На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Местное управление и самоуправление и их реформирование в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 
 

      Многогранные  функции государства на региональном уровне реализуются органами местного управления и самоуправления — исполнительными  и распорядительными органами, местными Советами депутатов, органами территориального общественного самоуправления, а также с помощью отдельных форм непосредственной демократии (местные референдумы, собрания (сходы) и иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах).
      Местное управление и самоуправление — это  один из важнейших элементов правового демократического государства и гражданского общества, который является гарантом стабильности и прогресса.
      Как свидетельствует практика развитых государств, органы региональной власти призваны решать широкий круг повседневных, насущных вопросов по обеспечению нормальных условий жизнедеятельности населения соответствующей территории.
      В Республике Беларусь процесс реформирования местного управления и самоуправления испытывает серьезные трудности  и протекает сложно. Реформирование местного управления и самоуправления действительно остается на сегодня одной из ключевых проблем развития государственности в Республике Беларусь.
      Следует заметить, что в последнее время  несколько повысился интерес  и внимание к этой проблеме, так  как становится все более очевидным, что без реформы местного управления и самоуправления и установления полновластия местной власти не справиться с многочисленными проблемами, возникающими на местах, и если не появятся сильные территориальные органы, способные взять под свой контроль социальную и производственную деятельность в регионах. От этой власти будет зависеть качество жизни населения, с ее деятельностью люди будут сталкиваться буквально ежедневно, тем самым исчезнет иллюзия, что только центр способен разрешить все коллизии, возникающие на местном уровне.
      Проблема  формирования и создания национальной эффективной модели местного самоуправления является характерной для всех стран, хотя цивилизованный мир уже накопил  значительный практический опыт в решении этих вопросов. В то же время дискуссии о том, как повысить качество деятельности представительных органов власти (муниципальные собрания, советы, комитеты и т. д.), соответствующих органов управления (местная администрация), местных референдумов, собраний (сходов граждан, иных форм демократизации принятия управленческих решений), а также органов территориального общественного самоуправления населения, продолжаются.
      Сегодня ясно одно: путь к конституционному строю, правовому государству, гражданскому обществу лежит через правильно  организованное местное управление и самоуправление. Именно в связи с этим и была выбрана тема контрольной работы «Возможные направления реформирования местного управления и самоуправления в Республике Беларусь».
      Актуальность  темы обусловлена так же тем, что поиск и внедрение оптимальной модели местного самоуправления - одна из ключевых проблем развития государственности, способ привлечения граждан к участию в решении общенародных задач.
      Объектом  исследования является органы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
      Предметом исследования является законодательные  нормы, регулирующие порядок местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
      В ходе проведения контрольного исследования была использована Конституция Республики Беларусь, законы и другие нормативно-правовые акты Республики Беларусь, учебная и специальная литература, публикации периодической печати.
      Анализ  использованной литературы показал, что  тема местного управления и самоуправления в последние годы получила широкое распространение в периодических изданиях, достаточно полно раскрыта в трудах отечественных авторов и представляет большой интерес для изучения. 

 

    Сущность  местного управления и самоуправления
 
      Управление  на местах осуществляется различными органами, которые отличаются друг от друга порядком формирования, компетенцией, уровнем автономности в решении местных проблем, характером взаимоотношений с центральной властью. И поэтому, в системе местных органов власти необходимо различать два вида органов – назначаемые из центра (местное управление) и избираемые местным населением (местное самоуправление)[рис.1].
      Под местным управлением следует понимать управленческую деятельность в масштабе территориальной единицы, которая осуществляется центральной властью или администрацией высшего территориального уровня управления.
      Местное самоуправление – это деятельность самого населения местной территориальной единицы – территориального сообщества и его выборных органов по управлению делами.
В качестве субъектов местного управления и самоуправления могут выступать: население административно-территориальных единиц, отдельные граждане, государственные органы, различные предприятия, учреждения, организации, объединения.
      В демократических государствах 80% всех вопросов, с которыми жители обращаются к властям, решаются на местном уровне. Как показывает опыт, центральные правительства приходят к пониманию того, что во многих случаях местные нужды могут быть более рационально удовлетворены органами самоуправления, поэтому они передают им все больше функций, одновременно сокращая свою роль в ведении местных дел.
      Местное самоуправление – это самоорганизация на базовом уровне – там, где население может решать свои проблемы, не обращаясь к государству. Органы местного самоуправления тесно связаны с государственными органами, взаимодействуя с ними в осуществлении властных функций, а также в выполнении отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться. В той мере, в какой они реализуют переданные им полномочия, они подконтрольны государству.
      Деятельность  органов местного управления и самоуправления носит властный характер. Решения, принятые ими в пределах своих полномочий, обязательны для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений соответствующей территории.
      Представительные  органы местного самоуправления обеспечивают учет интересов населения в решении вопросов, непосредственно относящихся к условиям жизни на определенной территории, способствуют более гибкому учету местной специфики.
      Право на местное самоуправление – это естественное право граждан, однако самоуправляющиеся единицы не являются государством в государстве. В интересах целостности государства, обеспечиваемой через систему государственных и местных органов, должны действовать механизмы эффективного взаимодействия государственного и местного управления. Являясь неотъемлемой частью общего механизма управления государством, местное самоуправление имеет отличительные особенности от органов государственной власти, а именно:
    действует в рамках законодательства, принимаемого органами государственной власти;
    возникает лишь в том случае, когда строго определена часть общественных дел, которым оно занимается (предметы его ведения);
    должно иметь достаточные собственные материально-финансовые ресурсы для решения вопросов местного значения;
    требует обязательного наличия представительства населения в местных органах власти (оно выборное по своей природе).
Государство возлагает на органы местного самоуправления право и обязанность самостоятельно и ответственно исполнять возложенные на них государством общественные дела.
      Определение предметов ведения органов местного самоуправления происходит как за счет предложений населения соответствующей территории, так и в русле единой государственной политики. Государство возлагает на органы местного самоуправления право и обязанность ответственно исполнять часть общественных и государственных дел.
      Государственное и местное управление различаются  не только тем, что осуществляются на разных уровнях организации власти, но также отличаются по целям, задачам, субъектам и объектам управления, реализуемым функциям, полномочиям и управленческим технологиям и процедурам. В рамках государственного управления реализуются функции управления в различных сферах общественной жизнедеятельности: политической, экономической, социальной и т.д. Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения, т.е. это практическая деятельность органов государственной власти в масштабах всего общества. Местное управление имеет свойства более узкого уровня: управленческое воздействие опирается на права, обязанности и ответственность органов власти местного самоуправления и локализуется в пределах местного сообщества, т.е. распространяется на население, проживающее на определенной территории. Местное управление осуществляет функции управления по решению вопросов местного значения, исходя из локальных интересов населения, его исторических, национальных и иных особенностей и традиций, реализуя закрепленные государственным правом полномочия.
      Следовательно, местное управление имеет как  собственные, так и переданные государством полномочия, а значит и местное, и государственное управление тесно взаимосвязаны: у них один источник власти – народ, они выполняют общую для всех функцию: обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности граждан, призваны защищать их права, свободы и законные интересы.
      Местное управление активно взаимодействует с государственным управлением по вопросам, сочетающим триединый интерес: государство в целом, его отдельного региона и конкретного местного сообщества.
      Механизм  взаимодействия государственных и  местных органов – это система отношений органов власти в процессе совместного решения вопросов, представляющих общий интерес, без передачи друг другу полномочий.
      Деятельность  органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на принципах:
    взаимодействия;
    законности;
    добровольности;
    учета совместных интересов и взаимной ответственности;
    сохранения независимости местной власти.
      Одним из важнейших международных правовых актов в области местного самоуправления является Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 18 октября 1985 г. Государства-участники Европейской Хартии взяли на себя обязательства считать себя связанными ее статьями в определенном объеме. Республика Беларусь, хотя и не является членом Совета Европы, должна придерживаться положений Европейской Хартии, если в дальнейшем хочет вступить в Евросоюз.
      Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями  и дополнениями содержит пятый раздел, который называется «Местное управление и самоуправление». Статья 117 Конституции Республики Беларусь не разграничивает четко местное управление и самоуправление, а лишь устанавливает, что «местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах». Понятие местного управления и самоуправления раскрыто в первой статье Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
      Правовые  возможности для обеспечения  местного самоуправления финансовыми ресурсами открывает статья 133 Конституции Республики Беларусь, согласно которой бюджетная система Республики Беларусь включает республиканские и местные бюджеты. Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» содержит главу 5 «Экономическая основа местного управления и самоуправления»[2].
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Формирование эффективной системы местного управления и самоуправления 

   Формирование  эффективной системы местного управления и самоуправления – одна из важнейших  задач развития государственности  в Республике Беларусь. Местное самоуправление является неотъемлемым условием создания гражданского общества и критерием демократичности государства, способом привлечения граждан к участию в решении общегосударственных и местных задач, а на этой основе – повышения уровня удовлетворения запросов и потребностей населения.
   В нашей стране постоянно уделяется  внимание совершенствованию и реальному укреплению основ местного управления и самоуправления, расширению прав местных Советов депутатов[4].
   12 января 2007 г. Президент Республики Беларусь подписал Указ № 21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения», в соответствии с которым повышены статус органов местного самоуправления, их роль в решении вопросов жизнеобеспечения населения. Указом определен порядок формирования финансово-экономической базы бюджетов первичного уровня.
   Опыт  работы по реализации Указа № 21 показал: когда первичный уровень власти получил в свое распоряжение ряд доходных источников и исходя из величины поступлений от них смог планировать расходы, местные Советы стали более заинтересованно влиять на все стороны жизни вверенной им территории. У них появились возможности материально укрепиться, а также средства для стимулирования органов общественного самоуправления. Сельские Советы стали освобождаться от несвойственных им функций, когда они пытались заниматься всем – вывозом мусора, ремонтом водопроводных сетей, уличным освещением, содержанием улиц и кладбищ и т. д. Каждый должен заниматься своим делом – такую политику сегодня проводит государство[6].
   Важным  шагом на пути дальнейшего развития местного самоуправления стало создание Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания, который занимается обобщением и внедрением опыта, разработкой единых подходов к той или иной проблеме, доведением до местных органов самоуправления политики государства.
   Сегодня деятельность Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при  Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь выходит на более  высокий уровень. Впервые после  получения статуса наблюдателя в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы Совет по взаимодействию в марте 2009 г. принял участие в пленарном заседании Конгресса местных и региональных властей Совета Европы в Страсбурге[8].
   Следующим этапом в повышении эффективности института местного самоуправления в Беларуси станет создание на базе Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики национальной ассоциации местных и региональных властей, что будет способствовать консолидации усилий, направленных на экономическое развитие регионов, поскольку в настоящее время важно повышать самостоятельность, ответственность и инициативность местных органов власти в этой сфере[3].
   Вопросы дальнейшего развития местного управления и самоуправления в Беларуси находятся постоянно в поле зрения государства. Об этом свидетельствует принятие 4 января 2010 г. нового Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», на основании которого в нашей стране упрощено и систематизировано законодательство по этому вопросу. Создана достаточно полная и адекватная сегодняшним реалиям законодательная база, которая позволяет органам местного самоуправления функционировать более эффективно.
   С принятием данного Закона отменено 27 прежних законодательных актов  и отдельных положений, действовавших  с 1984 года, и урегулированы общественные отношения в сфере местного управления и самоуправления, детально разделены  полномочия и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления[9].
   Изменена  и структура действующего Закона. Сделан акцент на роли именно местного самоуправления. Новый документ дает возможность и дальше развивать  процесс укрепления местной власти в целях повышения эффективности ее работы с населением. Он предоставил местным органам все необходимые полномочия, чтобы решать необходимые вопросы на местном уровне, а не обращаться по каждому поводу за помощью в вышестоящие инстанции.
   В Законе компетенция органов местного управления и самоуправления дополняется рядом соответствующих полномочий: законодательно закреплено укоренение принципа «одно окно», упрощены административные процедуры, уделено внимание дальнейшему усовершенствованию работы с гражданами и юридическими лицами.
   В целях расширения возможностей граждан  в решении вопросов местного значения предусмотрено, что по решению местного собрания или органа территориального общественного самоуправления (ОТОС) может вводиться добровольный сбор средств граждан, или так называемое самообложение. Эти средства включаются в местный бюджет и расходуются только на цели, определенные местным собранием или органом территориального общественного самоуправления[11].
   Впервые законодательно закреплен такой  единоличный орган территориального общественного самоуправления, как институт старост, который станет действенным звеном между населением и органами местного управления и самоуправления.
   Благодаря данному Закону местные Советы получили право объединяться на добровольной основе в ассоциации для определения и дальнейшего движения региональных и местных инициатив. Таким образом, сейчас органы местного самоуправления наделены правом осуществлять и международное сотрудничество.
   Основным  звеном системы местного самоуправления Республики Беларусь являются Советы депутатов. Советы избираются гражданами и являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
   В Республике Беларусь установлены три  территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной. К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые и городские (городов районного подчинения), к базовому – городские (городов областного подчинения) и районные, к областному – областные Советы.
   Особенностью местных Советов депутатов как государственных органов является то, что они в своей деятельности исходят в первую очередь из интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, учитывая при этом и общегосударственные интересы. Именно поэтому Советы депутатов в Республике Беларусь подотчетны в своей деятельности гражданам, проживающим на соответствующей территории, и ответственны перед ними.
   Белорусское избирательное законодательство действует  уже достаточно давно. Это одна из самых стабильных законодательных баз в нашей стране, которая кардинально не менялась в течение 9 лет. За период правоприменительной практики стало понятно, что созрели определенные предпосылки для его реформирования. Изменились общественные отношения, стал другим расклад политических сил.
   Все поправки, принятые в избирательном  законодательстве Беларуси, направлены на модернизацию избирательного процесса и повышение доверия граждан  к выборам. Самое главное отличие предстоящих местных выборов – отсутствие порога явки избирателей. То есть выборы станут результативными изначально, выборы депутатов в местные Советы будут признаны состоявшимися при любой явке избирателей. Данное нововведение коснется только местных выборов и не затронет парламентские и президентские кампании[13].
   В целом можно выделить три основных момента нововведений – это усиление общественного контроля, облегчение способа выдвижения кандидатов и  повышение критериев работы избирательных  комиссий.
   Выборы  в местные Советы депутатов имеют  не только региональное, но и общеполитическое значение. Главная цель этих выборов – формирование дееспособных, инициативных, ответственных перед избирателями местных органов власти.
   От  местных органов управления и  самоуправления во многом зависит успех  социально-экономического и общественно-политического развития Республики Беларусь. Их деятельность определяет ту эффективность, с которой экономические достижения трансформируются в благосостояние граждан, налаженный быт, коммунальное хозяйство городов, поселков и деревень.
 

    Местное управление и самоуправление и их реформирование в Республике Беларусь
 
         Развитие местного управления и самоуправления в Республике Беларусь становится весьма актуальной проблемой, которой всё больше внимание уделяют не только различные общественно-политические движения, но и законодатели, представители исполнительной власти на местах.
   В настоящее время органы общественного  самоуправления еще не являются  полноправными хозяевами на своей территории.
   Чрезмерная  централизация государственной  власти и ограничение компетенции местного самоуправления были объективно оправданными в период выхода экономики Беларуси из кризисного состояния. Создание исполнительной «вертикали» способствовало более успешному преодолению кризисных явлений в экономике страны. Однако в последнее время заметно снизилась ответственность местных органов управления перед населением и общественностью, так как их руководители назначаются вышестоящими органами и прежде всего перед ними несут ответственность. Влияние и значение представительных органов на местах практически сведено к нулю.
   Вместе  с тем на этапе стабилизации экономики  и перехода к устойчивому развитию целесообразно увеличивать ответственность  за решение все большего круга  государственных и местных проблем  во всех административно-территориальных единицах местных органов власти и самоуправления. Государство должно быть объективно заинтересованно  в развитии  местного самоуправления, которое в силу   своей природы выступает связующим звеном между населением  и государственными структурами, служит эффективным инструментом региональной политики. Местное самоуправление является механизмом реализации населением гражданских прав, решения широкого круга  наиболее близких ему социальных проблем и удовлетворения основных потребностей в социальной среде, решения государственных задач силами местных органов путём передачи им отдельных полномочий[10].
   Главная задача местного самоуправления –  реализация совместных интересов жителей  в компактных территориальных  образованиях, что способствует устойчивому человеческому развитию.  Для этого местное самоуправление должно иметь самостоятельность  в решении вопросов, располагать для этого соответствующими  материальными и финансовыми ресурсами. Система самоуправления во многом определяет  ход экономических и социальных  преобразований в стране, так как на этом уровне формируется благоприятная экономическая среда для развития малого и среднего бизнеса, решаются повседневные вопросы жизнеобеспечения с участием местных жителей.
   В Республике Беларусь органы местного самоуправления целесообразно создавать  в каждом населенном пункте (с численностью населения свыше 50 человек) и в отдельных  жилых районах, микрорайонах средних, больших и крупных городов.
   Местное самоуправление в Минском столичном  округе, как и в других крупных и больших городах, должно быть организованно в жилых районах и микрорайонах, а также в отдельных городских поселках и группах сельских поселений. В Минске оптимальна площадь такой территории (застроенной) – около 4 км?. На основании этого определится количество районов самоуправления. Вместе с тем границы районов самоуправления должны формироваться не только исходя из площадей, но и численностью проживающих на них людей. Оптимальная численность жителей, позволяющая органам самоуправления работать наиболее результативно, пока научно не определена, но ее можно рассчитать эмпирически, основываясь на том, что в границах района, где осуществляется местное самоуправления, должны быть коммунальная (муниципальная) собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
   В сельской местности целесообразно  введение института старост, что  обеспечит связь между жителями населенного пункта и организациями  исполнительной и представительной власти. Это должно содействовать развитию гражданской инициативы и широкому привлечению жителей к решению вопросов местного территориального сообщества, координации государственных интересов и интересов самого населения, проживающего на данной территории.
   В функциональные обязанности  полномочия старост должны входить:
    содействие в реализации на местах законов, декретов, указов Президента Республики Беларусь, постановлений высших органов государственного управления, решения местных властей, собраний граждан данного территориального сообщества;
    оказание помощи местным органам власти, общественным организации в проведении массово-политических и хозяйственных мероприятий;
    организация участия населения в работах по благоустройству и улучшению санитарного состояния территорий поселений, содержанию дорог, кладбищ, обелисков;
    ведение работ по предупреждению случаев нарушения общественного порядка, трудовой дисциплины, противопожарной сохранности;
    уделение особого внимания заявлениям граждан, принятие конкретных мер по их выполнению, оказание содействия в организации встреч граждан с представителями местных органов власти, проведении собраний граждан;
    забота об улучшении материальных и бытовых условий жизни инвалидов, престарелых, семей погибших.
      Самоуправление  предполагает законодательное разграничение  функций и полномочий между государством  и обществом в целом и его территориальными общностями. Оно значительно отличается от делегирования полномочий, что имеет место при деконцентрации и децентрализации  государственного управления. Являясь негосударственной  формой организации управления, органы самоуправления не должны механически включаться в государственно-властную вертикаль. Но самоуправление должно органично сочетаться с государственной региональной политикой и дополнять её[7].
      При реформировании местного самоуправления необходимо учитывать меры по обеспечению местных территориальных образований финансовыми и материальными ресурсами, достаточными в рамках их функций и полномочий. Для этого следует пересмотреть распределение коммунальных предприятий, сформировав в принципиально новой форме коммунальную собственность; обеспечить четкое разграничение доходов и расходов между республиканскими и различного уровня местными бюджетами; полнее учитывать права органов самоуправления  на самостоятельное распоряжение в пределах их компетенции собственностью в процессе осуществления приватизации. Необходимо определить и реальные возможности местных территориальных образований по распоряжению землей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.