Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Типы политических систем

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План:
План .........................................................................................................................2
Введение ..................................................................................................................3
Глава 1 Понятие политической системы ..............................................................5
     1.1 Структура политических систем ...........................................................7
     1.2 Функции политических систем .............................................................8
Глава 2 Типы политических систем ...................................................................10
     2.1 Тоталитаризм ........................................................................................12
     2.2 Авторитаризм ........................................................................................13
     2.3 Демократия ............................................................................................14
     2.4 Классификация Г. Алмонда .................................................................15
Заключение ............................................................................................................18
Список  использованной литературы ..................................................................19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Актуальность  темы. С давних времен и по настоящее время политика была и остается важнейшим источником и механизмом организации совместной жизни людей, мощным орудием целенаправленных изменений, как в отдельных странах, так и жизни человечества в целом. Еще древнегреческие мыслители говорили об «обреченности» человека жить в политическом пространстве. В настоящее время активно развиваются разнообразные общественные системы, в различных странах мира и различаются они, прежде всего по характеру присущих им политических структур. Актуальность данной темы обусловлена социальной сущностью политической системы, которая состоит в том, чьи интересы (каких социальных групп) приоритетно она реализует, какими средствами и методами пользуется при этом. Политическая система является формой выражения отношений социальных групп по поводу власти.
     Степень изученности темы. Термин "политическая система" стал широко применяться в политологии, начиная с середины ХХ века. Главным образом это было обусловлено использованием системного подхода для исследования политической жизни. Системный подход позволил более четко определить место политики как относительно самостоятельной сферы в жизни общества. Впервые системный подход для исследования общества применил Т.Парсонс. Наиболее детально разработанная теория политической системы была предложена американским политологом Д.Истоном. В дальнейшем теория политической системы получила развитие в работах Г.Алмонда, Р.Даля К.Маркса, В. Радаева и других ученых.
     Целью данной работы является рассмотрение типов политических систем. Это определяет необходимость выполнения таких основных задач:
• изучить понятие «политической системы»;
• рассмотреть структуру и функции политических систем;
• исследовать типы политических систем, их разнообразие.
Объект контрольной работы – политические системы и процессы. Предметом работы выступают типы политических систем по концепции Р.Даля и классификация политических систем Г.Алмонда.
Структура работы. Контрольная работа состоит из введения, двух глав с подглавами, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Понятие политической системы
      Политическая  система как одно из основных понятий социальной науки – плод современного этапа политического знания. Термин «политическая система» встречается ещё в трудах Аристотеля. Но понятие подразумевало лишь  отдельную сторону политической жизни. В «Политике» Аристотеля мы читаем: «... форма государственного устроения то же самое, что и политическая система, последняя же олицетворяется верховной властью в государстве»1.
      В современной политической науке  «политическая система» – это определение организованной на общей нормативно-ценностной основе совокупности взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом. Понятие «политическая система» означает специфические для конкретного общества структуры политической деятельности и отношений, а также типы политического процесса. Основой политической системы является определенное сообщество людей, которое может быть национальным или интернациональным.
      Понятие политической системы многогранно. Поэтому и подходы в его анализе различны. Так, если рассматривать систему как институт, то ее можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества. При другом подходе выделяется властный аспект политической системы, и ее определение связывается главным образом с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми. В третьем случае политическую систему рассматривают как систему распределения ценностей в обществе при помощи власти. Все названные подходы будут корректными, если указывать аспект определения понятия.
      Система отличается от просто совокупности политических субъектов и отношений, имеющихся в политическом пространстве страны. Любая социальная система содержит такую взаимосвязь ее элементов, которая образует определенную целостность. И это означает единство входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) особенными признаками, характеризующими всю систему, а не элементы отдельно. При этом признаки не просто сумма свойств, составляющих систему элементов. Свойства элементов не могут быть выведены из признаков целого. Социальная система представляет собой в высшей степени сложный организм, поведение которого подчинено достижению определенных целей разных уровней и часто несогласованных между собой. Она обуславливает деятельность входящих в нее субъектов, и вместе с тем сама способна изменяться в процессе функционирования и развития под влиянием окружающей среды.
      Все общие признаки социальных систем присущи  политической системе. Также ее характеризуют специфические черты, вызванные природой политики и власти. В основе системы заключена совокупность соответствующих идей, ценностей – идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы.
      Важным  является и то, что политическая система создается и действует на рациональной основе. Рациональность политики, по Т. Парсону, отражается в таких ее институтах, как лидерство, органы власти и регламентация. В этом контексте понятие «лидерство» определяется как некая нормативная модель поведения индивида или группы, которые в силу занимаемого ими в данном обществе положения, имеют право и обязанность осуществлять во имя достижения общей цели и привлекать к ее реализации все общество. Что касается органов власти, то они функционируют как орудие целенаправленного действия политических субъектов. Институт регламентации определяется как сумма разрабатываемых норм и правил (правовых, политических, профессиональных), составляющих базис регулирования и контроля в полном объеме политической деятельности и отношений.
      Политическая система является орудием действия власти, а также выражения, защиты и реализации, обязательных для большинства граждан интересов. Политическая система, относительно  других систем общества доминирующая. Но все же, она зависит от общественной среды, и именно социально-экономической структурой общества определяется. Функционируя в социальной среде, как часть общества, политическая система подвержена влиянию воздействий извне, от общества, а также импульсов изнутри – взаимодействий ее институтов, ценностей и т.д.
1.1 Структура политических систем
     Политическим системам свойственно разделение между структурами по их функциональному признаку. Это означает, что имеются и законодательные собрания, и административные и исполнительные органы, и судебные институты, и политические партии, и группы интересов, и органы информации, причем каждая структура должна исполнять свою определенную функцию. Но в традиционных (примитивных) структурах такой дифференциации нет.
     Если  говорить о том, собственно для чего нужна такая дифференциация, то суть структурного разделения политической системы состоит в том, чтобы своевременно реагировать на требования, обращенные к ней извне или изнутри, и удовлетворять новые потребности.
     Исследуем структуру политической системы. Структура – это состав, внутренняя организация системы, означающая единство надежных взаимосвязей между ее элементами. Если в системе происходят структурные изменения, то обязательно последуют изменения свойств компонентов, потому как они действуют по общим законам развития системы как единого.
     К первому элементу политической системы относят стоящих на разных ступенях политической культуры избирателей, граждан, группы людей. В качестве второго компонента политической системы выделяют категорию должностных лиц, чьи решения признаются членами политического сообщества как обязательные. Третий элемент структуры – политический режим, т. е. конституционно-правовые принципы и структуры, политические процессы, институциональные нормы и основные ценности, регулирующие работу системы. Четвертым компонентом является территория ("политическое пространство").
     Также политическая система включает в себя культурную подсистему – комплекс обычных для определенного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственности.
     Процесс взаимодействия между вышеперечисленными  базовыми аспектами политической системы и государственными органами этой системы обуславливает "динамику политики". Также выделяют и такие компоненты политической системы:
     -  окружающая среда (внутренняя и международная) - это совокупность социальных, экономических и географических условий, политической культуры, а также режима власти в обществе;
     - связь - коммуникация (инфраструктура) - это институты,  структуры и  процессы, которые обеспечивают связь общества с правительством, так называемые двухсторонние каналы общения (политические партии, группы интересов). Они  отрабатывают поступающие из окружающей среды импульсы требований и поддержки и передают их в системы, которые вырабатывают решения. Эти структуры выступают в качестве инструментов управления;
     - система выработки решения состоит  из структур и процессов, которые воспринимают переданные через систему коммуникаций импульсы требований и поддержки. И, в свою очередь они трансформируют их в политический продукт;
     -  политический результат, т. е. какого рода политику вырабатывает система; характер политики в одной сфере может влиять на политику в других сферах.
1.2 Функции  политических систем
     Каждый  из названных компонентов (элементов) является основной характеристикой организации публичной политической власти в обществе, необходимым и минимально достаточным условием ее функционирования и развития. Эти структурные компоненты в совокупности организуют некую внутреннюю матрицу политической жизни, упорядочивающую все базовые проявления политической активности всех слоев общества.
    Структурное разнообразие позволяет политической системе обеспечивать исполнение определенных функций в обществе, к важнейшим из которых относятся:
    • целенаправленное регулирование общественных процессов, ориентированное на обеспечение устойчивого продвижения общества по пути социального развития;
    • обеспечение оптимального взаимодействия между социальными и политическими, общественными и природными процессами и структурами;
    • включение граждан в политическую жизнь на основе господствующих в государстве принципов и норм;
    • обеспечение упорядоченности и  стабильности политических порядков и  т.д. Выполнение функций политической системой обеспечивает целостность всего общественного организма, способствует гармонизации развития социума и природы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Типы политических систем
     Многообразие  конкретных обществ определяет разнообразие их политических систем. Не существует двух реальных политических систем, абсолютно идентичных друг другу. Но общие черты у них имеются, что позволяет эти определенные политические системы описывать, сравнивать, классифицировать с помощью различных типологий политических систем. Тип политической системы – это идеальная теоретическая модель, где представлены в обобщенном виде какие-то важные для исследователя свойства и признаки политических систем. По тому, как взаимодействуют структурные элементы политической системы можно характеризовать ее тип. От места, роли, содержания и направленности компонентов структуры зависят характер политической системы, а также темпы развития общества в целом. Любая политическая система нуждается в признании ее со стороны общества. Это признание может быть активным или пассивным, открытым или скрытым, осознанным или бессознательным, добровольным или принудительным.
     Если  политическая система выражает объективные  потребности масс, то вероятность того, что она будет признана обществом, наиболее высока. Однако между легитимацией политической системы и тем, как она реагирует на общественные потребности, нет прямой и однозначной связи. В некоторых случаях она может пользоваться поддержкой, не выражая коренных интересов общества.
     Если  политическая система не пользуется доверием, она теряет устойчивость. Попытки продлить ее существование с помощью насилия не дают в итоге положительного результата. К политической системе предъявляются и определенные требования, на которые она реагирует неоднозначно: либо реализует их, либо стремится подавить и тем самым усугубляет ситуацию, может довести ее до состояния кризиса. В то же время общество не должно предъявлять к системе слишком завышенные требования, которые она не может удовлетворить в силу объективных обстоятельств.
     Ну  а сама политическая система подвержена особому влиянию правящей элиты, принимающей политические решения, которые не всегда обусловлены общественными потребностями и интересами.
     Существуют  различные подходы к определению  типов политических систем. Рассмотрим пять основных типов политических систем в обобщенном виде:
Авторы  типологии Критерий  типологизации Выделяемые  типы политических систем
К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин По типу общественно-экономической  формации  Рабовладельческая,  феодальная,
 капиталистическая,
 социалистическая
 Р. Даль По степени  демократичности власти, наличию механизмов разрешения противоречий  Демократическая,  авторитарная,
 тоталитарная
 Г. Алмонд По типу политической культуры Англо-американская, европейская континентальная, доиндустриальная,
индустриальная
 В.Е. Чиркин По способам управления обществом Административно-командная, соревновательная,
социопримирительная
 В.В. Радаев,  О.Н. Шкартан
По месту  и роли государства в жизни общества Этакратическая, демократическая
     По  данной таблице можно сделать  вывод, что политические системы  можно исследовать с разных позиций, по разным критериям.
     Хотелось  бы подробней остановиться на концепции  Р. Даля, так как она получила очень широкое распространение. Итак, по данной теории политические системы характеризуются как демократические, авторитарные и тоталитарные. То есть основным признаком, по которому в данном случае проведена типологизация политических систем, является характер правящих режимов (политический режим определяется способами, методами осуществления власти). Тоталитарную политическую систему характеризует абсолютное подчинение власти, как личности индивида, так и общества в целом. Также регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства. Авторитарная политическая система основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Для демократической политической системы характерно: приоритет прав личности, контроль общества над властью. При этом если личность имеет автономию, права и свободы, признается важнейшим источником власти, то имеет место либеральная демократия. Если же власть большинства ничем не ограничена и стремится контролировать общественную и личную жизнь граждан, то демократия становится тоталитарной. Различают также по видам авторитарные и тоталитарные политические системы. Разделяют их в зависимости от источника власти. То есть, если один человек, то авторитарные и тоталитарные режимы могут быть автократическими. Если же группа лиц являются источником власти, то режимы могут быть группократическими (аристократическими, олигархическими, этнократическими и т.п.).
     Данная  классификация отражает идеальные  типы политических систем. Но типы, существующие в реальной жизни, значительно отличаются от идеальных. И все же тоталитаризм, авторитаризм и демократия в той или иной форме и в различной степени приближенности к идеалу широко представлены в истории человечества и в современном мире.
2.1 Тоталитаризм 
     Особенными признаками тоталитаризма являются стремление к всеобщей организованности общества и полному контролю за каждым со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, которая не оставляет места для индивидуальной свободы и социальных противоречий. Господствующая идеология влияет на содержание политической деятельности. И в зависимости от идеологии мы можем разделять такие виды тоталитарных политических систем: коммунизм, фашизм и национал-социализм.
     Тоталитаризм  — закрытое общество, не готовое и не имеющее желания к своевременным качественным обновлениям, непрерывно изменяющегося мира. Адаптивные возможности ограничены самой идеологией, ее догмами. Тоталитарные руководители сами являются пленниками утопической по своей сути идеологии и пропаганды.
     Личность полностью подчинена обществу. Чиновники, представляя лицо государства, полностью распределяет результаты общего, коллективного труда в зависимости от места в системе распределения. Такой политической системы присуще стремление государства затруднить обмен идеями, мнениями и другой информацией внутри страны и с внешним миром. Вместо открытого обмена обществу навязывается демагогия о государственной защите интересов населения. В тоталитарных политических системах господствуют идеи вождизма, культа личности лидера государства, происходит слияние государственного и партийного аппарата.
2.2 Авторитаризм
     Одним из наиболее распространенных типов  политической системы является авторитаризм. По своим характерным признакам он как бы находится между тоталитаризмом и демократией. С тоталитарной политической системой его объединяет автократический, т.е. не ограниченный законами характер власти. С демократией его роднит наличие автономных государством общественных сфер экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
     При авторитарной политической системе запрещаются лишь определенные, а именно политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех прав личности, кроме политических. В то же время, в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.).
     Авторитарные  политические системы достаточно разнообразны. Это монархии, деспотические, диктаторские режимы и др. В настоящее время «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную общественную поддержку и некоторые демократические институты, пожалуй, не может быть инструментом прогрессивного реформирования общества, но способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм. На пути конструктивного реформирования общества важнейшей практической задачей является сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти и ее подконтрольности гражданам.
     Авторитарные  режимы, которые ориентированы на демократию, недолговечны. Их реальной перспективой, является более устойчивый в современных условиях тип политической системы — демократия.
2.3 Демократия
     В XX в. слово «демократия» наверное, стало одним их самых популярных у народов и политиков всего мира. Каждое влиятельное политическое движение претендует на осуществление демократии, а также использует этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей. В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений. Первое, основополагающее значение связано с происхождением этого термина. «Демократия» переводится с древнегреческого как «народовластие» или, используя расшифровку этого определения американским президентом Линкольном, «правление народа, избранное народом и для народа».2 Демократия, если рассматривать ее уже как конкретную систему власти, представляет собой форму организации политической жизни, которая отражает свободный и конкурентный выбор населением той или иной альтернативы общественного развития. Специфика демократического устройства власти выражается в универсальных способах и механизмах организации политического порядка, имеющихся у нее. Вот некоторые способы, относящиеся к данной системе:
    - обеспечение всех граждан равными правами на участие в управлении делами общества и государства;
    -  систематичный выбор основных органов власти;
    - наличие механизмов, которые обеспечивают относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства;
    - конституционализм;
    - правления элит несет профессиональный характер;
    - контроль общества за принятием важных политических решений;
    - конкуренция мнений возможность существования множества идей.
     Всеобщие способы формирования власти предполагают наделение управляющих и управляемых особыми правами и полномочиями.
2.4 Классификация  Г.Алмонда
     В современной политической науке  очень популярна и распространенна классификация политических систем Габриэля Алмонда (американский ученый). В основе данной типологизации комплексный, интеграционный критерий. В качестве основной характеристики политических порядков он рассматривает уровень соответствия тех политических идеалов, на которые было сориентировано общество, с теми основными формами организации власти, которые уже сложились. На такой основе он выделил такие политические системы:
    англо-американского типа (США, Великобритания, Канада, Австрия);
    континентальио-европейского типа (Франция, Германия, Италия);
    доиндустриальная и частично индустриальная политические системы
(Мексика,  Бразилия);
    тоталитарные политические системы.
    Политические  системы, относящиеся к первому англо-американскому типу имеют своей особенностью целостность и определенность политической культуры. Причем нормы и ценности данной культуры разделяет подавляющее большинство общества, и поддерживают государственные институты. К основным таким идеалам и убеждениям относят свободу личности, ориентацию граждан на повышение, рост индивидуального и общественного благосостояния, а также высокая ценность безопасности каждого индивида. Несогласия между мнениями, группами вполне открыто могут заявляться, а действия или бездействия властей оспариваются их противниками. Политическое взаимодействие, строящееся таким образом, определяет четкую дифференциацию и функциональную четкость политических ролей каждой структурной единицы системы. В политических системах данного типа обеспечивается полное господство легальных форм политической борьбы. При такой системе политический процесс отличается достаточной организованностью и предопределяет высокой степени стабильность режима и политических порядков в общем.
    Политической  системе континентально-европейского типа свойственны особенные характеристики. Такие системы имеют менее однородные политические культуры, которые включают в себя не только современные демократические ориентации, но и элементы старых традиций, взглядов. Поэтому общества такого типа более дифференцированы. В таком обществе полное верховенство закона, но несмотря на это здесь более в острой форме происходят процессы идеологической борьбы, межпартийной конкуренции, политического соперничества за власть. Для такого типа политической системы типичными формами государственного устройства являются коалиционные правительства, интенсивная межблоковая конкуренция. Соответственно этому и политическая стабильность достигается более острым и сложным взаимодействием субъектов.
    Страны доиндустриального и частично индустриального уровня развития в политической сфере имеют свою специфику. У них достаточно высокая эклектичность политической культуры. В странах с данными типами политической системы противоречивый характер политического процесса, поскольку самые уважаемые населением традиции противоречат друг другу. Получается, что уживаются практически взаимоисключающие тенденции в части устройства государственной власти. Отдельные исполнительные структуры (армия, бюрократия) в условиях слабого разделения властей постоянно превышают собственные полномочия, нередко беря под контроль даже законодательные функции, открыто вмешиваются в судебные процедуры. Что касается прав и свобод рядовых граждан, возможности влияния общественного мнения значительно ограничены. Следовательно, такой характер политических отношений часто приводит страны данного типа к авторитарным формам организации власти, где используют жесткие, силовые методы регулирования общественных отношений.
    Идеологическая  и административная монополия власти над обществом – именно так  можно определить тоталитарные политические системы. Максимально централизованная власть, политические роли принудительны, а насилие, в сути, является единственным способом взаимоотношений государства и общества. Политическое участие граждан носит мнимый характер. Получаемая таким образом стабильность политических порядков существует только в интересах высших властвующих слоев. 
 
 
 
 
 

Заключение
     Из  всего вышеизложенного можно  сделать ряд выводов.
     Изучив, понятие «политической системы» можно сказать, что политическая система в своем понимании отражает различные политические явления неразрывно взаимосвязанные и составляющие определенную целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность.
     Значение  знаний и изучений политической системы  состоит в том, что именно она  является корнем социальной, экономической и духовной жизни общества. Через столкновения и согласования воли различных общественных сил принимаются решения, оказывающие  влияние на разные стороны жизни общества.
      Рассмотрев  структуру и функции политических систем, мы выяснили,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.