На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Географическое расположение Франции в западной части Европейского материка. Франция высокоразвитая индустриально-аграрная, морская страна. Экономическая политика государства. Структура и особенности экономики, международные экономические отношения.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 14.11.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


22
Реферат
Основные тенденции экономического развития Франции
Москва 2008 г.
Содержание
    Общая характеристика Франции
      Экономическая политика государства 20-70-е годы ХХ века
      80-е годы ХХ века
      90-е годы ХХ века
      Особенности экономического развития Франции
      Структура и особенности экономики Франции
      Международные экономические отношения Франции
      Заключение
      Список литературы

Общая характеристика Франции

Франция расположена в западной части Европейского материка. Ее территория - 552 тыс. квадратных километров, а население - около 63 млн. человек. С юга страна омывается теплыми водами Средиземного моря, в котором Франции принадлежит о-в Корсика. У западных берегов страны ни днем, ни ночью не смолкает шумное дыхание волн Атлантического океана. А на севере Францию от северной соседки Великобритании отделяют морские проливы Ла-Манш и Па-де-Кале. На северо-востоке Франция граничит с Бельгией и Люксембургом. Далее, к востоку, возвышаются вершины Вогезов. Здесь проходит франко-германская граница. Достигнув реки Рейн, граница круто поворачивают к югу, поднимаясь все выше и выше: сначала на горные склоны Юры, по которым проходит граница со Швейцарией, а затем на покрытые снегами хребты Альп, отделяющие Францию от Италии. Здесь находится самая высокая гора Западной Европы - Монблан (4810 м). На юго-западе лежит менее высокая, но труднодоступная горная система Пиренеев. Она образует естественную границу Франции с Испанией и небольшим государством Андоррой. В древности на территории современной Франции жили племена кельтов (галлов) и страна называлась Галлией. В V в. Галлию завоевали франки - народ, пришедший с правого берега Рейна (от них страна получила свое название - Франция).

Во время, предшествующее второй мировой войне правительство Франции совместно с правительствами Великобритании и США потворствовало агрессивной политике фашистской Германии. Оно не препятствовало германским фашистам оккупировать Австрию и Чехословакию и этим способствовало развязыванию второй мировой войны. После того, как Германия в 1939 г. напала на союзницу Франции - Польшу, возмущение французского народа вынудило правительство объявить войну Германии. Но это была “странная война". Французское военное командование не собиралось воевать с Гитлером, и, когда в мае 1940 г. гитлеровские войска вторглись во Францию, реакционное французское правительство сдало Париж и капитулировало перед фашистскими агрессорами. Но в конце 1944 г. французские патриоты, воодушевленные победами СССР и его союзников над гитлеровской Германией, с помощью англо-американских войск освободили свою страну от германских оккупантов. Еще было много военных конфликтов, в которых Франция принимала участие. Несколько лет французские империалисты вели войну против восставшего Вьетнама.7 лет они вели войну в Алжире, народ которого требовал независимости. В 1956 г. Франция совместно с Великобританией и Израилем начала вооруженную интервенцию в Египет. Но Египет был поддержан многими миролюбивыми странами (в т. ч. и СССР). В 1961 г. во Франции резко активизировала свою деятельность Секретная вооруженная организация (ОАС). В стране возникла угроза фашизма, но правительстве удалось разрешить эту трудную ситуацию.

Франция высокоразвитая индустриально-аграрная страна. По объему промышленного производства она занимает четвертое место после США, Англии и бывшей ФРГ. Ее промышленность и сельское хозяйство очень разнообразны, как разнообразны природные условия страны. На рудниках Франции добывают много железной руды и бокситов, уголь и калийные соли; на горных реках построены гидроэлектростанции. На машиностроительных заводах создаются автомобили и локомотивы, станки и тракторы, моторы и различное оборудование; на верфях портовых городов строят суда. Химические предприятия производят кислоты, искусственное волокно, красители, пластмассы, медикаменты. Издавна Франция славится парфюмерными изделиями. Текстильные фабрики выпускают ткани хлопчатобумажные и льняные, из синтетического и натурального шелка.

Франция морская страна. У ее северных границ плещутся холодные волны, которые вымывают мягкие известняковые породы и образуют скалы самой причудливой формы. Людям пришлось много потрудиться, чтобы создать удобные для морских судов порты. Самый крупный из них - Гавр - расположен в широком устье реки Сены. Мощная бетонная дамба защищает многочисленные причалы и доки от морской стихии. Суда под флагами различных стран привозят в Гаврский порт тюки хлопка и шерсти, мешки кофе и риса, каучук, красное дерево для изготовления дорогой мебели, пряности и другие товары.

Экономическая политика государства 20-70-е годы ХХ века

Современная французская экономика - одна из наиболее мощных в мире. На рубеже ХХ и XXI столетий Франция занимала 6-е место в мире по объему ВВП и по удельному весу в мировом промышленном производстве, 5-е - по доле в мировом экспорте. Эти цифры особенно впечатляют при сопоставлении с аналогичными показателями начала века. Последние отражали совершенно иную ориентацию экономики: стремление капитала к возрастанию непроизводительным путем, невысокую концентрацию национального производства и его малые масштабы по сравнению с величиной государственного долга. Промышленность заметно отставала по уровню развития и по "весу" в хозяйстве от зарубежных соперников и от национальной финансово-кредитной сферы. Вследствие недостаточной индустриализации Франция оказалась предпоследней среди развитых стран по динамике роста в период 1870-1913 гг. Она пребывала в конце списка этих стран и по производительности труда, норме накопления, экспорту, по доле промышленности в ВВП.

Однако столь явное отставание не слишком ощущалось, пока экономика и бизнес имели возможность опираться на иные - внешние и неиндустриальные - источники прибылей и развития. Лишь к 20-м годам, с падением мирового спроса на ссудный капитал и, следовательно, со значительным сокращением объемов внешних ссудных операций во Франции активизировался поиск внутренних источников роста. Европейские страны активно наращивали промышленное производство. Франция не осталась в стороне от этого процесса. К уже существовавшим угледобыче, черной металлургии, общему машиностроению, основной химии постепенно добавлялись такие суперсовременные тогда отрасли, как цветная металлургия, автомобилестроение, самолетостроение и др. Ускорилось промышленное освоение колоний. И все же французская промышленность отставала от немецкой и английской.

После Второй мировой войны стало окончательно ясно, что возврата к ростовщическому и колониальному прошлому не произойдет. Обескровленная войной Франция превратилась из мирового банкира в страну-должника; в начале 60-х годов она полностью потеряла зарубежные владения - и это в момент развертывания НТР и западноевропейской интеграции. Экономика была поставлена перед необходимостью немедленного отыскания нового источника роста, которым в новых мирохозяйственных условиях могла быть только промышленность. Это требовало срочной коренной структурной перестройки: преодоления отставания промышленного сектора, в частности, тяжелой индустрии.

Эти задачи в основном были решены в третьей четверти ХХ в. На исторически короткий срок с момента послевоенного восстановления до первого энергетического кризиса (1949-1973 гг.) приходятся основные преобразования, которые произошли во французской экономике в ходе этого столетия. К ним относились существенное расширение притока ресурсов в промышленность, увеличение выпуска ее продукции, постепенная перестройка промышленной структуры в направлении повышения доли более современных отраслей и сопутствовавшая им активизация экспорта. Все это обусловило модернизацию структур ВВП по производству (повышение доли промышленности) и по потреблению (рост нормы накопления и экспортной квоты). Особенно динамичной индустриализация была во второй половине 60-х - начале 70-х годов.

Ее результату наглядно отразились на состоянии синтетического показателя развития - производительности труда. Разрыв в величине абсолютных показателей производительности между США и Францией в 1950г. был более чем двукратным, а в 1973г. составил всего 37%. Скачек производительности обеспечил существенное увеличение динамики и эффективности роста. Темпы ВВП составили в 1950-1973 гг.5,2%, что превышало аналогичные цифры как по Западной Европе, так и по "Европе Десяти" (соответственно 4,6 и 4,2%). За счет прироста производительности обеспечивалось 90-96% прироста ВВП.

Но и в эти годы Франция уступала Германии и Японии и по динамике промышленности и экономике, и по масштабам и глубине происходивших в них изменений. Доля Франции в ВВП и промышленном производстве развитых стран повысилась, но незначительно (в обоих случаях - менее чем на 1%). В начале 70-х гг. Франция невыгодно отличалась от основных конкурентов более низким уровнем концентрации, завышенным удельным весом аграрного сектора в ресурсах, производстве, экспорте, относительной структурной слабостью промышленности и промышленного экспорта, отличавшихся повышенными значениями легких и материалопроизводящих отраслей.

Следствием этих факторов являлась недостаточная конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, что выливалось в долгосрочное неравновесие торгового баланса, слабость национальной валюты, хроническую инфляцию. Все это дополнялось (особенно существенно - с середины 60-х годов) ростом материалоемкости общественного производства (в связи с акцентом в развитии индустрии на материалоемких отраслях и неконтролируемых ростом энергопотребления); увеличением удельных трудозатрат (вследствие непрестанного раскручивания инфляционной спирали основными социальными субъектами); ростом капиталоемкости (в результате масштабного инвестирования, осуществлявшегося в расчете на долгосрочный бесперебойный рост внешнего спроса). На микроуровне наблюдалось заметное повышение банковской задолженности компаний.

Указанные диспропорции в полной мере проявились со скачком цен на энергоносители и резким падением мирового спроса в первой половине 70-х годов. Их преодоление, совпавшее по времени с очередным этапом НТР и, соответственно, с необходимостью очередной адаптации к нему экономики и промышленности, было длительным и непростым. Трудности испытывали все страны Западной Европы. Но во Франции процессы ликвидации диспропорциональности, нового приспособления оказались особенно затянувшимися и тяжелыми. Во-первых, некоторые диспропорции (структурная слабость промышленности, завышенные трудозатраты) были острее, чем в ряде других стран. Во-вторых, в процессе преодоления трудностей отсутствовала согласованность действий основных воспроизводственных агентов. Каждый из них решал собственные задачи собственными методами, которые зачастую противоречили друг другу, тормозя общий ход развития.

Эти моменты особенно четко прослеживались в первое послекризисное десятилетие. После 1973 г. не только наблюдался перелом тенденции роста и обострение всех макропроблем; произошло троекратное падение прибыльности компаний. Предпринимателям пришлось восстанавливать ее практически в одиночку. На макроуровне в это время решались исключительно проблемы поддержания докризисных динамики потребления и уровня занятости, что в условиях низких темпов роста способствовало лишь дальнейшему повышению удельных трудозатрат. В течение 6-7 лет, до начала 80-х годов, чем больше сокращалось производство, тем сильнее увеличивалась безработица и падали темпы потребления, тем активнее боролось с их проявлениями государство, что лишь способствовало дальнейшему ухудшению ситуации. Предприятия сократили инвестиции, но справиться с задолженностью и существенно повысить прибыльность не смогли. При столкновении со вторым энергетическим шоком Франция пережила новый, еще более глубокий кризис.

80-е годы ХХ века

В 80-е гг. экономическое развитие Франции характеризовалось замедленными темпами роста, массовой безработицей, резкими сменами основных направлений государственного регулирования. Франция очень пострадала от "кризиса задолженности" развивающихся стран. Вынужденная переориентация значительной части экспорта от традиционных партнеров (стран третьего мира) в направлении развитых стран в полной мере выявила недостатки структуры национальной промышленности. Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли. За 80-е годы ее доля в промышленном производстве сократилась с 6,6 до 5,7%. Уменьшились экспортные возможности. Норма безработицы превысила 10%. Французская промышленность по-прежнему имеет недостаточную специализацию, с трудом приспосабливается к быстро меняющемуся спросу на рынках. Сравнительно низкая эффективность производственного аппарата связана с историческими особенностями развития экономики, которая в 50-60-е гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних связях большое место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах бывшей колониальной империи. Немаловажную роль в этом процессе сыграло доминирование в структуре хозяйства кредитного сектора, который обычно проявляет чрезмерную осторожность при осуществлении долгосрочных промышленных проектов.

Путь к решению важнейших макрозадач пролегал через быструю перестройку структуры промышленных производства и экспорта, что в свою очередь требовало скорейшего повышения рентабельности компаний. Между тем в это время в государственной экономической политике возобладали антипредпринимательский подход и антирыночные меры. Основным результатом подобных действий явилось резкое сокращение инвестиционной активности во Франции и массовый вывоз капитала за рубеж, что, разумеется, очень неблагоприятно повлияло на динамику основных показателей внутреннего спроса и на состояние платежного баланса.

Повышение процентных ставок для остановки потока экспорта капитала вызывало дополнительный рост банковской задолженности и еще ухудшало возможности восстановления прибыльности. Среди обострившихся в это время макропроблем следует особо отметить скачкообразный рост государственного долга: свертывание производства частным бизнесом и снижение реальных доходов населения обеспечивали сокращение доходной части, в то же время как расходная часть колоссально возросла за счет проводимых из бюджета санаций национализированных компаний.

Итоги развития первой половины 80-х годов были еще менее утешительными, чем в 1975-1980 гг. Но после 1986 г. положение стало постепенно улучшаться. Возрос мировой спрос, а мировые цены на энергоносители - снизились; к власти во Франции вернулись противники активного государственного регулирования. Предприятия начали постепенно ликвидировать задолженность, капиталовложения и экспорт пошли вверх.

90-е годы ХХ века

В это время Франция столкнулась с новой проблемой - высокой зависимостью от колебаний валютных курсов. Неустойчивость доллара, усиление валютной нестабильности в Европе после 1990 г. "привязали" французский франк, как и другие европейские валюты, к немецкой марке, заставляя Банк Франции следовать проводимой Бундесбанком процентной политике и повышать процентные ставки. Высокие процентные ставки повышали расходы по обслуживанию государственного долга и вынуждали государство мобилизовывать значительные средства на рынках капитала под большие проценты, так что вложения в производственный сектор становились невыгодными.

На протяжении 90-х годов сохранялся устойчиво высокий уровень безработицы (11-12%); она носила застойный характер, увеличивалась и ее средняя продолжительность. Если до 1974 г. рынок труда был весьма напряженным, то затем наблюдался постоянный рост безработицы (1974 г. - 2,4%; 1980 г. - 6,1%; 1990 г. - 9,0%; 1995 г. - 11,8%). В 1991 - 1995 гг. темпы роста занятости упали практически до нуля. Страх перед растущей и, казалось, непобедимой безработицей кардинально изменил и поведение потребителей, и оценки предпринимателями возможностей сбыта. Общим итогом стало падение инвестиций. Резко снизилось и личное потребление. Внутренний спрос "держался" только на государственном потреблении, и даже неплохая динамика экспорта не могла обеспечить ежегодного прироста ВВП больше, чем на 1,1%.

Негативные тенденции действовали во французской экономике довольно долго. Лишь после снижения процентных ставок в 1996 г. наметилось постепенное оживление, перешедшее в 1997 г. в подъем, который (при кратковременных и несущественных периодических ухудшениях конъюнктуры) продолжается и в настоящее время.

В 1990-х гг. экономика Франции пережила две волны реформ. Первая волна преобразований была связана с попыткой внедрения в экономику страны неоконсерватизма и олицетворяется с именем Аллана Жюппе, ставшего премьер - министром страны одновременно с избранием президентом Жака Ширака в 1995г. Вторая волна связывается с премьер - министром Лионнэлем Жоспеном, который стремился к сохранению социальной стабильности, но при этом проводил и мероприятия по разгосударствлению.

Первая волна. А. Жюппен был сторонником достаточно жесткой либеральной экономической политики. Он поставил задачу неоконсервативного реформирования хозяйство Франции. Предполагалось решить следующие задачи:

преодолеть кризис социальной системы экономики Франции, снизить ряд социальных гарантий;

выйти на уровень критериев Маастрихтского соглашения о состоянии государственных финансов стран, готовящихся вводить евро. С этой целью снижение расходов государственного бюджета путем урезания социальных программ должно было способствовать ликвидации дефицита бюджета и государственного долга страны;

провести налоговую реформу, что могло бы в последующем стимулировать экономический рост;

вести борьбу с безработицей, усиливая гибкость рынка труда;

провести широкомасштабную приватизацию и дерегулирование (т.е. процесс отказа от системы государственного регулирования) различных сфер экономики.

Реализуя намеченную программу, правительство Жюппе намеревалось отменить привилегии государственным служащим, что незамедлительно вызвало волну протестов по всей стране. Общенациональный социальный кризис поразил Францию в ноябре - декабре 1995г. государственные служащие были против реформ Жюппе, т.к это означало потерю прежних высоких социальных гарантий, завоеванных в 1968г. Частный же сектор поддерживал преобразования, но не сумел выступить столь же сплоченно, как профсоюзы, которые были главной оппозиционной силой правительства Жюппе. В результате реформы приостановились, Франция оказалась неготовой к неолиберальным преобразованиям. Жюппе пришлось продолжить развитие социального рыночного хозяйства.

Единственные программы, которые проводились даже несмотря на протесты профсоюзов и служащих, были приватизация, налоговые реформы и новый порядок иммиграции. В середине 1990-х гг. были приватизированы такие крупные французские гиганты как Banque Nationale de Paris, Elf Aquitaine, Rhone - Poulenc и т.д. Ставки налога на прибыль корпорации были снижены до 33?%, но одновременно с этим был повышен НДС. Был введен законопроект Дебре, усложнивший нелегальную миграцию. Пытаясь получить от избирателей карт-блашн на неоконсервативные реформы, президент Ж. Ширак летом 1997 г. назначил внеочередные выборы в Национальное собрание. Результат был обескураживающим. Большинство получили левые, а новым премьер министром стал Л. Жоспен.

Вторая волна. Правительство Жоспэна, став у руля правления в 1997 г., столкнулось с хронической (с 1990 г) стагнацией экономического роста, с высокой и постоянно возраставшей безработицей, с несоответствием показателей государственного долга и дефицита госбюджета требованиям Маастрихтского договора. Левое большинство Национального собрания и сам Л. Жоспен считали, что для Франции - страны с давними социальными традициями - консерватизм по американским или британским рецептам неприемлем. У Франции есть свой собственный путь развития, который вовсе не предполагает слом старого механизма. Принципы развития французской экономики пересматриваются медленно, постепенно, но, что самое интересное, реформы в неоконсервативном стиле теперь проводят левые. Преобразования Жоспена даже называют "тихой революцией" во Франции.

К сферам экономической жизни, в которых были осуществлены преобразования, относятся:

предпринимательство, в отношении которого пересмотрена прежняя фил и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.