На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Сущность и значение международного разделения труда. Факторы, способствующие развитию мирового рынка услуг, ее современные тенденции. Географическое распределение торговли услугами. Понятие международной миграции капитала, ее влияние на экономику.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 28.02.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



18
Коми филиал ФГОУ ВПО
Вятская государственная сельскохозяйственная академия
Контрольная работа №_____
По мировой экономике
За 3 курс
на тему: «Особенности движения товаров и услуг на мировом рынке»


студента-заочника: Поповой Алины Андреевны
г. Сыктывкар
Содержание
1. Особенности движения товаров и услуг на мировом рынке
2. Сущность, понятие и значение международной миграции капитала
3. Теоретические основы международной торговли
Список литературы
1. Особенности движения товаров и услуг на мировом рынке
Объективная основа международного обмена товарами, услугами, знаниями, развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между всеми странами мира независимо от их экономической развитости и характера общественного строя - международное разделение труда. Суть МРТ заключается в снижении издержек производства и максимальном удовлетворении потребностей потребителей. Именно МРТ является важнейшей материальной предпосылкой налаживания плодотворного экономического взаимодействия государств в масштабах всей планеты. МРТ -- цементирующая основа мирового хозяйства, позволяющая ему прогрессировать в своем развитии, создавать предпосылки для более полного проявления общих (универсальных) экономических законов, которое дает основание говорить о существовании мирового хозяйства.
Всемирный интегрированный рынок товаров, обладающий особыми, только ему присущими чертами, отличающими его не только от любого национального рынка, но и от их простой совокупности. Мировой рынок обладает сравнительной автономностью, относительной самостоятельностью, особыми условиями формирования интернациональной стоимости товара [2,125].
Материальная основа формирования и развития мирового товарного рынка - международное разделение труда, тогда как национальный рынок базируется на разделении труда внутри страны. Мировая цена формируется на основе интернациональной стоимости и отклоняется от нее под воздействием колебаний в соотношении между совокупной частью спроса и предложения, пересекающей национальные границы.
Автономность мирового товарного рынка вытекает из наличия у него более значительных параметров, чем у любого национального рынка, в силу чего он оказывает огромное воздействие своей "массой" на национальный рынок любой страны. Под воздействием мирового рынка меняются параметры национальных товарных рынков путем преимущественного их выравнивания на все более высоком уровне (переход на единые стандарты производства, потребления и сервиса, выравнивание уровней таможенного обложения при их общем устойчивом снижении, формирование "типового набора" форм и методов работы на рынке). Происходит сближение условий функционирования мирового и национальных товарных рынков
Вступив в мировое сообщество как независимые государства, развивающие страны с начала 70-х все активнее стремятся участвовать в международном разделении труда. Необходимость их участия в международном разделении труда объясняется тем, что они не производят целый ряд необходимых для воспроизводства товаров. В то же время они являются производителями сырья и ряда комплектующих изделий, столь необходимых для промышленно развитых стран. В международное разделение труда включены многие сферы хозяйственной деятельности развивающих стран. Международная торговля для развивающих стран, особенно для самых бедных, остается наиболее надежным источником внешних доходов. До 56% всего товарного экспорта развивающих стран сбывается на рынке промышленно развитых государств[9,134].
В связи со снижением материало- и энергоемкости промышленности индустриальных стран значение природного сырья в МТ имеет четко выраженную тенденцию к падению. Главным противодействием этой тенденции со стороны развивающихся стран стала диверсификация экспорта: переработка вывозимого сырья, продвижение на мировой рынок других видов промышленной продукции и др.
Доля развивающихся стран в общем мировом экспорте постепенно повышается. Особенно значимую роль в росте промышленного экспорта играют машины и оборудование, экспорт которых в 70-99 гг. вырос более, чем в 90 раз.
Тенденции развития международной торговли: в последнее десятилетие быстро растет значимость и объемы разного рода услуг (туризм и трудовые услуги путем экспорта неквалифицированной рабсилы).
Международная торговля услугами - специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услуг между продавцами и покупателями разных стран. Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материального носителя в явном виде. Отличие услуг от товаров в материальной форме в том, что 1) они не осязаемы и не видимы 2) не поддаются хранению 3) производство и потребление совпадает по времени и месту
Особенности по сравнению с международной торговлей товарами: 1) экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя 2) в экспорт услуг включает оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны продавца 3) ассортимент услуг, предложенный на мировом рынках меньше ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в м/н товарооборот 4) имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования.
Тенденции развития: 1)снижение доли транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в МТ 2) увеличение доли туризма в экспорте услуг 3) развитие сегмента «особые частные услуги», куда входят финансовые услуги (страховые, аудиторские и т.д.) 4) сокращение доли офиц. и правительственных услуг.
Современная международная торговля услугами быстро расширяется, оказывая все более существенное влияние как на развитие национальных экономик, так и мировое хозяйство в целом. Например, сектор услуг в США и ЕС составляет около 70-75% в валовом национальном продукте, в восточноевропейских странах этот показатель находится на уровне 50%, а в Латвии он превысил 70%.
Общий объем экспортируемых услуг в мировой торговле вырос со 155 млрд. долл. США в 1975 г. до 2,4 трлн. долл. в 2005 г., т. е. за тридцать лет более чем в 15 раз. А за один только 2006 г. ~ на 11,3% (до 2,7 трлн. долл. США) (рис. 1). Согласно официальной статистике, экспорт услуг в мире составил около 19% всего торгового экспорта (товаров и услуг). Банковские услуги, страхование, операции на рынке ценных бумаг, строительство, телекоммуникационные услуги преодолели национальные границы.
При переходе России на рыночные отношения, у поставщиков электроэнергии возникла проблема контроля и управления ее потреблением. В свою очередь, потребитель заинтересован в том, чтобы не переплачивать. В результате, стало необходимо увеличение сервисных функций счетчиков. АСКУЭ. Цифровые счетчики электроэнергии.
Быстрый рост сферы услуг во второй половине XX в., начале XXI в. обусловлен рядом факторов. Прежде всего -- высокой степенью зрелости экономики PI ростом уровня жизни населения. Как показывает практика промышленно развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами спрос на услуги значительно возрастает. Кроме того, известному ассортименту товаров придаются новые потребительские свойства (например, мобильные телефоны дополнены Интернетом), что обусловливает развитие сферы услуг. Немаловажным фактором развития рынка услуг в условиях НТР является прогресс разделения труда, ведущий к образованию новых видов деятельности, и прежде всего в сфере услуг. К факторам, способствующим развитию международного рынка услуг, также относятся следующие:
- трансформация услуг, ранее выполнявшихся на предприятии: фирмы и частные лица все чаще нанимают специалистов для оказания услуг, которые прежде они делали сами. Производственные услуги выделились в самостоятельный сектор. Программное обеспечение, проектно-конструкторские разработки, исследование рынка, юридическое обслуживание и другие услуги выгоднее заказать специализированным фирмам вместо содержания собственного штата высококвалифицированных специалистов;
- расширение возможностей оказания услуг в условиях применения Интернет-технологий. Для оказания многих услуг не требуется физического присутствия поставщика и потребителя в одном месте. Например, на расстоянии оказываются финансовые услуги посредством телекоммуникаций. Объем электронной торговли, по экспертном оценкам, в 2005 г. достиг 2 трлн. долл. США в год, или 5,1% от суммарных продаж в мире. Информация, скорость ее получения и услуги в области информации стали ключевым фактором повышения конкурентоспособности в любом секторе экономики;
- трансформация неконкурентных рынков важнейших секторов услуг в конкурентные (железнодорожный транспорт, передача электроэнергии, телекоммуникации, развитие сотовой связи как альтернативы традиционным телефонным линиям);
- появление во многих секторах услуг (особенно в финансовой сфере) транснациональных компаний. Крупные фирмы для расширения географии своей деятельности и облегчения внутрикорпорационных потоков заинтересованы в устранении или снижении барьеров, препятствующих выходу на рынки других стран.
Географическое распределение торговли услугами отличается крайней неравномерностью. Около 75% стоимости объема услуг экспортируется развитыми странами, 24% развивающимися и странами с переходной экономикой, 1% ~ международными организациями. Международная практика свидетельствует, что услуги в основном экспортируются либо промышленно развитыми странами, либо имеющими географическое преимущество.
Такому положению в торговле услугами в немалой степени способствуют решения переговоров в рамках Всемирной торговой организации. В книге «Глобализация: тревожные тенденции» лауреат Нобелевской премии 2001 г. по экономике Джозеф Стиглиц написал: «На Уругвайском раунде переговоров был вынесен на рассмотрение вопрос о торговле услугами. В итоге рынки были открыты главным образом для услуг, которые экспортируют промышленно развитые страны -- финансовые услуги и информационные технологии, -- но не для морских перевозок и строительных услуг, где развивающиеся страны имеют хорошие позиции… Развивающимся странам не удалось получить пропорциональной доли выгод».
На мировом рынке услуг доминируют восемь промышленно развитых стран, на которые в 2005 г. приходилось 48,9% мирового экспорта услуг и 47,0% импорта. Доля первой пятерки (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония) составляет 38% всего мирового экспорта услуг. Они же являются основными мировыми импортерами услуг (37,3%). Для компаний из этих стран большое значение имеет производство услуг в их зарубежных филиалах [15,90].
Положение развивающихся стран в мировом экспорте услуг, как и в экспорте товаров, укреплялось по мере их экономического развития и притока Иностранного капитала. Это особенно характерно для таких стран Азии, как Китай, Сингапур, Республика Корея. Объединенный Китай в 2005 г. занял четвертую позицию в мировом экспорте услуг (5,7%) после США, Великобритании и Германии и пятую в их Мировом импорте (4,9%).
Различные страны значительно отличаются друг от друга по видам и характеру предоставляемых услуг. Так, швейцарские фирмы сильны в банковском деле, торговле, организации материально-технического обеспечения, консалтинге и обучении. Английские фирмы занимают прочные позиции в страховании, аукционной торговле, управлении денежными операциями и в различных областях консультационных услуг. Сингапурские фирмы сильны в судоремонте, обслуживании авиалиний, портов и терминалов. Американские фирмы являются лидерами в операциях на рынке ценных бумаг, управлении гостиничным хозяйством, бухгалтерском учете и рекламе.
Для многих стран -- лидеров в сфере услуг характерно, что «национальные законодательства дискриминационны в отношении иностранных компаний». На внутреннем рынке для понижения конкурентоспособности иностранных услуг и создания благоприятных условий аналогичным национальным услугам страны применяют такие инструменты, как:
- внутренние налоги, сборы, тарифы в отношении импортной услуги в процессе ее продвижения от поставщика до конечного потребителя (в процессе доставки, рекламы, предложения к продаже, оборота в оптовой и розничной торговых сетях);
- сборы и платежи, взимаемые в связи с осуществлением международных платежей за импортные услуги;
- меры внутреннего регулирования в части создания, организации, непосредственной деятельности, которыми устанавливаются различные требования для компаний-поставщиков национальных и иностранных услуг;
- субсидии национальным компаниям -- поставщикам услуг (гранты, кредиты и займы на льготных условиях, приобретение акций или доли в уставном фонде, гарантии по кредитам, налоговые преференции, государственная закупка услуг по более высоким ценам, чем рыночные, предоставление национальным компаниям товаров и услуг на льготных условиях, удешевление кредитных ресурсов и др.).
Для повышения ценовой конкурентоспособности национальных услуг на внешних рынках практикуется предоставление различного вида субсидий отечественным компаниям, если часть общего объема оказанных услуг экспортирована.
Для ряда стран экспорт услуг стабильно является серьезным источником пополнения государственного бюджета. Прежде всего это такие промышленно развитые государства, как США (положительное сальдо платежного баланса в 2005 г. 72,8 млрд. долл.), Великобритания (34,6 млрд. долл.), Испания (27,5 млрд. долл.), Швейцария (18,8 млрд. долл.), Франция (10,1 млрд. долл.). В то же время для ряда промышленно развитых стран характерно значительное превышение импорта услуг над экспортом, в их числе Германия (отрицательное сальдо платежного баланса в 2005 г. 52,9 млрд. долл. США), Япония (24,7 млрд. долл.).
Для большинства развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами. Это не исключает того факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, Республика Корея специализируется на инженерно-консалтинговых, строительных услугах, морских перевозках, Мексика -- на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром.
Следует отметить, что сильное влияние услуг на экономическое развитие стран и их значительная доля в валовом внутреннем продукте государств имеет ряд негативных моментов, среди которых:
- проблемы, с которыми сталкиваются отдельные компании, работающие в сфере услуг, влияют на экономику страны (региона) в целом;
- мелкие компании из-за высокого уровня конкуренции не имеют возможностей для расширения рынков сбыта своей продукции и несут бремя дополнительных расходов;
- для потребителей затрудняется доступ к более квалифицированным и дешевым
- услугам, которыми они могли бы воспользоваться в условиях большего присутствия
- иностранных компаний и более сильной
- конкуренции между фирмами.
Структура международной торговли услугами достаточно сложна. Наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. В стоимостном выражении наблюдается их абсолютный рост, в то же время доля в общем объеме экспорта услуг снижается.
Доля транспортных услуг в общем объеме экспорта услуг снизилась с 28,5% в 1990 г. до 23,1% в 2006 г., поездок -- с 33,9 до 27,2%. Соответственно возросла доля «других услуг» -- с 37,6 до 49,7%. Такая мировая статистика сформировалась, прежде всего, за счет показателей развитых стран. Рост «других услуг» происходил в последнее время благодаря развитию информационных технологий. Продолжительное же снижение доли транспортных услуг определялось снижением тарифов на перевозки, внедрением новых технологий доставки грузов и преимущественно связано с ситуацией в морской торговле (около 80% всех перевозок торговых грузов).
«Другие услуги» в мировом экспорте услуг 2005 г. достигли почти 50%. Среди идентифицированных видов услуг наибольший вклад в эту статью экспорта вносят:
- роялти и лицензионные платежи (14%);
- финансовые услуги (12%);
- компьютерные и информационные услуги (8%);
- страховые услуги (5%);
- услуги связи (4%);
- строительные услуги (4%);
- услуги частным лицам и в сфере культуры и отдыха (3%).
Следует отметить, что публикуемые статистические данные об операциях с услугами на мировом рынке не являются исчерпывающими, поскольку в отличие от операций с товарами не проходят таможню и не учитываются достаточно полно во всех странах. Основной источник информации -- сведения, отражаемые в платежном балансе в соответствии с рекомендациями МВФ. Однако они имеют ряд недостатков:
- во-первых, не все страны сообщают полную информацию о платежном балансе;
- во-вторых, страны, предоставляющие такую информацию, не всегда ее достаточно детализируют, что не позволяет выделить услуги и некоторые важные их субпозиции;
- в-третьих, многие фирмы оказывают услуги в рамках внутрикорпорационных связей заграничных отделений ТНК, которые также не учитываются в полной мере;
- в-четвертых, платежи за услуги часто включаются в торговлю товарами. Например, это могут быть транспортные, страховые услуги, по монтажу оборудования, рекламе товаров и т. п.
Динамично развиваются обычно не учитываемые раздельно в международной статистике «другие виды услуг», ставшие лидирующими по темпам роста. В состав этой группы входят, в частности, деловые. К ним относятся: профессиональные (юридические, аудит и бухгалтерский учет, инжиниринговые); компьютерные и связанные с ними услуги (консультационные услуги по установ и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.