На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ инвестиционного потенциала Самарской области

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ.
     Одним из главных показателей, определяющих инвестиционную привлекательность  региона, является инвестиционный потенциал. В экономической литературе в последнее 10-летие достаточно часто
употребляется данное понятие, однако четкого определения  его не дается.
Экономическая категория «инвестиционный потенциал» отражает степень 
возможности вложения средств в активы длительного пользования, включая вложения в ценные бумаги с целью получения прибыли или иных народнохозяйственных результатов. При этом следует отметить, что некоторые экономисты под «инвестиционным потенциалом» понимают – «определенным образом упорядоченную совокупность
инвестиционных  ресурсов, позволяющих добиться эффекта  синергизма при их использовании». Более того, авторы подразумевают наличие прямой связи между инвестиционным потенциалом и его конкретной реализацией. Следует в этой связи заметить, что реализация инвестиционного потенциала подразумевает наряду с мерами, обеспечивающими его формирование и повышение уровня, также и комплекс мер по созданию условий его включения в реальный инвестиционный процесс и процесс эффективной реализации через мотивацию (активизацию) инвестиционного потенциала.
Таким образом, инвестиционный потенциал  региона – это способность  региона покрывать свои потребности в инвестиционных ресурсах без использования заемного капитала и других источников привлеченных средств. Мы его понимаем, как совокупность имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала, т.е. - это количественная характеристика, учитывающая основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения
и другие показатели.
С моей точки зрения, региональный инвестиционный потенциал представляет собой не простую, а некоторым образом упорядоченную совокупность инвестиционных ресурсов, расположенных на
определенной  территории, позволяющую добиться ожидаемого эффекта при их использовании. Другой подход в определении «инвестиционного потенциала», базируется на теории сравнительных и абсолютных преимуществ. Исходным постулатом теории рыночной экономики является условие ограниченности ресурсов функционирования хозяйствующих субъектов. Из постулата ограниченности ресурсов и неравноценного их распределения между хозяйствующими субъектами можно сделать
методологический  вывод, что каждый субъект предпринимательства, как элемент общей хозяйствующей системы обладает определенными видами преимуществ. Абсолютные преимущества складываются из геостратегических, географических, природно-климатических, демографических условий. Сравнительные преимущества в рамках современной науки могут быть охарактеризованы как обусловленные
инвестиционным  потенциалом, позволяющим реализовывать  стратегии снижения издержек или дифференцировать выпуск. Исходя из этого региональный инвестиционный потенциал можно характеризовать как совокупную возможность отраслевых непостоянных ресурсов, позволяющих
увеличивать капиталовооруженность труда и способность хозяйствующих субъектов, оперирующих запасами этих ресурсов, обеспечивать во времени устойчивый экономический доход.
Инвестиционные  процессы сложны, их участниками являются властные структуры, отраслевые министерства и ведомства, организации различных  форм собственности и сфер деятельности, что обусловливает необходимость  комплексного подхода к исследованию всех этапов процесса, один из которых - оценка уровня инвестиционного потенциала.
Цель работы - анализ инвестиционного потенциала Самарской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решения  ряда задач:
       - характеристика теоретических основ  инвестиционного потенциала хозяйствующего  субъекта;
       - анализ инвестиционного потенциала Самарской области.
Предметом работы выступают закономерности и факторы  инвестиционного потенциала организации  в их взаимосвязи и взаимообусловленности  с внешней средой.
Объектом является инвестиционный потенциал Самарской области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПОТЕНЦИАЛА НАЦИОНАЛЬНОЙ  ЭКОНОМИКИ
1.1. Сущность инвестиционного потенциала и его составляющие 

     Инвестиции - это вложенный капитал, как денежный, так и реальный. Они осуществляются в виде денежных средств, банковских вкладов, паев, акций и других ценных бумаг, вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные права и другие ценности. Подобное определение инвестиций можно назвать бухгалтерским, так  как оно охватывает вложения во все  виды активов (средств) предприятия.
«Инвестиции в воспроизводство основных фондов и связанные с этим изменения  оборотного капитала называются капитальными вложениями. В России в объем капитальных  вложений включаются затраты на новое  строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих  промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, торговых и других предприятий, затраты на жилищное и культурно-бытовое  строительство. К капитальным вложениям  относятся затраты на строительные работы всех видов; затраты по монтажу  оборудования, на приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, предусмотренного в сметах на строительство; на приобретение производственного  инструмента и хозяйственного инвентаря, включаемых в сметы на строительство; на приобретение машин и оборудования, не входящих в смету на строительство; на прочие капитальные работы и затраты. Затраты на капитальный ремонт в  капиталовложения не включаются.
Капитальные вложения как часть инвестиций могут  быть названы инвестициями в экономическом  смысле, так как связаны с воспроизводством реального капитала». [1]
Рассмотрим  формы иностранных инвестиций, которые  связанны с непосредственным привлечением иностранного капитала (создание совместных предприятий, привлечение капитала российскими компаниями на рынке  ценных бумаг, создание на территории России предприятий, полностью принадлежащих  иностранным владельцам, привлечение  капитала на основе концессий и соглашений о разделе продукции), оставляя в  стороне такие формы, как получение  зарубежных кредитов, получение оборудования на основе лизинга и т. п. Инвестиции тогда можно разделить на три категории:
прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им;
портфельные, при которых иностранный инвестор в не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев  такие инвестиции производятся на рынке  свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг.
к прочим инвестициям относятся вклады в  банки, товарные кредиты и т. п. Их исключение из анализа вызвано прежде всего разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации о многих из них.
Граница между первыми двумя видами инвестиций довольно условна (обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20 и выше процентов акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20 процентов - портфельными), однако, так как цели, преследуемые прямыми  и портфельными инвесторами несколько  различаются (что будет показано ниже), такие деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано со спецификой вложения (не в уставной капитал). [3]
К основным составляющим инвестиционного потенциала можно отнести следующие:
1.   Ресурсный потенциал:
-     запасы минерального топлива;
-     гидроэнергетические ресурсы;
-     запасы руд цветных металлов;
-     запасы железной руды;
-     запасы сырья для химической  промышленности;
-     запасы нерудных полезных ископаемых;
-     лесной фонд;
-     площадь сельскохозяйственных угодий  и др.
2.   Производственный потенциал:
-     валовой национальный (региональный) продукт;
-     численность занятых в экономике;
-     число предприятий и организаций  и др.
3.   Инфраструктурный потенциал:
-     плотность железнодорожной сети;
-     плотность автодорог;
-     степень телефонизации и др.
4.   Инновационный потенциал:
-     число организаций, выполняющих  научные разработки:
-     число промышленных предприятий,  занимающихся инновационной деятельностью;
-     объем расходов на НИОКР и  др.
5.   Институциональный потенциал:
-     число коммерческих банков и  их филиалов;
-     число малых предприятий;
-     число страховых компаний и  др.
6.   Финансовый потенциал:
-     сумма поступлений по налоговым  платежам и другим доходам;
-     прибыль предприятий и организаций  и др.
7.   Потребительский потенциал:
-     соотношение доходов населения  и стоимости потребительской  корзины;
-     сумма вкладов населения в  банковские учреждения.
8.   Трудовой потенциал:
-     число лиц с высшим и средним  профессиональным образованием  в численности населения трудоспособного  возраста;
-     число лиц с высшим и средним  профессиональным образованием  в численности занятых в экономике  и др.[2] 

1.2.Факторы оценки инвестиционного потенциала 

Региональный инвестиционный потенциал – это совокупная возможность
собственных и привлеченных в регион экономических  ресурсов обеспечивать при наличии  благоприятного инвестиционного климата инвестиционную деятельность в целях и масштабах, определенных экономической политикой региона.
К наиболее значимым для оценки инвестиционного потенциала региона можно отнести следующие факторы:
- ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
- производственный (совокупный результат хозяйственной  деятельности в регионе);
- потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);
- инфраструктурный (экономико-географическое положение  региона и его инфраструктурная обустроенность);
- интеллектуальный (образовательный уровень населения);
- институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
- инновационный  (уровень внедрения достижений  научно-технического прогресса в  регионе).
Оценка  представленных факторов трансформируется в методики определения уровня инвестиционного потенциала. Но, учитывая, что инвестиционной потенциал является одним из компонентов
инвестиционного климата региона, то, как правило, современные экономисты рассчитывают инвестиционный потенциал как один из этапов определения инвестиционного климата.
Наиболее  признанными в российской практике методиками оценки инвестиционного  климата являются: методика Института экономики РАН (ИЭ РАН) и методика рейтингового агентства «Эксперт-РА».
Одним, из наиболее популярных и признанных подходов при оценке инвестиционной привлекательности регионов России с использованием ранжирования является методика, предложенная рейтинговым агентством «Эксперт РА» и регулярно публикуемая. Суть ее состоит в том, что на первом этапе из всех статистических показателей, относящихся к тому или иному виду риска и потенциала с помощью корреляционного анализа были выделены наиболее индикативные показатели. Затем методом
факторного  анализа был определен вклад  каждого индикативного показателя в величину соответствующего потенциала или риска. На последнем этапе работы с помощью метода кластерного анализа регионы,
ранжированные по потенциалу и риску и относящиеся  к различным типам законодательного климата были объединены в группы по характеру инвестиционного климата. Оценка весов вклада каждого вида
потенциала  и риска в совокупный потенциал  и совокупный риск, а также регионального  и федерального законодательства была получена по результатам анкетирования российских и иностранных экспертов, в том
числе представителей инвестиционных компаний, в частности: TYSSEN, MITSUI, BRITISH & AMERICAN TOBACCO, ERNST & YOUNG, и других.
Исследование  инвестиционного потенциала регионов по методике Института экономики  РАН в рамках анализа инвестиционного климата, включает расчет таких индикаторов, как факторы экономического потенциала, факторы условий хозяйствования, политические факторы, социальные
факторы, организационно-правовые и финансовые факторы. Для оценки представленных индикаторов используются экспертный и статистический подход. При этом регион оценивается по пятибалльной шкале, в
зависимости от его положения по отношению  к другим субъектам Федерации. Результатом  данной методики является типологизация регионов и их разделение на 8 групп, оценивающие риск и инвестиционную привлекательность региона.
Таким образом, главным недостатком в  представленных методиках можно  определить субъективный экспертный подход, а также относительность полученного результата. Поскольку конечным результатом
является  определение места анализируемого региона в общероссийской шкале, что в конечном итоге затрудняет расчет общей ресурсообеспеченности региона. [3] 

1.3.Стратегические направления развития инвестиционного потенциала 

     Инвестиционная  деятельность играет важную роль в  экономическом развитии страны , ее отдельных городов. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост города, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества.
Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки в города. 

Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму некоего «принуждения», без  которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал  перелив капитала исходя из государственных  интересов, то любое вмешательство  государства в инвестиционный процесс  было бы излишним.
Поэтому, очень важным является понимание  взаимосвязи таких понятий, как  инвестиционный климат и инвестиционная политика. Под инвестиционным климатом будем понимать условия, которые  определяются для инвестиционной деятельности в отдельной стране, регионе или  муниципальном образовании в  результате формирования взаимосвязанного комплекса законодательно- нормативных, организационно- экономических, социально- политических и др. факторов. Согласно анализу, проделанному в, инвестиционный климат выступает объектом инвестиционной политики, которая представляет собой  совокупность мер организационного и экономического воздействия органов  управления на всех уровнях власти, направленных на создание оптимальных  условий для вложения инвестиций. С одной стороны, он определяет стартовые  условия для разработки инвестиционной политики города, а с другой - является ее результатом.
Первичное состояние инвестиционного климата, под воздействием инвестиционной политики переходит в новое состояние. Эффективность инвестиционной политики измеряется степенью изменения инвестиционного  климата в более благоприятную  сторону. В свою очередь, более благоприятное  состояние инвестиционного климата  влияет на инвестиционную политику в  сторону ее дальнейшего совершенствования.
Инвестиционная  политика может получать свое развитие по четырем направлениям. Первое- это создание имиджа инвест-территории. Второе- это прямые инвестиции. Третье- это внебюджетные инвестиционные ресурсы. Четвертое- это создание экономических стимулов для привлечения инвестиций. Все это вместе взятое и формирует, благодаря инвестиционной политике благоприятный инвестиционный климат. Реализация комплекса мер позволяет повышать уровень благоприятности инвестиционного климата.
Механизм  государственного регулирования инвестиционными  процессами представляет собой совокупность инструментов и методов.
Согласно  законодательным нормам, управление инвестиционной деятельностью осуществляется в следующих формах:
-государственные инвестиционные программы (инвестирование государством средств в отрасли промышленности, науки, образования);
-прямое управление государственными инвестициями;
введение  системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот. Для  привлечения в экономику страны частных и иностранных инвестиций необходимо введение для них льготных ставок налогов и таможенных пошлин;
предоставление  финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий.
предоставление  финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий.
Такие средства должны предоставляться не только государственным предприятиям, но и частным производителям товаров  и услуг, а также сфере образования, малому и среднему бизнесу:
-проведение финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуск в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
-контроль за соблюдением правил обязательной сертификации;
-антимонопольные меры, приватизация объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства.
Использование иных форм и методов регулирования  инвестиционной деятельности допускается  только по решению Правительства  РФ. 

Говоря  о методах государственного регулирования  инвестиционной деятельности можно  выделить пассивные и активные.
Использование пассивных методов связано с  информированием участников воспроизводственной  деятельности об условиях производства, реализации и потребления продукции  в народном хозяйстве. Они включают также обоснование перспектив социально- экономического развития страны, определение  степени инвестиционной активности.
Набор активных методов связан с использованием более действенных рычагов воздействия  государства на экономические процессы.
Существуют  следующие виды активного вмешательства  государства в инвестиционный процесс [8]:
1)создание  благоприятных условий для деятельности  частных предпринимателей. В первую  очередь речь идет о формировании  благоприятной инвестиционной среды,  а также в проведении выгодной  для инвесторов налоговой и  амортизационной политики, защите  внутреннего и внешнего инвестора,  льготном налогообложении предприятий,  действующих в приоритетных отраслях  экономики;
2) прямое  участие государства в эффективных  и значимых для страны проектах, разработка бюджета развития  как части Федерального Бюджета  страны, обеспечение «локомотивного»  характера государственных инвестиций;
3) участие  государства в создании инфраструктуры  объектов как основы эффективного  частного предпринимательства.
Государство должно принимать более активное участие в формировании инвестиционной политики в стране. Для этого государственные  органы используют как методы прямого  участия государства в инвестировании экономики, так и методы косвенного воздействия на этот процесс путем  поощрения предпринимателей (налоговые  льготы, приоритеты в получении государственных  заказов и пр.). 

Для целей  поддержания высокой инвестиционной активности государство регулярно  разрабатывает инвестиционную программу. Эта программа представляет собой  важный инструмент прямого воздействия  государства на инвестиционный процесс.
Государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.
К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим.
К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты.
Институциональные инструменты позволяют достичь  координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные  органы инвестиционной политики, объединения  предпринимателей, информационные системы.
Набор работающих инструментов государственного регулирования инвестициями, достаточно ограничен. Каждый из них проявляется  наиболее эффективным в какой-то ситуации. При этом каждый из них  не всегда срабатывает в тех или  иных условиях. Поэтому необходимо знать какие институты, в каких  конкретных обстоятельствах будут  работать, а какие окажутся неэффективными. В подобной ситуации оказался бы ценен  исторический опыт государственной  политики регулирования инвестиций, который указывает на существование  моделей, объединяющих несколько инструментов. Согласно одной из точек зрения можно  выделить три модели инвестиционной политики, которые избирают основным принципом тот или иной аспект стимулирования инвестиций.
В рамках американской модели (которая характерна для многих стран мира, а не только для США) ключевая роль в государственной  инвестиционной политике отводится налоговым инструментам. Кроме этого, осуществляется последовательная либеральная макроэкономическая политика, направленная на стабилизацию рыночных инструментов цен и процентных ставок. Банкам в рамках этой системы отводится подчиненная роль.5 Ключевым механизмом контроля над эффективностью распределения инвестиционных ресурсов оказывается фондовая биржа. Именно развитый рынок ценных бумаг - необходимое условие успешной реализации данной модели. Государство способствует решению проблемы координации путем сбора, анализа и распространения качественной экономической информации о состоянии и прогнозе развития экономики.
Японская  модель строится на активном партнерстве  между государством и частными инвесторами. Государство использует контроль над  банковской сферой и самостоятельно мобилизует сбережения населения, предоставляя эти средства на льготных условиях корпорации в обмен на сотрудничество и неукоснительное соблюдение принятых на себя обязательств. Инвестиции в  инфраструктуру прямо координируются с нуждами конкретных частных  фирм. Роль координатора берут на себя организуемые государством консультативные  советы. Необходимым условием реализации модели является сильный частный  сектор и сильное государство  с эффективным аппаратом. Роль координатора берут на себя организуемые государством консультативные советы.
Преимуществом модели является возможность мобилизации  существенных средств на эффективные  инвестиции. Недостатком становится политизация процесса планирования инвестиций и возможное нежелательное  изменение ключевых денежно-кредитных  параметров, а также коррупция  политических кругов. Японская модель демонстрирует прекрасный пример взаимодействия государства и частного сектора  экономики, что в конечном итоге  приводит к впечатляющим результатам.
Тайваньская модель сочетает ряд инструментов японской и американской модели. Однако главным  является создание государством частных  механизмов координации инвестиционных решений. Модель опирается на то, что частные фирмы, работающие на экспорт, наилучшим образом знают рынок и потенциал инвестиционных проектов.
Задача  государства - активно поддерживать эти группы, а также через финансирование проектно-конструкторских бюро, агентств по техническому обслуживанию и научных  лабораторий обеспечивать равный доступ всех участников сети к новейшим технологиям  и их равноправное участие в разработке нового продукта и инвестиционных планов.
Таким образом, ключевым для реализации эффективных  моделей инвестиционной политики является создание целого ряда институтов, необходимых  для создания благоприятного инвестиционного  климата. Одновременно, любая успешно  действующая модель опирается на фундамент рыночной системы и  наиболее полным образом использует сильные стороны национальной экономики.[8] 

2.АНАЛИЗ  И ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1.Аализ инвестиционного потенциала Самарской области
В Самарской  области разработана и принята  Стратегия социально-экономического развития до 2020 года. В документе определена миссия региона, согласно которой Самарская область – «локомотив роста», опорный центр России на южном и восточном направлениях. В регионе с целью повышения качества жизни населения реализуется стратегия инновационного развития в машиностроении, химии, транспортно-логистическом комплексе. Также здесь сохраняется уникальный природный комплекс Самарская Лука.
Приоритетные  направления устойчивого  развития Самарской  области как современного развивающегося центра:
    инновационно-внедренческая деятельность;
    автомобилестроение и производство автокомплектующих;
    авиационное и космическое машиностроение;
    производство химической продукции и новых материалов;
    транспортная логистика и коммуникации;
    рекреационно-туристический сервис;
    научно-образовательная и медицинская деятельность.
В долгосрочной перспективе Самарская область  имеет возможность войти в  число пяти российских регионов нестоличного статуса с наибольшим уровнем  ВРП на душу населения.
Определены  два стратегических вектора развития Самарской области – развитие человеческого капитала и обеспечение экономического роста.
Ориентирами роста уровня и качества жизни  населения региона выступают  европейские стандарты качества жизни, которые включают:
    качество и благосостояние населения (состояние физического здоровья, воспроизводства, приверженность семейным ценностям, уровень образования и культуры, величина доходов, обеспеченность жильём и собственностью);
    стандарты качества окружающей среды (безопасность, условия труда, инфраструктурная обеспеченность, экологическая обстановка, социальная и политическая стабильность).
Самарская область – единственный регион России, в котором есть почти все условия, чтобы стать первым субъектом  Федерации, создающим региональную инновационную систему как инструмент опережающего движения к постиндустриальному  обществу, хотя эти условия нуждаются  в активизации с помощью мер  региональной политики.
Инновационный путь развития региона включает в себя развитие сектора услуг и малого бизнеса, создание более эффективной системы управления, модернизацию образования и распространение нового знания, повышение качества жизни населения, модернизацию стандартов потребительского поведения, развитие современных социальных сетей, информационной и коммуникационной среды.
Возможны  два варианта сценария развития области: 

Рисунок 1 - Динамика инвестиций в основной капитал по двум вариантам развития, в % к 2020 году. 

Инерционный вариант развития предполагает закрепление позитивной динамики капитальных вложений с сохранением существующих тенденций в инвестиционной сфере и не предполагает реализации значительного числа новых масштабных стратегических проектов. Улучшение инвестиционного климата в регионе будет носить постепенный, эволюционный характер, предусматривающий осуществление действующими организациями Самарской области инвестиционных программ по модернизации и реконструкции действующих производств и обновлению основных фондов.
Согласно  данному варианту основные объемы капитальных  вложений будут осуществляться в  индустриальном секторе экономики, который в настоящее время  оказывает определяющее воздействие  на развитие региона и составляет базу экономического роста области  в целом - машиностроении, топливной  промышленности, химии и нефтехимии, цветной металлургии.
Диверсификации  экономики Самарской области  будет способствовать развитие новых  производств, в частности, черной металлургии.
Инвестиционная  деятельность в регионе будет  осуществляться, главным образом, за счет внутренних ресурсов организаций  – прибыли и амортизации.
Тем не менее, развитие финансового сектора  экономики, в том числе банковских и иных кредитных организаций, активизация  деятельности компаний по привлечению  дополнительных средств посредством  выпуска облигационных займов, размещения кредитных нот и использования  других механизмов заимствований приведут к расширению кредитования инвестиционных процессов в регионе. [6]
В развитии социально-значимых отраслей по-прежнему определяющую роль будут играть бюджетные  инвестиции (как из федерального, так  и областного бюджетов).
Инновационный вариант базируется на интенсивных  структурных сдвигах в пользу высокотехнологичного и инфраструктурного  секторов экономики и предполагает более значительные объемы капитальных  вложений и более высокие темпы  роста по сравнению с вариантом  инерционного развития.
Инновационный вариант ориентирован на реализацию портфеля инвестиционных проектов общенационального  и стратегического значения и  реализацию национальных проектов в  сфере жилищного строительства, здравоохранения, образования и  сельского хозяйства и предусматривает  активное участие федерального и  областного бюджетов в их финансировании.
Использование механизмов частно-государственного партнерства приведет также к росту инвестиций из внебюджетных источников. В связи с этим будет осуществляться переход к более прогрессивной модели финансирования инвестиционного процесса, основанной на активном привлечении кредитных ресурсов.
Инновационный вариант стратегии основан на дирижистской модели кластерной экономической политики и ориентирован на развитие наиболее перспективных секторов экономики Самарской области, способных оказать мультипликативный эффект в смежных производствах.
Для формирования кластерного инвестиционного портфеля региона проведен анализ кластеров, сложившихся в регионе, и определены привлекательность и конкурентные преимущества отдельных секторов экономики  в целях формирования новых кластеров.
Анализ  приоритетов построен на основе матрицы  с координатами «долгосрочная инвестиционная привлекательность/относительное конкурентное преимущество инвестиционных проектов в секторах (кластерах) экономики» с  учетом наличия соответствующих  факторных условий для успешного  развития кластеров на территории Самарской области (табл.1)  

Инвестиционная  привлекательность кластера (сектора) Наличие условий  для развития кластера на территории области
инвестиционный  потенциал  прогнозируемый  уровень производительности (выручка  на одного занятого)
уровень инвестиционных рисков
наличие организации-лидера кадровый  потенциал
социально-экономическая  инфраструктура
сеть  поставщиков и потребителей, в  том числе за пределами региона
    Таблица 1- Факторы, определяющие конкурентные преимущества инвестиционных проектов в секторах (кластерах) экономики 

При этом оценивается не только текущее состояние  факторных условий, но и учитываются  возможности для их развития (5-7 лет).  
Кластерные  инвестиционные портфели основываются на оценке темпов промышленного развития и необходимы для выбора приоритетных инвестиционных проектов и программ и принятия решений о регулировании  инвестиционной деятельности в среднесрочной  и долгосрочной перспективе (таблица 2).   

долгосрочная  инвестиционная привлекательность высокая «Звезды» - перспективные секторы (кластеры) в условиях роста и прибыли; первоочередные адресаты для инвестиций   
- СТРОИТЕЛЬСТВО И
ПРОИЗВОДСТВО  СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ (СТРОИТЕЛЬНЫЙ СЕКТОР)
- ХИМИЧЕСКОЕ  ПРОИЗВОДСТВО
- ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ
-ПРОИЗВОДСТВО  ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ   

Инвестиционная  стратегия:
- рациональное  размещение доступных ресурсов  для модернизации   производственных мощностей; 
- выработка  стимулирующих мер, способствующих  притоку внебюджетных инвестиций;
- использование  индивидуального инвестиционного  подхода для каждого отдельного  ключевого сектора или производства.  
«Знаки вопроса» - секторы (кластеры), требующие крупных  инвестиций, чтобы стать конкурентоспособными    
 
- АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ
- МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ
- ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ 
- ИННОВАЦИОННО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ
- РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ   

Инвестиционная  стратегия:
- комплексная  государственная поддержка; - применение   программно-целевого подхода;
- тщательная  оценка рисков. 
между низкой и средней  «Дойные коровы» - секторы (кластеры), достигшие высокой степени зрелости, генерирующие значительные ресурсы для экономического развития и национального инвестирования (в основном через экспорт).  
- АВТОМОБИЛЬНЫЙ
- НЕФТЕХИМИЧЕСКИЙ
- ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ   

Инвестиционная  стратегия:
- выработка стимулирующих мер, способствующих притоку внебюджетных инвестиций;
- государственная  поддержка сопутствующих отраслей (поставщиков и потребителей).   

«Трудные дети» - секторы (кластеры) с низкими конкурентными преимуществами в глобальном масштабе (зрелый бизнес)  
- СЕЛЬСКОЕ  ХОЗЯЙСТВО
- ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ  ХОЗЯЙСТВО  

Инвестиционная  стратегия:  

- комплексная  государственная поддержка, в  т.ч. государственное субсидирование,   пакетный принцип государственных преференций;
- применение   программно-целевого подхода и государственно-частного партнерства;
- снижение  зависимости от импорта. 
  ВЫСОКОЕ МЕЖДУ НИЗКИМ И  СРЕДНИМ
ОТНОСИТЕЛЬНОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
 
Таблица 2- Секторальный (кластерный) инвестиционный портфель Самарской области
 
В настоящее время в секторах экономики Самарской области, как  и в России в целом, не выявлены кластеры-лидеры (по отношению к  крупным региональным или мировым  рынкам), которые находились бы на начальных  фазах жизненного цикла (зарождение или рост). Большинство эффективных  по российским меркам секторов, претендующих на кластер, ориентировано на внутренний рынок и находится между стадиями зрелости и стагнации. Исключение составляют быстро развивающиеся рынки информационных технологий, телекоммуникаций, логистики  и инноваций, развитие которых будет  иметь мультипликативный эффект для экономики региона. Это является основанием считать данные сектора  экономики зарождающимися кластерами.

В соответствии с матрицами, характеризующими жизненный  цикл, инвестиционную привлекательность  и конкурентоспособность региональных секторов (кластеров) экономики, для  каждого из них предусматривается  формирование индивидуальной инвестиционной политики.
На первом этапе (2006-2010 годы) основной объем инвестиций будет направлен в секторы, обладающие наибольшим инвестиционным потенциалом  и являющиеся генераторами доходов  – «звезды» и «дойные коровы». Основными источниками инвестиций в этих секторах экономики являются собственные средства организаций, кредитные средства коммерческих банков, а также выпуск ценных бумаг. Привлечение  внебюджетных инвестиций не требует  дополнительной государственной поддержки, поскольку организации достаточно привлекательны для инвесторов и  могут самостоятельно привлекать инвестиции и обеспечить их возвратность. [6]
Исключение  составляет только развивающийся в  связи с реализацией национального  проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» строительный сектор, поскольку успешная реализация национального проекта требует  развития рынка строительных материалов и привлечения инвестиций для  финансирования начальной стадии строительства  жилых объектов. Государственная  поддержка формирующегося строительного  кластера предусматривает использование  широкого спектра форм и механизмов государственной поддержки как на федеральном, так и региональном уровнях: предоставление субсидий на компенсацию части процентов по кредитам коммерческих банков, привлекаемых организациями на инвестиционные цели, снижение налоговой нагрузки и т.д. Применение комплексного программно-целевого подхода позволит привлечь внебюджетные инвестиции в развитие жилищного строительства и увеличение производства стройматериалов в регионе.
Кроме того, на этом этапе необходимо применение широкого спектра механизмов государственного стимулирования развития смежных производств (например, производства автокомплектующих для автомобильного кластера или геологоразведки для нефтехимического производства) и инфраструктуры (например, дорожного строительства, модернизации объектов энергетики).
Использование механизмов частно-государственного партнерства необходимо при реализации таких крупных стратегических проектов транспортно-логистического кластера, как строительство транспортного консолидирующего центра по обработке грузов и контейнеров на территории Самарской области, реконструкция международного аэропорта «Курумоч», строительство транспортных автомагистралей, в том числе федерального значения.
Увеличатся  объемы инвестиций, направляемых на развитие инновационной и социально-экономической  инфраструктуры (кадрового потенциала, финансово-кредитного сектора, коммунальной инфраструктуры) будущих кластеров.
Второй  этап (2011-2020 годы) характеризуется усилением  государственной поддержки секторов, входящих в группу «знаки вопроса», для достижения ими стадии зрелости и конкурентоспособности и дальнейшего  перехода в группы «звезды» и «дойные  коровы», самостоятельно генерирующие ресурсы для развития.
Инновационный вариант развития требует «выращивания»  инновационных разработок из отобранных научных идей и научно-технических  проектов и роста объемов наукоемкой коммерческой продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем  рынках.
Инвестиционная  стратегия в этот период предусматривает  увеличение объемов инвестиций в  инновационно-внедренческий кластер и обеспечение его необходимыми финансовыми, производственными, научно-экспериментальными, трудовыми, материальными и другими ресурсами. В качестве первого шага к формированию данного кластера можно рассматривать создание в 2006-2010 годы материально-технической базы и инновационной инфраструктуры в рамках реализации инвестиционной программы развития технопарка на территории Самарской области и проекта межрегионального инновационно-технологического центра по обновлению перка машин и оборудования в промышленности на основе высокоэффективных наукоемких технологий. Активными участниками данного процесса являются как создатели и обладатели научно-технических достижений, так и потенциальные потребители инноваций, прежде всего, крупные промышленные организации, а также посредники распространения и применения нововведений, кредитно-финансовые (в том числе венчурные), патентно-лицензионные, консалтинговые, рекламные, учебно-методические государственные и частные организации. Интенсивное развитие инновационного рынка должно привести к усилению роли малого бизнеса и предпринимательства в области создания, распространения и использования инноваций.
Принципиальная  возможность реализации сложных  инновационных проектов обеспечена выполненными учеными Самарской  области научно-техническими заделами в авиационной, ракетно-космической  промышленности и сфере информационных технологий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.