Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль малого бизнеса в экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Байкальский государственный университет экономики  и права
Филиал  в г. Братске
Кафедра финансов и кредита 
 
 
 
 

                 Специальность «Финансы и кредит»
                 Дисциплина «Экономическая теория»    
             
             
             
             
             

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

РОЛЬ  МАЛОГО БИЗНЕСА В  ЭКОНОМИКЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Руководитель
курсовой  работы:    к.э.н., доцент М. М. Истомина  

Студент:      гр. ФКз-08 С. Ю. Буженко 
 
 
 
 
 
 
 

Братск, 2009
 


Содержание
1. Введение 3
2. Сущность малого бизнеса 6
3. Черты и критерии малого бизнеса 9
4. Функции малого предпринимательства в экономической системе 12
5. О состоянии малых предприятий в I квартале 2009 г. 17
6. Меры имущественно-инфраструктурной поддержки 25
7. Меры по снижению административного давления 26
8. Обзор законодательства РФ в сфере регулирования малого бизнеса 27
9. Реформа ЕСН 28
10. Заключение 30
11. Список используемой литературы 32
 
 

Введение 

      Из  опыта ведущих стран современного мира, в частности Большой Семерки, просматривается необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Исходя из этого можно сделать вывод, что возрождение России невозможно без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально «несет на себе» экономическое и социальное развитие.
      В свете последних изменений экономики  нашей страны проблема внедрение таких предприятий на рынок нашей страны просматривается особо актуально. Но достаточно вспомнить события всего лишь десятилетней давности, когда очень жестокий экономический кризис привел к банкротству очень большого числа олигополий, а обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг. Исходя из предыдущего факта, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса.
      Конечно же, крупные предприятия и наличие крупного капитала определяют сущность любого развитого государства и воздействуют на уровень научно технического потенциала и производственной и социальной мощи, малое предпринимательство не является менее важной частью развитой рыночной системы. В нем находятся основная масса оборотных национальных ресурсов, которые служат фундаментом развития экономики любой страны.
      Без поддержки государства и без  собственного внутреннего взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.
      Внедряя в экономические отношения нестандартные, инновационные подходы и новые решения, предпринимательство занимает свое, особое место в данных отношениях. Во взаимодействии предпринимательства и структур власти так же есть свои особые связи. Необходимо упомянуть и о том, что предпринимательство помогает формированию и укреплению среднего класса. Исходя из этого, можно сделать вывод – оно выполняет не только экономические функции, но и довольно тесно связанно со всеми сферами жизнедеятельности общества. Более четко и уверенно видеть и корректировать основные проблемы становления общества в России позволяют знания и тенденции потенциального развития предпринимательства, выявление связей зависимости с другими структурными элементами.
      Мелкое  предприятие необходимо развивать в связи с тем, что они помогают «оживить» старые крупномасштабные предприятия, и вместе с ним получают очень большую прибыль как для себя, так и для рыночной экономики в целом. В подтверждение своих слов хотелось бы привести следующие факты: в Японии на малый бизнес приходится более половины чистого дохода, а в США более одной третьей части всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса. 
 

     Заслуживающего  внимания изучение малого предпринимательства  на структурные преобразования региональной экономики, разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса, формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития малого бизнеса не уделяется. Предпринимательские проекты методов комплексной оценки и проведению их экспертиз в некоторых городах или регионах страны так же не получают достойного внимания.
      В условии повышения качества обеспечения  потребностей потребителей, предприниматели стараются приблизить товары и услуги к конкретным покупателям, повышают качество и культуру товаров и обслуживание. В условии структурной перестройки экономики малый бизнес придает экономике маневренность, мобильность, гибкость, создает дополнительные рабочие места, что существенно сокращает безработицу, так же вовлекаются дополнительные социальные группы населения, для которых работа по той или иной причине затруднительна (студенты, пенсионеры, инвалиды и т.п.), активируют НТП, за счет аренды или выкупа помогают предприятию избавится от убыточных предприятий, осваивают и используют местные источники сырья и отходов, задействуют личные средства для увеличения производства и т.п.
      В настоящее время мы переживаем мировой  финансовый кризис, и как же можно  из него поскорее выйти? Данный вопрос необходимо передать в руки малого и среднего бизнеса. Экономическая линия в этом вопросе прослеживается очень хорошо: при появлении большого числа фирм появятся новые рабочие места так необходимые в наше время, малыми предприятиями гораздо легче управлять в период нестабильности национальной валюты, это принесет хорошие деньги не только в центр, но и в регионы нашей страны. Но самое главное преимущество, на мой взгляд, это то, что появление, в рамках малого и среднего бизнеса, новых предприятий неизбежно повлечет за собой появление конкуренции на рынке страны, чего так не хватает России.
      При переходе на рыночные отношения в  Российской экономике обуславливается необходимость организационно-экономических преобразований во всех областях промышленной, хозяйственной и организационной деятельности. Одно из основных направлений экономической перестройки, обуславливающее развитие и становление конкурентной рыночной среды, заполнение Российского рынка товарами и услугами, появление новых рабочих мест, становление довольно широкого круга собственников является развитие малого бизнеса.
     В заключении своей первой главы хотелось бы привести небольшую статистику по другим странам. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада и Европы малые предприятия составляют 70-80% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято более 50% всего населения, Японию, где число занятого населения в предприятиях малого бизнеса составляет примерно 80% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. В тоже время в России данная картина выглядит плачевно – количество малых предприятий на 1000 человек в 9-10 раз ниже, чем в развитых странах, предпринимательство приносит нашей стране всего лишь около 15% ВВП, по сравнения с опять же развитыми странами это в 3-5 раз ниже. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран. 
 

 

Сущность  малого бизнеса 

     Слово «Бизнес», которое я буду очень часто употреблять в данной курсовой работе, имеет английские корни своего происхождения и означает в переводе с оригинала – дело, деятельность, занятие. Хотя на ряду с этим английская школа экономики трактует слово бизнес как «деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». А в свою очередь бизнес в небольших масштабах и есть «Малый».
     Хотя  современные источники, экономические  словари выдвигают свою трактовку  малого бизнеса - «бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий. Малый бизнес характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг».
     Как уже было сказано во введении, даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес особо способствует на развитие экономики в стране, решение социальных проблем, решение проблемы безработицы. В странах с развитой системой малого бизнеса предпринимательство находится на ведущем месте по оказанию услуг, реализации товаров, численности занятых в данном производстве. В последних принятых в Российской Федерации законодательных, правовых и нормативных актов указывается, что развитие малого бизнеса является одной из экономических реформ. Вследствие чего начнет развиваться конкуренция, наполнятся товарами и услугами рынки, организовываться новые рабочие места.
     Для большего понимания сущности малого бизнеса можно рассмотреть предпринимательство  с нескольких сторон – экономической, управленческой и личностной. Уделяя особое внимание социальным характеристикам  предпринимателя, А. Шаперо в своем издании опубликовал следующую мысль: «Практически во всех определениях предпринимателя и предпринимательства речь идет о таком поведении, которое включает в себя, во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию и реорганизацию социально-экономических механизмов, с тем, чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию, и, в-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, т.е. готовность рисковать». А С. Констант написал «Предпринимательство - это динамичный процесс наращивания богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым, главное чтобы предприниматель сумел придать им новое качество, увеличить их ценность, затратив на это необходимые силы и средства». В свою очередь К. Веспер сказал: « С точки зрения экономиста, предприниматель - это тот, кто соединяет средства, труд, материалы и т.д. таким образом, что их совокупная стоимость возрастает. При этом он вносит изменения, осуществляет инновации и преобразует заведенный порядок. С точки зрения психолога, предприниматель - это человек, которым движут определенные мотивы - например, желание добиться чего-то в жизни, попробовать что-то новое, самоутвердиться или обрести самостоятельность... С точки зрения других предпринимателей, он может представлять угрозу, быть опасным соперником, или, наоборот, партнером, поставщиком, покупателем или просто человеком с интересными идеями, в которого не жалко вложить деньги... С точки зрения политэконома, предприниматель - это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, кто находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, кто создает новые рабочие места».
      Рассмотрев  предпринимателя с разных сторон, приведенных выше можно сказать, что предпринимателя охарактеризовываеют следующие качества: новизна, творческое начало, готовность рисковать, организаторский талант и конечно же умножение капитала. Но это не ограничивает сферу малого бизнеса, он бывает так же и в таких областях – медицина, наука, образование, архитектура, социальная сфера, юриспруденция, сфере производства и т.п. Исходя из этого, хотелось бы вывести свою форму определения малого бизнеса. Малый бизнес – это процесс создания чего – либо нового, имеющего свою ценность. Долгосрочный процесс, требующий на себя много сил не только физических, но и моральных, социальной ответственности, финансового риска, но этот же рисковый и в некотором роде опасный процесс приносит денежный доход и личностное удовлетворение.
      Сущность  малого бизнеса, по моему мнению, необходимо рассматривать с двух позиций: Экономической  и социальной, т.к. именно в этих позициях особо хорошо просматривается значимость малого бизнеса.
      Для начала рассмотрим малый бизнес с  экономической точки зрения, можно  отметить восемь основных показателей:
      • доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
     • доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
     • доли малого бизнеса в экспорте продукции;
     • доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
     • доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
     • доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
     • доли мелких предприятий в общем  количестве коммерческих предприятий;
     • доли отдельных видов продукции  или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.
      При увеличении значений этих показателей  возрастет роль малого бизнеса в экономики страны. Для примера хотелось бы показать пример на развитых стран (США, Японии и ЕС) 
 
 

     Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого  дохода; в странах ЕС на малых  предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС – 67%, Японии – 55%.
     Социальная  значимость малого бизнеса.
     • в снижении уровня безработицы;
     • в формировании среднего класса в  обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
     • в более высокой удовлетворенности  людей, особенно высокообразованной рабочей  силы, своим трудом, рассматривающих  свою работу, прежде всего как средство самовыражения;
     • в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;
     • в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
     • в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.
     • в улучшении качества обслуживания;
 

Черты и критерии малого бизнеса 

 Малое предпринимательство - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предприятия являются его достоинствами, повышающим устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малого предприятия на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально - экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обуславливают простоту и эффективность управления предприятием. Однако характерное для малого предприятия совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, могут привести - и часто приводят - к само эксплуатации и сверхурочным работам. Неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у крупных и средних предпринимательских структур.
 Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от малых предприятий зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются:
- совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;
- стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.;
- общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;
- высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;
- низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;
- высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества;
- неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий;
- стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;
- работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.
     Хотя  современные источники и экономические  словари выдвигают свою трактовку  малого бизнеса, опираясь на принятый 24 июля 2007 года Федеральный закон  №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определили критерии малого бизнеса.
     К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий). А также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
Ограничение по статусу:
     Доля  внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %
     Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
Ограничение по численности работников
     Число постоянных работников не должно превышать 100 человек
     Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста  одного до двухсот пятидесяти человек  включительно для средних предприятий;
б) до ста  человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микро предприятия - до пятнадцати человек;
Ограничение по выручке
     С 1 января 2008 г. согласно постановлению  Правительства Российской Федерации  от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
Микро предприятия - 60 млн. рублей;
Малые предприятия - 400 млн. рублей;
Средние предприятия - 1000 млн. рублей. 
 

 

Функции малого предпринимательства  в экономической  системе 

     Инновационная составляющая существует почти во всех инструкциях работы небольшого бизнеса. Толк безрисковой, «средней» инновационности  заключается в интенсивном введении, адаптации разных свежих технологий и материалов, оправдавших себя наработок. Субъекты небольшого предпринимательства оказываются что-то типа «губкой», впитывающей и распространяющей на локальных рынках производственные и бизнес-идеи, уже с успехом реализованные в иных государствах, ареалах. Сверхприбыль от такой работы встает тем, кто обнаружил нужную информацию и занялся распространением инноваций первыми. В такой инновационной работы небольшие фирмы с помощью собственной эластичности обыкновенно опережают солидные фирмы. Неоспорима немалая польза для национальных хозяйств от всей инновационной работы небольшого бизнеса.
     В высшей степени существенно для  национальной экономики то, что небольшие  фирмы подстегивают конкурентную борьбу в областях работы солидного бизнеса, противодействуют монополизму. Инновационность и эластичность небольших фирм, высокий уровень конкурентной борьбы в лично сфере небольшого бизнеса положительно воздействует на все сферы домашней жизни.
     В небольшом бизнесе (за какими-либо исключениями, связанными с чрезмерными административными государственными барьерами) сведены к минимуму преграды для межотраслевого и внутриотраслевого перелива капиталов, перемещения рабочей силы. Небольшие фирмы, в различие от солидных, не имеют возможности устанавливать рынку уровень расценок на собственную продукцию. При всем при этом всевозможные просчеты солидных фирм, включая установление и долгое поддержание монопольно повышенных расценок, падение свойства, выпуск внутренне устаревшей продукции, применяется субъектами небольшого бизнеса для выхода на классические рынки сбыта продукции солидных фирм и отнятия у них части выгоды. Почти все свежие ниши на рынке, возникающие в следствии инновационных подвижек, либо на время (по конъюнктурным первопричинам) опустевшие рыночные разделы оказываются сферой опережающего приложения сил непосредственно субъектов небольшого бизнеса. Самым что ни на есть небольшие фирмы вносят свой положительный взнос в обеспечивание обычной конкурентной среды в национальной экономике, «стимулируют» солидные фирмы к проведению систематических модернизаций, к максимальному применению, введению в производство и маркетинг свежих релизов тех. прогресса.
     Небольшое предпринимательство имеет своеобразное превосходство перед солидными предприятиями кроме того на взгляд инвестиционного процесса. В небольшом бизнесе данный процесс считается меньше капиталоемким, нежели в солидном, т.к. на небольшом предприятии сотрудникам часто приходится скрупулезно исполнять незамедлительно некоторое количество разных функций, соединять некоторое количество специальностей в одно и тоже время. Также, фирмы небольшого бизнеса не содержат и грубо говоря не имеют возможности позволить себе содержать длительно простаивающее оборудование, здания, чрезмерную рабочую мощь. Вследствие данного цена рабочего места на небольшом предприятии как оказалось намного ниже подобного рабочего места на солидном предприятии.
     Субъекты  небольшого предпринимательства энергично  примут на вооружение свое положение аутсайдера для организации рентабельной работы в тех сферах, коие не предполагают экономического интереса для солидного бизнеса, хотя считаются необходимыми обществу. Регенерацию и эксплуатация заброшенных нефтяных скважин, ведение различных ремонта, доставка товаров и ведение торговли в удаленных местах — это все сферы работы небольшого бизнеса.
     Небольшой бизнес по собственной природе привязан к локальным рынкам. Ведение домашней работы ему практически постоянно  сопряжено с выстраиванием цепочек  индивидуальных контактов, индивидуальных знакомств с поставщиками сырья, комплектующих, а основное — с покупателями продукции. Индивидуальные контакты разрешают субъектам небольшого бизнеса довольно бдительно чувствовать спрос и резко обращать внимание на его перемены. Солидные фирмы при всем багаже средств, наличествующих в их постановлении, такой полномочия не имеют.
     Небольшое предпринимательство играет роль общественного  демпфера. Оно способно вбирать в себя высвобождающуюся (особо в периоды финансовых депрессий) рабочую мощь, увеличивать уровень благополучия широких слоев населения, укреплять демократические институты общества, общественное партнерство, расширяет средний класс. Самым что ни на есть в современном обществе оно в немалой мере гарантирует единую общественную устойчивость как важнейший эпизод обычного, сбалансированного общественного становления державы и ее национального хозяйства.
     Также, небольшие фирмы выполняют еще  и функции социально-психологической  поддержки общественности. Изыскания  демонстрируют, что многократные посетители ходят в не очень большие магазинчики, в виртуозные не столько для покупок либо получения нужных услуг, но и для живого общения с владельцем и сотрудниками как со старыми своими людьми. Потребность в такой эмоциональной поддержки увеличивается во всех государствах, кроме того особо — в высоко урбанизированных центрах развитых государств.
     В данном толке сфера небольшого предпринимательства  играет существенную роль в обеспечивании самочувствия нации.
     Привязка  к локальным рынкам обусловливает интенсивную работу небольшого бизнеса по обороне находящейся вокруг среды. Будучи обитателями этого же места, округа, где проводится их домашняя работа, почти все субъекты небольшого бизнеса резко осознают, выявляют информаторы экологических опасностей и сами прилагают старания для их уничтожения. Через экологические организации они сражаются за выделение бюджетных и других средств для охраны находящейся вокруг среды и, часто, сами практически сразу и результативно продадут полученные средства. Кроме того с прибылью для себя как коммерсантов и, в одно и тоже время, для обороны себя и всех иных обитателей локальной земли от негативных перемен в экологии.
     Сектор  малого бизнеса динамично осваивает новые виды продукции и экономические стадии, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного производства, и т.д. Важнейшими особенностями малых предприятий является способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой малых предприятий является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Например, в США количество внедренных новшеств на одного работающего в секторе малых предприятий в два раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Эти качества при массовом развитии сектора малых предприятий дают возможность совершить энергичный рывок в социально-экономическом развитии и позволяют накопить в короткий период средства для устойчивого развития других отраслей хозяйства страны, что великолепно подтверждается опытом Германии, Японии, Южной Кореи, Китая, Испании и других стран.
  В аспекте воздействия малого предпринимательства на важнейших агентов рыночных отношений целесообразно выделить его роль в формировании конкурентной среды. Крайне важна функция малого бизнеса как амортизатора колебаний экономической конъюнктуры. Несомненна, далее, роль малого предпринимательства как катализатора научно-технического и технологического прогресса. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых десяти новых технологических идей рождаются в малых фирмах
По оценкам  специалистов, на его долю приходится около половины всех изобретений  и научных разработок. Уже сегодня  актуальна и будет актуализироваться далее экологическая (природоохранительная) функция малого предпринимательства.
     Таким образом, исследование воздействия  малого предпринимательства на разнообразные общественные процессы позволяет сделать вывод об объективно высокой социально - экономической значимости его функций.
     В общем функциональном содержании малого бизнеса в настоящее время  появляются новые «Чрезвычайные» составляющие, из за необходимости смягчения недавно образовавшегося экономического кризиса в стране и социально – политической сфере. Экономическое значение малого бизнеса стремительно растет в связи с тем, что оно призвано:
1.Принять активное участие в конверсии через подключение к сети кооперационных связей и использование высвобождающихся ресурсов;
2.Вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления;
3.Приблизить  производство товаров и услуг  к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов;
4.Значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь для беднейших слоев, составляющих ныне большинство населения) с использованием местных источников сырья;
5.Послужить источником ощутимых бюджетных поступлений.
6.Создать благоприятные предпосылки для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях ( в первую очередь, относящихся в ВПК);
7.Ускорить демонополизацию производства, развитие конкуренции, оптимизацию размерной структуры рыночных субъектов;
     Экономическими  закономерностями место малого бизнеса  предопределено, в связи с тем, что оно фактически одинаково вне зависимости от особенностей отраслевой структуры, истории развития страны, политического уклада и других факторов.
     Поэтому и для России неизбежно достижение аналогичных показателей уровня развития малых предприятий, жизненно необходимого для эффективного функционирования рыночной экономики и социально-политической стабилизации общества. Для этого требуется глубокое, длительное и целенаправленное реформирование всей экономической системы.
     В условиях России, находящейся на начальном  этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.
     В развитых странах малый бизнес является самым крупным поставщиком большинства благ, товаров и услуг, является самым крупным работодателем и побудителем научно – технического прогресса. Около 70-80% изобретений за последние 20 лет приходятся на сферу малого и среднего бизнеса. Хотя и эта статистика имеет обратную сторону. Ее показатели формально показывают, что наши малые предприятия дают экономике страны в процентном отношении вдвое больше, чем «их» малый бизнес дает Западу. Действительно, 7 российских предприятий на тысячу населения обеспечивают 14% промышленной продукции или 1 предприятие на тысячу населения в данном случае приходится всего 1% производства. Это показывает на высокую эффективность и динамичность российского малого бизнеса.
     Немаловажен и тот факт, что масштабы «теневого» бизнеса в этом участке рынка чрезвычайно велики. Не регистрируются до 70% выше официальных показателей, не менее чем на 90% занижаются данные о фондах заработной платы, а оборот своих фирм предприниматели занижают в среднем на 70%. При этом данные Госкомстата России, на теневую экономику приходится 23-25% от валового внутреннего продукта, а по оценкам МВД, эта доля достигает 40%. 

Количество  малых предприятий  и распределение  их по отраслям экономики 

Предприятия 1.01.05г. 1.01.06г. 1.01.07г. 1.04.2008г.
Всего: 980,9 тыс. (100%) 950,3 тыс. (100%) 902 тыс. (100%)
950,6 тыс. (100%)
в том  числе:        
промышленные 147,2 тыс. (14,2%) 148,5 тыс. (14,7%)
149,3 тыс. (15,6%)
158,1 тыс. (15,8%)
строительные 143,5 тыс. (13,8%)
165,5 тыс. (16,58%)
157,0 тыс. (16,54%)
158,3 тыс. (15,8%)
торговли  и общепита 459,4 тыс. (46,8%)
414,6 тыс. (42,7%)
393,1 тыс. (42,7%)
427,0 тыс. (44,3%)
коммерческие 53,9 тыс. (5,8%)
44,4 тыс. (4,8%)
37,0 тыс. (4,2%)
39,2 тыс. (4,3%)
науки и научного обслуживания 53,7 тыс. (5,8%)
50,8 тыс. (5,6%)
48,0 тыс. (5,6%)
39,6 тыс. (4,3%)
других  отраслей 133,2 тыс. (13,7%)
137,5 тыс. (15,7%)
127,6 тыс. (15,4%)
135,4 тыс. (15,5%)
 
 
 

      Основные проблемы функционирования малого бизнеса 

     Сравнительный анализ состояния малых предприятий  показывает, что с IV квартала 2008 г. фиксируется  абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал у этих субъектов предпринимательской деятельности. Принятые и реализуемые во II квартале 2009 г. меры поддержки малого и среднего предпринимательства были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов. В то же время практически отсутствовали меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современной инновационно – производственной структуры российской экономики. 

«Таблица  №1» Динамика числа  предприятий и  числа, занятых на малом предприятии в 1 квартале 2009 года (Без микро предприятий) 

  Число предприятий, тыс. ед. Численность работников, тыс. чел.
01.01.2009 01.04.2009 01.01.2009 01.04.2009
Российская  Федерация 282,7 227,6 6217,1 5741,7
Центральный ФО 82,1 73,1 1678,4 1674,5
Северо-западный ФО 31,4 31,1 812,7 668,8
Южный ФО 39,9 27,4 872,5 707,7
Приволжский ФО 58,8 47,1 1406,5 1295,3
Уральский ФО 11,2 13,8 360,8 402,1
Сибирский ФО 45,4 25,6 842,4 736,3
Дальневосточный ФО 13,9 9,5 243,8 256,9
 
О состоянии малых  предприятий в I квартале 2009 г. 

     На  фоне резкого изменения условий  функционирования российской экономики под влиянием мирового финансового кризиса и его распространения на реальный сектор экономики с IV квартала 2008 г. фиксируется постепенное сокращение числа рабочих мест на МП. Численность занятых с начала года уменьшилась на 475,4 тыс. человек и на 1 апреля 2009 г. составила 5,7 млн человек. Уровень занятости в малом бизнесе существенно дифференцирован по территории России и оказывает серьезное влияние на ситуацию на региональных рынках труда. Наиболее значительное сокращение занятости на малых предприятиях по итогам I квартала 2009 г. зафиксировано в Южном (164,4 тыс. человек), Северо-Западном (143,9 тыс. человек), Приволжском (111,2 тыс. человек) и Сибирском (106,1 тыс. человек) федеральных округах. В Уральском и Дальневосточном федеральных округах, для которых характерны более высокие показатели уровня занятости в малом бизнесе, численность занятых увеличилась, соответственно, на 41,3 и 13,1 тыс. человек.
     Анализ  распределения числа зарегистрированных малых предприятий по видам экономической деятельности показывает, что в промышленности (разделы C+D+E) в I квартале 2009 г. число зарегистрированных МП составило 40,2 тыс., т.е. сократилось с начала года почти на 6 тыс. А это привело в результате к сокращению числа рабочих мест на 55,9 тыс. человек. При снижении деловой активности в экономике, усилении спада инвестиций в основной капитал и уменьшении объемов работ в строительстве в I квартале 2009 г. число занятых на МП в строительстве сократилось на 141,0 тыс. человек. Отметим, что в соответствии с Программой антикризисных мер принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, частично разрешит проблему трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, а также будет способствовать распространению практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.
     В рамках создания более 2,5 тыс. МП ожидается  формирование до 30 тыс. рабочих мест, в первую очередь, для выпускников  вузов. Доминирующая часть предприятий и рабочих мест в малом бизнесе приходится на предприятия торговли и на услуги по операциям с недвижимостью. В целом по стране малые предприятия торговли обеспечивали рабочими местами 14,2% занятых по виду деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». В I квартале 2009 г. численность работников МП торговли уменьшилась на 229,9 тыс. человек. При этом падение численности занятых наблюдалось практически во всех федеральных округах и по всем видам экономической деятельности и сопровождалось сокращением масштабов выпуска продукции и услуг. По большинству видов деятельности с IV квартала 2008 г. фиксируется или абсолютное уменьшение объемов оборота МП, или резкое сокращение величины прироста оборота относительно предыдущего периода.
     Очевидно, что снижение в I квартале 2009 г. относительно I квартала 2008 г. в российской экономике  объемов строительства на 19,3% , оборота  розничной торговли на 1,1% и оптовой торговли на 4,7% оказало негативное воздействие на характер функционирования малых предприятий. В целом по итогам I квартала 2009 г. оборот МП составил 1832,5 млрд руб., или 12,4% от оборота по всем видам деятельности в российской экономике, при этом доля оборота МП по виду деятельности «строительство» составила 31,8%, в рыболовстве и рыбоводстве – 21,1%, в сельском хозяйстве – 17,4%, в торговле – 16,4% и в промышленности – 6,1%.
     В российской экономике структура  оборота малых предприятий почти  на 55% формировалась предприятиями оптовой и розничной торговли, и изменение ситуации на внутреннем потребительском и оптовом рынках оказывало доминирующее влияние на позиции малого бизнеса. В наиболее острой форме сокращение масштабов деятельности предприятий малого бизнеса отмечается в Центральном, Северо-Западном, федеральных округах, на которые приходится почти половина абсолютного уменьшения объемов оборота малых предприятий в целом по России. 

«Таблица  №2» Оборот малых  предприятий по видам  экономической деятельности в действующих ценах, в млрд. руб., без микро предприятий 

  2008 год В том  числе по кварталам 2009 год
I II III IV
Всего:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.