На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 

                              Кафедра экономической  теории и маркетинга 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА
      по  макроэкономике  

     на  тему: «Государственное регулирование национальной                  экономики в условиях глобальных вызовов» 
 
 
 
 

      Выполнил
                                    Студент  гр.ФК-13   
                                    Охрименко Виталий  Сергеевич 

                                    Руководитель    
                                     Семенчукова Ирина Юзефовна 
 
 
 
 
 
 
 

      ВИТЕБСК
     2011  
 
 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение 3
    Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов
5
1.1. Понятие глобализации. Факторы развития глобализации 1.1.1. Позитивные последствия глобализационных процессов
1.1.2. Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации
1.2. Основные принципы и задачи государственного регулирования экономики
1.3. Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобальных вызовов
1.3.1. Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности
1.4. Обеспечение национальной  безопасности в условиях мировых вызовов
5 
10 

      11 
 

      15 
 

      22 
 

      24 

   
      25
2. Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики  
33
2.1. Экономическая безопасность белорусского государства 2.2. Меры белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности
33 
36
3. Модернизация системы мер по повышению эффективности государственного воздействия на национальную экономику  
47
Заключение 56
Список  использованных источников  
Приложения  
 
 

                                                        Введение
      Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью анализа изменений характера общественных отношений, происходящих в условиях глобализационного и интеграционного процессов, поиска путей экономического развития Беларуси в условиях формирования новой системы взаимосвязей в рамках глобальной экономики, региональных экономических объединений и интеграционного комплекса СНГ.
      Двадцатый век и в особенности последняя его декада обусловлены революционным развитием мирохозяйственных связей, стирающих границы государств и устанавливающих новые правила существования мирового сообщества. Благодаря информационным технологиям и возможностям размещения производств с неполным циклом в разных странах международное разделение труда стало не просто постулатом, а реальностью. Развитию глобализационных процессов в значительной степени способствует и возросшая роль международных экономических институтов, в рамках и по правилам которых действует большая часть мировой экономики. В то же время, наблюдается все возрастающий разрыв в экономической динамике развития развитых, развивающихся и в особенности слаборазвитых стран, что в значительной степени является производной глобализации. Отношение к глобализации неоднозначно, а иногда и диаметрально противоположно. Одни видят в ней угрозу мировой экономике, другие средство дальнейшего прогресса экономики. Глобализация представляет процесс, в рамках которого между структурами национального производства и финансов устанавливается взаимозависимость, обусловленная увеличением числа внешних сделок. В результате происходит новое международное разделение труда, при котором создание национальных богатств все более зависит от экономических субъектов других стран. Поэтому это требует более тщательного контроля за формами и методами ее развития со стороны государственных органов.
      Целью курсовой работы является теоретическое исследование влияния глобализации на государственное регулирование экономики.
      При этом в ходе работы предполагается выполнить ряд задач:
      - выявить сущность глобализации
      - рассмотреть функционирование национальной  экономики в условиях глобальных  вызовов
      - оценить конкурентоспособность  национальной экономики на мировом рынке
      - проанализировать систему мер  белорусского государства по  повышению национальной конкурентоспособности  и обеспечения национальной безопасности
      Объектом  курсовой работы является национальная экономика Беларуси.
      Предметом курсовой работы выступает влияние глобализации на государственное регулирование экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов 

      1.1 Понятие  глобализации. Факторы развития глобализации
      Глобализацией («globe» - земной шар) называют начавшийся в последние десятилетия прошлого века процесс возрастания взаимозависимости стран мира вследствие всё более тесной интеграции (сращивания) их национальных рынков товаров, услуг и капиталов. Развитие международной торговли и рост иностранных инвестиций являются основными составляющими этого процесса, который включает в себя также развитие научно-технического и культурного сотрудничества между странами, миграцию трудовых ресурсов, развитие международного туризма и многие другие аспекты сближения народов разных стран. Если коротко - глобализация есть процесс интеграции национальных, региональных, отраслевых рынков в мировой.[1,c.5]
      Национальные экономики, благодаря природным различиям, взаимодействовали всегда, тем не менее, о процессах глобализации стали говорить лишь в конце прошлого XX века. Нужно было преодолеть определенный критический порог в транснациональной мобильности факторов производства, чтобы стало возможным анализировать суммарное (синергетическое) влияние интернационализации на национальные экономики. Впервые понятие глобализации было использовано в статье в «Гарольд бизнес ревью» Т. Левитта для обозначения слияния рынков отдельных товаров, производимых ТНК. Широко эксплуатировалось это понятие в книге К. Омэ (Гарвард). Однако в качестве одного их основных концептуальных построений термин «глобализация» использовал лишь в 1981 г. американский социолог Дж. Маклин, в 1985 г. - Р. Робертсон выносит его в название своей статьи, в которой дает подробное толкование. Проблема глобализации оказалась одной из самых обсуждаемых на рубеже тысячелетий. В то же время некоторые ученые считают, что глобализации придается гипертрофированное значение.Другие полагают, что начало глобализационных процессов относится к концу XV века, когда колонизация стала объединять разрозненные экономические системы, и предлагают рассматривать первую стадию глобализации как процесс установления и упрочнения господства европейского капитализма.[2,c.94] Именно Европа на первой стадии глобализации рассеяла по всем континентам свои капиталы, свою технику, свои языки и своих выходцев. Нынешняя вторая стадия глобализации многими рассматривается как распространение американских ценностей.[2,c.51]
      Движущими силами глобализации являются следующие взаимосвязанные группы факторов:
      Первый фактор - политика свободной торговли. Открытию национальных рынков товаров, услуг, капиталов и отчасти труда способствовали неолиберальные экономические теории, активно проводимые в экономическую практику правительствами развитых стран с помощью международных институтов, таких как: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1994 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Таким образом, процесс глобализации сознательно стимулируется и направляется и, в первую очередь, волей политических лидеров большой семерки. Отказ правительств от политики протекционизма привел к резкому росту международной торговли и трансграничного движения капиталов. Либерализация торгового режима распространялась сначала в отношении товарных рынков, потом - в отношении рынков услуг, капиталов, фондовых рынков. На очереди либерализация рынков труда. На путь либерализации внешнеэкономической деятельности становится все большее число стран. Если в 1947 ГАТТ подписали лишь 23 страны, то в настоящее время в ВТО состоит 144 государства, на которые приходится более 90 % мировой торговли.
      Основные преимущества свободной, т. е. минимально связанной ограничениями международной торговли проистекают из упрощения выхода национальных производителей на мировые рынки товаров, услуг и капиталов. В результате экономика каждой отдельной страны, в том числе и Беларуси, с одной стороны получает возможность выиграть от участия в мировой системе разделения труда, а с другой - попадает в условия напряженной конкуренции, господствующей на мировых рынках. Глобализация позволит белорусским производителям специализироваться в тех отраслях, для развития которых в данный момент времени в стране имеются наиболее благоприятные условия, а конкуренция со стороны иностранных производителей заставит повышать качество продукции и снижать издержки производства. Все это, в конечном счете, приведет к повышению эффективности экономики страны, а потребители получат доступ к более широкому ассортименту товаров и услуг как внутреннего производства, так и импортных, по относительно более низким ценам.
      Второй фактор - борьба за право владения и распределения ресурсами, и в первую очередь энергетическими (нефть, газ). Данный фактор всегда способствовал интернационализации экономики - войны всех времен и народов были, как правило, направлены на завладение ресурсами на территориях других народов.
      Сеть нефте- и газопроводов, систем передачи электроэнергии, перекачивающих энергоресурсы из развивающихся в развитые страны, стала важным фактором глобализации. Потребление нефти в Европе превышает собственные достоверные запасы в 12 раз, у США - в 9 раз.
      Забота об энергетической безопасности развитых стран, интересы энергетических корпораций (а это крупнейшие корпорации мира), интересы стран-поставщиков энергетических ресурсов и их объединений, в первую очередь ОПЕК, оказывают чрезвычайно важное влияние на глобальную экономику посредством как экономических, так и политических факторов.
      Третий фактор - транснационализация производства. Политика свободной торговли, при сдерживающих миграцию рабочей силы ограничениях, привела к массовому перемещению части производств в регионы с дешевой рабочей силой, богатыми источниками сырья и ресурсов, или с высокой емкостью рынков сбыта. Данный процесс стимулировало ужесточение конкуренции на глобальных рынках, а также желание обойти барьеры и меры контроля. Рост конкуренции в свою очередь вызвал процесс слияний и поглощений в мировом масштабе, формирование транснациональных корпораций (ТНК) (термин ТНК используется для характеризации фирмы, которая действует в двух или более странах). Производство товаров и услуг ТНК растет намного быстрее, чем другие мировые экономические показатели. На зарубежные филиалы ТНК в настоящее время приходится одна треть мирового экспорта, ТНК получают две трети мировых прямых иностранных инвестиций. Вместе с тем законы свободного рынка не действуют внутри ТНК, где фактически реализуются принципы планового хозяйства, устанавливаются внутренние трансфертные цены, платежи типа роялти (за использование патента, интеллектуальной собственности), определяемые стратегией корпораций, а не рынком и позволяющие гибко управлять процессом налогообложения, выводя прибыль в оффшорные зоны, или в головные офисы, размещенные в развитых странах.
      Четвертый фактор - снижение транспортных и коммуникационных издержек. Эффект от феномена отмирания расстояния усилен снижением веса ВВП, виртуализацией и интеллектуализацией ВВП. Благодаря глобальной сети Интернет, позволяющей дешево и мгновенно передавать огромные объемы деловой информации, изменились расстояния, мир сузился. Передовые технологии резко сократили транспортные, телекоммуникационные и расчетные издержки и облегчили глобальную интеграцию рынков. «Если информация о производственных системах, проблемах с продуктами, кризисах в отношениях с клиентами, а также другие важные новости бизнеса долетают с одного конца организации на другой в считанные минуты, а не ползут целыми днями, если руководители могут тратить на решение вопросов часы вместо дней, выигрыш для бизнеса оказывается огромным. Эта нынешняя реструктуризация процессов - самое фундаментальное изменение в экономике после перехода к массовому производству» [Б. Гейтс]. В итоге для предприятий стало возможным и даже выгодным размещать свои подразделения в разных странах, группы исследователей и проектировщиков получили возможность работать над одним проектом в разных частях мира, изготовляя компоненты там, где это обходится дешевле всего, а затем отправляя в места сборки с минимальными затратами, и в итоге выполнять индивидуальные заказы потребителей. Организованную таким образом деятельность стали называть электронной торговлей или электронным бизнесом.
      Пятый фактор - интеллектуализация экономики. Ускорение научно-технического прогресса при высокой мобильности новых технологий и специалистов высокой квалификации привело к формированию «новой» экономики (сетевой экономики). Традиционно считалось - кто изобретает новые изделия, тот и производит их в течение начальных, самых прибыльных этапов жизненного цикла. В глобальном мире ситуация стала меняться - технологии новых продуктов перемещаются почти так же быстро, как капитал и естественные ресурсы.
      Шестой фактор - национальная безопасность. Процессы глобализации ускорила идеология «холодной войны» - наступление в мировом масштабе коммунизма в послевоенное время интегрировало противостоящий ему капиталистический мир в первую очередь путем создания военного блока НАТО и интеграции военно-промышленных комплексов, включая поддерживаемые им научные разработки. Распад социалистического лагеря вызвал следующий этап глобализации - интеграцию большинства посткоммунистических стран в глобальный мир. Сегодня мы на пороге интеграции большинства стран мира в антитеррористическую компанию, движущими институтами которой будут НАТО, ОБСЕ.
      Седьмой фактор - единое информационное пространство. Глобальное распространение информации, безусловно, демократизируют нашу жизнь, но, к сожалению, также унифицирует наши представления о мире, нашу культуру, наш язык, наши образовательные программы, наши потребительские вкусы. Вместе с тем единое информационное пространство, безусловно, упрощает интеграционные процессы, устраняет преграды на пути экономической интеграции. Очевидно, например, что выпускникам любой из сотен стандартных школ MBA из разных стран мира легче вести бизнес - переговоры, чем выпускникам SLOAN и Высшей партийной школы Советского союза.
      Восьмой фактор - интернационализация стандартов. Постепенное введение международных стандартов и правил типа ISO 9000, единых таможенных документов, транспортных накладных, финансовой отчетности способствовало международной торговле движению капитала. В Отчете Всемирного банка за 1999-2000 гг. Шахид Юсуф отметил: «Принятие единых правил в сфере регулирования банковских и финансовых операций было столь же значительным для развития торговли, как и создание всемирной паутины и введение международного стандарта товаров ISO 9000».
        Девятый фактор - формирование мировой финансовой системы. Существует, по крайней мере, девять причин, обуславливающих процессы финансовой глобализации:
      1. Рост мировой торговли товарами и услугами вызывает рост сопровождающих его денежных потоков.
      2. Транснационализация производства требует адекватного роста прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
      Возможность мгновенно перемещать финансовую информацию при снижении трансакционных издержек.
      Дерегулирование и либерализация правил перемещения капитала под воздействием неолиберальных экономических теорий.
      Интернационализация банковских систем.
      6. Интернационализация рынка корпоративных бумаг, акций.
      Формирование сети оффшорных центров.
      Режим плавающих курсов стал также мощнейшим стимулом финансовой глобализации.
      9. Изобретение производных финансовых инструментов.[1.12]  

      1.1.1 Позитивные последствия глобализационных процессов
        Позитивное значение глобализации  трудно переоценить: неизмеримо  умножаются возможности человечества, более полно учитываются все стороны его жизнедеятельности, создаются условия для гармонизации. Глобализация мировой экономики создает серьезную основу решения всеобщих проблем человечества.
        В качестве позитивных последствий  глобализационных процессов можно  назвать:[3,c.63]
       1. Глобализация способствует углублению  специализации и международного  разделения труда. В ее условиях  более эффективно распределяются  средства и ресурсы, что в  конечном счете способствует  повышению среднего уровня жизни  и расширению жизненных перспектив населения (при более низких для него затратах).
       2. Важным преимуществом глобализационных  процессов является экономия  на масштабах производства, что  потенциально может привести  к сокращению издержек и снижению  цен, а, следовательно, к устойчивому  экономическому росту.
       3. Преимущества глобализации связаны  также с выигрышем от свободной  торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны. 
       4. Глобализация, усиливая конкуренцию,  стимулирует дальнейшее развитие  новых технологий и распространение их среди стран. В ее условиях темпы роста прямых инвестиций намного превосходят темпы роста мировой торговли, что является важнейшим фактором в трансферте промышленных технологий, образовании транснациональных компаний, что оказывает непосредственное воздействие на национальные экономики. Преимущества глобализации определяются теми экономическими выгодами, которые получаются от использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровня ведущих в соответствующих областях зарубежных стран в других странах, в этих случаях внедрение новых решений происходит в краткие сроки и при относительно меньших затратах.
       5. Глобализация способствует обострению  международной конкуренции. Подчас  утверждается, что глобализация  ведет к совершенной конкуренции. На деле речь скорее должна идти о новых конкурентных сферах и о более жестком соперничестве на традиционных рынках, которое становится не под силу отдельному государству или корпорации. Ведь к внутренним конкурентам присоединяются неограниченные в действиях сильные внешние конкуренты. Глобализационные процессы в мировой экономике выгодны, прежде всего, потребителям, так как конкуренция дает им возможность выбора и снижает цены.
       6. Глобализация может привести  к повышению производительности  труда в результате рационализации  производства на глобальном уровне  и распространения передовых  технологий, а также конкурентного  давления в пользу непрерывного  внедрения инноваций в мировом  масштабе.
       7. Глобализация дает возможность  странам мобилизовать более значительный  объем финансовых ресурсов, поскольку  инвесторы могут использовать  более широкий финансовый инструментарий  на возросшем количестве рынков.
       8. Глобализация создает серьезную основу для решения всеобщих экологических проблем, что обусловлено объединением усилий мирового сообщества, консолидацией ресурсов, координацией действий в различных сферах.
        Конечным результатом глобализации, как надеются многие специалисты,  должно стать всеобщее повышение благосостояния в мире.  

      1.1.2 Негативные последствия,  потенциальные проблемы  и опасности глобализации 
        Все исследователи справедливо  указывают на то, что глобализация  экономики — достаточно противоречивый  феномен. С одной стороны, ее сущностные черты, рассмотренные выше, в целом способствуют повышению эффективности мирового хозяйства, экономическому и социальному прогрессу человечества. С другой стороны, как будет показано ниже, формы проявления этих черт нередко ущемляют интересы широких слоев населения во всем мире и целых стран, не входящих в известный "клуб" государств "золотого миллиарда". Нынешняя  неолиберальная  модель глобализации экономики несет в себе целый ряд негативных моментов, характеризуется острыми конфликтами между различными участниками хозяйственных и иных международных отношений. Глобализация не оправдала многих надежд, связывавшихся широкими слоями мировой общественности с преодолением раскола мира на две противоположные общественные системы, превратившим интернационализацию в действительно глобальный феномен. К противоречивым и негативным сторонам указанной модели следует отнести прежде всего следующие ее аспекты.
       1. Глобализация, к сожалению, стала  питательной средой для резкого  ускорения распространения трансграничной преступности. Так, глобализация товарных рынков особенно интенсивно протекает на нелегальных рынках оружия и особенно такого социально вредного продукта, как наркотики. Оборот наркоиндустрии уже соответствует примерно 8% мировой торговли. Наркобизнес по самой своей природе тяготеет к "интернационализму" и глобализму.[4] Общая обстановка глобализации на базе либерализации торговли способствовала реализации этих его сущностных черт. Во всяком случае, наркобизнес, пользуясь всемирной либерализацией в торговой сфере как средством для достижения своих неприглядных целей, сумел глобализировать трансграничную торговлю наркотиками — со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для всего человечества.
       2. Быстрое перенесение экономических  сбоев и финансовых кризисов из одних регионов мира в другие, а при сочетании ряда весомых негативных факторов — придание им глобального характера. Особенно это относится к миграции краткосрочных спекулятивных капиталов на финансовых рынках. При этом негативную роль играет электронизация обмена ценными бумагами через Интернет, хотя , телекоммуникационная революция весьма способствовала "сцеплению" мирового хозяйства и его прогрессу. Интернет накладывает определенные "клише" на поведение мировых финансовых брокеров и унифицирует их поведение в различных финансовых центрах. В результате в предкризисных условиях их действия часто складываются в одном и том же — негативном — направлении, давая "синергический" прокризисный эффект.
        От этого более всего страдают  не самые развитые государства. Так,  мировой финансовый кризис, затронувший и Беларусь, начавшийся в 2008 г. обусловлен финансовым кризисом в США.
       3. Процессы глобализации уменьшают  экономический суверенитет как  атрибут власти национальных  государств и потенциал экономического регулирования соответствующих национальных правительств, оказывающихся в растущей зависимости от "своих" и иностранных ТНК и их лобби. Нынешние ТНК пятого поколения, относящиеся к высшему эшелону такого рода корпораций, функционируют как автономные субъекты, определяющие стратегию и тактику своего мирохозяйственного поведения независимо от правящих в своей стране политических элит, которые скорее сами зависят от них и, во всяком случае, чутко прислушиваются к ним. Этот процесс, противоречащий принципам построения демократического государства, хуже  просматривается в США и других странах "золотого миллиарда" и, напротив, тем более очевиден, чем слабее то или иное государство в экономическом и военно-политическом отношениях. Иными словами, сложилось достаточно острое противоречие между глобализацией и национальным суверенитетом многих государств.
        В этих условиях  государство  не может столь же эффективно, как прежде, использовать традиционный  инструментарий макроэкономического  регулирования, как то: импортные барьеры и экспортные субсидии, курс национальной валюты и ставка рефинансирования Центрального банка. ТНК и ТНБ при необходимости противопоставляют подобным мерам свой мощный экономический потенциал и разветвленный механизм лоббирования своих интересов в различных странах, что нередко сводит на нет ожидаемый государством эффект от предпринимаемых мер, а нередко оборачивается даже во вред данной стране.
      4. Глобализация, существенно ослабив  традиционные национальные системы  государственного регулирования экономики, в то же время не привела к созданию таких международных механизмов регулирования, которые восполняли бы возникший в результате этого пробел. Исключением из правила в значительной степени здесь является лишь ЕС, особенно еврозона (Европейская валютная система). При этом в результате неудачно проведенного в 2004-2007 гг. расширения ЕС-15 до ЕС-27, наложившегося на многолетние депрессионные явления в экономике ЕС-15 и совпавшего по времени с началом давно назревшего глубокого институционального реформирования данного интеграционного блока, Евросоюз сам оказался в состоянии тяжелого адаптационного кризиса.[5]
      Так или иначе, глобализация уже повлекла за собой такую трансформацию  сложившейся ранее системы международных  экономических отношений, которая сделала последнюю менее предсказуемой, что существенно осложняет и разработку надежных долгосрочных прогнозов развития мировой экономики.
       5. Противоречие между  преимущественно  позитивными эффектами и сегодняшней  политикой глобализации. Нынешняя неолиберальная модель глобализации,[6,c.77] пропагандируемая и реализуемая главным образом в собственных интересах странами "золотого миллиарда" во главе с США, нацелена на извлечение наибольших выгод из ускоренного развития мировой экономики для высокоразвитых государств без достаточного учета интересов прочих стран. Именно поэтому в последние годы во многих странах получили широкое распространение движения "антиглобалистов".
        Так или иначе, то обстоятельство, что от глобализации больше  всего выиграли США (а вытекающие из нее минусы для этой страны обнаружить вообще довольно затруднительно), вряд ли подлежит сомнению. Так, именно благодаря глобализации США до сих пор справляются с огромным внешним долгом (он порождается ежегодными гигантскими дефицитами баланса по текущим операциям)[7]. При этом США, безусловно, продолжат беззастенчиво эксплуатировать уникальное местоположение доллара как мировой резервной валюты, используя ее эмиссию как инструмент покрытия гигантских торговых дефицитов и накопившейся внешней задолженности. "Такое поведение может позволить себе только вожак — любой другой немедленно бы обанкротился", — справедливо отмечает в этой связи Л.Мясникова, не без основания полагая, что в итоге международные кредиторы Соединенных Штатов, возможно, получат лишь пару центов на доллар.[8,c.4]
      Плоды научно-технологической глобализации прямо или косвенно используются всем человечеством. Однако в первую очередь они служат интересам  ТНК и стран "золотого миллиарда". По некоторым расчетам, только 15% населения планеты, сосредоточенные в этих странах, обеспечивают почти все мировые технологические инновации. Около 1/2остальной части человечества способна использовать имеющиеся технологии, тогда как 1/3 его изолирована от них, не способна ни создавать собственные инновации, ни использовать зарубежные технологии. В таком незавидном положении пребывают прежде всего народы стран, относимых ООН к категории беднейших (их около 50).[9,c.299]
      Что же в конечном счете глобализация несет странам — угрозу или  новые возможности? Однозначно ответить на этот вопрос практически невозможно, ведь баланс позитивных и негативных последствий постоянно изменяется. Однако "реальность состоит в том, что глобализация представляет объективное и совершенно неизбежное явление современности, которое можно притормозить средствами экономической политики, но нельзя остановить или "отменить", потому что таково требование современного общества и научно-технического прогресса". Как образно отмечает ряд авторов, джин глобализации вырвался на свободу и не стоит пытаться снова загнать его в бутылку. Странам необходимо адекватно реагировать на глобализационные процессы, чтобы адаптироваться к новым условиям и воспользоваться шансами, которые предоставляет интернационализация мировой экономики.
      1.2 Основные принципы и задачи государственного регулирования экономики
      Отношение к государственному вмешательству  в рыночную экономику было различным  на разных этапах ее становления и  развития. В период становления рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовала экономическая доктрина меркантилизма, основывающаяся на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. Меркантилисты 17 века – пионеры нормативной экономической теории – писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость.
      С расширением рыночных отношений  набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху своей деятельности. Неудивительно, что пришедшие в конце XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, негативно оценивавшего государственное вмешательство в экономику, сразу нашли огромное число поклонников. Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма впервые наиболее полно обосновал Адам Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» – личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Однако из центральных в учении А. Смита стала идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить регулирование ее государством. Лучший вариант для государства – придерживаться политики невмешательства в экономику. Поскольку главным координатором по А. Смиту, выступает рынок, рынку должна быть предоставлена полная свобода. Последователей А. Смита относят к так называемой классической школе. Они полагали, что, чем меньше государство вмешивается в экономику, тем эффективнее функционирует рынок, т.е. тем лучше для экономики.
      Современные неоклассические концепции (монетаризм, теория рациональных ожиданий) выводятся  именно из классических воззрений на рыночную экономику. Возврату интереса к классическим концепциям, характерному для последних десятилетий, предшествовал, период, в который было теоретически осознано и практически подтверждено, что надежды только на рыночную самонастройку могут поставить под вопрос само существование капиталистической системы. Переворот в классических воззрениях на роль государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Его работа «Общая теория занятости, процента и денег» была опубликована в 1936 г. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсинской революции», вызвали переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Доказывались невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственного вмешательства как средства, способного уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.
        Влияние кейнсинских идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. В теоретическом аспекте идеи Дж. Кейнса способствовали появлению нового раздела экономической теории – макроэкономики. Введенный им инструментарий лег в основу макроэкономического анализа и, постоянно совершенствуясь, успешно служит целям этого анализа. За прошедший период в сфере макроанализа выдвинуто немало новых теорий, в том числе и критикующие воззрения Кейнса. Немало, впрочем, и тех, которые лежат в русле кейнсианских идей. В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Дж. Кейнса, когда через соответствующий денежно-кредитный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний.
      Начиная со второй половины 70-х годов активно  стало обсуждаться негативное влияние  этой политики на производство (предложение). Новые практические рекомендации были выдвинуты сторонниками монетаризма и теории предложения. В них обосновалась идея, что и на макроэкономическом уровне нужно не столько непосредственное вмешательство государства через фискально-бюджетную политику, сколько его забота о создании финансовых условий для нормального функционирования рынка. Иначе говоря, предлагались меры косвенного воздействия на основе разумной денежно-кредитной политики. Механизм государственного регулирования не является раз и навсегда данным и неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями технологического развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования.
      В любом случае государственное регулирование должно быть эффективным, т.е. максимально использовать предпринимательскую энергию для углубления партнерства и катализации бизнеса. Оно эффективно в том случае, когда поддерживает те сферы, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами – здравоохранение, образование, макроэкономическая стабильность, защита неимущих и т.д.В разные исторические периоды индивидуальное и общественное (государственное) начала находили выражение в разнообразных формах организации экономической деятельности, по-разному взаимодействовали и сочетались друг с другом. В силу ряда причин (укрепление слоя частных собственников – предпринимателей, легитимизация идей индивидуальных свобод и ответственности и т.д.) в западноевропейских странах в конце ХVII – начале XIX в. индивидуальное начало заняло доминирующее место в экономике.[10]
      Обеспечивая возможность саморегулирования  экономики, рынок одновременно привносит  в хозяйственную деятельность потребность  в постоянном развитии. Мотивы и принципы экономического поведения в рамках рыночной системы (стремление к максимализации прибыли и конкуренция) не позволяют экономическим субъектам консервировать технологию и организацию производства.
      Роль  государства в механизме рыночной экономики – основная проблема современной экономической теории. Проблема порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих изменений в масштабах и инструментах государственного регулирования .В начале ХХ в. в рыночной экономике роль государства стала настолько значимой, что первая половина прошлого столетия вошла в историю как эпоха «государственно-монополистического капитализма».Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная нуждается в регулировании.
      Общая стратегия государственного регулирования  рыночной экономики базируется на следующих  принципах[11]:
    При прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально-значимые отрасли, которые не привлекают честный бизнес. (Из-за малой прибыльности).
    Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частным.
    Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.
    Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облечено.
    Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).
      Вмешательство государства в рыночную экономику  необходимо в случаях, когда имеют  место так называемые «провалы»  рынка, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения экономических и социальных проблем.  Составляемые государством социальные программы призваны: обеспечить материальную помощь гражданам с низкими доходами; предусмотреть разнообразные пособия многодетным семьям, безработным, инвалидам; обеспечить бесплатное образование и медицинское обслуживание. К "провалам" рынка относят и некоторые макроэкономические проблемы: общее неравновесие национальной экономики; взлеты и падения промышленного цикла; занятость и инфляция.
      Особенностью  рыночной организации экономики  является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить саморегулирование, возврат в нормальное состояние после слишком больших  отклонений от него, обеспечить равновесие всех элементов системы. Рыночные механизмы не только не устраняют, но, напротив, даже усугубляют нежелательные явления в экономике. Несовершенства рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства, административным регулированием и налоговой политикой.
        Рынки выступают наиболее эффективной системой организации взаимосвязей между субъектами хозяйственной деятельности. Эта система способна функционировать при наличии определенных условии, формируемых государством. К ним относятся:
      а) законодательное определение прав собственности;
      б) защита свободы индивидуального  выбора людьми той или иной формы  предпринимательской деятельности, разрешенной законом;
      в) гарантия приоритетов личных интересов  и экономической мотивации;
      г) использование конкурентного механизма  цен, прибылей и убытков;
      д) ограничение монопольных тенденций  в экономике.
      Государство должно вмешиваться в экономику  в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть позитивными и негативными. Негативные условия – это появление всякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут отрицательно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Роль государства заключается в выявлении этих тенденций и явлений, причин возникновения и принятия соответствующих мер по их устранению. Под позитивными понимается появление всякого рода положительных явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по поддержанию.
      Условиями для вмешательства государства  могут быть:
    требования национальной безопасности;
    социальная напряженность в обществе;
    негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, не конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т. п.);
    ухудшение состояния окружающей среды. 
      В связи с этим, государство для обеспечения экономической стабильности  должно выполнять ряд задач[12,c.13-21]:
      1. Обеспечивать правовую основу и социальный климат, способствующие эффективному функционированию рыночной экономики (системы).
      Государство берёт на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдение контрактов. Государство также устанавливает законные «правила игры», регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающих обмен товаров и услуг. Обеспечение рынка средством обращения, гарантирование качества продуктов, определение прав собственности и ответственности за соблюдение условий контрактов – все эти меры обуславливают увеличение объёма торговли. Они расширяют рынки и позволяют осуществлять всё более глубокую специализацию в использовании как материальных, так и людских ресурсов.
      2. Поддерживать конкуренцию.
      При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воли рыночной системы, ждут прибыль и упрочнение их позиций; уделы же тех, кто нарушает законы рынка,
      являются  убытки и в конечном счёте банкротство. При конкуренции покупатели – это хозяин, рынок – их агент, а предприятия – их слуга. Рост монополии резко изменяет эту ситуацию. Монополия – это ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объём предложения, а поэтому и на цену, продаваемого продукта. Монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок или манипулировать на нём ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать общий объём предложения монополисты могут искусственно ограничивать объём продукции и тем самым получать за неё более высокие цены, а очень часто и устойчивую экономическую прибыль. Монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов.
      3. Перераспределять доходы и материальные блага.
      Рыночная  система представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем обществу желательно. Рыночная система приносит очень крупные доходы тем, чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей и благоприобретённого образования, и мастерства. Рыночная система влечёт за собой значительное неравенство в распределении денежного дохода, а, следовательно, и в распределении национального продукта между индивидуальными и домохозяйствами. Несмотря на некоторый прогресс, бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой экономической и политической проблемой. Государство взяло на себя обязательство уменьшить неравенство доходов в нашем обществе.
      4. Регулировать распределение ресурсов для обеспечения общественными товарами и корректировать побочные эффекты.
      Экономистам известны два случая резкого нарушения  функционирования рынка, то есть ситуаций, в которых конкурентная рыночная система производила «не те»количества определённых товаров и услуг, либо оказалось не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на производство некоторых товаров, выпуск которых экономически оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов, или побочными эффектами, другой – с государственными, или социальными благами.
      5. Стабилизировать экономику.
      Самая важная функция государства заключается в том, чтобы стабилизировать экономику, т. е. помогать частной экономики обеспечивать и полную занятость ресурсов, и стабильный уровень цен.  Ключевой момент здесь сводится к тому, что уровень цен производства непосредственно зависит от общего, или совокупного, объёма расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, а это условие, в свою очередь, предопределяет необходимость добиваться высокого уровня использования и материальных, и людских ресурсов. 

      1.3 Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобальных вызовов
      Проблема  конкурентоспособности фирм, отраслей, стран — одна из наиболее актуальных и динамичных в мировой экономике, ибо на ее анализ влияют многие факторы, прежде всего изменения темпов экономического роста стран, уровень безработицы, место страны или фирмы в мировой экономике и т.п. Исследованием этой проблемы занимаются как мировые институты (Всемирный банк, ИКАО, МОТ, ОЭСР), так и отдельные зарубежные и отечественные ученые (Н. Говорова[13], С. Долгов[14], М. Портер[15], и др.). Значимость этой проблемы особенно возрастает в условиях растущей глобальной экономической конкуренции за право каждой страны занять достойное место в системе мирового хозяйства. Конкурентоспособность неразрывно связана сегодня с глобализацией, ибо она неопределима вне данного контекста.[16,c16]
      Беларусь  придает конкурентоспособности своих товаров и услуг приоритетное значение[17,c.72-75]. Завоевание подобающего места в мировой экономике в современных условиях необходимо для обеспечения устойчивого развития страны, роста благосостояния ее граждан, расширения взаимовыгодного сотрудничества в мире.
      Анализ  результатов современных исследований свидетельствует о том, что сегодня  на первый план выдвинулась проблема конкурентоспособности отраслей и  предприятий. Известный экономист  М. Портер показал, что термин «конкурентоспособная страна» не имеет решающего самостоятельного значения для процветания государства, так как цель последнего в экономике — обеспечить гражданам высокий (и повышающийся) уровень жизни. Конкурентоспособность национальной экономики обеспечивают конкретные предприятия, производящие товары и услуги, а предприятие должно прежде всего добиваться основных конкурентных преимуществ — минимизации затрат и дифференциации продукта.[15,c.67]
      С другой стороны, в условиях жесткой  конкуренции на мировом рынке  успеха отдельного предприятия недостаточно для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность страны. Отдельному предприятию даже с уникальной технологией трудно удерживать конкурентное преимущество, ибо оно зависит от надежных национальных поставщиков и сильных конкурентов. В настоящее время на мировом рынке конкурируют кластеры взаимосвязанных отраслей. Поэтому белорусская конкурентоспособность по сути зависит от конкурентоспособности основных отраслей ее экономики.
      Проблемы  конкурентоспособности рассматривались  разными авторами в рамках различных теоретических подходов. Несмотря на методологические различия, было признано, что национальная конкурентоспособность — одна из важных экономических и социальных проблем, находящихся в поле зрения государства. Наиболее подходящими для понимания и объяснения сущности глобальных факторов конкурентоспособности стран можно считать теории международной торговли и инвестиций М. Портера[15] и В. Смита[18],а также теории Ч. Киндлебергера[19] и Дж. Тобина[20] , объясняющие движение капитала различиями в условиях предпринимательской деятельности в разных странах и не увязывающие напрямую движение инвестиций с движением товаров. Этот подход вполне адекватен современным тенденциям развития мировой экономики (опережение роста мировой торговли над ростом мирового производства, роста мировых инвестиций над ростом мировой торговли, роста мировых портфельных инвестиций над ростом прямых инвестиций).
      Отмечая актуальность этих теорий, добавим, что  из поля зрения их авторов выпадает ключевой момент глобальной конкуренции, каковым является конкуренция стран, выдвигающая на первое место социальные факторы развития. Высшей формой конкурентных преимуществ у М. Портера является «движение инноваций», позволяющее максимально эффективно использовать любые мировые ресурсы.[15,c.102] Однако за «движением инноваций» (научно-исследовательскими, маркетинговыми разработками, развитием персонала и организации фирм) чаще всего стоит социальная сфера страны, воспроизводящая основные ресурсы фирм — человеческие. Данные ресурсы воспроизводятся за пределами фирм, но определяют потенциал развития последних. Это специфические страновые ресурсы международной конкуренции, которые представляют собой ключевые ресурсы глобальной конкуренции, ибо за право обладать и пользоваться ими в хозяйственной деятельности фактически разворачивается конкурентная борьба фирм. Но воспроизводят этот ресурс, как правило, не фирмы, а страны. Именно поэтому способность воспроизводить его, а затем пользоваться результатами этого воспроизводства — признак глобальной конкурентоспособности страны. Беларусь как страна с социально ориентированной экономикой может целенаправленно стремиться к достижению подобных целей и тем самым позитивно влиять на свою конкурентоспособность.
      1.3.1 Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности
      На  счет того какие факторы определяют конкурентоспособность фирмы, отрасли или даже страны имеется много теорий. Согласно модели стадий экономического развития, экономика на первой стадии развития опирается на факторы производства, обеспечивающие преимущества по издержкам, на второй стадии — на инвестиции, обеспечивающие эффективность производства, а на третьей — на инновации, создающие уникальную стоимость. Таким образом, важность инноваций для конкурентоспособности установлена относительно давно, однако до недавнего времени они рассматривались лишь как один из источников конкурентоспособности. Скандинавские исследователи утверждают, что именно инновации являются источником экономического роста и успешной торговли. Я. Фагерберг изучал, как влияют на конкурентоспособность инвестиции в исследования и разработки[21], а Б. Верспаген дополнил его работу, рассмотрев результаты подобных инвестиций, выраженных в количестве патентов[22]. Общим результатом этих исследований стал вывод о том, что инновации значительно увеличивают конкурентоспособность и влияют на отраслевую специализацию.
      Э. Вольф, исследуя отношения между  показателем общей факторной  производительности (ОФП) и отраслевой специализацией, обнаружил существенную взаимосвязь. Он доказал, что рост ОФП стимулирует развитие специфических для данной отрасли факторов производства, которые обеспечивают увеличение сравнительного преимущества этой отрасли. В ходе исследования были обнаружены факторы, обеспечивающие высокие уровни общей факторной производительности. Если фирма (или несколько фирм) обладают активами, связанными с технологиями, инвестиции в исследования и развитие, а также в обучение высококвалифицированного персонала являются важными составляющими для обеспечения быстрого роста ОФП и, следовательно, для повышения конкурентоспособности отрасли [23,c.113].
      Исследования  Я. Фагерберга ставили целью определить, какие факторы оказывают наибольшее влияние на конкурентоспособность. Автор рассматривал следующие факторы: прямые инвестиции в исследования; косвенные инвестиции в исследования, реализуемые посредством приобретения капитальных товаров у местных и зарубежных поставщиков; косвенные инвестиции в исследования, реализуемые посредством приобретения товаров у зарубежных поставщиков; среднюю заработную плату; инвестиции в физический капитал и объем спроса на внутреннем рынке. В результате исследования 22 отраслей в 10 странах было обнаружено, что, вопреки предположениям, размеры внутреннего рынка не влияют на конкурентоспособность, как и уровень заработной платы. Степень влияния остальных факторов имела различные значения в зависимости от величины страны и от того, относятся отрасли к высоко- или низкотехнологичным. Так, прямые инвестиции в исследования оказались в 2 раза более эффективными в высокотехнологичных отраслях, в то время как в низкотехнологичных большее значение имели непрямые инвестиции в исследования, а такие вложения в физический капитал. При этом конкурентоспособность отраслей больших стран зависит в основном от исследований внутри страны, а малых — от инноваций, получаемых из-за рубежа. Однако инвестиции в исследования и развитие оказались более эффективными, чем инвестиции в физический капитал, независимо от величины страны и для всех отраслей, а не только для высокотехнологичных. Более того, специализация в технологически отсталых секторах может привести к снижению экономического роста в стране [21,c.49].
      В свете этих выводов вызывают интерес  результаты анализа, проведенного экспертами белорусского Института приватизации и менеджмента. Они показывают, что по группе из 203 средне- и высокотехнологичных товаров, традиционно экспортируемых из Республики Беларусь, снижение конкурентоспособности за последнее время произошло по 112 товарам. При этом 12 товаров являются конкурентоспособными на мировом рынке, а инвестиционный импорт сохраняет перспективу роста, но, пока продолжает сокращаться [24, с. 21]. В нашей стране имеются все условия для реализации инвестирования в исследования и развитие — одного из факторов по-настоящему действенного механизма повышения конкурентоспособности отраслей белорусской экономики.
      В современных условиях конкурентоспособность  учитывает не только макроэкономические факторы, но и качество рабочей силы, ее способность практически внедрять инновации. Высокий уровень образования — важный двигатель национальной экономики, который (наряду с другими факторами) должен быть широко использован в процессе перевода белорусской экономики на инновационный путь и повышения ее конкурентоспособности.
      1.4 Обеспечение национальной  безопасности в условиях мировых вызовов
      Существует  несколько вариантов трактовки  экономической безопасности, вот  наиболее популярные из них:
      Экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально-направленное развитие страны в целом, достаточный экономический потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов, поддержание социально-политической стабильности общества.
      Экономическая безопасность - это система мер или комплекс экономических, геополитических, правовых и иных условий, направленных на защиту общенациональных интересов в сфере экономики, которые оказывают регулирующее воздействие и активно противодействуют внешним и внутренним угрозам; обеспечивают защиту жизненно-важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала; создают внутренний иммунитет и внешнюю защищенность от дестабилизирующих воздействий; обеспечивают конкурентоспособность страны на мировых рынках и устойчивость ее финансового положения; обеспечивают достойные условия жизни и устойчивое развитие личности.
      На  Западе широко распространен подход, в рамках которого экономическая безопасность рассматривается как живучесть национальной экономики в условиях экономических кризисов, а также способность экономики в целом и ведущих ее отраслей к обеспечению конкурентоспособности на мировой экономической арене. Согласно такому подходу конкурентоспособность страны является главным показателем уровня ее комплексного развития.
      Все эти формулировки, дополняя друг друга, четко определяют сущность экономической  безопасности и ее место в системе  национальной безопасности.
      Наиболее  важные сферы экономической системы, в которых реализуется процесс обеспечения экономической безопасности: производственная, продовольственная, внешнеэкономическая, финансовая, социальная, инфраструктурная.
      Производственная  безопасность рассматривается как защищенность экономических интересов (субъекта хозяйствования, общества и государства) в производственной сфере, то есть в процессе создания материальных благ и услуг от потенциальных угроз. Соответственно, целью обеспечения производственной безопасности является создание условий для стабильности функционирования производственных структур (отраслей, предприятий, фирм) и выпуска конкурентоспособной продукции с максимально эффективным использованием всех имеющихся ресурсов.
      Для Республики Беларусь в условиях становления  и развития цивилизованных рыночных отношений, обеспечение экономической безопасности в производственной сфере является стержневой основой реформирования всего народнохозяйственного комплекса и общества, приоритетной задачей национального развития.
      Под продовольственной безопасностью или экономической безопасностью в продовольственной сфере, следует понимать такое состояние агропромышленного комплекса, при котором обеспечивается реализация жизненно важных интересов по удовлетворению потребностей личности, общества в необходимых для жизнедеятельности продуктах питания. Продовольственная безопасность выступает важнейшей качественной характеристикой экономической системы, определяющей нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развитие АПК и всего народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов Республики Беларусь.
      Внешнеэкономическая безопасность - это создание условий для оптимального врастания национальной экономики в международное разделение труда и достижения баланса экономических интересов во внешнеэкономической деятельности. Наиболее актуальным в этом отношении является преодоление негативных факторов международного экономического развития, противоречий между интересами национальных субъектов хозяйствования и иностранными партнерами.
      Внешнеэкономические связи с позиции экономической  безопасности Республики Беларусь, должны обеспечивать создание максимально  благоприятных условий для использования  преимуществ международных интеграционных процессов для стабилизации и восстановления прогрессивных тенденций развития экономической системы республики, повышение конкурентоспособности отечественного производства, органичное и не дискриминационное встраивание в мировое хозяйство и, вместе с тем, гарантированную защиту национальных интересов на внутреннем и мировых рынках, эффективное снижение степени уязвимости Беларуси от внешнеэкономических угроз.
      Значимость  для республики налаживания стабильных не дискриминационных отношений  с иностранными партнерами обусловлена значительной зависимостью экономики республики от внешних поставок. Учитывая открытый характер экономики Беларуси, внешнеэкономические связи привносят в народное хозяйство мощные дестабилизирующие импульсы, и сами по себе несут угрозу некоторым базовым национальным интересам.
      Активизация внешнеэкономических связей, обусловленная  необходимостью интеграции в мировое  хозяйство, сопровождается расширением  зоны риска для национальной экономики  и требует от государства достаточно жесткой политики разумного протекционизма Зарубежный опыт однозначно свидетельствует, что на практике, особенно в переходные периоды к созданию рыночной экономики, национальные интересы первичны по отношению к любым глобальным схемам, региональным союзам и стратегиям их реализации. 

      На  эффективность внешнеэкономической  деятельности непосредственное влияние  оказывают угрозы резкого падения  цен на важные экспортные товары или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемую продукцию. Такие  резкие скачки цен при высокой  степени зависимости от внешнего рынка весьма опасны для состояния национальной экономики. Неблагоприятное влияние на нее может оказать и введение эмбарго на торговлю с каким-либо государством или группой государств, представляющих важные рынки сбыта или поставляющих продукцию для Беларуси. Кроме того, достаточно серьезной представляется проблема высокой степени ее зависимости от поставок отдельных видов продукции (например, энергоресурсов и комплектующих) из одной страны или группы стран. Такая объективная и особенно искусственно усиливаемая зависимость создает условия для политического давления на республику. Нельзя также допустить высокой степени финансовой зависимости от иностранных государств, которая давала бы кредиторам возможность навязывать Беларуси выгодную им экономическую политику и условия осуществления внешнеэкономических связей. Поэтому задачи обеспечения внешнеэкономической безопасности требуют проведения разнонаправленной, многовекторной внешнеэкономической политики с целью минимизации последствий односторонней зависимости экономики республики от какой-либо страны.
      Важным  фактором экономической безопасности при открытой экономике выступает  высокая конкурентоспособность  продукции, позволяющая поставлять ее на мировые рынки в таких  количествах, которые обеспечивали бы получение иностранной валюты в объемах, достаточных для оплаты возрастающего импорта. Конкурентоспособность производства должна содействовать не только расширению экспорта, но и более успешному соперничеству с иностранными поставщиками на внутреннем рынке.
      В стратегическом плане поддержание  высокой конкурентоспособности  на мировых рынках продукции отраслей машиностроения, особенно наукоемких, роль которых в мировом хозяйстве  возрастает, может опираться только на высокоразвитый национальный научно-технический потенциал.
      Большую опасность для экономики Беларуси представляет ситуация, когда более  половины объема ее экспорта приходится на ограниченный перечень товаров. Из опыта многих развивающихся стран  известно, что при высокой степени  зависимости национальной экономики от внешнего рынка такая структура экспорта в случае ухудшения мировой конъюнктуры по этим товарам ставит экономику на грань катастрофы.
      Дальнейшее  развитие внешнеэкономических связей Республики Беларусь с учетом стратегических задач по расширению интеграции ее экономики в мировой рынок должно сопровождаться, наряду с вывозом традиционных товаров, созданием более прогрессивной структуры экспорта путем его радикальной диверсификации, что также служило бы укреплению внешнеэкономической безопасности страны. При этом необходима государственная поддержка экспортоориентированных отраслей, способных обеспечивать поставки на мировой рынок конкурентоспособной продукции с более глубокой степенью переработки, в частности, продукции наиболее передовых, наукоемких отраслей. Такого рода деятельность государства осуществляется во всех развитых странах. Это один из важных элементов, обеспечивающих конкурентоспособность национальных товаров на внешних рынках.
      При обеспечении экономической безопасности во внешнеэкономической сфере важно  достичь оптимального состояния  и перспектив развития импорта. Конечно, при открытой экономике импорт возрастет, способствуя наполнению рынка разнообразными товарами, но это не должно приводить к ухудшению положения отраслей отечественного производства.
      Утрата  части внутреннего рынка белорусскими производителями связана не только с более высокими качественными  характеристиками иностранных товаров, но и с тем сложным положением, в какое попали наши предприятия в результате разрыва традиционных производственных связей с предприятиями других бывших республик СССР, резкого удорожания сырья и сокращения покупательной способности основной массы населения.
      При нормализации экономического положения в стране, модернизации оборудования, развитии кооперации с зарубежными фирмами многие отечественные производители товаров народного потребления, располагая высококвалифицированной рабочей силой, в состоянии не только поставлять свои изделия на внутренний рынок, но и выйти с ними на внешние рынки.
      С точки зрения экономической безопасности необходимо рассматривать и вопрос о привлечении иностранных инвестиций в нашу экономику. В условиях ее кризисного состояния, катастрофического падения  капиталовложений иностранные инвестиции могли бы послужить катализатором подъема в некоторых областях, а следовательно, и экономического положения в целом, способствуя тем самым укреплению общих основ экономической безопасности страны.
      Но, принимая меры к существенному увеличению иностранных инвестиций, необходимо учитывать и другие аспекты экономической безопасности:
      Во-первых, с учетом наших экономических и оборонных интересов следует определить не только отрасли, приоритетные для иностранных инвестиций, но и отрасли, закрытые для них, или сферы, где иностранные вложения ограничиваются и регулируются на основе лицензирования.
      Во-вторых, механизм привлечения иностранных инвестиций должен содействовать реальным вложениям иностранными субъектами хозяйствования финансовых и материальных ресурсов в белорусскую экономику, а не создавать условия для скупки ими за бесценок тех или иных объектов, составляющих наше национальное богатство.
      В-третьих, необходимо всегда искать пути для выбора наиболее эффективного варианта привлечения иностранных финансовых ресурсов.
      Одной из наиболее сложных внешнеэкономических  проблем, порождающих серьезные  угрозы для экономического положения  страны, является проблема внешнего долга.
      Высокий уровень внешней задолженности  ставит под сомнение наличие у республики возможности проводить вполне самостоятельную внешнюю, в частности внешнеэкономическую, политику с учетом собственных национальных интересов, поскольку сейчас страна вынуждена постоянно оглядываться на ведущие страны-кредиторы.
      Для облегчения проблемы задолженности нужно предпринять шаги, которые позволили бы не только уменьшить сумму самой задолженности, но также реально ограничить получение новых займов и кредитов. На получение новых кредитов и займов можно идти только для финансирования тех производственных проектов, которые гарантировали бы оплату кредитов в валюте в обусловленные сроки путем расширения экспорта продукции создаваемых объектов. Привлечение же внешних займов для покрытия государственных расходов, в частности дефицита госбюджета, представляется совершенно нерациональным.
      Для защиты коренных интересов республики должен быть предусмотрен широкий спектр экономических, политико-дипломатических, информационных средств воздействия  на наиболее опасные источники реальных и потенциальных угроз.
      Обеспечение финансовой безопасности в государствах с рыночной организацией хозяйства  осуществляется через реализацию бюджетно-налоговой  и денежно-кредитной политики, а  также через политику в области  валютного регулирования, которые  в совокупности определяют состояние в финансовой сфере и условия функционирования реального сектора экономики.
      Обеспечение финансовой безопасности напрямую зависит  от создания законодательно закрепленных условий хозяйственной деятельности, контроля со стороны государственных, в том числе и правоохранительных органов за соблюдением установленных норм и правил хозяйственной деятельности. Такое положение определяет необходимость четкого определения функций и компетенции каждого из субъектов обеспечения финансовой безопасности.
      Важнейшей составляющей экономической безопасности является социальная безопасность, так  как она оказывает непосредственное влияние на "главную производительную силу" общества, каковой является человек
      Устойчивое, стабильное развитие социальной системы - одно из главнейших условий национальной безопасности. Социальные взрывы представляют реальную угрозу самому существованию государства, его безопасности. Предотвращение таких угроз зависит от проводимой в государстве активной социальной политики, как основы социальной безопасности.
      Социальная  сфера является одним из ключевых элементов не только экономической  безопасности, но и всей системы  национальной безопасности. В ней  реализуются интересы личности, общества, семьи, а также классов, социальных групп, государства. Именно здесь проверяется прочность и гармоничность всего многообразия социальных отношений, а также конфликтность и бесконфликтность отношений между личностью и государством, личностью и предприятием.
      Таким образом, структура национальных внешнеэкономических интересов и угроз представляет многомерное поле, в котором взаимодействуют все отечественные субъекты внешнеэкономических связей с их зарубежными партнерами. Поэтому наиболее актуальной задачей обеспечения внешнеэкономической безопасности Беларуси является поиск оптимального соотношения между открытостью экономики и защитой национальных интересов. Данная проблема должна решаться в плоскости практических действий по определению степени открытости, разумных способов адаптации национальной экономики к жестким конкурентным условиям, нормам и требованиям мирового рынка, участию государственных структур в регулировании уровня внешнеэкономических барьеров и страховании отечественных производителей от значительных рисков интеграции в систему международного разделения труда, защите населения страны в социально-экономической сфере.[25] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики
      2.1 Экономическая безопасность белорусского государства
      Реальная  независимость страны и социально-политическая стабильность в обществе могут быть достигнуты, прежде всего, в условиях экономической безопасности государства.
      На  пути к ее достижению в Республике Беларусь сделано немало: сохранен и развивается промышленный и научно-технический потенциал страны, растет сельскохозяйственное производство, расширяется география и номенклатура белорусского экспорта.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.