На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка и состояние внутреннего государственного долга РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ 

      Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе  любого государства. Это объясняется  тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние  на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного  климата, структуру потребления  и развития международного сотрудничества государств. Государственные заимствования как причина образования государственного долга как на макроуровне, так и на микроуровне все-таки помогает формировать дополнительные финансовые ресурсы, в том числе впервую очередь покрывать дефицит бюджета. Ведь основной причиной, по которой государство прибегает к заимствованиям заключается в том, чтобы поддержать страну в трудный период.
     С переходом к формированию рыночной экономики Россия столкнулась с  отсутствием отечественного опыта  по организации и ведению долговых операций, адекватного работе в условиях свободного рынка. В связи с этим пришлось фактически заново готовить специалистов, обращаясь к опыту  развитых стран, имеющих богатую  историю долговых отношений, а также  использовать забытую уже советскую  практику внутренних заимствований.
     Для современной России проблема эффективного управления государственным долгом как внутренним, так и внешним  является одной из самых актуальных на макроуровне, это связано с  тем, что государственные заимствования  приводят к увеличению бремени каждого  жителя  страны. Однако особую роль все-таки необходимо уделять оценке эффективности  внутреннего государственного долга, так как мировая практика последних лет показала, что чрезмерное использование кредитных средств  может привести к дефолту, как  на примере Америки, которая на протяжении нескольких десятилетий покрывала  дефицит своих бюджетов только за счет выпуска государственных облигаций с высокой доходностью, что позволяло США оставаться одной из самых стабильных и сильных стран мира. Но в конечном итоге такой механизм функционирования не привел ни к чему хорошему, а только усугубил нестабильную ситуацию в экономике мирового хозяйства.
     Цель  представленной курсовой работы заключается  в исследовании комплекса теоретических  и практических аспектов государственного внутреннего дола, а также осуществить  анализ и оценку современного состояния  внутреннего государственного долга  РФ.
     Для достижения обозначенной цели были поставлены следующее задачи:
    раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих;
    детализировать понятие государственного внутреннего долга;
    провести анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга
    рассмотреть  основные  методы управления государственным внутренним долгом.
     Теоретической основой работы явились труды  и публикации отечественных и  зарубежных ученых, работающих в области  управления внутренним государственным  долгом. В данной курсовой работе использовались труды Поляка Г.Б, Макаровой Л.А., Николаевой Т.П., Ковалева  В.В., а также информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, статистические данные официальных сайтов Министерства финансов РФ и другие источники. 
 
 
 
 

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ:
 СОДЕРЖАНИЕ  И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ 

1.1. Сущность  и понятие государственного долга 

       Основой существования любого  государства является его бюджет, при этом бюджет государства  должен быть сбалансированный, то  есть  доходы государства, получаемые  в процессе осуществления своей  деятельности и расходы государства  на различные программы и так  далее. Однако на практике очень  часто бывает, что бюджет не  сбалансирован, имеется или профицит  или же дефицит бюджета. В  подавляющем большинстве случаев   бюджет многих государств имеют  именно дефицит бюджета, то  есть когда расходы превышают  доходы. Поэтому государствам для  того чтобы покрыть расхождение  между доходами и расходами  прибегает к использованию   такого источника финансирования  как привлечение  займов и  кредитов на государственном  или же международном уровне. 
      В современных условиях исполнительной власти для покрытия огромных государственных  расходов не хватает налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к  инфляции. Отказ правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка  РФ привел к  тому, что их место заняли займы  внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета  и  растущих заимствований существенно  возрос государственный долг России, как внутренний, так и внешний.
      Значительные  размеры государственного долга  отражают кризисное состояние экономики  России. Увеличение заимствований на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов приводит к росту расходов на обслуживание и погашение государственного долга и уменьшению государственных  расходов по другим направлениям.
      Большая часть государственного долга обычно возникает внутри страны. В основном займы поступают от предприятий  и более или менее зажиточных домашних хозяйств. Таким образом, граждане тем или иным образом способом оплачивают издержки государственного долга, в частности путем уплаты налогов, предоставляя государству возможность платить проценты по государственному долгу.
       Следует отметить, что дефицит государственного бюджета не всегда покрывается только за счет увеличения абсолютного размера государственного долга. Существует три основных способа финансирования дефицита бюджета в экономике рыночного типа: монетизация дефицита, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Кроме того, мировая практика регулирования бюджетного дефицита в качестве одного из методов решения данной проблемы предлагает увеличение доходной или снижение расходной частей бюджета. Однако все-таки привлечение займов для некоторых государств легче, так как в большинстве случаев они не  предполагают разработки масштабных мероприятий по значительному изменению практически всей политики государства в области экономики.
       Государственный или муниципальный долг – обязательства, возникающие из государственных  или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих  лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным  образованием – ст. 6 Бюджетного кодекса РФ. «Как экономическая категория государственный долг находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функционируя, тем не менее, как особое, специфическое отношение».1
       Государственный долг России возникает, прежде всего, в  результате государственных заимствований  России, под которыми согласно п. 1 ст. 103 Бюджетного Кодекса РФ понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени России, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства России.
       Другой  составляющей частью государственного долга России являются долговые обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  Россией.
     Третьей составляющей государственного долга  России являются долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении  на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного Кодекса. Речь идет, наряду с прочим, об обязательствах бывшего Союза ССР, принятых на себя Россией.
     Процесс смены социально-экономической формации, проходивший в России в начале 90-х годов, и кризисные явления  в мировой экономике и экономике  России в августе 1998 года привели  к тому, что вопросам государственного долга в Российской Федерации  в настоящее время уделяется  повышенное внимание.
     До  введения в действие Бюджетного кодекса  Российской Федерации законодательную  основу в сфере управления государственным  долгом составляли два основных закона: «О государственном внутреннем долге  Российской Федерации» от 13 ноября 1992 года №3877–1 и «О государственных  внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных  кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным  организациям» от 17 декабря 1994 года №76-ФЗ.
     Правовые  основы системы государственных  займов заложены в Конституции и  Гражданском кодексе Российской Федерации. Полномочия Правительства  Российской Федерации по вопросам управления государственным долгом были определены Федеральным конституционным Законом от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). В соответствии с положениями вышеуказанного закона Правительство Российской Федерации осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации. При этом отдельные вопросы, связанные с управлением государственным долгом, операциями с государственными долговыми обязательствами и учетом этих операций регулировались и продолжают в настоящее время прописываться в нормативных документах Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и соответствующих нормативных актах Банка России и Внешэкономбанка.
     Однако, по сути, единой, целостной системы  управления государственным долгом до настоящего времени не создано, и  первостепенную роль в этой ситуации играет несовершенство российского  законодательства.
     Ведущими  методами финансирования государственного долга являются денежно- кредитная  эмиссия и выпуск государственных  займов.
     Наиболее  целесообразным является выпуск государственных  ценных бумаг, но в этом случае перед  государством возникает серьезнейшая задача, связанная с поиском оптимального сочетания видов государственных  ценных бумаг по срокам обращения, уровням  доходности и другим качествам. Даже в странах со стабильной экономикой используются различные подходы. Так, долгое время в США предпочтение отдавалось долгосрочным ценным бумагам; в Германии, Японии, Франции, Англии – среднесрочным. Доля краткосрочных  ценных бумаг в этих странах незначительна.
     Рост  государственного долга влечет за собой  реальные негативные экономические  последствия.
     Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство  в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной  части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.
     Во-вторых, повышение ставок налогов как  средство выплаты государственного внутреннего долга или его  уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям  средств в новые рискованные  предприятия, а также усилить  социальную напряженность в обществе.
     В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты  процентов или сумм основного  долга).
     В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный  авторитет страны, это связано с тем, что в таком государстве проводится такая политика, согласно которой руководство страны не может поддерживать уровень развития государства на должном уровне.
     В-пятых, когда правительство берёт заем на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.
     Таким образом, государственный долг – это современная проблема любого государства, как развитого, так и развивающегося государства, так как многие экономические процессы, к сожалению, не поддаются четкому конкретному прогнозированию. За последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национального долга России (государственный внешний и внутренний, внутренний корпоративный и корпоративный долг перед нерезидентами). Колоссальный рост его, уменьшение доли государственного долга и резкое увеличение доли менее надежного корпоративного долга обусловливают необходимость анализа его тенденции и динамики. Однако кризис внес коррективы,  такие как в 2009 году вновь возник дефицит бюджета,  так как один из основных доходов бюджета «доходы от продажи нефти» и в дальнейшем правительство разрабатывало и проводило различные мероприятия по поддержанию экономики страны, в особенности большое внимание уделялось финансированию банковской сферы. 

1.2 Формы  и виды государственного долга 

     Существует  несколько классификаций государственного дога в зависимости от признака положенного  в основу данной классификации.
     В зависимости от заемщика государственный  долг подразделяется на:
      государственный долг Российской Федерации;
      государственный долг субъекта Российской Федерации;
      муниципальный долг.
     Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства  перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный  долг Российской Федерации полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну.
     Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без  условий обеспечивается всем находящимся  в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным  долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без  условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все свои полномочия. Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют:
      внутренний долг;
      внешний долг;
     Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте2.
     Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте.
     В зависимости от срока погашения  и объема обязательств выделяют:
    капитальный государственный долг;
    текущий государственный долг;
     Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и  непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам.
     Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов  кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
     Долговые  обязательства Российской Федерации  могут существовать в форме:
    кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
    государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
    договоров и соглашений о получении РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
    договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;
    соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет3.
     Государственные заимствования осуществляются в виде государственных займов и прямых кредитов. Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Основным видом ценных бумаг, символизирующих долговое обязательство органа власти, является облигация. Она дает право ее владельцу на получение дохода, а по истечении определенного срока — и на получение обратно предоставленных взаймы средств. Продавая облигацию, орган власти обязуется вернуть сумму долга в определенное время с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами.
     Государственные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств и внешних заимствований хозяйствующим субъектам, региональным и местным органам власти, иностранным государствам, международным организациям. При этом согласно первоначальной редакции Бюджетного кодекса РФ в зависимости от категории заемщика различают бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и собственно государственные кредиты. Средства, предоставляемые на возвратной и возмездной основах российским юридическим лицам, получили название бюджетных кредитов. Если заемщиком является российский орган власти, то это — бюджетная ссуда. Финансовую помощь иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям называют государственными кредитами.
     Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными  условиями займа. По долговым обязательствам РФ и ее субъектов сроки погашения  не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципальных образований – 10 лет. В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно.
     По  признаку держателя ценных бумаг  внутренние государственные займы  делятся на: размещаемые только среди населения, только среди юридических лиц и универсальные4.
     В зависимости от формы выплаты  дохода внутренние государственные  займы делятся на процентные займы, выигрышные займы, процентно-выигрышные займы, беспроигрышные займы и беспроцентные (целевые) займы.
     В целом, необходимо отметить, что внутренний государственный долг со всей совокупностью  составляющих его форм должен быть и на самом деле является стратегически  более гибким и безопасным видом  обязательств государства, по сравнению  с внешними долгами. Поэтому, в дальнейшем, правительством страны делается акцент на увеличение внутренних заимствований при стабилизации и уменьшении уровня внешних долгов. Для этого важно сформировать оптимальную структуру внутреннего государственного долга, а также эффективно управлять им.  
 

     2. ВНУТРЕННИЕ ЗАЙМЫ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ  И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ 

2.1. Понятие и сущность внутренних займов 

       Согласно Бюджетному кодексу РФ, государственные заимствования субъектов РФ – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств5. Совокупность долговых обязательств субъекта образует государственный долг субъекта РФ. Формы долговых обязательств субъекта РФ соответствуют формам долговых обязательств РФ. В соответствии с Законом 1993г. № 4807-1 субъекты РФ получили право заимствовать средства из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать ценные бумаги. Этот же закон предусматривал, что максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств соответствующего бюджета и объема его расходов будет установлен дополнительно. Такая мера вполне оправданна, поскольку опыт развитых стран Запада дает нам многочисленные примеры банкротства отдельных территорий, в том числе и таких крупных городов, как Нью-Йорк. Однако долгое время заемная деятельность территорий в пределах нашего государства законодательно не ограничивалась.
       Первые  ограничения заемной деятельности субъектов Федерации были установлены  указами Президента. Однако они касались только тех субъектов, которые размещали  свои заимствования на внешних рынках.
       Бюджетный кодекс ввел следующие ограничения:
       1)  предельный объем государственного долга субъекта РФ (точно так же, как и муниципального долга) не должен превышать объема доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы6;
       2)  предельный объем расходов на обслуживание долга субъекта РФ не должен превышать 15% объема расходов его бюджета (аналогичные ограничения установлены и для муниципалитетов)7.
       Если  при исполнении бюджета субъекта РФ нарушаются требования, регулирующие предельные объемы расходов на обслуживание и погашение государственного долга, и субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, Бюджетный кодекс допускает применение следующих мер: назначение проверки исполнения бюджета субъекта РФ; передачу исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ; принятие других мер, предусмотренных бюджетным законодательством.
       В середине 90-х годов объемы заимствований  территорий быстро увеличивались. Среди регионов, выпустивших и успешно разместивших займы, были не только такие экономически развитые регионы, как Татарстан, Московская область, Санкт-Петербург, Москва, но и экономически слабые регионы. Средства, привлекаемые путем выпуска ценных бумаг стали важным источником финансирования расходов бюджета для ряда территорий, например для Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Астраханской области.
       Однако  под влиянием кризиса 1998г. многие субъекты РФ были вынуждены провести реструктуризацию своего долга. Возникшие при погашении проблемы вынудили заемщиков больше внимания уделять управлению своей задолженностью.
       В целях установления контроля за ценными  бумагами субъектов РФ было принято  постановление Правительства от 30 сентября 2000г. № 754 «О государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащих условия эмиссии ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг, и об отчетах о проведенной эмиссии». Необходимость в таком постановлении назрела давно. Практика регистрации в Минфине проспектов эмиссии региональных ценных бумаг возникла еще в 1994г. Но ее формально-разрешительный характер и отсутствие требования представлять отчеты о результатах размещения бумаг как раз и привели к тому, что контроль над этим процессом со стороны федерального центра оказался утерянным.
     Программа государственных внутренних заимствований  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований  представляет собой перечень внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований на очередной финансовый год по видам заимствований, общий  объем  заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение  государственных, муниципальных долговых обязательств.
     В случае выпуска долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований  с обеспечением исполнения обязательств в виде обособленного имущества  программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований должна содержать количественные данные об эмиссии указанных обязательств, выраженные в валюте Российской Федерации, а также перечень имущества, которое  может служить обеспечением исполнения этих обязательств в течение срока  заимствования.
     Программа государственных внутренних заимствований  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований  представляется федеральным органом  исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации  соответствующему законодательному (представительному) органу в виде приложения к проекту  закона (решения) о бюджете на очередной  финансовый год.
     В программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований в обязательном порядке  включаются соглашения о займах, заключенные  в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном  порядке.
     Поступления в бюджет средств от заимствований  и других долговых обязательств отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.
     Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу  между ценой размещения и ценой  погашения (выкупа) по государственным  или муниципальным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы  на обслуживание государственного или  муниципального долга.
     Доходы, полученные от размещения государственных  или муниципальных ценных бумаг  в сумме, превышающей номинальную  стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а  также доходы, полученные в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение фактических расходов, на обслуживание государственного или муниципального долга в текущем году.
     Погашение основной суммы долга Российской Федерации, долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга, возникшего из государственных или муниципальных  заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
     В случае выпуска государственных  или муниципальных ценных бумаг, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, находящееся в государственной  или муниципальной собственности, в соответствии с условиями эмиссии  исполнение обязательств по таким ценным бумагам может осуществляться путем  передачи в собственность владельцев этих государственных или муниципальных ценных бумаг имущества, явившегося обеспечением выпуска указанных государственных или муниципальных ценных бумаг.
       Теперь  для регистрации всех ценных бумаг  субъектов РФ и муниципалитетов требуется представить в Минфин РФ: заявление, условия выпуска ценных бумаг, копию закона субъекта или решение органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, данные о величине и структуре долга субъекта (муниципалитета); выполнение эмитентом ограничений, установленных бюджетным законодательством по величине долга и дефицита бюджета; наличие просроченной задолженности.
       Согласно  ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановые 2011 и 2012гг» верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 3 301 795 464,0 тыс. рублей8. На данный момент внутренний государственный долг России по данным предоставленным Минфином составляет 2461.59 млрд. руб., что на 624,42 млрд. руб. больше чем на 01.01.2010 года.
       

       Рис 1. Динамика внутреннего долга РФ, млрд. руб.9.
     Однако  Бюджетный кодекс Российской Федерации предоставляет Правительству Российской Федерации право осуществлять внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга, но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга)10.
     Ожидается, что верхний предел государственного внутреннего долга на начало 2012 года составит 5 148,4 млрд. рублей, на начало 2013 года - 6 976,4 млрд. рублей, на начало 2014 - 8 826,3 млрд. рублей. Верхний предел внешнего госдолга в 2012 году планируется на уровне 55,6 млрд. долларов США или 44,9 млрд. евро, на начало 2013 года - 65,2 млрд. долларов США  или 52,1 млрд. евро, на начало 2014 года - 75,6 млрд. долларов США или 58,2 млрд. евро11.
      Как говорилось ранее, внутренний государственный  долг увеличивается непосредственно  за счет выпуска долговых обязательств в виде различного рода облигационных  займов.
Таблица 112
Внутренний долг РФ выраженный в ценных бумагах, млрд.  руб.
Виды  ценных бумаг ОФЗ - ПД ОФЗ-ФК ОФЗ-АД ГСО-ППС ГСО-ФПС ОГВЗ991 ОРВВЗ1992 Итого
01.01.2008 288,42 51,43 807,59 10,42 91 0,0003 0,03 1248,89
01.01.2009 328,17 33,83 882,03 45,41 132 0,0002 0,03 1421,47
01.01.2010 706,37   863,358 135,42 132 0,0002   1837,148
01.01.2011 1338,59   815,58 175,42 132 0,0002   2461,59
 
       Из приведенной таблицы мы видим, что большую долю в общем объеме государственных ценных бумаг занимали ОФЗ-ПД – это облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом. Это первые в России среднесрочные государственные ценные бумаги со сроком обращения от одного года до пяти лет. Выпускаются в безбумажной (электронной) форме, купонный доход по ОФЗ-ПД постоянен для каждого отдельного выпуска облигаций. Впервые ОФЗ были выпущены в 1995 году, и тогда же с их помощью была профинансирована большая часть дефицита13.
     Значительную  долю занимают облигации государственного займа с амортизационным доходом, которые по состоянию на 2011 год  оставили 815,58 млрд. руб. в общей сумме  долга. Главной целью их выпуска явилась необходимость преодоления психологического барьера участников рынка перед увеличением срока заимствования свыше 3 — 5 лет.
       Таким образом, мы может сделать вывод  о том, что правительство РФ стремиться покрыть дефицит бюджета не только за счет внешних источников, но и  за счет выпуска государственных  ценных бумаг, тем самым способствуя  притоку денежных средств для  поддержания экономики. Однако необходимо помнить, что чрезмерное использование  внутренних займов как источника  финансирования дефицита бюджета может  привести к той ситуации, что происходит в Греции, США. Ведь заем имеет двоякую суть. А именно с одной стороны средства государства, приобретенные в займы помогут покрыть дефицит бюджета, следовательно, способствует поддержанию стабильной ситуации в стране, но с другой стороны заем увеличивает те же расходы по обслуживанию долга и так далее. Поэтому все-таки необходимо создать эффективную систему по управлению внутренним государственным долгом РФ. 
 
 

2.2. Основные  виды внутренних займов 

       Внутренний  государственный  кредит может выступать  в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.
       Государственные займы как форма государственного кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
       Другим  действующим в нашей стране видом государственных бумаг являются казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета. По облигациям государственных займов доход может выплачиваться в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам). Условиями выпуска казначейских обязательств предусмотрена выплата дохода только в виде процентов.
       Облигации могут быть свободно обращающимися  и с ограниченным кругом обращения, казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения.
       Государственные внутренние займы классифицируются по нескольким признакам.
       По  праву эмиссии  они делятся на выпускаемые центральным правительством, республиканскими правительствами и местными органами власти.
       По  признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.
       В зависимости от формы  выплаты доходов  займы делятся на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые). Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг (без ежегодных выплат).
       По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей. Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части - в форме выигрышей. Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию. В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в нашей стране не выпускаются.
       Беспроцентные (целевые) займы не предусматривают  выплату доходов держателям облигаций, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который полностью пока не удовлетворяется . Примером беспроцентной государственной кредитной операции является государственный целевой заем 1990 г. Облигации выпущены каждая достоинством, равным цене соответствующего товара : легкового автомобиля, мотоцикла, мини-трактора, цветного телевизора , видеомагнитофона, холодильника, микроволновой печи, швейной машины, персонального бытового компьютера. Местные органы власти могут проводить целевые займы на строительство дорог, осуществление работ по охране окружающей среды, финансирование других мероприятий, в которых заинтересовано население административно-территориальной единицы.
       По  срокам погашения  займы делятся на краткосрочные (срок погашения до года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 – 30 лет). В нашей стране предусмотрена возможность функционирования всех видов ценных бумаг государства.
       По  методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы в СССР распространялись среди кредиторов в силу постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки облигаций. Займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа, формально являлись добровольными. Однако их реализация сопровождалась такой массово-политической кампанией давления, которая делала их по существу обязательными. Это было возможно в условиях тоталитарного режима. В настоящее время в нашей стране действуют только добровольные займы.
       Наконец, государственные займы могут  быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.
       В тесной связи с  государственными займами находится  вторая форма государственного кредита, функционирование которой в СССР опосредовалось системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.): обращение части вкладов населения в государственные займы, при которой в отличие от первой сберегательные учреждения предоставляли кредит государству за счет заемных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяют выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита.
       Обращение части вкладов населения в  государственные займы, предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформлением безоблигационных займов. В нашей стране это достигалось на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.
       Позаимствование средств общегосударственного ссудного фонда  проявляется в том, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционировала в тоталитарном обществе и способствовала развитию инфляционных процессов, что особенно опасно в условиях отсутствия жесткого контроля над эмиссией денежных знаков. В современных условиях между государством и кредитной системой не должно существовать прямого позаимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита.
       Казначейские  ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. В настоящее время в нашей стране эта форма государственного кредита активно не используется. Государство не может нести ответственность за финансовые результаты деятельности предприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Однако при необходимости государственные органы могут оказывать финансовую помощь хозяйственным единицам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на условиях возвратности, срочности и платности.
       Казначейские  ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они  возможны в случае финансовых затруднений  предприятий и организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране, не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.