На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Содержание

 
 


    Финансовые  правоотношения, их особенности и  виды

    1.1 Понятие финансовых  правоотношений и  их особенности

     Финансовые  правоотношения - это урегулированные  нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают  как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.
      Финансовое  правоотношение - разновидность правового  отношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще. Во-первых, финансовое правоотношение возникает на основе финансово-правовой нормы, следовательно, есть результат действия правовой нормы, или «форма ее реализации». Во-вторых, финансовое правоотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркивает, что правоотношение в сущности обусловлено государственной волей, интересами государства.1
      Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют и характерные специфические особенности. Поскольку сфера возникновения всех финансовых отношений - финансовая деятельность государства и муниципальных образований, то специфика этой области общественной жизни обусловливает следующие характерные черты финансовых правоотношений:
- во-первых, основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
-во-вторых, финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее - финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности.
      Такой объект правоотношений налицо, например, при их возникновении между государством и предприятиями в случаях внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований; при оказании финансовой помощи органом государственного управления подведомственным организациям, между Центральным банком РФ и Правительством РФ при использовании банковского кредита для покрытия бюджетного дефицита; между государством или органами местного самоуправления и гражданами в связи с уплатой налогов и т.д.
- в-третьих, следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления.
      Это обусловлено тем, что само государство (или орган местного самоуправления) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные государственные (муниципальные), денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие, общественно необходимые потребности.2
-в-четвертых, большинство финансовых правоотношений умеют субординационный характер и построены по схеме «власть – подчинение»;
-в-пятых, юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.3
      Для финансового правоотношения должны быть налицо все рассмотренные специфические  черты в комплексе, характеризующие  финансовые правоотношения как государственно-властные имущественные (денежные) отношения.4 Только в совокупности указанные черты дают полное представление о финансовом правоотношении.
      Воля  государства, его предписания по образованию, распределению и использованию  финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются в финансовых планах (квартальных, годовых) или нормативах, лимитах и т.п. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Наличие финансового плана также можно отнести к характерным чертам финансовых правоотношений. Однако в некоторых предусмотренных законом случаях они могут быть оформлены договором (например, предоставление отсрочки по уплате налога в форме налогового кредита на основании ст.65 НК РФ). В настоящее время расширяется применение договорной формы в финансовых отношениях. Она упоминается, в частности, в ст.159 и др. БК РФ.5
      Финансовые  правоотношения представляют собой  своеобразный синтез правовых и экономических  материй, являясь как бы экономико-правовой категорией. На экономическую природу финансовых правоотношений обращал внимание Е.А. Ровинский, отмечая, что «важнейшая особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые сами, в свою очередь, являются формой определенных экономических отношений».6 В финансовой деятельности государства и муниципальных образований разновидностью экономических отношений являются отношения по аккумулированию доходных источников в бюджеты, по поводу бюджетного финансирования, отношения в сфере межбюджетного субсидирования и т.п. Развитие федеративных отношений и становление института местного самоуправления обусловливают активное использование имеющихся финансовых инструментов и развитие новых механизмов финансовой деятельности. Следовательно, финансовые правоотношения охватывают совокупность денежных отношений, связанных с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципальных образований в целях материального обеспечения задач и функций конкретной территории.
      При отграничении финансового правоотношения от смежных правоотношений (например, от административного, гражданского, конституционного) определяющим признаком является их возникновение в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований и урегулирование нормами права.
      Таким образом, финансовые правоотношения - это являющиеся по сути экономико-правовыми  общественными отношениями, урегулированные  нормами финансового права, имеющие властно-имущественный характер и выражающие публичные интересы.7

    1.2 Структура финансового  правоотношения и  его функции

      Финансовое  правоотношение, как и любое иное органически целое образование, имеет свою строго определенную структуру (состав), т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов: субъект, объект, субъективное право и юридическая обязанность. Все составные части финансового правоотношения направлены на достижение целей финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и обусловлены спецификой этой деятельности. Однако каждый отдельный компонент выполняет особые, только ему присущие функции. При отсутствии хотя бы одного из названных элементов становится невозможным наличие и самого финансового правоотношения. Благодаря такому составу финансовое правоотношение оказывается в состоянии выполнить все возлагаемые на него функции в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления.
      Содержание  финансового правоотношения как способа реализации норм финансового права в финансовой деятельности выражается в следующих трех функциях:
- во-первых, финансовое правоотношение детализирует круг лиц, на которых распространяет свое действие финансово-правовая норма; таким образом, в финансовом правоотношении участвуют не абстрактные субъекты, а индивидуально определенные лица;
- во-вторых, оно переводит абстрактные права и обязанности в плоскость финансово-правового статуса конкретных субъектов; при этом возможна конкретизация или дополнение состава финансового правоотношения с учетом определенных условий его осуществления (например, финансовая деятельность муниципальных образований осуществляется, в частности, на основе местных традиций и особенностей);
- в-третьих, финансовое правоотношение создает конкретные ситуации для реализации мер государственного принуждения и финансово-правовых санкций в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектами своих обязанностей.

    1.3 Возникновение и  изменение финансовых  правоотношений

      Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий, предусмотренных нормами финансового права. Такими условиями служат юридические факты - конкретные жизненные обстоятельства, при которых только на основе правовой нормы между субъектами финансового права должны сложиться правоотношения. Сами участники финансовых правоотношений о них договариваться не вправе. Многообразие видов финансовых правоотношений обусловливает наличие огромного количества жизненных обстоятельств, признаваемых финансовым законодательством в качестве юридических фактов. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события.
      Юридические факты-действия - это поведение субъектов финансового права, осуществляемое согласно их воле и желаниям. Такое поведение может полностью соответствовать требованиям действующего финансового законодательства либо ему противоречить.
      В зависимости от степени согласования с финансово-правовыми нормами  юридические факты-действия подразделяются на правомерные и неправомерные. В состав правомерных действий входят юридические акты, юридические поступки и правомерные действия, совершаемые с намерением достичь определенного финансово-правового результата или создающие какой-либо выраженный в материальной форме результат. Большую часть неправомерных действий составляют финансовые правонарушения, т.е. виновные противоправные действия или бездействие. Неправомерными являются и так называемые объективно-противоправные действия, т.е. акты поведения субъектов финансового права, приводящие к противоправному результату. К названной группе относятся, например, случаи неисполнения налогоплательщиком обязательств вследствие действия непреодолимой силы; принятия субъектами РФ финансовых нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральному законодательству либо содержащих иные правотворческие ошибки, и т.д.
      Для финансовых правоотношений наиболее характерны такие юридические факты, как  утверждение финансово-плановых актов. Соответственно общим требованиям правовых норм в них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности. После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов.
      На  основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются  индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению финансовых правоотношений. Это, например, извещение налогоплательщику со стороны налогового органа о необходимости уплаты определенной суммы налога, утверждение министерством лимита выделяемых подведомственным учреждениям средств, распоряжение о выделении временной финансовой помощи подведомственным предприятиям и др. В установленных законодательством случаях юридическими фактами могут выступать и договоры, одной из сторон которых является орган государственной власти или местного самоуправления. При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (взыскание штрафа в связи с невнесением налогового платежа в государственный или местный бюджет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).
      Юридические факты-события представляют собой обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий; смерть налогоплательщика прекращает налоговое правоотношение; увечье, полученное сотрудником налоговой службы при исполнении им своих служебных обязанностей, является страховым случаем, т.е. юридическим фактом, лежащим в основе права требования выплаты страхового возмещения, и т.п.
      Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.
      Прекращение финансовых правоотношений наступает  во многих случаях.
      Из  них наиболее часто встречаются следующие:
1. Погашение  финансового обязательства в  результате уплаты суммы в  срок или взыскания;
2. Недоимки (просроченного платежа);
3. Выполнение  задания по государственным доходам  по бюджету или внебюджетным  фондам;
4. Использование выданных бюджетных ассигнований;
5. Осуществление  компетентными органами права  взыскания недоимки по налогам;
6. Прекращение  правоотношений по налогам с  населения происходит по достижении  определенного возраста, предусмотренного  законом, например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.

    1.4. Классификация финансовых правоотношений

      Многообразие  финансовых правоотношений предполагает разнообразные способы их классификации.
      В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на: регулятивные и охранительные.
      Регулятивные финансовые правоотношения основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.
      Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права. В финансовом праве они выполняют вспомогательную роль по отношению к регулятивным, поэтому в системе финансовых правоотношений они производны от регулятивных и их удельный вес относительно невелик, хотя в последние годы в связи с бурным развитием налогового права они стали занимать более заметное место в системе финансовых правоотношений.
      Финансовое  охранительное правоотношение возникает в связи с нарушением финансово-правовой нормы на основе санкции финансово-правовой нормы. Его надо отличать от всякого другого, в частности, административного охранительного правоотношения, возникающего иногда в связи с нарушением финансово-правовой нормы, но на основе административно-правовой санкции.
      К финансовым охранительным правоотношениям  относятся те, которые возникают  в связи: с налоговым правонарушением, предусмотренным в гл.16 НК РФ. Кроме  того, к охранительным финансовым правоотношениям следует отнести правоотношения, возникающие в связи с: а) невозвратом либо несвоевременным возвратом бюджетных средств, полученных на возвратной основе; б) неперечислением либо несвоевременным перечислением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст.290, 291 БК РФ); в) нарушением порядка ведения кассовых операций и некоторые другие.8
      В зависимости от характера финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными и процессуальными.
      Материальные  финансовые правоотношения возникают на основе материальных норм финансового права, а процессуальные, соответственно на основе процессуальных финансово-правовых норм.
      К материальным финансовым правоотношениям относятся правоотношения, содержанием которых являются: обязанность налогоплательщика уплачивать налог, а право налогового органа - требовать его уплаты; право предприятия обращаться к финансовому органу за получением бюджетного кредита и обязанность финансового органа рассмотреть обращение и принять по нему решение и т.д.
      К процессуальным финансовым правоотношениям  относятся правоотношения: по бюджетному процессу; возникающие в ходе производства по делам о налоговых нарушениях; возникающие в процессе предоставления налоговых отсрочек и т.д.
      В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т.п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.
      В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности.
      Например, на стадии составления проекта бюджета  к ним относится обязанность  Правительства РФ представить в  установленный срок Государственной  Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.9 Процессуальные финансовые отношения являются вторичными и гарантирующими (обеспечивающими) относительно материальных правоотношений.
      Финансовые  правоотношения дифференцируются и по видам финансово-правовых институтов. Такая классификация актуальна всегда, ибо позволяет в горизонтальном срезе охватить все виды отношений, составляющих предмет финансового права.
      По  этому критерию финансовые правоотношения подразделяются на отношения:
а) по государственному (муниципальному) финансовому контролю;
б) бюджетные;
в) по финансам государственных и муниципальных  унитарных предприятий;
г) налоговые;
д) по неналоговым  доходам;
е) по государственному внутреннему долгу;
ж) по сметно-бюджетному финансированию;
з) по государственному внебюджетному финансированию;
и) по государственному страхованию;
к) по денежному  обращению и расчетам;
л) по валютному  регулированию.10
      Финансовые  правоотношения могут быть также  подразделены на имущественные и неимущественные на основании особенностей их объекта.
      Объектом  имущественных финансовых правоотношений является денежная субстанция - налог, трансферт и т.д. Объектом неимущественных  финансовых правоотношений таковая  не является. В качестве объекта  здесь выделяются: проект бюджета, бюджет как закон и плановый акт, деятельность по осуществлению финансового контроля и т.д.
      К имущественным финансовым правоотношениям  относятся отношения по: уплате налогов  и сборов в бюджет и государственные  и муниципальные внебюджетные фонды; бюджетному и внебюджетному финансированию; уплате неналоговых платежей и др.
      К неимущественным финансовым правоотношениям  относятся отношения по: бюджетному процессу; государственному финансовому  контролю; установлению налогов и  предоставлению налоговых льгот  и т.д.
      Финансовые правоотношения могут быть классифицированы и по структуре их юридического содержания. По этому критерию они подразделяются на простые и сложные. Простые финансовые правоотношения характеризуются тем, что их содержание состоит из одного права и одной обязанности. В сложных финансовых правоотношениях содержание состоит из нескольких взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей.
      Простые финансовые правоотношения в чистом виде, т.е. не как элемент сложного финансового правоотношения, встречаются  в финансовом праве, как и в других отраслях права, сравнительно редко. Например, простым финансовым правоотношением является правоотношение по установлению налогов. Здесь праву государства в лице представительного органа власти на установление налога корреспондирует обязанность не препятствовать его осуществлению.
      Сложные финансовые правоотношения преобладают  в финансовом праве. Среди них: межбюджетные правоотношения, правоотношения по бюджетному (внебюджетному) процессу, налоговые  правоотношения.
      Разграничение финансовых правоотношений возможно и по форме их проявления - на двусторонние и многосторонние.
      Двусторонние  финансовые правоотношения реализуются  на основании волеизъявления двух сторон финансового правоотношения. В многосторонних финансовых правоотношениях участвуют более двух сторон, каждая из которых выражает индивидуальную волю.
      Большинство финансовых правоотношений - двусторонние. К ним относятся правоотношения по: финансовому контролю, предоставлению финансовых отсрочек, рассрочек, освобождений (по налогам, госпошлине и проч.); установлению налогов и сборов; рассмотрению проекта бюджета и т.д.
      Однако  в финансовом праве имеют место  и многосторонние правоотношения. Так, трехсторонними финансовыми правоотношениями являются правоотношения по бюджетному финансированию. Одной стороной этого правоотношения выступает Федеральное казначейство (на уровне федерального бюджета), которое выделяет бюджетные ассигнования, а другой стороной является Главный распорядитель бюджетных средств (министерство, ведомство и т.д.), которому выделяются бюджетные средства, а третьей стороной является банк, через который непосредственно финансируется распорядитель бюджетных средств в рамках выделенных ему ассигнований из бюджета. Здесь воля каждой стороны правоотношения абсолютно индивидуальна, направлена на действия, отличающиеся от действий другой из сторон правоотношения.11 Помимо рассмотренных видов финансовые правоотношения могут быть подразделены:
а) по юридическому характеру взаимоотношений участников - на вертикальные и горизонтальные;
б) по субъектам финансового правоотношения, возникающим между:
- органами государственной власти; органами государственной власти и управления общей компетенции;
- вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;
- предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;
финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;
- финансовыми органами и гражданами;
- самими финансово-кредитными органами.
 


    Понятие валюты и валютных ценностей

    2.1.Понятие валюты

   Валюта (англ. Currency) - это денежная единица страны, используемая для измерения величины стоимости товаров. Понятие валюты рассматривается в нескольких аспектах: 1) валюта – счетная монетная единица страны, которая выражается обыкновенно монетой из того или иного металла определенного качества и веса. В случае выпуска бумажно-денежных знаков или банковских билетов говорят о банковской валюте, т.е. о счетной единице, на которой пишутся эти денежные знаки;12 2) валюта –денежные знаки иностранных государств, другие платежные и кредитные документы, выраженные в иностранных денежных единицах, применяемые в международных расчетах.13
   Уровень и состояние валютных отношений  зависит от множества факторов, прежде всего, от развития экономики, национальной и политической систем. Выделяют следующие виды валютных систем:                  
     1) национальная – совокупность  экономических валютных отношений,  посредством которых осуществляется  межгосударственный оборот платежных средств, формируются и используются валютные ресурсы страны;
     2) мировая – совокупность международных  валютных отношений, сформированных  в связи с эволюцией мирового  хозяйства и получившая закрепление  в международных соглашениях.  Мировая валютная система основана на резервной валюте, выполняющей функции международного платежного средства. Следует отметить, что мировая валютная система, помимо резервной валюты, может быть основана и на международной счетной денежной единице. Международная счетная денежная единица – валютная единица, своеобразный условный размер для сопоставления и соизмерения международных требований и обязательств, а также установления валютного курса. 14
   Валюта  РФ в правовом аспекте представляет собой:
     1) находящиеся в обращении, изъятые  или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов Центрального банка РФ и монеты;
      2) средства в рублях на счетах  в банках и иных кредитных  учреждениях в РФ;
     3) средства в рублях на счетах  в банках и иных кредитных  учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, заключенного Правительством РФ и Центральным банком РФ с органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства.
   Юридическое закрепление получило и понятие ценных бумаг номинированных в валюте РФ. К указанным бумагам относятся платежные документы (чеки, векселя),  эмиссионные ценные бумаги (включая акции и облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение эмиссионных ценных бумаг, и другие долговые обязательства, выраженные в валюте России.
   Иностранная валюта представляет собой:
     1) денежные знаки в виде банкнот,  казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;
     2) средства на счетах в денежных  единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. Свободно конвертируемая валюта обменивается без ограничений на валюту другого государства при осуществлении текущих валютных операций.
   Понятие валюты следует отличать от более  широкого понятия валютных ценностей.15

    2.2. Понятие валютные ценности

 
   Валютные  ценности - 1) ценности, стоимость которых выражена в валюте иностранной; 2) по законодательству РФ - иностранная валюта; ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте; драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий: природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий (Закон РФ от 9 октября 1992 г. №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»). Кроме того, в части осуществления ряда сделок к валютным ценностям фактически приравнен янтарь.16
   Валютные  ценности являются объектом валютного регулирования. Согласно пункту 5 статьи 1 Закона № 173-ФЗ к валютным ценностям в настоящее время относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
   Иностранная валюта занимает центральное место  в системе регулирования валютных отношений. Российское законодательство (ст. 140 ГК РФ) рассматривает категории «деньги» и «валюта» как идентичные по своей правовой природе понятия. Вместе с тем, «валюта» и «деньги» понятия не равнозначные, так как валютой становятся только те деньги, которые признаны мировым сообществом в качестве всеобщих эквивалентов. С точки зрения национального законодательства деньги рассматриваются как две самостоятельные категории. Первая - законное платежное средство, обязательное к приему на всей территории государства, вторая - иностранная валюта. На территории России обязательным к приему платежным средством является рубль (ст. 75 Конституции РФ). Основания, порядок и условия использования иностранной валюты в России определяются Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» или в установленном им порядке.
   Валютное  законодательство под иностранной  валютой понимает две различные  по своей правовой природе группы имущества. Первая - это наличная иностранная  валюта: банкноты, казначейские билеты, монеты, обладающие определенными признаками. К ней относятся денежные знаки, которые находятся в обращении и являются законным средством платежа в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения денежные знаки в том случае, если они подлежат обмену. Данный вид денег экономисты определяют как «символические деньги», то есть средства платежа, чья стоимость или покупательная способность в качестве денег превосходит издержки их производства или ценность при альтернативном использовании. Это только функциональные формы денег, сами по себе не имеющие никакой стоимости. Государство, пользуясь этими экономическими свойствами, придает им юридическое свойство - служить законным платежным средством. Законным средством платежа являются те деньги, которые национальное правительство провозгласило обязательными для приема при обмене на своей территории и в качестве законного способа уплаты долгов, в том числе - налогов. Изъятые или изымаемые из обращения денежные знаки утрачивают роль всеобщего эквивалента, но до тех пор, пока они подлежат обмену, сохраняют определенную стоимость, поэтому российское законодательство включило их в понятие «иностранная валюта».
   Вторая  группа имущества, отнесенного валютным законодательством к иностранной валюте, - это средства на счетах в денежных единицах иностранных государств, международных денежных или расчетных единицах, то есть иностранная валюта в безналичной форме.
   Правовая  природа наличной иностранной валюты и денежных средств на счетах различна. Наличная иностранная валюта по своей правовой природе является вещами, а вопрос о правовой природе безналичных денег на сегодняшний день еще не решен и является дискуссионным. Экономическая теория рассматривает эту особенность как проявление различных функций денег, но не разграничивает понятия деньги и денежные средства на счетах. В то же время не все зарубежные страны признают безналичные деньги законным платежным средством. Например, французское право основывается на предположении, что деньги являются реальной вещью, которой закон сообщает свойство платежного средства. Тем не менее, российское законодательство рассматривает в качестве иностранной валюты, наряду с наличными деньгами, и средства на счетах.
   Денежной  единицей иностранных государств является расчетная единица, признаваемая законным платежным средством иностранного государства, обязательная к приему на всей его территории и, как правило, эмитируемая национальным центральным банком. Под международной расчетной единицей подразумевается искусственная валютная единица, представляющая собой условный масштаб, применяемый для соизмерения международных долговых обязательств, платежей. Для обслуживания международных экономических отношений широко используются прототипы мировых денег, в частности, СДР и евро.17
   В качестве примера иностранной валюты в международных денежных единицах следует назвать СДР (Special Drawing Rights). Эта валюта эмитируется Международным  валютным фондом и распределяется между  странами - членами МВФ пропорционально  их квотам международных кредитных, резервных и платежных средств. Эти средства используются для урегулирования сальдо платежей балансов, пополнения официальных валютных резервов, расчетов с МВФ, соизмерения стоимости национальных валют стран, входящих в МВФ. Эмиссия СДР осуществляется только в форме безналичных перечислений путем записей по счетам стран - участниц системы СДР. Официально СДР могут использовать банки, предприятия, частные лица, но, тем не менее, вне МВФ специальные права заимствования используются ограниченно.
   Таким образом, иностранной валютой является имущество, определенное в Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», которое обладает особым правовым статусом в силу своего происхождения (эмитировано центральными банками  иностранных государств либо международными организациями) и способно выполнять роль всеобщего эквивалента в международных операциях. Иностранная валюта существует как в наличной, так и в безналичной формах. По статусу ее можно разделить на:
    - валюту соответствующего иностранного государства,
    - международную валюту (СДР),
    - региональную валюту (евро).
   Вторым  элементом понятия валютные ценности являются внешние ценные бумаги. Пункты 3 и 4 части 1 статьи 1 Закона содержат не существовавшие ранее в российском валютном законодательстве понятия соответственно внутренних и внешних ценных бумаг. Правильное разграничение ценных бумаг на внутренние и внешние весьма важно, поскольку внешние ценные бумаги, в отличие от внутренних, относятся к категории валютных ценностей. Внешние ценные бумаги - это ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Законом № 173-ФЗ к внутренним ценным бумагам, которые включают:
     - эмиссионные ценные бумаги, номинальная  стоимость которых указана в  валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
     - иные ценные бумаги, удостоверяющие  право на получение валюты  Российской Федерации, выпущенные  на территории Российской Федерации.
   Позитивных  условий отнесения ценной бумаги к числу внешних Закон не содержит. Отсутствие у ценной бумаги одного из необходимых признаков внутренней ценной бумаги является достаточным основанием для квалификации такой ценной бумаги в качестве внешней ценной бумаги.
   Следует обратить внимание на то, что, в отличие  от Закона РФ от 9 октября 1992 года «О валютном регулировании и валютном контроле», в новом законе законодатель исключил из состава валютных ценностей драгоценные металлы - золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг. Это вполне логично, т.к. в современных условиях целесообразна более четкая дифференциация объектов правового регулирования в данной сфере. Поэтому драгоценные металлы и природные драгоценные камни вполне обоснованно отделены законодателем от валютных ценностей как объекта правового регулирования и выделены в отдельный объект правового регулирования.18
   Понятие валютных ценностей включает в себя два элемента: иностранную валюту (наличную и безналичную) и внешние ценные бумаги. Возможности отнесения к числу валютных ценностей иных объектов Закон не предусматривает.
   Таким образом правовая категория валюта и правовая категория валютные ценности соотносятся как часть и целое.
 

    Общая характеристика страхования  и основ организации  страхового дела

    3.1. Страхование как  экономическая категория

   Страхование – это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами (страховой совокупностью). Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации (страховщика). Объективная потребность в страховании обуславливается тем, что убытки подчас возникают вследствие разрушительных факторов, вообще не подконтрольных человеку, как, например, стихийные бедствия. В подобной ситуации невозможно взыскивать убытки с кого-либо и заранее созданный страховой фонд может быть источником возмещения ущерба.
   Как экономическая категория страхование  представляет систему экономических  отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых  фондов денежных средств и их использование  на возмещение ущерба при различных рисках, а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни. Оно выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой – видом деятельности, приносящим доход. Источниками прибыли страховой организации служат доходы от страховой деятельности, от инвестиций временно свободных средств в объекты производственной и непроизводственной сфер деятельности, акции предприятий, банковские депозиты и т.д.
   Экономическая сущность страхования может быть показана через важнейшие понятия – экономические категории, отражающие в абстрактном виде некие совокупности однородных специфических экономических отношений. Выделим три такие категории, представляющие интерес в практике и познании страхования: экономическая категория страховой защиты общественного производства; экономическая категория страховой защиты собственности и доходов населения; экономическая категория страхования.
   Человеческое  общество может существовать, только производя материальные блага. В процессе производства на всех этапах движения общественного продукта от производства до потребления люди активно вступают в отношения с силами природы и в отношения между собой. Иначе говоря, общественное производство имеет две стороны: производительные силы (отношения людей с природой) и производственные отношения (отношения людей между собой в процессе производства). Противоречивый характер общественного производства, независимо от воли людей, порождает условия для возникновения чрезвычайных обстоятельств, наступления случайных событий, имеющих негативные последствия, а сам процесс общественного производства объективно приобретает рискованный характер.
   Рискованный характер общественного производства и необходимость компенсации  возможного ущерба является предпосылкой возникновения страховых отношений. В страховом риске нарушения непрерывности общественного производства и в соответствующих защитных мерах их совокупности и состоит сущность экономической категории страховой защиты общественного производства.
   Сущность  экономической категории страховой  защиты собственности и доходов  населения заключается в страховом  риске утраты собственности, здоровья и доходов населения, а также  в соответствующих защитных мерах  и в их совокупности.
   Экономическая категория страхования – это теоретическое выражение реально существующих общественно-производственных отношений между людьми по поводу предупреждения, локализации и преодоления негативных последствий чрезвычайных событий естественного и социального характера, а также по безусловному возмещению нанесенного ими ущерба.
   Экономические отношения страхования сложны и  многообразны. Одна из особенностей экономических  отношений, представляющих экономическую  категорию страхования, заключается  в том, что категория страхования  обладает рядом аналогичных признаков с категорией финансов. Как и финансы, страхование обусловлено движением денежной формы стоимости при формировании и использовании соответствующих целевых фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения доходов и накоплений. Однако финансы в целом связаны с перераспределением доходов и накоплений для возмещения ущерба, связанного с наступлением чрезвычайных событий. Тем самым страхование отличается вероятностным движением денежной формы стоимости.
   Для обеспечения замкнутой раскладки ущерба создается денежный страховой фонд целевого назначения, формируемый из фиксированных взносов застрахованных. Наличие страхового фонда в качестве материального носителя – черта категории страхования, которая сближает ее с категорией «финансы».
   Характерной чертой рассматриваемой категории  является также то, что страхование  предусматривает перераспределение  ущерба, как между территориальными единицами, так и во времени.
   Замкнутые отношения застрахованных, связанные  с солидарной раскладкой суммы ущерба, обуславливают возвратность собранных в страховой фонд страховых платежей. Страховые платежи каждого застрахованного, вносимые в страховой фонд, имеют только одно назначение – возмещение вероятной суммы ущерба в масштабе определенной территории (области, края, республики) и в течение определенного периода. В случае наступления чрезвычайного события вся сумма страховых платежей вернется в форме компенсации ущерба в течение принятого в расчет временного периода в том же территориальном масштабе. Признак возвратности средств сближает экономическую категорию страхования с категорией кредита. Именно кредитные отношения обеспечивают возвратность полученных денежных ссуд. Отмечая такую возвратность как характерную черту страхования, следует иметь в виду, что она относится, прежде всего, к страхованию жизни.
   Таким образом, общими чертами, объединяющими  страхование с финансами и  кредитом, можно считать, во-первых, их объективный характер и, во-вторых, единство денежной формы выражения.
   Финансовая система, как известно, объективно представляет собой инструмент стоимостного распределения. Страхование как часть финансовой системы также выражает свою экономическую сущность, прежде всего через распределительную функцию. Распределительная функция страхования в свою очередь находит конкретное воплощение в реализации специфических функций, свойственных только страхованию: рисковой, предупредительной и сберегательной.
   Главной из названных функций, безусловно, является рисковая функция, поскольку именно наличие риска стимулирует возникновение страхования. Есть риск, – есть потенциал для страхования со всеми его атрибутами, его проявлениями. В данном случае риск – это конкретное явление или совокупность явлений, потенциальная возможность причинения ущерба объекту страхования. По своему характеру риски подразделяются на следующие группы: объективные и субъективные, универсальные и индивидуальные, катастрофические, экологические, транспортные, политические, военные, технические и ряд других. Многообразие форм рисков, тяжесть наносимого ущерба, невозможность точного прогнозирования их наступления объективно вызывают необходимость проведения страхования. Именно в рамках осуществления рисковой функции и происходит перераспределение денежной формы стоимости между участниками страхования в связи с последствиями чрезвычайного страхового события.
   Предупредительная функция страхования реализуется в уменьшении степени риска и разрушительных последствий страхового события. Осуществляется предупредительная функция через финансирование за счет средств страхового фонда различных мероприятий по предупреждению, локализации и ограничению негативных последствий катастроф, аварий, несчастных случаев. Меры по предупреждению чрезвычайных событий и минимизации страхового ущерба носят в страховании название превенции. В целях реализации предупредительной функции образуется особый денежный фонд.
   Существо  сберегательной функции проявляет себя в потребности в страховой защите денежных накоплений населения, аккумулированных в коммерческих банках.
   Кроме названных специфических функций  страхование выполняет контрольную, кредитную и инвестиционную функции.
   Смысл контрольной функции заключается в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда. Осуществление контрольной функции производится через финансовый контроль за законным проведением страховых операций.
   Рассмотрев  функции экономической категории  страхования, можно утверждать, что  они выражают экономическую сущность страхования, указывают на общественное назначение страхования как самостоятельной экономической категории, играющей особую роль в системе экономических отношений, очевидных в свете уже произошедших и происходящих сегодня изменений в экономической жизни страны.

    3.2. Классификация страхования

   Страхование в своей деятельности опирается на теоретический и эмпирический методы познания и базируется на результатах ряда наук - экономики, статистики, теории вероятностей. Чтобы упорядочить разнообразие экономических отношений и создать единую и взаимосвязанную систему, необходима классификация страхования.
   Классификация страхования представляет собой научную систему деления страхования на сферы деятельности, отрасли, подотрасли и виды, звенья которых располагаются так, что каждое последующее звено является частью предыдущего. В основу классификации страхования положены два критерия: различия в объектах страхования и различия в объеме страховой ответственности. В соответствии с этим делением применяются системы классификации: по объектам страхования и по опасности. В более широком и конкретном смысле классификация страхования представляет собой форму выражения различий в страховщиках и сферах их деятельности, объектах страхования, категориях страхователей, объеме страховой ответственности и форме проведения страхования. На рынке действуют специализированные страховые организации, подразделяющиеся по форме собственности на государственные, негосударственные и реализующие страховой продукт по объему охвата страховых рисков в форме обязательного и добровольного страхования.
   Обязательное страхование выражает гражданско-правовые отношения, связанные с образованием и использованием ресурсов страхового фонда в силу закона. Именно через издание законов государство устанавливает обязательную форму страхования.
   Добровольное  страхование отличается от обязательного страхования тем, что указанные гражданско-правовые отношения возникают в силу волеизъявления сторон –страховщика (страховой компании) и страхователя (физического или юридического лица), которые закрепляются в заключаемом между ними письменном договоре страхования. В удостоверение заключенного договора страхования физическому или юридическому лицу вручается страховой полис.
   Сфера деятельности страховых организаций  охватывает внутренний, внешний и  смешанный страховые рынки. Это  организационная классификация сферы страхования как вида экономической деятельности. По форме организации страхование выступает как государственное, акционерное, взаимное, кооперативное. Особой организационной формой является медицинское страхование. Кроме того, отечественная практика последних лет позволяет самостоятельно обособить противопожарное страхование. (Близкий по смыслу зарубежный аналог – огневое страхование.).
   Государственное страхование представляет собой организационную форму, где в качестве страховщика выступает государство в лице специально уполномоченных на это страховых организаций. В круг интересов государства входит его монополия на проведение любых или отдельных видов страхования (определенных законом о статусе страховой деятельности).
   Акционерное страхование — негосударственная организационная форма, где в качестве страховщика выступает частный капитал в виде акционерного общества, уставный фонд которого формируется из акций (облигаций) и других ценных бумаг, принадлежащих юридическим и физическим лицам, что позволяет при сравнительно ограниченных средствах быстро развернуть эффективную работу страховых компаний. 
   Взаимное  страхование —  негосударственная организационная форма, которая выражает договоренность между группой физических, юридических лиц о возмещении друг другу будущих возможных убытков в определенных долях согласно принятым условиям. Реализуется через общество взаимного страхования, которое является страховой организацией некоммерческого типа, т.е. не преследует целей извлечения прибыли из созданного страхового предприятия. Это крупная организационная форма проведения страхования. Общество взаимного страхования выступает как объединение физических или юридических лиц, созданное на основе добровольного соглашения между ними для страховой защиты своих имущественных интересов. Общество взаимного страхования является юридическим лицом и отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Каждый страхователь является членом-пайщиком общества взаимного страхования. Минимальное количество членов-пайщиков определяется уставом общества. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует правовая база для деятельности, обществ взаимного страхования.
   Кооперативное страхование —  негосударственная организационная форма. Заключается в проведении страховых операций кооперативами.
   Медицинское страхование –  особая организационная форма страховой деятельности. В Российской Федерации выступает как форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель его – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств (в том числе в государственной и муниципальной системах здравоохранения) и финансировать профилактические мероприятия (диспансеризацию, вакцинацию и др.). В качестве субъектов медицинского страхования выступают гражданин, страхователь, страховая медицинская организация (страховщик), медицинское учреждение (поликлиника, амбулатория, больница и др.).
   Противопожарное страхование –  в Российской Федерации мера реализации Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности». Предусмотрено обязательное и добровольное противопожарное страхование. В качестве объектов этого страхования выступают имущественные интересы страхователя (застрахованного, выгодоприобретателя), связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, на случай его повреждения или уничтожения в результате пожара, в том числе действий по его тушению.
   Объект  страхования является материальным носителем всех признаков, в том числе и экономических интересов страхования. Объекты страхования разделяются на два класса: имеющие стоимость и не имеющие стоимости. По признаку стоимости в страховании выделяют отрасли страхования.
   Социальное страхование – это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам.
   Организация социального страхования базируется на следующих основных принципах:
– личная ответственность – сами работники  участвуют в финансировании страхования, размер выплат зависит от предварительных  взносов работников и их страхового стажа;
– солидарность – работодатели, трудящиеся и государство принимают финансовое участие в страховании, оказывая своими взносами материальную помощь (при наступлении страховых случаев) менее обеспеченным;
– организационное  самоуправление – руководство органами социального страхования осуществляется полномочными представителями работников и работодателей, что укрепляет солидарность двух социальных субъектов и страховых сообществ, делает систему социального страхования «прозрачной» для общественности, способствуя социальной стабильности, формированию демократического сознания населения;
– всеобщность  – социальное страхование распространяется на самые широкие круги нуждающихся  в нем, что выражается в законодательном  закреплении гарантий реализации прав застрахованных, порядка осуществления  соответствующих выплат и предоставления услуг;
– обязательность социального страхования независимо от воли и желания работодателей  и застрахованных, что находит  выражение в обязательном характере (по закону) уплаты страховых взносов  работодателями и работниками, а  также в определенных случаях и государством (из государственного бюджета);
– государственное  регулирование – законодательное  закрепление гарантий прав в области  страховой защиты, уровня выплат и  качества услуг, условий назначения пособий, контроля за правильностью  использования финансовых средств.
   Чтобы определить и проанализировать задачи социального страхования необходимо отметить его основные функции и  виды.
   К важнейшим функциям социального  страхования, как составляющей социальной политики относятся:
– защитная функция заключается в поддержании сложившегося материального уровня застрахованного, если обычный источник дохода становится для него недоступным, а также, когда ему предстоят дополнительные непредвиденные расходы, не предусмотренные в его привычном бюджете;
компенсирующая функция состоит в возмещении ущерба утраты трудоспособности и ущерба здоровью с помощью материального возмещения утраты заработка, а также оплаты услуг в связи с лечением и реабилитацией;
воспроизводственная функция заключается в том, что социальное страхование призвано обеспечивать застрахованным (и членам их семей)  покрытие всех расходов, достаточных для нормального протекания воспроизводственного цикла (что охватывает практически весь жизненный цикл) в случае болезни, старости, инвалидности, безработицы, беременности;
перераспределительная функция определяется тем, что социальное страхование значительно влияет на общественное распределение и перераспределение. Социальные выплаты увеличивают долю вновь созданной стоимости, направляемой на потребление застрахованным. Сущность функции заключается в разделении материальной ответственности за социальные риски между всеми застрахованными, всеми работодателями и государством;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.