На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Государственные воззрения Чичерина

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 20.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение……………………………………………………………………………..3
    1. Краткий  очерк биографии Г.В. Чичерина…………………………………6
    2. «Учение Б.Н.Чичерина о государстве»……………………………………8
    3. «Правовая концепция Б.Н.Чичерина»……………………………………14
Заключение………………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  темы исследования. Развитие отечественной юридической науки невозможно без осознания преемственности и восстановления нарушенной связи времен. Среди выдающихся ученых и мыслителей ХIХ - начала XX вв. заметной фигурой является Б.Н.Чичерин, с именем которого связано создание оригинальной и цельной философско-правовой системы европейского уровня. Исследование многогранного творчества ученого знакомит с крупным пластом истории философии, государствоведения, правоведения и политологии. Мысли Б.Н.Чичерина оказали значительное влияние на современную правоведу и последующую правовую жизнь России.
     Актуальность  исследования определяется: наличием объективной реальности в развитии государственности и либерализации общества, а в связи с этим - бурным интересом к истории страны, ее социально-культурному наследию, как попытке найти в прошлом ответы на решение многих современных проблем, касающихся развития государственности, права, общества в целом. Характеристика современного состояния государственности как общественно-политического строя, обладающего либеральными чертами, требует обращения к исследованию русского либерализма, который обвиняют в беспочвенности, несоответствии историческим традициям Российского государства, в подражании Западу или американизме, в бесчеловечности и бездуховности и т.п., что не соответствует, на взгляд автора, действительности.
     Если  либерализм в Европе и США прошел длительный путь развития, то у российского либерализма не было такой возможности и наивно было бы ожидать его воплощения сразу и в чистом варианте. Для того, чтобы ускорить процесс либерализации общества в адекватной ему форме, необходимо сравнить его не только с развитыми формами европейского или американского либерализма, но и с его отечественными моделями, учитывающими специфику российской действительности, что невозможно без изучения творчества Б.Н. Чичерина, так как классическим образцом модели отечественного либерализма; является именно его концепция либерализма;
     - существованием различных, во  многом противоречивых подходов  к исследованию творчества Б.Н.Чичерина  в целом, и его правовых взглядов, в частности. Это проявляется в неоднозначной оценке концепвзглядов, в частности. Это проявляется в неоднозначной оценке концептуальных идей как правоведами XIX - первой половины XX вв., так и современными учеными. Сегодня необходимо синтезировать существующие подходы и посмотреть на учение Б.Н.Чичерина в контексте изменяющейся реальности;
     - изменением общественных и социальных  ценностей, что привело к динамике  отношений «личность-государство». На смену коллективизму во  всех сферах общественной жизни,  доходившему порой до полного  отрицания интересов отдельной  личности, сегодня приходит обращение к индивидуализму, который позволяет превратить отношения «личность-государство» в партнерские. Личность становится самостоятельным субъектом общественной жизни, охрана ее прав и интересов законодательно закреплена. Так как Б.Н.Чичерин является ученым, наиболее полно для своего времени разработавшим учение о свободе личности, ее правах и обязанностях, то для развития современной юридической мысли его идеи имеют особо ценное значение.
     Основная  проблема, попытка разрешения которой  предпринята в данном исследовании, может быть сформулирована следующим образом: каково значение учения Б.Н.Чичерина для современных научных изысканий в области государства и права.
     Объектом  исследования является творческое наследие Б.Н.Чичерина.
     Предметом исследования выступают труды Б.Н.Чичерина, раскрывающее его взгляды на государство и право.
     Цель  исследования: на основе системного анализа  дать комплексный обзор творческого  наследия мыслителя в области  государства и права, а так  же выявить влияние взглядов Б.Н.Чичерина на развитие политико-правовой мысли и процессы государственно-правового строительства.
     Задачи  исследования:
     провести  анализ и систематизацию основных частей политико-правовой доктрины Б.Н.Чичерина;
     выявить роль взглядов Б.Н.Чичерина на государство  и право в истории политико-юридической мысли и новаторский характер указанных взглядов;
     формализовать современные подходы к интерпретации  творчества Б.Н.Чичерина.
     Неоднозначность оценки творчества и личности Чичерина проявляется в существовании  различных, часто противоположных, мнений о вкладе ученого в юридическую науку. Для выяснения их и установления места научного наследия Б.Н.Чичерина в юридической науке были привлечены работы таких его современников, как: А.С. Алексеев, Н.А. Бердяев, Л. Гумплович, Г. Еллинек, К.Д. Кавелин, Б.А. Кистяковский, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, С.А. Котляревский, И.В. Михайловский, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, Н.И. Палиенко, Л.И. Петражицкий, В.С.Соловьев, Е.Н. Трубецкой, Г.Ф. Шершеневич, Г.А. Энгель. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Краткий очерк биографии Г.В. Чичерина 

     Георгий (Юрий) Васильевич Чичерин (12 (24) ноября 1872, имение Караул Кирсановского уезда Тамбовской губернии7 июля 1936, Москва) — советский дипломат, нарком иностранных дел РСФСР и СССР (1918—1930). Музыковед, автор книги о Моцарте. Член ЦИК СССР 1—5 созывов, член ЦК ВКП(б) (1925—1930).
     Чичерин родился в дворянской семье и  являлся дальним родственником  Александра Сергеевича Пушкина. Отец —  Петр Николаевич Чичерин, мать — Жоржина  Егоровна Мейендорф, из немецких баронов, была внучкой, племянницей и двоюродной сестрой известных русских дипломатов. Был племянником известного философа Б. Н. Чичерина.
     Родители  Чичерина принадлежали к пиетистской  секте, основанной лордом Рэдстоком  и воспитывали его в том  же духе. Главными впечатлениями детства Чичерина были постоянные молитвословия, совместное пение религиозных гимнов, чтение Библии вслух, вообще крайне экзальтированная атмосфера со взвинченными настроениями.
     Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1891—1896). В 1897 поступил на службу в Министерство иностранных дел (где работал также его отец), работал в архиве МИД.
     С юных лет был эрудитом, полиглотом, серьёзно интересовался европейским модернизмом, был одним из выдающихся пропагандистов творчества Р. Вагнера и Ф. Ницше в России, сыграл существенную роль в формировании кругозора своего друга М. А. Кузмина (их переписка — важный историко-культурный памятник).
     Одновременно  начинается и его увлечение левыми политическими идеями, приведшее  его после 1904 в лагерь меньшевиков. В 1904 выехал в Германию, формально оставаясь на службе в министерстве иностранных дел. В Германии лечился от гомосексуализма (в то время было распространено мнение, что гомосексуализм — болезнь, которую возможно излечить). Член РСДРП с 1905, входил в берлинскую секцию КЗО. В 1907 году Чичерин был избран секретарем Заграничного центрального бюро РСДРП и в этой должности был на лондонском съезде. В это время Чичерин был близок к группе «Голоса Социал-Демократа».
     В конце 1907 года Чичерин был арестован  в Берлине, осужден за пользование чужим паспортом, оштрафован и выслан из Пруссии. Некоторое время жил в Лейбене, близ Дрездена.
     После переезда редакции «Голоса СД» в Париж Чичерин также переехал в Париж. Участвовал в работе Французской социалистической партии Жана Жореса. Был сторонником августовского блока (1912). В 1914 году работал в Бельгии.
     Во  время первой мировой войны жил  в Лондоне. Член Британской социалистической партии. Один из организаторов и  секретарь Комитета помощи русским  политкаторжанам и ссыльнопоселенцам. Главной помощницей Чичерина в работе по комитету была радикальная суфражистка Мэри Бриджес-Адамс (Mary Bridges-Adams). Официальной задачей комитета были сбор и пересылка денег революционерам, находившимся в российских тюрьмах, но под руководством Чичерина комитет постепенно превратился в политический орган, ведущий систематическую агитацию против российского правительства. Штаб-квартирой комитета был дом на Лексхем Гарденс, 96 в районе Кенсингтон.
     После Февральской революции в России занимался отправкой политэмигрантов в Россию. 22 августа 1917 года был арестован английскими властями, но вскоре освобождён. В январе 1918 приехал в РСФСР и был назначен заместителем наркома иностранных дел Троцкого, при этом Чичерин вступил в партию большевиков.
     Подписал Брестский мир (3 марта 1918), с 9 апреля, после перехода Троцкого в военный наркомат, стал и. о. наркома иностранных дел, с 30 мая народный комиссар по иностранным делам. Как нарком иностранных дел РСФСР и СССР (19181930) Чичерин внёс существенный дипломатический вклад в выведение Советской России из международной изоляции.
     В 1921 г. заключил договоры с Турцией, Ираном и Афганистаном, по которым отдавалась вся российская собственность в  этих странах. В 1922 возглавил советскую  делегацию на Генуэзской конференции, во время конференции подписал с германским министром иностранных дел Вальтером Ратенау Рапалльский договор (название происходит от имени местечка Рапалло под Генуей, где состоялось подписание).
     В 1923 г. возглавлял советскую делегацию  на Лозаннской конференции, где был определен послевоенный статус турецких проливов.
     Подписал  договоры СССР с Турцией и Ираном (1925, 1927).
     Чичерин находился в натянутых отношениях со своим заместителем М. М. Литвиновым.
     С 1930 на пенсии. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Вскоре после смерти Чичерина, в 1937—1938, были репрессированы многие кадры Наркоминдела, им назначенные. 

2. «Учение Б.Н.Чичерина о государстве» 

     Б.Н.Чичерин  является видным русским юристом, историком  и философом, основоположником «государственной школы» в историографии. Его оригинальное учение о государстве и праве оказало влияние на формирование российской юридической науки и государственности. Изучение данного влияния специально не исследовалось.
     По Чичерину, любому человеческому союзу присущи четыре элемента: власть, закон, свобода, общее благо. Этим общественным элементам соответствуют четыре союза: семья, гражданское общество, церковь и государство. Государство является высшим из человеческих союзов, подчиняющим остальные, но, не поглощая их, а оставляя им определенную самостоятельность в принадлежащем каждому круге деятельности.
     Представление Б.Н.Чичерина о государстве не совпадало  с господствовавшими во второй половине XIX века позитивистскими учениями, рассматривавшими государство как высшую форму  общественной жизни и противопоставлявшие государственность и гражданское общество. Б.Н.Чичерин считал государство воплощением нравственного начала, подчеркивая этим приоритетное значение государства в жизни народа.
     Несмотря  на то, что вопрос о причинах и  предпосылках возникновения государства в разных работах Чичериным решается с некоторым различием, автором установлено, что в трудах мыслителя называются два пути образования государства: либо путем завоевания, либо в результате смешения племен, когда племя выходит за пределы своей ограниченности. Материал, из которого создается государство, двоякого рода: земля, представляющая область, на которую простирается верховная власть, и народ, или совокупность граждан, подчиняющихся этой власти.
     Следует указать, что способы создания государства Б.Н.Чичерин классифицировал на первоначальные и производные. К первоначальным способам ученый относил преобразование других союзов в государственный, либо свободное волеизъявление людей об объединении в единый союз, к производным способам - объединение или распад уже существующих государств.
     Изучение  процесса образования государства  по трудам Чичерина позволило выделить факторы, влияющие на данный процесс:
     1) личность, роль которой особенно  сильна на начальном этапе  образования государства;
     2) религия, в которой возникающие  государства находят опору, а  власть получает освящение, что  позволяет консолидировать общество  вокруг исторической личности;
     3) постепенное развитие жизни и  ее потребностей, создающее необходимые  предпосылки для любого события, в том числе и образования государства;
     4) завоевание, позволяющее присоединить  новые территории и обеспечить  вследствие этого приток рабочей  силы, увеличить материальные богатства,  расширить торговые связи; 
     5) фактор «X», включающий в себя  экстраординарные события, неожиданности.
     Исследование  сущности общественных союзов и процесса происхождения государства привело  к выделению признаков, характерных  по Чичерину для государства. Первым признаком является верховная власть. По мысли соискателя для Чичерина характерен в большей степени директивный аспект понятия власти, который трактует власть как господство, обеспечивающее выполнение приказа, директивы. Соискатель рассматривает виды власти в учении ученого. Власть мыслитель разделял на частную и общественную. Формами частной власти является семейная и господская, формами общественной - патриархальная, гражданская, церковная и государственная, имеющая характер верховной власти.
     Верховная власть, являющаяся по Чичерину стержнем государства, обладает следующими признаками: она единая, постоянная, безответственная, независимая ни от кого, священная, ненарушимая (требующая полного повиновения), повсеместная (действующая на всей территории), является источником любой другой власти, обладает авторитетом. Соискатель обращает внимание на существование спорных моментов в характеристике признаков власти.
     В качестве субъекта государственной  власти Б.Н.Чичерин называет государство  и системой его органов, а власть может быть разделена между этими  органами. Разделение власти на законодательную, судебную и правительственную (в свою очередь подразделяющуюся на власть военную и административную), по мнению автора оригинальной государственно-правовой концепции, делает из государства организм в идеальном смысле.
     Вторым  признаком, отличающим государство от иных человеческих союзов, является территория. Справедливыми, но не бесспорными, являются рассуждения Б.Н.Чичерина о выгодах и недостатках, связанных с размерами государства.
     Третьим признаком Чичерин выделяет налоги и сборы, необходимые для содержания государства. По способу взимания ученый разделяет налоги на прямые и косвенные.
     Автором устанавливается несколько подходов, высказанных Б.Н.Чичериным к понятию  «государство»:
     - общенаучный, по которому государство  выступает союзом людей, образующих единое, постоянное и самостоятельное целое, подобно единому телу, связь между частями которого не физическая, а духовная, подкрепленная связью поколений;
     - частно-научный, в соответствии  с которым государство есть  союз народа, связанный законом в одно юридическое целое и управляемое верховной властью для достижения общего блага;
     - специальный подход, рассматривающий  государство как юридическое  лицо, имеющее собственное имущество  для удовлетворения государственных  потребностей.
     Оригинальный подход Б.Н.Чичерина к национальной основе государства и национальной государственной политике, на основе изучения его работ выяснено, что термины «народ» и «народность» являются достаточно близкими, но имеется и различие. В этнографическом смысле употребляется термин «народ-род» и «народность» являются достаточно близкими, но имеется и различие. В этнографическом смысле употребляется термин «народность», в политическом - «народ». Для государства реальную основу составляет народность, так как она есть единая духовная сущность, связывающая многие поколения общим сознанием, из которого при благоприятных условиях вырабатывается общая воля. Как замечает Чичерин, народность составляет главное основание государства, то, что дает ему внутреннее, живое единство. Тем не менее, субъектом государства является народ.
     Исследуя  цели государства, было установлено, что  в русской философии права  термины «политический» и «государственный»  практически идентичны. «Политическим» называлось все то, что относилось к государству, и в этом смысле вся государственная деятельность являлась политической. Цели государства Б.Н.Чичерин делит на общие и частные, причем общей целью является нравственная цель - достижение «общего блага», в котором ученый видел инструмент гармоничного развития и согласования противоположных интересов, разделяющих общество. Основная цель государства, по его мнению, состоит из специальных целей, которые, на наш взгляд, уместнее было бы назвать «задачи государства». Специальными целями ученый называет:
     1) создание общих условий для жизнедеятельности и свободного развития людей;
     2) обеспечение согласованного действия  всех элементов государства; 
     3) охранение права, установление  единого правопорядка и охрана  прав граждан от нарушений; 
     4) обеспечение внешней и внутренней безопасности;
     5) попечение о материальных и  духовных интересах народа. Следует  так же отметить, что на разных  этапах существования государства  могут появляться новые цели  и задачи.
     Кроме государственных целей и задач  могут существовать частные цели, которые не должны поглощаться в государственных, а для сохранения гармонии должны подчиняться им. Таким образом, Б.Н.Чичерин считает, что государственная цель определяется как совокупность всех человеческих целей, насколько они касаются государственного союза как единого целого.
     Основные  задачи, стоящие перед государством, достигаются через его функции, под которыми понимаются основные направления  внутренней и внешней деятельности государства. Функции государства, отмеченные Б.Н.Чичериным, отличаются от современных функций в своей трактовке, но, по самой сущности, в основополагающих моментах принципиальных расхождений нет. Анализируя работы ученого, можно выделить в качестве основных внутренних функций:
     а) охранительную, предполагающую охрану правопорядка, обеспечение режима законности, предупреждение преступлений;
     б) функцию налогообложения и взимания налогов и податей, позволяющую  формировать и пополнять казну;
     в) социальную, по которой государство  должно поддерживать наиболее нуждающиеся слои населения, но не доставлять им средства существования;
     г) экологическую, включающую охрану природных  ресурсов от истощения и предлагающую государственное управление и координацию  органов в этой сфере;
     д) функцию развития образования, науки, культуры, позволяющую государству в первую очередь развивать систему учебных заведений, совершенствовать процесс обучения.
     Из  внешних функций Б.Н.Чичерин акцентировал внимание на участии в международных  отношениях, где необходимо руководствоваться  интересом, а не правом, и функции защиты (обороны) государства.
     Очевидно, что приоритет и эффективность  выполнения функций во многом зависит  от формы государства. Автор диссертации  выявил факторы, влияющие, по мнению Б.Н.Чичерина, на форму правления и условия  среды, в которых призвана действовать власть. Эти факторы классифицируются на две группы:
     1. Внутренние: а) единство общества, влияющую на консолидацию и  сосредоточенность власти; б) соответствие  политического строя общественному;  в) материальное благосостояние среднего класса, так как, по мнению Б.Н.Чичерина, именно средний класс является главным связующим элементом общественного быта, от которого исходит промышленное и умственное развитие общества; г) умственное развитие общества, определяемое по умственному развитию среднего класса. В качестве критериев умственного развития Чичериным выделяются: состояние политической литературы, журналистики, участие масс в государственных и общественных делах.
     2. Внешние, из которых наиболее  важный - внешняя защита, требующая сосредоточение власти.
     Учитывая, что, по мнению Б.Н.Чичерина, политика государственного устройства должна отображать форму  идеального государства, показывать его  отношение к жизни, исследовать  различные образы правления, условия  существования и средства поддержания, диссертант рассматривает взгляды мыслителя на форму правления. Вследствие этого соискатель не согласен с мнением предыдущих исследователей творчества Чичерина, считавших, что идеальной формой правления у мыслителя может быть только конституционная монархия. В чичеринском изложении каждая форма правления имеет возможность быть идеальной. Форма правления в государстве зависит от многих факторов, в том числе от жизненных условий и состояния общества. В связи с этим, для каждого отдельно взятого государства идеальной будет своя форма правления. С точки зрения автора государственно-правовой концепции для идеального образа правления необходимо участие народных масс в принятии государственных решений, исполнение принятых решений должно вверяться политически образованным лицам, а во главе государства должны находиться лучшие представители общества. Но личная симпатия у Чичерина возникает, действительно, к конституционной монархии, которая в тот период, по его мнению, для России могла стать идеальной формой правления.
     При изучении взглядов мыслителя на идеальную  форму правления было выяснено, что  ее установление в, государстве возможно только при наличии свободы и  закона, являющихся, по Чичерину, началами права. 

3. «Правовая концепция Б.Н.Чичерина» 

     Свобода Б.Н.Чичериным понимается в двойном  значении:
     1) как внешняя свобода (свобода  действий), состоящая в независимости  действий субъекта от чужой  воли, или в определении действий  волей самого лица. Другими словами  - в возможности делать то, что  хочет субъект;
     2) как внутренняя свобода (свобода  воли), означающая независимость  воли субъекта от внешних побуждений  или в существующей для него  возможности определяться исходя  из своей воли. Однако на волю  лица, а точнее формирование внутренних  побуждений, оказывают влияние:
     1) разум человека, сдерживающий слепые  влечения людей и указывающий  человеку закон, которым необходимо  руководствоваться; 
     2) юридический закон; 
     3) общественные цели и установки,  усвоенные лицом и принадлежащие  уже его внутреннему миру. Человек, являясь членом общества, не может не учитывать общественное начало. В связи с этими обстоятельствами Б.Н.Чичерин делит свободу воли на нравственную (внутреннюю), юридическую (внешнюю) и общественную свободу. Таким образом, основной проблемой является разграничение понятий «свобода действий» и «юридическая свобода», именуемые Чичериным общим термином «внешняя свобода». При сравнении свободы действий и свободы юридической диссертант устанавливает их разграничение. Юридическая свобода играет важную роль при формировании внутренней потребности лица к действию, а уж затем наступает свобода действий. Более того, свобода воли (а, значит, и юридическая свобода как одна из форм свободы воли) дает возможность проявиться свободе действий. Реализуясь, свобода действий приходит в столкновение со свободой действий других лиц, что необходимо учитывать.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.