На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Значение и теоретические основы выборочного наблюдения в туристской деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
                               СОДЕРЖАНИЕ 
Введение 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
    Значение и теоретические основы выборочного наблюдения в туристской деятельности 5
    Методы отбора единиц в выборочную совокупность, применяемых в туризме 11
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 15
Вывод  29
Список  используемой литературы  31 

 


              ВВЕДЕНИЕ
        Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди зачастую и не осознавая этого, постоянно используют элементы статистической методологии не только в трудовых процессах, но и в повседневном быту. Работая, отдыхая, общаясь с другими людьми, принимая какие-то решения, человек пользуется определенной системой сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов; он систематизирует, сопоставляет эти факты, анализирует их, делает необходимые для себя выводы и принимает определенные решения и действия. Таким образом, в каждом человеке заложены элементы статистического мышления как способность к анализу и синтезу информации об окружающем мире. Это так называемый обыденный компонент статистического мышления.
        Туризм - деятельность лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся вне их обычной среды обитания, в течение периода, не превышающего одного года, с целью отдыха, с деловыми и с другими целями, но не с целью занятия деятельностью, оплачиваемой в месте пребывания.
        Статистика в туристской деятельности - первоначальное 
накопление исходного материала для комплексной оценки экономического состояния или эффективности деятельности турфирмы.

        Термин «обычная среда обитания» введен для избежания  включения в туристскую статистику лиц, которые совершают короткие (ежедневные или еженедельные) поездки между домом и работой (учебой) или другими местами постоянного посещения.
      3 аспекта статистики  в туризме:
        1. Совокупность цифрового  материала по конкретным объектам  и явлениям.
 

        
        2. Вид деятельности, связанный с обобщением и обработкой 
информации.

        3. Использование системного подхода к определению 
достоверности данных и проведению статистического наблюдения.

        Задача статистического  исследования состоит в получении  обобщающих показателей и выявлении закономерностей в туризме, чтобы охарактеризовать различные явления и процессы в турбизнесе.
    Статистическое  исследование состоит  из трех основных стадий:
      1. Статистического наблюдения.
        2. Первичная обработка, сводка и группировка результатов 
наблюдения.

    3. Анализ полученных сводных материалов.
        Все эти этапы  связаны между собой, отсутствие одного из них ведет к разрыву  целостности статистического исследования. Ведение статистического наблюдение бессмысленно без дальнейшего анализа, а анализ невозможен без информации, полученной на стадии первичной обработки данных.
        Прохождение каждой стадии исследования связано с использованием специальных методов, объясняемых содержанием выполняемой работы. В туризме очень важен метод выборочного наблюдения для определения целей дальнейшей работы и изучения туррынка.
 

        
      1.1 ЗНАЧЕНИЕ  И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРОЧНОГО  НАБЛЮДЕНИЯ В ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
        Выборочным называется такое не сплошное наблюдение, при котором признаки регистрируются у отдельных единиц изучаемой статистической совокупности, отобранных с использованием специальных методов, а полученные в процессе обследования результаты с определенным уровнем вероятности распространяются на всю исходную совокупность.
        Выборочное наблюдение нельзя отождествлять с не сплошным обследованием вообще, так как оно является лишь одним из видов последнего, наиболее проработанным с методологической и организационной точек зрения. Помимо выборочного наблюдения, не сплошное обследование может осуществляться путем монографического описания, методом основного массива или на основе различных видов анкетирования (в основном применяется в туристской деятельности фирмы), когда отсутствуют какие-либо специальные методы отбора респондентов и процент заполненных и возвращенных анкет заранее не известен.
        Преимущества выборочного  наблюдения в туризме заключаются  в существенной экономии различного вида ресурсов, а именно:
    финансовых средств, затрачиваемых на сбор и обработку данных, подготовку и оплату кадров;
    материально-технических ресурсов (канцелярские товары, оргтехника, расходные материалы, транспортное обслуживание и т.п.);
    трудовых ресурсов, привлекаемых к обследованию на всех его этапах;
     

        • времени, затрачиваемого как на получение первичной информации, так и на последующую ее обработку, вплоть до публикации итоговых материалов.
        В то же время необходимо четко представлять, что выборочное наблюдение, как бы грамотно с методологической точки зрения оно не было организовано маркетологами тур.предприятий, всегда связано с определенными ошибками. Поэтому, когда вариация регистрируемых признаков очень сильная и процент отбора для получения выборочных значений с заданной точностью достигает 20-25%, следует правильно оценить целесообразность не сплошного обследования, сопоставив достаточно большие затраты всех ресурсов на такую объемную выборку и ожидаемые погрешности статистических характеристик. Вполне вероятно, что проведение сплошного обследования в подобных случаях будет оправданным.
        В то же время при  решении ряда задач выборочное наблюдение является единственно возможным способом получения необходимой информации. Так, контроль многих видов тур.продуктов связан с их устареванием и неактуальностью. Например, нельзя проверить каждую продаваемую поездку на тур.рынке производимую туроператором на соблюдение всех требований по качеству предоставляемых услуг. Нельзя проверить мнение каждого туриста о какой-либо турфирме или о тур.продуктах на соответствие стандартам, так как это связано с большим количеством турфирм на туристском рынке и большими потоками туристов. В подобных случаях контроль качества может осуществляться только с использованием выборочного метода.
         Согласно  международным статистическим нормам, к путешественникам, не включены в выборочное наблюдение:
 -приграничные рабочие;
 

        
-транзитные пассажиры;
    кочевники и беженцы;
    военнослужащие и члены их семей;
    представители консульств и члены их семей;
    дипломаты и члены их семей;
    временные и постоянные иммигранты.
        Путешественники, включенные в выборочное наблюдение, называют посетителями и подразделяются на две группы:
    туристы;
    экскурсанты.
Реализация  выборочного метода базируется на понятиях генеральной и
выборочной  совокупностей.
        Генеральной совокупностью называется вся исходная изучаемая статистическая совокупность, из которой на основе отбора единиц или групп единиц формируется выборочная совокупность. Поэтому генеральную совокупность также называют основой выборки.
        Отбор единиц в выборочную совокупность может быть повторным  или бесповторным.
        При повторном отборе попавшая в выборку единица подвергается обследованию, т.е. регистрации значений ее признаков, возвращается в генеральную совокупность и наравне с другими единицами участвует в дальнейшей процедуре отбора. Таким образом, некоторые единицы могут попадать в выборку дважды, трижды или даже большее число раз. И при изучении выборочной совокупности они будут рассматриваться как отдельные независимые наблюдения.
        Отметим, что число  единиц генеральной совокупности, участвующих   в   отборе,   при   таком   подходе   остается   постоянным.
 

        
Поэтому вероятность попадания в выборку для всех единиц совокупности на протяжении всего процесса отбора также не меняется.
        На практике в  туризме методология повторного отбора обычно используется в тех случаях, когда объем генеральной совокупности не известен и теоретически возможно повторение единиц с уже встречавшимися значениями всех регистрируемых признаков.
        Например, при проведении маркетинговых исследований в туризме  мы не можем точно оценить, какое  число турагентств предпочитает тур.услуги конкретного туроператора, сколько клиентов предпочитает покупать тур.продукты именно в данной турфирме и т.д. Поэтому возможно повторение совершенно идентичных единиц по причине как практически неограниченных объемов совокупности, так и возможной повторной регистрации. Предположим, при проведении исследования один и тот же клиент может дважды прийти в турфирму и дважды подвергнуться обследованию.
        При выборочном контроле качества тур.продуктов и тур.услуг объем генеральной совокупности также часто не определен, так как процесс производства и реализации может осуществляться постоянно, каждый день, дополняя генеральную совокупность новыми единицами-турами. Поэтому в выборочную совокупность могут попасть два и более тура с абсолютно одинаковыми характеристиками. Следовательно, и в этом случае при обработке результатов выборки необходимо ориентироваться на методологию, используемую при повторном отборе.
        При бесповторном отборе попавшая в выборку единица подвергается обследованию и в дальнейшей процедуре  отбора не участвует. Такой отбор целесообразен и практически возможен в тех случаях, когда объем генеральной совокупности четко определен. Получаемые   при   этом   результаты,   как   правило,   являются   более
 

        
точными по сравнению с результатами, основанными  на повторной выборке.
        Необходимо отметить, что в выборочную совокупность в  туризме могут отбираться не только отдельные туры, но и группы тур.продуктов. В первом случае отбор называется индивидуальным, во втором случае - групповым.
        Как уже отмечалось выше, выборочное наблюдение всегда связано с определенными ошибками получаемых характеристик. Ошибки регистрации являются следствием неправильного установления значения наблюдаемого признака или неправильной записи. Они свойственны не только выборочному, но и сплошному наблюдению.
        Ошибки репрезентативности обусловлены тем, что выборочная совокупность не может по всем параметрам в точности воспроизвести генеральную совокупность.
        Они отражают, в какой  степени, попавшие в выборку единицы  могут, представлять всю генеральную  совокупность. При этом следует различать систематические и случайные ошибки репрезентативности.
        Систематические ошибки репрезентативности связаны с нарушением принципов формирования выборочной совокупности. Например, вследствие каких-либо причин, связанных с организацией отбора, в выборку попали единицы, характеризующиеся несколько большими или, наоборот, несколько меньшими по сравнению с другими единицами значениями наблюдаемых признаков. В этом случае и рассчитанные выборочные характеристики будут завышенными или заниженными.
        Случайные ошибки репрезентативности обусловлены действием случайных факторов, не содержащих каких-либо элементов системности     в     направлении     воздействия     на     рассчитываемые
 

        
выборочные  характеристики. Но даже при строгом  соблюдении всех принципов формирования выборочной совокупности выборочные и генеральные характеристики будут несколько различаться. Получаемые случайные ошибки могут быть статистически оценены и учтены при распространении результатов выборочного наблюдения на всю генеральную совокупность. Оценка ошибок выборочного наблюдения основана на теоремах теории вероятностей.
        Ошибка выборки, или  отклонение выборочной средней от средней генеральной, находится в прямой зависимости от дисперсии изучаемого признака в генеральной совокупности и в обратной зависимости от объема выборки.
        Расчет ошибок при  определении границ генеральной  доли, т.е. доли единиц, обладающих тем или иным вариантом изучаемого признака, основан на теореме Бернулли. Согласно этой теореме, вероятность сколь угодно малого расхождения между выборочной долей и генеральной долей при достаточно большом объеме выборки будет стремиться к единице.
            В зависимости от состава  и структуры генеральной  совокупности выбирается вид выборки, или  способ отбора.
   К наиболее распространенным на практике видам относятся: собственно-случайная (простая случайная) выборка; •        механическая (систематическая) выборка;
         При проведении маркетинга в туризме определяются цели исследования, устанавливаются границы генеральной совокупности и составляется программа разработки данных.
         В отличие от многоступенчатой многофазная выборка предполагает сохранение одной и той же единицы  отбора на всех этапах его проведения, при этом отобранные на каждой стадии единицы
 

         
подвергаются  исследованию (программа исследования на каждой последующей стадии отбора расширяется).
        Любой вид выборки  или их комбинация предполагает использование тех или иных методов непосредственного отбора единиц (групп единиц), основанных на специальных алгоритмах, реализующих принцип случайности.
    Этапы проведения выборочного  наблюдения.
    типическая (стратифицированная, расслоенная) выборка;
    серийная (гнездовая) выборка.
        Отбор единиц из генеральной  совокупности может быть комбинированным, многоступенчатым и многофазным.
        Комбинированный отбор предполагает объединение нескольких видов выборки. Так, например, можно комбинировать типическую и серийную, серийную и собственно-случайную выборки. Ошибка такой выборки определяется ступенчатостью отбора.
        Многоступенчатым  называется отбор, при котором из генеральной совокупности сначала извлекаются укрупненные группы, потом - более мелкие и так до тех пор, пока не будут отобраны те единицы, которые подвергаются обследованию.
1.2. МЕТОДЫ ОТБОРА  ЕДИНИЦ В ВЫБОРОЧНУЮ  СОВОКУПНОСТЬ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ТУРИЗМЕ.
        Процесс формирования выборочной совокупности основан на принципе случайности, реализация которого обеспечивается применением соответствующих методов, или алгоритмов, отбора единиц.
        В простейшем варианте отбор единиц в выборочную совокупность  может быть  проведен  методом жеребьевки. Для этого
 

        
необходимо  располагать достаточным количеством  жребиев (фишек, карточек), соответствующих объему генеральной совокупности. Каждый жребий должен содержать информацию об отдельной единице совокупности. Требуемое в соответствии с установленным процентом отбора число жребиев извлекается из общей совокупности в случайном порядке.
        Жеребьевка является в большей степени теоретическим  методом формирования выборки в  туризме, так как ее техническая  реализация при большом объеме генеральной совокупности затруднительна.
        Собственно-случайная  выборка заключается в отборе единиц из генеральной совокупности в целом, без разделения ее на группы, подгруппы или серии отдельных единиц. При этом единицы отбираются в случайном порядке, не зависящем ни от последовательности расположения единиц в совокупности, ни от значений их признаков.
        Прежде чем производить  собственно-случайный отбор, необходимо убедиться, что все без исключения единицы генеральной совокупности имеют абсолютно равные шансы попадания в выборку, в списках или перечне отсутствуют пропуски, нет игнорирования отдельных единиц и т.п. Следует также установить четкие границы генеральной совокупности таким образом, чтобы включение или невключение в нее отдельных единиц не вызывало сомнений. Так, например, при исследовании туристских предприятий необходимо указать, включит ли генеральная совокупность мелкие турфирмы и филиалы крупных турагентств. При исследовании потребителей турпродуктов важно определить, будут ли приняты во внимание все потенциальные туристы.
 

        
        Чем больше объем  выборки, тем меньше значения средней  и предельной ошибок выборочного наблюдения и, следовательно, тем уже границы генеральной средней и генеральной доли. В то же время необходимо учитывать, что большой объем выборки приводит к удорожанию маркетингового исследования в туризме, увеличению сроков сбора и обработки материалов, требует привлечения дополнительного персонала и соответствующего материально-технического обеспечения. Поэтому при подготовке выборочного наблюдения необходимо определить необходимый объем выборки.
        Расчет необходимого объема выборки предполагает, что  организаторы выборочного наблюдения уже на этапе его проектирования располагают, по крайней мере, косвенными данными о вариации изучаемых признаков. Источниками таких данных могут служить:
        • результаты исследования данного объекта в 
предшествующие

      периоды;
    • результаты исследования аналогичных объектов;
      • специально проведенное небольшое по объему выборочное. 
      Исследование данного объекта, ставящее целью лишь изучение

вариации наблюдаемых  признаков.
        При определении  необходимого объема выборки для  определения границ генеральной  доли задача оценки вариации решается значительно проще. Если дисперсия  изучаемого альтернативного признака неизвестна, то можно использовать ее максимальное возможное значение.
        Механическая  выборка может быть применена в тех случаях, когда генеральная совокупность каким-либо образом упорядочена, т.е.
 

        
имеется определенная последовательность в  расположении единиц (табельные номера турпродуктов). Для проведения отбора желательно, чтобы все единицы имели порядковые номера от 1 до N.
        Для проведения механической выборки устанавливается пропорция  отбора, которая определяется соотнесением объемов выборочной и генеральной  совокупностей. Так, если из совокупности в 500 000 ед. предполагается отобрать 10 000 ед., то пропорция отбора составит 1 / 50 = 1 / (500 000: 10 000).
        Генеральную совокупность при механическом отборе можно ранжировать или упорядочить по величине изучаемого признака, что позволит повысить репрезентативность выборки. Однако в этом случае возрастает опасность систематической ошибки, связанной с занижением значений изучаемого признака (если из каждого интервала регистрируется первое значение) или его завышением (если из каждого интервала регистрируется последнее значение). Поэтому целесообразно из каждого интервала отбирать центральную или одну из двух центральных единиц.
        Типический  отбор целесообразно использовать в тех случаях, когда все единицы генеральной совокупности объединены в несколько крупных типических групп. Такие группы также называют стратами, или слоями, в связи, с чем типический отбор также называют стратифицированным или расслоенным. При обследовании турпродуктов в качестве типических групп могут быть выбраны турпредприятия различных регионов.
        Отбор единиц в типическую выборку может быть организован  либо пропорционально объему типических групп, либо пропорционально внутригрупповой вариации (дифференциации) признака.
 

        
Задание №1
а) Ь (величина интервала) = Хтах - Хтт / Число групп 
Хтт = (от 3 до 27) = 1,3 Хтах = (от 3 до 27) =16,1

    Ь = (16,1 - 1,3): 5 =2,96 = 3
Интервалы < 100% Интервалы > 100 %
                      Таблица 16 

    № группы
    % выполнения  плана
% невыполнения  плана
    А
      1
2
    3
      100,9
-
    4
      102,4
-
    5
  98,2
    6
      101,3
-
    7
      102.6
-
    8
      103,4
-
    9
      -
97,8
    10
      -
99,9
    11
      -
98,2
    12
      -
94,3
    13
      100,3
-
    14
      -
93,5
    15
      100,1
-
    16
      -
99,5
    17
      103,6
-
    18
      102,9
-
    19
      103,3
-
    20
      100,2
-
    21
      -
99,9
    22
      -
99,5
    23
      101,2
-
    24
      102,1
-
    25
      100,1
-
    26
      101,6
-
    27
      -
92,0
 


Задание №2
                      Таблица 2
а)
Выезд граждан  РФ в страны дальнего зарубежья с  целью туризма 

    Страна
1991 1992 1993 цепные базисные 1991 1992 1993
 
 
 
 
1991
1992 1991  
 
 
 
    А
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Болгария
70,0 73,0 70,0 70 95,8 104,0 100,0 3 3,19 3,21
Великобритания 10,0 13,0 17,0 130,0 130,7 130,0 170,0 0,4 0,5 0,7
    Венгрия
_17_\ 17,0 20,0 100 117,0 17 117,0 0,72 0,74 0,9
Германия 27 33,0 38 122,0 115,0 122,0 140,0   1,44 1,74
    Греция
98.0 100,0 87.0   87,0 102,0 88,7 4.17 4,37 4,0
    Египет
8,0 13,0 13,0 162,5 100,0 162,5 162,5 0,34 ~о5б~Т ~ОбП
    Израиль
~7^0| 11,0 ~~15ДГ] Т57Л( 136,3 157,1 214,2 0,29 0.48 0,68
    Индия
25,0 19,0 23,0 76,0 120.0 76.0 92,0 1,06 0,83 1,05
    Испания
119,0 97,0 88,0 81,5 90,7 ~8ЦГ] 73,9 ~5706~Т 4,24 4,03
    Италия
60.0 63,0 63,0 105,0 100,0 105,0 105,0 2,55 _А25, 2,89
    Кипр
54,0 48,0 59,0 88,8 122,9 ЛЙС "лЙЩ 2,29 2,1 2,7
    Китай
367,0 324,0 272,0 88,2 83,9 88,2 74,1 15,6 14,1 12,4
Норвегия 2,0 4,0 5,0 200,0 125,0 200,0 250,0 0,08 0,17 0,22
    ОАЭ
100,0 134,0 149,0 134,0 111,0 134~0| 149,0 4,25 10,7 6,83
    Польша
234,0 246,0 260.0 105,1 105,6 105.1 111.1 9,96 10,7 11,9
    Сингапур
3,0 5,0 7,0 166,6 140.0 166,6 233,3 0,12 0,21 0,32
    Словакия
15,0 14,0 16,0 93,3 114,2 93,3 106,6 0,63 0,61 0,73
    США
150,0 ^ТЙдГ 120,0 109,3 73,1 109,3 80,0 6,38 7,17 5.5
    Таиланд
6,0 9,0 12,0 150,0 133,3 |ИЮД)_ 200,0 0,25 0,39 0,5
    Тунис
3,0 5,0 2,0 166,6 40.0 166,6 66,6 0.12 0,21 0,09
    Турция
768,0 689,0 630,0 "89/Г1 91,4 89,7 82,0 32.6 30.1 28,9
Финляндия 143,0 139,0 135,0 97,2 97,1 97,2 94,4 6,08 6,08 6.19
    Франция
34,0 30,0 39,0 88,2 130,0 88,2 114,7 1.44 1,31 1,78
    Чехия
6,0 2,0 5,0 33,3 250,0 33,3 83,3 0,25 0,08 0,22
    Швеция
4.0 6,0 5,0 150,0 83,3 150,0 125,0 0.17 0,26 0,22
    Ю.Корея
18,0 24,0 26,0 133,3 108,3 133,3 144 А 0,76 1,05 1,19
    Япония
1,0 3,0 3,0 300,0 100,0 300,0 300,0 0,04 0,131 0,137
    Итого
2349,0 2285,0 2179,0            
 
Цепные  темпы роста:
а) по отношению к 1991г. = (значение 1992г : значение 1991 г) * 100
б) по отношению к 1992г. = (значение 1993г : значение 1992г) * 100 
Базисные темпы роста:

 


    а) по отношению к 1991г. = (значение 1992г : значение 1991 г) * 100
б) по отношению 1993г. к 1991г. = (значение 1993г : значение 1991г) * 100 
Удельный вес:

    (Ш:2л0* 100
Ш - численность граждан выезжающих за рубеж по каждой стране.
Ип  - общее количество человек выезжающих за рубеж в целом за год.

 


        ВЫВОД: По данным таблицы  №2 можно увидеть тенденцию уменьшения числа выезжающих граждан РФ в страны дальнего зарубежья с целью туризма, в период с 1991 по 1993 год число выезжающих снизилось с 2349 тыс. человек до 2179 тыс. человек. Таким образом данную динамику можно оценить отрицательно.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.