На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современные теории происхождения государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

    Вопросы о государстве, его возникновении, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Рассмотрение вопроса происхождения государства имеет особое значение, без него нельзя понять сущность государственно-правовых и политических явлений, их роль в жизни общества.
    В этом отношении значение проблемы происхождения государства огромно: отраженный в рамках данного вопроса процесс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей, а также обзор различных теорий возникновения государства, путей прогресса политической мысли и культуры человечества, действительно, играют очень большую познавательную, ценностную и воспитательную роль, как в жизни общества, так и в самой практике политических отношений.
    Познавательный  опыт, идеи и достижения прошлого оказывают значительное влияние на современные политические воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней. В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались и будут обращаться к исторически проверенным положениям, принципам, ценностям.
    Отмеченные  моменты многообразных связей истории  и современности в сфере изучения происхождения государства свидетельствуют  об актуальности и значимости выбранной темы.
    Значение  её для российской науки определяется также и тем, что долгое время  трактовка данного вопроса в  нашей стране давалась в узких  рамках определенной теории, признаваемой в годы советской власти (полностью определяемой содержанием знаменитой работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»), что, несомненно, довольно сильно обедняло её. И даже после того, как были сняты идеологические запреты, ученые не спешили продвинуться в изучении проблемы происхождения государства. Некоторые специалисты сейчас видят объяснение этому в том, что разработка данного вопроса юристами может вестись только на основе данных истории, этнографии, политологии, философии, которые, между тем, и сами в советский период были ограничены теми же марксистско-ленинскими догмами . Но сегодня для современной теории государства и права особое значение приобретает глубокое продвижение в исследовании процессов происхождения государства на базе полученных гуманитарными науками новых знаний, при активнейшем использовании опыта зарубежных ученых, который категорически отвергался ранее.
     Различные теории происхождения государства  выдвигались многими исследователями, в различные исторические эпохи, в различных государствах, на них влияли особенности развития стран и регионов, философские и идеологические взгляды, некоторые теории созданы по аналогии с другими науками. На сегодняшний день существует более десятка теорий происхождения государства, все они в той или иной мере отражают различные факторы возникновения государства.
    Основными теориями происхождения государства  являются теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, ирригационная. Каждая из этимх теорий ставит во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.
    Большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства  только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов, объективные  процессы, происходившие в обществе, обусловили появление государственной  организации.
    Все названные вопросы требуют дальнейшего  рассмотрения и изучения, что является целью данной курсовой работы.
    Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
    1. Проанализировать предпосылки возникновения государства;
    2. Рассмотреть способы (пути) образования государства;
    3. Исследовать теории происхождения государства;
    4. Сделать вывод о значимости теорий происхождения государства.
    Объектом  исследования выступает эволюция общества и образование государства как  объективный исторический процесс.
    Предметом исследования является комплексный анализ факторов, условий, предпосылок и теорий происхождения государства.
    Значительный  вклад в разработку анализируемой проблемы внесли такие мыслители как Аристотель, Платон, Цицерон, Фома Аквинский, Ницше, Гоббс, Руссо. Локк, Гумплович Л., Дюринг Е. и др. Необходимо отдать должное и современным ученым - Кашаниной Т.В.. Матузову Н.И., Малько А.В., Малахову В.П., Грачеву М.Н. и др.
    Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

1.1. Характеристика основных теорий происхождения государства

    В мире всегда существовало множество  различных теорий, объясняющих процесс  возникновения и развития государства  и права, это вполне естественно  и понятно, ибо каждая из них отражает или взгляды и суждения различных социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса. В основе этих взглядов и суждений всегда находились различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.
    За  время существования юридической, философской и политической науки  были созданы десятки различных  теорий и доктрин. Высказаны сотни, если не тысячи противоречивых предположений. Вместе с тем споры о природе  государства и права, причинах, истоках  и условиях их возникновения продолжаются и по сей день.
    Причины их и порождаемых ими многочисленных теорий заключаются в следующем. Во-первых, в сложности и многосторонности самого процесса происхождения государства  и права и объективно существующих при этом трудностях его адекватного  восприятия. Во-вторых, в неизбежности различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их несовпадающими, а  порою противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами  и интересами. В-третьих, в преднамеренном искажении процесса первоначального  или последующего (на основе ранее  существовавшего государства), возникновения  государственно-правовой системы в  силу конъюнктурных или иных соображений. И, в-четвертых, в преднамеренном или  непреднамеренном допущении смешения в ряде случаев процесса возникновения  государства и права с другими  сопредельными, соотносящимися с ними процессами.
    Рассмотрим  теории, которые различают государство  и общество и выделяют происхождение  государства и права в качестве специфической проблемы.
    Теологическая теория. Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский — XIII в.), идеологи ислама и современной католической церкви. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли.
    Согласно  теологическим учениям, государство  служит воплощением божественного  провидения и потому государственная  власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют  от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют  божественной справедливости. Уже в  сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла четкое выражение  теологическая теория1.
    Наиболее  широкое распространение эта  теория получила в эпоху средневековья  и имела главной своей направленностью  обоснование превосходства церковной  власти над светской. Начиная с IХ - Х вв. формулируется так называемая теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства богом были даны два меча - церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от бога.
    Есть  и современные последователи  этой теории, которые считают государственную  власть вечной и незыблемой.
    Патриархальная  теория. Эта теория также возникла в древности: ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.). Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.2
    В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.
    Сторонником патриархальной теории был Роберт Филмер (ХVII в.), который в своей работе «Патриарх» доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от бога. Адам был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама и унаследовали от него свою власть.
    В России последователем патриархальной теории был русский социолог Н. Михайловский (1842 - 1904 гг.).
    Основные  положения патриархальной теории убедительно  опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства  подобного способа возникновения  государства. Напротив, установлено, что  патриархальная семья появилась  вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро утрачиваются.
    Вместе  с тем эта теория привлекает внимание к семье. Семья — мельчайшая частица  общества, и само ее существование, ее форма влияют на развитие общества, создают определенные предпосылки  для возникновения государства.
    Органическая  теория. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV-III вв. до н.э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики.
    Появление дарвинизма привело к тому, что  многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Ведущим представителем этой теории был английский мыслитель Герберт Спенсер, живший в ХIХ в. Он использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Так, Спенсер считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму.3
    Некорректность  органической теории происхождения  государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные  уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества. Однако некоторые положения органической теории могут быть использованы в качестве аналогов для понимания процессов, связанных с возникновением государства.
    Теория  насилия. Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Людвиг Гумплович, Карл Каутский, Евгений Дюринг и др. Причину происхождения государственности они видели  не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.4
    Оценивая  эту теорию, следует отметить, что  она описывает один из частных  случаев возникновения государства. Однако для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень  экономического развития общества, который  позволил бы содержать государственный  аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.
    Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей также в XIX в., были французский социолог Габриэль Тард, русский социолог Лев Иосифович Петражицкий и др. Они связывают происхождение государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.
    Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.5
    Естественно, что социальные закономерности реализуются  через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики  оказывают определенное влияние  на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние  не является решающим, а с другой — сама человеческая психика формируется  под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и  должны учитываться в первую очередь6.
    Теория  общественного договора (естественного  права). Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Томаса Гоббса, Джона Локка, Бенедикта Спинозы, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др., т.е. в ХII-XVIII вв. По этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.). В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых...».
    Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное  изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев  и др.). Нашло это положение  отражение и в Декларации независимости  ПИТА.
    Отмечая прогрессивность многих положений  теории общественного договора, которая  противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед  законом, следует указать все  же на то, что, кроме чисто умозрительных  построений, нет убедительных научных  данных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе представить возможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур? Игнорирует эта теория и необходимость экономических, материальных предпосылок для того, чтобы могло возникнуть государство.
    Вместе  с тем, надо иметь в виду и то обстоятельство, что объединение  людей требует их взаимного согласия, и это определяет то положительное  значение, которое имеет данная теория.
    Историко-материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Люис Генри Морган (американский ученый, социолог и историк, его работа «Древнее общество» легла в основу трудов Маркса и Энгельса). Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.
    Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской  науке, решающую роль отводил возникновению  классов, антагонистическим противоречиям  между ними, непримиримости классовой  борьбы: государство возникает как  продукт этой непримиримости, как  орудие подавления господствующим классом  других классов. Второй подход исходит  из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная  сферы, его «общие дела». Это требует  совершенствования управления, что  и приводит к возникновению государства.
    Именно  историко-материалистическая теория имеет  под собой строго научные основы. При этом, как будет показано ниже, оба ее направления правомерны, поскольку  в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления  государства могут приобретать  как классовые антагонизмы, так  и необходимость решения общих  дел, совершенствования управления обществом, специализации этого  управления как формы разделения труда7.
    Ирригационная (гидравлическая) теория происхождения государства — возникновение государства связывается с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях.
    Основоположником  этой теории был немецкий учёный Карл Август Виттфогель(1896—1988). Он связывал, что необходимость возникновения государства обуславливалась тем, чтобы объединить большие массы людей для строительства и поддержания каналов, плотин, которые впоследствии обуславливали урожаем всё общество и тем самым сохраняя баланс в обществе. В связи с этим данная необходимость приводит к образованию «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество. К. А. Виттфогель деспотизм называет «гидравлической», или «агроменеджериальной», цивилизацией.
    Процессы  создания и поддержания мощных ирригационных  систем происходили в регионах образования  первичных городов-государств, в  Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Также очевидна и связь  этих процессов с формированием  многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заливания, обеспечивающих по ним судоходство  и т. п. К. А. Виттфогель пытался связать деспотические формы государств азиатского способа производства с ведением грандиозного ирригационного строительства. Эти работы диктовали необходимость жёсткого, централизованного управления, распределения, учёта, подчинения и т. п.
    Положения данной теории не всегда применимы  к возникновению и образованию  других государств, например, государств Южной Америки: Инков, Муиска; Европы; приморские цивилизации Японии.8
    Кроме рассмотренных выше теорий, существует ряд менее распространенных. Среди  них:
    - Психоаналитическая. Автором является З. Фрейд, который утверждал, что необходимость создания государства исходит из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархальной орды появляется государство для подавлении (сдерживания) в дальнейшем агрессивных комплексов человека.
    - Расовая – авторы (например Жозеф Артур де Гобино – французский социолог, писатель и публицист) считали, что существуют высшие и низшие расы, высшие призваны управлять низшими – так возникает государство.9
    - Патримониальная. Карл Людвиг Галлер (швейцарский государственный деятель, профессор истории) считал, что государство возникло на основе права собственника на землю (патримониум). Право владения землей подразумевало власть над проживающими на ней людьми. Историки полагают, что именно в этом заключаются причины возникновения феодального сюзеренитета.10
    - Юридическая. Авторы Николай Михайлович Коркунов (русский юрист), Николай Сергеевич Трубецкой (русский лингвист) рассматривали происхождение государства исключительно с правовой точки зрения как «юридическое олицетворение нации» (признаки государства, отличающие его от догосударственных форм социальной организации; отличие государственной власти от общественной власти родового строя, государственная власть как особая разновидность социальной власти).
    В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области.
    Государство явление многогранное. Рассмотренные  нами теории по разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.
    Каждая  из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более  полному воссозданию картины  процесса происхождения государства.

1.2. Общие закономерности возникновения государства

 
    Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство  и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Как мы выяснили, этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого  аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали  на основе равноправия все его  взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем  собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.
    Постепенно  первобытные коллективистские производственные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых  в сфере обмена — торговли), а  также постепенное совершенствование  орудий труда и накопление опыта  привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться  значительный прибавочный продукт. С этого времени появилась  объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно  значимых функций, группы, которая непосредственного  участия в материальном производстве уже не принимает.
    Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации  общественной жизни в семейных и  родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура  усложняется, постепенно начинает развиваться  разделение социальных функций.
    Например, в германских племенах во времена  Цезаря и Тацита все их члены обрабатывали землю, пасли скот, участвовали в  военных походах, ходили на народные собрания. Позднее, к V—VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы расселились на обширных территориях, положение изменилось. Войны велись теперь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой прежде всего войной. Увеличивалось число приближенных короля, среди них выделились служители культа — духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой обстоятельств понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становилось все менее возможным. В результате подобной специализации появилась значительная группа людей, которая не участвовала в создании материальных ценностей. Они воевали, выполняли судебные и полицейские функции, т.е. все то, что присуще государству как воплощению уже не общественной, а государственной власти.
    Все большее удаление родоплеменных  структур от первоначального равенства  стимулировалось также развивающимся  процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном  слое, что в конце концов привело к появлению частной собственности (на Западе) или «власти-собственности» (на Востоке), а на их основе — к эксплуатации человека человеком.
    Переход от первобытно-общинного строя к  государственно организованному обществу сопровождался образованием территориальной  общины и развитием центров племенной  жизни — укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся  уже не родственными отношениями, а  расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.
    Чем отличается государство от органов  управления первобытного общества? Можно  указать следующие признаки государства.
    1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него.
    В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным  аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой  особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и  не участвует непосредственно в  общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего  общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а  нередко и самого себя.
    2. Система налогов, податей и займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью).11
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.