На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сравнительный анализ чувства вины у подростков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Хакасский  государственный университет
им. Н.Ф. Катанова»
Институт  непрерывного педагогического образования
Кафедра психологии развития 
 
 
 
 
 
 
 

Сравнительный анализ чувства вины у  подростков.
Курсовая  работа
По специальности 050706 – «Педагогика и психология» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Научный руководитель:
                    старший преподаватель.
                    Стружевская. О. Н
                    Выполнила:
                    студентка 4 курса, ОФО, гр. П-4
                    Ольховик . Е.Н. 
                     
                     
                     
                     

                                                      Абакан 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы изучения эмоций в психологии .......................6
1.1. Исследование теорий эмоций в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………………………...6
1.2  Анализ  подходов к изучению чувств вины………………………………..10
1.3 Особенности  чувства вины в подростковом возрасте…………………….13
Глава 2 Эмпирическое исследование чувства  вины у подросткового возраста…………………………………………………………………………...16
2.1. Описание  экспериментальной выборки и методов исследования……….16
2.2. Сравнительный  анализ результатов исследования……………………….18
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиографический список……………………………………………………..28
Приложение………………………………………………………………………29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Актуальность исследования заключается в необходимости систематизировать существующие данные о психологическом феномене вины, полученные отечественными и зарубежными учеными, а также в дальнейшем изучении этого сложного и противоречивого эмоционального переживания, которое может по разной степени проявляться у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Чувство вины, согласно исследованиям некоторых  авторов (N.Eisenberg, M.Hoffman), является моральной эмоцией «высшего порядка». Достаточно долгое время чувство вины изучалось лишь в русле психоанализа и только несколько десятилетий назад стало предметом исследования и в других психологических школах. Проделанный нами поиск работ, исследовавших роль чувства вины, показал, что в зарубежной психологии это направление начало активно развиваться около пятидесяти лет назад (M.Hoffman, M.Lewis, N.Eisenberg, M.Berkowitz). В отечественной психологии фундаментальные исследования, посвященные роли чувства вины в моральном развитии, фактически отсутствуют. Отметим также, что в отечественной психологической школе роль и функции чувства вины, а также связь переживания чувства вины со становлением Я-Морального практически не рассматривались.
     В настоящее время проблема эмоции полностью изучена различными учеными многих стран. Изучены и освещены все виды эмоций, но к сожалению, проблема эмоции вины в редких научных источниках описана достаточно информативностью, в основном материалы о ней обобщение и поверхностные. В данной работе мы рассмотрим подробно проблему эмоции вины у подростков, а так же проведем сравнительный анализ проявления чувства вины у мальчиков и девочек подросткового возраста.
      Проблема эмоции вины у подростков до сих пор остается еще мало изученным. Наблюдается дефицит методического инструментария диагностики эмоции вины в подростковом возрасте. Кроме того  далеко не всегда учитывается специфика самой проблемы. Следовательно, проблему эмоции вины можно считать достаточно актуальной. 

   Цель: изучить и сравнить чувство вины у мальчиков и девочек подросткового возраста.
   Объект  исследования: Эмоции – как процесс отражения окружающей  действительности в виде переживаний.
   Предмет исследования: уровни чувства у мальчиков и девочек подросткового возраста.
   Гипотеза  исследования: Мы предположили, что:
    Существуют различия в уровнях чувства вины у мальчиков и девочек подросткового возраста
    Не существует различия в уровнях чувства вины у мальчиков и девочек подросткового возраста
   Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
    Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования
    Выявить уровень чувства вины у мальчиков подросткового возраста
    Выявить уровень чувства вины у девочек подросткового возраста
    Провести сравнительный анализ уровня чувства вины у мальчиков и девочек подросткового возраста
Методологическая  основа исследования:
Учение  о психологическом возрасте (Л.С. Выготский, Д.Б, Эльконин), а именно положения  о роли социальной ситуации развития, ведущей деятельности подросткового возраста.
Основные  положения интегративного подхода  к моральному развитию (M.Hoffman, M.Lewis, N.Eisenberg) утверждающего, что чувство вины, являясь моральными эмоциями высшего порядка, оказывают влияние на становление Я-Морального, выполняющего функцию регуляции морального поведения личности.
Исследования  З.Фрейда о гендерных различий в переживании чувства вины, женщины менее склонны к переживанию чувства вины, по сравнению с мужчинами.
Для достижения поставленной цели исследования и проверки выдвинутых гипотез мы использовали следующие группы методов:
      Теоретические методы: анализ    психолого-педагогической     литературы    по данной проблеме;
               2. Эмпирические методы:
        опросник «Воспринимаемый индекс вины» (Perceived Guilt Index (PGI), John R. Otterbacher, David C. Munz) ;
        Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки (Buss- Durkey Inventory)
              3.Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ эмпирических данных.
       Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведенное исследование позволит расширить и уточнить знания о проявлении чувства вины у мальчиков и девочек подросткового возраста. Полученные данные расширят представление об эмоциях детей подросткового возраста.
      Практическая  значимость работы состоит в том, что полученные в ходе исследования данные могут быть использованы психологами и педагогами в работе с подростками, при оказании им помощи в трудных жизненных ситуациях.
      Надёжность  и достоверность данных, полученных в ходе исследования, обеспечивается применением валидных методик, адекватных предмету, цели, задачам исследования.
        Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений. Библиографический список включает девять  наименования. 
 

Глава 1.Теоретические основы изучения эмоций в  психологии
1.1.Исследование  теорий эмоций  в зарубежной и  отечественной психологии 

          Вопрос об  эмоциях в течение длительного времени не находил своего решения, обуславливая появление различных, иной раз противоположных точек зрения. В XVIII-XIX веке самой распространенной была интеллектуалистическая позиция, утверждавшая, что органические проявления эмоций являются следствием психических явлений. Сторонник этой позиции И.Ф. Гербарт считал, что фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые человеком чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Этих взглядов придерживался и В.Вундт, утверждая, что эмоции – это изменения представлений под влиянием чувств, но по его мнению, и чувства могут изменяться благодаря представлениям, при этом органические процессы являются лишь следствием эмоций. [1, с.400]
       Согласно первой теорией когнитивного диссонанса Л. Фестингера, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие. 
       Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями. В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям. 
Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.

        К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической. 
         Согласно этой теории на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также той дополнительной эмоциогенной информации, которая предназначена для изменения оценки человеком возникшей ситуации.         

         Одним из первых в России тему эмоций, как необходимую составляющую изучения психической жизни человека, в конце XIX века поднял русский философ - идеалист и психолог Н.Я. Грот. В качестве основной единицы анализа психической жизни он рассматривал так называемый «психический оборот», который состоит из: ощущения, чувствования (эмоции), умственной переработки и волевого решения, переходящего в действие. По поводу эмоциональных процессов Н.Я.  Грот писал: «Термин чувствований, по нашему мнению, должен обнимать собою только, всю совокупность явлений удовольствия и страдания, т.е. те пассивные психические состояния, которые можно рассматривать как продукт субъективной оценки действующих на нервную систему раздражений, какой бы источник они не имели – внешний или внутренний» [2, с. 63] . По утверждению Н.Я. Грота, в отличие от ощущений, которые не способны регулировать процессы организма, эмоции, как продукт субъективной оценки ощущений, служат также оценке внутренних и внешних отношений организма. Гармония и дисгармония внешних и внутренних отношений становятся источниками удовольствия и страдания. Сложные чувства образуются сочетанием простых эмоций между собой и чувствований с ощущениями или идеями. При этом Грот Н.Я. полагал, что первичным чувствам и волнениям соответствуют конкретные представления из области познания; вторичным – конкретные понятия; более сложным чувствам – отвлеченные понятия.
            Большим вкладом в понимании эмоций являются научные разработки русского физиолога П.В. Симонова и академика П.К.Анохина. Согласно биологической теории П.К.Анохина, эмоции в процессе эволюции возникли и закрепились как приспособительный механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и способствующий сохранению жизни как отдельной особи, так и всего вида. Положительные эмоции возникают, если реальный результат действия совпадает или превышает прогнозируемый результат, и наоборот, если реальный результат хуже ожидаемого – возникают отрицательные эмоции. При неоднократном удовлетворении потребности, сопровождающейся положительной эмоцией, происходит обучение и закрепление соответствующей деятельности, а неоднократные неудачи, вызывающие отрицательные эмоции, ведут к торможению неэффективной деятельности и способствуют поиску новых способов действий. [3, с.8]
        Согласно Е.П. Ильину, эмоциональная сфера человека – это многогранное образование, включающее в себя: эмоции, эмоциональный тон, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства личности (при их акцентуации – эмоциональные типы личности), эмоциональные устойчивые отношения (чувства), где каждое из них имеет отчетливые дифференцирующие признаки.
        По мнению Ильина, предформами настоящих эмоций были эмоциональный тон ощущений и впечатлений. Ильин утверждал, что эмоция – это намного более высокий уровень эмоционального реагирования, чем эмоциональный тон, потому что она имеет ряд преимуществ. Эмоция – это реакция на ситуацию, а не на отдельный раздражитель. Часто эмоция предвосхищает ситуацию и оценивает ее заранее. Если эмоциональный тон дает обобщенную оценку (приятно – неприятно), то эмоции оценивают ситуации дифференцированно, помогая тем самым заблаговременно и адекватно подготовиться к прогнозируемому событию. Эмоции, как и эмоциональный тон, являются механизмами закрепления отрицательного и положительного опыта, при этом эмоции могут проявляться активно (убежать от страха) и пассивно (замереть от страха). [4,с.34] 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2  Анализ подходов  к изучению чувств  вины

         В   культурно - историческом  аспекте  могут быть выделены два подхода. При первом, предложенном Ю. М. Лотманом, вина как специфически человеческий, сформированный культурой психический механизм, гарантирующий соблюдение определенных норм и обязанностей по отношению к «своим». [ 5, с.56]

         При втором, более традиционном подходе противопоставляется вина как ориентация на внешнюю оценку (что скажут или подумают окружающие?) и вина как ориентация на самооценку, когда невыполнение какой-то внутренней, интернализованной нормы вызывает у индивида угрызения совести (самообвинение). Противопоставление вины было первоначально связано в зарубежной психологии с проведенным Фрейдом разграничением Я- идеала и Super ego: стыд появляется, когда индивид не может выполнить положительную программу деятельности, воплощенную в его Я- идеале, а вина - когда он нарушает запреты, воплощенные в Super ego. Психологически вина -  форма тревожности, связанная с самооценкой. Вина выражает озабоченность по поводу личных качеств, за которые индивид чувствует себя полностью ответственным. «Вина покоится на озабоченности индивида своей правотой, выражает желание чувствовать себя правым. Вина ощущается тогда, когда индивид, определяя себя по оси «хороший - плохой», кажется самому себе плохим».

         Хотя Ю. М. Лотман не связывает вину, как отрицательную эмоцию которая имеет свой положительный полюс. Вина (виновность) в конкретной ситуации - чувство и сознание своей правоты, а в более широком личностном плане- чувство собственного достоинства, самоуважение, признание ценности своей личности.
          Вина, таким образом, выступает не только как эмоциональные переживания, связанные с разными моральными санкциями (недаром их относят к числу моральных чувств или свойств моральной личности. Эти же понятия используются при выделении определенных этапов исторического развития, в ходе которого социальное поведение становится более осознанным и индивидуальным. Чувство вины запрограммированы генетически и могут вообще не рефлексироваться. «Культура вины» уже выходит за рамки инстинктов,  однако остается партикуляристской,   ориентируя   сознание индивида исключительно на его собственную общину; индивидуальные свойства на этой стадии развития еще не отличаются от социальных, честь мыслится как нечто вещественное, что может быть дано и отобрано независимо от поступков и воли самого индивида, и т. д. Лишь на очень высокой ступени исторического развития возникает личность, способная ориентировать свое поведение изнутри, равняясь на усвоенные ею принципы и нормы. Только здесь появляется категория совести как внутренней моральной инстанции, осуществляющей суд над человеком, включая не только его поступки, но и его помыслы; понятие обязанности как чего-то внешне- принудительного перерастает в понятие долга как внутреннего императива, а идеал родовой или сословной чести уступает место понятию индивидуального достоинства. ». [ 6, с.256]
        Нельзя не видеть, однако, условности и ограниченности этой схемы. Перевод формально-аналитической типологии в культурно-историческую всегда сопряжен с какими-то натяжками. В данном случае трудности усугубляются неопределенностью исходных понятий. На уровне обыденного сознания логика перехода к вине («что я сам о себе думаю?») кажется самоочевидной. Но в психологии эти вопросы почти не разработаны. Вина это - частные эмоции, относящиеся только к самооценке. Чувство вины обычно трактуются как специфическая форма тревожности, но соотношение тревожности и вины, включая их внутреннюю генетическую связь, весьма проблематично.
           Некоторые исследователи считают вину - как моральную тревожность. Отчет об эмоции предполагает осознание и вербализацию субъектом своего эмоционального состояния. Испытуемые не всегда могут точно определить, какое именно чувство (страха, стыда, вины, смущения, тревоги и т. п.) они испытывают, это зависит как от особенностей экспериментальной ситуации, так и от вербальных способностей и прошлого опыта испытуемого.
            В культурологических исследованиях эти понятия еще более многозначны и связаны с контекстом. Сравнительно-исторические исследования показывают, что разные средства социального контроля не столько сменяют друг друга, сколько сосуществуют, дифференцируясь по сферам своего влияния. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

1.3 Особенности чувства вины в подростковом возрасте   

            Гендерные различия в переживании чувства вины обусловлены двумя факторами: биологическим и социальным, где под биологическим понимается особенности физиологического развития мужчин и женщин, а под социальным – «мужское» и «женское» воспитание, заключающееся в усвоении стереотипов «мужского» и «женского» поведения. Дети (как девочки, так и мальчики) начинают испытывать чувство вины, когда способны понять, что они могут быть источником переживания другого человека, и это делает их чувствительными к переживаниям других. Однако, в возрасте 2-х лет мальчики проявляют большую склонность к переживанию чувства вины, по сравнению с девочками того же возраста и так продолжается до младшего школьного возраста. Лишь в подростковом возрасте динамика переживания вины меняется: девочки чаще испытывают чувство вины по сравнению с мальчиками. Возможно, это происходит потому что, воспитывая девочку и прививая ей, стереотип поведения «женщины» в обществе, родители чаще прибегают к методам, направленным на провоцирование у нее чувства вины. Мальчики - подростки в меньшей степени склонны переживать чувство вины, так как: в обществе поощряется проявление у «маленького» мужчины настойчивости, упрямства, уверенности и любого агрессивного поведения как части полоролевого стереотипа.  
              Стоит также отметить, что в подростковом возрасте интенсивность переживания вины уменьшается, однако, по достижении возраста ранней зрелости, интенсивность переживания вины у девушек становиться выше, по сравнению с юношами. Наибольший процент девочек-подростков, по сравнению с мальчиками, упоминали возникновение чувства вины в ситуациях, когда они лгут или совершают опрометчивые поступки. Юноши чаще, чем девушки, испытывают чувство вины, когда совершают любые агрессивные поступки или когда срывают свою злость на окружающих. Больший процент юношей, по сравнению с девушками, упоминали чувство вины, возникающее после драки, жестокого обращения или нанесения материального ущерба и при отказе оказать помощь другому. Больший процент девушек, по сравнению с юношами, испытывали чувство вины по отношению к членам своей семьи. Причем, родителей и других близких родственников в качестве объекта переживания вины они упоминали в 3 раза чаще, по сравнению с юношами. В свою очередь, юноши в 2 раза чаще, чем девушки, упоминали случайных знакомых или других людей.  
    З.Фрейд впервые исследовал гендерные различия в переживании чувства вины. Он считал, что женщины в меньшей степени склонны к переживанию чувства вины, по сравнению с мужчинами, поскольку в отличие от мужчин они не способны развить в себе «сильное» и «требовательное» Супер - Эго, и это происходит по причине того, что девочки не испытывают страх кастрации в период Эдипова комплекса. Позднее другой представитель психоанализа, Х.Б.Льюис, отмечала, что мужчины, изначально ориентированные на карьеру и успех в обществе, вынуждены прибегать к агрессии, чтобы выжить в мире жестокой конкуренции. И как следствие этого, мужчины чаще оказываются в обстоятельствах, которые довлеют над ними, вынуждая их совершать моральные проступки, и это увеличивает вероятность возникновения у них чувства вины.

                 Как отмечал Д.Б. Эльконин (1969): “Весь подростковый период проходит под знаком решения задач на установление взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые соответствовали бы усваиваемым морально-этическим нормам. Решение этих задач происходит при ориентации не только на качества другого лица, но, и это главное, на свои собственные качества. Развитие ориентации в себе, прежде всего в качествах морально-этических и составляет содержание развития самосознания в этот период”. Сущностной чертой интеллектуального развития в подростковом возрасте является становление формальных операций, характеризующихся как гипотетико- дедуктивная логика с исследованием возможностей объектов и экспериментальным анализом (Дж.Флейвелл, 1967). Ведущей деятельностью подростка является интимно - личностное общение, в ходе которой подросток решает основные задачи развития. Важную роль в развитии морального сознания в подростковом возрасте играет развитие Я- концепции в целом. В исследовании показано, что важнейшую функцию в формировании Я- концепции в подростковом возрасте играет образ Я- идеальное. Было обнаружено, что соотношение образов Я- реальное и Я- идеальное является одним из важнейших механизмов саморегуляции в подростковом возрасте. Соотнесение Я- реального и Я- идеального происходит не только на основе чисто логического сопоставления образов, но и на основе антиципации эмоционального переживания, которым становится чувство вины.
                Таким образом, в подростковом возрасте происходит ориентировка                                      в системе общественных правил и ценностей и присвоение подростком социальных правил и норм, что, в свою очередь, обеспечивает его благополучное вхождение во взрослую социальную жизнь. Чувство вины и Я- Моральное обеспечивают формирование моральной идентичности, благодаря которой общественные и нравственные ценности и их соблюдение становятся для подростка личностно значимыми.[8,с 134]
               
       
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Эмпирическое исследование чувства вины у  подросткового возраста
2.1. Описание экспериментальной  выборки и методов  исследования
          Наше экспериментальное исследование проводилось в средней общеобразовательной школе № 18 города Абакана.
      Целью нашего исследования является  изучение  и сравнение чувство вины у подростков.
Эмпирическое  исследование проходило в три  этапа:
     Первый этап: измерение чувства вины как состояния и как черты у мальчиков.
     Второй этап: измерение чувства вины как состояния и как черты у девочек.
     Третий  этап: сравнительный анализ чувства  вины как состояния и как черты  у мальчиков и девочек.
         При формировании экспериментальной выборки мы использовали стратометрический отбор. Критериями отбора служили следующие страты: пол (мужской и женский), возраст (13-15 лет), учащиеся общеобразовательных школ. Экспериментальная выборка составила 60 человек – из них 30 мальчиков и 30 девочек.
         При формировании выборки мы  подчинялись ряду правил:
      Содержательный критерий (подбор экспериментальной группы определялся предметом и гипотезой  нашего исследования).
      Критерий эквивалентности испытуемых (результаты, полученные нами при исследовании экспериментальной выборки, распространяются на каждого её члена).
Для диагностики изучения  чувства вины у подростков мы использовали:
      Методику «Воспринимаемый индекс вины» (Perceived Guilt Index (PGI), John R. Otterbacher, David C. Munz).;
      Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки (Buss-Durkey Inventory).
Опросник  «Воспринимаемый  индекс вины» (Perceived Guilt Index (PGI), John R. Otterbacher, David C. Munz) предназначен для измерения чувства вины как состояния и как черты.
          PGI состоит из двух шкал, которые измеряют эмоциональное переживание чувства вины как состояния (G- state) и как генерализованной Я - концепции (черты) (G- trait). (см. приложение А). Обследуемому на бланке предлагается отметить  то слово или фразу, которое наиболее полно описывает чувства в настоящий момент и обычные чувства.
     Полученные  результаты выражаются в значениях, если значение будет выше 10, значит интенсивность реакции чувства  вины выше уровня обычных переживаний. Если полученное значение будет ниже 10, значит интенсивность реакции чувства вины ниже обычных переживаний. 

       Опросник уровня  агрессивности Басса  – Дарки (Buss-Durkey Inventory) предназначен диагностики агрессивных и враждебных реакций. Испытуемым подросткам предлагался перечень из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет» (см. приложение Б).
     Опросник, А. Басса и А. Дарки выделяют  следующие виды реакций:  
Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия и чувство вины.

        Инструкция: приводится перечень утверждений, прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте « да « если вы согласны с утверждением, или « нет» - если не согласны.
       При обработке результата выделяются вопросы, ответы которые совпадают с ключом теста. Затем подсчитывается общая сумма баллов по шкалам. Нас интересует по тематике данного исследования, уровень чувства вины, и поэтому мы будем рассматривать только шкалу под номером восемь. 
 

    2.2. Сравнительный анализ результатов исследования
     
        Результаты по измерению чувства вины как состояния и как черты с помощью методики PGI следующие. Прежде всего, мы подсчитали индекс каждой шкалы (G-trait и G-state) отдельно у мальчиков и девочек и  определили реакцию вины человека в ответ на специфическую ситуацию, затем сравнили эту реакцию человека с его состоянием, когда он чувствует себя «нормально», получили исходное значение, затем данные мы оформили в таблицу 1 (приложение 1).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.