На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ценообразование и выявление направлений снижения издержек на предприятиях гостеприимства и туриндустрии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Федеральное агентство по образованию 
   Волгоградский государственный университет
   Факультет управления и региональной экономики
   Кафедра экономики предприятия и инновационной  деятельности 
 
 
 
 
 

   КУРСОВАЯ  РАБОТА
   по  дисциплине «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»
   на  тему
   «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ВЫЯВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИНДУСТРИИ» 
 
 
 

                  Выполнила: студентка Плюшко-Волковинская Н.М.
                  Гр. Мтб-072
                  Научный руководитель: д.э.н. доцент Степочкина Е.А. 
                   
                   
                   

   Волгоград, 2009 

   СОДЕРЖАНИЕ 

 


ВВЕДЕНИЕ

 
     Туризм  — это крупнейшая многоотраслевая  система, отдельные элементы которой  находятся в тесной взаимосвязи  друг с другом. Это отрасль, которая превратилась во всем мире в мощный катализатор экономического развития и межгосударственных интеграционных процессов, т.е. туризм способен приносить государству существенный доход.
     Российский  туррынок развивается быстро. для  того, чтобы он стал цивилизованным, нужны грамотные специалисты, которые должны иметь четкие представления о технологиях предпринимательства в туризме.
     Туризм  сегодня — это один из немногих динамично развивающихся видов  отечественного бизнеса, поэтому чтобы  преуспеть в туристской деятельности в современных условиях, требуется профессиональный, основанный на потребностях клиента и выполнений требований законодательства подход. Актуальность изучения предпринимательства в сфере сервиса и туризма является очевидным.
     Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов: во-первых, туристский бизнес не требует больших инвестиций; во- вторых, на туристском рынке успешно взаимодействуют различные организационно-правовые формы предприятий, которые быстро оборачивают капитал, а также получают доход за счет валютных операций. Поэтому для перспективного развития туризма и сервиса необходимо владеть механизмом предпринимательства с учетом его специфики в этих областях.
     В курсовой работе изложены материалы, которые  раскрывают основные вопросы, касающиеся ценообразования и выявления направления снижения издержек на предприятиях сервиса и туризма.
     Предпринимательство как процесс представляет собой  целесообразную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей субъектов  рынка и получение определенной прибыли, в противном случае поставленная предпринимателем цель не будет достигнута.
     Актуальность  исследования. Современная цивилизация вступает в стадию постиндустриального развития, когда доминирующими сферами хозяйства становятся услуги и информация. Одной из наиболее динамичных «сервисных» отраслей народного хозяйства является туризм.
     Бурное  развитие туризма в мире за последние  десятилетия, главным образом, объясняется  повышением спроса на туристские услуги в результате роста общественной производительности труда, увеличения доли свободного времени и материального благосостояния людей, улучшением качества их жизни.
     Туристский  бизнес привлекает предпринимателей сравнительно небольшим объемом стартового капитала, быстрым сроком его окупаемости, постоянным спросом на туристский продукт и услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведенных затрат и быстрой возможностью завоевать соответствующий сегмент на туристском рынке.
     Очень велико влияние на степень предпринимательского риска таких факторов, как отсутствие профессионального опыта руководителя предприятия, слабые общеэкономические знания персонала, финансовые просчеты, плохая организация труда, утечка конфиденциальной информации по вине служащих, плохая приспосабливаемость предприятия к переменам в окружающей рыночной среде, недостаток знаний в области маркетинга и др.
     Изменчивость  современной экономической среды  заставляет предпринимателей постоянно  совершенствовать методы и технику  управления, в том числе и управление издержками. Управление издержками - чрезвычайно сложная и перспективная область экономических исследований. Это подтверждается многочисленными теоретическими разработками и большим спросом на консалтинговые услуги по управлению затратами в хозяйственной практике развитых стран. В экономике России в настоящее время прослеживаются специфические тенденции повышения интереса к управлению затратами.
     Издержки - явление сложное и динамичное. Они заслуживают постоянного  и пристального внимания собственников  и специалистов - экономистов, финансистов, бухгалтеров и менеджеров, потому что проблема издержек не только теоретическая, но и практическая. Затраты активно участвуют в формировании и исполнении управленческой политики и играют существенную роль в области управления и принятия хозяйственных решений. Точно рассчитанный показатель себестоимости туристского продукта позволяет определить истинный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия (в бухгалтерском учете), избежать ошибки по четырем налогам (налогу на прибыль, НДС» налогу на пользователей автодорог, налогу на имущество) (в налоговом учете), позволяет принимать верные управленческие решения, проводить эффективную ценовую политику (в управленческом учете).
     Отсутствие  информации о затратах, которые являются базой для определения продажной цены туристских услуг и служат основой прогнозирования и управления процессом формирования туристского продукта, приводит к несвоевременному выявлению непроизводственных расходов, невозможности выработки и реализации мер по их недопущению, определению оптимального объема реализации туристских услуг. Это в результате ведет к снижению эффективности деятельности туристской организации в целом.
     В трудах отечественных и зарубежных специалистов достаточно подробно рассматриваются теоретические и практические аспекты издержек многих видов деятельности. Однако в современной экономической литературе практически отсутствует комплексный анализ затрат в сфере туризма. В туристских организациях, несмотря на назревшую необходимость, практически отсутствует налоговое планирование. Вместе с тем продуманный подход к калькулированию, лежащему в основе управленческого учета, в ряде случаев способен облегчить налоговое бремя организации, повысить эффективность хозяйствования.
     Цель курсовой работы - выявить особенности ценообразования на предприятиях гостеприимства и туриндустрии, разработать организационно-методические подходы и практические рекомендации по совершенствованию процесса управления издержками в туристских организациях.
     В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:
     1. Выявить отраслевые особенности  ценообразования. 
     2. Обобщить и систематизировать  существующие теоретико-методологические  концепции о сущности и содержании  затрат;
     3. Рассмотреть примеры снижения  издержек предприятий отрасли.
     Объектом  исследования является туристская отрасль  Российской Федерации.
     Предмет исследования - совокупность теоретических, методологических и организационно-методических вопросов управления издержками в организациях, выполняющих операторские и агентские функции по формированию, продвижению и реализации туристского продукта.
     Теоретической основой исследования послужили  пособия российских экономистов  по современным проблемам экономики  переходного периода, экономике  туризма, учету затрат, комплексному анализу, финансовому менеджменту.
     Информационной  базой исследования послужили законодательные  и нормативные акты, материалы периодических изданий.
     При обработке исходной информации использованы методы логического, сравнительного, и системного анализа.
     Работа  состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматривается специфика ценообразования на предприятиях гостеприимства и туриндустрии, во второй – классификация издержек в отрасли, основные направления их снижения в теории и на практике конкретных предприятий. 

ГЛАВА 1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ  НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИНДУСТРИИ

1.1. Специфика и состав  туристической индустрии

 
     Туризм - путешествие в свободн6ое время, один из видов активного отдыха; осуществляется, как правило, через туристские организации по туристским маршрутам (в форме организованного или самодеятельного туризма); является одним из наиболее эффективных средств удовлетворения рекреационных потребностей населения, так как сочетает оздоровление, познание, общение и т.д.
     Туристский  продукт – это комплекс туристских услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туриста во время его  путешествия, т.е. совокупность вещественных и невещественных потребительных стоимостей.
     Туристские  услуги – это услуги субъекта в туристской деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также услуги учреждений культуры, спорта, быта и развлечений, направленные на удовлетворение потребностей туриста. [5]
     Деятельность  туроператоров в большинстве случаев создает организационную подготовку турпродукта, его частичное производство и продвижение к потребителю. Поэтому деятельность туроператоров можно условно отнести к производственному предпринимательству.
     Турагенты выполняют функции посредников — продавцов туров. Кроме того, они выполняют отдельные виды услуг, например, страхование, консульское обслуживание и т. п. Это — смешанный вид деятельности.
     Контрагенты являются исполнителями туристских услуг (гостиницы, рестораны, переводчики, экскурсионные бюро и т. п.), которые оказывают услуги потребителям турпродукта, то есть активно участвуют в производстве услуг и на этом основании могут быть отнесены к производственным предпринимателям. [6]
     В сфере туризма широко распространена консультативная предпринимательская деятельность. Чем сложнее состав и выше качество туристских услуг, тем большее число специалистов-консультантов вовлечено в процесс создания и реализации туристских услуг.
     В 90-х годах ХХ в. на туристский рынок  стремительными темпами вошел вид предпринимательства, обусловленный развитием науки и техники, а также системы международных связей, — системы бронирования и резервирования, которые являются связующим звеном многих субъектов туристского рынка. В настоящее время действуют различные компьютерные системы бронирования и резервирования. Среди них — авиационные, железнодорожные, гостиничные, корпорационные, национальные, а также глобальные компьютерные сети (ГКС) бронирования и резервирования. [6]
     Зарубежные  специалисты по туризму в своих исследованиях разделяют всю систему предпринимательства в туризме на две части: туристская индустрии и индустрия гостеприимства. Туристическая индустрия включает индустрию развлечений, туроперейтинг, туристические агентства, транспорт, экскурсионно-познавательные организации. Индустрия гостеприимства включает индустрию услуг, индустрию размещения и индустрию питания.
     Согласно  точке зрения специалиста в области гостиничного бизнеса в Австралии Линн ван дер Ваген, индустрия гостеприимства включает в себя такие отрасли, деятельность которых направлена на предоставление жилья, продажу алкогольных напитков, предоставление пищи и увеселительных мероприятий. Ряд отечественных авторов, в частности В.А. Квартальнов, к основным сегментам индустрии туризма относят индустрию транспорта, туроператорскую и турагентскую деятельность, индустрию гостиничного дела, индустрию питания и развлечений. [7]
         Классификация Л. Мастни:
         1. Основное предпринимательское ядро  туризма — туроператоры и турагенты как рычаг, приводящий в действие другие факторы производства в туризме.
         2. Сектор транспортных перевозок,  сектор размещения и питания,  сектор развлечений.  [7] 

     Виды  туристского обслуживания и предпринимательства, относящиеся к индустрии туризма  и индустрии гостеприимства, представлены на рис. 1. 


     Рис. 1. Предпринимательство  в туризме 

     Гостиничные предприятия являются как бы базой  любого туристического продукта. Размещение всегда входит в пакет услуг. Транспорт  также является неотъемлемой частью любого путешествия, так как он подразумевает перемещение в пространстве. Туроператоры — туристические предприятия, разрабатывающие туры. Туроператоров принято различать на инициативных и рецептивных. Инициативные туроператоры — это операторы, отправляющие туристов за рубеж. Рецептивный туроператор разрабатывает программу приема туристов внутри страны. Турагенты — предприятия, реализующие туры, разработанные туроператорами, в розничную сеть. Туроператоров от турагентов отличает туроперейтинг. Туроперейтинг — это разработка туристических программ, т.е. туров. (Воскресенский)
     Являясь частью сферы обслуживания, индустрия  гостеприимства представляет собой  один из наиболее быстро развивающихся  секторов экономики с высоким  уровнем конкуренции. Успех деятельности предприятия во многом зависит от тщательно продуманной политики, хорошо разработанного плана действий. [5] 

1.2. Цена и ценообразование в сфере гостеприимства и туриндустрии

 
         Цена  — мера и регулятор динамичного  равновесия между спросом и предложением на туристском рынке. Цена на рынке находится в постоянном изменении, но при равенстве спроса и предложения устанавливается равновесная цена, когда предельная полезность туристского продукта и предельные издержки на его производство уравновешивают друг друга.
         Необходимыми  условиями рыночного ценообразования являются:
         • экономическая самостоятельность  и свобода выбора поведения предприятий  как собственников;
         • коммерческая основа отношений субъектов  хозяйствования, реализуемая посредством  взаимовыгодных договоров и контрактов купли-продажи;
         • содействие и защита договорно-контрактных  отношений, других хозяйственных споров, гарантирующие возмещение потерь и  убытков;
         • наличие конкурентной среды и  преодоление монополизма, обеспечивающих возможность выбора поведения субъектов  хозяйствования, агентов рынка;
         • соотношение спроса и предложения  на туристском рынке.
         Туристское  предприятие при ценообразовании  может использовать следующие стратегии:
         1. Можно продавать свой продукт  по рыночной (то есть по общепризнанной  на рынке) цене. Продажа товаров по такой же цене, как и у конкурентов, позволяет предотвратить снижение цен и, таким образом, цена покрывает предельные издержки.
         2. Можно назначить цену, более низкую  по сравнению с текущими рыночными  ценами. При использовании данной  стратегии ценообразования для достижения успеха предприятие должно убедиться, что спрос на услугу эластичен, а иначе предприятие будет получать большую прибыль за счет переманивания клиентов у своих конкурентов, что может привести к началу ценовой конкурентной борьбы.
         З. Можно установить цену выше рыночной. Высокая цена может быть обусловлена наилучшим качеством продукта, различными привлекательными выгодами или уникальностью продукта. При данном подходе основное внимание уделяется качеству, которое, по мнению многих клиентов, является функцией цены. [6]
         Рассмотрим  факторы, влияющие на цены в сфере гостеприимства и туриндустрии. Основой для принятия решения о ценообразовании является уровень спроса на туристский продукт. Назначая цену на продукт, необходимо учитывать тип и количество потенциальных потребителей. Если на рынке небольшое число потребителей, то цена должна быть достаточно высокой для компенсации ограниченности рынка. Но нужно также учитывать покупательские привычки и покупательскую способность.
         В цену должны быть включены валовые издержки производства. Предприятие взимает за продукт такую цену, которая покрывает все валовые издержки, издержки, связанные с продвижением и сбытом, а также норму прибыли. Прибыль, заложенная в цене продукта, должна остаться с целью компенсации бизнес-риска после уплаты всех обязательств партнерам по договорам и всех налогов. Предприятия, которые ставят своей целью долгосрочное выживание на рынке, в коротком периоде могут принять на себя убытки, чтобы занять выгодную позицию на рынке или позицию лидерства. [6]
         Турагенты делают наценку на продажную цену туроператора. Тем самым, покрывая свои накладные расходы и получая  прибыль, операторы определяют нижний уровень цен, ниже которого турагенты  не имеют права понижать цены. Помимо указанных факторов, необходимо также учитывать:
         • наличие товаров-заменителей у  конкурентов;
         • степень насыщения потребностей своего целевого рынка-
         • изменения в окружающей среде (политической, экономике кой, правовой);
         • качество продукта;
         • отличительные характеристики продукта;
         • конкурентов;
         • сезонность;
         • психологические особенности.
         На  ценообразование в туристской отрасли  влияет невозможность хранения продукта вследствие его нематериальной природы. В результате этого розничные  продавцы не разделяют с производителем риск, связанный с образованием непроданных запасов.
         Ценообразование в сфере услуг (в том числе  в туризме) имеет ряд особенностей:
         • услуги туризма (как и услуги вообще) представляют собой конечный продукт, предназначенный непосредственно  для потребления, поэтому цены на услуги — это розничные цены;
         • если на стадии создания промежуточного продукта его стоимость с помощью  цен перераспределяется между хозяйствующими субъектами, то на стадии конечной реализации туристского продукта отклонение цен  от стоимости ведет к перераспределению доходов населения между различными группами населения (потребителей и производителей);
         • сфера услуг связана непосредственно  с потребителем в процессе оказания услуг, поэтому она имеет устойчивый спрос на ряд услуг (в том числе и на услуги туризма). Однако устойчивость спроса во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, поэтому при установлении цен на услуги необходимо, чтобы цена не вызывала у покупателей отрицательных эмоций;
         • процессы производства, реализации и потребления услуг совпадают во времени, поэтому в сфере услуг применяется сезонная дифференциация цен и тарифов. Спрос на услуги туризма носит ярко выраженный сезонный характер.
         К факторам, влияющим на цену турпродукта, относят:
         • класс обслуживания (степень комфортности);
         • вид туристского путешествия (по используемым транспортным средствам: авиационный, железнодорожный, автобусный и др.);
         • формы обслуживания (групповой или  индивидуальный тур),
         • конъюнктура рынка на услуги туризма;
         • сезонньий характер предоставления услуг;
         • география размещения туристских предприятий  и др. [6]
         Рассмотрим  структуру цены на туристский продукт. Цена на услуги туризма включает следующие элементы:
         • стоимость сырья (например, продуктов  для приготовления пищи и др.);
         • текущие расходы на производство, реализацию и организацию потребления услуг;
         • косвенные налоги по отдельным видам  услуг (например, налог на добавленьную стоимость, акцизы, таможенные пошлины  и др.);
         • прибыль.
         Структура цены на турпродукт представлена на рис. 2. [6] 


         Рис.2. Структура цены на туристский продукт (тур). 

         Цены  на туристский продукт должны соответствовать  спросу. Их необходимо ориентировать  не на среднего потребителя (туриста), а на определенные типовые группы. Типологию потребления следует  рас сматривать как основу повышения эффективности коммерческой деятельности туристского предприятия. Цена на туристский продукт зависит не только от спроса, но и от рекламы данного продукта. Снижение цены ведет к росту спроса на туристский продукт и оказывает рекламное воздействие на покупателя туристского продукта; улучшение рекламы может способствовать увеличению цены на туристский продукт.
         Уровень цен значительно влияет на объем  реализации туристского продукта. Однако это влияние имеет свою специфику:
         • потребление туристского продукта происходит в свободное для туриста время, которого у него обычно немного. Отсюда следует особая избирательность, повышенные требования и чувствительность к качеству и цене туристского продукта;
         • между моментом продажи туристского продукта и его потреблением существует значительный разрыв во времени. Это находит свое отражение в политике цен на туристский продукт;
         • туристские предприятия предоставляют  скидку со стоимости тура, если турист, забронировавший тур, дает предприятию  право самостоятельного выбора одной из трех дат своего отправления одного из трех пунктов назначения отдыха;
         • цена на туристский продукт складывается из цен на различные виды услуг, входящих в состав тура. Калькуляция на цену тура включает как расходы, так и необходимую прибыль за оказание посреднических услуг со стороны турагента и туроператора.
         Практика  туристского бизнеса различает  следующие виды комиссионных вознаграждений посредникам:
         • комиссия для туроператоров, которые  разрабатывают программы и реализуют их самостоятельно или через посредника (комиссия для оптовиков);
         • розничная комиссия выплачивается  турагентам, которые перепродают  программы туроператорам или  сами бронируют гостиничные номера;
         • комиссия для других организаций, которые  выступают в качестве посредников между турагентом, туристом (клиентом) и гостиницей.
         В зависимости от вида комиссии различают  цены «брутто» и «нетто»:
         • цена «брутто» это цена до вычета комиссии;
         • цена «нетто» — это цена «брутто» за вычетом розничной комиссии;
         • цена «нетто-нетто» — это цена «нетто» за вычетом «оптовой» комиссии;
         • цена «нетто-нетто-нетто» — это цена «нетто-нетто» за вычетом «прочей» комиссии.
         Например, гостиница предлагает свой гостиничный  продукт (услуги, включающие транспортное обслуживание, встречу, проводы, проживание и т. д.). Турагент покупает гостиничный продукт по цене «нет- то», не имеющий фирменной отметки, и обязуется продать его под своим именем, осуществляя контроль за бронированием мест. Турагент покупает у гостиницы определенный контингент мест и при подписании договора платит 10 % стоимости. Он обязуется реализовать определенный процент (квоту) этого контингента. За непроданные места турагент должен заплатить гостинице определенный процент.
         Если  же турагент подает больше взятой им квоты мест, то он получает возможность покупать их по более дешевым ценам, Турист сам устанавливает цену на турпоездки с учетом платежеспособности контингента туристов, своих доходов и расходов. Цена на туристский продукт определяется методом нормативной калькуляции. При этом имеется в виду, что в большинстве случаев туристский продукт рассчитан на группу людей. В нее входят как туристы, так и лица, сопровождающие эту группу на конкретном маршруте (гид-переводчик, экскурсовод и т. д.). Цена турпакета на одного туриста, то есть стоимость туристской путевки, определяется по формуле
         
         где Ц — цена турпакета на одного туриста, руб.; И — себестоимость  услуг, входящих в турпакет, составленный туроператором руб.; Н — косвенные  налоги (НдС) по отдельным видам услуг  туризма, руб.; П — прибыль туроператора, руб.; С — скидка, предоставленная туроператором туристу с цены отдельных видов услуг, входящих в турпакет, руб.; К — комиссионное вознаграждение турагента, реализующего турпакет (знак «+» означает надбавку к цене турпакета; знак «—» означает скидки с цены туроператора в пользу турагента), руб.; Ч — количество туристов в группе, человек; К — количество лиц, сопровождающих группу туристов по определенному маршруту, человек.
         При заключении договора с турагентами  на реализацию своих туров туроператор может исходить из двух позиций:
         1. Туроператор продает турагенту  туристский пакет по цене, которую  он должен получить с турагента,  В этом случае турагент делает  надбавку в свою пользу на  цену туроператора. Туроператор  не вмешивается в размер установления этой надбавки.
         2. В условиях конкуренции на  туристском рынке в целях полной  продажи турпакетов и для сохранения  своего имиджа туроператор предоставляет  турагенту турпакет для реализации  по твердой фиксированной цене. В этом случае турагент получает комиссионное вознаграждение в форме скидки со стоимости турпакета.
         Цена  тура на одного человека зависит от количества туродней. Чем продолжительнее  тур, тем (при прочих равных условиях) дороже он будет стоить. Цена тура на одного человека зависит от вида тура: индивидуальный или групповой. Цена индивидуального тура при прочих равных условиях выше, чем цена группового тура в расчете на одного человека. При групповом туре цена тура на одного человека зависит от численности туристов в группе. Чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека.
         Цена  тура зависит от возрастного состава  туристов, так как на многие услуги туризма (проживание в гостинице, экскурсии) детям и школьникам предоставляются  скидки с цены.
         При определении конкретной цены тура необходимо учесть следующие факторы:
         1. Внешние факторы:
         • состояние покупательского спроса;
         • платежеспособность покупателей, их интересы, привычки, вкусы;
         • поведение конкурентов;
         • экономическая политика государства  и др.
         2. Внутренние факторы:
         • увеличение прибыли от реализации туристского  продукта;
         • заинтересованность туроператора и  турагента в увеличении своей  доли на рынке;
         • стремление избегать банкротства;
         • желание поднять престиж туристского  предприятия. [6]
     Рассмотрим  основные экономические законы и категории в туризме. К числу экономических законов и категорий, наиболее рельефно характеризующих туристический рынок, можно отнести закон спроса и предложения, категорию эластичности, закон Энгеля, эффект сноба, эффект Веблена, эффект мультипликатора, кривые безразличия и др.
     Закон спроса и предложения устанавливает  прямую зависимость между ценой  турпродукта и его предложением и обратную зависимость между ценой и спросом на продукт.
     Эластичность  спроса по пене показывает, на сколько процентов изменится спрос на турпродукт, если его цена изменится на 1%.
     Согласно  закону Энгеля, с увеличением дохода уменьшается та его часть, которая расходуется на товары первой необходимости, И увеличивается доля расходов на предметы роскоши и духовное развитие, куда можно отнести и туризм.
     Эффект  сноба означает, что потребитель  туристического продукта хочет отличаться от большинства. Покупатель-сноб никогда не купит то, что покупают другие. Здесь имеет место зависимость от окружающих, которая в обычном смысле понимается как эффект присоединения к большинству. Однако при эффекте сноба она имеет обратную направленность.
     Эффект  Веблена выражается в престижном демонстративном потреблении. Считается, что определенные товары привлекательны для людей, которые покупают их с тем, чтобы произвести впечатление на окружающих. В туризме такими примерами могут служить особо дорогие новинки туристического рынка.
     Эффект  мультипликатора означает, что средства, вложенные в туристическую деятельность, дают не только прямой доход, но и опосредован но влияют на отраслевую и территориальную структуру хозяйства.
     Кривые  безразличия (категория безразличия) свидетельствуют о том, что потребителю  туристического продукта часто неважно  куда ехать, главное, чтобы стоимость тура совпадала с финансовыми возможностями (бюджетным ограничением) потребителя.
     Для туристической деятельности некоторые экономические понятия и категории приобретают специфический смысл. Например, такое понятие, как «товар», т.е. продукт, произведенный для обмена, в туризме фактически эквивалентен понятию «турпродукт», т.е. совокупности вещественных и невещественных потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста. Турпродукт оформляется в виде туристического пакета и реально представляет собой конкретный тур.
     Туристическая рента — регулярный твердый доход, не связанный с предпринимательской  деятельностью. Причиной возникновения туристической ренты являются специфичность ресурсов туризма, их природно-оздоровительная, духовно-нравственная, эстетическая, историко-культурная и иная социальная значимость, а также уникальность. Монопольная туристическая рента образуется на основе хозяйственного использования туристических ресурсов уникального качества. дифференциальная туристическая рента образуется на основе использования туристических ресурсов неравного качества. [7]
     Рассмотрим  основные финансово-экономические показатели деятельности турфирмы и особенности организации турпоездки. Микроэкономический подход предусматривает прежде всего анализ деятельности хозяйствующего субъекта на туристическом рынке, т.е. туристической фирмы. В данном случае необходимо оперировать конкретными финансово-экономическими показателями, такими, как экономический эффект, эффективность, прибыль, рентабельность, фондоотдача, фондоёмкость, оборачиваемость оборотных средств, производительность труда и др.
     Современный микроэкономический анализ предусматривает также анализ бухгалтерской финансовой отчетности, умение рассчитывать финансовые коэффициенты (ликвидность, маневренность, автономность и др.). Это важно для знания финансово-экономического «здоровья» фирмы и ее платежеспособности.
     Анализ  структуры себестоимости и затрат турфирмы, осуществляемый в рамках бухгалтерского управленческого учета, позволяет принимать правильные управленческие решения, максимизировать прибыль, минимизировать затраты.
     Важно также представлять себе особенности организации турпоездки. Здесь оперируют такими понятиями, как ваучер (право на проживание в гостинице), трансфер (стоимость перевозки туриста от аэропорта до гостиницы), чартер (международный авиаперелет в оба конца). Определенное значение имеют знания основных элементов страхования, являющегося обязательным при осуществлении турпоездки. [7]
     Рассмотрим  себестоимость туристских услуг. Туристский бизнес характеризуется рядом показателей. Базовыми показателями традиционно считаются себестоимость, цена, выручка, прибыль и рентабельность.
     Основополагающим  показателем туристского бизнеса  являются затраты. В международной  практике, так же как и в российской затраты оцениваются по себестоимости. Себестоимость в сфере социально-культурного сервиса и туризма представляет собой совокупность текущих трудовых, материальных и финансовых затрат на производство и реализацию туристских услуг, выраженных в денежной форме.  Это важнейшая экономическая категория и качественный показатель, так как характеризуется уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении туристской организации. Как экономическая категория себестоимость выполняет ряд функций:
    позволяет осуществлять учёт и контроль затрат на производство и реализацию туристских услуг;
    является базой для формирования цен на услуги туристских организаций и определения прибыльности и рентабельности;
    служит экономическим обоснованием целесообразности вложения реальных инвестиций в реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующих туристских организаций;
    позволяет определить оптимальную мощность туристской организации;
    служит экономическим обоснованием управленческих решений.
     Названные функции позволяют сделать вывод  о важности процедуры обоснования  затрат в туристских организациях. Грамотный подход к формированию себестоимости и включению затрат в стоимость туристской услуги во многим определяет конечный финансовый результат деятельности организации.
     Основным  документом которым необходимо руководствоваться  при формировании себестоимости  туристских услуг в организациях, является Положение «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552, с последующими изменениями и дополнениями [1]. Кроме того, целесообразно изучить целевые методические рекомендации (инструкции) по планированию, учёту и калькулированию себестоимости отдельных видов туристских услуг. Так, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму разработал и утвердил специальный документ «Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью».
     На практике в целях анализа, учёта и планирования многообразия затрат, входящих в себестоимость туристских услуг, применяются две взаимосвязанные классификации: поэлементная и калькуляционная.
     Именно  эти классификации обладают наибольшей значимостью в туристском бизнесе  и позволяют составлять два важнейших  финансовых документа: смету и калькуляцию.
     Смета - документ, который включает все  элементы затрат, связанные с производственной деятельностью туристской организации, и содержит три важных показателя: полную себестоимость, плановые накопления и полную стоимость. [8]
     Калькуляция – это документ, который отражает общую сумму фактических затрат на производство одной калькуляционной единицы и составляется на основе сметы затрат. Итогом калькуляции является единичная себестоимость калькуляционной единицы, которая отражает затраты туристской организации на производство и реализацию одной туристской услуги. 

ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ  СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИНДУСТРИИ

2.1. Классификация затрат

 
      Разнообразие  существующих классификаций затрат представлено в таблице 1. 

Явные Неявные
Прямые Косвенные
Производственные Коммерческие
Основные Накладные
Одноэлементные Комплексные
Постоянные Переменные
Средние Предельные
Производственные Периодические
По  видам расходов:
По  экономическим элементам По калькуляционным статьям
 
      Таблица 1. Классификация  затрат. 

      Затраты - потребленные, потраченные или  потерянные материальные, трудовые и  финансовые ресурсы для извлечения прибыли в процессе хозяйственной  деятельности предприятия. Использование системы классификации затрат позволяет анализировать и прогнозировать показатели продаж и чистого дохода по туристской организации в целом и по отдельным видам турпродукта, по клиентам и продавцам, по каналам реализации и другим категориям. Такое разбиение данных применяется в управлении себестоимостью, при планировании прибыли и оценке качества работы, а также для контроля затрат.
      Явные и неявные издержки. Ограниченность ресурсов и неизбежность альтернативного выбора создают необходимость учитывать как явные, так и неявные издержки фирмы. К явным (или бухгалтерским) издержкам относятся издержки, которые проходят по счетам бухгалтерского учета. К неявным издержкам относятся издержки, которые носят внутренний характер и не связаны с денежными выплатами со счетов фирмы, а следовательно, не учитываются в бухгалтерских отчетах. К ним относятся издержки упущенных возможностей, связанные с использованием собственных денежных средств фирмы. Примером могут служить издержки по размещению денежных средств в акциях. Неявные издержки составляют разницу между суммой дивидендов и максимально возможной выручкой при ссуживании этих денег под процент.  
            К неявным издержкам фирмы относятся и недополученные доходы из-за неэффективного использования патентов, знаков обслуживания, месторасположения, ноу-хау, а также других преимуществ.  
            Явные и неявные издержки образуют экономические издержки фирмы.

      Прямые и косвенные затраты. Прямые издержки в момент их возникновения можно непосредственно отнести на объект калькулирования на основе первичных документов (накладных, нарядов). К таким издержкам относятся расходы, связанные с формированием и реализацией отдельных видов работ и услуг.  
             Прямые расходы обычно включают заработную плату производственных рабочих, расходы на сырье, оплату электрической и тепловой энергии и некоторые другие.  
     Косвенные издержки связаны с формированием и реализацией нескольких различных видов туристского продукта, которые в момент их возникновения не могут быть отнесены непосредственно на объект калькулирования.  
             Деление затрат на прямые и косвенные зависит от отраслевых особенностей организации производства и принятого метода калькулирования себестоимости продукции. Если туристская фирма оказывает один вид услуг, то все расходы этой фирмы будут прямыми по отношению к оказываемой услуге.

      Производственные  и коммерческие затраты. По участию в процессе производства все виды затрат подразделяются на производственные и коммерческие. Производственные затраты связаны с основным видом деятельности фирмы, например, у туроператора это затраты по формированию турпродукта. Коммерческие (внепроизводственные) затраты связаны с реализацией турпродукта и включают в себя расходы на рекламу, средства, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям, комиссионные сборы и другие подобные расходы.
      Производственные  и коммерческие затраты образуют полную себестоимость продукта.
      Основные  и накладные затраты. По экономической роли затраты турфирм делят на основные и накладные.  
            Основные затраты - это прямые издержки, которые непосредственно связаны с процессом предоставления услуг, т. е. расходы по размещению, на питание, на экскурсионное и транспортное обслуживание. Основные затраты прямо и непосредственно включают в себестоимость турпродукта.  
            Накладные затраты - это издержки, которые необходимы для формирования, продвижения и реализации турпродукта, но их нельзя прямо отнести на конкретный вид продукта .

      Одноэлементные  и комплексные  затраты. По составу (однородности) затраты подразделяют на одноэлементные и комплексные.  
            Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента: заработная плата, амортизация и другие. Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов. К ним можно отнести цеховые и общезаводские расходы, в состав которых входят заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные расходы.

      Постоянные и переменные затраты. Наиболее важной и используемой для целей планирования и контроля является классификация издержек по типу "поведения" затрат в зависимости от изменения объема производства или от уровня деловой активности компании.
      Переменными называются затраты, которые варьируются с изменением объемов деятельности. Переменные затраты по своим абсолютным размерам в зависимости от объема оказанных услуг могут как возрастать (при увеличении продолжительности тура увеличиваются расходы на питание туристов), так и уменьшаться (при увеличении продолжительности тура расходы по гостиничному обслуживанию сокращаются). Эти издержки постоянны в расчете на единицу продукции, услуги. Но здесь есть одна тонкость, связанная с системой скидок с цены услуг при групповом туризме, однако поведение переменных затрат на единицу продукции, услуги не изменяется - возрастает или снижается лишь их уровень на единицу продукции, услуги.
      Постоянные  затраты - это расходы, относительно стабильные (изменяются незначительно) при колебаниях объемов производства, услуг (например, амортизационные отчисления, арендная плата и т. п.).
      При делении затрат на постоянные и переменные необходимо учитывать тот факт, что  затраты одного и того же вида могут  вести себя по-разному. Существует большое  количество затрат, которые в определенной ситуации по принятию решения являются переменными, а в другой - могут быть постоянными.  
Общая сумма всех постоянных и всех переменных издержек образует валовые издержки.  
            Средние издержки. Фирма, желая добиться максимальной прибыли, стремится снизить издержки на единицу продукции. В связи с этим интересен показатель средних издержек. Средние издержки - это величина валовых издержек, приходящаяся на единицу турпродукта.

      Предельные  издержки. Предельные издержки - это прирост затрат фирмы при изменении объема реализации услуг на одну дополнительную единицу турпродукта. Предельные издержки показывают, во что обойдется фирме увеличение объема производства на единицу турпродукта.
      Поскольку постоянные издержки не меняются и  не зависят от объема услуг, изменение  валовых издержек определяется изменениями только переменных издержек. Отсюда следует:
      
       
 
           Функциональная зависимость средних и предельных издержек показана на рис. 3  
     

        

      Рис. 3. Кривые предельных и средних издержек
       
            На рис. 3 графически отражается действие одного из фундаментальных законов экономики - закона уменьшающейся отдачи ресурсов. Средние переменные будут снижаться до тех пор, пока предельные издержки меньше средних переменных издержек. Когда же предельные издержки превысят значение средних переменных, средние переменные станут возрастать. Средние валовые издержки снижаются, пока предельные издержки меньше средних валовых издержек, но они начнут повышаться, как только величина предельных затрат превысит валовые.

      Производственные и периодические затраты. Издержки, которые нельзя идентифицировать с видом продукции, услуг, называются периодическими, поскольку их можно соотнести только с периодом, в течение которого они были понесены.  
            Производственные затраты связаны с осуществлением собственно производственной деятельности. Они имеют место при формировании и продвижении турпродукта. 

      Периодические затраты возникают в течение  определенного периода времени, они не связаны с объемом производства или объемом сбыта. Уровень таких  расходов устанавливается решением администрации. Таким же решением они могут быть увеличены, сокращены или устранены. Типичными примерами дискреционных затрат являются расходы на исследование и разработки, стоимость рекламных средств и затраты на программы повышения квалификации персонала.
      Группировка затрат по видам расходов. Группировка по видам расходов является в экономике общепринятой и включает две классификации: по экономическим элементам затрат (или по экономическому содержанию) и по калькуляционным статьям (или по целевому назначению) расходов.  
            Деление затрат по экономическим элементам применяется при формировании себестоимости на предприятии в целом и включает пять основных групп расходов:

    материальные затраты;
    затраты на оплату труда;
    отчисления на социальные нужды;
    амортизация основных фондов;
    прочие затраты.
      Классификация затрат по экономическим элементам  позволяет определить структуру себестоимости. Для этого исчисляют процентное соотношение удельного веса каждого вида затрат и всей себестоимости.  
             Группировка затрат по калькуляционным статьям используется при составлении калькуляции (расчет себестоимости единицы продукции). Калькуляция позволяет определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг. Необходимость данной классификации обусловлена тем, что расчет себестоимости по экономическим элементам затрат не позволяет учесть, где и в связи с чем произведены затраты, а также характер этих затрат в отдельных видах услуг. Определение же затрат по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицы продукции позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне.  
            Для туристских организаций перечень калькуляционных статей утвержден приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму от 08.06.98 г. № 210, зарегистрированным Минюстом России от 24.08.98 г. № 1595, "Об утверждении особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью". [2]

      Перечень  затрат, формирующих себестоимость  туристского продукта, содержит следующие  калькуляционные статьи:
    затраты на приобретение прав на следующие услуги туристам:
      размещению и проживанию;
      по транспортному обслуживанию (перевозке);
      по питанию;
      по экскурсионному обслуживанию;
      по медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний;
      по визовому обслуживанию (а также иные затраты, связанные с оформлением турпоездки);
      культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера;
      по добровольному страхованию от несчастных случаев, болезней и медицинскому страхованию в период турпоездки;
      по обслуживанию гидами-переводчиками и сопровождающими;
    затраты по освоению новых туров;
    затраты, связанные с оплатой услуг организаций по подбору кадров;
    представительские расходы в пределах сумм, установленных законодательством Российской Федерации;
    затраты, возникающие по не востребованной туристами части услуг, права на которые приобретаются неразделяемыми комплектами для целей формирования туров. Последние включают затраты по фрахтованию транспортного средства, по приобретению блока мест в транспортном средстве, по размещению и проживанию в организации гостиничной сферы и иных организациях, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги. [9]  

2.2. Основные направления снижения издержек

 
      В условиях, когда цена определяется рынком на основе маркетинговой информации, меняется психология производства и  появляется потребность к управлению себестоимостью и оптимизации затрат. 
            Система управления затратами фирмы основывается на следующих трех принципах:

    обоснованность (или целесообразность) затрат;
    целевое использование выделенных ресурсов;
    эффективное использование выделенных ресурсов.
              Управление затратами фирмы осуществляется с помощью экономических нормативов.  
            Экономические нормативы устанавливают плановые размеры затрат либо на расчетный период времени, либо на единицу турпродукта. По отдельным видам затрат экономические нормативы имеют характер лимитов, устанавливающих верхние пределы затрат. 
            В условиях перехода к рыночной экономике управление затратами направлено на рациональную минимизацию всех видов затрат. Данное требование реализуется путем ранжирования затрат на три категории:

    затраты, объективно необходимые для осуществления уставной деятельности предприятия и подлежащие сокращению лишь при уменьшении объема оказания услуг;
    затраты, подлежащие рациональной минимизации при любых результатах финансово-хозяйственной деятельности пред- приятия, например общехозяйственные расходы, налоговые платежи;
    затраты, возможные лишь при улучшении финансового положения предприятия или при обосновании их объективной необходимости для улучшения конкурентоспособности на рынке туруслуг, например дорогостоящие маркетинговые исследования или рекламные кампании.
       Организация управления затратами на предприятии должна ориентироваться на решение следующих  задач:
    введение и постоянная корректировка инфляционных коэффициентов как необходимого элемента подсистемы планирования затрат;
    отказ от инвестиционных программ с длительными сроками окупаемости;
    корректное сокращение налоговых и приравненных к ним платежей, прежде всего путем рационального использования затрат, дающих право на налоговые льготы;
    сокращение финансовых рисков в деятельности организации.
      Отслеживание погашения дебиторской задолженности. Важным элементом управления затратами является отслеживание погашения дебиторской задолженности с целью недопущения превышения срока исковой давности.
      Планируя  свою деятельность, предприятие должно учитывать альтернативные возможности использования имеющихся средств. Например, увеличивая срок получения дебиторской задолженности, следует учесть не только то, что возрастут налоги с оборота или может измениться валютный курс не в пользу предприятия, но и какую при этом выгоду предприятие упустит в процессе ожидания средств по сравнению с альтернативным их использованием в случае своевременного поступления (например, вложив средства в ценные бумаги, на депозит на этот срок и т. п.).
      Хранение  наличности также приносит неявные издержки, равные "упущенному" проценту из-за неиспользования этих денег как заемных средств; ссуживание денег под процент дает издержки, равные выгоде, которую владелец денег упустил, не потратив эти деньги на формирование турпродукта.
      Дебиторская задолженность - это задолженность других юридических и физических лиц данной организации. Исковая давность - время, в течение которого предприятие может востребовать дебиторскую задолженность или обязано погасить кредиторскую задолженность.  
            После постановки дебиторской задолженности на учет организация-кредитор до срока ее оплаты решает следующие задачи, вытекающие из законодательных и нормативных актов:

    определяет срок учета дебиторской задолженности -в течение срока исковой давности (3 года) либо в течение 4 месяцев;
    рассчитывает текущую стоимость дебиторской задолженности, которая может быть договорная, договорная с учетом процентов (доходов) либо рыночная;
    устанавливает текущую стоимость дебиторской задолженности в случае, если ее стоимость выражена в иностранной валюте либо в условных денежных единицах;
    определяет потребность в залоге и порядок его использования.
      Согласно  Указу Президента РФ от 20.12.94 г. № 2204 "Об обеспечении правопорядка при  осуществлении платежей по обязательствам за поставку продукции (выполнение работ или оказание услуг)" и постановлению Правительства РФ от 18.08.95 г. № 817 сроки оплаты дебиторской задолженности должны быть установлены в договорах не выше трех месяцев после даты постановки дебиторской задолженности на бухгалтерский учет. В противном случае сделка будет признана ничтожной.  
        Ничтожная сделка - сделка, которая является недействительной независимо от признания ее таковой судом. Кроме того, причинами признания сделки ничтожной могут явиться несвоевременное исполнение обязательств по расчетам и неистребование просроченной дебиторской задолженности в судебном порядке.  
        Согласно Гражданскому кодексу РФ преде
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.