Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие, виды и психологические основы допроса

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«Владимирский государственный университет» 

Факультет права и психологии 
 

кафедра « Уголовного права и процесса » 
 
 
 

реферат 

по дисциплине: « Криминалистика » 
 

ТЕМА: «Понятие, виды и психологические
основы  допроса» 
 
 
 
 
 

 Выполнила:
                         студентка группы
                         ЗЮу-108
                  Царькова  А.М. 
                   
                   

                                                                  Проверила:
преподаватель
                                                        Рузевич О.Р. 
 
 
 

Владимир 2012
Содержание 
 
 

Введение……………………………………………………………………...3
1. Понятие допроса………………………………………………………... .4
2. Виды допроса……………………………………………………………..6
   2.1. Требования, предъявляемые к допросу…………………………….6
   2.2. Особенности формирования ложных показаний…………………..9
3. Подготовительный этап допроса……………………………………….12
4. Психологические основы допроса……………………………………...16
Заключение…………………………………………………………………..22
Список  литературы…………………………………………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Введение
     Для предварительного  следствия характерно исследование генезиса различных социальных конфликтов, кульминационной фазой  развития которых явилось событие  преступления. Конфликтная ситуация редко исчерпывается событием преступления. Поэтому в процессе расследования, особенно на начальном этапе, следователь  сталкивается с различными формами  сопротивления поиска истины, с той  или иной тенденциозной интерпретацией преступного события. Этот процесс  протекает в условиях борьбы за эту  истину, противостояния различных лиц  и целых групп, интересы которых  затрагиваются событием преступления и результатами его расследования.
     Знание  психических закономерностей, применение в процессе следственной и судебной деятельности определенных психологических  методов облегчает труд следователя  и судьи, помогает им регулировать и  строить взаимоотношения с различными категориями участников уголовного процесса, глубже понимать мотивы поступков  людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в интересах  расследования преступлений и правонарушений.
     Знание  психологии исключительно важно  для установления истины. Оно дает возможность контролировать собственные  познавательные, волевые, эмоциональные  процессы, правильно принимать решения, проверять и путем дозволенного воздействия направлять психические  процессы у других лиц, с тем, чтобы  получить от них свидетельства, объективно отражающие события, воспринимавшиеся ими. 
 
 
 
 

          Понятие допроса
     Допрос — это следственное действие, содержанием которого является получение и фиксация показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого или эксперта об известных им фактах, имеющих значение для расследования преступления.
     Это самое распространенное, но и самое  сложное следственное действие. И  дело не только в том, что следователю  нередко противостоит человек, не желающий говорить правду или вообще давать показания; ошибаться, заблуждаться может  и искренне стремящийся сообщить все известное ему по делу. Искажение  и вымысел надлежит своевременно обнаружить и учесть при оценке и  использовании показаний.
     Для следователя показания — источник доказательств, а содержащиеся в  них фактические данные — доказательства. Для подозреваемого и обвиняемого  показания — средство защиты от возникшего против них подозрения или  предъявленного обвинения. Это необходимо учитывать, оценивая значение допроса  как следственного действия.
     Допрос  представляет собой процесс передачи информации о расследуемом событии  или связанных с ним обстоятельствах  и лицах. Эта информация поступает  к допрашиваемому в момент восприятия им тех или иных явлений или  предметов, запоминается и затем  при допросе воспроизводится  и передается следователю. Процесс  формирования показаний — от восприятия до передачи информации — носит  психологический характер; на всем его протяжении на психику человека влияют многочисленные объективные  и субъективные факторы, действие которых, в конечном счете, так или иначе, отражается на полноте и достоверности показаний. Такими, например, объективными факторами, препятствующими восприятию расследуемого события или его элементов, являются неблагоприятные погодные условия, отдаленность наблюдателя от места события, кратковременность этого события или наблюдения и т. п.
     Точно так же влияют и субъективные факторы: сильное возбуждение, страх, утомление, произвольность или непроизвольность внимания, отсутствие или наличие  интереса к наблюдаемому и т. п. Действие всех этих факторов, специально изучаемых  наукой судебной психологии, должно быть хорошо известно следователю.
     Для того чтобы успешно осуществить  допрос, следователь должен четко  представлять себе, какую информацию и с помощью каких приемов  и средств он намерен получить. Круг тех обстоятельств, которые  следователь намерен выяснить, называется предметом допроса, К их числу  относятся обстоятельства, связанные  с самим событием преступления (его  способом, местом совершения, временем, последствиями и пр.); устанавливающие  или опровергающие виновность определенных лиц и мотивы их действия, влияющие на степень и характер ответственности  обвиняемого, а также относящиеся  к характеру и размеру ущерба, причиненного преступлением. В предмет  допроса могут входить обстоятельства, способствовавшие совершению преступного  акта, любые другие данные, значимые для установления истины по расследуемому  делу. Предмет допроса зависит  как от процессуального положения  допрашиваемого, так и от того, какой  информацией он может располагать.
     Таким образом, следователь, в целях получения  достоверных сведений от допрашиваемого лица, должен:
а) зафиксировать  в протоколе правдивые и достоверные  показания;
б) вскрыть  возможное добросовестное заблуждение  допрашиваемого лица и оказать ему  помощь в правильном воспроизведении ранее воспринятых обстоятельств;
в) изобличить во лжи лицо, умышленно скрывающего  правду, и добиться получения от него правдивых и достоверных показаний. 
 
 

2. Виды допроса
1. По процессуальному положению допрашиваемого: допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, эксперта, специалиста.
2. В зависимости от возраста допрашиваемого: допрос совершеннолетнего, несовершеннолетнего, малолетнего.
3. В зависимости от того, допрашивалось ли ранее лицо по данным обстоятельствам: допрос первичный (первоначальный), дополнительный, повторный.
    При первичном допросе предмет допроса выясняется в полном объеме.
    Повторный допрос — это допрос лица, которое ранее допрашивалось по данному уголовному делу.
    Дополнительный допрос — это допрос, при котором допрашиваемый дает показания об обстоятельствах, о которых не шла речь на предыдущих допросах.
   Особым  видом допроса является допрос на очной ставке. Специфика этого  допроса определяется тем, что на очной ставке одновременно допрашиваются два лица в присутствии друг друга по одним и тем же обстоятельствам, при наличии существенных противоречий в ранее данных ими показаниях.
   Эффективность любого вида допроса зависит от умения следователя избрать правильную линию поведения при подготовке, проведении и фиксации допроса. Для этого необходимо знать основы тактики допроса, к которым относятся следующие общие положения.
2.1. Требования, предъявляемые  к допросу
а) объективность  допроса — выражается в непредвзятом и беспристрастном отношении  следователя к допрашиваемому лицу и процессу допроса, в недопущении субъективного уклона при допросе;
б) полнота  допроса — заключается в получении  от допрашиваемого и фиксации в протоколе  всей известной ему информации о расследуемом преступлении, а не только той, которая согласуется с версией следователя;
в) целеустремленность допроса — означает проведение его  с заранее обдуманной целью, а  именно получить от допрашиваемого лица полную и достоверную информацию, имеющую значение для дела;
г) активность допроса — заключается в том, что следователь для достижения поставленной цели ведет допрос инициативно, наступательно, умело использует все необходимые тактические приемы.
     Критерии  допустимости применения тактических  приемов допроса:
а) законность и нравственность тактических приемов  — заключается в их соответствии как общим принципам закона, морали и служебной этики, так и конкретным нормам УПК, регламентирующим производство допроса; недопустимости несоблюдения требований закона, невыполнения его предписаний, нарушения запретов, установленных законом;
б) научность  тактических приемов — заключается  в их соответствии опыту следственной и судебной практики, действующему уголовному и уголовно процессуальному законодательству, положениям наук уголовного права, уголовного процесса, психологии, логики, научной организации труда;
в)  целесообразность тактических приемов — определяется их пригодностью, необходимостью применения для эффективного достижения цели допроса.
   Процесс формирования показаний допрашиваемого условно подразделяется на три стадии:
    Восприятие информации, т.е. отражение предметов, явлений, событий при их непосредственном воздействии на органы чувств будущего допрашиваемого. На полноту и точность восприятия влияют объективные и субъективные факторы.
К объективным  факторам  относятся внешние условия  восприятия:
а) отдаленность, цвет и освещенность воспринимаемого  объекта;
б) продолжительность  восприятия;
в) природные  условия (время года и суток, дождь, снег, туман и т.п.);
г) наличие  или отсутствие преград (деревьев, строений и т.п.);
д) наличие или отсутствие раздражителей, притупляющих реакцию органов чувств и отвлекающих внимание воспринимающего (сильных вспышек, резких и неприятных запахов, шумов и т.п.).
К субъективным факторам, влияющим на полноту и  точность восприятия, относятся:
а) жизненный  опыт допрашиваемого, общие и профессиональные знания личности;
б) психофизиологическое состояние воспринимающего (усталость, болезненное состояние, нервное расстройство, опьянение);
в) состояние  органов чувств (зрительного, слухового  и других анализаторов).
     Указанные субъективные и объективные факторы  иногда порождают ошибочные восприятия (иллюзии), которые являются одной из главных причин добросовестного заблуждения допрашиваемого. Причиной добросовестного заблуждения допрашиваемого может быть и некритическое восприятие информации из других источников, например, из устных или письменных сообщений определенных лиц.
2. Запоминание   воспринятой информации, т.е. ее  запечатление, переработка и сохранение в памяти будущего допрашиваемого в виде образов, мыслей и переживаний. Запоминание может осуществляться как преднамеренно (произвольно), так и помимо желания лица — непреднамеренно (непроизвольно).
     Произвольное  запоминание  происходит, когда будущий допрашиваемый, понимая значение происходящего, предвидит возможность будущего допроса и сознательно стремится сохранить в памяти обстоятельства данного события. Но чаще всего будущий допрашиваемый запоминает информацию непроизвольно, без установки на запоминание, когда воспринятые события вызывали у него сильные и яркие впечатления, эмоциональные переживания или когда он непосредственно участвовал в данных событиях, выполнял определенные действия.
На прочность  запоминания также влияет:
• вид  памяти, преобладающий у допрашиваемого (словесно-логическая, образная, эмоциональная, двигательная);
• возраст (например, пожилые люди хорошо помнят события молодости, но быстро забывают текущие события);
• профессия, род занятий (водитель лучше запомнит обстоятельства ДТП, бухгалтер —  обстоятельства, связанные с цифрами);
• темперамент  человека (лучше всего запоминают обстоятельства событий спокойные, уравновешенные, медлительные люди);
• психофизиологические состояния, затрудняющие запоминание информации (тяжелое заболевание, состояние алкогольного, наркотического опьянения, травмы головного мозга);
• время, прошедшее с момента восприятия (чем больше времени проходит с  момента восприятия события, тем  меньше человек о них помнит);
• последующая  деятельность человека (ранее воспринятые события и явления могут забываться полностью или частично под влиянием впечатлений от последующих событий).
    Воспроизведение информации — заключительная стадия процесса формирования показаний, когда допрашиваемый в процессе общения со следователем вспоминает и излагает воспринятую и запомненную информацию, имеющую значение по делу.
    2.2.Особенности формирования ложных показаний
Ложная  информация может выражаться в следующих  формах:
а) утверждение  факта, которого не было;
б) сокрытие или отрицание имевшего место  факта;
в) искажение  факта.
     Содержание  ложной информации зависит от мотивов  и причин, побуждающих допрашиваемого давать ложные показания. Типичными мотивами (причинами) дачи ложных показаний могут быть:
• нежелание  в последующем участвовать в  следственных действиях и быть вызванным в суд;
• стремление скрыть свои отрицательные поступки, трусость, аморальное поведение;
• ошибочная  оценка своих действий как преступных и потому стремление скрыть их или описать иначе;
• воздействие  со стороны заинтересованных лиц, побуждающих допрашиваемое лицо к ложным показаниям путем подкупа, угроз, уговоров;
• боязнь мести со стороны подозреваемого, обвиняемого, их знакомых и родственников;
• стремление скрыть соучастников преступления, выгородить обвиняемого либо смягчить его вину в силу родственных, дружеских отношений либо из чувства сострадания к нему;
• стремление усугубить вину обвиняемого или  подозреваемого (обида, месть, ревность, враждебные отношения);
• желание  запутать и затянуть следствие, чтобы  затруднить раскрытие преступления;
• желание  приуменьшить свою вину и избежать наказания;
• стремление выступить в качестве потерпевшего путем инсценировки преступления;
• недоверие  к лицу, производящему допрос, личная неприязнь к нему;
• неблагоприятная  процессуальная обстановка, когда следователь нарушает требования уголовно процессуального закона, нормы профессиональной этики, вследствие чего на допросе возникают конфликтные ситуации, у допрашиваемого формируется неправильное представление о целях и задачах допроса;
• стремление оговорить себя;
• скептическое отношение к возможности правоохранительных органов раскрыть преступление и обеспечить личную безопасность допрашиваемого;
• религиозные  и национальные чувства.
     На  принятие допрашиваемым лицом решения  давать правдивые или ложные показания влияет умение следователя оказывать на него тактико психологическое воздействие в процессе допроса.
     Структурно  допрос состоит их трех этапов: подготовительного (подготовка допроса), рабочего (собственно допрос) и заключительного. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Подготовительный  этап допроса
   В ходе подготовки к допросу следователь  выполняет следующие действия:
1. Собирает  и анализирует данные для допроса.  В целях сбора исходных данных для допроса следователь изучает имеющиеся в уголовном деле материалы, сопоставляет сведения об одних и тех же обстоятельствах, содержащихся в протоколе осмотра, первичных и дополнительных показаниях допрошенных ранее лиц, документах, заключении эксперта, что позволит своевременно выявить противоречия, подлежащие устранению в ходе допроса. Если предметом допроса является выяснение специальных вопросов (например, о технологии производства, правилах техники безопасности), следователь предварительно изучает их, используя соответствующую справочную литературу, консультируется со специалистами.
2. Определяет  предмет допроса. В результате  изучения материалов дела и  специальных вопросов следователь  уясняет, кого и для выяснения каких обстоятельств следует допросить, какими сведениями располагает данное лицо, определяет предмет его допроса.
3. Изучает  индивидуальные особенности личности  допрашиваемого, влияющие на формирование его показаний и тактику его допроса:
• физическое и психическое состояние допрашиваемого, наличие у него физических или  психических недостатков;
• возраст, национальность, язык, на котором допрашиваемый может давать показания;
• социально психологические особенности (образование, профессия, интересы, морально волевые качества, отношение к сослуживцам, поведение в быту);
• особенности  характера, которые способствуют установлению психологического контакта с допрашиваемым (доверчивость, откровенность, общительность, сдержанность, вежливость, тактичность) либо препятствуют его установлению (раздражительность, грубость, агрессивность, пессимизм, обидчивость, подозрительность, замкнутость);
• возможные  мотивы сокрытия или дачи ложных показаний допрашиваемым.
4. Определяет  место, время допроса и способ  вызова на допрос. Как правило, допрос проводится в помещении органа предварительного следствия или в месте нахождения допрашиваемого лица.
     Обвиняемый, содержащийся под стражей, допрашивается  в следственной комнате при следственном изоляторе. Допрос лиц, находящихся в болезненном состоянии, производится с разрешения лечащего врача по месту их лечения — в лечебном учреждении или дома. Допрос по месту нахождения допрашиваемого может производиться и из иных тактических соображений: внезапный допрос по месту жительства или работы допрашиваемого; допрос сразу же после окончания обыска; допрос на месте происшествия. Помещение для допроса должно быть удобным для его проведения, способствовать установлению психологического контакта с допрашиваемым, сосредоточенности его внимания на предмете допроса. Допрос производится, как правило, в дневное время. Недопустимо производить допрос в ночное время (с 22 до 6 часов), кроме случаев, не терпящих отлагательства (п. 3 ст. 164 УПК РФ). Конкретное время допроса определяется с учетом процессуального положения допрашиваемого, важности сведений, которыми он располагает, его физического и психического состояния. При определении времени допроса учитывается наиболее целесообразная последовательность проведения допросов по данному делу, обеспечивающая предупреждение и раннее выявление ложных показаний. В первую очередь допрашиваются те лица, от которых можно ожидать наиболее полных, правдивых и достоверных показаний. Располагая такими показаниями, следователь сможет правильно оценить показания других лиц, своевременно разоблачить попытки дать ложные показания. При прочих равных условиях раньше других допрашиваются лица, находящиеся в
служебной или иной зависимости от обвиняемого, подозреваемого, чтобы он не успел повлиять на их показания. Свидетель, потерпевший вызывается на допрос повесткой, которая вручается ему лично под расписку. В случае временного отсутствия лица, вызываемого на допрос, повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту его работы.
     Повестка  может быть передана также телефонограммой  или телеграммой. Лицо в возрасте до 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы.
5. Определяет  тактику допроса, т.е. выбирает  тактические приемы, которые предполагает использовать при допросе с учетом процессуального положения допрашиваемого, его предполагаемой линии поведения на допросе, участия в допросе переводчика, адвоката, эксперта, специалиста, педагога, законных представителей несовершеннолетнего, а также имеющихся в деле доказательств. Особенно важное значение имеет продумывание дополняющих, уточняющих, напоминающих и контрольных вопросов, которые в случае необходимости могут быть поставлены допрашиваемому на соответствующей стадии допроса.
6.  Решает  организационно технические вопросы, связанные с допросом:
• готовит  необходимые бланки протоколов допроса, бумагу, пишущие принадлежностей, средства аудио и видеозаписи;
• вызывает стенографистку, если допрос предполагается стенографировать;
• обеспечивает необходимые транспортные средства и охрану, если они могут потребоваться для доставки допрашиваемого к месту допроса;
• готовит  помещение для проведения допроса.287
7. Составляет  письменный план допроса в  произвольной, удобной для следователя форме. Один из возможных вариантов плана:
    обстоятельства, подлежащие выяснению;
    доказательства, имеющиеся в деле (источник, листы дела);
    вопросы допрашиваемому;
    какие, когда и как использовать тактические приемы (предъявлять доказательства) 
При подготовке к простым допросам допустимо  мысленное планирование или составление плана по упрощенной форме, в виде перечня вопросов. По сложным, многоэпизодным делам при составлении и реализации плана целесообразно использовать вспомогательные записи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Психологические основы допроса
     Допрос, как процесс тактико-психологического воздействия на допрашиваемого в целях получения от него полных и достоверных показаний, подразделяется на 4 стадии.
1. Стадия  установления психологического  контакта с допрашиваемым, на  которой следователь решает следующие  задачи:
а) определяет индивидуально психологические особенности допрашиваемого, его отношение к допросу и самому следователю;
б) устраняет  психологические барьеры общения (эмоциональную напряженность, неправильное отношение к следователю и допросу);
в) создает  благоприятную для процесса общения  психологическую обстановку, при  которой допрашиваемый проникается  доверием к следователю, пониманием его задач и обязанностей, осознает необходимость способствовать своими показаниями установлению истины.
Для решения  данных задач используются следующие  тактические приемы:
• спокойный  тон разговора, соблюдение следователем такта и вежливости, что побуждает допрашиваемого к такому же поведению;
• беседа на отвлеченную тему с целью изучить  индивидуально психологические особенности допрашиваемого, снять его эмоциональное напряжение, помочь ему привыкнуть к обстановке допроса, вызвать его интерес к общению со следователем;
• внимательное выслушивание допрашиваемого, интерес  к его личности, профессии, увлечениям, внимательное отношение к его просьбам и ходатайствам, что внушает допрашиваемому уверенность в непредвзятом, доброжелательном отношении к нему следователя;
• разъяснение  допрашиваемому его прав и обязанностей в форме доброжелательной беседы, внушающей ему уверенность в  объективности, беспристрастности следователя;
• ознакомление обвиняемого (подозреваемого) с положительными для него правовыми последствиями  раскаяния и активного способствования раскрытию преступления.
     В случаях, когда допрашиваемый отказывается от дачи показаний, составной частью установления психологического контакта является преодоление запирательств допрашиваемого, побуждение его к даче правдивых и полных показаний.
     С этой целью используются следующие  тактические приемы:
• разъяснение  допрашиваемому важности установления истины;
• использование  факта дачи показаний другими  лицами;
• напоминание  свидетелю или потерпевшему об ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний;
• убеждение  обвиняемого (подозреваемого) в том, что в его интересах дать показания до того, как заговорят его соучастники.
2. Стадия  свободного рассказа, на которой  следователь решает следующие задачи:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.