На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение………………………………………………………………………………3
1.Рынок  и его основные элементы: условия  возникновения, понятие,
структура функции…..………………….……………………………………………4
1.1.Рынок  и условия его возникновения……………………………………………9
1.2.Основные  типы рыночных структур, виды, сегментация рынков…………...10
1.3.Государственное  регулирование рынка………………………………………..15
1.4.Типология  рынка…………………………………………………………...……20
2.Сущность, функции и виды рынка. Понятие  рыночной экономики…………...25
2.1.Функции  рынка…………………………………………………………………..30
2.2.Принципы  функционирования………………………………………………….32
2.3.Институт  рыночной экономики…………………………...……………………33
Заключение…………………………………………………………………………..35
Приложение………………………………………………………………………….37
Список  литературы………………………………………………………………….38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
     Экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
      Центральная проблема экономической теории - это  вопрос равновесия между двумя противоположными классами мотивов: первого класса, включающего желания определенных удовольствий, и второго, характеризующегося неприятием форм тягости труда. Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и
предложение на отдельных рынках, а изучение микроэкономики дает ответы на многочисленные вопросы, связанные с проблемами индивидуального выбора в рыночном хозяйстве: как принимаются решения о том, что производить, что покупать, как распределить свои сбережения во времени и т.д. Поскольку речь идет о децентрализованной системе, которой и является рынок, информационным сигналом для принятия решений является цена.
      Ценообразование на рынке складывается в зависимости  от спроса и предложения - важнейших экономических рычагов рыночной экономики. По своей природе рыночная экономика нестабильна и находится в постоянном движении. С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения.
      У экономики есть очень действенный  инструмент для объяснения этих и многих других изменений в экономическом окружении. Он называется теорией спроса и предложения. Эта теория показывает, как потребительские предпочтения определяют потребительский спрос на товары, в то время как затраты предприятий являются основой предложения товаров. Если вы, например, заметите, что на цены нефть упали, то объяснение этому кроется либо в падении спроса на нее, либо в росте ее предложения. Это же верно для каждого рынка, начиная от компьютеров, бриллиантов и кончая землей: изменения в предложении и спросе приводят к изменениям в выпуске и ценах. Понятия предложения и спроса показывает, как они действуют на конкурентных рынках по отношению к отдельным благам (товарам и услугам). Сначала мы рассмотрим кривую спроса, а затем кривую предложения. Используя эти основные понятия, мы увидим, как определяются рыночные цены, или как они достигают своего конкурентного равновесия в месте, где пересекаются две кривые и где силы предложения и спроса находятся в равновесии. Именно движение цен - механизм цен, уравновешивает или приводит к равновесию предложение и спроса. 

1.Рынок  и его основные  элементы: условия  возникновения, понятие,  структура функции.
     Существуют  основные условия возникновения  рынка. Первое условие – общественное разделение труда и специализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производительными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных благ и услуг. В промышленности различают три основные формы специализации предметную (автомобильные, тракторные заводы), подетальную (завод шарикоподшипников), технологическую — стадийную (прядильная фабрика).
     Определяющим  моментом специализации считается  принцип сравнительного преимущества. Суть принципа заключается в возможности производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости в силу различий предпринимателей в навыках, способностях, обеспеченности ресурсами и др.
     Второе  условие – экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).   
     Третье  условие – разрешение проблемы трансакционных издержек, в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.
     Для эффективного функционирования рынка  необходимо и четвертое условие  – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный  обмен ресурсов. Внерыночное регулирование  хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.
     Рынок - место, где происходит купля-продажа  товаров по свободно складывающимся ценам. Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.
         По экономическому назначению  объектов рыночных отношений:
    Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на:
     -    рынок продовольственных товаров (продукты питания, продовольствие);
     - рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое;
     - рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.
     Рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров:
     -    рынок жилья распространяет свои действия на жилые помещения;
     -   особой категорией рынка недвижимости выступает земля; под землей в данном случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии, и промышленности, прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур. Большинство сделок на данном рынке связано не с куплей – продажей земли, а лишь с передачей земли на определенный срок в аренду.
    Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами.
    Рынок труда, или рабочей силы – это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы.
    Рынок реального капитала представляет собой товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами. К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного производства, которая определяет совершенствование технологий, техники, систем организации и управления хозяйственными и социально – экономическими процессами. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. Объекты купли – продажи – патенты, лицензии.
    Денежный рынок -  это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги.
    Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (в основном акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.
    Рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.
    Рынок инноваций -  это специфическая область купли -  продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты (рынок лицензий – здесь объектом купли – продажи служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов, использование товарных знаков).
     По  экономическому назначению субъектов  рыночных отношений:
    Рынок покупателей – предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.
    Рынок продавцов – значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание
    Рынок государственных учреждений – совокупность актов купли – продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
     По  общественному разделению труда:
    Местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны;
    Региональный рынок
    Национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию;
    Мировой рынок, охватывающий все страны мира.
     По  уровню насыщения:
    Равновесный рынок - спрос и предложение примерно совпадают;
    Дефицитный рынок - спрос превышает предложение;
    Избыточный рынок - предложение превышает спрос;
     По  степени зрелости:
    Неразвитый рынок;
    Развитый рынок;
    Формирующийся рынок;
     По  степени ограниченности конкуренции:
    Свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей;
    Монополистический рынок - условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;
    Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями;
     По  соответствию действующему законодательству:
    Легальный рынок (открытый, узаконенный);
    Нелегальный рынок («черный» и теневой) - возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин).
     Современный высокоразвитый рынок выполнят шесть  основных взаимосвязанных функций:
     1. Регулирующая функция – самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
     Важную  роль в рыночном регулировании имеет  соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена- это сигнал к сокращению производства, падает - сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.
     2. Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно – технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики.
     3. Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.
     4. Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
     5. Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
     6. Последняя, оздоравливающая функция  как бы «очищает» экономику  от ненужной и неэффективной  хозяйственной деятельности. Те  предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности  (доходности) своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и наказываются «банкротством». И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.   

1.1. Рынок и условия его возникновения.
      В самом общем виде рынок можно определить как стихийный порядок. Учитывая, что в кратком определении невозможно осветить все грани этой важнейшей экономической категории, можно сказать, что рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. В условиях исследуемой формы хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. Участниками рынка являются и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы:
    
    Домашнее хозяйство – основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего      хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике.
    Бизнес - это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется      не просто наличное потребление, а для расширения производственной      деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг  в рыночном хозяйстве.
    Правительство – представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного      регулирования экономики.
 
Один  и тот же человек может быть в составе и домашнего хозяйства, и бизнеса, и правительственного учреждения. Соответственно современная рыночная экономика - это целая система рынков: товаров и услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, иностранной валюты и др. Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечениями всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Условием возникновения рынка является и так называемая экономическая обособленность, или хозяйственная автономия субъектов рынка. Хозяйственная автономия означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию, так как он является полностью независимым и самостоятельным в принятии хозяйственных решений. И, наконец, важным условием возникновением рынка является свободный обмен ресурсами. Только свободный обмен, существующий в спонтанных (стихийных) порядков, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности. Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. 

1.2.Основные  типы рыночных  структур.
Одним из инструментов рыночного механизма  способствующим установлению
равновесия  на рынке является конкуренция. Цель каждого предпринимателя -
максимизация  прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства. Таким образом, конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.
Различие  в характере рыночной конкуренции  связанные с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размером действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими
фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических
решений. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется:
1.      Множеством покупателей и продавцов.
2.      Высокой мобильностью факторов производства.
3.      Отсутствие барьеров на пути  вступления на рынок или выхода  из него.
4.      Однородностью продаваемой продукции.
5.      Равным доступом всех участников  рыночных отношений к информации.
Строго  говоря, совершенной конкуренции в чистом виде никогда и нигде не
существовала. Лишь некоторые рынки по своим  характеристикам могут
приближаться  к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому
совершенную конкуренцию можно рассматривать  как своего рода научную
абстракцию, анализ которой тем не мение необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма. Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется не совершенной конкуренцией. Различают три основных вида несовершенной конкуренции:
1. Чистая  монополия, когда на рынке одна  фирма является единственным
продавцом товара или услуги и границы фирмы  и отрасли совпадают.
2. Олигополия, когда в отрасли существует  небольшое число фирм.
3. Монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке
сравнительно  большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.
Отсюда  следует, что независимо от типа рыночных структур необходимым условиям их нормального функционирования является экономическая свобода,
самостоятельность, независимость субъектов экономических  отношений.
Структура, виды, сегментация рынков.
Рынок имеет сложную структуру и  охватывает своим влиянием все сферы  экономики. Экономическая структура определяется:
  • формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);
  • структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;
  •   особенностями сферы товарного обращения;
  • уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;
 •   видами торговли, используемыми в стране.
 Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая приобретает специфические черты.
 Достаточно  отметить, что в 90-м году в стране действовало более 40 тыс. государственных предприятий в промышленности, около 3 тыс. совместных предприятий, более 250 тыс. кооперативов, 34 тыс. арендных предприятий и строительных организаций, около 700 тыс. человек было занято индивидуальной трудовой деятельностью. Кроме этого, насчитывалось около 600 тыс. магазинов, 300 тыс. предприятий бытового обслуживания населения. Эти предприятия потребляли 25 млн. наименований средств производства, при этом продукция сводилась в 16 тыс. групп условных наименований. Такова структурная особенность рынка крупного государства переходной экономики. В условия; такого многообразия предприятий (фирм) и наименований продукции движение средств производства между производителями и потребителями путем централизованного регулирования усложняется. Обеспечение спроса и предложения, налаживание равновесия, активизация производства могут осуществлять :я лишь через рыночные методы хозяйствования.
 По  структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:
1. По  экономическому назначению объектов  рыночных отношений:
   рынки благ и услуг;
  • рынки средств производства;
  • рынки научно-технических разработок;
  • рынки ценных бумаг;
  • рынки рабочей силы.
  Многообразие  рынков предопределяет коренное изменение  всей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.
  2. Рынки можно классифицировать по товарным группам:
• рынки  товаров производственного назначения;
• товаров  народного потребления; продовольственных  товаров;
• рынки  сырья и материалов и т. д.
  Так на рынке сельскохозяйственного  сырья формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения потребностей в продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса, создание фирменных магазинов.
  3. Образование рынков по пространственному  признаку представляет собой  рынки:
• внутрирегиональные;
• межрегиональные;
• республиканские;
• межреспубликанские;
• международные (мировые).
  Формирование  таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета.
  4. По степени ограничения конкуренции  различают:
• монопольный;
• олигопольный;
• межотраслевые  рынки.
  5. По видим субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:
• рынки  оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;
• рынки  розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;
• рынки  государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами — непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д.
  Оптовая торговля существует в двух видах. Первый вид — установление прямых связей между поставщиками и потребителями. Этот вид обычно используется при устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия). При таких связях договор становится исходным пунктом и активным рычагом формирования рынка. Второй вид оптовой торговли — коммерческие центры, биржи. Этот вид применяется, когда продукция
поставщика  используется многочисленными мелкими  потребителями Например, на предприятиях, выпускающих подшипники, которые потребляется сотнями и тысячами предприятий и организаций. Переход к оптовой торговле возможен при определенных экономических и социальных предпосылках:
 • обоснованной системе цен, учитывающей ее отношение  спроса и предложения:
 • создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы, транспортное обслуживание и т. п.).
6.  С  учетом соблюдения законности  в экономике рынки делятся  на:
 • легальные, официальные:
 • нелегальные  «теневые», «черные» и т. д.
  Исследования  структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков. Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:
 • товаров  потребительского назначения    продовольственные и непродовольственные товары:
 • рынки  услуг   бытовые, транспортные, коммунальные;
 • рынки  жилья и зданий непроизводственного  назначения.
 Рынки факторов производства. В их состав входят:
 • рынки  недвижимости;
 • орудий труда;
 • сырья  и материалов;
 • энергетических ресурсов;
 • полезных ископаемых.
 Финансовые  рынки. Это:
  • рынки капиталов, т. с. инвестиционные рынки;
  • кредитные рынки;
  • рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варантами, фьючерсными контрактами и др.;
  • валютно-денежные рынки.
  Рынки интеллектуального продукта — инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
  Рынки рабочей силы. Они представляют собой  экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая  сила мигрирует в соответствии с. законами рыночной экономики.
  Региональные  рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние, международные рынки.
  Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка — это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков). Основными из них являются:
1. Географические:
• по регионам:   Север, Центрально-Черноземный район, Урал, Сибирь, Дальний Восток;
• по административному  делению:   республика, край, область, район, город;
• по плотности  населения:   город, пригород, сельская местность:
• по климатическим условиям:   умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской.
2. Демографические:
• группировка  населения по возрасту;
• по полу;
•размеру  семьи;
• по уровню дохода;
• по профессиональному  составу:  научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные;
• по уровню образования; по религиозной принадлежности:
• по национальному  составу.
3. Психографические:
• группировка  населения по социальному составу с низким, средним, высоким, очень высоким достатком;
•по стилю  жизни:   богемный, элитарный, молодежный, спортивный;
• по личным качествам:  амбициозные, авторитарные, импульсивные.
4. Поведенческие:
• приобретение товаров носит случайный характер;
• поиск  выгод при покупке товаров:  изделия высокого качества, хорошее  обслуживание, низкие цены;
• статус постоянного клиента; степень нуждаемости  в продукте:  нужен постоянно, нужен время от времени:
• эмоциональное  отношение к продукции:   положительное, безразличное, негативное. 

1.3.Государственное  регулирование рынка.
     «Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения  хозяйствующих субъектов и определяющая правила «рыночной игры».
Рыночная  экономика доказала, что нет альтернативы при решении главных экономических  задач. Во-первых, рынок обеспечил  взаимосвязь производства и потребления. Во-вторых, гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Механизм этой оценки заключен в том, что состоялась купля-продажа или нет. Стремление как можно выгоднее купить или продать заставляет продавцов и покупателей постоянно поддерживать «рыночную форму». В-третьих, рынок создает условия для высокой эффективности производства. Конкуренция выбирает преуспевающих, тем самым безжалостен к отстающим. Достоинство рыночной системы заключается, прежде всего, в рассмотрении анализа эффективности распределения ресурсов и свобод. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство той продукции, в котором общество больше всего нуждается. Благодаря этому в экономику внедряется более новые технологии производства. «Невидимая рука» управляет на рынке личной выгодой, которая обеспечивает общество наибольшим количеством необходимых товаров. В связи с этим многие экономисты сомневаются, как правильно необходимо вмешиваться в функционирование свободных рынков, или регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным. Важный не экономический аргумент, который также составляет достоинство рыночной экономики, служит обстоятельство, что она делает ставку роль на личной свободы. Рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Каждому человеку предоставляется свобода предпринимательства. Предприниматели, без принуждения, могут добиваться увеличение своей выгоды, с учетом вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы. Таким образом, рыночная экономика способствует эффективности распределение ресурсов и личной свободе. Избавляя общество от товарного дефицита, развивая научно-технический прогресс, рыночная экономика не способна решить другие важные социально-экономические проблемы. Это удовлетворение тех потребностей общества, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. Всякое общество нуждается в национальной системе обороны, образования, аппарата управления государством и другие необходимые мероприятия, в которых нуждаются люди. Эти услуги и общественные товары должны финансироваться из средств государственного бюджета за счет налогов граждан. Итак, удовлетворение потребностей на общественные товары не может происходить на рыночной основе.
     Другая  проблема рыночной экономики связана  с «внешними эффектами». Например, это загрязнение окружающей среды в результате деятельности производства, исчерпание природных запасов, которые идут в хозяйственный оборот. Сама экономика не способна «убрать» эти негативные последствия, это ведет к тому, что государство должно заниматься этим процессом. Оно измеряет и перераспределяет доходы через государственный бюджет с целью погасить отрицательные эффекты или справедливо перераспределить выгоду. Устранение негативных внешних эффектов возможна через запрет эксплуатации невосстанавливаемых природных ресурсов, применение вредных технологий, наносящих ущерб здоровью населения. Государство борется с этим с помощью штрафов, которые могут превышать выгоду нарушаемого производителя. « Все это дает возможность существенно координировать действия рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах».
Третья  проблема, связанная с социально-экономическими правилами личности, прежде всего, право на труд. Ясно, что рыночная экономика не может существовать с занятостью всего населения в целом. В стране возникает безработица. При этом государство не стремится к полной занятости людей, а лишь регулирует рынок рабочей силы, с помощью социальных выплат людей, осуществление программ по созданию новых рабочих мест и проводит другие мероприятия, чтобы хоть как-то обеспечить жизнь людей, которые не по своей воли утратили рабочие места.
     Государство постоянно должно контролировать рынок, то есть система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера осуществляется государственными учредителями в целях адаптации социально-экономической системы к постоянно изменяющимся условиям. Вмешательство государства в рынок влияет на состояние дел на нем, формирования спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту общества. Субъектами государственного регулирования являются федеральные, региональные, муниципальные органы управления. Государственное регулирование ставит перед собой цели: соблюдать интересы государства, общества, социально незащищенных слоев общества, придерживаясь прав и свобод личности. Государство следит, чтобы не были ущемлены интересы отдельных регионов, социальных групп, а также государственное регулирование направлено на защиту интересов будущего поколения, охрану окружающей среды. Государство стремится минимизировать негативные последствия рыночных процессов, создать правовые, финансовые предпосылки эффективного функционирования рыночной экономики.
     Правовое  регулирование разрабатывает законы, которые обеспечивают защиту прав покупателей  и интересов общества, равноправие  рыночных субъектов, борьбу с теневой  экономикой. Этим занимается антимонопольное  законодательство и дефляционная политика. Антимонопольная политика ведет жестокий контроль над ценами предприятий-монополистов, проводит антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Дефляционная политика – политика стабилизации уровня цен. Эта политика ограничена выбором: или стабилизация платежеспособного совокупного спроса, или переход к свободным ценам на продукцию, что может привести к росту цен, или увеличения предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.
Финансовое  регулирование. С помощью финансов, которые государство «берет» из своего бюджета, принимаются меры для Стимулирования рыночных отношений в периоды экономических спадов. Государственное вмешательство необходимо, когда рынок обнаруживает свою несостоятельность и для устранения последствий своей же деятельности. Финансовое регулирование происходит за счет фискальной политики. В проведении этой политики большую роль играют правительственные расходы. Они делятся на правительственные закупки – регулируемые законодательством государственные расходы, которые включают в себя все затраты государства на конечную продукцию производителей и на прямые покупки ресурсов, и трансфертные платежи -- выплаты со стороны государства из бюджета и внебюджетных фондах предприятием и населением (субсидии, пенсии, процент по государственному долгу). Налоговая политика заключается в том, что в периоды экономических спадов применять стимулирующую политику – снижение налогов и увеличение государственных расходов. В периоды экономических подъемов Применяется сдерживающая политика – увеличение налогов и сокращение государственных расходов. Государственные займы являются методом финансового регулирования в силу того, что используются правительством для финансирования расходов и дефицита бюджета.
Государственное регулирование имеет две модели:
1. Адаптационная  модель. Эта модель основана на  постоянном приспособлении к  постоянно меняющимся условиям  рынка, на сочетании форм собственности  и совместной деятельности государственного  и частного сектора.
2. Координирующая модель. Она основана на планировании деятельности, прогнозирования и постоянных переговоров. Эта модель предполагает предупреждение сбоев в экономике путем точной дозировки объемов государственного вмешательства.
В макроэкономике существует такое понятие, как макроэкономические институты – совокупность политических, экономических факторов, по средствам которых общество оказывает воздействие на экономику в плане стабильности и поддержания баланса. Широко используемым инструментом в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров капитала. В зависимости от того, в какой области государство воздействует на экономические процессы, различают разные виды экономики. Макроэкономические инструменты включают в себя фискальную, монетарную, внешнеэкономическую политику. «В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная, внешнеэкономическая политика».
Выполняя  свои функции, государство применяет  разнообразные методы воздействия  на экономику. Выделяют косвенные и  прямые методы государственного регулирования. Прямые базируются на административных мерах воздействия. Косвенные носят экономический характер. В первую очередь выделяют денежно-кредитную политику, инструментом которой являются норма обязательных реквизитов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству противостоять инфляции, регулировать процентные ставки. Также большую роль уделяют налоговой политике, без которой невозможно поднять экономику и организовать распределение доходов. К налоговой политике можно присоединить политику государственных расходов. Эта политика осуществляет преобразование производства, сглаживает региональные диспропорции, снижает проблему безработицы. Планирование – предопределение будущего, построение моделей намечаемого будущего состояния экономики, способов, средств и сроков достижения их состояния. Планы почти всегда ориентируются на цели, на решение задач, которые необходимо решить экономике, что находит отражение в показателях плана, его числовых параметров. Для того чтобы достигнуть целей делают прогноз, то есть строят вариантные гипотезы возможных экономических траекторий. С помощью планирования и прогнозирования государство достигает своей цели, хотя при этом, сталкиваясь на пути с различными препятствиями, которые могут привести к негативным последствиям.
     Государственное регулирование происходит за счет представительной и исполнительной власти. Но избранные  и назначенные чиновники проводят политику, исходя из своих собственных интересов. Все они стремятся извлечь свою выгоду и максимизировать свое благополучие. Гипотеза о роли индивидуального интереса в политической деятельности, в сущности, аналогична предположению о рациональности поведения различных субъектов в экономической деятельности. В соответствии с этим потребитель стремится получить максимальную полезность, а бизнесмен – максимальную прибыль. Политики же стремятся повысить свою должность. Таким образом, в политике происходят ошибки, которые не отражают интересы каждого человека. Чтобы избежать этого, необходима хорошо оформленная общественная система, где люди, которые управляют государством, стремились достичь интересы общества при реализации собственных целей. То есть « нужна система, подобная рыночной системе, при которой «невидимая рука» рынка направляет действие индивидов, преследующих сугубо личные интересы, на реализацию общественных интересов».
     Исследованиям взаимосвязи политических и экономических явлений, принятие общественных решений занимается теория общественного выбора. Центральное место в этой теории занимает проблема примирения различных взглядов, интересов членов общества по тем вопросам, по которым расходятся мнения избирателей. Эта теория также рассматривает деятельность правительства, вопросы государственных финансов, фискальной и денежной политики, меры по сокращению бюджета страны и экономической стабильности и многое другое. Она задает вопросы – как, что и для кого – в масштабах общества, как теория спроса и предложения изучает выбор в рамках частного сектора. Различие в том, что центральные фигуры озабочены тем, как победить на выборах или продвинуться по иерархической служебной лестницы, а центральные фигуры рынка – фирмы – стремятся получить максимальную прибыль. Но сама по себе государственная экономическая деятельность не является гарантией преодоления недостатков рынка и достижения экономически эффективного размещения ресурсов. Современные экономисты не переоценивают роль государства в экономике, но государственные органы могут принимать неверные решения. Например, существуют несостоятельные рынки типа монополий и загрязнение окружающей среды, так же может существовать и несамостоятельности правительства, когда вмешательство государства в экономику ведет к убыткам или нежелательному перераспределению доходов. Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что в силу чрезмерного вмешательства государства в рыночные процессы возможно принятие невыгодных с точки зрения экономической эффективности общественных решений. Хотя они и не отрицают положительной роли государства, которое исправляет несовершенства рыночного механизма в определенных рамках. Но сторонники сходятся во мнении, что именно государственное вмешательство вносит неопределенность в экономическую систему. На их взгляд, государство внесет наибольший вклад в достижение экономической стабильности, если будет поменьше вмешиваться в экономику.
     Теоретически  кто осознал роль государства  в рыночной экономике, был английский экономист Дж. Кейнс. Он доказал, что экономика не в состоянии решить проблемы в период спада производства или кризиса, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводит экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации. Позиции Кейнса противостоят принципам неоконсерваторов, которые придерживались мнению, чтобы государство не вмешивалось в деятельность предприятий, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Они считали, что именно этот механизм способен регулировать национальную экономику. Но современные экономисты считают, что в целях улучшения ) управления экономики разумнее применять смешанный тип управления, где соединяются достоинства позиций Кейнса и неоконсерваторов. «Управлять экономикой в отсутствии того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой».
     Нельзя  абсолютизировать роль рынка, недооценивая роль государства. Также нельзя говорить о достоинства их возможности  государства, не привлекая при этом роль рыночной саморегуляции и стимулирования. Если же государство стремится делать больше, чем ему отведено рыночной экономикой, то происходит деформация рыночных процессов, повлекая за собой падение производства, а значит, не будут удовлетворять потребности общества в целом. В результате этого проводится разгосударствление. Вмешательство государства в рынок должно быть экономически оправданным и допустимым, в случае повышения экономической эффективности. Таким образом, активное вмешательство в экономику – нормальное явление в жизни любого государства. По мере роста общественного разделения труда, усложнение хозяйственных связей экономическая роль государства растет. Период противопоставления рынка государству, а государства – рынку закончился. Сегодня не отрицается, что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматриваться как сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство способны выражать интересы людей. Государство и рынок – две параллельно развивающиеся и взаимодействующие формы общественного развития. Поэтому, принимая решения об осуществлении экономической деятельности, проходится сопоставлять как достоинства, так и недостатки рыночного механизма и государственного механизма регулирования экономики.
Таким образом, перечисленные преимущества рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Однако это  не означает, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными. Обособление экономических агентов, несовпадение и антагонизм их интересов обусловливают его несовершенство. Это, в первую очередь, стихийность, которая порождает экономическую неустойчивость; тенденция к монополизации; отсутствие стимулов к удовлетворению ряда общественных потребностей; безработица и социальное расслоение. Эти несовершенства смягчаются мерами государственной экономической и социальной политики.
     1.4 Типология рынка
     История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный.
     Неразвитый  рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.
     Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:
     1.Неограниченное  число участников рыночных отношений  и свободная конкуренция между  ними.
     2.Свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества.
     3.Полная  мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения  капитала.
     4.Наличие  у каждого участника полной  информации о рынке (о норме  прибыли, спросе, предложении). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации.
     5.Полная  однородность одноименных товаров  (отсутствие торговых марок).
     6.Ни  один участник свободной конкуренции  не в состоянии оказать непосредственное  влияние на решение другого  неэкономическими методами.
     7.Цены  устанавливаются стихийно в ходе  свободной конкуренции.
     8.Отсутствуют  монополия (один производитель), монопсония (один покупатель) и государственное регулирование.
     Свободный рынок имеет как и преимущества, так и серьезные недостатки.
     Преимущества  заключаются в том, что он функционирует  на основе саморегулирующегося механизма, поворачивается к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Механизм свободного рынка – это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает эффективное распределение в обществе ресурсов, гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъектов, повышение качества товаров и услуг. Создается впечатление, что рынок функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок.
     Недостатки свободного рынка:
     -рынок  приводит к дифференциации в  уровне жизни населения; не  обеспечивает социальную «защиту»  населения; социальные последствия  – безработица, разорение, бедность  отдельных групп населения; распределение на рынке осуществляется на основе полученных доходов, а тот, кто не в состоянии получить этот доход (по состоянию здоровья, старости), обречен на нищенское существование; рынок не гарантирует стабильного уровня цен, а также полной занятости населения; трудоустраиваются только те, на чью рабочую силу имеется спрос.
     -механизм  свободной конкуренции не обеспечивает  экономику нужным количеством  денег для развития производства.
     -деятельность  свободных конкурентов часто  приводит к нежелательным эффектам (загрязнение окружающей среды, загрязнение продуктов питания вредными веществами);рынок зачастую игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений, а также не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.
     -рынок  не создает стимулы для производства  товаров и услуг коллективного пользования, не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыли (оборона, охрана природы).
     -рынок  не обеспечивает действенную  мотивацию для фундаментальных исследований; он реализует уже имеющиеся научно – технические достижения, но не выделяет средства для исследований в этих областях.
     -экономика,  функционирующая на основе свободного  рынка, подвержена нестабильному развитию с соответствующими рецессионными (спад или замедление темпов роста производства) и инфляционными процессами.
     -рынок  не распространяется на те  виды деятельности, которые не  могут быть подчиненными исключительно  коммерческим критериям (здравоохранение,  образование, наука), но необходимы  обществу.
     Свободный рынок – это абстракция, в действительности полной свободы нет и быть не может. Ещё Бухарин Н.И. отмечал, что хозяйствующий субъект в своих мотивах и действиях зависит от общественной среды, а Плеханов Г.В. подчеркивал, что свобода хозяйственной деятельности существует не сама по себе, а является следствием познания экономических законов и заключается в умении подчиняться им и наивыгоднейшим образом комбинировать свою деятельность в соответствии с объективными взаимосвязями.
     Итак, не может быть полной экономической  свободы, но должна быть достаточная экономическая свобода, которая способствует быстрому развитию экономики и которая обеспечивается развитием нормально, цивилизованного регулируемого рынка.
     Регулируемый  рынок – это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.
     Некоторые авторы да недавнего времени заявляли о недопустимости термина «регулируемый  рынок» на том основании, что рынок  есть саморегулирующаяся система.
     Однако рынок может регулироваться:
     -с  помощью своего собственного рыночного механизма, элементами которого являются конкуренция, прибыль, цена, спрос, предложение;
     -а  также государством прямо и  косвенно через госзаказы, налоги.
     Крайне  важно найти оптимальное сочетание  рыночного и государственного регулирования (как отмечал В.Леонтьев). Взаимодействие этих двух сторон регулирования рынка носит мониторинговый (напоминающий) характер, свидетельствующий об усилении то собственно рыночного механизма, то государственного регулирования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.