На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные элементы рыночного механизма. Понятие рынка совершенной конкуренции

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Основные  элементы рыночного  механизма. Понятие  рынка совершенной  конкуренции 

              Любой рынок, независимо от  его конкретного вида, базируется  на трех основных элементах:  цене, спросе и предложении, конкуренции.  

              Инструменты способствовали установлению равновесия на рынке.
              Во-первых, это цены. Изменение относительных  цен послужило ориентиром для  производителя при определении  необходимости изменения объемов  производства. Изменение цен повлияло  на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.
               Во-вторых, это спрос и предложение.  Спрос (платежеспособный) - это представленная  на рынке потребность в товарах,  определяемая количеством тех  или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
              Наконец, в третьих, это конкуренция.  Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбытов товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложение данного товара.
       Конкуренция является необходимым элементом  рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.
              Наиболее эффективно рыночный  механизм действует в условиях  свободной, или совершенной конкуренции,  т.е. когда ситуация на рынке  характеризуется множеством покупателей  и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.
       Экономисты  используют термин спрос для обозначения  желания и способности людей покупать товары. Термин предложение обозначает желание и способность продавцов предоставлять товары для реализации на рынке. 

       Спрос 

       Всего лишь несколько лет назад лазерный проигрыватель стоил 1000 долларов и  выше. По такой цене он был предназначен только для богатого любителя музыки—человека, которому непременно нужно иметь наилучшее качество звука, даже если оно покупателя за эквивалент отпуска на Карибском море. Сегодня дешевые магазины продают эти проигрыватели всего за 100 долларов, и теперь безупречный звук компакт-дисков доносится из окон студенческих общежитий по всей стране. Может ли кого-нибудь удивить то, что когда цена упала, было продано большее количество изделий? Конечно, ничего удивительного в этом нет. Просто наблюдается закон спроса в действии.
       Закон спроса формально может быть изложен  следующим образом: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой  товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар. Таким образом, величина спроса имеет тенденцию расти при падении цены и уменьшаться при ее повышении. Это происходит по двум причинам.
       Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать дешевым  товаром те товары, которые он использовал ранее. Во-вторых, когда цена одного товара падает при постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то люди начинают чувствовать себя более богатыми. Они используют свою возросшую покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и, чаще всего, покупая больше именно того товара, который подешевел.
       Термины «спрос» и «величина спроса»  в том смысле, в каком они  употребляются в экономике, не означают то же самое, что желание или потребность. Эти термины объединяют понятия желания и возможности купить товар.  

       Кривая  спроса
       Закон спроса описывает взаимоотношение  между количеством товара, которое люди желают и могут купить, и ценой этого товара при прочих равных условиях. Это взаимоотношение может быть представлено в виде таблицы или графика, как показано на рис. 2.1.
       Посмотрите  на таблицу (а). Первый ряд показывает, что когда цена равна 0,64 доллара на фунт, величина спроса равна 1,4 млрд. фунтов в год. Двигаясь вниз по таблице, видно, что по мере уменьшения цены величина спроса растет.
       Диаграмма (б) рис. 2.1 представляет ту же информацию в графически форме. Этот график называется кривой спроса на цыплят.
       Можно использовать кривую спроса, чтобы установить, на какое количество цыплят будет предъявлен спрос при цене, равной 0,40 доллара за фунт. Начиная с 0,40 доллара на вертикальной оси, надо двигаться направо, как показано стрелкой, до достижения кривой спроса в точке А. Продолжая следовать за стрелкой, можно найти соответствующую точку на горизонтальной оси. Очевидно, что величина спроса при цене 0,40 доллара равна 2 млрд. фунтов в год. Это отмечено в ряду А таблицы (а).
         Перемещения по кривой спроса
       Эффект  изменения цены цыпленка при прочих равных условиях может быть показан  как перемещение из одной точки кривой спроса в другую точку, лежащую на этой же кривой. Предположим, что цена уменьшилась с 0,40 до 0,20 доллара за фунт. В результате суммарное проданное количество возрастает. Точка В соответствует новой величине спроса (см. ряд В в таблице). Так как существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса, то кривая спроса имеет отрицательный наклон.
       Экономисты  называют передвижение по кривой спроса изменением величины спроса. Это передвижение отражает реакцию покупателей на изменение цены товара при прочих равных условиях. 
 
 
 
 
 
 
 

       Таблица (а)
                 Цена цыпленка            Предложеное кол-во цыплят
                  (долл. за  фунт)    (млрд. фунтов в год)
                   0.64      1.4
                   0.60      1.5
                   0.56      1.6
                   0.52      1.7
                   0.48      1.8
                   0.44      1.9
                   0.40      2.0
                   0.36      2.1
                   0.32      2.2
                   0.28      2.3
                   0.24      2.4
                   0.20      2.5
        Таблица (б)
       Рис. 2.1. Кривая спроса на цыплят
       Как таблица, так и график показывают величину спроса на цыплят при различных ценах. Например, по цене 0,40 доллара за фунт покупатели желают и могут приобрести 2 млрд. фунтов цыплят в год. Этой' комбинации цены и количества соответствует ряд А в части (а) и точка А в части (б).
       Сдвиги  кривой спроса
       Кривая  спроса на рис. 2.1 выражает зависимость  между двумя переменными: ценой цыпленка и величиной спроса на цыплят. Но изменения других переменных также могут влиять на потребление людьми продукта. Например, в случае с цыпленком цены на говядину и свинину будут влиять на спрос. Доходы потребителей — это вторая переменная, оказывающая влияние на спрос на цыплят. Ожидания покупателей—это третья, а вкусы и предпочтения покупателей — это четвертая переменная. Можно продолжить и расширить этот список. Спрос на лед зависит от погоды, спрос на пеленки зависит от рождаемости; положение городской команды в турнирной таблице оказывает влияние на спрос на билеты.
       Как учитывать все эти переменные при построении кривой спроса? На этот счет существуют два правила:
       1. При построении такого же графика  спроса, как тот, который изображен  на рис. 2.1, все прочие условия считаются неизменными, так как учитывается высказанное при формировании закона спроса допущение «при прочих равных». Пока это допущение в силе, можно рассматривать только две переменные, — величину спроса (по горизонтальной оси) и цену (по вертикальной оси). Таким образом, воздействие изменения цены на количество показывается передвижением по кривой спроса.
       2. Если отбросить допущение «при  прочих равных» и происходит изменение некоторой переменной, не отраженной ни на одной из осей, то в результате такого изменения произойдет сдвиг кривой спроса. В своей новой позиции кривая спроса, как и прежде, выражает зависимость двух переменных, но это уже качественно иная зависимость.
       Эти правила очень важны для понимания  теории спроса и предложения.
       Изменение цены другого товара. Спрос на цыплят зависит от того, как изменяется цена говядины. Рис. 2.2, представляющий кривые спроса для обоих товаров, позволяет подробнее рассмотреть действие этой закономерности.
       Предположительно, что говядина сначала имеет цену 1 доллар за фунт, а затем дорожает до 1,5 доллара за фунт. Влияние этого изменения цены на величину спроса, предъявленного на говядину, показано в части (а) рис. 2.2 как движение вдоль кривой спроса из точки А в точку В. Часть (б) того же рисунка показывает как в результате изменился спрос на цыплят. Если цена говядины возрастет, то потребители станут покупать больше цыплят по той же цене. Пусть цена цыпленка равна 0,40 доллара на фунт. Когда говядина продавалась по цене 1 доллар за фунт, потребители покупали 2 млрд. фунтов цыплят в год (точка А' на кривой спроса D1). Теперь, когда цена говядины возросла до 1,5 доллара за фунт, они покупают уже 3 млрд. фунтов цыплят в год при неизменной цене цыпленка (точка В' кривой спроса D1).
       Рост  цены говядины заставит потребителей покупать больше цыплят, какова бы ни была их первоначальная цена. Если цена цыпленка была равна 0,60 доллара за фунт и не изменялась во время повышения цены говядины, то величина спроса на цыплят возрастет с 1,5 млрд. фунтов в год до 2,5 млрд. фунтов. При начальной цене цыпленка, равной 0,20 доллара за фунт, проданное количество возрастет с 2,5 млрд. фунтов до 3,5 млрд. фунтов в год, и так далее. Таким образом, видно, что изменение цены говядины в любом случае приводит к сдвигу кривой спроса на цыплят. Но при анализе кривой спроса D1 в новом допущении о «прочих равных» надо иметь в виду новую цену говядины 1,50 доллара за фунт, а не старую цену 1 доллар за фунт, соответствовавшую кривой спроса D1.
       Экономисты  называют передвижение точки вдоль кривой изменением величины предъявленного спроса. Сдвиг кривой спроса — это уже другое явление, называемое изменением спроса.
       Изменение величины спроса (движение вдоль кривой) происходит в результате изменения цены товара (переменная на вертикальной оси). Изменение же спроса (сдвиг кривой спроса) может быть вызвано только действием какой-то неценовой переменной, не отраженной на осях графика спроса рассматриваемого товара.
       В примере, изображенном на рис. 2.2, люди стали покупать больше цыплят, когда подорожала говядина, так как они просто заменяют один вид мяса другим. Экономисты называют такие пары товаров взаимозаменяющими
       (или  субститутами), то есть такими, для  которых рост цены одного товара  вызывает рост спроса на другой  товар (сдвиг кривой вправо). 
 

       
       
             Рис. 2.2. Влияние роста цен говядины на спрос на цыплят.
       Возрастание цены говядины с 1 доллара до 1,5 долларов за фунт при прочих равных условиях приводит к передвижению  точки А в точку В кривой спроса на говядину (уменьшается запрошенное количество говядины). При неизменной цене цыпленка 0,40 доллара за фунт потребители будут заменять говядину цыплятами. Это приведет к росту спроса на цыплят, что показано сдвигом кривой спроса из положения D1 в D2.
       Но  потребители обычно по-другому реагируют на изменения цен тех товаров, которые могут быть использованы только вместе. К примеру, автомобильные покрышки и бензин. Когда бензин дорожает, то люди меньше ездят на личных автомашинах, а значит, покупают меньше покрышек (даже если их цена не изменилась). Таким образом, рост цен на бензин приводит к движению вверх по кривой спроса на бензин, а также к сдвигу влево кривой спроса на автопокрышки. Пары товаров такого типа называются взаимодополняющими (или комплементами).
       Одни  и те же пары товаров могут быть как взаимозаменяющими, так и взаимодополняющими, в зависимости от отношения к ним покупателей; эти термины не отражают внутренних свойств товаров. Некоторые люди могут считать сыр и говядину взаимозаменяющими источниками протеина, но тот, кто любит бутерброды с сыром, скорее отнесется к этим товарам как к взаимодополняющим.
       Существует  еще один важный момент, на котором  стоит остановиться. При формировании закона спроса, под ценой подразумевается цена относительная, то есть, рассчитанная по отношению к другим товарам. В периоды инфляции, когда общий средний уровень цен растет, становится особенно важным различать изменения в относительных ценах и изменения в ценах номинальных (количестве долларов, заплаченных за товар). Когда инфляция сильна, товар может стать относительно более дешевым, даже если его номинальная цена растет (при условии, что цены на другие товары растут еще более быстро).
       Изменение доходов потребителей. Спрос на товар также зависит от изменений доходов потребителей. Когда их доходы растут, то люди, естественно, покупают большие количества товаров (при неизменных ценах).
       Предположим теперь, что доходы потребителей растут. По мере роста доходов люди становятся все более разборчивыми в том, что они едят. Им уже не нужны просто калории. Теперь им нужны калории высшего качества, содержащиеся в пище, которая вкусна, полезна и соответствует моде.
       Однако  существуют и такие товары, которые  люди начинают покупать в меньших количествах, если их доход возрастает (при прочих равных условиях). Например, потребление маргарина снижается при росте доходов, поскольку покупатели начинают чаще пользоваться сливочным маслом. Люди обычно покупают меньшее количество услуг по ремонту обуви, если их доход растет; вместо этих услуг они просто покупают новую обувь. Товары такого типа, как маргарин, услуги по ремонту обуви, называются низшими товарами.
       Как и в случае с взаимозаменяющими и взаимодополняющими товарами, товары являются низшими или нормальными (высшими) только потому, что их так оценил потребитель; эти свойства не являются внутренне присущими товарам.
       Изменение ожиданий. Изменение ожиданий покупателей — это третий фактор, который может быть причиной сдвига кривой спроса. Если люди по какой-либо причине ожидают, что относительная цена товара возрастет, или что какой-то неценовой фактор вызовет в скором будущем рост альтернативной стоимости товара, то, конечно, потребители будут стремиться купить товар до ожидаемого изменения.
       Изменение вкусов. Изменение вкусов — это четвертый источник изменения спроса. Иногда вкусы меняются быстро (например, в таких отраслях, как популярная музыка, одежда, еда). В этом случае кривая спроса совершает сдвиги очень часто. В других случаях изменение вкусов происходит медленно, но постоянно. Так, например, в последние годы потребители стали больше заботиться о своем здоровье. В результате, падает спрос на сигареты и пищу с высоким содержанием холестерина, и в то же время растет спрос на рыбу, цыплят, спортивное оборудование.
       Предложение
       Передвижения вдоль кривой предложения
       Почему  кривая предложения имеет положительный наклон? Почему производители при прочих равных условиях планируют предложить большее количество товара тогда, когда преобладающая рыночная цена выше, чем, когда цена ниже?
       Можно попытаться найти объяснения для всех этих проблем, не углубляясь в микроэкономическую теорию, а пользуясь только обычным здравым смыслом.
       Одно  объяснение состоит в том, что  положительный наклон кривой предложения выражает реакцию производителей на рыночные стимулы. Когда цена цыпленка растет, у фермеров появляется стимул посвятить больше времени и сил выращиванию цыплят. Фермеры, для которых птицеводство было побочным занятием, могут сделать его своим  основным занятием. Некоторые люди могут принять решение начать производство цыплят и впервые выйти на этот рынок. Такие же закономерности существуют на любом рынке. Если родители не могут найти няньку для своего ребенка, то как они поступают? Правильно, они увеличивают плату. Если лесопилка не может закупить достаточно древесины, то ее владелец повышает закупочную цену на бревна, и так далее. Исключения из этого правила очень редки.
       Другое  объяснение заключается в том, что положительный наклон кривой предложения выражает растущие затраты на производство добавочный продукции при фиксированных производственных возможностях. Мебельная фабрика с фиксированным количеством машин может производить больше стульев, если повысить рабочим зарплату, чтобы они сверхурочно использовали наличное оборудование. Фермер, пытающийся вырастить больше пшеницы на ограниченном количестве земли, может увеличить выпуск, наращивая количество используемых удобрений и пестицидов, но это имеет смысл только до некоторой точки, пока добавочные затраты на удобрения не превышают добавочного выпуска на основе этих удобрений.
       Положительный наклон кривой предложения может быть объяснен при помощи понятий границы производственных возможностей и альтернативной стоимости. Допустим, что некая экономическая система производит только два товара — помидоры и цыплят. Фермеры могут выбирать, в каком производстве им специализироваться, но одни из них обладают сравнительным преимуществом в производстве помидоров, а другие — в выращивании цыплят. В ситуации, когда производятся только помидоры, фермеры, имеющие наибольшее сравнительное преимущество в выращивании цыплят (т. е. те, кто может производить цыплят по сравнительно низкой альтернативной стоимости), начнут выращивать цыплят, даже если их рыночная цена низка. По мере движения точки вдоль кривой цена цыпленка должна возрастать, чтобы те фермеры, у которых альтернативная стоимость относительно высока, также переключились на производство цыплят. Наклон кривой в каждой точке равен альтернативной стоимости производства добавочного количества цыплят для фермера, который находит целесообразным переключиться с производства помидоров на производство цыплят именно в этой точке границы производственных возможностей.
       Каждое  из приведенных здесь объяснений подходит к определенным обстоятельствам. Взятые вместе, они достаточно удовлетворительно обосновывают положительный наклон кривой предложения.
       Сдвиги  кривой предложения
       Так же, как и в случае со спросом, влияние изменения цены цыпленка, при прочих равных, может бить показано движением вдоль кривой предложения цыплят. Такое движение вызывается изменение величины предложения. Изменение какого-либо неценового фактора приводит к сдвигу кривой предложения. Такой сдвиг называется изменением предложения. Отмечено четыре важных фактора, могущих приводить к сдвигу кривой. Значение каждого из факторов объясняется с учетом того, что кривая предложения отражает альтернативную стоимость производства товара или услуги.
       Изменение предложения. Изменение того количества товара, которое производители желают и могут продать, происходящее в результате изменения неценового фактора, показывается сдвигом кривой предложения.
       Изменение технологии. Кривая предложения строится на основе определенной технологии производства. Когда предприниматели понижают альтернативную стоимость производства путем внедрения более эффективных технологий, то становится выгодным продавать больше товара, чем раньше, по любой данной цене.
       Если  предположим, что выведена новая порода цыплят, которая растет очень быстро, и необходимое для производства количество корма сократилось. При более низких затратах на единицу продукции фермеры пожелают производить больше цыплят, чем ранее, при любой данной цене. Они могут, например, пожелать предложить на рынок 2,6 млрд. фунтов цыплят по цене 0,40 доллара за фунт. После внедрения новой технология изменения цены цыпленка вызовут перемещения вдоль новой кривой предложения.
       Изменения цен на ресурсы. Цены на ресурсы также  могут влиять на спрос. Рост цен на ресурсы, при прочих равных условиях, приводит к росту альтернативной стоимости, а значит, понижает на количество товара, которое производители планировали продать по данной цене.
       Если  цены на корм останутся на новом  уровне неизменными, то любое изменение цены цыпленка приведет к движению вдоль новой кривой предложения. Например, фермеры опять могут предложить на рынок прежнее количество цыплят—2 млрд. фунтов в год, если цена реализации повысится до уровня, достаточного для покрытия возросших издержек на корм. Это потребует возрастания цены до 0,65 доллара за фунт.
       Изменение цен на другие товары. Изменение  цен тех товаров, в производстве которых используются такие же ресурсы, как и в производстве цыплят, также могут сдвигать кривую предложения цыплят. В  старом примере фермеры могли использовать имеющиеся факторы производства для производства цыплят или помидоров. Предположим, что цена помидоров растет, в то время как цена цыплят остается равной 0,40 доллара за фунт. Рост цены помидоров дает фермерам, выращивающим цыплят, стимул к тому, чтобы перебросить часть наличных запасов рабочей силы, земли и капитала на выращивание помидоров. Таким образом, эффект от роста цен на помидоры может быть выражен сдвигом кривой предложения цыплят влево.
       Изменение ожиданий. Изменение ожиданий могут сдвигать кривую предложения так же, как они сдвигали кривую спроса. Взять  для примера фермерское хозяйство. Фермер выбирает, какие культуры ему сеять, руководствуясь не столько текущими ценами, сколько теми ценами, которые, как он ожидает, будут существовать во время сбора урожая. На предложение также влияют и более долговременные соображения. Каждая культура требует соответствующего оборудования и технологий. Рост цен на помидоры стимулирует перемещение ресурсов в это производство. Этот стимул будет гораздо более действенным, если фермеры ожидают, что повышение цен на помидоры долговременно и стабильно. При наличии такого ожидания фермеры будут стремиться купить специальное оборудование и научиться технологии выращивания помидоров.
       Движение  вдоль кривых и сдвиги кривых
       Следующий шаг в построении рыночной модели «спрос — предложение» состоит в том, чтобы поместить кривые спроса и предложения в одну систему координат.
       Для кривой спроса, и для кривой предложения, изменение цены товара приводит к движению точки вдоль графика. Все возможные влияния изменений цен как бы «встроены» в эти кривые при их построении. Поэтому цена товара отложена по одной из осей координат.
       Если  построить двумерную систему  координат, то изменения других переменных не могут быть отражены таким же образом. Любое изменение переменной, подпадающей под наше допущение о «прочих равных», графически выражается сдвигом кривой спроса или предложения. (Здесь имеются в виду цены на другие товары, доходы потребителя, ожидания и любые другие переменные, не отраженные на осях графика.) 

       Взаимодействие  спроса и предложения
       Рынки передают информацию в форме цен: людям, которые покупают и продают товары и услуги. Продавцы и покупателя планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Как показывают кривые спроса и предложения, при каждой данной цене люди планируют купить или продать определенные количества товара,
       На  каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Когда они встречаются для торговли, то оказывается, что многие не в состоянии выполнить намеченные планы. Возможно, что общее количество товаров, которое потребители планируют купить, больше, чем количество товаров, которое производители желают продать по существующей цене. В этом случае некоторым покупателям придется менять планы. Возможно также, что планируемый сбыт превысит планируемое потребление по данной цене. Тогда изменятся планы продавцов.
       Иногда происходит так, что суммарное количество товара, предложенное производителями, в точности совпадает с количеством товара, которое потребители планируют купить. Бели планы продавцов и покупателей совпадают, то никому не приходится эти планы менять. В этом случае рынок находится в состоянии равновесия.
       Рыночное  равновесие
       Кривые  спроса и предложения, отражающие планы  покупателей и продавцов, могут быть использованы для графической демонстрации рыночного равновесия. Если сравнить планируемые количества продаж по каждой цене с планируемыми по этим же ценам количествами купленных товаров, то видно, что существует лишь одна цена, при которой планы продавцов и покупателя совпадают. Эта цена является равновесной ценой. Если все покупатели и продавцы будут строить свои планы, учитывая указанную цену, то никому не придется перестраиваться «на ходу»,
       Дефицит
       Но  что же произойдет, если по какой-то причине люди строят свои планы, основываясь не на равновесной цене.
       Дефицит и товарные запасы. На большинстве  рынков первым признаком дефицита является резкое уменьшение товарных залам», т. е. тех фондов товаров, которые уже произведены и готовы к продаже или использованию. Продавцы обычно держат часть товаров в запасе, чтобы оперативно реагировать на незначительные изменения спроса. Когда количество запасов уменьшается и падает ниже запланированного уровня, то продавцы меняют свои планы. Они могут попытаться восполнить запасы, наращивая выпуск или, если они сами не производят товар, они могут увеличить заказ производителю. Некоторые продавцы будут извлекать выгоду из возросшего спроса, увеличивая цену, т. к. они знают, что покупатели готовы заплатить больше. Но каковы бы ни были детали, в результате произойдет движение вверх по кривой предложения, так как цена и количество товара возрастут.
       Так как дефицит оказывает давление на цену снизу, то покупатели тоже будут  вынуждены менять свои планы. Двигаясь влево и вверх по кривой спроса, они будут урезать свое потребление. В результате изменения планов покупателей и продавцов рынок приходит к равновесию.
       Дефицит и очереди. На большинстве рынков продавцы обладают товарными запасами. Однако существуют и исключения. Запасы невозможны на рынках услуг — в парикмахерских, прачечных я тому подобных предприятиях. Также и многие товары, такие как здания, строящиеся по заказу, машинное оборудование для специальных целей, не могут храниться в запасе. Продавцы на рынках этих товаров не начинают производства, пока не заключают договор с покупателями.
       На  рынках, где не существует товарных запасов, признаком дефицита является очередь покупателей. Очередь может принимать как форму толпы людей, ожидающих, чтобы их обслужили, так и форму списка имен в книге заказов. Очередь—это признак того, что при существующей преобладающей цене покупатели желают потреблять товар быстрее, чем производители планируют его предлагать на рынок. Однако покупательские запросы не всегда могут быть удовлетворены сразу. Покупатели обслуживаются в порядке очереди.
       Избыток товара. Рассмотрев ситуацию, когда продавцы и покупатели ожидают цены, более низкой, чем равновесная, можно перейди к анализу противоположного случая. Предположим, что по какой-то причине покупатели и продавцы ожидают, что цена будет выше, и соответственно этим ожиданиям планируют свою деятельность. Когда величина предложения превосходит величину спроса на товар, то возникает избыток.
       Избыток и товарные запасы. Когда существует избыток продукта, то продавцы не могут продать все, что они надеялись продать по данной цене. В результате их товарные запасы увеличиваются и вскоре превышают тот уровень, который был запланирован на случай нормальных изменений спроса.
       Продавцы  ответят на рост запасов изменением своих планов. Одни из них сократят выпуск товара. Другие понизят цены, чтобы поощрить покупателя потреблять больше, и таким образом уменьшат свои чрезмерные запасы. Третьи сделают и то, и другое. В результаты этих изменений произойдет перемещение влево и вниз по кривой предложения.
       Так как чрезмерные товарные запасы «давят»  на цену сверху, то покупатели также  меняют свои планы. Убедившись, что  цыплята стоят дешевле, чем они.
       Так как чрезмерные товарные запасы «давят» на цену сверху, то покупатели также меняют свои планы. Убедившись, что цыплята стоят дешевле, чем они ожидали, что они двигаются вниз и вправо по кривой спроса. Когда это происходит, рынок возвращается в состояние равновесия.
       Избыток и очереди. На рынках, где не существует товарных запасов, избыток приводит к формированию очередей продавцов, ищущих покупателя. Хороший пример — очереди такси перед аэропортами. Иногда плата за проезд из аэропорта в город достаточно велика, чтобы привлечь избыточное количество таксистов. В некоторых городах таксисты, находящиеся далеко в конце очереди, пытаются привлечь пассажиров, предлагая свои услуги за пониженную плату. Однако часто существуют правила, запрещающие брать плату меньше тарифа. В этом случае очередь растет до наступления следующего часа пик (т. е. до резкого возрастания спроса).  
 

       Олигополия 

       Олигополия  – это такая рыночная структруа, при которой существует несколько  продавцов, доля каждого из которых  настолько велика в общих продажах на рынке, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены.
       Существует  два вида олигополии. Первый вид  предполагает, что несколько фирм производят идентичный продукт. Второй – когда несколько производителей выпускают дифференцированные товары.
       Однако  в том и другом случае фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности. Так, если одна фирма будет усиленно рекламировать свою продукцию или участвовать в создании новой модели изделия, то она должна почти наверняка ожидать аналогичных действий со стороны своих конкурентов. В такой ситуации каждая фирма знает, что, по крайней мере, некоторые решения конкурентов зависят от ее собственного поведения, и поэтому, принимая то или иное решение, она обязана считаться с этим обстоятельством.
       Олигополистическая  взаимозависимость фирм поднимает  соперничество между ними на качественно  новый уровень, превращает конкуренцию  в непрестанную борьбу “всех против всех”. В этом случае возможны самые  разнообразные решения конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей, превращая отрасль в подобие чистой монополии, или же – в качестве другой крайности – бороться друг с другом вплоть до полного уничтожения.
       Последний вариант чаще всего осуществляется в форме ценовой войны – постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Если одна фирма снизила цену, то ее конкуренты, почувствовав отток покупателей, в свою очередь тоже снизят свои цены. Этот процесс может иметь несколько этапов. Но снижение цен имеет свои пределы: оно возможно до тех пор, пока у всех фирм цены не сравняются со средними издержками. В этом случае исчесзнет источник экономической прибыли и на рынке воцарится ситуация, близкая к совершенной конкуренции. От подобного исхода в выигрышном положении, естественно, остаются потребители, в то время как производители все до одного никакого выигрыша не получают. Поэтому чаще всего конкурентная борьба между фирмами приводит к принятию ими решений, основанных на учете возможного поведения своих соперников. В этом случае каждая из фирм ставит себя на место конкурентов и анализирует, какова была бы их реакция. Процесс принятия подобных решений рассматривается на примере взаимоотношения двух фирм в модели дуополии, впервые предложенной французским экономистом А. Курно в 1838г. 

       Теория  олигополистического  ценообразования 

       Основателем теории считается французский экономист  Августин Курно. Рассматривая взаимодействие олигополистов, он показал, что каждая фирма предпочитает производить такое количество продукции, которое максимизирует ее прибыль. При этом он исходил из того, что объем продаваемых товаров у конкурентов остается неизменным. Курно сделал два главных вывода:
       Для любой отрасли существует определенное и стабильное равновесие между объемом продаж и ценой товара.
       Цена  равновесия зависит от числа продавцов.
       При единственном продавце возникает монопольная  цена. По мере увеличения количества продавцов  цена равновесия падает, пока она не приблизится к предельным издержкам. Таким образом, модель Курно показывает, что конкурентное равновесие достигается тем больше, чем больше возрастает число продавцов.
       Многие  экономисты постулировали, что фирмы  ожидают реакции своих соперников на изменение цен или объемов  продаж. Модель Курно, в которой допускается бездействие соперника (объем его продаж фиксирован), подвергалась критике.
       Значительный  шаг вперед в теории олигополистического  ценообразования сделал американский экономист Э. Чемберлен, выдвинув положение  о взаимозависимости производителей. Когда количество продавцов небольшое  и продукт стандартизирован, олигополисты будут избегать действий, которые привели бы к ухудшению положения всех в результате принятия ответных мер. Из существования взаимозависимости вытекало, что общий интерес олигополистов заключается в установлении высокой цены. Вывод Чемберлена имел важное значение для антитрестовской политики: монопольная цена может быть установлена без наличия явного сговора. Необходимость формальных отношений между олигополистами отсутствует. В экономической литературе такая ситуация иногда называется доктриной сознательного параллелизма (сознательного параллельного поведения). Олигополии действуют независимо (никаких соглашений между ними нет), но они не конкурируют друг с другом.
        Следующим шагом  в разработке теории олигополистического  ценообразования была теория ломаной  кривой спроса, разработанная американскими экономистами Р. Холлом, С. Хитчем, П. Суизи. Он  объясняет, почему олигополистические фирмы отказываются от частного понижения цен (рис. 6)
       
       
       
       
       
       
         
 
 
 
 
 

       Рис. 6. Ломаная кривая спроса
       Предположим, что у фирмы цена за единицу продукта ОР, а объем продаж OX (рис. 6а), DEF – кривая спроса на товары фирмы. Она принимает решение повысить цену на свои товары. Новая цена ОР1 . Другой вариант: она понижает цену до ОР2  . Предположим далее, что соперники следуют за фирмой при установлении цен. В таком случае GEH представляла бы кривую спроса фирмы, совпадающую с кривой спроса ее соперников. На практике же, если фирма поднимает цену, соперники не следуют за ней и не повышают цену, с тем чтобы увеличить свою долю рынка за счет фирмы. Если фирма понижает цену, соперники реагируют на такое сокращение, с тем чтобы предотвратить потерю своей доли рынка. Таким образом, завершающая кривая спроса составляется из двух сегментов DE и EH с переломом в точке Е. Сотрем отрезки GE и EF и получим ломаную кривую спроса в данной отрасли DEH (рис. 6б). Фирмы не реагируют на повышение цен и снижают цены вслед за снижением цен одной из них.
       При высокой рыночной концентрации ценовые  решения продавцов взаимозависимы. Олигополистические фирмы исходят из того, что прибыли будут выше, когда проводится общая политика, чем когда каждая фирма преследует свои узкоэгоистические интересы. В олигополистических отраслях действует тенденция в направлении к коллективным действиям, приближая ценовое поведение к чистой монополии.
       Фирмы, действующие в рамках олигополистической структуры ранка, стремятся к  созданию системы связей, которая  позволила бы координировать поведение  в общих интересах. Одной из форм такой координации является так  называемое лидерство в ценах. Оно состоит в том, что изменения в справочных ценах объявляются определенной фирмой, которая признается лидером всеми остальными, следующими в ценовой политике за ней.  
 

       Взаимодействие  фирм на рынке в  условиях олигополии. 

       В зависимости от ситуации, некоторые олигополии могут действовать во многом так, как совершенно конкурентные рынки, имея цены равные или близкие к предельным издержкам. Другие, заключив или не заключив открытое соглашение, могут действовать больше как монополии, имея цены выше предельных издержек, и, в результате, - большие чистые убытки.
       Когда экономисты не могут ответить на вопрос о положении на рынке с помощью  чистой теории, они прибегают к  статистическим методам. В идеале следовало  бы измерить разрыв между ценой и предельными издержками в точке рыночного равновесия, но такая возможность открывается очень редко. При отсутствии достоверных данных о предельных затратах допустимо использовать косвенный подход. Если удается установить, что фирмы в концентрированных отраслях получают прибыли, превышающие альтернативную стоимость капитала, можно заключить, что они ведут себя больше как монополисты, чем как совершенные конкуренты. Если, с другой стороны, фирмы в отраслях с высоким уровнем концентрации получают только “нормальные доходы”, при которых нормы прибыли на капитал в более и в менее концентрированных отраслях. По этой причине многие споры о взаимодействии фирм на рынке в условиях олигополии фокусируются на нормах прибыли.
       Первым, кто попытался, систематизировано применить этот подход, был профессор Университета Калифорнии Джо Бейн. В 1951 году Бейн опубликовал результаты исследования 42 отдельных отраслей за 1936 - 1940 годы. согласно данным анализа Бейна, отрасли, имеющие степень концентрации выше 70, получили больше прибыли, чем менее концентрированные отрасли. Связь между доходами и концентрацией не была ни совершенной, ни сильной, но она существовала. В течение 50 - 60-х годов студенты и последователи Бейна распространили его исследования на другие отрасли и годы. Многие из них получили такие же результаты.
       Установлено наличие слабой, но устойчивой связи  между доходами и концентрацией. Экономисты пришли к выводу, что  в целом, чем выше уровень концентрации отрасли, тем ближе взаимодействие фирм в ней к картелю или монополии. Это будет верно даже в том случае, если между конкурентами не будет соглашения о повышении цен и дележе рынка.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.