На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Мнение историков о реформах ПетраI

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введние………………………………………………………………………….……..3
    Личность Петра I……………………………………………………………….….5
    Реформы Петра I и их характер………………………………………………......7 
        Военные реформы…………………………………………………………….….7
        Административные преобразования…………………………………… . .…...10
        Церковная реформа………………………………………….. …………. ….....13
        Экономические преобразования……………………………. …………. ….....15
        Изменения в области науки, культуры и быта………………………..............18
3.  Мнение  историков о реформах ПетраI..................................................................20
Заключение……………………………………………………………………............26
Список  литературы……………………………………………..…………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 

Введение
          Изменения во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Московская Русь превратилась в Российскую империю. В её экономике, уровне и форме развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные изменения. Коренным образом изменилось место и роль России в международных отношениях того времени.
       Сложность и противоречивость  исторического развития страны  в это время определили крайнюю противоречивость деятельности Петра I и осуществлённых им реформ. С одной стороны, они имели огромное прогрессивное значение, шли навстречу общенациональным интересам и потребностям, способствовали значительному ускорению исторического развития страны и были нацелены на ликвидацию её отсталости.
       С другой стороны - осуществлялись  крепостниками, крепостническими  методами и были направлены  на укрепление их господства. В результате петровских преобразований Россия быстро догоняла те европейские страны, где сохранялось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла ликвидировать отсталость от стран, вставших на капиталистический путь развития.
       В царствование Петра Первого  были проведены реформы во  всех областях государственной  жизни страны. Многие из этих  преобразований уходят корнями  в XVII век - социально-экономические  преобразования того времени  послужили предпосылками реформ  Петра, задачей и содержанием  которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.
     Эпоха преобразований Петра Великого всегда вызывала в России огромный интерес, который перерос границы страны и приобрел международный характер. Уже в ходе петровских реформ выявились их сторонники и противники, завязался тот исторический спор, отзвуки коего поныне дают себя знать не только в общественном сознании, но и в повседневной жизни.

     В отечественной и зарубежной историографии  время реформ Петра имело различные  трактовки, пределы которых простираются от безудержно положительных оценок до крайне отрицательных. Расхождения наблюдаются уже в вопросе об обусловленности петровских преобразований и их взаимосвязи с предшествующей эпохой. Если одни видят в них революционный, по сути, разрыв с прошлым (при этом такой взгляд разделяли как сторонники, скажем С.М. Соловьев, так и противники -"славянофилы" - реформ), то другие - напротив, естественную эволюцию, развитие тех процессов, которые определились уже в XVII веке.

               Данная работа ставит своей целью проанализировать преобразования Петра I. Дать оценку их положительным и отрицательным результатам, оценить правильность проведения этих преобразований, их последствия для России. Также необходимо провести анализ и сопоставить мнения историков разного времени, ознакомиться с личностью Петра I и на основании этого дать субъективную оценку петровских реформ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Личность Петра  I
     Петр I Великий (1672 – 1725) – выдающийся государственный деятель, московский царь, всероссийский император.
     Петр I — сложная, противоречивая личность. В его натуре сочетались совершенно противоположные качества. Доброта, иногда доходившая до необъяснимого всепрощения (так он относился к своим любимцам, к тем, кому полностью доверял, например, к А.Д. Меншикову) и жестокость, переходившая в столь же необъяснимое зверство (личное участие в казнях стрельцов, личное присутствие при пытках сына царевича Алексея). Склонность к неспешному философскому осмыслению действительности, любовь к мудрости (например, его беседы с немецким философом Лейбницем) и активная деятельность, личное участие во всех начинаниях, торопливость и импульсивность в принятии решений. Стремление к устроению своей жизни и жизни народа по строгим, рациональным правилам, жесткая регламентация самых сокровенных сторон жизни человека (например, обязательное посещение церкви, обязательные, четыре раза в год, исповедь и причастие) и собственное, нередко, безнравственное поведение. Смелость и мужество, не раз проявленные в боях, и периодические приступы страха. Безусловная личная религиозность и нелюбовь, а то и ненависть к Церкви и к традициям православной веры. И, наконец, искреннее желание превратить Россию в великую европейскую державу, имеющую большое политическое влияние, обладающую развитыми культурой и наукой, мощной промышленностью и полное отрицание старых русских традиций, неприятие древней России, погрязшей, как считал Петр, «во мраке невежества», т.е. неприятие реальной России.
     Но  все эти личные, противоречивые качества Петр I сумел подчинить главной идее — идее служения Отечеству и деятельному преобразованию своего Отечества в новых исторических условиях. И в этом его величие. Поэтому можно сказать, что в личности Петра преломились и отразились те объективные потребности и те объективные противоречия, которые существовали в России в тогдашних конкретно-исторических условиях.
        В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша    страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. В силу этого Россия не имела и собственного военного и торгового флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.
       Своим положением Россия привлекала  к себе жадные взоры соседних  государств - Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли.
       Необходимо было реорганизовать  армию, построить флот, овладеть  побережьем моря, создать промышленность, перестроить систему управления страной. 
       Россия XVII века самим ходом исторического  развития была поставлена перед  необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.
       Для коренной ломки старого  уклада России нужен был умный  и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I.
       История России до Петра Великого  и после него знала немало  реформ. Главное отличие Петровских  преобразований от реформ предшествующего  и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства. 
 
 

      
2. Реформы Петра  I. Их характер
     2.1.  Военные реформы
      
       До взятия Азова петровские  нововведения в армии не были  всеобщими, не касались всей  армии в целом. И только с  1698-1699 годов непосредственно начинается всеобъемлющая полномасштабная военная реформа.
       Петр I был убежден, что именно армия – наиболее совершенная общественная структура, что она – достойная модель всего общества. Воинские законы, построенные на проверенных опытом сражений принципах, по мнению Петра, с убедительностью показывали преимущества военной модели. Воинская дисциплина – это тот рычаг, с помощью которого, по мнению Петра, можно было воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность.
       За время Северной войны 1700-1721 годов была создана новая русская  армия, построенная на рекрутской повинности. Эта армия с той поры стала постоянной и регулярной, и в ней без различия сословия обязаны были служить все люди русского государства. Всего за период с 1699 по 1725 г. Было произведено 53 набора, и в армию взято 284 187 человек.
       Важнейшим моментом организации  новой армии были артиллерийские  части. У пехоты – это легкие  мортиры, пушки «калибром» (т.е.  по весу ядра) в 3 фунта, в  гренадерских ротах – тяжелые  гранаты, а гаубицы и мортиры  – кавалерии. В полевой артиллерии к 1725 г. было 2620 человек. В сравнительно быстрое время государство наладило производство обмундирования для армии. Оружейные заводы на Охте и в Туле, устроенные Петром, доставляли войску орудия и оружие.
       В ходе военных действий обретался  опыт ведения войны и постепенно  выявлялись основные принципы  стратегии и тактики.
       Накопление опыта обучения войск  и боевых действий отливались  в форме уставов, инструкций  и наставлений. Они стали появляться  с первых же лет Северной войны («Строевое положение», «Краткое обыкновенное учение» и др.)
       Содержание армии. К концу царствования  Петра регулярная армия насчитывала в своих рядах более 200 тысяч солдат всех родов оружия и свыше 100 тысяч нерегулярной казачьей конницы. Для 13 млн. населения петровской России это было тяжёлое бремя – содержать и кормить такое многочисленное войско. По смете, составленной в 1710 году, на содержание полевой армии, гарнизонов и флота, на артиллерию и другие военные расходы шло немного более трёх миллионов рублей, тогда как на остальные нужды казна тратила только 800 тысяч с небольшим: войско поглощало 78% всего бюджета расходов, и это ещё в военное время, когда значительная часть армии кормилась за счёт неприятеля, квартируя в завоёванных провинциях или за границей.
       Для разрешения этого вопроса  Пётр велел указом от 26 ноября 1718 года сосчитать количество  податного населения России, всем  землевладельцам, светским и церковным, было приказано дать точные сказки, т.е. сведения, сколько у них по деревням живёт душ мужского пола, включая стариков и младенцев. Затем точно определили количество солдат в армии и вычислили, по сколько душ, насчитанных по переписи, приходится на каждого солдата. Затем вычислили, сколько стоит в год полное содержание солдата. Тогда стало ясно, каким налогом следует обложить каждую платящую подати душу, чтобы покрыть все расходы по содержанию армии. По этому расчёту на каждую податную душу пришлось 74 копейки.
       Производство в чины и обучение. Производство в чины в петровской  армии происходило в порядке строгой постепенности. На каждое опустевшее место выбирался офицерами полка путём баллотирования достойнейший по их мнению; в чин до капитана утверждал командир «генеральства», т.е. корпуса – генерал-аншеф, а до полковника – фельдмаршал. Патенты на все чины до 1724 года выдавались за подписью самого государя. Производство в полковничьи и генеральские чины зависело от государя.
       В 1716 г. был издан «Устав  воинский», состоящий из трех  книг. Это был основной военный  закон, принятый как основополагающий  законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней. Распространение воинского права на гражданскую сферу вело к применению в отношении гражданских служащих тех же мер наказания, которым подлежали военные преступления против присяги. Ни до, ни после Петра в истории России не было издано такого огромного количества указов, обещавших смертную казнь за преступления по должности.
           Создание флота. Огромное значение  Петр придавал военно-морскому  флоту, его созданию и развитию. Неудачи первого Азовского похода  очень ясно показали, что без  сколько-нибудь сильного флота  причерноморскую крепость взять  невозможно. Поэтому Петр отдает указ о построении флотилии. Созданная в одну зиму флотилия была проведена по мелким рекам к Азову. Флотилия стояла в чужом море, где не было ни одной гавани, которая бы принадлежала ей. Корабли этой флотилии были построены из мерзлого дерева и, по словам иностранных экспертов, годились лишь на дрова. Петр делал все возможное со своей стороны для укрепления и развития флота, по этой причине на смену малограмотным мастерам были приглашены английские и голландские мастера, которые славились своим мастерством в этом деле. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Административные  преобразования
       Ключевский В.О. писал: "Преобразование  управления - едва ли не самая  показная, фасадная сторона преобразовательной  деятельности Петра; по ней  особенно охотно ценили и всю эту деятельность". Ключевский, вообще относившийся к деятельности Петра весьма критически, считал, что реформы управления проводились наспех, беспрограммно. Те или иные изменения в государственном управлении, административно-территориальном делении России диктовались военной необходимостью, а их главной задачей было как можно более эффективное выколачивание средств из народа для покрытия все растущих военных расходов (сам Петр называл деньги "артериею войны").
       Первой административной реформой  стало создание в 1699 г. особого  ведомства городов. Указами вводилось самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Отменялась власть воевод, отныне судом и сбором налогов ведали выборные бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская ратуша, выбираемая купцами Москвы. В ведении Ратуши находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Во главе Ратуши стоял обер-инспектор ратушного правления. Первым человеком, занявшим эту должность, был бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов.
       Но с ростом государственных  расходов Петр постепенно утрачивает  доверие к финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению перенести основную массу управления на места, так как "человеку трудно за очи все разуметь и править". В конце 1707 г. начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается создание восьми губерний, которые в свою очередь подразделялись на провинции: Московской, Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петербургской) , Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе пограничных губерний стояли генерал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции управлялись воеводами, при губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия как орган, приводящий в исполнения распоряжения и приказы; с 1710г. воеводы стали называться уездными комендантами. В подчинении у губернатора были вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом, губернская реформа фактически упразднила преобразования 1699 г., а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение.
       В 1710 г. была проведена подворная  перепись населения и была  установлена особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия военных расходов. Однако и эта реформа не дала желаемого эффекта, Северная война затянулась, и разместить в губерниях приписанные к ним полки не удалось. Денег по-прежнему не хватало, что создало благодатную почву для различных махинаций. Так, губернатор Казанской губернии Апраксин придумывал суммы "доходов" и предоставлял царю фальшивые ведомости по ним, демонстрируя радение о казенной прибыли.
       Эти две реформы вызвали полное  расстройство государственного  управления. В результате губернской реформы была уничтожена система приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы, так как Москва перестала ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал.
       Сенат и коллегии. Знаменитый  Сенат был «рожден» Петром  I как бы экспромтом. Отправляясь в Прутский поход в феврале 1711 г., Петр обнародовал указ: «Определили быть для отлучек наших правительствующий Сенат, для управления…». Состав его был невелик (9 сенаторов), да и создан он был как бы временно. Вскоре Сенат стал высшим судебным и управленческим органом.
         Постепенно пробивала себе дорогу  и такая реформа государственного  управления, как коллегия. Еще в  1711 г. был подан проект организации  особой коллегии для руководства  горной промышленностью. Три наиболее  важные коллегии (Военная, Адмиралтейская и Иностранная) стали работать  уже в 1718 г. Всего было учреждено 11 коллегий. Так была заложена основа унификации и бюрократизации государственного управления.
       В 1718 – 1722 гг. Сенат был реформирован. В частности, его членами стали все президенты коллегий. Была введена должность генерал-прокурора. С  появлением его стала действовать целая армия прокуроров во всех центральных и губернских учреждениях.
       В 1720 г. в Петербурге был  воссоздан на правах центрального  учреждения Главный Магистрат,  а на местах вновь образованы  городские магистраты, в какой-то мере отражавшие сословные интересы купечества. Наконец, в дополнение к Преображенскому приказу для решения дел политического сыска в Петербурге была учреждена Тайная Канцелярия.
       Важнейшим звеном административных  реформ было создание системы  судебных органов. На верху  этой системы были Сенат и  Юстиц-коллегия. В провинциях – хофгерихты, или надворные апелляционные суды в крупных городах России, и так называемые провинциальные коллегиальные нижние суды, которые тоже функционировали в крупных городах. В ведении провинциальных судов были гражданские и уголовные дела всех сельских жителей, а также горожан, не входящих в посад. Во всех остальных случаях действовал городовой судья. Это был так называемый единоличный суд.
       Таким образом, реформаторы стремились  создать суд, не зависимый от  исполнительной власти. Но на  практике из этого ничего не  вышло. Очень скоро воевода  обрел право контроля за судебными  инстанциями провинции. В 1722 г.  нижние суды были уничтожены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Церковная реформа
       Пётр I, став у кормила государственного  правления, видел глухое, а порою  и явное, недовольство духовенства теми преобразованиями, которые были начаты для модернизации России, ибо они разрушали старый общественный строй и обычаи, которым те были так привержены по своему невежеству. Как носитель государственной идеи, Пётр не допускал самостоятельности Церкви в государстве, а как реформатор, отдавший жизнь делу обновления отечества, он не любил духовенство, в массе которого находил наибольшее число противников того, что ему было самому более всего ближе.
       Когда в представлении Петра  всё противодействовавшее и враждебное  его реформам и замыслам воплотилось в лице духовенства, он решил обезвредить это противодействие, и к этому были направлены все его реформы, относящиеся к устройству церкви. Все они имели в виду:
       1. Устранение возможности вырасти  русскому папе — «второму государю, самодержцу равносильному или большему», каким мог стать, а в лице патриархов Филарета и Никона до известной степени становился, московский патриарх;
       2. Подчинение церкви державному  монарху. На духовенство Пётр  смотрел так, что оно «не  есть иное государство» и должно, «наравне с другими сословиями», подчиняться общим государственным законам.
       В 1701 вышла серия указов для  реформирования управления церковно-монастырскими  владениями и устройства монашеского  быта. Наиболее важными были указы  24 и 31 января 1701 г.
       В 1721 году Пётр утвердил Духовный  регламент, составление которого  было поручено псковскому епископу, приближённому царя малороссу Феофану Прокоповичу. В результате произошла коренная реформа церкви, ликвидировавшая автономию духовенства и полностью подчинившая его государству. 
       В России было упразднено патриаршество  и учреждена Духовная коллегия, вскоре переименованная в Святейший Синод, который был признан восточными патриархами равночестным патриарху. Все члены Синода назначались Императором и приносили ему верноподданическую присягу при вступлении в должность.
       Церковная реформа, главным образом,  заключалась в отмене патриаршества (с таким трудом приобретенного русскими царями!) и учреждении "Святейшего правительствующего Синода", которому стала подчиняться церковь. Сделал это Пётр для того, чтобы, наподобие западным королям, избавиться от морального контроля над собой церкви. Отмена патриарха и последующее ослабление участия церкви в жизни страны привело, в конце концов, к крушению русской православной монархии. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.4. Экономические преобразования
       Развитие промышленности. Уже в  XVII в. в России стало складываться  мелкотоварное ремесло, появились  первые мануфактуры. Однако экономическое развитие страны сдерживалось оторванностью от мировых рынков из-за отсутствия морских торговых путей.
       Решающий рывок в экономическом  развитии был сделан в первой  четверти XVIII в., при Петре I. Если за весь XVII в. в стране было основано около 30 мануфактур, то в первой четверти XVIII в. - около 200.
       Экономические преобразования, осуществленные  Петром Великим, проводились не по заранее разработанному плану. Они диктовались потребностями обеспечения армии в ходе Северной войны. Армия и флот требовали большого количества железа, леса, парусов, канатов, обуви, сукна и т.д. Главным металлургическим районом страны стал Урал, оттеснивший на второй план старые Олонецкий и Тульско-Каширский районы. В 1698 г. на Урале был построен Невьянский металлургический завод. В 1702-1707 г. были основаны еще 11 заводов. Это позволило удовлетворить потребность страны в металле. Уральское железо на долгое время оказалось лучшим в мире.
       Развивались и предприятия легкой  промышленности. Построены: Хамовный (полотняный), Канатный, Портупейный, Кожевенный, Шляпный, Суконный дворы, пуговичные, стекольные, хлопчатобумажные, силикатные и другие заводы.
       Русская мануфактура принципиально  отличалась от западноевропейской  не только своей тесной связью  с государством, но и характером  используемой рабочей силы. Если  в допетровский период на мануфактурах  трудились как по вольному  найму, так и по принуждению,  то при Петре I рабочие на  мануфактурах стали почти полностью  подневольными. Поскольку потребности  армии в рекрутах и податная реформа потребовали закрепления населения на местах, сыск беглых значительно ужесточился. В связи с этим в 1721 г. Петр I специальным указом разрешил владельцам покупать крепостных к заводам. В отличие от крепостных такие крестьяне именовались посессионными. Они считались собственностью не владельца, а завода и не могли быть проданы отдельно от предприятия.
       Таким образом, российская мануфактура  петровской эпохи, будучи буржуазным явлением по характеру организации производства (разделение труда, частичная работа на рынок) по способу эксплуатации рабочей силы оставалась феодальной.
       Развитие торговли. Стремясь пополнить государственную казну, Петр I стремился расширить торговлю. С этой целью были созданы крупные купеческие компании, был построен Вышневолоцкий канал, связавший Петербург с бассейном Волги. Планировалось и строительство Волго-Донского канала.
       Производство и сбыт многих  товаров были объявлены казенной  монополией и отдавались на откуп крупным купцам. Нередко монополистами становились иностранные купцы. Однако в конце Северной войны большинство монополий были отменены. Государство жестко контролировало торговлю, предписывая купечеству, в какие порты везти товары, какие строить корабли.
       Внешняя торговля развивалась  в соответствии с теорией меркантилизма.  Согласно ей основу государственного  богатства составляет накопление  денег в казне. Следовательно,  экспорт должен был превышать  импорт. Основным средством для обеспечения этого становился протекционизм, т.е. высокие таможенные пошлины на импорт производимых в стране товаров и поощрительные низкие пошлины на экспорт. В этом отношении политика Петра I продолжала и развивала российские традиции XVII в. Главным торговым портом стал Петербург, оборот которого превысил оборот Архангельска в 12 раз. Российский экспорт составляли в основном продукты сельского и лесного хозяйства: лен, пенька, лес, кожа. К ним добавились железо и полотно. Импортировались сукна, шелка, краски, вина, сахар, предметы роскоши.
       Русская буржуазия. Русская буржуазия, по сравнению с западноевропейской, оказалась в большей степени связана с режимом. Правительственные субсидии, казенные заказы, покровительственная таможенная политика - все это ставило буржуазию в зависимость от правительства. Будучи, по существу, феодальным сословием, купечество стремилось к получению льгот, привилегий, монополий, а наиболее богатые купцы старались приобрести дворянское звание. Если в Европе буржуазия боролась против сословных барьеров, то в России - за их укрепление. Все это при традиционной слабости институтов самоуправления в русском городе привело к тому, что русская буржуазия так и не стала самостоятельной политической силой, носителем идеи представительного правления.
       Налоговая политика. Главным источником средств, которых при Петре I требовалось особенно много в связи с многолетней войной, являлись налоги и подати. Традиционно в России существовало как прямое, так и косвенное налогообложение. Главным видом прямого налогообложения была подворная подать. Стремясь уменьшить платежи, крестьяне нередко сселялись по несколько семей в один двор. В 1718 г. была проведена перепись населения, что позволило перейти к подушному взиманию налогов. Однако из-за утаивания "душ" вслед за переписью была проведена ревизия, завершенная в 1724 г. С 1725 г. все многообразные налоги были заменены единой подушной податью в размере 74 коп. в год с помещичьего крестьянина, 1 руб. 14 коп. с государственного крестьянина или посадского человека.
       С введением подушной подати  общая сумма налогообложения  выросла почти вдвое. Помимо  подушной взимались также различные  разовые платежи (на строительство флота, дорог, и т.п.) и натуральные повинности (строительная, подводная, дорожная и др.).
       Подушная подать была распространена  на холопов, которые ранее не  платили государственного тягла. С введением подушной подати холопы потеряли право выходы на волю в случае смерти господина. Разница между холопами и крестьянами окончательно исчезла. Холопство как социальная категория прекратило свое существование.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.