На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Глобализация как основная тенденция мировых трансформационных процессов. Влияние глобализации на изменение роли государства. Мировой экономический кризис как результат глобализации. Антикризисная политика РФ - структурная политика в условиях глобализации.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 13.12.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание
    Введение
    Глава I. Трансформационные процессы в мировой экономике: сущностная характеристика
      1.1 Глобализация - как основная тенденция мировых трансформационных процессов
      1.2 Влияние глобализации на изменение роли государства
    Глава 2. Основные приоритеты структурной политики
      2.1 Мировой экономический кризис - результат глобализации
      2.2 Антикризисная политика РФ - структурная политика в условиях глобализации
      Заключение
      Введение
      Когда читаешь о современных проблемах и, особенно, о комментариях к ним, возникает стойкое ощущение «мутных вод», в которых очень трудно увидеть, кто же, в конце концов, прав, что нас ждет впереди, какое у нас всех будущее. Смешивается множество фактов и факторов: экономические, политические, религиозные, культурные, технические и прочие. Какие из них важнее, какие определяющие, а какие второстепенные? Одни исследователи делают акцент на экономике, другие - на политическом влияние, третьи - на религиозной и национальной самобытности.
      Однако, возможно, объективность этих факторов кажущаяся, ведь все преломляется через психологию человека и определяется в конечном счете фактором человеческим - самое важное и самое сильное то, что общество считает самым сильным и важным. Впрочем, не без существенной оговорки - надо рассматривать не только то, что открыто заявляется лидерами тех или иных групп, но и то, что за этим стоит, подчас неосознаваемое ими самими. И в очень большой степени описанное положение касается проблемы Глобализации.
      Глобализация усиливает неравномерность экономического развития и конкуренцию между государствами. В то же время, в условиях глобализации усиливаются процессы растущей интеграции национальных экономик в движении к единому мировому рынку.
      Мировой порядок очерчивается вокруг крупных силовых полюсов. На нашем континенте таким полюсом является Европейский Союз (ЕС) с его возрастающей политической и экономической значимостью. Европейская интеграция оказывает определяющее влияние на экономическое, политическое и социальное развитие России.
      Глобализацию мы рассматриваем как расширяющийся «поток», определяющий направленность движения (экономического развития) любой страны в рамках единой закрытой планетарной экономики. Для каждой страны, и, особенно, развивающейся, особую остроту приобретает проблема оптимальной “выживаемости” в условиях глобализации. Поэтому проблема выбора структурных приоритетов в условиях глобализации является жизненно важной для всех стран, и, в первую очередь, для развивающихся, что и предопределило выбор темы представленного исследования.
      Целью курсовой работы является изучение роли государства в условиях глобализации и рассмотрение особенностей структурной политики в условиях выхода из кризиса, как результата глобализации.
      Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
      Рассмотреть понятие глобализации;
      Оценить влияние глобализации на роль государства;
      Рассмотреть мировой финансовый кризис, как результат глобализации;
      Рассмотреть антикризисную политику государства, как структурную в период глобализации.
      Объект исследования - глобализация и роль государства в процессе глобализации.
      Предмет исследования - труды специалистов в области экономики, политологии, социологии, а также статьи в периодических изданиях на заданную тему.
      Теоретическая значимость курсового проекта определяется тем, что проект дает возможность использовать полученные выводы и заключения для дальнейшего изучения в области глобализации.
      Глава I. Трансформационные процессы в мировой экономике: сущностная характеристика

1.1 Глобализация - как основная тенденция мировых трансформационных процессов

Глобализация представляет собой процесс стремительного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных, технологий. В этом ее отличие от интеграции, высшей стадией которой она является: интеграция была и в ледниковый период, глобализация же началась в 90-х гг. ХХ века, поэтому доктора наук, пишущие о глобализации в эпоху Великих географических открытий, не совсем точны. Это была интеграция.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.

1) Глобализация не смягчает, а усиливает мировое неравенство. Происходит очевидная маргинализация развивающихся стран - богатый Север по существу исключает из прогресса огромное большинство человечества. Сигнал, получаемый всеми правительствами ясен: подчиняйтесь или страдайте.

2) Исключение целых обществ из процесса глобальной модернизации увеличивает риск этнонациональных конфликтов, терроризма, вооруженных конфликтов.

3) Развитые страны в условиях глобализации будут стремиться избавиться от загрязняющих веществ и перенести захоронение отходов в бедные страны, превращая их в свалки веществ, вредных для здоровья.

4) Глобальные, национальные культурные цели США как лидера глобализации требуют поддержания сильного государственного механизма.

5) Самым важным демографическим обстоятельством, которое в решающей степени повлияет на мир ХХ1 века, будет противостояние умиротворенного и постаревшего мира развитых стран - бушующему океану молодого, возмущенного бедного развивающегося мира.

6) В политическом плане фактом является то, что торжество глобализма означает прежде всего историческое поражение левой части политического спектра практически в каждой стране. Возникает новое планетарное разделение труда, которое очень четко отделяет страны «золотого миллиарда» от всех прочих. Эти «прочие» оплачивают благополучие «золотого миллиарда» своим здоровьем, национальной деградацией, упадком своей культуры, образа жизни и собственной жизнью.

В рамках новейшей глобальной истории человечества, ученые выделяют пять этапов процесса глобализации:

С 15 августа 1971 года по 1981 года - свободно-долларовый этап глобализации. В 1971 году прекратила свое существование Бреттон-Вудская финансовая система и появились первые признаки завершения эпохи дешевой нефти, началось реальное крушение эпохи модерна и на волне мощных антивоенных движений зародилось экологическое движение, искусственный спутник Земли стал искусственным спутником Марса, тем самым зафиксировав новые вершины прорыва человечества в космос, появился первый в мире чип, пролог эпохи компьютеризации и IT-технологий. В 1971 году произошло международное признание Китайской народной республики.

Широкий круг аналитиков связывает процесс глобализации исключительно с IT-технологиями. Сложно представить, что данные технологии могли эффективно развиваться до появления первого чипа, что также является аргументом в пользу представленной выше периодизации процесса глобализации. Но главным событием 1971 года необходимо признать четвертый дефолт экономики США, повлекший отказ от "золотого стандарта". Одновременно были заморожены на 90 дней цены и на 10% увеличена пошлина на импортные товары. Данный этап глобализации можно обозначить как "свободно-долларовый" этап, признавая доминантным финансовый аспект глобализации. Следующий этап глобализации связан с именем 40-го президента США.

С 1981 года - до 1989 года - этап раннего "рыночного фундаментализма" или этап "рейганомики".

Точкой отсчета данного этапа глобализации можно считать дату начала президентства Р.Рейгана.

Рейганомика заложила мощный фундамент милитаризации экономики США, что позволило ей после крушения СССР и социалистической системы и становления однополярного мира осуществить военную агрессию против Сербии, а затем перейти к этапу crush-глобализации и нести "свет демократии" народам Афганистана и Ирака.

Рейганомика создала рынок государственного долга США.

В ходе рейганомики начался процесс создания "слаборегулируемого рынка деривативов".

Это позволяет нам связать процессы, начатые в конце 80-х годов ХХ века с мировым кризисом, начавшимся в 2007 году.

С 1989 года - до 11 сентября 2001 года - этап "вашингтонского консенсуса". Большинство аналитиков считают датой возникновения "вашингтонского консенсуса" 1989 год. В это время появились сотни публикаций о постглобализации, о которых сегодня забыли, так как процесс распространения демократии и общечеловеческих ценностей, маркирующих процесс глобализации, принял новые агрессивные формы.

С 11 сентября 2001 года - 10 августа 2007 года - этап crush-глобализации или terror-глобализации. Необходимо признать, что 11 сентября 2001 года - это начало нового этапа глобализации. Данный этап можно условно назвать этап crush-глобализации или этап terror-глобализации. Отметим, что очень сложно однозначно классифицировать данный этап глобализации. С одно стороны - это период в новейшей глобальной истории, начавшийся с "удара", в первую очередь, по массовому сознанию. С другой стороны, технологическое позиционирование мировыми СМИ "войны с международным терроризмом" позволяет связать данный этап глобализации с символом "террор".

С 10 августа 2007 года - начало этапа crisis-глобализации (10 августа 2007 года состоялась первая совместная интервенция центробанков ведущих стран мира - дата начала мирового кризиса). Мировой кризис заставил широкий круг аналитиков по-новому взглянуть на процесс глобализации. Интеллектуалы различных стран мира пришли к выводу, что глобализация де-факто способствовала росту числа вызовов для человечества.

Несмотря на то, что многие рассмотренные аспекты глобализации имеют явно негативный оттенок, опрос, проведенный исследовательской организацией Pew Research Center в рамках глобального проекта Pew Global Attitudes Project среди жителей 47 стран мира (включая и Россию) показал, что мировая общественность одобряет процесс глобализации. Вместе с тем, исследователи поясняют, что глобализация является лишь одним из нескольких масштабных социальных и экономических сил, которые быстро меняют мир.

Большинство опрошенных поддерживают свободную торговлю, свободные рынки и деятельность транснациональных корпораций. Жители во всех странах, включенных в обзор, склонны считать, что экономическая глобализация -- это в интересах их страны. В свою очередь, главными причинами для беспокойства являются неравенство, угрозы окружающей среде и национальной культуре, а наибольшее беспокойство вызывает проблема иммиграции.

Pew Research Center проводит подобные исследования несколько лет подряд. Сопоставление их результатов показывает, что жители наиболее индустриально развитых стран ныне выражают меньше восторгов по поводу свободной торговли. Есть признаки того, что энтузиазм, связанный с экономической глобализацией ослабевает на Западе. В свою очередь, в новых гигантах мировой экономики -- Индии и Китае -- эти явления пока вызывают одобрение. В государствах Восточной Европы и Латинской Америки стала пользоваться большей популярностью идеология свободного рынка -- по мнению опрошенных, капитализм способен обеспечивать им и их странам более высокий уровень благосостояния, чем иные экономические системы. К примеру, в США 59% поддерживают свободную торговлю, 45% -- деятельность иностранных компаний на американском рынке, 71% -- рыночную экономику. Для России эти показатели равны, соответственно, 82%, 46% и 53%, для Украины -- 91% (торговля), 47% (иностранные компании) и 66% (свободный рынок).

Во всех государствах (и «бедных», и «богатых») большинство населения выступает за то, чтобы власти использовали какие-то механизмы, ограничивающие приток иммигрантов в страну. Еще одно наблюдение: люди, которые выражают беспокойство по поводу утраты их обществами национальной самобытности, также являются наиболее убежденными оппонентами иммиграции.

Большинство населения мира поддерживает демократические ценности, такие, как религиозная свобода и независимая юридическая система. Однако дьявол таится в деталях. Например, несмотря на то, что большинство жителей развивающихся государств убеждены в том, что их странам вполне подходит «западный» стиль демократии, они обращают внимание на иное. К примеру, при выборе между сильной демократией и процветанием, большинство в 14-ти из 36-ти развивающихся стран выбрали бы процветание (в странах Запада большинство предпочитает демократию). В мусульманских странах и России большинство жителей уверено, что для решения национальных проблем лучше подходит мощный лидер, а не демократическая система власти.

Озабоченность по поводу чрезмерного государственного контроля увеличились в большинстве стран Западной и Восточной Европы, в частности, значительное увеличение наблюдается в Польше, Германии и Чехии. В целом, беспокойство по поводу правительственного проникновения в повседневную жизнь граждан выше в Западной Европе, чем в бывшем восточном блоке, -- указывают авторы исследования. Вместе с тем, большинство опрошенных в каждой стране считают, что правительство должно взять на себя заботу о самых бедных гражданах, которые не могут позаботиться о себе сами. Поддержка социальной защиты имеет широкое распространение во всех регионах, хотя она немного слабее в Японии, Иордании и Египте. Жители почти всех стран подвергают сомнению пользу экономического роста за счет окружающей среды. В 46 из 47 странах большинство людей полагают, что окружающей среде следует уделять первоочередное внимание, даже если это означает снижение темпов экономического роста и сокращение рабочих мест.

Взгляд в будущее сквозь символ "глобализация" позволяет выделить восемь векторов в будущее:

Замедление процесса глобализации. Процессы глобализации, скорее всего, будут замедляться в течение следующих нескольких лет. Это связано с ростом протекционизма в рамках естественной реакции правительств на Великую рецессию.

Отступление процесса глобализации в формате роста протекционизма.

Выход процесса глобализации из-под контроля.

Распад мира на "зоны глобализации". США останутся одним из мировых технологических центров, у них будет своя зона глобализации. Скорее всего, они получат в свое распоряжение Латинскую Америку (хотя есть варианты) и, в случае развала Евросоюза, Великобританию.

Активизация процесса создания "мирового правительства". Первыми шагами было создание ООН, МВФ, Всемирного банка. Но, по сути, все они созданы 50 лет назад, а с тех пор все поменялось

Активизация процесса создания "единых денег": Единая экономика, естественно, требует и единых денег. Действительно, представим себе единое государство с различными деньгами в каждой провинции. Европа это осознала и уже создала единую денежную систему. Таким образом, единые деньги есть актуальная потребность современного состояния человеческой цивилизации, которая позволит глобализационные процессы вывести на новый уровень.

Закрытие проекта "глобализация". Проект "глобализация" закрывается, на смену ему приходит нечто новое. Скорее всего, этот процесс будет иметь отношение к национальным или этническим единицам.

Коррекция процесса глобализации. Под коррекцией процесса глобализации широкий круг аналитиков понимает создание новой мировой валютно-финансовой системы.

Перспективы коррекции достойны отдельного рассмотрения.

1.2 Влияние глобализации на изменение роли государства

Одной из центральных тем дискуссий и публикаций в области глобализации является вопрос о судьбе государства. Разброс мнений здесь простирается от точки зрения о закате эры национального государства и его отмирании до точки зрения о том, что государство является истинным глобализатором. На всей планете государства намеренно или против своей воли уступают свою власть финансовым институтам и отказываются от своего права регулировать экономику в интересах всего общества. Тем временем транснациональные корпорации, неправительственные организации, религиозные организации и этнические группы и другие действующие лица бросают вызов государствам в борьбе за ресурсы и влияние. «Под вопросом оказывается по сути вся система привычных представлений о национальной государственности, и суверенитете и народе как его источнике, о представительстве интересов и демократической процедуре» В.Евстигнеев на круглом столе МЭиМО «Актуальные вопросы глобализации»//МЭиМО. 2001. №3. С.75..

Однако, на взгляд автора, сегодняшнее положение государств на международной арене, обусловленное вызовами глобализации, является следствием не ослабления государства, а того, что государство, столкнувшись с реалиями глобальных процессов, оказалось неподготовленным к деятельности в новых условиях. Государство, как и прежде, может регулировать или воздействовать лишь на деятельность национальных субъектов хозяйственной деятельности.

Сегодня на глобальных рынках государство само нередко становится всего лишь одним из участников, чьи обязательства в виде валюты, облигаций, залоговых и долговых обязательств и прочих ценностей и бумаг котируются наряду с обязательствами частных фирм и игроков. Причем опыт показывает, что прогнозы и поведение последних нередко оказываются более эффективными, чем реагирование официальных властей, редко своевременное и гибкое. Ошибки наказываются непредсказуемым падением курса национальной валюты, ростом процентных ставок по международным кредитам (надолго фиксируемым различными рейтинговыми агентствами), оттоком краткосрочных капиталов, а то и вынужденным дефолтом или общим финансовым кризисом.

Глобализация по сути есть и причина, и следствие возросшей транснациональной подвижности факторов производства - компаний, финансового капитала, технологий и других факторов, которые в поисках максимальной эффективности их приложения стали свободно перемещаться через границы. Государства же вместо усиления мер по контролю за этими перемещениями фактически вступили в конкуренцию за их привлечение на свою территорию путем предоставления льгот в виде налоговых послаблений, гарантий секретности банковских операций, снижения порога социальных обязательств и других поблажек.

Тем не менее, было бы упрощением полагать, что государство во всех случаях выступает пассивной стороной глобализационных процессов. Глобализация, будучи в ее нынешнем представлении плодом неолиберальных подходов к осмыслению и управлению процессами глобальной интернационализации и интеграции мирового хозяйства, естественным образом поставила под вопрос ставшую привычной в современном обществе роль государства. Сторонники либеральной модели глобализации утверждают, что она опережает способность и возможность национального государства осуществлять адекватную новой среде экономическую и социальную политику, что государство становится анахронизмом и поэтому должно постепенно отказываться от привычного макроэкономического регулирования и сложившейся практики социальных расходов, сосредоточившись на решении задачи устранения барьеров на пути международных потоков товаров и капиталов. То есть трансформация национальной экономики в частицу глобальной сама по себе ставит вопрос о государстве, о его необходимости, месте и функциях. И это лишь один срез проблемы.

Другой связан со спецификой этой проблемы в лидирующей стране. Либерализм всегда выгоден более сильной лидирующей стране. Родиной политики фритредерства - сегодняшней либерализации - была Великобритания - лидер раннеиндустриального развития. Сегодняшняя либерализация - это знамя американской экономической экспансии. Однако не стоит полагать, что принципы либерализма в равной степени свойственны внешней экспансии США и их внутриэкономической жизни.

Таким образом, процесс проникновения компаний из развивающихся стран на внешние рынки происходит в условиях гораздо более сложных, нежели чем приход на местный рынок ТНК из США или Западной Европы. Развитые страны продуцируют новые, не известные нам еще десять лет назад экономические и неэкономические методы, препятствующие выходу национальной компании на мировой рынок: от тарифных и нетарифных ограничений до борьбы в международных судах и арбитражах. Государство сильной страны добивается от более слабых партнеров большей открытости, т.е. сокращения мер государственной поддержки и защиты, будучи уверенным, что встречной экспансии не будет. Это то, что развивающиеся страны называют двойным стандартом. Это и есть другой срез проблемы места и роли государства в глобализирующейся экономике.

Однако следует отметить, что Европа, в отличие от США, не склонных, в силу своего положения, что-либо менять в вопросах государственного регулирования и самого статуса государства, к проблеме государства и глобализации отнеслась иначе. Именно европейские страны продвинулись больше всего в разработке альтернатив либеральной модели глобализации, в том числе в вопросах роли государства. Они, прежде всего, пришли к пониманию того, что функции государства в рыночной системе должны измениться с трансформацией последней в глобальную рыночную систему. Основной смысл этих изменений в том, что с помощью государства можно более органично обеспечить интеграцию национальных экономик в глобальные рынки, сообща и скоординированным образом встретить вызовы этих рынков, в частности вызовы глобальной конкуренции, передать на наднациональный уровень те функции, которые могут выполняться ими эффективнее национальных государств. Важнейшими наднациональными органами Европейского Союза после подписания в 1992 году Маастрихтского договора становятся Европейский Совет, Европарламент, Комиссии Европейского Совета, Экономический и социальный Комитет, Европейский инвестиционный банк, Европейский суд.

Так, например, Европейскому центральному банку была передана часть функций национальных государств, без ущемления их интересов, в таких областях, как разработка экономической, промышленной и сельскохозяйственной политики, НИОКР, единых подходов и норм в области здравоохранения, образования, охраны прав потребителей и окружающей среды. В порядке перехода к единой валюте были унифицированы допустимые уровни инфляции, бюджетного дефицита и государственного долга, и, вместе с переходом в 2002 году к единой валюте - евро, - страны ЕС завершили создание единой интегрированной экономики, подготовив себя таким образом к завоеванию и удержанию конкурентных преимуществ на глобальных рынках и защите от превратностей глобализации. Таким образом, европейские страны смогли не только удержать, но и расширить, а также поднять на наднациональный уровень сферу общественной власти, как противовес тенденции установления наднациональных глобальных рынков. При этом важно отметить не только сохранение конкурентных преимуществ, но и социальных гарантий, закрепившихся традиций и универсальных прав на доступность для всех граждан образования и здравоохранения, культуры, окружающей среды и других благ, которые не должны зависеть от распределения через рынок, как национальный, так и глобальный. Так, доля государственных расходов в ВВП, включая расходы государственных фондов социального страхования, в странах ЕС в среднем превышала 40%, а в отдельных странах существенно больше: в Италии она составляла 49,1%, в Бельгии - 49,4%, во Франции - 54,3%, Швеции - 58,5% Мировая экономика в XX веке: потрясающие достижения и серьезные проблемы. Глава V доклада МВФ «Обзор мировой экономики» (World Economic Outlook). 2000. Май. Стр.149-180..

В отношении таких стран, как Китай, Индия, ряд латиноамериканских и азиатских стран и, отчасти, России, время для обобщающих выводов относительно адаптации государства и национальной экономики к вызовам глобализации еще не пришло. Можно лишь отметить, что в странах, где удалось приостановить кризисные последствия «дерегулирования» национальной экономики, сделано это было как раз вопреки рекомендациям «вашингтонского консенсуса» в отношении отказа от государственного регулирования рыночных процессов.

В том, что касается сегодняшнего представления о соотношении рыночного и государственного регулирования в усло и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.