На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Центральный банк: его цели, функции, операции и взаимоотношения с коммерческими банками

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
         Финансовый  факультет 

         Кафедра банковского дела 

         КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
         по  дисциплине «Банковское  дело»
         На  тему
         «Центральный банк: его цели, функции, операции и взаимоотношения  с коммерческими банками.» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Москва – 2011 
 

         Содержание
      Введение....................................................................................................3
      Глава 1. Место и роль Центрального Банка в двухуровневой системе РФ..............................................................................................................5
        1.1. Цели и функции Центрального Банка........................................8
        1.2. Операции Банка России.............................................................11
      Глава 2. Взаимоотношения Центрального Банка с коммерческими организациями........................................................................................13
        2.1 Ставка рефинансирования..........................................................18
        2.2 Норма обязательных резервов...................................................24
             2.2.1. Кредиты коммерческим банкам..................................26
             2.2.2. Кредиты реальному сектору экономики.....................28
      Глава 3. Результаты работы Центрального Банка.............................29
      Заключение.............................................................................................36
      Список  литературы................................................................................37
         Приложение............................................................................................38 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         Введение
         Потребность в центральных  банках возникла в связи с развитием  товарно-денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму  около трехсот лет назад (один из первых центральных банков - Шведский Риксбанк образован в 1668 г.). В XX в. понимание значения роли центрального банка для всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим и Международная финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 г., записала, что "в странах, где не существует центрального банка, его следует создать".
         Центральный банк сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства, обладая определенными  властными функциями в области  организации денежно-кредитного обращения. Для центрального банка характерен высокий уровень независимости от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно парламенту или образованной парламентом специальной комиссии. Руководителя центрального банка назначает глава государства или парламент. Правительству же, как правило, согласно банковскому законодательству развитых стран Запада предоставляется право подбора кандидатуры на этот высокий пост. Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества, наделенного особыми полномочиями. В большинстве случаев его капитал принадлежит государству: но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения.
         Степень независимости  центральных банков неодинакова - от максимально независимого Немецкого Федерального банка до Банка Франции, находящегося в полной зависимости от правительства. Банк России, который рассматривается в этой работе, занимает в этом ряду промежуточное место. Здесь существенное значение имеет четкое законодательное разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами центрального банка.
         Я выбрала эту  тему неслучайно, ведь, Центральный  Банк -  это ядро банковской системы, поэтому и изучение банковского дела нужно начинать с него.
         Цель моей работы было получить достаточные знания о ЦБ и его взаимодействии с коммерческими банками.
         Объект  исследования -  банковская система РФ.
         В связи с целью  работы были поставлены следующие  задачи:
    понять, что представляет собой ЦБ;
    определить его основные цели и задачи;
    узнать о его взаимодействии с коммерческими банками;
    проанализировать его деятельность и по возможности сделать выводы.
Моя работа состоит из введения, трех глав, которые, в свою очередь, разделены на подглавы, заключения, списка литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава 1.
         Место и роль Центрального Банка в двухуровневой  системе РФ
         В банковской системе  России ЦБ РФ (ЦБР) определён как  главный банк страны и кредитор последней  инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБ используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.
         Принципы организации  и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.
         Ключевым элементом  правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления1.
         Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных  актов, обязательных для федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законом, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключение в Банк России.
         Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал  и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.
         Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так  же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли  на себя такие обязательства или  если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.
         В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. 

         1.1. Цели и функции Центрального Банка
         Банк России определяет свои цели и функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами.
         Основными целями Центрального Банка являются:
    защита и обеспечение устойчивости рубля;
    развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
    обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
    Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ. 
         Основными функциями Центрального Банка являются:
    во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
    утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
    является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
    устанавливает правила осуществления расчетов в  РФ.
    устанавливает правила проведения банковских операций;
    осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
    осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами ЦБ;
    принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
    осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
    регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
    осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
    организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;
    определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
    устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
    устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
    принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
    устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности");
    проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
    осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом ;
    является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
    осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
         1.2. Операции Банка России
         Банк России имеет  право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями,  Правительством Российской Федерации для достижения целей,  предусмотренных настоящим Федеральным законом:
         1)  предоставлять  кредиты на срок не более  одного года под обеспечение  ценными бумагами и другими активами,  если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
         1.1)  предоставлять  кредиты без обеспечения на  срок не более одного года  российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного  уровня. Перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения кредитоспособности получателей кредитов,  и необходимых минимальных показателей соответствующих рейтингов,  дополнительные требования к получателям кредитов,  а также порядок и условия предоставления соответствующих кредитов устанавливаются Советом директоров;
         2) покупать и продавать  ценные бумаги на открытом  рынке, а также продавать ценные  бумаги, выступающие обеспечением  кредитов Банка России;
         3) покупать и продавать  облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;
         4)  покупать и  продавать иностранную валюту,  а также платежные
         документы и обязательства,  номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
         5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
         6)  проводить расчетные,  кассовые и депозитные операции,
         принимать на хранение и в управление ценные бумаги и  другие активы;
         7) выдавать поручительства  и банковские гарантии;
         8)  осуществлять  операции с финансовыми инструментами,  используемыми для управления  финансовыми рисками; 
         9)  открывать счета  в российских и иностранных  кредитных
         организациях на территории Российской Федерации и  территориях иностранных государств;
         10) выставлять чеки  и векселя в любой валюте;
         11)  осуществлять  другие банковские операции и  сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота,  принятыми в международной банковской практике.
         Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе,  за исключением случаев,  предусмотренных федеральными законами.
         Банк России также  вправе осуществлять банковские операции и иные сделки с международными организациями,  иностранными центральными  (национальными)  банками и иными иностранными юридическими лицами при осуществлении деятельности по управлению активами Банка России в иностранной валюте и драгоценных металлах,  включая золотовалютные резервы Банка России.
         Банк России имеет  право передавать российским и иностранным кредитным организациям,  а также организации,  изготавливающей банкноты и монету Банка России,  банкноты в сувенирной упаковке и монету Банка России по ценам,  отличающимся от нарицательной стоимости, которые определяет Банк России. 
 
 
 
 
 

         Глава 2.
         Взаимоотношения Центрального Банка  с коммерческими  организациями
         Центральный Банк Российской Федерации - высший орган банковского  регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных  учреждений. В процессе взаимоотношений  с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.
         Коммерческие банки  являются основными каналами практического  осуществления денежно-кредитной  политики Центрального Банка. ЦБ РФ устанавливает  обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.
         Основными инструментами  и методами денежно-
         кредитной политики Банка России являются2:
         1) процентные ставки  по операциям Банка России;
         2)  нормативы обязательных резервов,  депонируемых в Банке
         России (резервные  требования);
         3) операции на  открытом рынке; 
         4) рефинансирование кредитных организаций;
         5) валютные интервенции; 
         6) установление ориентиров  роста денежной массы; 
         7) прямые количественные  ограничения;
         8) эмиссия облигаций  от своего имени.
         Как уже отмечалось, наряду с операциями на открытом рынке, рефинансированием, валютным регулированием и другими экономическими методами проведения кредитной политики ЦБ РФ использует метод формирования обязательных резервов. Это метод прямого воздействия на состояние денежной массы в обращении.
         Резервы представляют собой сумму денег, которую коммерческий банк обязан постоянно хранить на отдельном счете в ЦБ РФ. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банка, а также порядок их депонирования в ЦБ РФ устанавливаются Советом директоров. Нормативы резервов не должны превышать 20% обязательств банка. Они могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
         При нарушении утвержденных нормативов обязательных резервов ЦБ РФ имеет право взыскать в бесспорном порядке с коммерческого банка  сумму недовнесенных средств, а  также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.
         Ставка рефинансирования - это инструмент денежно-кредитного регулирования, с помощью которого Центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями. Во время кризиса в большинстве стран этот показатель Центробанки понижают. В России же в ноябре 2008 года ЦБ РФ повысил ставку рефинансирования с 11 до 12%. Необходимость возвращения капитала в страну смотрится как достойное оправдание. Но в скором времени обычные граждане смогут ощутить эту меру на собственном опыте - в виде повышенных процентов по кредитам, причем как по вновь выдаваемым, так и по уже выданным, в частности долгосрочным.
         При отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в ЦБ РФ средства используются для  погашения долгов кредитной организации  перед вкладчиками и кредиторами.
         Первоначально обязательные минимальные резервы формировались  как гарантия наличия определенного запаса денег, если клиенты потребуют свои вклады от банка. В настоящее время минимальные резервы играют двоякую роль. Во-первых, они должны удовлетворить интересы вкладчиков, когда при тех или иных обстоятельствах может начаться отток вкладов из данного банка. Во-вторых, с помощью регулирования суммы резервов регулируются возможности коммерческих банков выдавать кредиты и, следовательно, влиять на совокупную массу денег в обращении.
         Кредитный потенциал  коммерческого банка уменьшается настолько, насколько увеличивается размер его резервов, и увеличивается настолько, насколько уменьшается размер его резерва в ЦБ РФ.
         Норма обязательных резервов меняется в зависимости  от конкретных задач кредитно-денежной политики ЦБ РФ. На их дифференциацию влияет характер привлеченных коммерческим банком средств. По вкладам до востребования, когда вкладчик счета может в любое время потребовать возврата денег, или по депозитам со сравнительно коротким сроком хранения устанавливаются более высокие нормы, ибо кредиты, где используются деньги на этих вкладах, выдаются банками на более длительный срок. По вкладам с более длительным сроком хранения установлены более низкие нормы отчисления в резервы.
         Деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные  и социальные права широкого круга граждан, предприятий, организаций, фирм, которые являются их акционерами, вкладчиками и кредиторами, поэтому государство в лице своего Центрального Банка осуществляет наблюдения и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы. В связи с наличием кредитных связей между коммерческими банками устойчивость одних непосредственно связана с устойчивостью других.
         Банк России устанавливает  обязательные для коммерческих банков правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать от банков необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.
         Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа  экономической ситуации Банк России имеет право также запрашивать  и получать необходимую информацию и у федеральных органов исполнительной власти. Поступившие от банка данные по конкретным операциям не подлежат разглашению без согласия банка.
         Банки - неотъемлемая часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с  потребностями воспроизводства. Будучи в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ: это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.
         В механизме функционирования кредитной системы государства  большая роль принадлежит коммерческим банкам. Они являются многофункциональными организациями, действующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Банки аккумулируют основную долю кредитных ресурсов и предоставляют своим клиентам полный комплекс финансовых услуг, включая кредитование, приём депозитов, расчётное обслуживание, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты и другое.
         В современной рыночной экономике деятельность коммерческих банков имеет огромное значение благодаря  их связям со всеми секторами экономике.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2.1. Ставка рефинансирования
        Ставка рефинансирования - размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям (динамика ставки рефинансирования представлена в Приложении 1). Грубо говоря, ставка рефинансирования центрального банка - это процентная ставка, под которую центральный банк выдаёт кредиты другим банкам.
        Под рефинансированием  понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России3.
        Коммерческие банки  активно используют займы у ЦБ для кредитования как физических лиц, так и предприятий. Кстати, банки "занимают" деньги и у простых  граждан с помощью банковских вкладов. Также банки занимают деньги друг у друга с помощью рынка межбанковского кредитования, проценты по таким кредитам тоже зависят от ставки рефинансирования ЦБ. Ставка рефинансирования ЦБ на сегодня— 8,25 % (с 3 мая 2011 года).
        Из вышесказанного можно сделать вывод о важности ставки рефинансирования ЦБ, поскольку она оказывает существенное влияние как на проценты по кредитам, выдаваемых банками, так и на процент по банковским депозитам.
    Во-первых, ставка рефинансирования ЦБ тесно связана с уровнем инфляции в стране. Это нетрудно заметить, взглянув на график ниже. В зависимости от темпов инфляции ЦБ корректирует величину процентной ставки и тем самым пытается оказать влияние. Задача ЦБ - поддерживать курс национальной валюты на таком уровне, чтобы был разумный компромисс между сторонами, для которых выгоден "дешёвый" рубль и стороной, для которой выгоден "дорогой" рубль. ЦБ держит под контролем курс рубля, не допуская сильной девальвации (то есть обесценивания) и в то же время не давая сильно укрепляться. Например, слишком сильный рубль вредит российской экономике, потому что тогда доллар дешевеет, а значит цены на импортные товары становятся ниже, обостряется конкуренция между российскими производителями и импортными, что негативно сказывается на нашей экономике.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.