Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности социально- педагогических конфликтов среди детей подросткового возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление   
Введение…………………………………………………………
3

Глава I. Теоретическое обоснование исследования
1.1. Особенности социально- педагогических конфликтов среди детей подросткового возраста.…………………………………………………..5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста………………………………………………………………………18
Глава II Практическая часть
2.1.Характеристика  экспериментальной базы………………………………23                                  
2.2. Описание методик ……………………………………………………….24                                                                          
2.3.Результаты  исследования…………………………………………………26                                                                
2.4. Рекомендации  педагогам для формирования                          
благоприятного  эмоционального климата в классе………………………..27                                                    
Заключение……………………………………………………………………30
Список  литературы…………………………………………………………..31 
 
 
 

 

Введение
«Война сладка для тех, кто ее не знает»
     Эразм Роттердамский (1469-1536)
     В рамках доклада рабочей группы совета при президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию «Школа – 2020. Какой мы ее видим?» Говориться о том, что образовательный процесс, поддерживаемый школой, не ограничивается школьным предметом и не заканчивается уроком. Во внеучебной деятельности сосредоточен значительный воспитательный потенциал. Для его реализаций школа должна формировать инфраструктуру и выделять необходимые ресурсы- кадры, помещения, оборудования. [7,с.-14].  Начало современным теориям конфликта положили исследования ряда немецких, австрийских и американских социологов, выполненные в конце XIX-начале XX веков: Г.Зиммеля, Л.Гумпловича, К.Маркса, Д.Смолла, У.Самнера и др. Наиболее известным из них является Г.Зиммель, автор функциональной теории конфликта. В середине 60-х годов XX века немецкий ученые Р.Дарендорф выступил с теорией социального конфликта, получившей впоследствии название “конфликтная модель общества”. Рассмотрение конфликта как нормы социальных отношений было проведено в работах Л.Козера, К.Болдинга, Дж.Бернарда и других. Л.Козер предложил теорию позитивно-функционального конфликта. Попытка создания единой теории конфликтов с применением математического аппарата была предпринята и в нашей стране – Август Соломонович Белкин.
     Подростковый  возраст это важный этап в развитии и формировании личности ребенка, период интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, принципов. Именно этот период развития относиться к числу кризисных и характеризуется становлением психических познавательных процессов и характера.
     В ходе работы с различными теоретическими источниками  нами выявлены противоречия между необходимостью учета психологических особенностей подростков и неумением выстраивать адекватные коммуникаций при проведении социально- педагогической работы.
     Проблема: дети подросткового возраста испытывают затруднения в конструктивном решении конфликтов.
     Объектом исследования является процесс социально- педагогической деятельности.
     Предмет исследования – особенности по снижению конфликтности подростков в результате социально педагогической деятельности.
     Целью данной курсовой работы является выявление особенностей социально-педагогической работы по снижению конфликтности детей  подросткового возраста и формулирование рекомендаций педагогам и воспитателям.
       Гипотеза: Если вовремя выявить уровень ситуативной тревожности и тип поведения подростка то, можно спланировать социально- педагогическую деятельность по предупреждению конфликтов.
     Задачи:
         1.  рассмотреть виды социально педагогической работы и ее особенности;
         2. определить возрастные особенности подросткового возраста;
         3. экспериментально определить уровень тревожности и конфликтности среди подростков 7 классов;
           4. сделать вывод о влияний мер по снижению конфликтности детей подросткового возраста в процессе социально-педагогической работы;
         5. сформулировать рекомендаций педагогам  для эффективного сотрудничества с подростками.
         Обработка материала проводилась с использованием следующих методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, индивидуальная беседа, эксперимент, наблюдение, тестирование, анализ документации. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Глава I. Теоретическое обоснование исследования
     1.1. Особенности социально- педагогической деятельности по снижению конфликтов среди детей подросткового возраста
     Термин  “социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях” может употребляться  в нескольких основных аспектах: им может быть обозначена практическая специальная деятельность специалиста, работающего в школе; учебная дисциплина, ориентированная на подготовку школьных социальных педагогов – специалистов в области социального воспитания учащихся.[18,1.]
     Профессиональная  деятельность социального педагога определяется тем, насколько он способен использовать возможности образовательно-воспитательного пространства в формировании социально-педагогической помощи различным категориям учащихся и педагогов, что предполагает наличие у специалиста умений и навыков социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях, установления взаимодействия всех его структур, составляющими содержание жизнедеятельности самых разнообразных образовательных учреждений городского и сельского социума.                    
     Название  специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», которое ассоциируется прежде всего с учителем. Поэтому не удивительно, что после введения такой должности первыми социальными педагогами стали учителя, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по этой специальности. Не удивительно и то, что профессиональная подготовка социальных педагогов ведется, в основном, в педагогических учебных заведениях. Действительно, в профессиональной деятельности учителя и социального педагога есть много общего. Прежде всего эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок (согласно Конвенции ООН о правах ребенка— «человеческое существо до достижения 18-летнего возраста»), его развитие и социальное становление. 
Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд существенных отличий, позволяющих выявить специфику двух родственных профессий. Учитель, выполняя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка. В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений. 
Отличаются эти профессии и с точки зрения сферы деятельности. Если учитель ориентирован уже в процессе профессиональной подготовки на работу в учреждении определенного типа, а именно в общеобразовательном учебном заведении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях. С этой точки зрения, а также функционально деятельность социального педагога гораздо ближе к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Разграничить социально-педагогическую сферу и сферу социальной работы чрезвычайно трудно еще и потому, что обе они только формируются. Вместе с тем, по крайней мере одно существенное отличие, определяющее специфику этих двух сфер профессиональной деятельности, может быть отмечено. Оно заключается в том, что в отличие от социального педагога, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления, объектом социальной работы могут оказаться люди, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения, независимо от возраста. 
В нормативных документах, касающихся профессиональной деятельности социального педагога, описаны только ее общие черты: задачи, функции, сферы деятельности, общие требования к знаниям и умениям специалиста. При этом не учитывается конкретная разновидность деятельности, которой занимается социальный педагог (адаптация, реабилитация, коррекция и др.), специфика учреждения, в котором он работает (школа, приют, детская больница, центр реабилитации и др.), особенности социума, в котором проживает ребенок (городская или сельская среда, крупный промышленный город, криминогенные районы др.). Поэтому представляется необходимым дать описание профессиональной деятельности социального педагога, раскрыть ее задачи и функции с учетом специфических видов этой деятельности, типов учреждений, в которых может работать социальный педагог, и видов помощи, которые могут быть оказаны ребенку. 
Любая деятельность имеет свою структуру, которая определяет взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Структура деятельности социального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто ее осуществляет), объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена), цели (к чему она стремится), функций (какие при этом функции выполняются), средств (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель).Схематично это можно представить следующим образом: 
Любая деятельность осуществляется в направлении от субъекта к объекту, хотя объект является главным, определяющим содержание деятельности. Разберем последовательно. Каждый элемент схемы, начиная с ее определяющего элемента - объекта. Объектом, деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом — ДЦП, умственно отсталые и др.). Все эти дети требуют особой заботы общества. 
Профессиональная задача деятельности социального педагога в обществе легче всего выявляется от противного. Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога. Необходимость в ней возникает там и тогда, где и когда семья и школа не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие» дети. 
Содержательно задачу деятельности социального педагога соответственно можно определить как помощь в интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, иными словами — помощь в социализации ребенка. По сути дела, эта деятельность направлена на изменение тех обстоятельств в жизни ребенка, которые характеризуются отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо или потребностью в чем-либо. Следовательно, целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах. Прежде чем реализовать цель своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять особенности развития ребенка и среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не может сам осознать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу. Поэтому социальный педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка, чтобы помочь ему. Следует помнить, что объектом деятельности социального педагога является ребенок, однако в процессе деятельности социальный педагог и ребенок вступают в субъектно-субъектные отношения, при которых ребенок является активным участником процесса решения своих проблем, когда это возможно, с помощью социального педагога или других специалистов. 
Поскольку деятельность социального педагога, в первую очередь, связана с диагностикой проблем ребенка и среды, он должен знать и уметь применять различные диагностические методики (психологические, педагогические, социологические) или же уметь обращаться за помощью к специалистам, которые могут квалифицированно поставить тот или иной диагноз (психологам, юристам, медицинским работникам и др.). 
В зависимости от диагноза и общих целей воспитания и развития ребенка социальный педагог должен уметь прогнозировать условия, обеспечивающие его оптимальное развитие; уметь выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов. Вполне вероятно, что многие проблемы (улучшение здоровья, материального положения) социальный педагог не сможет решить сам. В этом случае он должен уметь выступать посредником в координации усилий разных специалистов (психолога, медицинского работника, специалиста по социальной работе, юриста и др.), а также ведомств и административных органов (образования, здравоохранения, социальной защиты и др.) для комплексного разрешения проблем ребенка. Одним из важных направлений деятельности социального педагога является защита провозглашенных Конвенцией ООН прав ребенка на жизнь и здоровое развитие, на образование и свободное выражение своих взглядов, на защиту от любого вида дискриминации др.[18,1.] Следующим направлением деятельности социального педагога (как работающего непосредственно с клиентом — ребенком, так и в органах управления различных ведомств) является участие в разработке и реализации социальных проектов и программ, частных инициатив, содействующих полноценному развитию ребенка. Таким образом, в деятельности социального педагога можно выделить следующие функций:

-диагностическую; 
-прогностическую; 
-посредническую 
-коррекционно-реабилитационную; 
-охранно-защитную; 
-предупредительно-профилактическую; 
-эвристическую. 
Так же социально-педагогическая деятельность помогает находить выход из конфликтной ситуации. В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся в следующих направлениях:

    теоретико-игровое (М.Дойч);
    теория организационных систем (Р.Блейк, Дж. Мутон);
    теория и практика переговорного процесса (Р.Фишер, Д.Прюитт, Д.Рубин, У.Юри). 
     Сегодня за рубежом теория и практика конфликта растут большими темпами. В 1986 году Австралийская ассоциация содействия ООН основала организацию по разрешению конфликтов как часть ее Программы Мира. Задача организации - разрабатывать и внедрять навыки по разрешению конфликта для их эффективного применения в личной жизни, на работе и в международных отношениях. Существует обыденное представление, что конфликт - это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, т.е. это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
     Конфликтология  - область научных знаний, посвященная теорий и практике предупреждения, преодоления конфликтов. Иными словами конфликтология – наука о психогигиене социальных и межличностных отношений. С педагогической точки зрения, конфликтология – область научных психолого-педагогических знаний о путях, способах и средствах предвиденья, предупреждения, преодоления противоречий, возникающих в учебно-воспитательном процессе. Роль конфликтологии как самостоятельной науки постоянно возрастает, так как она помогает обществу предвидеть, предупреждать серьезные социальные потрясения, снижая их остроту, разрешая возникающие противоречия. 
     Конфликты можно разделить на насколько групп по различным причинам возникающих противоречий:
    Экономические -столкновение экономических противоречий, когда экономические потребности одной стороны удовлетворяются за счет другой.
    Идеологические- противоречия во взглядах, установка людей на самые разные вопросы жизни общества, государства, коллектива, различия в жизненных позициях. Они могут возникать как на уровне макросреды (общества) так и в самых малых объединениях, между отдельными людьми.
    Социально-бытовые- связаны с противоречиями групп или отдельных людей по вопросам жилья, пользования бытовыми услугами, разделение обязанностей.
    Семейно бытовые- дисгармония семейных отношений, неблагополучие семейной атмосферы. Причины имеют различные уровни значимости от мелких бытовых неурядиц, морально-бытовой распущенности членов семьи до серьезных идеологических расхождении.
    Социально- психологические- нарушения в области взаимоотношений.
     Причиной  может быть борьба за лидерство, за влияние, за престижное положение, за внимание.
    Эмоционально- неврогенные- эмоциональные состояния, которые вызывают напряженную обстановку. Причина состояние здоровья и особенно нервной системы.
    Психолого-педагогические- противоречия, возникающее в учебно-воспитательном процессе при столкновений требований, интересов педагогов и учащихся.
     Конфликты можно классифицировать по степени  длительности и напряженности.
      
 
Виды
 
Характеристика
 
Прогнозы
Бурные  быстротекущие конфликты Отличаются  большой эмоциональной окрашенностью, крайними проявлениями негативного отношения. Решения таких  конфликтов в основном благоприятны.
Острые  длительные конфликты. Возникают преимущественно  в тех случаях, кода противоречия достаточно глубокие, устойчивые, труднопримиримые. Решения подобных конфликтов преимущественно неопределений. Решать  их непросто.
Слабовыраженные вялотекущие конфликты. Характерны  для противоречий, носящих не очень  острый характер, либо для столкновений где активна лишь одна из сторон.  Решения таких  конфликтов сложный многое зависит  от позиций инициатора конфликта.
      [1,с-6-9.]
      Таким образом, в каждом из конфликтов могут переплетаться признаки других, так как один конфликт нередко перерастает в другой.
  Конфликты возникают и исчезают не вдруг. Внимательный анализ конфликтов дает основание выделить несколько стадий  их развития.
Условно можно выделить шесть стадий: предрасполагающая, зарождения, осознания, столкновения, «ошибки», разрешения.
      Предрасполагающая стадия: данная стадия связана с появлением условий, при которых может возникнуть столкновение интересов. Такое состояние возникает и в коллективах, и малых группах, и между отдельными  людьми, и семейных отношениях.
      Стадия  зарождения конфликта: для данной стадий характерно такое развитие предрасполагающих условий, при котором намечается столкновение интересов различных групп или отдельных людей. При этом столкновение интересов может произойти, но возможно и другое развитие процесса.  Многое зависит от общей атмосферы коллектива, от культуры, воспитанности ее членов.
      Стадия  созревания конфликта: именно на этой стадии конфликтующие стороны начинают  осознавать, а не только чувствовать столкновение интересов. Они пытаются установить его причины, характер, начинают вырабатывать план дельнейших действий. Но здесь возможны несколько вариантов действий участников.
      Вариант №1: оба участника приходят к выводу о нецелесообразности конфликтных  отношений и готовы отказаться от взаимных претензий.
      Вариант №2: один из участников понимает неизбежность конфликта и, взвесив все обстоятельства, готов уступит не желая дальнейшего обострения отношений. Другой участник идет на дальнейшее обострение, рассматривая уступчивость другой стороны как слабость.
      Вариант №3: оба участника приходят к выводу о непримиримости противоречий и  начинают мобилизацию сил для  решения конфликта в свою пользу.
      Стадия  «ошибки»: если на  предшествующих стадиях все шло к конфликту и ничего сделать не удалось – конфликт совершился. Великий русский физиолог И.П.Павлов ввел такое понятие ,как «ошибка», когда происходит конфликт в сфере высшей нервной деятельности. Это слово уместно и в человеческих отношениях. Именно «ошибаются» интересы, вкусы, взгляды.   «Ошибка» может проявиться в словесной (вербальной) форме. Люди высказывают друг  другу вещи, далекие от комплиментов, в резкой, мягкой, в иносказательной, в спокойной, во взволнованной манере, но все же, в условиях конфликта.
      Стадия  угасания и разрешения: высокая культура общения позволяет избежать тяжелых последствий конфликта на двух последних стадиях: угасания и разрешения.
      «Ошибка»  не всегда помогает разрешить конфликт. Случается и наоборот. Он только усиливается и  углубляется. Тогда и не приходиться говорить о последней стадии, когда конфликт разрешается противоречия исчезают.[1,с-11]
      Таким образом, можно сказать, что знание структуры социально-педагогичесекой деятельности помогает принять меры еще до того, как конфликт примет острую форму и правильно разрешить или исключить его в будущем.
      Свое  название педагогика получила от греческих  слов «пайдос»- дитя и «аго»- вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель».
      Постепенно  слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни»,то есть воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. [13,с.-10].
      Во  все времена педагоги искали лучшие пути помощи людям в возникающих конфликтах. У социально-педагогических конфликтов есть особенности, выделяющие его из общей массы конфликтов.
      Особенность первая: не всякий конфликт, возникающий в школе, можно считать педагогическим, т.е. имеющим прямое отношение к учебно-воспитательному процессу. Социально-педагогическими являются конфликты в системах «учитель-ученик», «учитель-ученики», «учитель-учитель», «учитель-родитель»,  «учитель-руководитель», «коллектив-руководитель» так как эти системы косвенно или на прямую связаны с обучением и воспитанием детей и влияют на психологический климат учебного заведения.
      Особенность вторая: конфликты педагогические нельзя рассматривать рядоположенно.  Значимость каждого  конфликта может ситуативно меняться.
      Особенность третья: педагогические конфликты не должны выходить за собственные рамки и приобретать характер, личностных или любых других(социальных, экономических, идеологических и пр.)
      Особенность четвертая: В педагогическом конфликте следует придерживаться известного принципа: «Благородная цель достигается благородными средствами». Здесь абсолютно неприемлемо современное: «Была бы цель хороша, а средства могут быть любыми».
      Особенность пятая: в любом педагогическом конфликте не может быть безнадежного прогноза. Он обязательно должен и может быть разрешен. Это определяется тем, что в педагогическом процессе не может быть и не должно быть несовместимых интересов.
      Коллектив непрерывно меняется, потому что меняются люди, его образующие. В школьных коллективах процессы развиваются  так интенсивно и быстро, что даже специалисты не успевают за ходом  событий.  
      Повышение или понижение конфликтности, психологическая обстановка в коллективе напрямую зависит от стиля руководства.
      Административно-авторитарный стиль. Характерен для лидера-руководителя, который возводит методы администрирования в стиль поведения: лидер не говорит с сотрудниками до тех пор , пока не займет позиции, с которых он  может приказывать. Доминирует требование –приказ, требование- условие, требование- угроза. Конфликтов избегает,но только потому, что не хочет «выносить сор из избы». Главное достоинство: хороший хозяин, прекрасный организатор, уверено и твердо ведет дела.
      Авторитарно-деспотический  стиль. Характерен для руководителя, который открыто стремиться подчинить коллектив своему влиянию. Признает только методы грубого, прямого давления. Косвенные методы давления считает проявлением мягкотелости. Охотно едет на конфликты и упорно доводит их до конца. Главное достоинство: хорошие организаторские качества.
      Демагогически-авторитарный стиль. Данный стиль присущ лидеру-руководителю, который свои требования оформляет ссылками на формальные требования, а не от себя лично. Конфликтов избегает, порой отказывается от принципиальных позиций. Но в конечном итоге может свести счеты с оппонентом. Главное достоинство: отчетливо выраженные организаторские способности, умение предупреждать и решать конфликты.
      Либерально-авторитарный стиль. Требования лидера облекаются в демократические формы; демонстрируется простота и дружелюбие отношений с коллегами. Не создает конфликтную обстановку в коллективе.
Главное достоинство: достаточно гибкие мягкие, формы предъявления требований, не создающие конфликтную обстановку в коллективу.
      Либеральный стиль. Этот стиль характерен для руководителя с низким уровнем требовательности, перерастающим в попустительство, отсутствие необходимого контроля за деятельностью сотрудников. Боязнь конфликтов стремление уйти от них любой ценой. Главное достоинство: умение понять психологическое состоянием сотрудников, мягкость в общении, готовность помочь в трудную минуту.
      Управлять ученическим коллективом – это  значит управлять процессом его  функционирования, использовать коллектив  в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находиться. Управление будет тем эффективнее чем полнее учитываются особенности коллектива, в полной мере исследованной закономерности его развития, правильно диагностируется ситуация и выбираются средства педагогического воздействия.
      Таким образом, знание данных социально-педагогических функций, стилей руководства стадий развития конфликта поможет преподавателю привести конфликт к конструктивному решению или вообще не позволить ему развиваться.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
      Отрочество, подростковый возраст – период жизни  человека от детства до юности в  традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период времени подросток проходит великий путь в своём развитии: через внутренние конфликты с самим собой  и с другими, через  внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся  его сознанию общество инициирует его.
      В современном информационном обществе стремление подростка к статусу  взрослого- мечта малодоступная. Поэтому  в отрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувство  возрастной неполноценности. Подросток  психологически попадает в зависимость  отпредметного мира как ценности человеческого бытия. Живя в предметном мире с момента появления на свет, осваивая его по функциональному назначению и эстетической значимости, подросток начинает фетишировать этот мир. Благодаря тому, что он входит в подростковые сообщества, которые представляют себя через присущие времени и возрасту знаковые системы, в состав которых попадают и определённые вещи, подросток превращается в потребителя: потребление вещей становится содержанием его жизни. Приобретая вещи в личное владение, он обретает ценность в собственных глазах и в глазах сверстников. Для подростка становится значимым обладание определенным набором вещей, чтобы поддерживать своё чувство личности.
      Отрочество  – период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьёй. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Это отчуждение проявляется внешне в негативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение.[5,345]
      Отрочество  – это период, когда подросток  начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто  обладает таким же, как у него, жизненным опытом, даёт возможность подростку смотреть на себя по-новому. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п.[5,346]
      До  инерции детства большая часть подростков остро реагирует на свои восприятия, память, речь, мышление и старается придать им блеск и глубину; они переживают радость от приобщения к познанию; моральные ценности, качества личности (самостоятельность, смелость, воля) также становятся для них объектом самовоспитания.
      Интенсивно  умственно работая и столь  же интенсивно бездельничая, подросток  постепенно осознаёт себя как личность.
      Отроки  стремятся переосмыслить то, что  они сделали предметом своего интеллектуального постижения и, прочувствовав, выдать и утвердить это как продукт своего собственного мышления. [5,347]
      В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми  начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки  начинают оказывать сопротивление  по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.
      Несмотря  на внешние противодействия, проявляемые  по отношению к взрослому, подросток  испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга.
      Для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отвергается. [5,362]
      Общение подростка во многом обусловливается  изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное.
      Неустойчивость  подростка, неумение оказывать сопротивление  давлению со стороны взрослых зачастую ведут к «уходам» из ситуации.
      Характерными  для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определённого успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка.[5,363]
      Слабость  и неудачливость в какой- либо одной области подросток стремится  компенсировать успехами в другой. Причем сравнительно часто встречаются  формы гиперкомпенсации, когда для  самореализации выбирается область деятельности, представляющая наибольшие трудности.
      В ряде случаев позиции взрослых по отношению к подростку неблагоприятны для его развития. Так, авторитарная позиция по отношению к подростку  может стать условием, искажающим его психическое и социальное развитие. Тяготы авторитарного стиля – это не только проблема отношений детей и родителей. За этим стоит формирующийся стиль отношений подростка к другим людям. Где, как ему кажется, он ненаказуем, подросток из авторитарной семьи обычно жёстко обращается со сверстниками, выражает неуважение к взрослым, явно демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах. В то же время в семье с благоприятными отношениями подросток уже способен соответствовать общественным ожиданиям в сфере общения и быть достаточно прогнозируемым.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.