На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Товарное производство

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание 

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Сущность и условия  возникновения товарного  производства. Основные  элементы товарного  производства…………………………  
4
2. Товар и его  свойства. Потребительская  стоимость (полезность). И меновая стоимость  (ценность). Проблемы измерения стоимости в эволюции экономической науки……………  
 
9
3. Деньги. Функции,  виды денег…………………………………………. 15
Заключение………………………………………………………………… 25
Литература……………………………………………………………….. 26
 
 
 

     Введение 

    Жизнь человеческого общества  сложна,  многообразна  и  противоречива. Почти везде в мире, чтобы выжить, человек должен  работать,  ибо  окружающие его вещи в своем естественном состоянии, форме и  местонахождении  не  могут удовлетворить его потребности. Человек преодолевает опасности  и  неудобства своего и естественного обитания, изменяя форму, состояние и  местонахождение объектов природы, занимаясь производством  материальных  благ.  Производство есть процесс воздействия человека  на  вещество  природы  в  целях  создания материальных  благ,  необходимых для развития  общества.  Исторически оно прошло длительный путь развития  от  изготовления  простейших  продуктов  до производства  сложнейших   технических   систем,   гибких   переналаживаемых комплексов,  вычислительных  машин.  В  процессе  производства   не   только меняется способ  и  вид  изготовления  благ,  но  и  возникают  новые  формы экономических отношений, происходит  нравственное  совершенствование  самого человека.
    Система организационно-экономических отношений, при  которой полезные продукты  создаются  для   их   продажи   на   рынке   называется   товарным производством, которое является базисом экономического развития общества.
    Цель  данной работы – на основе обобщения  материала по данной  проблеме раскрыть   сущность   товарного   производства,   его   основные   формы   и противоречия, а также, опираясь на результаты теоретико-методологического  и аналитико-информационного  исследования,   изучить   особенности   товарного производства  в  России.
 

     1. Сущность и условия возникновения товарного производства. Основные элементы товарного производства 

    Организационно-хозяйственной  основой возникновения товарных отношений является общественное разделение труда, которое означает специализацию  производителей на изготовлении отдельных видов продуктов ил определенной производственной деятельности. Общественное разделение труда и обмен продуктами два взаимообусловленных и взаимосвязанных процесса.
    Возникновение товарных отношений наряду с организационно-производственным обособлением специализированных звеньев общественного разделения труда обусловлено социально-экономической обособленностью производителей, которая позволяет им присваивать произведенный продукт, распоряжаться им, быть собственниками, результатом материальных условий производства. Такая обособленность со времени распада первобытного строя становится экономической основой возникновения частной собственности на средства производства как исторически первой формы экономического обособления. Вследствие этого происходит превращение обмена деятельностью и продуктами труда в товарный обмен. Эта обособленность может иметь различный характер, зависящий от господствующего типа собственности. Правомерен вопрос: почему возникает обособленность производителей.
    Со  стороны непосредственного содержания труда она обусловливается, прежде всего, его неоднородностью, различной сложностью, неодинаковым функциональным содержанием работы соотношением творческого и исполнительского компонентов, элементов умственного и физического труда. Различаются и условия труда, в зависимости от которых выделяют труд простой и сложный , во вредных условиях и т.д. Не одинаковы физические и духовные способности людей, их навыки к каждодневной и напряженной работе, поэтому результативность, эффективность труда разных людей различна. Со стороны общественной формы обособленность субъектов производства обусловлена их интересами к присвоению результатов своего (в условиях простого товарного производства) или чужого труда.
    В современных условиях признаками проявления экономической  
обособленности товаропроизводителей являются:

    1) формы и границы присвоения  средств и результатов производства;
    2) самостоятельное определение объемов  производства, установление цен,  распределение полученных прибылей  и т.д.;
    3) независимость в управлении производством и сбытом продукции;
    4) самостоятельность в выборе поставщиков  сырья, электроэнергии, комплектующих  изделий, ответственность за выполнение  контрактов, договоров; 
    5) самофинансирование, экономический  риск, самоокупаемость и др.
    Непосредственной  основой возникновения и развития товарного производства и обособления  товаропроизводителей является общее и частичное разделение труда. Эти формы создали большие отделенные друг от друга сферы производства, слияние которых в совокупный общественный воспроизводственный организм в условиях социально-экономической обособленности производителей происходит путем обмена продуктами труда как товарами. Таким образом, обмен произведенными товарами через рынок формирует экономические связи между обособленными товаропроизво-дителями. Единство процессов экономического обособления и общественного разделения труда состоит в том, что они имеют общую ориентацию на формирование и развитие экономических связей в сфере обмена.
    Товарное  производство это такая организация общественного хозяйства, при которой отдельные продукты изготавливаются обособленными производителями и для удовлетворения общественных потребностей необходимы купля-продажа на рынке этих продуктов, превращающихся в товар. Отсюда следует, что основными чертами товарного производства являются:
    1) общественное разделение труда;
    2) обособление присвоения средств  производства;
    3) производственно-хозяйственная и  социально-экономическая обособленность  собственников произведенного продукта;
    4) экономические связи между обособленными  товаропроизводителями, реализуемые  через обмен; 
    5) стихийный характер экономического  развития.
    Различают простое и капиталистическое  товарное производство. Простое товарное производство основывается на собственном труде, капиталистическое на использовании немного труда. Продукт труда в простом товарном производстве принадлежит товаропроизводителю, в капиталистическом собственнику средств производства. Простое товарное производство, как правило, мелкое, а конечная цель удовлетворение личных потребностей товаропроизводителей. Капиталистическое товарное производство предусматривает совместный труд многих наемных работников, развитое единичное разделение труда. Его цель получение прибыли. Простое товарное производство имеет ограниченно рыночный характер, а капиталистическое полностью подчинено рынку. Но у простого и капиталистического товарного производства есть и общие черты: конкуренция товаропроизводителей, разорение одних и обогащение других, наконец, один тип собственности частная, хотя и в различных ее формах.
    Различия  между натуральным хозяйством и  товарным производством
    Весь  коллектив выступает как собственник, производитель и потребитель. Существует обособленность и самостоятельность производителей. Производство ориентируется на удовлетворение потребностей коллектива. Производство ориентируется на удовлетворение потребностей других. Материальные блага из производства в потребление поступают прямо, минуя обмен. Материальные блага поступают в потребление посредством обмена; при этом между производителями возникают экономические отношения. Производство благ определяется заранее, исходя их потребностей и возможностей. Количество необходимых обществу благ определяется задним числом после их производства, при реализации. Нет соперничества между производителями. Существует соперничество между производителями и потребителями. Слабо влияет на развитие производительных сил, производство и повышение его эффективности. Оказывает активное влияние на развитие производительных сил, производства и повышение его эффективности.
    Основное  противоречие товарного производства.
    Двойственная  природа труда проявляется в  движении основного противоречия товарного  производства между частным и  общественным трудом. Конкретный труд является непосредственно частным трудом, но в условиях общественного разделения труда товаропроизводители производят продукты для других лиц, что придает их труду (скрыто) общественный характер, который проявляется только при обмене. С позиции отношений непосредственного производства общественный характер труда состоит в том, что каждый его вид лишь один из элементов разделения труда, имеющий целью удовлетворение общественных потребностей.  
Углубление общественного разделения труда в его общей и особенной формах способствовало росту товарного производства и обращения. Последствия же развития единичной формы разделения труда на предприятии имели прямо противоположную направленность. Так, в каретной мануфактуре в одной мастерской трудились различные работники (портной, слесарь и др.), которые раньше самостоятельно, отдельно друг от друга принимали участие в производстве карет. Ранее продукт частного труда каждого из них был товаром. На предприятии же капиталиста отдельный труд каждого ремесленника вследствие его глубокой специализации уже не производит готовый товар, теряет свою экономическую обособленность, приобретает форму общественного труда (при условии, что изготовленный конечный продукт карета будет реализован на рынке, удовлетворит ту или иную общественную потребность). Черты непосредственно общественной организации частный труд приобретает только в пределах отдельного предприятия.

    В процессе развития технологического способа  производства, в частности, при укрупнении предприятий растут масштабы организованного и планомерного производства, и вместо индивидуального доминирующим становится коллективное производство и коллективный характер труда. Частный труд имеет место на мелкотоварных предприятиях, которые основываются на частной трудовой собственности (например, фермерское хозяйство).
    Противоречие  между частным и общественным трудом основное противоречие товарного производства сопровождается стихийным колебанием цен, разорением одних и обогащением других производителей товаров. Так, в случае неудачи при реализации своего продукта товаропроизводитель не в состоянии закупить другие товары и удовлетворить свои нужды в потреблении и производстве. Он разоряется, пополняет армию тех, кто вынужден продавать свою рабочую силу. Другой товаропроизводитель, наоборот, успешно реализуя свои товары, постепенно обогащается, становится крупным предпринимателем. 

 

     2. Товар и его свойства. Потребительская стоимость (полезность). И меновая стоимость (ценность). Проблемы измерения стоимости в эволюции экономической науки. 

    Товар и его свойства.
    В натуральном хозяйстве производились  вещи, блага. Благо это вещь или  услуга, которая удовлетворяет тем  или иным человеческим потребностям. Благо может выступать в форме  товара, который производится только при товарном производстве. Товар  отличается от блага тем, что он удовлетворяет потребность человека посредством обмена, т.е. через акт купли-продажи. В литературе блага часто делят на экономические и неэкономические. Экономическими признаются блага, существующие в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют.
    Экономическое благо, предназначенное для обмена, признается товаром. При этом не обязательно, как считают некоторые современные  западные экономисты, чтобы товар  выступал как результат труда. Главное, утверждают они, что товар предназначен удовлетворять потребность посредством обмена.
    Действительно, блага, на которые не затрачен труд, могут приобретать форму товара (например, необработанная земля) и  продаваться. Но в основном блага  создаются благодаря производственной деятельности людей. Согласно трудовой теории стоимости, товар это продукт труда, предназначенный для удовлетворения какой-либо человеческой потребности посредством обмена, т.е. путем купли-продажи. Не всякая вещь или благо (например, вода, воздух и т.п.), способные удовлетворять ту или иную потребность, является товаром. К товарам относится не все то, что удовлетворяет человеческие потребности, а только продукты человеческого труда. Но и продукты человеческого труда не всегда были и являются товаром. Если продукт производится для удовлетворения своих потребностей, то он не является товаром. Продукт человеческого труда становится товаром, когда он производится для удовлетворения потребностей других, т.е. когда он производится на продажу. В процессе осуществления акта купли-продажи отдельные члены общества вступают межу собой в отдельные отношения. Следовательно, товар это общественная форма продукта труда.
    Товары  могут различаться в зависимости  от характера удовлетворения потребностей. Они делятся на следующие виды.
    1. Взаимозаменяемые продукты. Если  растет потребление одного из  них, то снижается использование  другого. Примерами могут служить,  положим, пары вещей: сливочное  масло и маргарин, кефир и простокваша,  автомашины "койота" и "хонда".
    2. Взаимодополняемые товары. Они сопутствуют друг другу, и потребность в них одновременно увеличивается или снижается. Это, скажем, фотоаппарат и фотопленка, видеомагнитофон и кассеты к нему.
    3. Независимые блага, или, иначе  говоря, не сопряженные, "самостоятельные" товары. Потребности в этих вещах никак не связаны между собой (например, бананы и рыба, трикотажные изделия и наручные часы).
    Потребительская стоимость 
    Рассматривая сущность товара, необходимо различать его основные свойства. Анализ товара следует начинать с его потребительской стоимости. В данном отношении товар представляет собой вещь, которая благодаря своим свойствам удовлетворяет определенные человеческие потребности. Потребительская стоимость прямо зависит от потребительских свойств вещей.
    Полезность  вещи или услуги, обусловленная их потребительскими свойствами, определяет их потребительскую стоимость. При  покупки товара (как вещи или услуги) человек производит "оценку" потребительских  стоимостей, "исследует" их качество, сопоставляет объективную и субъективную стороны потребительной стоимости различных товаров и услуг. Таким образом, потребительная стоимость товара является более емкой категорией по сравнению с его полезностью.
    Роль  потребительной стоимости в условиях товарного производства состоит в том, что она является вещественной основой, материальным носителем общественных отношений и цели производства и ее следует изучать как общественную потребительную стоимость, поскольку в условиях общественного разделения труда продукт изготавливается не для потребления самим производителем, а для других людей. Так как общественная потребительная стоимость представляет промежуточное звено между производством и потреблением, ее характер имеет важное значение для процесса реализации продуктов в масштабе всего общества. Это, в свою очередь, свидетельствует об ограниченной связи потребительной стоимости с качеством продукции, а значит, и с эффективностью производства. Историческая тенденция эволюции потребительной стоимости заключается в значительном расширении количества потребительных стоимостей; в усложнении процесса их создания, росте полезных свойств традиционных товаров, повышении качества и долговечности большинства товаров; создание растущего количества потребительных стоимостей в форме товарных услуг и др.
    Потребительная  стоимость это способность товара удовлетворять ту или иную человеческую потребность. Это свойство иногда определяется как полезность товара. При этом под полезностью понимается только способность товара удовлетворять  человеческие потребности, независимо от его влияния на здоровье человека.
    Вышеуказанное определение потребительной стоимости  относится как к средствам  производства, так и к предметам  потребления. Например, потребительная стоимость стали это удовлетворение потребности производства в металле, в создании из него машин, конструкций. Потребительная стоимость хлеба это удовлетворение потребности людей в пище, в получении определенных, необходимых организму калорий и веществ. Потребительная стоимость это то, что различает все товары.  
При определении потребительной стоимости товара разногласий среди экономистов нет. Но при определении стоимости товара они существуют.  
Стоимость и меновая стоимость.

    При определении стоимости товара разногласия  среди экономистов имеют место  быть. Это свойство товара некоторые экономисты называют еще ценностью, понимая под этим термином ценовой фактор, т.е. цену. Для них нет различий между стоимостью и ценой. Трактовку стоимости как самостоятельной категории, имеющей свое содержание и отличающейся от цены, дает трудовая теория стоимости. Основоположниками этой теории были Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо.
    У. Петти родоначальник теории трудовой стоимости показал, что источником стоимости является труд, затраты  которого и определяют величину стоимости товара. Но У. Петти не видел различия между потребительной стоимостью и стоимостью товара. Он считал, что стоимость товара создается только трудом, расходуемым на производство драгоценных металлов.
    Стоимость носит общественный характер, потому что в ее основе лежит труд, затраченный на производство не вообще вещей, а на производство товаров, предназначенных для обмена. Только при обмене товаров, когда люди вступают между собой в отношения купли-продажи, между товарами устанавливаются отношения как между стоимостями. В этом акте происходит проявление стоимостей, следовательно, стоимость выражает общественные отношения, складывающиеся между людьми при товарном производстве. Основное содержание трудовой теории стоимости можно кратко выразить в следующих положениях.
    Первое  положение. Разнородные продукты рыночного  обмена имеют одинаковое внутренне  содержание стоимость. Поэтому они  могут приравниваться друг к другу  в определенной меновой пропорции.
    Второе  положение. Стоимость всех товаров  создается общественным трудом товаропроизводителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта работает не на себя, а создает полезную вещь для других членов общества.
    Третье  положение. Труд имеет внутреннее мерило рабочее время. Если труд является одинаковым по качеству (допустим, простой труд), то он количественно измеряется протяженностью во времени (в рабочих часах). Стоимость товара иногда измеряют в часах рабочего времени, чтобы сравнить экономичность производства в разных странах.
    В процессе обмена товарами на первый взгляд кажется, что их обменные пропорции  устанавливаются случайно. Элемент  случайности при этом действительно  имеет место и обусловлен, прежде всего, соотношением спроса и предложения  на определенный товар в данный момент. Но в процессе систематического обмана устанавливается определенная закономерность: меновые пропорции на протяжении длительного времени тяготеют к некоторому среднему уровню. Уже само по себе сопоставление одного товара с другим, их количественное сравнение означает, что у них есть нечто общее. Таким общим не могут быть потребительные стоимости, ведь товары отличаются друг от друга различными потребительскими свойствами и качеством и несоизмеримы между собой, поэтому меновые стоимости нельзя сводить к потребительным стоимостям. Меновая стоимость это свойство одного товара обмениваться на другой, в пропорции, в соответствии с которой систематически осуществляется такой обмен.  
Всем обмениваемым товарам присуще одно общее свойство: они являются воплощением общественного труда, затраченного на их производство, который и делает их количественно сопоставимыми, формирует их стоимость. Кроме того, они обладают общественной потребительной стоимостью, в которой выражается не просто количество общественно необходимого труда, но и качество продукции, ее полезный эффект.  
Стоимость имеет качественную и количественную стороны. В первой выражаются производственные отношения между товаропроизводителями, во второй величина воплощенного в товаре общественно необходимого труда товаропроизводителя и общественная полезность товара. Стоимость как общественное отношение товаропроизводителей категория производства. Поскольку обмен является существенным моментом определения стоимости товара, категория стоимости становится и категорией обмена. Таким образом, внутреннее противоречие товара состоит в том, что как потребительные стоимости все товары качественно разнородны и несоизмеримы, но как стоимости они есть воплощение общественно необходимого труда, потому соизмеримы.

    В оценке стоимости иную позицию занимают сторонники теории предельной полезности. По их мнению, стоимость (ценность) не является объективной стороной товаров, это  свойство придает им субъективная оценка покупателя, а основа обмена товаров, их общее свойство полезность. С целью измерения полезности материальных благ они используют законы Госсена, согласно которым по мере удовлетворения потребностей человека степень их насыщения растет, а величина конкретной полезности снижается, то есть каждое последующее благо имеет более низкую полезность, чем предыдущее. Если количество блага ограничено. Его предельный экземпляр удовлетворяет предельную потребность.
    Рабочее время, которое отдельный товаропроизводитель  тратит на производство товара, является индивидуальным рабочим временем. Общественно необходимое рабочее время это время. Необходимое для изготовления определенной потребительной стоимости с целью удовлетворения потребностей общества при существующих общественно нормальных условиях производства и среднем уровне умения и интенсивности труда. Оно тождественно индивидуальному рабочему времени на тех предприятиях. Где изготавливается основная масса однородной продукции.  

 

     3. Деньги. Функции, виды денег 

    I. Сущность и происхождение денег
    Деньги  это то, что принимают в качестве уплаты за товары, услуги и долги. Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товары и услуги, которые они предоставляют в ожидании, что смогут затем обменять деньги на те товары и услуги, которые они хотят приобрести. Без такого средства обмена люди должны обращаться к бартеру - непосредственному обмену товаров и услуг на другие товары и услуги - очень неэффективному средству осуществления обмена. При бартере необходимо найти партнёра, у которого есть то, что вам надо, а он должен хотеть то, что вы предлагаете к обмену. Это требует выискивания всех потенциальных партнёров по обмену, способных удовлетворить потребности и пожелания друг друга в товарах и услугах, а затем достижения согласия по условиям обмена. Таким образом, бартер приводит к высоким издержкам, связанным с поиском, и трансакционным издержкам. Другими словами, при натуральном обмене людям приходится тратить много времени на поиск, ведение переговоров и брать на себя другие значительные расходы в торговой деятельности.
    Деньги  служат также расчетной единицей или «мерой стоимости». Роль денег  как «единицы измерения» позволяет  использовать установленные цены для  сделок. Функции денег, как расчетной  единицы, позволяют измерять экономические  величины понятным для всех (почти) способом. Помимо того, что деньги служат средством обмена и расчетной единицей, они ещё обеспечивают очень удобный способ сбережения (средство сбережения) и удобный способ заимствования денег (средство отсроченного платежа). Как «средство сбережения» деньги облегчают процесс осуществления накопления из текущего дохода за счет гарантирования будущей покупательной способности.
    Как «средство отсроченного платежа» деньги облегчают заимствование (и предоставление ссуд), обеспечивая ту меру покупательной способности, которую на настоящий момент времени заимствуют и дают взаймы. Деньги уникальны по своей простоте, как средство платежа за товары и услуги: они обладают самой высокой ликвидностью среди всех финансовых средств.
    Важным  открытием в исследовании природы денег стало доказательство их товарного происхождения. На протяжении истории развития товарного обмена и товарного производства четыре формы стоимости сменяли друг друга:
    Простая, или случайная, форма стоимости  соответствовала ранней ступени  обмена между общинами, когда он имел случайный характер: один товар выражал свою стоимость в другом, противостоящем ему товаре. Маркс писал, что эта форма не так проста, как кажется на первый взгляд, поскольку уже здесь имеются два полюса выражения стоимости товара. На первом — товар, выражающий свою стоимость, товар, играющий активную роль (относительная форма стоимости); на втором полюсе — товар, который служит материалом для выражения стоимости первого товара. Он играет пассивную роль и находится в эквивалентной форме. Таким образом, относительная и эквивалентная формы — два полюса выражения стоимости товара.
    Эквивалентная форма стоимости имеет ряд  особенностей:
    - потребительная стоимость товара-эквивалента служит формой проявления своей противоположности — стоимости товара;
    - конкретный труд, содержащийся в товаре — эквиваленте, служит формой проявления своей противоположности — абстрактного труда;
    - частный труд, затраченный на производство товара-эквивалента, служит формой проявления своей противоположности — непосредственно общественного труда.
    Полная, или развернутая, форма стоимости  связана с развитием обмена, вызванного первым крупным общественным разделением  общественного труда — выделением скотоводческих и земледельческих  племен. В связи с этим в обмен  многочисленные предметы общественного труда, а каждый товар, который находится в относительной форме противостоит множеству товаров- эквивалентов. Существенный недостаток данной формы стоимости состоит в том, что в связи с множеством товаров-эквивалентов стоимость каждого товара не получает законченного выражения.
    Всеобщая  форма стоимости. Дальнейшее развитие товарного производства и обмена привело к выделению из товарного  мира отдельных товаров, играющих на местных рынках роль главных предметов  обмена (соль, меха, скот и др.). Особенность этой формы стоимости заключается в том, что роль эквивалента не закрепилась еще ни за одним товаром, и в разное время ее попеременно выполняли различные товары.
    Денежная  форма стоимости характеризуется  выделением в результате дальнейшего обмена одного товара на роль всеобщего эквивалента. Такая роль с развитием обмена и созданием мирового рынка закрепилась за благородными металлами – золотом и серебром — в силу их естественных свойств (качественная однородность, количественная делимость, сохраняемость, портативность). С этого времени весь товарный мир разделился на две части: на «товарную чернь» и особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента, — деньги.
    Таким образом, сущность денег заключается  в том, что это — специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента.
    Сущность  денег выражается в единстве трех свойств:
    - всеобщей непосредственной обмениваемости;
    - кристаллизации меновой стоимости;
    - материализации всеобщего рабочего времени.
    Следовательно, деньги, возникшие из разрешения противоречий товара, являются не техническим средством, а отражают глубокие общественные отношения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.