На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основные типы государств их экономические объединения мировой экономике

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 20.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Московский  государственный открытый университет
Чебоксарский  институт (филиал) 
 
 
 

Кафедра: экономики 
 
 
 

  Контрольная работа 

По предмету: мировая экономика
Тема: Основные типы государств их экономические объединения мировой экономике 
 
 
 
 

                                       Выполнил студент 1 курса
                                       Факультет Менеджмента  и 
                                       экономической политики
                                       Специальность 080502 – 11
                                       Заочное отделение (сокращенное)
                                       Ф.И.О. Гаврилова Анна Сергеевна 
                                       Учебный шифр 909163
                                       Проверил преподаватель
                                       Шатунов Ю. А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чебоксары 2009
 

 

Содержание. 

Введение…………………………………………….………………….….……3
1. Типы  и формы государств……………………………………………….…..4
2. Основные типы государств и их экономических объединений в мировой экономике………………………………………………………………….……10
Заключение………………………………………………………………….…..13
Список  использованной литературы…………………………………….……14 
Введение
 

    В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое  количество разнообразных типов  государств, да и сейчас их немало. В  связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.
    Актуальность  данной работы заключается в необходимости изучения исторических типов государств, с целью оценить типы государств с современной точки зрения. Изучение данной темы также дает возможность сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого из типов государства.
    Под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства и базис исторического типа общества.
    Изучение данной темы предполагает достижение следующей цели - рассмотреть исторические типы государств и их экономические обьединения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Типы  и формы государств.
 
    Предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления. Напротив, предмет типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства - с классификацией его формы.
    Классификация формы государства - это систематика  государства, относящаяся к организации  и устройству государственной власти; типизация государства - суть деление (группировка) государств с учетом факторов развития народовластия как родовой сущности государства. Форма государства соотносится с его типом как форма вообще соотносится с сущностью вообще: она есть внешняя организация государства определенного типа.
    Учение о типах государства разрабатывается на философском и собственно теоретическом уровне (на уровне общей теории государства и права). Философская типология государства строится на критериях общественного прогресса, на разграничении двух понятий государства - государства в собственном смысле (основанного на частной собственности) и полугосударства (базирующегося на социалистической общественной собственности). С учетом этих критериев различаются формационные (исторические) и цивилизационные типы государства.
    В основу собственно теоретической типологии  государства положены различные  стороны родовой сущности государства, основные значения его понятия.
    Родовой сущностью государства является народовластие потому, что именно народу принадлежит и территория, которую он населяет, и государственная власть, существующая на данной территории. Понятие государства служит для обозначения единства трех составных его элементов: политической власти, территории и населения. Выражением этого единства (целостности) государства выступает народ, поэтому именно его политическая власть и есть то, что называется родовой сущностью любого эмпирического государства.
      Народ определяет в конечном счете и организацию собственного господства в пределах населенной им территории. Характеризуя родовую сущность государства, Ф. Энгельс писал: "Англия, конечно, демократическая страна, но демократическая в том же смысле, как и Россия; ибо народ везде, не осознавая этого, господствует, и во всех государствах правительство является только другим выражением степени образованности народа".
    Предметом теоретической типизации государства  является государство в собственном  смысле этого слова. Поэтому первоочередное внимание должно уделяться здесь  основным значениям данного понятия.
    Термин  государство употребляется в научной литературе в трех значениях. Во-первых, под государством понимается политико-территориальная организация народа (населения). Во-вторых, государством называется обособленная от народа организация политической власти на определенной территории, т.е. аппарат или механизм осуществления государственной власти. В-третьих, этим термином обозначается также политическая организация классового господства в обществе.
    Указанная дифференциация значений понятия государства  требует для своего объяснения выявления факторов, определяющих развитие государства, различных сторон его родовой сущности. Общим фактором развития государства является противоречие между индивидом, обществом и государством. Но этот фактор имеет сложную структуру.
    Государство как политико-территориальная организация народа (общества) является следствием развития противоречия между политической властью и собственностью, которые образуют основы государства и общества. Взятые в единстве и во взаимодействии - политическая власть и собственность (общинная и частная) - выступают в качестве элементов политологического фактора, который может быть положен в основу политологической типологии государства.
    Государство как организация обособленной от народа (общества) политической власти является непосредственным продуктом развития естественно-исторических общностей людей, форм их общения (община, гражданское общество). Процесс развития естественно-исторических общностей людей отражает диалектику личных и вещных связей, которые выступают в качестве составных элементов естественно-исторического фактора развития государства. Этот фактор может служить основанием естественно-исторической типизации государства.
    И, наконец, государство как организация  классового господства в обществе раскрывает нам связи государства с социально-классовой структурой народа (общества) и с социально-классовыми отношениями людей, т.е. с факторами социологического порядка, поэтому эти факторы могут служить основой для социологической типизации государства.
Итак, собственно теоретическая типизация государства включает в себя политологическую, естественно-историческую и социологическую типизацию государства.
   Всякая  политическая власть в собственном  смысле слова основывается на территории и частной собственности. Специфика  непосредственных типов государства состоит в том, что политическая власть и частная собственность в этих государствах отчуждены от общества - общины путем перенесения их (т.е. политической власти и частной собственности) на объединяющее политическое начало, представленное либо одним лицом (непосредственная монархия), либо всеми свободными гражданами городской общины (непосредственная демократия), либо несколькими земельными частными собственниками (непосредственная аристократия).
    Указанные непосредственные политические типы государства представляют собой одностороннее развитие одной из одноименных форм государства в определенные периоды всемирной истории. Непосредственные политические типы государства являются предельным случаем развития соответствующих форм государства, когда они приобретают качество формы, адекватной своему типу. История развития непосредственных типов государства берет свое начало с появления непосредственных монархий - древневосточных деспотий. Древневосточные деспотии дают нам классический образец предельной концентрации политической власти и собственности в руках одного лица - деспота, их полного отчуждения от остальной массы населения. Это, разумеется, не следует понимать в том смысле, что при данном типе государства не существовало ни права, ни упорядоченной системы правосудия и что в древневосточных государствах индивиды не имели никаких прав и не располагали никакой свободой в устройстве собственной жизни.
    Другой, более развитый политический тип  государства, - непосредственная демократия - сложился в эпоху античности в Греции и Риме. Особенность этого типа государства, как отмечалось выше, выражалась в отчуждении политической власти и собственности индивидов путем перенесения их на объединение всех свободных граждан города-полиса.
    Античная  свобода состояла в праве каждого гражданина участвовать в осуществлении политической власти и в отсутствии свободного от вмешательства государства проявления индивидуальной жизни. "Античная свобода - отмечает Г. Еллинек, - заключается только в том, что индивид имеет право на занятие должностей и участвует в создании всемогущего закона, который, однако, всецело господствует над индивидом, совершенно не признает свободного от вмешательства государства проявления индивидуальности, что для нас теперь является одним из важнейших моментов в понятии свободы". Поэтому индивид как частное лицо и при этом типе государства, по определению К. Маркса, есть раб.
    Дальнейшее  развитие прав человека как частного собственника связано с зарождением  в недрах средневекового общества капиталистических товарно-денежных отношений, которые несовместимы с феодальной раздробленностью и феодальными междоусобицами. Поэтому в борьбе королей за утверждение государственного (территориального) суверенитета буржуа поддержали королевскую власть и тем самым способствовали отделению политического суверенитета от земельной частной собственности и превращению королевской власти в суверенную государственную власть.
    В силу этого возникает абсолютная монархия. Все притязающие на суверенные права светские и духовные власти, все суверенные местные, территориальные, городские и провинциальные "особые власти" упраздняются. Происходит своего рода возврат к государству типа восточной деспотии. На деле абсолютная монархия не есть воссоздание восточной деспотии, ибо она сложилась на почве признания политической властью феодальной частной собственности и связанных с ней сословных наследственных политических привилегий. Абсолютная монархия привела лишь к отделению политического суверенитета от феодальной частной собственности.
    Разрушив  территориальные перегородки, абсолютная монархия создала благоприятные  условия для развития капиталистических  товарно-денежных отношений на всей территории страны. В результате этого  натуральное хозяйство феодалов постепенно стало вытесняться рыночным хозяйством. А дальнейшее развитие последнего со временем стало несовместимо с сословным характером феодальной частной собственности, с крепостничеством и с абсолютизмом власти, который мешал процессу освобождения частной собственности и труда от сословных и крепостнических пут феодализма.
    Однако  государство, основанное на суверенитете народа (нации) не содержит в себе полной гарантии защиты буржуазной частной  собственности от посягательств  органов народного представительства. Поэтому ликвидация абсолютной монархии и построение абстрактного политического государства на принципах народного и национального суверенитета не завершает процесс становления абстрактного политического государства. Это необходимое, но недостаточное условие для появления развитого абстрактно-политического государства. Требуется еще одно условие - признание политической властью народа, абсолютного характера прав частных собственников, т.е. независимости частной собственности от любой политической власти, как исполнительной, так и законодательной. Признание прав частной собственности в качестве "естественных, прирожденных прав человека" создает основу для превращения демократического государства вначале в либеральное правовое государство, а в дальнейшем в государство, принципом которого становится плюралистическая демократия.
    Государство является организацией политической власти, возвышающейся над учреждениями и нормами входящих в него объединений  людей, каковыми являются семьи, общины, корпорации, сословия, классы. В этом смысле государство является высшей ступенью развития общественных связей людей. Различают два естественно-исторических типа общественных связей - личные и вещные. Личные связи господствовали при натуральном хозяйстве. Этой форме хозяйства соответствовал тип общества-общины (семьи). Вещные (товарно-денежные) общественные связи образуют другой тип общества - гражданское общество.
При господстве натурального хозяйства и личных связей людей решающее значение в  формировании общества и государства  имели нравственные нормы (традиции, обычаи). Для придания некоторым из этих норм характера абсолютных норм, т.е. норм высшего порядка, имеющих всеобщее и обязательное для всех юридическое значение, государство нуждалось в сакрализации этих норм и соответствующих им отношений, и необходимых учреждений. Поэтому в обществе-общине церковь была важнейшим социальным институтом, определявшим общественное и государственное устройство страны. Она являлась инструментом сплочения всех социальных образований в единое общественное целое - в государство. С ее помощью освящался авторитет государственных учреждений и правовых норм. Поэтому обществу-общине соответствовала организация политической власти, построенная по типу религиозного (теистического) государства.
    С образованием гражданского общества любая общественная связь, всякое объединение людей, не исключая и государство, перестают рассматриваться членами общества как цель, как нравственное благо, имеющее высшую ценность. В условиях господства товарно-денежных отношений любая общественная связь имеет значение для членов общества только как средство удовлетворения их эгоистических потребностей и интересов, реализации прав человека в качестве частного собственника. Поэтому развитие товарно-денежных отношений между людьми ведет к отделению политических и правовых норм от норм моральных, религиозных и традиционных. При этом происходит отпочкование правовых норм от всех других социальных норм в качестве исходных и определяющих общественные формы жизнедеятельности государства и членов общества. Соответственно, церковь отделяется от государства, а школа от церкви; религиозное (теологическое) мировоззрение вытесняется юридическим мировоззрением, являющимся, по определению Ф. Энгельса, классическим мировоззрением буржуазии.
    Отныне  главным инструментом организации  общества и государства становятся юридические нормы. Они формализуют  общественные связи и деятельность государства, в результате происходит бюрократизация общественного и государственного строя страны, образуется бюрократический тип государства. Армия и чиновничество существовали всегда, так как составляют особенность организации любого государства, но в качестве особого типа организации политической власти бюрократическое государство - это продукт гражданского общества, основу которого составляют вещные (товарно-денежные), а не личные связи и отношения людей.
    Таким образом, в рамках естественно-исторической типологии различаются два типа государства: религиозное (теистическое) и бюрократическое.
    Народовластие как родовая сущность государства  есть абстракция, если не учитывать  различия в положении людей по отношению к политической власти и к собственности на средства производства. С этой точки зрения громадное научное значение имеет социологическая типология государства. В основе различий людей по их отношению к политической власти лежат два основополагающих политико-правовых принципа: либо принцип неравенства людей и зависимости одного человека от другого, либо принцип равенства и свободы каждого человека. Соответственно различаются и два социологических типа государства: сословное и демократическое.
    Сословным называется такое государство, в  котором юридически закреплены личная зависимость одной части общества (непосредственных производителей) от другой (частных собственников) и неравенство людей в зависимости от их происхождения, имущественного положения и рода занятий в системе общественного разделения труда.
    Напротив, демократическим в социологическом значении этого слова называется такое государство, в котором нет юридических различий людей по происхождению, имущественному положению и роду занятий и которое официально объявляет каждого человека лично свободным и независимым от другого человека.
    Как социологические типы, сословное  и демократическое государство  возможны и необходимы не на любой  ступени экономического развития страны. Сословное государство существует только в тех странах, где преобладает  основанное на частной собственности натуральное хозяйство; демократическое государство соответствует основанному на частной собственности товарному (рыночному) хозяйству. Это объясняется тем, что различия в политико-правовом положении людей, либо отсутствие их есть необходимые политико-правовые условия развития соответствующего типа хозяйства.
      В отличие от натурального хозяйства  товарное (рыночное) хозяйство для  своего существования и развития нуждается в совершенно иных политико-правовых условиях, которые может создать только демократическое государство. Демократическим является такой социологический тип государства, в котором признается юридическая свобода индивидов, социальных групп, объединений и народа в целом в их отношении к религии, политической власти, а также свобода частной собственности и труда.
    Хотя  политико-правовой статус и тип хозяйства  оказывают весьма серьезное влияние  на положение индивидов, но все же не главное. Фактическое положение  людей в обществе и государстве  обуславливается способом производства материальных благ, т.е. отношениями людей к собственности на условия труда. Частная собственность на основные средства производства независимо от политико-правового статуса индивидов и типа хозяйства (натурального или рыночного) порождает разделение людей на классы, занимающие диаметрально противоположное положение в системе общественного производства, в обществе и государстве. При этом один класс (частные собственники основных средств производства) господствует над другим классом (трудящимся классом) и эксплуатирует его. Поэтому сословное и демократическое государства - это лишь особые формы выражения классовой природы и сущности государства. 
 
 
 
 
 

2. Основные типы государств и их экономических объединений в мировой экономике.
     
            В международной практике все страны мира подразделяются на три основные группы: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны. Такая разбивка на группы была выбрана для удобства анализа в ЭКОСОС (Экономическом и социальном совете ООН) и сейчас пересматривается, особенно в свете происшедших в последнее время кардинальных геополитических изменений. В учебном пособии используется классификация, принятая в международной практике на базе исследований и расчетов учреждений и организаций ООН.

      Группа развитых стран с рыночной экономикой. Она включает 23 страны. Она подразделяется далее для целей анализа на частично совпадающие классификационные подгруппы крупнейших промышленно развитых стран, куда входят семь стран с наибольшими объемами валового внутреннего продукта (ВВП) в группе развитых стран с рыночной экономикой (РСРЭ). Это – Германия, Италия, Канада, Великобритания, США, Франция и Япония; Европейский союз – ЕС (Бельгия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Великобритания, Франция, Швеция, Финляндия и Австрия); Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ): Австрия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария, Швеция; Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды и Люксембург); Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА): США,
Канада, Мексика.
      Группа  стран с переходной экономикой подразделяется на страны Восточной Европы, к которым относятся Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия и новые государства, возникшие после распада СССР: Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан, Армения, Молдавия, Азербайджан, Грузия, Латвия, Литва и Эстония, а также новые страны, возникшие после развала Югославии. 
      Данная  группа стран с середины 80-х годов оказалась в центре уникальных исторических преобразований практически во всех областях общественно-политической и экономической жизни. Суть этих преобразований состоит в замене авторитарных политических режимов плюралистической демократией и переходе от централизованной плановой социалистической экономики на рыночные условия хозяйствования. Практически во всех странах этой группы с начала 90-х годов проводятся экономические реформы, направленные на обеспечение устойчивого развития народного хозяйства за счет внутренней и внешней макроэкономической стабилизации, создания конкурентных рыночных отношений и проведения соответствующей реформы цен, структурной перестройки производства и предприятий на основе четкого законодательного определения прав собственности – государственной и частной, ограничения господства монополий и вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов рыночной экономики, расширения и углубления международной экономической интеграции. 
      Наибольших  успехов в проведении экономических реформ в данной группе стран к концу 90-х годов добились Польша, Чехия, Венгрия. Результатом этих реформ в указанных государствах явилось то обстоятельство, что после трех лет кризисного состояния экономики в начале проведения реформ (1991-1993 гг.) положение начало стабилизироваться в 1994 г., а уже в 1995-1996 гг. национальный доход в этих странах возрастал ежегодно в среднем на 6%. С 1995 г. начался экономический рост и в других странах Восточной Европы – Румынии, Болгарии и Словакии.
      Вместе  с тем в новых государствах, возникших после распада СССР и Социалистической Федеративной Республики Югославия, проводимые экономические  реформы еще не дали ощутимых положительных  результатов с точки зрения внутренней и внешней макроэкономической стабилизации. В этих странах еще предстоит решить сложный комплекс проблем по созданию реальной рыночной экономики и обеспечения устойчивого экономического роста.
      Развивающиеся страны обычно группируются по регионам с учетом их географического положения. Для целей анализа отдельно выделяются также страны с активным Платежным балансом и страны-импортеры капитала. Последние в свою очередь подразделяются на страны-экспортеры и страны-импортеры энергоресурсов. Страна считается экспортером энергоресурсов, если она одновременно удовлетворяет следующим двум критериям:  
а) ее производство первичных энергоресурсов (включая каменный уголь, лигнит, сырую нефть, природный газ, гидроэнергию и атомную энергию) превышает собственное потребление по меньшей мере на 20%;  
б) экспорт энергоресурсов составляет как минимум 20% от общего объема экспорта. Среди развивающихся стран–импортеров энергоресурсов выделяются страны с недавно сформировавшимся активным платежным балансом, к которым относятся четыре азиатские страны, считающиеся первым поколением успешных экспортеров готовых изделий (Сянган, Республика Корея, Сингапур и Тайвань). 

      Среди развивающихся стран в современных  условиях идет процесс дальнейшей экономической  дифференциации. В настоящее время  они оказались по крайней мере на трех различных уровнях хозяйственного развития. Наиболее развитые в промышленном отношении развивающиеся страны образовали группу «новых индустриальных стран» (НИС). К ним можно отнести Аргентину, Бразилию, Сянган, Республику Корея, Мексику, Сингапур, Тайвань, Турцию.
      Промежуточную группу образовали страны, существенно  отставшие от НИС, как по общим  объемам производства, так и по производству товаров и услуг  на душу населения. Эта группа, в  частности страны Ближнего Востока, характеризуется большой дифференциацией отраслевых структур, социальных слоев населения и их положением в обществе.  
К группе «наименее развитых стран» относятся около 50 развивающихся стран. Как правило, они имеют узкую, даже монокультурную структуру хозяйства, высокую степень зависимости от внешних источников финансирования мероприятий в социально-экономической сфере. В ООН используются три критерия для отнесения стран к данной группе: доля валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения не превышает 350 долл. США; доля взрослого населения, умеющего читать, – не более 20%; обрабатывающая промышленность в ВВП составляет не более 10%. В эту группу входят 8 стран Азии, 28 – Африки, 5 – Латинской Америки и Океании и др. 

      В Латинской Америке, Африке и Азии возникло более трех десятков зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов. Перечислим некоторые из них: Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу); Центральноамериканский общий рынок: Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор; Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество – АТЭС (14 развивающихся стран, а также США, Канада и Япония); Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины); МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай); Южноафриканский комитет развития – САДК (Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве); Арабский общий рынок: Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Ливия, Мавритания и Сирия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.