На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Аудит системы обучения персонала НПФ «Норильский Никель»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ РОССИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Факультет экономики и управления
Кафедра управления персоналом, сервиса и туризма
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Кадровый аудит"
Аудит системы обучения персонала НПФ  «Норильский Никель» 

ОГУ 080505.65.5011.24 ОО 
 

Руководитель  работы
Старший преподаватель кафедры 
___________________ Р. М. Прытков
"_____"_________________2011 г.
Исполнитель
студент группы 07 УП
___________________ С.В. Фисенко
"_____"_________________2011 г. 
 

Оренбург 2011
 

Содержание

 

Введение

 
     Любая организация нуждается в квалифицированных  кадрах. Чем выше профессионализм  работника, богаче практический опыт, глубже теоретические знания, тем эффективней он будет выполнять свою работу. Соответственно, тем большую ценность он будет представлять для организации. Поэтому вполне логично предположить, что подготовка, переподготовка, повышение квалификации сотрудников является не тяжким бременем, которое ложится непомерным финансовым грузом на плечи работодателя, а условием успешной реализации планов, которые стоят перед организацией.
     В современном мире изменения происходят очень быстро. Возникает проблема приспособления организации и ее работников к этим изменениям. Обучение в организации – это один из самых эффективных методов решения этой проблемы.
     Для России эта проблема особенно актуальна  в связи с двумя причинами. Большое количество предприятий работает с устаревшим оборудованием, технологиями и методами управления, что объективно порождает необходимость преобразований, которые требуют от работников новых знаний, умений и навыков.
     Аудит персонала необходим для оценки эффективности системы управления кадрами организации. Он способствует выявлению ошибок, которые могут  повлечь за собой финансовые потери и нанести ущерб репутации  компании. В частности аудит системы обучения персонала позволяет определить эффективность обучения персонала в организации, а также выявить проблемы, пробелы и недостатки системы обучения. К тому же аудит системы обучения персонала позволяет выявить соответствие документационного обеспечения обучения реально существующему процессу.
     Цель  курсовой работы – изучение системы обучения персонала в процессе аудита.
     Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
    рассмотреть теоретические аспекты аудита обучения персонала, а именно понятие аудита и его виды, понятие профессионального обучения и его основные методы, а также аудит обучения персонала;
    провести анализ и аудит обучения персонала в НПФ «Норильский Никель», для этого рассмотреть общую характеристику фонда, структуру и состав кадров, провести анализ обучения персонала в процессе аудита;
    в целях совершенствования обучения персонала НПФ «Норильский Никель», предложить соответствующие рекомендации.
     Методами  решения поставленных задач были: анализ, синтез, наблюдение, интервью, системный метод.
     Объект  исследования – НПФ «Норильский Никель».
     Предмет исследования – системы обучения персонала НПФ «Норильский Никель».
     Информационную  базу исследования составили учебные  материалы, данные периодической печати, ресурсы сети Internet. В данной курсовой работе использовались труды следующих авторов: А. Я. Кибанов, Никольская Ю.П., Магура М.И., Ю. Васильева, Могилевкин  Е.В.
 

1 Теоретические основы  аудита системы  обучения

1.1 Понятие обучение, аудит и аудиторская  деятельность

     Обучение  — целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося  по передаче и усвоению знаний.
     Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых  для подготовки человека к жизни  и труду.
     Профессиональное  образование — это одно из звеньев  единой системы непрерывного образования, а как результат — подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения[3].
     Предметом обучения являются: знания, умения, навыки, способы общения.
     Обучение  персонала — целенаправленно  организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения  знаниями, умениями, навыками и способами  общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.
     Цели  обучения персонала:
    повышение квалификации – получение дополнительных знаний и навыков;
    обеспечение кадрового резерва – подготовка будущих руководителей;
    формирование в процессе обучения навыков использования принципов, мотивирующие организацию труда;
    расширение инновационного потенциала сотрудников обеспе6чение взаимозаменяемости сотрудников, на различных рабочих местах;
    обеспечение повышения идентификации сотрудников со своей организацией.
     Мы  видим, что задача профессионального  обучения заключается в том, чтобы  дать возможность рабочим овладеть новыми профессиями, вооружить их знаниям, научить применять полученные теоретические знания и практические навыки в работе и на этой основе создавать условия для дальнейшего роста производительности труда, снижения себестоимости и повышения качества продукции. При этом надо иметь в виду, что рабочие имеют разный уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки и нуждаются в профессиональном развитии[10].
     Однако, не менее важной составляющей понятия  аудит системы обучения персонала  являются понятия аудита и аудиторской  деятельности.
     В Российской Федерации финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности, которые находятся в стадии становления и постепенного совершенствования в соответствии с потребностями правового государства. Государственный финансовый контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в субъектах России. Кроме того, на уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.
     Государственный финансовый контроль в России осуществляют: Счетная палата Российской Федерации, Контрольно-ревизионный аппарат Минфина России, состоящий из Департамента государственного финансового контроля и аудита МФ РФ и контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах Российской Федерации, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Федеральное казначейство. Государственный таможенный комитет, контрольные органы Законодательных (исполнительных) органов субъектов Российской Федерации (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).
     Основные  функции включают: проверку правильности образования государственных средств, их сохранности и целевого использования; контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов; осуществление обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц; контроль государственного внутреннего и внешнего долга.
     При выявлении нарушений, за которые  предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля должны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.
     Правом  назначения проверок соответствующими органами пользуются Президент РФ, Государственная Дума и Совет  Федерации Федерального Собрания РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, правоохранительные органы — суды, прокуратура, милиция, федеральные службы безопасности и налоговой полиции — в пределах их компетенции, руководители органов государственного финансового контроля.
     Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные и унитарные организации должны осуществлять ведомственный контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильного ведения учета и др.
     Аудит — это лицензируемая предпринимательская деятельность аттестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов) — законных участников экономической деятельности, направленная на подтверждение достоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физическим лицам.
     Данное  определение аудита отражает:
    единую цель проведения аудита — подтверждение достоверности отчетности, снижение риска использования ее в экономической деятельности;
    единые требования ведения аудита — наличие аттестатов и лицензий;                                            
    единые и обязательные условия — аудит проводится независимыми субъектами.
     Аудиторская деятельность (аудит) в России представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг [6].
     Аудитор (от лат. auditor — слушатель, ученик, последователь) — лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д.
     Аудиторская деятельность включает помимо проверок оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обучение и др.
     Известный американский специалист в области  теории и практики аудита проф. Дж. Робертсон  подчеркивает, что аудит — это  деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска. И далее заключает, что аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. Можно примерно подсчитать (спрогнозировать) этот риск и определить вероятность благоприятных событий. В то же время предпринимательский риск компании (фирмы, организации) прямого влияния на аудиторов не оказывает.
     Аудит отличается и от судебно-бухгалтерской  экспертизы. Отличие состоит в  том, что аудит — независимая  проверка, а судебно-бухгалтерская  экспертиза осуществляется по решению  судебных органов. Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.
     Аудит существует независимо от наличия или  отсутствия уголовного или гражданского дела, в то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).
     Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы. Эксперт как самостоятельная  процессуальная фигура, как квалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов. Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких ограничений для аудиторов-специалистов в выполнении функций эксперта-бухгалтера.
     В России аудиторская деятельность и  профессия аудитора в их современном  виде появились сравнительно недавно  в связи с экономическими преобразованиями в стране в настоящее время. Между  тем, как отмечает известный специалист в области аудита, контроля и ревизии проф. Ю. А. Данилевский, попытки создать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом.
     Четвертая попытка, предпринятая в конце 80-х  годов, оказалась, как нам представляется, наиболее успешной. Первый толчок к появлению аудиторских фирм дало образование в СССР совместных предприятий (СП). Для этих предприятий аудиторская проверка стала обязательной для подтверждения годовых отчетов. В 1987г. на основе постановления СМ СССР в нашей стране была создана первая хозрасчетная фирма «Акционерное общество «Инаудит». Эта фирма занималась аудиторскими проверками, консультированием СП по налогообложению, по различным правовым вопросам и др.
     В настоящее время в России создано и успешно функционирует более трех тыс. аудиторских фирм. К ним относятся такие, как «ФБК», «Росэкспертиза», «Руфаудит», «Аудиторская палата «АСВП» (Москва), «Актионаудит» (Екатеринбург) и др.
     Кроме аудиторских фирм аудитом в России занимаются и частнопрактикующие аудиторы (аудиторы-предприниматели), которых насчитывается более 2000 человек.
     Аудитор является представителем свободной  профессии, как, например, частнопрактикующие адвокаты, врачи, музыканты. Однако аудиторы, работающие в одиночку, в развитых странах с рыночной экономикой в настоящее время встречаются все реже.
     Таким образом, аудит – это процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. Аудиторская деятельность включает помимо аудита предоставление различных услуг по ведению документации. 

     1.2 Виды и методы  обучения персонала. Виды аудита

     Обучение  персонала - целенаправленно организованный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами обучения под  руководством преподавателей, наставников, руководителей, специалистов и т.д. Знание - информация теоретического, методического и практического плана, необходимая работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте.
     Умение - способность выполнять обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем месте. Навыки - степень умения применять полученные знания на практике. Способ обучения - совокупность действий и поступков индивидов в процессе обучения с окружающей средой, предъявляемых рабочим местом и средой обучения.
     К основным направлениям в обучении персонала относят:
    личностно-ориентированное — это подготовка специалистов широкого профиля с акцентом на личностных особенностях сотрудника. При данном направлении обучения персонала трансформации подвергается психология персонала;
    специально-ориентированное — это необходимость обучения персонала строго обусловленным профессиональным знаниям, умениям и навыкам, ориентированным на конкретное рабочее место, т.е. предназначенным для выполнения четко определенного круга обязанностей;
    широко-ориентированное — это подготовка персонала для выполнения обязанностей в рамках нескольких должностей внутри организации.
     Виды  обучения персонала:
    Профессиональная подготовка кадров - организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров, владеющих совокупностью специальных знаний, умений навыков и способов общения. Подготовка считается оконченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности. Подвиды профессиональной подготовки: - профессиональная начальная подготовка: направлена на развитие знаний, умений, навыков и способов общения, как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (подготовка бакалавров); - профессиональная специализированная подготовка: предназначена для получения специфической профессиональной квалификации, направлена на углубление знании и способностей с целью овладения определенной профессией (подготовка специалистов и магистров).
    Профессиональное совершенствование (повышение квалификации кадров) - обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или к повышением в должности. - совершенствование профессиональных знаний и способностей: направлена на приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, актуализацию и на углубление. Обучаются специалисты, что обеспечивает горизонтальную мобильность. - профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе - подготовка к выполнению качественно более сложных задач. Обучаются руководители, что обеспечивает вертикальную мобильность.
    Переподготовка кадров (переквалификация) - обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда[25].
     Также выделяют следующие виды обучения:
      Внутриорганизационное обучение, при котором профподготовка персонала проводится на рабочем месте в процессе выполнения повседневных должностных обязанностей. Этот вид обучения призван обеспечить приобретение узконаправленных профессиональных знаний и умений.
      Для оптимального функционирования подобного  вида обучения применяются следующие  методы:
    передача сотруднику определенного круга новых для него обязанностей, что позволяет ему на практике приобрести необходимые профессиональные знания, умения и навыки;
    ассистирование — метод, при котором нуждающийся в обучении сотрудник становится помощником более квалифицированного наставника. Обучение происходит путем передачи профессиональных знаний, умений и навыков от более опытного к менее опытному сотруднику;
    должностной инструктаж;
    целенаправленное приобретение профессионального опыта;
    изменение должностных обязанностей;
    метод повышения сложности выполняемых должностных обязанностей.
      Внеорганизационное обучение, основанное на обучении персонала вне организации при условии отстранения его от исполнения своих должностных обязанностей. Подобное обучение направлено на формирование более полных и актуальных профессиональных знаний, умений и навыков
      Внеорганизационный вид базируется на применении следующих методов:
    аудиторное обучение (чтение лекций);
    конференции;
    семинары;
    метод решения практических ситуаций;
    тренинги;
    моделирование;
    прохождение практики в других организациях[24].
     Современные организации используют большое количество методов развития профессиональных знаний и навыков своих сотрудников. Все методы обучения могут быть разделены на две большие группы:
      обучение на рабочем месте;
      обучение вне рабочего места.
     Обучение  на рабочем месте характеризуется непосредственным взаимодействием с повседневной работой. Оно является более дешевым и оперативным, облегчает вхождение в учебный  процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях. Обучение в стенах организации может предусматривать приглашение внешнего преподавателя для удовлетворения конкретных потребностей в обучении сотрудников. С другой стороны, цель и порядок обучения в этом случае могут теряться за текущей работой и жесткими временными рамками.
     Важнейшими  методами обучения на рабочем месте  являются:
    "копирование" - работник прикрепляется к опытному специалисту, копируя действия этого человека;
    наставничество - занятия менеджера со своим персона лом в ходе ежедневной работы;
    делегирование - передача сотрудникам четко очерчен ной области задач с полномочиями принятия решений по оговоренному кругу вопросов. При этом менеджер обучает подчиненных в ходе выполнения работы;
    метод усложняющихся заданий - специальная программа рабочих действий, выстроенная по степени их важности, расширения объема задания и повышения сложности. Заключительный этап - самостоятельное выполнение задания;
    ротация - сотрудник переводится на новую работу или должность для получения дополнительной профессиональной квалификации и расширения опыта обычно на срок от нескольких дней до нескольких месяцев. Широко применяется организациями, требующими от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями.
     Обучение  вне рабочего места включает все  виды обучения за пределами самой  организации. Такое обучение позволяет отделить обучающихся на какое-то время от повседневной трудовой деятельности. Процесс обучения в данном случае лучше спланирован, дидактически глубже проработан.
     К числу основных методов обучения вне работы относятся:
    лекции - традиционный метод профессионального обучения, позволяющий лектору изложить большой объем учебного материала в короткий срок;
    кейсы - реальная или выдуманная управленческая ситуация с вопросами для анализа;
    деловые игры - коллективная игра, включающая разбор учебного примера. При этом участники игры получают роли в игровой деловой ситуации и рассматривают последствия принятых решений;
    моделирование - воспроизведение реальных условий работы;
    ролевые игры - работник ставит себя на чье-то место с целью получения практического опыта и получает подтверждение правильности своего поведения.
     Особым  видом обучения является самообразование, т.е. самостоятельное обучение работников[7].
     Далее рассмотрим виды аудита, которые впоследствии могут быть использованы в выбранной  организации данной работы.
     Виды  аудита выделяются в соответствие с  каким-либо критерием, как-то: статус аудитора, принцип инициативы, периодичность  осуществления или объект изучения.
     Если  речь идет о статусе аудитора, то аудит бывает внешний и внутренний. Первый проводится независимой аудиторской компанией на основе договора с экономическим субъектом. Цель такой проверки – объективная комплексная оценка достоверности бухгалтерского учета и отчетности и оказание консультационных услуг руководству. При этом внешний аудит может также подразделяться на отраслевые направления: аудит страховых организаций, аудит банков и небанковских кредитных организаций, аудит бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и т.д. Внутренний аудит является звеном управленческого контроля на самом предприятии и направлен именно на оценку эффективности этого контроля и, конечно, на проверку финансово-хозяйственной деятельности.
     Если  сравнивать качественно эти виды аудита, то в каждом есть и плюсы, и минусы. Внешний аудит более  профессионален, объективен и обширен, однако служба внутреннего аудита более осведомлена о самом предприятии, об особенностях функционирования финансовой части. В конце концов, результаты внутреннего аудита предоставляются только руководству компании, а вот заключение независимой аудиторской компании является серьезным аргументом при взаимодействии с партнерами, инвесторами, налоговой службой, органами власти.
     По  второму критерию (инициатива) виды аудиторских услуг подразделяются на инициативный аудит и обязательный. Инициативный, как можно судить по названию, проводится по инициативе администрации компании или учредителей и направлен на выявление недостатков в системе бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения, на анализ финансового состояния предприятия и повышению эффективности его работы. Обязательный аудит должен проводиться ежегодно в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" в следующих случаях:
    организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
    организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
    объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;
    в иных случаях, установленных федеральными законами.
     По  периодичности выделяются следующие  виды аудиторских услуг: первоначальный аудит и периодический. Первоначальный аудит – это проведение проверки на предприятии впервые, периодический (повторяющийся) выполняется на предприятии повторно, по договору, если объем выручки организации от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 500 тысяч МРОТ либо сумма активов баланса превышают на конец отчетного года 200 тысяч МРОТ. Если аудит проводится на муниципальном предприятии, то эти показатели могут быть снижены.
     Виды  аудиторских услуг по объекту  изучения: финансовый аудит, операционный аудит и аудит на соответствие. Финансовой аудит – оценка достоверности  финансовой информации по шкале общепринятых принципов бухгалтерского учета. Осуществляется независимыми аудиторами и заключение аудитора используется в дальнейшем. Операционный, или управленческий, аудит направлен на проверку любой части процедур и методов функционирования предприятия для оценки производительности или эффективности. Комплексный анализ экономики предприятия – вот цель операционного аудита. При этом проверяется не только бухгалтерский учет, но и организационная структура, методы производства, инвестиционная и маркетинговая политика, целевые программы и т.д. Операционный аудит, в свою очередь, подразделяется на аудит кризисного предприятия, экологический аудит, аудит инвестиционных проектов и т.д.
     Аудит на соответствие преследует своей целью  определение соблюдения на предприятии каких-либо конкретных правил, норма, законов, инструкций, договоров и пр., которые влияют на результаты деятельности или отчеты компании[23].
     Подводя итог параграфа можно отметить, что  существует несколько видов обучения персонала: профессиональная подготовка, профессиональное совершенствование и переподготовка, - а также внутри- и вне-организационное обучение. Также существует много признаков классификации аудита: статус аудитора, принцип инициативы, периодичность осуществления или объект изучения.

     1.3 Порядок проведения аудита системы обучения персонала

     Одной из ключевых проблем развития систем корпоративного обучения является оценка социально-экономической эффективности  их функционирования. Финансирование программ развития персонала на многих предприятиях осуществляется по остаточному принципу, что во многом связано с отсутствием у кадровых менеджеров и внешних поставщиков обучения инструментов оценки экономического эффекта обучения. Наиболее распространенные модель Киркпатрика и формула ROI (Возврат на вложенный капитал) не позволяют осуществить оценку программ обучения производственного и административного персонала, ИТР и других категорий персонала, не имеющих прямого отношения к продажам. К тому же, для руководителей предприятий не всегда очевиден экономический смысл постановки систем дистанционного обучения, проведения мероприятий по управлению знаниями и создания корпоративных университетов и учебных центров.
     Аудит системы корпоративного обучения представляет собой комплексную технологию, которая состоит из 5 шагов: на каждом из них важно учесть возможные трудности и нюансы.
     Шаг 1. Организация проекта.
     1.1 Оформление заказа на проведение  аудита.
     Ловушка неоправданных обещаний: пообещать  заказчику автоматического увеличения доходов от обучения.
     Аудит – не тренинг продаж. Его результат  не прибыль, а информация о том, как  обучать персонал и саму организацию  более эффективно.
     Ошибка  низкого полета – несогласованность  процедуры с первым лицом может  закрыть доступ к необходимым людям и документам.
     1.2 Формирование команды проекта.
     Ошибка  узкого полета – не включение в  команду проекта значимых фигур  корпоративного учебного центра может  повлечь за собой сопротивление  с их стороны.
     1.3 Утверждение плана работ.
     Шаг 2. Оценка эффективности.
     2.1 Оценка социально-экономической  эффективности системы обучения.
     В процессе оценки экономической эффективности  обучения следует учесть следующие  моменты:
     О системной подоплеке.
     Необходимость в аудите может отойти на второй план, если на этапе оценки эффективности будет принято решение внедрять «Управление по целям», «Систему сбалансированных показателей» или «Универсальную систему показателей».
     О статистике.
     За  основу анализа эффективности системы  производственного обучения целесообразно  взять показатели, которые приводит С.В. Шекшня [18](таблица 1). 
 
 

Таблица 1 – Примеры показателей анализа  эффективности системы обучения 

Показатели  входной информации  Показатели  выходной информации
Отработанные  производительные часы Уровень образования
Часы профессионального обучения Объем реализации на одного сотрудника
Число работников, прошедших профессиональное обучение Объем прибыли  на одного сотрудника
Доля  издержек в объеме реализации (в %) Добавленная стоимость  за один производительный час
И др. И др.
 
     Об  оценке результативности корпоративного учебного центра.
     Если  учебный центр или корпоративный  университет выделены в отдельное  структурное подразделение, его  результативность целесообразно оценить  независимо.
     Для этого разработаны 9 типов критериев, некоторыми из которых являются:
    эффективность;
    результативность;
    кадровая обеспеченность;
    методическое своеобразие;
    материальная обеспеченность;
    финансируемость и др.
     2.2 Оценка социально-экономической  эффективности конкретных программ  обучения.
     О специфике формул эффективности.
     При определении изменения индивидуальной или командной выработки целесообразно  учитывать показатели «чистой продукция», «нормо-часы» или «среднесписочная численность работников, т.к. натуральные  показатели часто несопоставимы.
     При затруднениях с измерением выработки  можно использовать измерение индивидуальной или командной трудоемкости продукции  или услуг.
     Если  невозможно посчитать эффект от высвобождения  персонала вследствие повышения  производительности труда, можно посчитать  «условную экономию численности работающих».
     О специфике коэффициентов.
     Если  мы привязываем результаты обучения к общей результативности предприятия, следует вводить в формулу  «коэффициент влияния» какой процент  увеличения результативности вызван именно обучением. Например, в «Спортмастере» удельный вес влияния программ обучения на повышение эффективности работы составил 21% [5].
     Если  мы опираемся на стоимостное выражение  уровней компетентностей, как это  делает «Хониуэлл» [12], вводя V – стоимостная оценка различий в результативности труда лучших и средних работников, долл., необходимо разрабатывать профили компетенций или опираться на тарифную сетку, помножая разницу в ставках разных разрядов (до и после обучения) на среднее по предприятию соотношение доход/зарплаты.
     2.3 Оценка качества конкретных программ  обучения.
     Т.к. аудит опирается в основном на анализ документов, то мы разработали  критерии для количественной оценки, являющиеся, по сути, компетенциями  системы профессионального обучения.
     Результаты  представляются в виде паутинчатой диаграммы, на которой реальный профиль сопоставляется с идеальным, нормальным и минимальным (таблица 2).
     Таблица 2 – Шкала ориентированности на эффективность программ профессионального обучения 

Шкала оценки Описание
0 После проведения программы, ее эффективность не оценивается.
+1 После проведения программы, ее эффективность оценивается  по критериям удовлетворенности  участников (понравилось, интересно, полезно  и др.) – в ходе анализа устной и письменной обратной связи.
+2 После проведения программы, ее эффективность оценивается по критериям усвоения соответствующих знаний (проводятся тесты, зачеты).
+3 После проведения программы, ее эффективность оценивается  по критериям изменения рабочего поведения в ходе непосредственного  наблюдения руководителей, включенного наблюдения, «акций таинственный покупатель» и пр.
+4 После проведения программы, ее эффективность оценивается  по критериям изменения рабочего поведения усвоения соответствующих  ЗУН и/или по критериям изменения  рабочих показателей и поведения.
+5 После проведения программы, ее эффективность оценивается  по вкладу в достижение соответствующих  целей развития организации.
+6 После оценки эффективности  корректируются цели соответствующей  программы профессионального обучения.
 
     Коэффициент ориентированности на эффективность  системы профессионального обучения (Kbut). Рассчитывается путем суммирования и усреднения оценок по каждой программе. После этого полученное среднее  сопоставляется с максимально возможным.
     Шаг 3. Анализ потребностей в обучении.
       Для анализа потребностей в  обучении целесообразно опираться  на РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО  ОБУЧЕНИЮ ISO 10015:1999.
     Для многих организаций, чтобы воспользоваться  рекомендациями ИСО придется разрабатывать  модели ключевых компетенций.
     3.1 Анализ потребностей в организационных изменениях.
       Проведение экспертных интервью.
     Сбор  и анализ документации.
     3.2 Анализ потребностей в обучении  персонала.
       Сбор и анализ документации.
     Проведение  оценочных мероприятий.
     Шаг 4. Выявление ресурсов эффективности.
       В исследовании, которое мы проводили  на протяжении трех лет, нам  удалось собрать и систематизировать  более 100 условий и конкретных  методов повышения эффективности  профессионального обучения и  организационного научения.
       Система факторов представляет собой следующую модель (рисунок 1).
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1 – Модель системы факторов системы обучения
     Для каждого фактора разработаны  контрольные карты, позволяющие  выявить ресурсы эффективности  на каждом уровне и на каждом этапе  организации и проведения обучения.
     4.1 Выявление ресурсов эффективности системы профессионального обучения.
       Оценка соответствия учебных  программ специфике и нуждам  предприятия.
       Оценка качества программ профессионального  обучения.
       Выявление организационных ресурсов  эффективности обучения.
       Выявление «педагогических» ресурсов эффективности обучения.
       Оценка материально-технических  ресурсов развития системы обучения.
     4.2 Диагностика системы управления  знаниями.
     Анализ  эффективности процессов управления знаниями.
       Выявление ресурсов развития  системы управления знаниями.
       Оценка надежности сохранения и доступности корпоративных знаний.
       Выявление ресурсов выработки  и трансляции корпоративных знаний.
       Оценка объема инвестиций в  создание системы электронного  обучения.
     4.3 Оценка элементов «научающейся  организации».
     Анализ  эффективности процессов организационного научения.
       Выявление ресурсов развития  научающейся организации.
       Оценка элементов корпоративной  культуры, способствующих организационному  научению.
       Оценка мероприятий по бенчмаркингу, обучению действием и коучингу.
       Оценка системы стимулирующей обратной связи.
     4.4 Аудит корпоративного университета  или учебного центра.
       Определение типа учебного центра.
       Анализ эффективности деятельности  корпоративного учебного центра.
       Основы реинжениринга образовательных  бизнес-процессов и коррекция организационной структуры Учебного центра или Корпоративного университета.
       Оценка объемов и направлений  внешнего обучения.
       Выявление ресурсов для проведения  корпоративных исследований.
     Шаг 5. Подготовка программы оптимизации.
     5.1 Представление аналитического отчета.
       Отчет лучше представлять в  двух вариантах: полная версия  с подробными описаниями для  специалистов отдела обучения, и  краткая, иллюстративная (в схемах  и диаграммах) для руководства. 
     5.2 Согласование программы оптимизации.
       Вместе с описанием нынешнего состояния системы обучения отчет должен содержать рекомендации по совершенствованию процессов обучения и организационного развития:
     Изменения в положениях об обучении, должностных  инструкциях, формах отчетности, и т.п.
       Проекты положений о создании корпоративного университета, внедрении программ «Action Learning».
       Проекты о постановке систем  сбалансированных или универсальных  показателей, разработке моделей  ключевых компетенций и корпоративных  стандартов (в т.ч. образовательных).
     Отметим, что шаги 2, 3, 4 могут идти параллельно, т.к. необходимую информацию можно почерпнуть из документов[12].
     Итак, проведение аудита системы обучения персонала можно представить  в виде 5 этапов: организация проекта, оценка эффективности, анализ потребностей в обучении, выявление ресурсов эффективности, подготовка программы оптимизации.

1.4 Нормативно –  правовое регулирование  аудита системы  обучения персонала

     Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических  решений, аудит во всех странах достаточно жестко регулируется. В некоторых из них, например во Франции, в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы, нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью. В других странах (США, Великобритания) этот процесс регулируется общественными профессиональными аудиторскими организациями.
     В Российской Федерации для регулирования  аудиторской деятельности согласно закону об аудиторской деятельности создается уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности.
     Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный  орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации. Положение о федеральном органе утверждает Правительство Российской Федерации.
     Основные  функции уполномоченного федерального органа:
    издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
    организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
    организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;
    организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
    контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
    определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов и финансовой отчетности;
    ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;
    аккредитация профессиональных аудиторских объединений.
     В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.
     Совет по аудиторской деятельности:
    принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;
    разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;
    рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
    осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.
     Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем уполномоченного  федерального органа по представлению  аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. В состав совета по аудиторской деятельности включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту.
     Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее 51% общего состава  совета.
     В состав совета по аудиторской деятельности должны входить представители государственных органов, Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и пользователей аудиторских услуг.
     Во  всех развитых странах действуют  независимые Палаты аудиторов, основными  задачами которых являются разработка стандартов по аудиторской деятельности, осуществление контроля за качеством работы аудиторов, проведение аттестации и выдача документов на занятие аудиторской деятельностью (в странах, где это не является государственной прерогативой). Палаты аудиторов выполняют также роль координаторов деятельности аудиторов, определяют этические нормы их поведения в обществе и принимают дисциплинарные меры к лицам, нарушившим эти нормы.
     На  международном уровне профессиональные организации аудиторов сотрудничают через посредство Международной федерации бухгалтеров, которая вырабатывает рекомендации, касающиеся различных аспектов аудиторской деятельности.
     К международным аудиторским стандартам относятся:
    международные стандарты учета;
    международные нормативы аудита и сопутствующих работ;
    международные положения аудита;
    международные нормативы бухгалтерского образования и этики;
    общепринятые аудиторские стандарты проверки финансовой отчетности (CAAS)[8].
     Упомянутые  международные стандарты учета  публикуются с 1973 г. Комитетом международных  стандартов учета, который был создан бухгалтерскими органами ведущих западных стран для разработки и издания  международных стандартов учета, а  также для совершенствования и гармонизации во всем мире бухгалтерских инструкций, стандартов и процедур, относящихся к предоставлению финансовой отчетности.
     Международные нормативы аудита и сопутствующих  работ, а также Международные  положения аудита были изданы Международным  комитетом по аудиторской практике (Internaional Auditing Prechies Committee - IAPC) Международной федерации бухгалтеров - МФБ (International Federation of Accountants - IFAC). Главная задача этого Комитета - разработка международных унифицированных стандартов учета, аудита и сопутствующих работ и стимуляция принятия указанных нормативов в аудиторской практике всех стран для обеспечения единообразия аудиторской деятельности во всем мире.
     Международные нормативы бухгалтерского образования  и этики разработаны Комитетом по образованию Международной федерации бухгалтеров и предназначены для публикации и внедрения в странах - членах МФБ.
     Общепринятые  аудиторские стандарты проверки финансовой отчетности (CAAS) были опубликованы Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров (American Institute of Certifies Public Accountants - AICPA), задачей которого являются разработка и внедрение национальных аудиторских, аттестационных и других стандартов, регламентирующих аудиторскую деятельность в США.
     В конце параграфа можно сделать выводы: существует множество стандартов проведения аудита, как отечественных, так и международных; главным регулирующим органом является федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности.
     В завершении данной главы можно отметить, что аудит - это процедура оценки какой-либо системы или процесса. Существует много видов по различным признакам классификации. Обучение персонала – это процесс формирования у сотрудников организации специфических профессиональных навыков посредством специальных методов обучения. Обучение персонала также подразделяется на виды: внутри- и вне-организационное, профессиональная подготовка, совершенствование и переподготовка. Порядок проведения аудита системы обучения персонала включает в себя 5 этапов. Регулируется аудит международными, а также федеральными нормативными актами и законами. 

 

     

    2 Анализ и аудит системы обучения персонала в НПФ «Норильский Никель»

    2.1 Организационно –  экономическая характеристика  деятельности организации

 
     Некоммерческая организация Негосударственный Пенсионный Фонд «Норильский Никель» (до апреля 2006 года - НПФ «Интеррос-Достоинство») был создан в декабре 1993 года. Фонд первым получил лицензию на право деятельности в качестве негосударственного пенсионного фонда и является одним из старейших негосударственных пенсионных фондов России.
     Более 450 тысяч застрахованных лиц формируют  в Фонде накопительную часть  пенсии.
     Последняя и более точная информация о промежуточной  сводке основных данных в 2011 году приведена  далее.
     Фонд  обслуживает корпоративные пенсионные программы более 70 предприятий.
     Более 100 тысяч участников формируют в  Фонде дополнительную пенсию. Более 11 тысяч человек получают дополнительную пенсию.
     С самого начала своей деятельности Фонд строит отношения с Вкладчиками на принципах надежности, открытости, доступности и профессионализма.
     За  более чем 16 лет своего существования  фонд накопил большой опыт создания систем дополнительного пенсионного  обеспечения работников предприятий, выработал эффективные технологии работы с физическими лицами.
     В августе 2010 года Фонд победил в Шестом региональном конкурсе «Доверие потребителей 2010» в номинации «За значительный вклад в развитие российской пенсионной индустрии».
     В 2010 году Национальное Рейтинговое Агентство присвоило Фонду дистанционный рейтинг "АА" - очень высокая надежность, второй уровень, что также было ранее подтверждено в мае 2009 году.
     В апреле 2007 года НПФ «Норильский никель» стал лауреатом премии «Финансовый Олимп» в номинации «Популярный фонд», категория «Динамика и эффективность». Награда была вручена по итогам Национального Финансового Рейтинга (НФР) с учетом экспертных оценок.
     Достижения  Фонда за 2007 год были отмечены премией "Финансовая Элита России" в  номинации "Динамика развития".
     Показатели деятельности фонда за 2008 – 2010 годам приведены ниже в таблице 3. 
 

     Таблица 3 – Основные показатели деятельности НПФ «Норильский Никель» за 2008 – 2010 гг. 

Показатели  деятельности 2008 2009 2010 Абсолютное  отклонение Темп  роста, %
2009 к 2008г. 2010 к 2009г. 2009 к 2008г 2010 к 2009г
Обязательное  пенсионное страхование:
Доходность  пенсионных накоплений, % 0 12,94 9,34 +12,94 -3,6 100 72,2
Количество  застрахованных лиц, чел. 212832
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.