Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Контроль в обучении иностранному языку (на примере грамматики в 5 классе)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  Образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования
Нижнетагильская государственная
Социально-педагогическая академия 
 
 

Курсовая  работа по методике
Тема: Контроль в обучении иностранному языку (на примере грамматики в 5 классе) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Тагил
2011 
Содержание 

Введение
Глава 1. Роль контроля в обучении иностранному языку
1.1. Понятие контроля  и его цель
1.2. Объекты контроля при обучении иностранным языкам
1.3. Функции контроля
1.4. Виды и  формы контроля
Глава 2. Методические      рекомендации      по      контролю сформированности грамматических умений
Заключение
Список литературы
 

Введение 

Вопросами контроля в обучении иностранному языку занимаются многие авторы. Однако, приемы проверки и учета знаний, умений, навыков, методики их организации и проведения, не утратили своей актуальности.
Ориентируясь  на цели и задачи обучения, в настоящее  время решается ряд проблем, связанных  с осуществлением контроля. К ним относятся прежде всего выделение объектов контроля и выбор наиболее надежных и эффективных форм его реализации. Только соотнесенный с поставленными целями и задачами, осмысленный и правильно организованный контроль может способствовать достижению целей и задач обучения [Маслыко 1989].
Однако, к сожалению, практическим и методическим указаниям по проведению контроля в  современной методике уделяется  мало внимания, а набора конкретных заданий для проверки сформированности языковых навыков нет вообще. Поэтому, практическая значимость данной работы состоит в разработке конкретных упражнений, которые, применяясь на практике, будут эффективно способствовать процессу обучения.
Таким образом, предметом этой работы является контроль сформированности грамматических умений, а объектом - формирование грамматических навыков на уроке иностранного языка.
Контроль  является важным средством развития познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления, и  практического применения знаний, умений, навыков [Подласый 2007]. Он является неотъемлемой частью обобщающего урока, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, дает возможность каждому учащемуся работать в доступном ему темпе, с постепенным переходом от одного уровня развития знаний к другому. Поэтому задания для контроля грамматических умений составляются с учетом разного уровня подготовки учащихся.
В данной работе будут описаны функции  контроля, а так же будут представлены различные виды и формы контроля. В последней части работы приведем примеры контрольных заданий по некоторым разделам грамматики английского языка.
В данной работе выбран грамматический аспект английского языка именно потому, что грамматике принадлежит лидирующая роль в обучении любому иностранному языку.
Невозможно  оторвать грамматику от речи; по словам Г.В.Роговой, без грамматики не мыслится овладение какой либо формой речи, т.к. грамматика наряду со словарным  и звуковым составом представляет собой  материальную основу речи, т.е. этот методист отводит грамматике организующую роль [Рогова 2000].
Данная  работа доказывает, что если применить  правильно составленное упражнение при закреплении языковых явлений, то грамматический навык будет более прочным, и, используя такие упражнение при проверке уровня сформированности навыков, мы получим наиболее полную и реальную картину обученности учащихся. Это, в свою очередь, даст возможность скорректировать и спланировать дальнейший учебный процесс в соответствии с индивидуальным уровнем знаний каждого учащегося [Хуторской 2007].
Таким образом, целью данной работы является отображение специфики контроля при обучении иностранному языку.
Исходя  из цели, выделены следующие задачи:
• ввести понятие контроля и его цель;
• описать различные функции контроля;
• выявить виды контроля и его формы;
• представить  комплекс   методических  рекомендаций   по   контролю сформированности грамматических умений.
  

 

Глава 1. Роль контроля в обучении иностранному языку 
 

Научная организация контроля является важнейшим  условием эффективного управления процессом обучения иностранному языку. Специфика контролирующей деятельности заключается в том, что, взятая отдельно, она не формирует знания, умения, навыки, а дает необходимую для организации обучения «обратную информацию». Поэтому содержание контроля неразрывно связано с методической концепцией.
В данной главе мы рассмотрим, как нам представляется, самые важные аспекты контроля, а  именно: понятие контроля и его  цель, функции контроля и различные  его виды и формы. Эти данные позволят нам наиболее полно разобраться с тем, что же такое контроль, каким он бывает и каким должен быть. На основе рассмотренного в данной главе материала мы сможем работать над практической частью данной работы. 
 

1.1. Понятие контроля  и его цель 

Практическая  цель преподавания иностранного языка заключается в обучении общению на иностранном языке. Для этого необходимо научить учащихся формировать и формулировать мысли с опорой на неродной язык в процессе коммуникации. Некоторые методисты решающую роль в овладении языком отводят речевым навыкам, которые создаются путем подражания и механического заучивания. Мнение о «саморазвивающейся» способности мыслить с опорой на иностранный язык ограничивает содержание методической концепции и контроля. Е.И. Пассов отмечает, что обучающийся может сам овладеть некоторыми приемами учения, но «во сто крат полезнее для дела, если этому научит учитель, ибо он может предложить наиболее рациональные приемы» [Пассов 1989].
При практической цели обучения иностранным языкам главное  содержание учебного процесса составляет овладение учащимися речевой деятельностью на иностранном языке, в ходе которого решаются воспитательные, образовательные и развивающие задачи. Одним из условий осуществления этого требования является организация учебно-воспитательного процесса на оптимальном уровне с учетом различных факторов, влияющих на ход и результаты обучения. По иностранному языку оптимальная организация возможна при гибком управлении, которое позволяет вносить необходимые коррективы в ход учебной работы, учитывая расхождения между программой обучения, предложенной учебно-методическим комплектом и преподавателем, и реальной учебной ситуацией, сложившейся в классе, а также сбои и пробелы, проявляющиеся в языковой подготовке учащихся [Гальскова 2004].
Для осуществления эффективного управления учебным процессом необходимо обеспечить обратную связь на постоянной операционной основе, которая выступает в форме контроля.
Получаемая  информация одновременно является базой  для оценки преподавателем учебной  деятельности обучающегося и его самооценки своей речевой деятельности, которые несут мощный эмоциональный мотивационный заряд и оказывают стимулирующее воздействие. При некоторых обстоятельствах она может оказать и отрицательное воздействие, приводя к затуханию мотивов и потере стимулов к активности в работе.
По мнения Старкова А.П., информацию по обратной связи учащиеся могут получить тремя путями [Старков 1986].
    Из указаний преподавателя, который в той или иной форме сообщает учащемуся об успешности выполнения поставленных учебных задач, корректирует его учебно-речевые действия, дает оценку этим действиям, поощряя и стимулируя речевую деятельность учащегося.
    Путем внешнего самоконтроля (взаимоконтроля) с помощью ключей или приемов программированного обучения, осуществляя коррекцию и самооценку речевых действий.
    Путем внутреннего самоконтроля, осуществляемого самостоятельно в процессе выполнения речевых действий на базе сформированных внутренних психических моделей этих действий, сопоставлением этих моделей с порожденными высказываниями.
В процессе реального речевого общения функционирует  обратная связь в форме внутреннего  самоконтроля, которая составляет существенный и неотъемлемый компонент механизма  восприятия и порождения высказываний. Обеспечение функционирования внутренней обратной связи входит в задачи обучения практическому владению иностранным языком. И в ходе обучения речевой деятельности контроль, осуществляемый преподавателем, и внешний самоконтроль (взаимоконтроль) в той или иной форме не только способствуют овладению учащимися речевой деятельностью, но и формируют их внутренний самоконтроль.
    Функциональный  подход к контролю как к форме  обратной связи в процессе управления обучающей деятельностью преподавателя  и учебной деятельностью учащихся в их взаимосвязи ставит перед методистами и преподавателями ряд важных проблем, еще не нашедших своего решения. К числу таких проблем относится в первую очередь вычленение объектов контроля при практической цели обучения иностранным языкам. Выдвижение в качестве объектов контроля видов речевой деятельности требует вместе с тем учета степени усвоения учениками грамматических форм, лексики и произношения в интегрированном виде, как они функционируют в реальном общении.
Особую  остроту приобретает поиск функциональных форм и приемов контроля, адекватных объекту контроля, а также характеру и уровню овладения данной речевой деятельностью. Попытки использовать письменные контрольные работы в качестве универсальной формы контроля, например для установления степени обученности учащихся устно-речевой деятельности, представляют собой нарушение принципа функциональности и не обеспечивают объективного отражения уровня владения учащимися именно этим видом речевой деятельности.
Основная  программа применительно к обучению общению на иностранном языке - это программа, в которой должна быть заложена идея профилактики ошибочной деятельности. Ошибка учащегося - это, главным образом, сигнал не того, что он не овладел каким-либо коммуникативными навыками и умениями в обучении иностранному языку, а того, что программа составлена недостаточно правильно, не учтен один из факторов обучения. Поскольку предвидеть все факторы невозможно, вступает в силу программа корректирования. Но для этого должен быть специально подготовлен преподаватель, владеющий определенными инструментами, определенным комплексом средств управления учением: открытый контроль, скрытый контроль, коррекция, наблюдение, учет, оценка и отметка. Инструменты, которыми должен владеть ученик, это: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка, взаимооценка [Бим 1977].
На схеме  предложенной Е.И. Пассовым видно, что  сначала должен быть открытый контроль, затем на его основе - скрытый. На основе открытого контроля появляется умение самоконтроля и уже на его  основе -взаимоконтроль. Самооценка и  взаимооценка вырастают на почве самоконтроля. Таким образом, контроль выступает как один из инструментов, который входит в общую систему управления учением. Все десять инструментов направлены на объекты управления, которые важно выявить и номенклатурно перечислить [Пассов 1989].
 
Важным  требованием к контролю в любой  форме является объективность полученных результатов, которая позволяет  дать точную оценку и определить рекомендации по коррекции учебной речевой  деятельности обучающихся и методической деятельности преподавателя. Чтобы можно было проанализировать ход учебного процесса, оценить результаты контроля, определить при необходимости рекомендации по коррекции и их адрес, необходимо установить дифференцированные параметры оценки по видам речевой деятельности и аспектам языка и обеспечить их качественную и количественную интерпретацию, что представляет особую сложность при комплексном обучении речевой деятельности. 

1.2 Объекты контроля  при обучении иностранным  языкам 

       Содержание  педагогического процесса по иностранным языкам составляет, с одной стороны, усвоение учащимися языкового материала (что не предполагает не только его запоминание, но и развитие некоторых навыков в пользовании им), а с другой стороны - развитие на этой основе речевых умений. Соответственно этому в качестве объектов контроля выступают: усвоение материала языка (речевые единицы, лексика с её навыками, грамматика с её навыками, произносительные навыки) и умения (устная речь, чтение, письмо).
       Совершенно  очевидно, что контроль речевых умений, поскольку именно они составляют цели обучения, должен занимать ведущее место при обучении иностранным языкам в школе. Контроль усвоения языкового материала должен всегда включать проверку навыков пользоваться им практически.
       В контроль усвоения материала при обучении устной речи должна входить не проверка слов, грамматики, произношения, а проверка навыков учащихся правильно с точки зрения норм изучаемого языка произносить слова во фразах или правильно подбирать необходимую лексику для наполнения моделей, проверка того, правильно ли изучена сама модель.
       Проверка  усвоения материала, предназначенного для использования его в чтении и понимании речи на слух, должна быть направлена на установление того, как учащийся узнает пройденные слова  при их восприятии в предложении, как он умеет отличить сходные слова, умеет ли понять предложения, включающие пройденные грамматические явления.
       Перевод может служить лишь для контроля языковых навыков, необходимых в  устной речи, но не для контроля самой  речи. В переводе учащиеся не выражают своих мыслей, а лишь облекают в форму изучаемого иностранного языка данные им, уже готовые мысли. При переводе с родного языка на иностранный язык проверяются лишь навыки пользования моделями, навыки в области грамматики и произношения.
       Для того чтобы проверить умения устной речи в комплексе (разнообразие речевых моделей, связность и логика высказывания, умение применять ранее изученные модели в новых ситуациях), необходимы специальные методические приёмы, которые будут отличаться от приёмов, при помощи которых проверяются языковые навыки.
       Таким образом, можно сделать вывод, что  объектом контроля на уроках иностранного языка являются речевые навыки и  умения, то есть степень владения различными видами речевой деятельности при  проверке речевых умений оценивается степень владения данным видом речевой деятельности. В чтении объектом контроля является умение извлекать необходимую информацию из читаемого текста определённого характера. 

1.3. Функции контроля 

Контроль, как и все другие компоненты учебного процесса, выполняет определённые функции. Под функцией обычно понимается работа, производимая тем или иным органом, обязанность, подлежащая исполнению.
      В методической литературе выделяются различные  функции контроля
в обучении иностранному языку. Следуя общепедагогическому  подходу,
некоторые методисты называют такие функции, как контрольно-
корректирующую, контрольно-предупредительную, контрольно-стимулирующую, контрольно-обобщающую; другие - классифицируют
контрольные функции как обучающую, диагностическую, корректировочную, управленческую, оценочную [Гез 1982].
       Обучение  общению на иностранном языке  осуществляется в непосредственном взаимодействии обучающей деятельности обучающего (преподавание) и учебной  деятельности обучающихся (учение), которые составляют единую и целостную систему. В этой системе обратная связь функционирует в различных направлениях: на преподавателя и на учащихся. Помимо направленности, она различается также набором функций, их характером и содержанием [Старков 1986].
Так, чаще всего говорят об обучающей функции  контроля. Существует мнение, что, проверяя, мы учим, а, исправляя ошибки, мы подсказываем правильные способы действия [Миньяр-Белоручев 1984].
       Как известно, знания передают в процессе объяснения или показа, а навыки формируют неоднократным подкреплением. На этом обучающие функции учителя заканчиваются, так как далее навыки и умения формируются в повторительных действиях учащихся, которые овладевают соответствующими навыками в организованных учителем упражнениях. Поэтому можно говорить об обучающих функциях объяснения, показа или подкрепления, об обучающих функциях упражнений, в процессе которых реализуются такие способы учения, как повторение и поиск, но нельзя говорить об обучающей функции контроля. В своих рецептивных учебных действиях учитель не имеет возможности ни передавать учащимся знаний, ни оценивать его действия (подкрепление). И передать учащимся знания, и оценить его действия он сможет после того, как контроль закончится, хотя и на основании той информации, которую он получил в процессе контроля. Итак, обучающую функцию контроль выполнять не может [Климентенко 1981].
       Воспитывающая функция контроля в целом является сопутствующей, но может быть и доминирующей, когда, например, учитель стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, старается воздействовать на их психологические особенности (развивать волю, память и пр.), стимулируя их оценкой, при проявлении излишней самоуверенности осуществляется более строгий подход к оценке.
       Нередко говорят о корректировочной или  контрольно-корректирующей функции. Действительно, прослушав учащегося, учитель может  исправить его ошибки, т. е. объяснить  или показать правильные речевые  действия.
       На  основе информации, полученной во время контроля, можно предупредить  становление  ошибочных  навыков,   сделать  обобщающие выводы о методе обучения, определить уровень подготовки учащихся, оценить их работу, изменить приёмы обучения, скорректировать задания отстающим ученикам и ещё многое другое, но это не значит, что корректировка, обобщение, диагностика, оценка, управление - всё это функции контроля. Поэтому функцию контроля, заключающуюся в получении информации об уровне подготовки учащихся, можно назвать функцией обратной связи [Мильруд 2005].
       Функция обратной связи чрезвычайно важна: она позволяет учителю управлять  учебным процессом, действовать  осмысленно и систематически обеспечивать учащихся подкреплением.
       Нельзя  забывать и другую важную роль, которую  играет контроль. Известно, что учащиеся специально готовятся к контрольной, к зачёту, к экзамену. В присутствии преподавателя все учащиеся выполняют заданные упражнения. Письменным работам уделяется больше внимания, если их будут проверять. Одним словом, наличие или ожидание контроля стимулируют учебные действия учащихся, являются дополнительным мотивом их учебной деятельности.
Сказанное позволяет говорить ещё об одной  функции контроля: стимулирующей. Стимулирующую  функцию в основном связывают  с оценкой, а иногда и называют оценочной функцией.
       Само  собой разумеется, что без информации о состоянии обучаемого (обратная связь) невозможно грамотно управлять  учебным процессом, а без систематической  работы учащихся, которую трудно представить  без стимулирования, нельзя сформировать у них навыки и умения. Функцию же контроля реализует только учитель. Справочный материал учебника, а также обучающие машины создают благоприятные условия для самоконтроля, подлинный же контроль по-прежнему способен осуществить только учитель [Миролюбов 1981]. 

1.4. Виды и формы контроля 

       В практике преподавания в настоящее  время всё чаще применяется устная проверка, и это надо приветствовать. Контроль должен проходить в том  же плане, что и обучение, поэтому  для того чтобы проверить умения и навыки устной речи, следует применять устные приёмы проверки. Устная форма способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся [Елухина 1998].
       До  последнего времени письменному  контролю отводилось большое место  в системе проверки. У письменной формы контроля имеются некоторые преимущества. Во-первых, ею можно охватить одновременно всех учащихся; во-вторых, гораздо удобнее обрабатывать письменные работы, нежели устные ответы. Ошибки в письменных работах легче квалифицировать и анализировать, поскольку действия ученика точно зафиксированы. Однако письменный контроль не может быть использован для проверки всех умений, несмотря на названные выше его достоинства. Невозможно проверить в письменной форме умение учащихся вести беседу или высказываться по теме.
       Применяя в этих случаях письменную проверку, невозможно проконтролировать ни произношение учащихся, ни темп их речи. Учитель не может судить о том, насколько автоматизировано учащиеся пользуются речевыми единицами, как свободно они заполняют их соответствующей лексикой. Поэтому прибегать к письменной проверке рекомендуется с целью контроля умений и навыков письма, а также для контроля умений переводить научно - популярную литературу со словарём.
       Для контроля правописания можно проводить  короткие диктанты. Для проверки умения письменно излагать свои мысли можно давать учащимся на дом небольшие сочинения в связи с пройденной тематикой, например: « опишите свой день, свою семью, чем вы занимаетесь в школе ».
Письменный  контроль эффективнее развивает  логическое мышление, приучает к большей точности в ответах [Горчев 2007].
Как уже  говорилось выше, различают контроль индивидуальный и фронтальный.
Фронтальная форма - одна из основных организационных  форм контроля при обучении. Она  позволяет соблюдать основные правила  контроля - регулярность и максимальный охват учащихся за единицу времени. Существенна при этом обращенность ко всему классу, активизирующая деятельность каждого ученика. Прежде всего, её целесообразно использовать для контроля усвоения языкового материала (т.е. элементов речи). В этом случае учащимся дается открытая установка.
Открытый  фронтальный контроль можно применить  при выполнении упражнений в подготовленной форме речи, в частности при  составлении планов, подборе опор, а также при построении коллективного рассказа по принципу «снежного кома».
Фронтальный контроль может осуществляться как  в устной, так и в письменной форме. Устная форма контроля преобладает. Однако, имея в виду большие обучающие  возможности письма, необходимо периодически проводить и письменный фронтальный контроль. Для того чтобы органично включить фронтальный контроль в урок и ограничить время на его проведение, рекомендуется пользоваться тестовыми приёмами, рассчитанными на 5-7 минут.
       Наряду  с фронтальной формой контроля следует  регулярно осуществлять индивидуальный контроль.
При индивидуальном контроле недопустимо, чтобы несколько  учеников выходили к доске и произносили  один и тот же заученный, «безадресный»  текст. Учащимся должно быть известно, что «право на ответ» имеет только тот, кто скажет что-то своё.
       Индивидуальный  контроль при чтении и аудировании  также следует включать в коммуникативную  деятельность, когда понимание текста является лишь отправным моментом для  решения задач более широкого плана: использовать информацию, содержащуюся в тексте, в высказывании по теме, сделать иллюстрации к тексту, написать реферат, рецензию [Клычникова 1983].
Индивидуальный  контроль может носить и открытый характер, в частности, когда следует  проконтролировать какой-то этап подготовленной речи каждого ученика (план или программу высказывания). В основном индивидуальный контроль в общеобразовательной школе осуществляется устно и сопровождается оценкой в виде балла с обязательным комментарием учителя, касающимся в первую очередь содержательной стороны речи. В процессе индивидуального контроля происходит общение «преподаватель - ученик» и оно имеет место только в учебных условиях.
Ещё одним  существенным недостатком индивидуального  контроля является вынужденная пассивность  класса в течение значительной части урока, не говоря уже о той совершенно порочной практике прошлых лет, когда одного ученика спрашивали у стола учителя в течение 15-20 минут, устраивая ему некое подобие экзамена. Даже в настоящее время, когда ученики по 4-5 минут пересказывают текст, делают сообщения по теме, участвуют в диалогах и т. п., и даже в тех случаях, когда учителю удаётся спросить таким образом 10 и более учащихся, часть класса остаётся не охваченной работой. Те же школьники, которые уже успели высказаться, также в течение ближайших 20 минут оказываются не вовлечёнными в активную работу. Таким образом, получается, что даже небольшой по времени индивидуальный контроль приводит, с одной стороны, к относительной пассивности всего коллектива, с другой стороны, выступающий имеет возможность практиковаться на уроке в связной устной речи не более 3-4 минут [Горчев 2007].
В настоящее   время   на  уроках  широко   используется парная работа режим,    увеличивающий    время    активной    деятельности учащихся; он применяется для взаимной тренировки учащихся в усвоении языкового материала; особо эффективно его применение для развития диалогической речи.
Эта форма  контроля может носить как скрытый, так и открытый характер. В первом случае учащимся даётся « откровенно»  контрольная установка, например ответить на вопросы партнёра, используя определённый языковой материал. Если работа проводится на материале достаточного объёма, оценка выставляется в баллах, в других случаях начисляются очки, как при фронтальном опросе. При парной работе могут решаться и коммуникативные задачи (диалогическая речь). В этом случае контроль приобретает скрытый характер. Общение «ученик - ученик» происходит намного более комфортно и естественно.
       Таким образом, лучшим видом контроля будет комбинированный контроль, при котором не более 10 минут урока будет уделяться проверке умений монологической устной речи, т. е. индивидуальному контролю, а остальная часть урока будет посвящена фронтальной работе. Причём учитель должен так организовать работу класса, чтобы, проверяя умения одного или пары учащихся, привлечь к активному участию в уроке всех остальных учеников.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.