Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


научная работа История проектирования Сталинска- Новокузнецка

Информация:

Тип работы: научная работа. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Новокузнецкий филиал-институт
государственного  образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Кемеровский  государственный университет»  

Экономический факультет 

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА СТУДЕНТА
по дисциплине: «История Кузбасса»
ИСТОРИЯ ПРОЕТИРОВАНИЯ СТАЛИНСКА-НОВОКУЗНЕЦКА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новокузнецк 2011
Министерство  образования и науки Российской Федерации
Новокузнецкий филиал-институт
государственного  образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Кемеровский  государственный университет»  

Экономический факультет 

Кафедра экономической теории  

                                                              
Студент группы ЭБ-10
                                                                           Кузьмина Л. С. 
 
 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА СТУДЕНТА
по дисциплине: «История Кузбасса»
ИСТОРИЯ ПРОЕТИРОВАНИЯ СТАЛИНСКА-НОВОКУЗНЕЦКА
                                                             
                                                                    Руководитель:
                                                                   доцент
                                                                    Е. Б. Макарчева ____________
                                                                    «___»______________20__г. 

                                  НИРС
              «защищена (не защищена)»
                                                                                                                                 Ненужное зачеркнуть
                                                                     _______________________
                                                                                                                        Подпись руководителя                                                                                                                              
                                                                    «___»______________20__г 
 
 
 
 

Новокузнецк 2011
    СОДЕРЖАНИЕ
Введение                                                                                                                      
    Начало проектирования Сталинска в 1931-1941 гг.
      От заводского поселка к городу
      Строительство социалистического города
    Сталинск в годы Великой Отечественной войны 1941-1945  гг.
    Строительство жилья и жизнь горожан в послевоенное время
    Новокузнецк в 1950-1980 гг. Строительство и архитектура города
Заключение
Список  использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
       Новокузнецк – один из старейших городов Сибири. Этот город до сих пор хранит в себе множество загадок и тайн, а так же не перестает удивлять нас своими историческими памятниками. А ведь действительно, если посмотреть, то наш город очень красив, разнообразен и привлекателен. Просто в настоящее время на это не особо обращают внимание. Но если по изучать историю Новокузнецка, то можно открыть для себя очень много интересных фактов, как все происходило, каким трудом и на какие жертвы шли люди, чтобы возвести город. Наверное, они это делали для своего будущего, для будущего своих детей. Но в настоящее время мало кто это ценит, мало, кто знает историю нашего города. Если бы люди больше интересовались тем с чего все начиналось, то может быть, они бы начали больше ценить и уважать, то, что создавалось векам и годами.
       Объектом  исследования данной работы является история Сталинска-Новокузнецка, предметом – история проектирования Сталинска-Новокузнецка.
       Цель  данной работы – изучение истории проектирования города.
       В рамках достижения намеченной цели поставлены следующая задача:
    изучение истории проектирования Сталинска-Новокузнецка в определенные периоды;
    рассмотреть и охарактеризовать основные архитектурные памятники города.
       При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования: анализ, синтез.
   
 
 
 
 

       1. НАЧАЛО ПРОЕКТИРОВАНИЯ  СТАЛИНСКА В 1931-
           1942 ГГ.
        1.1. От заводского поселка к городу
       Судьба  нашего города в 30-е годы столетия напрямую зависела от судьбы первого его промышленного предприятия КМК.
       Кузнецкий край издавна славился запасами угля и руды. Не одно поколение металлургов пыталось наладить здесь свое дело. В начале XIX века построили Гурьевский металлургический завод, который закрылся в 1908-ом году. К сожалению, царская Россия не вкладывала в Сибирский регион денег, так как имела металлургические на Урале и Юге. Поэтому до 1917-го года нашим краем интересовались в основном иностранцы – французские и немецкие промышленники.
       О нашем крае советская республика забыла почти на 10 лет. И только в 1926-ом году в стране возобновились  технические искания, вновь ожила  геологическая разведка, заговорили о постройке Кузнецкого завода. Но еще три последующих года КМК существовал только на бумаге. Инженеры-проектировщики – сторонники двух противоборствующих течений: американского и немецкого – вели ожесточенный спор о строительстве нашего завода.
       Пронемецкие инженеры доказывали, что у нас над отстроить небольшие, маломеханизированные печи, что сибирская глушь является слабым рынком сбыта и поэтому приобретать для будущего завода дорогое оборудование невыгодно.
       Сторонники  же американского проекта утверждали, что бояться мощных агрегатов и больших капитальных вложений не следует, так как все это будет оправдано значительным возрастанием потребности Советской страны в металле.
       Тогда в споре победили сторонники немецкой инженерии. Но к нашему счастью спор решила финансовая сторона вопроса; за разработку проекта КМК американцы затребовали меньше денег, нежели немецкие инженерные фирмы, –  всего 500 тысяч  долларов.
       15-го  января 1929-го года Совет народных  депутатов принял окончательное решение о строительстве нашего завода. Начальником Кузнецкстроя назначили Колгушкина, а главным инженером – Бардина.
       25-го  марта 1929-го года Бардин впервые  ступил на Кузнецкую землю.  На следующий день Бардин на  лошадях поехал осматривать строительную  площадку.
       Под строительство отводилась площадь  в 6 тысяч гектаров. На скупку всех старых избушек в округе для сноса  было потрачено 2 тысячи рублей.
       Чтобы начать работы, нужны были люди квалифицированные  – чертежники, механики, металлурга, строители. При этом они должны были быть готовыми к любым житейским лишениям, смелым и дисциплинированным.
       Строительство завода началось в короткие зимние дни конца 1929 года, когда столбик ртути в термометре редко поднимался выше 30 градусов мороза. На строительной площадке день и ночь горели костры, отогревая промерзшую землю. Тысячи комсомольцев, прибывших сюда из разных концов страны, рыли траншеи в мерзлом грунте, возводили фундаменты для металлургических печей, создавали гигантские цехи. Бардин был душой этой великой стройки. Его можно было встретить здесь и ранним утром, и глухой ночью, когда работы велись при ярком свете многих сотен прожекторов.
       Бардин  за время строительства сумел  изменить и технические условия  проекта. Хорошо зная площадку, он отметил, что расположить цехи можно лучше, чем предлагала американская фирма «Фрейн». Дело в том, что американцы ограничили площадь завода руслом речки Конобенихи. Летом это был ручеек, а весной — свирепая река. Иван Павлович нашёл, что, если построить плотину и отвести воду по каналу, площадь завода можно значительно расширить, а цехи его расположить более целесообразнее.
       Все это дало возможность значительно  увеличить мощность будущего завода. От 400 тысяч тонн чугуна в год она  поднялась до 1,5 млн. тонн.
       Никакие трудности не могли остановить Бардина; наоборот, они вдохновляли его; видимо, практика предыдущих лет вселила в него уверенность, что любые трудности можно и должно преодолевать. Он умел в любой тяжёлый момент сохранить самообладание, ненавидел нытиков, которых тянет на спокойную жизнь.
       Главный инженер смело дал разрешение и чертежи для взрывных работ, которые должны были подготовить  сооружение фундаментов под домны  и мартены.
       Строители досрочно заложили все фундаменты основных цехов, кроме прокатного. Такой размах работ, развернувшихся на площадке, был неожиданным для центрального управления, ведавшего строительством. К Бардину из Москвы полетели телеграммы. На каком основании, по кем утверждённому плану производится строительство основных цехов завода? Начальник строительства обращал внимание главного инженера на то, что утверждённого плана ведения работ ещё нет и он, Бардин, не имеет права возводить основные сооружения.
       На  все телеграммы и запросы Иван Павлович отвечал, что он имеет уже  обсуждённый и окончательно утверждённый план, составленный фирмой «Фрейн», и что считает его достаточным основанием для ведения работ.
       В конце февраля 1930 года на стройку неожиданно прибыла комиссия, по решению которой руководство стройкой было передано строительной организации «Стальстрой». Стройка замедлила темпы. После упорной борьбы Бардина со строителями решением ВСНХ за подписью В. В. Куйбышева структура «Стальстроя» была ликвидирована. Строителей снова подчинили руководству Кузнецкстроя. Все бразды технического руководства — и проектирование, и технический надзор, и непосредственное руководство организацией и ходом работ — снова перешли к Ивану Павловичу.
       Со  второй половины 1930 года начало прибывать оборудование, заказанное за границей, — экскаваторы, краны, тракторы, автомашины, передвижные электростанции, станки.
       1 мая 1930 года в праздничной обстановке был заложен фундамент доменной печи, а 1 апреля 1932 года в 3 часа 55 минут первая кузнецкая домна была задута. 3 апреля1932 году был получен первый чугун.
       Металл, выданный первой домной, разлили разливочной машиной и отправили в Москву. Участники торжества получили по плитке первого сибирского чугуна.
       Вслед за первой печью через месяц пошла  вторая. А вскоре выдал сталь мартен, затем запущен прокатный цех — вошли в строй действующих блюминг и рельсопрокатный стан.
       В 1932 году комбинат вступил в строй. Он был построен за 1000 дней. В этом огромная заслуга Ивана Павловича, который сумел мобилизовать людей на преодоление трудностей, связанных со строительством. Восемь лет проработал И. П. Бардин на посту технического директора КМК. За это время было полностью закончено строительство комбината, и он стал передовым металлургическим предприятием страны.
       1.2. Строительство социалистического  города
       В 1929-ом году становится ясно, что огромный приток населения на строительную площадку в предполагаемый заводской поселок  расселить не удастся. Прибывающие  на строительство завода рабочие  были вынуждены строить временное  жилье: многосемейные бараки, землянки и частные дома, часто расположенные  на случайных местах, на будущих  шахтных разработках.
         В декабре того же года Президиум  ЦК Союза строителей постановил: считать необходимым возведение  при КМК первого в Сибире социалистического городка.
       Жилищное  строительство отставало. В жилом  фонде Кузнецкстроя а одного человека приходилось 2 квадратных метра площади и 15 процентов составляли палатки, около 9 тысяч обитало в землянках. В этих условиях уже не было необходимости доказывать, что для строителей нужно создавать не временные поселки, а города.
       Фактически  к 1 мая 1930 года на стройплощадке работало 14 тысяч человек,  в июне – 32 тысячи, в октябре уже около 40 тысяч.
       По  данным переписи населения 1931 года в  Соцгородке уже проживало 45903 тысячи жителей. Лишь к марту 1931 года была создана комиссия по рассмотрению проектов жилищного строительства Кузнецкстроя, и постановление Совнаркома от 30 июня 1932 года «О месте строительства и проекта планировки города Новокузнецка» урегулировало споры специалистов. Под застройку отводился участок, расположенный на расстоянии 1-3 метра к югу-востоку от заводоуправления, ограниченный с севера рекой Аба, с юга – склонами горы у Сад-города и с востока – моховым болотом.
       По  заказу Кузнецкстроя была разработана программа закрытого конкурса на планировку города и жилой коммуны – социально-идеологической модели общественного бытия. Обобществление жизни и быта людей предполагалось строить на базе жилого комплекса, рассчитанного на 2-5 тысяч жителей,  где в нескольких зданиях, соединенных между собой, а иногда и под одной крышей должны были разместиться: жилье, детсады, столовые, кинотеатры и пр. Существовали и более крайне радикальные идеи – раздельной жизни пожилых людей и детей, которых следовало ограждать от вредных и чуждых влияний.
       Всесоюзный  конкурс победили братья Веснины. Но пока составлялись задание и программа, решалась судьба проекта, идея успела устареть ,поскольку планировалось 22 тысячи человек, а население к тому времени приблизилось к 40-45 тысячам.
       Иностранные специалисты привлекались как к  решению технологических проблем завода, так и к проблемам градостроительства.
       В качестве специалиста жилищно-гражданского профиля в 1930 году в Россию прибыл немецкий архитектор Эрнест Май. Им был  разработан в очень короткое время  проект планировки на 83 тысячи жителей. Площадка для города была четко очерчена Совнаркомом. По его проекту было намечено градостроительство первых кварталов капитальной застройки каменными домами.
       13 июня 1930 года началась постройка  первых десяти кирпичных 32-х  квартирных домов Соцгорода металлургов
       Построенные  в те года жилые дома Маевской застройки  по проспекту Энтузиастов и Хитарова, существуют и поныне.
       Дома  эти были трех- и четырехэтажными  с шириной корпуса 19 метров на бутобетонных фундаментах, квартиры состояли из 2-3 комнат, жилая площадь – 23 и 32-35 квадратных метров. Это было типовое жилье, учитывающее, прежде всего экономичность и лишь минимальные условия быта населения.
       Характерной чертой проекта планировки города была однообразная сетка улиц, подчиненная меридиальному и широтному направлению, и однообразная застройка, не учитывающая многих факторов, в том числе – местного климата. Архитектура домов была невыразительной.
       2 марта 1932 года новый город при Кузнецком металлургическим комбинатом объединяется со старым Кузнецком, а 25 мая город переименовывается в Сталинск.
       По  завершению строительства заводу требовались  высококвалифицированные, опытные кадры, которые было необходимо обеспечить благоустроенным жильем. Поэтому удельный вес капиталовложений в гражданское строительство возрос. Решению этого вопроса во многом способствовал партийный деятель Серго Орджоникидзе.
       3 августа 1933 года Орджоникидзе  издает приказ, которым определяется объем жилищного строительства до конца года, подчеркивалось, что все дома должны быть сданы в эксплуатацию полностью законченными, с канализацией, водоснабжением и центральным отоплением. На гражданское строительство брошены все силы. Привлекались металлурги, рабочие завода. После смены, на общественных началах, на воскресниках они занимались монтажом отопительных систем и освещением.
       Но  не только количественным увеличение жилищного строительства характеризуется 1933 год, но и изменением его качества.  Еще в 1932 году руководство задумалось о создании нового градостроительного проекта города, была поставлена задача – построить город в стиле строгой архитектурной выразительности. Кроме того, стал очевиден недостаток – отсутствие городского центра, столь необходимого для крупного города. Ведущая роль в его проектировании принадлежит талантливому архитектору Герхарду Козелю.
       К моменту работы Г. Козеля над центром, главная магистраль, по плану Эрнста Мая, уже была намечена, в направлении от железнодорожной станции в сторону жилых улиц Торцевая (ныне ул. Хитарова), Школьная (ныне пр. Пионерский). Она стала основой центра и названа проспектом Молотова (ныне пр. Металлургов). Проспект протянулся в меридиальном направлении ,с юга на север. Г. Козелю право застройки наиболее значительных по архитектуре сооружений 1930-х годов. Среди них кинотеатр «Коммунар», Театр Металлургов, Дворец культуры металлургов, главпочтамт, Сад металлургов. Созданный Козелем ансамбль определи новую пространственную структуру городского центра. Здание Почтамта начинает композицию. Расположившееся несколько дальше по ходу развития улицы, здание кинотеатра «Коммунар», заканчивает этот участок улицы. Первоначально кинотеатр получил имя «Звуковой» и был первым звуковым театром в Западной Сибири, построен в стиле позднего  конструктивизма, позже был реконструирован.
       Несколько дальше кинотеатра располагается здание клуба Металлургов, который спроектирован  Козелем совместно с архитектором Е. Уманским. Образовавшееся пространство между зданиями клуба и кинотеатра решено было организовать в виде живописного парка. Главный вход его был отмечен группой, для которой Козель сделал небольшую модель, изображавшую рабочих-сталеваров в работе.  Большие фигуры сталеваров создал скульптор Вилль Ламмерт, они были установлены по сторонам лестницы парка, расположенной со стороны проспекта. В этом же году (1936) на центральной площадке парка был установлен круглый по форме фонтан, на постаменте которого была вооружена группа двух рабочих, занятых бурением скважины, а ниже, располагались фигуры лягушек.
       В формировании общественного центра города включились и другие архитекторы: по проекту Николая Алексеевича Бровкина на проспекте Энтузиастов построен ресторан «Москва» с гастрономом, Павел Иванович Отурин спроектировал здание универмага на улице Кирова. На этой же улице появились дома московского архитектора И. Голосова.
       Город быстро рос ,острой стала проблема городского транспорта. Летом 1933 года получено разрешение наркомата тяжелой промышленности на строительство трамвайной линии 30 ноября первый трамвайный звонок прозвенел на площади Побед. Это был первый трамвай на всем обширном пространстве от Екатеринбурга до Владивостока.
       Прокладывались  шоссейные дороги, тротуары, дома объединялись в улицы, началось их озеленение. Площадка приобретала облик города.
       Начиная с 1936 года Сталинск интенсивно застраивался и благоустраивался, появились многоэтажные дома, общественные здания, школы. капитальные каменные дома появились не только в Центральном, но и в Абашевском районе, Куйбышевском и Южном (Редаково) районе.
       В 1941 году закончено строительство  жилого дома по проспекту Молотова (ныне пр. Металлургов №25). Проект разрабатывал молодой архитектор Н. Бровкин. Четкость плана, простота и монументальность делают этот дом и сегодня примером творческого подхода к решению извечной проблемы архитектуры жилого дома.
       Сталинск до войны уже имел свое лицо и был очень красивым городом. Однако жилищная проблема оставалась очень острой, благоустроенным был только центр, носивший название «Соц-города». В 1937 году больше половины работников Кузнецкого комбината жило все еще в бараках. Отставание жилищного строительства от роста населения было характерной чертой Сталинска, впрочем, и других городов, строящихся при новых промышленных предприятиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. СТАЛИНСК В ГОДЫ  ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ   
                ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ.
       22 июня 1941 г. в 16 часов местного времени жителям г. Сталинска по радио объявили о начале Великой Отечественной войны. На площади Побед, у Дворца металлургов, в цехах КМК состоялись многолюдные митинги. 
В 22 часа в адрес секpетаpя горкома ВКП/б/ В.А. Москвина была доставлена телеграмма о мобилизации, и с этого момента городской комитет партии приступил к работе по мобилизационному плану. Аналогичные постановления пришли в райкомы партии, в горком и райкомы комсомола. 
        Главной задачей партии и комсомола г. Сталинска стала помощь в обоpоне страны.

      Великая Отечественная война коснулась  каждого новокузнечанина: 64 тыс. человек призваны в армию в годы войны, более 9 тыс. из них не вернулись домой. 52 человека удостоены звания Героя Советского Союза.
      Жизнь города перешла на военные рельсы. В производственных цехах трудились  старики, женщины и подростки. Люди работали, не зная отдыха. Большой вклад  в победу внес КМК: в кратчайшие сроки  было освоено производство стали, разработана технология проката брони, из которой было сделано 50 тыс. тяжелых танков, 45 тыс. самолетов, 100 миллионов снарядов — почти половина всей военной продукции страны.
      Город стал одним из центров размещения эвакуированных промышленных предприятий из европейской части страны, число которых к концу 1941 г. достигло 55. В условиях военного времени были построены ферросплавный и алюминиевый заводы. Свой вклад в победу внесли и шахтеры города. Увеличение добычи коксующих углей спасло от топливного голода металлургию страны.
      С первых дней войны в Сталинск стали приходить госпитальные поезда с тяжелоранеными воинами. Всего же в городе дислоцировалось 11 эвакогоспиталей.
      Победу  помогали приближать и работники  искусства. В Сталинске располагались Московский театр оперетты, Новосибирский театр "Красный факел". Большой любовью зрителей  пользовались  выступления агитбригады клуба Строителей.
      Трудовые  заслуги жителей города в годы войны были оценены высокими правительственными наградами: Орденом Ленина, Трудового  Красного Знамени, Кутузова первой степени награжден комбинат, а город — орденом Октябрьской Революции (1981 г.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЬЯ И ЖИЗНЬ ГОРОЖАН В            
           ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ
       Война оставила тяжелое наследие для жилищного  строительства. В феврале 1945 г. Правительство утверждает программу жилищного и коммунального строительства в Сталинске на 1945 г. – сооружение каменных жилых домов общей площадью в 60 тыс. квадратных метров, 4 детских садов и такого же количества яслей, школу, больницу, 2-х бань, новой прачечной, новой линии водопровода и канализации. Однако, строители сдали лишь пятую часть жилья.
       В послевоенное время возведены 3-4 этажные  кирпичные дома в районе Ворошиловского шоссе (ныне пр. Строителей). Началось строительство жилых домов от Ворошиловского шоссе в южную сторону до соединения улицы с проспектом Молотова и до реки Абы. Этот район застройки в то время представлял из себя топкое болото, покрытое стоячими прудами, остатками русла Абы.
       Строительство северной части проспекта Молотова велось по проекту Н. А. Бровкина. От реки Абы до проспекта Строителей возведен большой комплекс четырех и пятиэтажных домов.
       Вместе  с северной частью проспекта Молотова, в 1947 г. По проекту архитектора Л. Лоскутова начал застраиваться проспект 25 лет Октября, находящийся в центре города. Проспект решен как единый архитектурный комплекс, отличительной чертой которого является крупный столичный масштаб жилых шестиэтажных домов. Шестые этажи этих домов имеют легкие открытые галереи с ажурной аркадой, создающую яркую игру света и тени.
       В 1947 году кузнецкий комбинат приступил  к строительству индивидуальных двухквартирных домов на Точилинской площадке и в районе совхоза «Садопарковый», для рабочих комбината на льготных условиях, с помощью государственного кредита. Дома строились кирпичные и деревянные с надворными постройками и земельными участками в 4-5 соток. Одновременно со строительством индивидуальных домов в Точилино развернулось строительство частного сектора. Таким образом, район предназначавшийся ранее для размещения капитальных многоквартирных домов, оказался застроенным частными, одноэтажными домами.
         По сравнению с периодом войны  жизнь улучшилась, но люди продолжали ютиться в тесных квартирах, плохо одевались и питались. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       4. НОВОКУЗНЕЦК В  1950-1980 ГГ. СТРОИТЕЛЬСТВО  И 
           АРХИТЕКТУРА ГОРОДА
       В Сталинске, несмотря на то, что в годы войны появились новые предприятия, по-прежнему уровень развития города определяло градообразующее предприятие КМК. Необходимость реконструкции первенца металлургии к этому времени вполне назрела. Существовали два пути реконструкции. Первый заключался в модернизации устаревших агрегатов и совершенствовании технологии. Второй путь подразумевал расширение комбината путем включения новых производств, он был более эффективен, чем первый. Но в, то, же время второй путь требовал больших объемов строительства. В результате был выбран второй путь возможной реконструкции комбината.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.