На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Филосовский взгляд на эволюцию научного познания

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 2
Основная часть 4
1. Формы знания. Развитие познания на основе этих форм. 4
    1.1 Мифология 4
    1.2 Религия как специфическая форма познания 6
    1.3 Обыденное познание 9
    1.4 Донаучное познание 10
    1.5 Анализ преднаучного этапа в развитии научного познания 12
2. Научное познание античного полиса (древняя Греция). Становление первых форм теоретической науки. 13
    2.1 Предпосылки развития научного познания. 13
    2.2 Первые попытки философского осмысления познания. 15
3. Научное познание в Средневековье. 17
    3.1 Влияние религии на научное познание в средневековье 17
    3.2 Наука в условиях средневековых университетов 18
4. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. 20
    4.1 Предпосылки и основания становления опытной науки 20
    4.2 Становление дисциплинарно организованной науки 22
    4.3 Размежевание философии и теологии. Самоопределение науки как особой области духовной деятельности. 23
    4.4 Дискуссии о методах научного познания: эмпиризм и рационализм 24
Заключение 30
Список литературы 32 

 


Введение

    В этой работе будет предпринята попытка проанализировать с философской точки зрения развитие научного познания на протяжении большого периода времени – от древних времен, до современного времени. Данная тема является довольно интересной, поскольку мы представляем научное познание именно таким, каким оно является в наши дни, но имеем ограниченное представление о том, каким оно было до, и как пришло к тому, что мы имеем сейчас. Так как само понятие научного познания неотделимо от понятия науки, будет так же рассмотрено и поэтапное развитие науки в более поздние периоды. Это даст возможность увидеть взаимосвязь процесса познания мира человеком и формы, которую это познание обрело.
    Для начала стоит определить, что такое  научное познание. Стремление человека познать этот мир осуществляется в различных формах – в форме обыденного познания, познания художественного, религиозного, наконец, в форме научного познания. И хотя научное познание выросло из обыденного познания, теперь эти формы существенно отличаются. Вот их основные отличия. Во-первых, у научного познания свой, особый набор объектов познания в отличие от познания обыденного. Научное познание ориентировано, в конечном счете, на познание сущности предметов и процессов, что вовсе не свойственно обыденному познанию. Во-вторых, научное познание требует выработки особых языков науки. В-третьих, в отличие от обыденного познания, научное вырабатывает свои методы и формы, свой инструментарий исследования. В-четвертых, для научного познания характерна планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования. Наконец, отличны в научном и обыденном познании способы обоснования истинности знаний.
    Современное определение научного познания имеет  следующий вид – процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. При этом научному познанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов. В научном познании используются специальные методы исследования, а также оценивается качество получаемых знаний на основе принятых научных критериев. Результаты  научного познания достигаются путем исследования субъектом объекта. Различают два уровня исследования – теоретический и эмпирический. Каждый из них предполагает использование свойственных ему методов получения новых знаний. Эмпирическое исследование предполагает выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, эксперимента, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Теоретическое исследование – это познание, осуществляемое на уровне абстракции. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы и т.д.
    Таким научное познание стало в наши дни. В древние времена такого термина не существовало, человек просто стремился познать этот мир, никак еще не систематизируя этот процесс. В то время не было никаких методологий, по которым человек следовал в процессе получения новых знаний, не было никаких критериев оценки достоверности знаний. В основном, это было простое описание видимых природных явлений, примечание систематически повторяющихся явлений, и так далее. Попыток объяснить эти явления не было, если, конечно, не брать в расчет связывание этих явлений с божественными силами. Новые знания передавались в то время от родителей к детям, и здесь очень многое зависело от специфики профессии.
    Поскольку мы будем рассматривать эволюцию научного познания, также стоит определиться и с этим термином. Эволюция – это процесс развития, совершенствования какого либо объекта или системы, состоящий из постепенных количественных и (или) качественных изменений. Следует отметить, что эволюция научного познания шла бок о бок с эволюцией самого человека, а эволюция человека тесно связана с процессом накопления, хранения и передачи информации по наследству. Именно информация формирует у человека определенный тип психики. В конечном итоге это отражается и на научном познании. Поэтому, чтобы определить самые истоки научного познания, необходимо рассмотреть какие существовали и существуют формы знания. Исторически первой известной науке формой знания является миф. 

Основная  часть

1. Формы знания. Развитие познания на основе этих форм.

1.1 Мифология

    Миф в греческом языке означат: слово, имя, наименование, в котором получают обозначение и осмысление явления природы и общества. Свойственная человеческому разуму потребность выхода за пределы опыта реализуется первоначально в форме мифа. Его цель – объяснение тех природных явлений и человеческого бытия, которые человек не может понять, опираясь только на обыденное познание. Миф повествует о событиях в высшей степени универсальных: о смерти и бессмертии человека, возникновении мира, о героических деяниях, достижениях культуры (например, миф о похищении огня Прометеем) и т.п. Ведь человека издревле волновали такие явления, как рождение и смерть, происхождение мира, в котором он живет, что такое огонь и как человек им овладел, откуда появились озера, что такое гроза и т.д. Миф представляет собой тот способ понимания и объяснения явлений природы и жизни человека, который обусловлен особенностями мышления первобытного человека. А это мышление антропоморфное, человек объясняет мир из самого себя, видит мир таким же одухотворенным и разумным, как и он сам. Миф – это древнейшая форма освоения мира, обобщающая в одном слове множественные конкретности жизни. Отождествляя свои человеческие особенности с миром природы, человек создает метафоры, перенося характерные свойства, признаки одного предмета на другой. Мифологические образы приобретают значение символов, воплощающих некоторую идею, что делает мифологические обобщения широкими и многозначными. Сохраняясь в течение тысячелетий в культуре последующих поколений, миф обогащается новыми интерпретациями, его образы имеют практически бесконечную смысловую перспективу. Принцип множественности, отражение всех элементов бытия во взаимосвязи, многозначность, чувственная конкретность и антропоморфность (т.е. перенесение на объекты природы человеческих качеств), отождествление образа и объекта – таковы характерные черты мифологического сознания. Как способ постижения реальности  миф моделирует, классифицирует и интерпретирует человека, общество, мир.
    Специфика мифа – в неразличении вещи и  образа, тела и свойства, «начала» и  принципа. Сходство и последовательность событий миф интерпретирует как  причинно-следственную связь. В мифах (античных, библейских) содержатся предания о сотворении мира и человека, о  деяниях древних богов и героев, имеющие мировоззренческий характер. Формы мифа – эпос, легенды, сказки, предания. Отметим одну из важных особенностей мифа, отличающих его от религии: миф, как и сказка, означает ослабление строгой веры в истинность излагаемых фантастических событий. Миф опирается на историческое предание, описывает события как якобы имевшие место в далеком прошлом, это не просто предание, а образ чувств и мыслей, предполагающий сопереживание данного текста как некоей действительности, влияющей на ход событий, на человека и мир. Многие мифы повторяются в разных странах и даже континентах, что говорит о том, что миф есть форма миропонимания, мировосприятия и мироощущения, коренящаяся в общих особенностях мышления, присущего определенному культурно-историческому уровню народов.
    Вся мифология делится на «первичную» (архаические мифы, возникшие в  глубокой древности) и «вторичную» (мифы, возникшие в рамках развитых религий и тесно связанные с догматическими и доктринальными положениями). Сюда включаются также мифы, возникающие в других сферах человеческой жизнедеятельности. Вторичная мифология в своей религиозной части связана с богословием, в других частях – с иными формами духовной деятельности, но в любом случае она допускает широкое проникновение логико-дискурсивного мышления.
    По  содержанию миф охватывает самые  разные аспекты существования человека. В мифах содержались и практические рекомендации, которым надлежало  неукоснительно следовать. Хотя практические рекомендации мифологии и не доказывались, а просто постулировались, они являются результатом обобщения опыта  многих поколений людей. Господствующая функция мифа состоит в том, чтобы представить модели для подражания во время совершения обрядов и других значимых действий, это своеобразная парадигма человеческого поведения. Обрядность основана на традиции, и, поскольку миф фактически неотделим от обрядовой, ритуальной стороны жизни, он является одним из факторов поддержания и сохранения традиции.
    Миф есть синтез знания и воображения, чувственно и пластически оформляющий ранее  неоформленное. Такое «знание» тайно  и передается в процессе инициации. Для человека, живущего в мифе, постижение эзотерического знания сопровождается использованием магических действий. Отсюда – двойственность мифа: а) он относится к реальному миру природы и культуры, объясняя происхождение его многообразия; б) он относится к сакральному, поскольку описывает творческую деятельность сверхъестественных существ. Весьма важную мировоззренческую роль играют космогонические мифы и мифы о происхождении всего сущего – животных, растений, правил поведения, религиозных установлений и т.д. В космогонических мифах формировалось представление о космосе как едином иерархически устроенном целом, движимом и управляемом Логосом или Разумом. В силу этого космос представлялся как нечто, обладающее высшим совершенством. Названные представления конкретизировались в характеристике космоса как царства стихий земли, воздуха и огня, в своих превращениях образующих вечный круговорот природы.
    В логике мифа, в мифологическом сознании существует система бинарных отношений, набор которых является универсальным  средством описания модели мира. Эти  наборы двоичных признаков являются основой для конструирования универсальных знаковых и символических комплексов, которые кодируют поведение людей, ритуалы, системы родства. А это означает, что мифологическое мышление вполне соответствует критериям понятийного аппарата мышления, рациональность которого, тем не менее, отлична от научной рациональности.
    Язык  мифа – это язык символов. А символ – это единство и нераздельность феномена (того, что воспринимается) и ноумена (мысли), явления и смысла (П.А. Флоренский), однако образ мифа обретает смысл для человека, если человек живет в мифе, в мифической реальности. В противном случае он воспринимается как сказочный. Позднейшие научные и философские представления о мифе как о «сказке», «вымысле», «фантазии» не соответствуют подлинной сущности и функции мифа в жизни первобытных народов, поскольку первобытный человек воспринимал его как реальное событие. Но человек живет и в объективной реальности, определенным образом соотносясь с ней. Мифическое совмещается с объективно-реальным, замещает его. И благодаря этому человек воспринимает ту реальность, в которой живет, как подлинную и единственно возможную. Поэтому реальность мифа не менее реальна, чем реальность современного человека, которая основана на знаниях науки, философии или обыденного сознания.
    Естественно поставить вопрос, является ли миф  способом познания или же он представляет собой просто набор неизменных истин, содержит готовое знание? Ответ может быть такой: миф являет собой и собрание готовых знаний, представлений, верований, и способ постижения мира. Почему? Во-первых, потому, что он многозначен, легко вписывается в современную культуру, создавая возможность использовать его в целях ориентации в меняющемся мире. Во-вторых, миф – точка отсчета, задающая некоторые правила познавательных операций и, следовательно, дальнейшего мифотворчества. Миф – неустранимый элемент культуры.

1.2 Религия как специфическая форма познания

    Религия от греческого religio – благочестие, набожность, святыня.  Это совокупность идей, представлений, мировоззренческих установок, обосновывающих существование сверхъестественного начала, существующего независимо от природы и порождающего ее. Вера в сверхъестественное – важнейший признак религиозного сознания. В религии понятие сверхъестественного ассоциировалось со сверхъестественными отношениями между материальными объектами или между вещами и человеком (магия), со сверхъестественными живыми существами (анимизм, тотемизм) со сверхъестественными личными существами (теизм). Религия тесно связана с искусством, поскольку религиозные идеи получают наглядное, зримое воплощение в живописи, скульптуре, музыке, художественной литературе, архитектуре. Все предметы религиозного культа художественно оформлены. Свое видение жизни религия воплощает в текстах Священного Писания, а также в процедуре и предметах религиозного культа, каждый элемент которого по существу повторяет магические действия и имеет символическое значение. Храм, икона, предметы культа, не говоря уж о текстах Священного Писания, имеют глубоко символическое содержание. Религиозная символика создается по принципу равновесия идеи и образа. В иконе идея Бога дана конкретно, чувственно, наглядно, во всей полноте. Хотя образ Бога, представляемый в ликах, несводим к ним, но с помощью изображения он предстает в богатой, разносторонней и многозначной интерпретации. В своей массе произведения религиозного искусства создавались глубоко верующими, талантливыми людьми. Поэтому художественная сокровищница человечества включает в себя бессмертные творения гениальных живописцев, музыкантов, поэтов, скульпторов, архитекторов, выразивших в произведениях религиозного искусства чувства, чаяния, идеалы, имеющие общечеловеческое значение. Религиозная символика многосмысленна и многомерна, предполагая разные уровни ее понимания, посвящения в таинство сверхъестественного мира. Используя искусство, религия ставит себя выше искусства, создает собственные жесткие каноны художественного творчества, призванные возбуждать и поддерживать религиозные чувства, внушать, эмоционально заражать верующих. Если художественная фантазия не требует признания своих творений за действительность, то религия – требует. Она предполагает не просто веру, но слепую веру в религиозные предания как в некую реальность. Она представляет собой идеологию, формирующую и одновременно опирающуюся на религиозную психологию и поддерживаемую и воспроизводимую религиозным культом.
    Религия – одна из необходимых и исторически  наиболее ранних форм познания. Основное назначение религии – определение смысла жизни человека, бытия природы и общества. Опираясь на накопленный человечеством опыт, она регламентирует важнейшие проявления человеческой жизни: поведение в семье и в быту, отношение к труду, природе, обществу, государству. Религия способствует пониманию единства мира и человечества. Она содержит системы истин, способных изменить человека и человеческую жизнь. Особенностью религиозных доктрин является то, что они выражают коллективный опыт и поэтому авторитетны не только для каждого верующего человека, но и для неверующих.
    Религиозные доктрины призваны ответить на вопрос, есть ли Бог? Как его познать? Возможно ли познание Бога? Как специфическая форма сознания религия опирается на механизмы веры, убеждений,  знаний (житейского опыта). Религиозная вера поддерживается рефлексией, возникает и укрепляется через осмысление трагического опыта индивида (угроза смерти или утрата близких), который побуждает его коренным образом изменить свою жизнь и образ мыслей. По свидетельствам верующих, религиозная вера может возникнуть в акте религиозного откровения. Религия выработала свои специфические способы интуитивно-мистического осознания мира и человека. К их числу следует отнести откровение и медитацию.
    Понятие откровения сформировалось в процессе эволюции религиозных представлений. Первоначально оно рассматривалось  как дар особых избранников высших сил, которые в состоянии транса говорят от их имени (прорицатели, шаманы, юродивые и т.п.). Христианство рассматривает откровение как результат напряженного самоуглубления индивида, которому открывается истина. Истина откровения – не объект исканий, но результат божественной воли, избирающей того или иного человека как средство личностного осмысления. Христианское богословие указывает на иерархический характер откровения: Новый Завет, Ветхий Завет, тексты отцов церкви. В противовес ортодоксальному пониманию откровения представители реформистского течения в христианстве утверждают, что любой человек способен общаться с Богом и получать от Него откровение. Постоянное обращение к текстам Священного Писания позволяет верующему открывать в них новые истины, сопережить тончайшие нюансы смысловых оттенков, сверять с ними собственную жизнь и переосмыслять ее.
    Медитация – размышление, погружение умом в  предмет, идею, мир, которое достигается  путем углубленной умственной сосредоточенности  на одном предмете и устранении всех посторонних факторов, отвлекающих внимание человека. В религии медитация означает растворение индивидуального сознания в Абсолюте.  В христианстве медитация трактуется как слияние человеческой и божественной личности. Протекание медитации, как правило, связано с определенной последовательностью действий, складывающихся в естественный процесс рефлексии. Она предполагает использование ряда психотехнических приемов. При этом верующий использует медитацию, молитву не для саморазвития или познания, а для слияния с божественным началом, для общения с Богом. Эффективность медитации признается и наукой не только как познавательный прием, но и как система психотехники и аутогенной тренировки, рассчитанных на терапевтический эффект и не связанных с религиозно-мистическими идеями.
    Древнейшие  религиозные представления формировали  установку на постижение смысла, назначения, цели человека, природы, власти. Религия  выполняла важнейшие функции, участвуя в управлении поведением людей. Значимость религии в этом отношении возрастала по мере усложнения общества, усиления социальной дифференциации, умножения проявлений личностного начала в поведении человека. Первоначально достаточно простые, доступные пониманию обычного человека религиозные догматы воспринимались верующими как истина в последней инстанции. Но поскольку постепенно происходил рост общей духовной культуры, в религиозных догматах обнаруживались разночтения, противоречия, порождавшие вопросы, на которые необходимо было давать убедительный ответ. К тому же развитие мореплавания, знакомство с различными вероисповеданиями приводили к столкновению идей, содержавшихся в различных религиозных догматах. Так возникает необходимость теоретического, углубленного  исследования, комментирования и защиты религиозных представлений. Такая рафинированная теоретизирующая, религиозная идеология возникает в эпоху Средневековья.

1.3 Обыденное познание

    Возможно  ли выживание человечества, духовный мир которого полностью исчерпывается мифологическими и религиозными представлениями? Ответ может быть только отрицательный. Организация труда и быта первобытного человека по форме регламентировалось мифологией и религией, а по существу определялась обыденным сознанием. Предпосылки обыденного сознания (и индивидуального, и общественного) коренятся в многообразных формах деятельности людей, которая регламентируется обычаями, обрядами праздниками и ритуалами, коллективными действами (игра, танец и т.п.), нравственными и иными предписаниями и запретами. Они служат средствами приобщения людей к коллективному социальному и культурному опыту, регулируют отношения людей к природе и друг к другу, выступают в роли предпосылочного знания, на основе которого получают новое знание. Различают индивидуальное и общественное обыденное сознание. Общественное (групповое, семейное, этническое и т.п.) обыденное сознание предшествует индивидуальному, делает вообще возможным сознание индивида. Это то, что определяется  И. Кантом как a priori, т.е. познание, возникающее из предшествующего опыта, полученного многими поколениями людей, и откристаллизовавшегося в культуре данного этноса, однако индивидуальное сознание несводимо к общественному, поскольку оно связано с эмоциональным переживанием и осмыслением неповторимого жизненного опыта личности. Человек узнает о мире не столько в процессе его научного исследования, сколько при его жизненно-практическом освоении. Универсальность такого освоения, его значимость для индивида и, в конечном счете, для общества трудно переоценить.
    Обыденное познание – это стихийно складывающийся образ мира, порожденный эмпирическими условиями жизни людей и выражающий их потребности и нужды. Это житейское познание, складывающееся под влиянием различных форм деятельности: производительной, эстетической, политической и т.д. Его результатом является особый вид живого практического знания, которое формируется в процессе повседневной жизнедеятельности и общения людей. Обыденное знание формируется как некое слагаемое коллективного опыта, накапливаемого поколениями людей в процессе их деятельности. Оно не обладает признаком системности и в качестве средства познавательной деятельности использует естественный язык и применяемые в производстве орудия труда. Важнейшим способом обобщения повседневного чувственного опыта является здравый смысл, а средством его фиксации – естественный язык (в отличие от искусственного языка науки). Обыденное знание характеризует и то, что в сознании людей мир предстает как нечто тождественное их чувственному опыту, что внешний мир таков, каким мы его воспринимаем. Это стихийно складывающееся и закрепляющееся в обыденном опыте представление определяется в философии как «наивный реализм». Поэтому в отличие от научного познания обыденное познание не в состоянии объяснить причины расхождения иллюзии и реальности.
    Обыденное познание неоднородно: оно включает в себя опыт и рекомендации к трудовой деятельности, организации быта, медицинские  познания, фольклор и т.д. Объектом обыденного познания является повседневность. Это целостный социокультурный жизненный мир, предстающий в функционировании общества как «естественное», самоочевидное условие человеческой жизнедеятельности. Повседневность рассматривается как онтология, как граничное условие человеческой деятельности, а исследование повседневности подразумевает подход к миру человека и самой его жизни как ценности. Это значимая тема в культуре XX века.
    Обыденное сознание неоднородно не только по содержанию, но и по значимости. Исследователи отмечают консервативность, присущую всем аспектам обыденного сознания, отторгающего новое и необычное (в особенности рекомендации в быту). Присущая повседневной жизни рутинизация деятельности особенно наглядно проявляется в обыденном сознании, сохраняющем свои знания, а также особые приемы и методы деятельности тысячелетиями. Но это – лишь одна сторона обыденного сознания. Другая ее сторона – ценность накопленных знаний, которые поддерживало и сохраняло человечество веками и тысячелетиями. Достаточно только сослаться на опыт индийских врачевателей, которые за тысячу лет до европейской медицины делали прививки против оспы. Будучи связано со многими видами профессиональной деятельности, обыденное сознание концентрировало знания, значимость которых невозможно переоценить. Можно с полным основанием утверждать: без обыденного знания наука была бы невозможна.

1.4 Донаучное познание

    Донаучное познание определяется как «палеомышление», или «этнонаука» (народное знание). Оно достаточно сложно и богато по содержанию и включает в себя такие, например, достижения, как сложные системы счета, солнечный и лунный календари, попытки их совмещения, а также комплексы медицинских, географических, астрономических, технических и других знаний, передаваемых устной традицией, ритуалами и практическими действиями. В отличие от обыденного знания донаучное знание является достоянием избранных лиц (жрецов, философов, врачевателей). В некоторых культурах это знание передается в качестве семейной традиции. Донаучное знание содержит впечатляющие достижения, хотя данные знания не аргументируются, а просто постулируются, либо имеют искусственное умозрительное или мистическое толкование. В современных условиях делаются попытки научного объяснения феноменов донаучного знания (например, институт иглорефлексотерапии исследует влияние китайской медицинской практики лечения иглоукалыванием).
    Результаты  обыденного опыта, передаваясь из поколения  в поколение, составили содержание так называемой этнонауки, т.е. донаучное знание существовало и использовалось в практике медицины, мореплавания, земледелия, ремесел и т.д. Не только проблемы выживания, но и проблемы взаимодействия людей друг с другом, регулирование отношений между людьми, воспитание детей, сохранение и воспроизводство созданного, передача имеющегося опыта последующим поколениям – все это проблемы, разрешение которых (эффективное или нет) формировало опыт, без его сохранения было бы невозможно сохранение человеческого рода.
    Как и всякое знание, наука возникает  не на пустом месте, а на огромном материале  духовной культуры, создававшейся тысячелетиями. Считается общепринятым, что наука возникает из потребностей практики. Познание свойств и отношений в практической деятельности впоследствии позволяет формировать некий идеальный объект этих вещей, а также их свойств и отношений, и оперировать с ним, как если бы он был реальным объектом. Так, древнеегипетские таблицы сложения и вычитания целых чисел имели вид палочек, которые фактически символизировали реальные объекты, а их соединение – общее число этих объектов.
    Аналогичным образом, создавалась геометрия: восстановление границ земельных участков после разлива Нила предполагало их изображение на чертежах на папирусе. А исчисление площадей породило новый класс задач, при решении которых были выделены основные геометрические фигуры, через комбинации которых можно было изображать площади земельных участков сложной конфигурации. В древнеегипетской математике были найдены способы вычисления площадей основных геометрических фигур, и  эти знания применялись не только при измерении земельных участков,  но и при строительстве. Операции измерения земельных участков осуществлялись при помощи циркуля и линейки.
    Следующий шаг в развитии научного знания –  использование уже имеющихся  знаний и формирование на их основе нового знания. Преднаука позволила  накопить огромный массив научных знаний и рецептур деятельности, но не отпочковалась  от религиозно-мифологических воззрений, которые доминировали в традиционном обществе.

1.5 Анализ преднаучного этапа в развитии научного познания

    Итак, первая форма, в которой отразилась познавательная деятельность человека, являлся миф. Дальнейшее развитие мифологии породило такую форму познания, как религия. Это был уже не просто набор связанных повествований о различных явлениях, которые описывались как сверхъестественные силы. Религия касалась более сложных вопросов – она описывала модель поведения в обществе, и, единственное, что связывает ее с мифологией, она так же опиралась на сверхъестественные силы. Но религия не могла ответить на вопросы, лежащие не в ее рамках. В результате образовалась самостоятельная ветвь познания – обыденное познание. Оно отвечало на ряд житейских вопросов, по-прежнему не давая никакого доказательного объяснения, почему так, а не иначе. В этом смысле эта форма познания являлась библиотекой, в которую собирались знания, накопленные в результате опыта многих поколений людей при решении обыденных проблем. Развитие обыденного познания породило донаучное познание. По своей сути, донаучное познание – это попытки человека систематизировать большой объем накопленных знаний и представить его в простой, наглядной форме, которой было бы удобно пользоваться в повседневной деятельности человека.
    Преднаука (донаучное познание), ее способы познавательной деятельности, несмотря на принципиальное отличие от современного научного познания, имели общую цель – познать вещи, их свойства и отношения. На этапе преднауки изучались те предметы и вещи, те их свойства и отношения, которые были задействованы в реальной практической деятельности людей. Мышление на этом этапе обрело новую форму своей деятельности – форму, когда все операции счета, измерения и т.д., проводились не с реальными вещами и явлениями, а с их «заместителями», в качестве которых выступали таблицы, чертежи, календари и т.д. Именно эта новая форма мышления положила начало научному познанию. Научное познание не могло возникнуть в результате линейного процесса углубления, обобщения уже имеющихся знаний, так как научное познание принципиально отличается от других форм познания тем, что является формой теоретического мышления и сознания. Теоретическое мышление работает с идеальными объектами, которые превращаются в независимый от сиюминутных нужд практики предмет исследования. Если сравнивать донаучное познание и современное научное познание, то можно увидеть одинаковую основу, что и не удивительно.

2. Научное познание  античного полиса (древняя Греция). Становление первых форм теоретической науки.

2.1 Предпосылки развития научного познания.

    Для античной Греции была характерна демократия, при которой политическая и духовная жизнь были пронизаны духом состязательности. Социальный климат полиса, в котором  все проблемы решались демократическим  большинством, позволял критически относиться к традиционным нормам и создавал возможность их суждения и совершенствования. Атмосфера состязательности, приоритет духовных ценностей над ценностями, создаваемыми работниками физического труда (такой труд считался делом рабов), порождала преимущественный интерес к философии и чистой (неприкладной) науке. Если культура Индии и Китая была ориентирована преимущественно на создание технологически превосходных вещей (порох, механические часы, шелк и т.п. пришли в Европу из Китая), то культура Древней Греции создала многочисленные философские школы, были сделаны значительные открытия в науке, которые, однако, не получали своего технологического применения. Не случайно, что именно в античной философии возник целый спектр систем, предложивших (и обосновавших) различные концепции мироздания и различные идеалы социального устройства. В духовной атмосфере античного полиса культивируется представление о многообразии мира и возможных способов деятельности. Это представление реализуется во множестве школ и направлений в философии, ставших зародышем всех позднейших воззрений. Влияние античной философии и науки оказалось длящимся в течение тысячелетий.
    Необходимым условием формирования такой культуры была цивилизация, основанная на рабском труде и наличии граждан, свобода которых не определялась только тем, что они не принадлежали к числу рабов, но тем, что они пользовались всеми правами, доступными гражданам демократического государства. Атмосфера свободы действия и мысли способствовала возникновению особого стиля мышления, предполагавшего критическое отношение к высказываниям, толерантность к иным точкам зрения, делавшим возможным продуктивный диалог равноправных партнеров. Формировалась культура, допускающая правомерность альтернативных взглядов на мир и признающая разнообразные проявления сущности мира. Такой способ мышления был невозможен в культуре традиционных деспотических государств.
    Трудно  перечислить все достижения в  области научного знания, которые  были сделаны в математике и астрономии, в геометрии, статике и гидростатике (Архимед), законы геометрической оптики, закон прямолинейного отражения света и т.д. Греческий атомизм стал основой европейского научного мировоззрения. Однако технологическое применение этих знаний не осуществлялось. Одна и причин – отношение к физическому труду как к низшему сорту деятельности, который является уделом рабов, но не свободных граждан. Например, Архимед, прославившийся не только своими математическими работами, но и приложением их результатов к технике, считал эмпирические исследования делом низким и неблагородным. И лишь под давлением обстоятельств (осада римлянами Сиракуз) он вынужден был заниматься совершенствованием военной техники и оборонительных сооружений. Архимед изобрел рычаг и ворот, создал устройство для вытягивания судов из воды, а с помощью зеркал наводил солнечные лучи на римские корабли и поджигал их. Однако он не упоминал в своих сочинениях о возможных технических приложениях своих теоретических исследований, хотя и занимался такими приложениями. По этому поводу Плутарх писал, что Архимед был человекам «возвышенного образа мысли и такой глубины ума и богатства по знанию», что «считая сооружение машин низменным и грубым, все свое рвение обратил на такие занятия, в которых красота и совершенство пребывают не смешанными с потребностью жизни».
    Античная  культура не обособлялась от мифологии, но развивалась под ее непосредственным влиянием. Тем не менее, в этот период происходит переосмысление мифологических представлений о начале мира, и ведутся поиски такого начала. В философии обосновывается идея всеединства: «Космос един» (Фалес); «Все существующие вещи суть изменения одного и того же» (Диоген Аполлонийский); «Все происходит из воды» (Фалес) и т.д. Здесь не индукция, как в науке, а новый метод созерцания и размышления, которому свойственен «небывалый полет мысли и фантазии, интуитивное сведение хаоса вещей и предметов, событий и переживаний в одно всеединство». За этой простой формулой таится грандиозный полет внеэмпирических обобщений, открывающих связи и отношения вещей, выходящие за рамки обыденного опыта. Поиск единого основания (первоначал и первопричин) и выведение их него следствий создали необходимые условия для научного познания и научного объяснения природы и человека.
    Поскольку античное мышление опирается на реальную почву, постольку оно фиксирует  не только наличие единого основания, но членение реальных вещей на части: единое состоит из многого. Отсюда рождается  проблема соотношения единого и многого, части и целого. Античность предложила все возможные варианты ее решения: мир бесконечно делим, существует и Единое, и Многое, но они не происходят одно их другого и не переходят друг в друга (Анаксагор), существует Многое, Единое не мыслится; мир делится на части до определенного предела (Демокрит); мир вообще неделим, реально существует  только Единое, Многое не обладает бытием (элеаты); множество может раскрываться посредством отторжения (вражды) и возвращения в Единое посредством соединения (любви) (Эмпедокл).

2.2 Первые попытки  философского осмысления  познания.

    В античности наука не существовала как  особый вид профессиональной деятельности, она составляла неотъемлемую часть  философии. Но это такая философия, которая стремилась утвердить истину в противоположность мнению, искала критерии их различения, выдвигая требование достоверности, убедительности, аргументированности  знаний. Демокрит, например, различает знание незаконнорожденное, основанное на чувствах, и законнорожденное, истинное, основанное на разуме. Существует путь мнения и путь истины, истина – одна, а мнений – множество. Отличие истинного знания от обыденного философы усматривали также в том, что обыденное знание признает случайности, а истинное – находит во всем проявление необходимости. В этот период философия предлагала идеи, которые подготовили почву для научных открытий, закладывались логические основы организации знания и определения его истинности. Таким образом, в античной философии впервые формируется идеал обоснованного и доказательного знания.
    Существенное  влияние на формирование научного знания оказала социальная практика античного  полиса. Идеал обоснованного и  доказательного знания был невозможен в условиях восточных деспотий, где  знания вырабатывались кастой управителей  и не доказывались, а предписывались в качестве непререкаемой нормы. Греческий полис принимал социально  значимые решения, в диалоге, споре находя наиболее убедительные и доказательные предложения. Диалог между равноправными гражданами был нормой общения в политике.
    Самоочевидное в жизни не благоприятствует философской рефлексии. Поставить простейший вопрос – значит не просто разрушить привычное видение мира, но положить начало философии. Разрыв с традицией – самый мучительный процесс, трагедия философа, поскольку он ставит под сомнение религиозную нравственность, культурную традицию, ищет ее основание, определяет смысл человеческой жизни. Без свободы мысли такие вопросы не только разрешит, но и поставить невозможно. Античная философия сознательно поставила вопрос о несоответствии обычного здравого смысла и теоретической рефлексии. В философских дискуссиях того времени содержатся рассуждения, открывающие связи и отношения вещей, выходящие за рамки обыденного опыта. Первыми наличие противоречий между умопостигаемой реальностью и очевидностью продемонстрировали  элеаты (апории Зенона). Более сложным было обсуждение свойств пространства, времени и движения: если бытие неделимо, то оно и неподвижно. Но если мир неподвижен, неделимы и пространство и время, что противоречит здравому смыслу. В античной философии поставлена проблема: можно ли говорить о движении тела в точке пространства? Иными словами, античная философия подготовила тот тип интеллектуальной деятельности, который ориентирован не столько на очевидность опыта, сколько на логику, на очевидность разума.
    Для натуралистических школ античности свойственно признание непреложности  и всеобщности, как законов природы, так и тех, которые управляют поведение людей. Анаксимандр ввел термин «закон» путем перенесения законосообразности природы на юридические понятия.
    Несомненным достижение античности было оформление гносеологического скептицизма, предполагавшего  критическую оценку познавательного  процесса и его результатов. Радикальное сомнение в истинности стереотипных, общепризнанных суждений предполагает известную смелость философа или ученого. В качестве своего основания скептицизм опирается на особенности субъекта либо объекта познания, на факторы, возникающие в отношениях субъекта и объекта познания в ходе познавательного акта и препятствующие его эффективности. Например, Протагор утверждал, что «причины всех вещей» находятся в непрерывно изменяющейся материи, и из их бесчисленного множества человек в состоянии выявить лишь некоторые. К тому же и человеческая мысль всегда зависит от индивидуальности ее носителя и от беспрерывно изменяющихся обстоятельств. Высказывается сомнение в дедуктивных построениях, поскольку отрицается возможность найти такие исходные принципы, на основе которых можно было бы выстраивать дедуктивные обоснования (Пиррон).
    В античной философии имело место  противопоставление чувственного и  рационального познания, которое создавало предпосылки абсолютизации одной формы познания и недооценки другой. Так, известные апории Зенона демонстрировали несостоятельность обыденного мышления, отождествлявшего мир вещей и процессов и их восприятие (в историю философии данная особенность обыденного сознания вошла под названием «наивный реализм»). В высказываниях античных скептиков звучит недоверие к философским категориям (изменение, исчезновение, причина, действие, время и др.), получившее продолжение в философии Нового времени и позитивизме. Достоинство античного скептицизма состояло в критике догматического сознания, скептицизм создавал импульс к совершенствованию способов  и форм научного познания, разрушал стереотипы массового сознания. Сомнение в надежности истины стимулировало совершенствование познавательных процедур и тщательной проверки знания. К проблемам, поставленным античными скептиками, философия и наука неоднократно возвращались по мере развития научного знания.

3. Научное познание  в Средневековье.

3.1 Влияние религии  на научное познание в средневековье

    Исходные  посылки средневекового мировоззрения  не располагали к свободному философскому и научному осмыслению природы. Основным предметом освоения были библейские тексты, а важнейшими мировоззренческими установками – креационизм (учение о сотворении мира Богом); теоцентризм (учение, согласно которому Бог является центром мироздания); провиденциализм (объяснение исторического процесса как реализации божественного замысла); учение о спасении и учение о воплощении Слова. В трактовке познания философы и богословы исходили из того,  что истина уже открыта в Священном Писании и что человек не нуждается в ее познании, ибо он создан по образу и подобию Бога и по собственной природе причастен и истине.
    Эта эпоха – наследница античной традиции в той ее части, которая касается идей неоплатонизма, аристотелевской логики, его же «физики» (учение о лестнице существ). От античности первые христианские философы и богословы унаследовали высочайшую культуру мысли, богатейший арсенал знаний, в том числе и в области математики, астрономии, геометрии и т.д. Их риторика по-своему совершенна, а стиль изложения возвышенно-патетический. Средневековых мыслителей отличают склонность к рефлексии, способность углубленного самопознания, трактуемого как Богопознание. Их исповедь проникновенна и демонстрирует аристократическую духовную утонченность.
    Но  Средневековье – альтернатива языческой  Греции. Оно ознаменовало утверждение  христианской религии на большей  части Европы, части Азии и Северной Африки. Все, что напоминает о язычестве, вызывает резко негативную реакцию. Это эпоха идеологической нетерпимости, борьбы с любыми проявлениями язычества, даже если они исходят от верующих христиан. Духовный стержень христианства – Слово Божие. Духовные пастыри комментируют, пропагандируют, разъясняют тексты Священного Писания. В центр философской проблематики выходит герменевтика, искусство толкования текстов Священного Писания. Лишь через тысячу лет после утверждения христианства Фома Аквинский высказывает крамольную для раннего христианства мысль, что Бог создал мир для человека и что непостижимая божественная сущность может быть постигнута не только через Его откровение, но также посредством познания Его творений.

3.2 Наука в условиях  средневековых университетов

    Обширная  литература эпохи Средневековья  свидетельствует о возникновении  особого типа учености, а процесс  институализации христианской церкви, монастырей, религиозных орденов, церковной власти завершился образованием средневековых университетов как учреждений образования и науки. В течение XII-XIII веков возникли Болонский и Парижский, Оксфордский и Кембриджский, Падуанский и Неапольский университеты. Схоластика – результат возникновения университетской науки, формировавшейся и развивавшейся в атмосфере диспутов, а также научных трудов, содержащих суммы истин (у Фомы Аквинского, например, «Сумма теологии», «Сумма против язычников» и т.д.).
    В этих условиях дискуссия о природе  общих понятий связывается с  проблемой сущности и существования, проблемой познаваемости мира, с  обсуждением возможностей естественного, т.е. человеческого познания природы, с определением методов научного познания, проблемой связи и соотношения веры и истины, а значит, философии и богословия.
    Одна  из проблем средневековой схоластики – проблема соотношения сущности и существования. Существование предшествует сущности, но сущность как Промысел Бога предшествует существованию. Данное противоречие имеет конкретные проявления. Например, человек соединяет в себе божественное и животное начало, он сам формирует свою сущность, и, значит, существование предшествует сущности, а поскольку в человеке проявляется и божественное, и животное начало, постольку существование может противоречить сущности.
    Обращаясь к проблеме связи и соотношения  философии богословия, ученые и богословы  не ограничивались определением места  философии как служанки богословия. Широкое хождение приобретает выдвинутая учеными и богословами Парижского университета идея «двух истин», т.е. истины философии, нуждающиеся в доказательстве, и истины веры, основывающиеся на откровении. Это положило начало постепенному обособлению философии от богословия. Как относительно самостоятельные дисциплины оформляются логика, теология, этика.
    Задача  постижения Бога предполагала определение  возможностей и путей его познания. Попутно отметим различие между  восточным и западным христианством, в частности, в решении проблемы познаваемости Бога. Восточное христианство считает, что Бог познаваем, поскольку Он является верующим (подобно фаворскому нетварному свету) в момент истовой молитвы. Западное христианство утверждает, что Бог не является человеку, божественная сущность постижима только через постижение его творений. Отсюда – установка на исследование природы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.