сектора в Алжире в 1987 году явились подготовкой к широкомасштабным мерам для перевода их экономик на рыночную основу в условиях резкого обострения политической борьбы внутри страны.
Политика "оздоровления" в королевском Марокко в отличие от стран социалистической ориентации не была связана с резким изменением в политическом курсе правящего режима. Она осуществлялась в начале 80-х годов в исторически очерченном русле капиталистического развития с интеграционными тенденциями в сторону Запада.
В 90-е годы рыночные реформы быстро распространяются на другие арабские государства, включая Иорданию, Кувейт, Оман, и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.