На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предупреждение и разрешение социального конфликта

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Глава 1
Конфликт  как социальное явление и его анализ.
      Конфликт как социальное явление
Понятие «конфликт»
   Термин  «конфликт» ( от лат. conflictus – столкновение)  в различных отраслях знания трактуется неоднозначно.
   В языке этим термином обозначается множество  понятий: противоборство;  конфронтация, борьба, кризис, напряженность, коллизия, а также непримиримое столкновение сторон, мнений, сил, интересов, потребностей, целей, существенный и трудноразрешимый спор, ссора, разногласие, острое противоречие, стычка, схватка, распря, вражда и др.
   В социологии конфликтом принято называть наивысшую стадию развития противоборства социальных субъектов, его острую форму, когда существующие противоречия превращаются в крайние, достигая момента отрицания друг друга.
   Конфликт  возможен и в ситуации сотрудничества и согласия. К конфликтному обострению ведут лишь острые трудноразрешимые противоречия, связанные с неудовлетворением  базовых потребностей людей и  социальных групп. Причиной таких противоречий являются несовместимые взаимоисключающие  интересы, потребности и ценности. Возникающие противоречия, как правило, трансформируются в реальное противоборство – открытую или скрытую борьбу сторон.
   Подчеркнем, что если противоречие, выступающее  основанием социального конфликта, может не осознаваться участниками  общественных отношений, то сам конфликт всегда осознан и предполагает определенные действия сторон, направленные друг против друга. Таким образом можно сделать  вывод, что сущность конфликта состоит в возникновении и развитии субъективно-объективных острых противоречий, трудноразрешимых проблем, осознаваемых  оппонентам как жизненно важные и требующие разрешения.
   Без конфликтов существование и функционирование общества невозможно. Конфликт выступает  источником изменения общественных отношений, норм поведения и жизнедеятельности. Двигателями общественного развития являются экономические, политические, социальные противоречия, конфликты  идей, теорий, научных направлений  и др. 

   Основные  структурные элементы конфликта 

   Больше  всего оживляет беседу
   не  ум, а доверие.
   Ф. Ларошфуко 

   Стороны конфликта – это субъекты социального  взаимодействия, находящиеся в состоянии  конфликта или же, явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
   Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.
   Образ конфликтной ситуации – это отображение  предмета конфликта в сознании субъектов  конфликтного взаимодействия.
   Мотивы  конфликта – это внутренние побудительные  силы, подталкивающие субъектов социального  взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).
   Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу  в ходе конфликта или в переговорном процессе.
   Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент, где участники – это  субъекты, непосредственно вовлеченные  во все фазы конфликта, непримиримо  оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны.
   Объект – это предмет, явление, событие, проблемы, цель, действие, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликты;
   Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели и мотивы, средства и способы решения лично значимой проблемы.
   Инцидент – это практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса. 

Типы  социальных конфликтов
   Социальный  конфликт – это  открытое противоборство, острое столкновение двух или более  социальных субъектов, источником которого является осознаваемо или неудовлетворение жизненно важных потребностей. Это фундаментальная труднорегулируемая проблема больших социальных групп, провоцирующая несовместимость противоречивых целей, интересов, ценностей оппонентов и требующая разрешения.
   Всякая  классификация условна, зависит  от выбранных критериев и параметров систематизации изучаемого явления. Необходимость  классификации конфликтов диктуется  исследовательскими интересами, направленными  на анализ их сущности, а также практическими  потребностями эффективного регулирования  противоборств. Конфликты можно  группировать по разным основаниям следующим  образом.
Критерии  классификации Типы  конфликта
Стороны конфликта (субъектность) Внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые, международные, межгосударственные, межконфессиональные, расовые (этнические)
Отношение субъектов к конфликту Подлинные, случайные (условные), смещенные, ложные, неверно приписанные, латентные (скрытые)
Удовлетворение  потребности  Материальные, статусно-ролевые, духовные
Источники возникновения Конфликты интересов, ценностей, идентификации
Причины Объективные, субъективные, реалистические, нереалистические
Степень глубины, остроты Неантагонистические (примиримые), антагонистические (непримиримые)
Форма проявления Открытые (явные), скрытые (латентные)
Функции (роли) Положительные (ведущие к продуктивным, конструктивным изменениям), отрицательные (негативные, связанные с деструктивными, препятствующими  прогрессу изменениями)
Мотивация Касающиеся: распределения  властных полномочий и позиции в  иерархии властных или управленческих структур; материальных ресурсов; ценностей  и жизненных установок
Временной параметр Кратковременные, длительные, вялотекущие, быстротечные, длительные
Результативность Успешные, неуспешные
Эмоциональная окрашенность Бурные, слабовыраженные
Масштабность Региональные, локальные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, мегаконфликты
Формы борьбы Мирные, немирные, военные
Условия происхождения Эндогенные, экзогенные
Тактика Сражение, дебаты
Сферы жизни общества и деятельности людей Экономические, политические, социокультурные, идеологические, организационно-управленческие, семейно-бытовые, психолого-педагогические
 
   В системе организационного поведения  распространены социально-ролевые или просто ролевые конфликты, обусловленные не столько противоречиями личных целей и интересов сотрудников, сколько выполнением ими своей социальной роли, своих профессиональных обязанностей. Это может быть и деловой конфликт, относящийся к предметному содержанию конфликтного взаимодействия сотрудника и противодействующего ему лица, и позиционный, связанный с ролевой рассогласованностью поведения в контексте конфликтных управленческих позиций, и др.
   Функции социального конфликта
   Понятие «функция» в общественных науках означает работу, обязанность, круг деятельности, назначение и роль, исполняемые социальным институтом, процессом или явлением относительно потребностей социальной системы и интересов, составляющих её общностей, социальных групп и  пр.
   Функциям  социального конфликта свойственны:
- разная  степень очевидности. Различают  явные и скрытые (латентные)  функции конфликта. Явные функции  характеризуются тем, что цели  противоборства реализуются в  последствиях (например, в результате  забастовки учителя добились  выплаты зарплаты). Скрытые функции  социального конфликта обнаруживаются  лишь с течением времени и  в определенной степени отличаются  от ранее провозглашенных намерений,  а нередко могут быть неожиданными, не отвечающими целями конфликтующих  сторон;
- противоречивость, двойственность. Так, если функция  противоборства положительна для  его участников, говорят о функциональном  конфликте, если негативна –  о дисфункциональном;
- релятивность (относительность) , ситуативность в  оценке результата. Они проявляются  в том, что в разное время  различными социальными субъектами  функции конфликта могут оцениваться  с разных позиций и иметь  противоположную оценку.
   Однако, несмотря на релятивность оценок функций  конфликта, по значению, роли и результату их можно разделить на две группы:
- конструктивные (продуктивные, эффективные, положительные,  созидательные);
- деструктивные  (непродуктивные, неэффективные, отрицательные,  разрушительные).
   Конструктивные функции социального конфликта выражаются в следующем:
- он  является средством обнаружения  и фиксации противоречий, проблем  в обществе, организации, группе; свидетельствует о том, что  противоречия достигли своей  кульминации и необходимы меры  по их разрешению или устранению;
- определяет  форму устранения недостатков  и просчетов в социальной системе;
- содействует  снятию социальной напряженности  и ликвидации стрессовой ситуации;
- может  реализовать интегративную, объединительную  функцию (сплочение группы перед  внешней угрозой, коллективный  поиск из противостояния);
- содействует  стабилизации социальной системы,  налаживанию сотрудничества профилактике  дальнейших противоборств;
- мобилизует  энергию, стимулирует групповое  творчество для эффективного  решения актуальных социальных  задач;
- является  средством диагностики соотношения  сил противоборствующих сторон  и тем самым служит профилактике  разрушительных тенденций;
- совершенствует  способы и содержание социальных  коммуникаций.    

   Деструктивные (негативные) функции конфликта:
- неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;
- уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;
- абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;
- представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;
- сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;
- увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;
- смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;
- возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.
   Важнейшая задача руководителя любого ранга в  контексте управления социальными  конфликтами заключается в их объективном анализе в целях:
   а) стимулирования и использования  положительного, конструктивного потенциала противоборств;
   б) предотвращение их негативных, разрушительных последствий;
   в) ликвидации деструктивных, опасных  для общественного развития конфликтов. 

      Анализ  социального конфликта
 
       Основные  этапы анализа социального конфликта 

I этап  анализа конфликта. 

   Первым  этапом анализа конфликта считается  его развитие во времени, от момента  завязки до начала наблюдения за ним. Здесь необходимо изучить следующие  проблемы:
- предмет конфликта и его объект;
- состав участников;
- исторические корни;
- непосредственный повод;
- уровень напряженности в отношениях между сторонами в начальной точке конфликта. 

   II этап анализа конфликта 

   Второй  этап анализа — изучение хода конфликта, а также событий, приносящих принципиально  новое качество в развитие конфликта (митинги, забастовки, решения неформальных органов и т.д.). Эти события  продвигают его на новую ступень  эскалации: или накапливают какое-то качество для скачка, или искусственно задерживают его продвижение. Особую трудность анализа хода конфликта  составляет определение его перехода в кризиса.
   Кризис  — это ситуация внезапного обострения, требующая оперативных решений. 

   III этап анализа конфликта 

   Третьим этапом анализа конфликта является разбивка его течения на временные интервалы.
   Любой конфликт диктует определение временного горизонта и временных интервалов внутри этого горизонта. Каждое рассматриваемое  событие должно быть привязано к  сетке интервалов и уровню эскалации. 

   IV этап анализа конфликта 

   Четвертый этап анализа — прогнозирование конфликта.
   Прогноз — это вероятностное научно обоснованное суждение относительно ненаблюдаемого состояния объекта в определенный момент времени.
   Прогнозирование — это разработка на основе прогностических  методик, историко-логического анализа, системного подхода, дедуктивных выводов и др.
   В задачу прогноза, главным образом, входит получение ответа на вопрос: что  будет, если будут иметь место  определенные события. 

   V этап анализа конфликта 

   Пятый этап анализа — разрешение конфликта. Это процесс решения проблемы, его цель — разрешить конфликт в самой его сути, добраться  до действительных его причин. Это  процесс распознавания потребностей и ценностей, о которых не удается  договориться, таких как: страх за собственную безопасность, гнев людей  из-за отсутствия достаточного общественного  признания и т.д. 

   Эти опасения, а не только материальные интересы (например, более высокая  зарплата), обычно лежат в основе самых трудноразрешимых конфликтов.  

   Структурный анализ социального конфликта 

   Структуру социального конфликта составляют: его предмет и объект, участники (стороны) противостояния, причины возникновения  противоречий, среда развертывания  и функционирования противоборства.
   Предмет конфликта – объективно существующее или воображаемое противоречие (проблема), которое противоборствующие стороны пытаются разрешить. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство: проблема власти, обладания ценностями, совместимости – несовместимости и др. Конфликт не исчерпает себя до тех пор, пока противоречие не разрешится. Каждая из сторон заинтересована в его разрешении в свою пользу.
   Объект  конфликта – проблемная ситуация, вызванная возникновением пересекающихся интересов двух или более оппонентов по поводу управления или владения ценностями материального (ресурс), социального (власть) или духовного характера (идея, норма, принцип) или совокупностью таких ценностей, а также контроля над ними. Подчеркнем, что к обладанию или пользованию последними стремятся все стороны – участницы конфликта.
   Различают три основных вида объектов конфликта:
- неделимые  – совместное владение которыми  невозможно (могут принадлежать  только одному участнику противоборства);
- делимые  в различных пропорциях между  участников конфликта;
- которыми  могут владеть одновременно обе  стороны противостояния.
   Определение основного объекта является непременным  условием успешного разрешения конфликта. В противном случае нельзя говорить о его полном разрешении или он будет разрешен частично и останутся  причины для новых столкновений.
   Участники (стороны) социального конфликта  могут быть представлены отдельными лицами или большими социальными  группами: общностями, народами, политиическими образованиями и др. Участников конфликта  может быть множество. Они делятся  на основных (прямых, непосредственно  противоборствующих) и неосновных (косвенных, так называемую третью сторону).
   Основные  участники конфликта – это прямые, непосредственные соперники, противники оппоненты или противоборствующие стороны. В основе их противостояния лежат именно их несовпадающие, противоречивые интересы и цели.
   Неосновные  участники конфликта - все остальные участники конфликта. Их часто именуют также косвенными участниками конфликта. По определению им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта. Часто неосновных участников конфликта называют еще третьей стороной. В реальной динамике конфликта грань между основными и неосновными участниками довольно часто стирается. В процессе развития конфликта основные и неосновные действующие лица могут меняться местами. Конфликт, возникший на бытовом уровне между двумя соседями, со временем может перерасти в межгрупповой конфликт, где потребуется активное вмешательство со стороны социального работника. Роль неосновных участников конфликта может быть как конструктивной, так и деструктивной - они могут способствовать не только разрешению или предупреждению конфликта, но и его обострению и дальнейшему развитию.
   Важную  роль в возникновении и развитии конфликта имеют и другие его  участники (инициаторы; организаторы; пособники; посредники). Каждая из выделенных категорий этих участников конфликта имеет свои особенности:
   Инициаторы (зачинщики) - те участники конфликта, которые берут на себя инициативу в развязывании конфликта между другими лицами, группами или государствами. Ими могут быть как отдельные лица, так и различные объединения. Это могут быть как основные, так и неосновные участники. После того как конфликт возник, инициатор конфликта может и не участвовать в нем. Например, известны случаи, когда человек, затеявший склоку в трудовом коллективе, может затем уйти в тень или вообще уволиться с работы, а конфликт будет продолжаться и без него.
   Организаторы — группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающая общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в свою пользу. Организовать конфликт - значит, продумать всю его динамику таким образом, чтобы предполагаемые выгоды в результате его окончания были больше, нежели потери. Организаторами могут выступать как основные, так и неосновные участники конфликта.
   Пособники — лица, которые помогают участникам конфликта в его развязывании, организации, развитии. Пособниками могут выступать как спонтанные группы лиц, так и специально созданные, а также отдельные личности. Помощь, оказываемая пособниками, может носить самый разный характер.
   Посредники - третья сторона в конфликте и его косвенные участники. Роль посредника - это роль авторитетного помощника, призываемого субъектами конфликта для разрешения проблемы.  
 
 
 
 
 
 

   Причины возникновения конфликта
   Возникновение и развитие конфликтов обусловлено  действием следующих групп факторов и причин: 

   Объективные причины конфликтов 

   К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом  те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению интересов, мнений, установок. Объективные  причины приводят к созданию предконфликтной  обстановки, ситуации. К ним можно отнести: 

- естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности;
- слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий;
- недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;
- образ жизни (материально-бытовая неустроенность, отсутствие возможностей удовлетворения своих насущных потребностей);
- достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений, способствующие возникновению конфликтов. 

   Субъективные  причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой — либо еще способ разрешения объективного противоречия. Жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, неправомерно. В основе, казалось бы, чисто субъективной причины конфликта может, в конечном счете, лежать фактор, от человека мало зависящий, т.е. объективный. И, пожалуй, нет ни одного конфликта, который был или не был бы как-то обусловлен объективным и субъективным фактором. 

   Организационно-управленческие причины конфликтов 

   Структурно-организационные  причины заключаются в несоответствии структуры организации требованиям  деятельности, которой она занимается. Структура должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно. 

   Функционально-организационные  причины вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками, например, неопределенность функциональных связей между администрацией президента и правительством (проблема прав и обязанностей). 

   Личностно-функциональные причины связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности. 

   Ситуативно-управленческие причины обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач (принятие ошибочного управленческого решения). 

   В результате исследования производственных конфликтов установлено, что по вине руководителей, из-за их ошибочных, конфликтогенных  решений возникает 52% конфликтных  ситуаций, по причине несовместимости  — 33%, из-за неправильного подбора  кадров — 15%, то есть вышеперечисленные  факторы могут выступать причиной 67% конфликтов в трудовых коллективах. 

   Социально-психологические  причины конфликтов 

   Возможные значительные потери и искажения  информации в процессе межличностного общения (ограниченность словарного запаса человека вообще и конкретного человека в частности, недостаток времени, сознательное утаивание информации, трудности  понимания из-за фильтров информации, невнимательности, трудностей быстрого понимания). Услышанное человек обычно не воспринимает на веру, а оценивает, делая выводы, отличающиеся, а иногда противоположные тому, что сказал собеседник. 

   Несбалансированное  ролевое поведение при взаимодействии двух людей (перекрестные трансакции Родитель — Взрослый — Ребенок по Э. Берну). 

   Непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть связано  не с действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а с подходом к проблеме с различных сторон (как в притче о пяти слепых мудрецах и слоненке).
   Различные способы оценки результатов деятельности и личности друг друга (начальник  оценивает результаты работы подчиненного, беря за основу оценки то, что ему, подчиненному, не удалось сделать по сравнению  с идеалом, нормой, целью, другими  подчиненными, делающими эту работу на отлично, в то время как подчиненный  оценивает свою работу по достигнутому результату). В итоге одна и та же работа оценивается совершенно по-разному. Это приводит к конфликтам.
   Внутригрупповой фаворитизм — предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп: 

- присущий человеку конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами;
- ограниченные способности человека к децентрализации, т.е. изменение своей позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей;
- осознанное или неосознанное желание получать от окружающих больше, чем отдавать им;
- стремление  к власти;
- психологическая несовместимость людей и др. 

   Личностные  причины конфликтов 

   Отсутствие  достаточной психологической устойчивости к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального  взаимодействия (конфликтоустойчивости). 

- Плохо развитая способность к эмпатии.
- Завышенный или заниженный уровень притязаний и связанный с этим уровень самооценки.
- Акцентуации характера. 
 
 
 

Глава 2
Предупреждение  и разрешение социального  конфликта
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.