На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности: проблемы становления и развития в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственного образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования «Финансовый университет
при Правительстве  Российской Федерации» 

Дистанционная форма обучения  

Кафедра «Экономика и антикризисное управление» 

Курсовая работа 
 

по дисциплине « Экономика организаций (предприятий)» 

на тему «Малые предприятия как форма  предпринимательской деятельности: проблемы становления и развития в России» 
 
 

                     Выполнила: 
                     10102 ДФР2-01
                            (группа) 

                      Уховцева  И.А.
                            (ф.и.о.) 

                Проверила: доц. Русакова Д.Н. 

Москва 2011 г. 

План
Введение
1 Теоретико-методологические аспекты развития малого предпринимательства…………5
      История развития малого предпринимательства…………………………………………..5
      Сущность понятия «малое предпринимательство»………………………………………..8
      Особенности и функции малого предприятия……………………………………………11
1.4 Условия развития малого предпринимательства…………………………………………12
2.Проблемы и перспективы малого предпринимательства России…………………………15
2.1 Проблемы становления малого предпринимательства в России………………………..15
2.2 Государственная поддержка и перспективы
      развития малого предпринимательства в России………………………………………...16
3 Малое  предпринимательство Вологодской  области……………………………………….20
3.1 Общая  характеристика малого предпринимательства Вологодской области………….20
3.2 Программы  государственной поддержки 
      малого предпринимательства Вологодской области…………………………………….22
Заключение
Литература
Приложение 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Россия  вступила в ХХ век с твердым  намерением изменить экономику. Прежняя государственная экономическая политика фактически уничтожила один из важнейших секторов рыночной экономики - малое и среднее предпринимательство.
     В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночных отношений, что невозможно без развития малого предпринимательства. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Динамичное развитие России невозможно без формирования развитого сектора малого и среднего предпринимательства.
     Кризис  – это точка преобразований и  время выбора, поэтому не случайно, что именно в это время, не смотря на нестабильность экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени малый бизнес получает всё более широкое распространение.
     Развитие  малого бизнеса крайне необходимо для  России, т.к. субъекты малого предпринимательства являются наиболее приспособленными и мобильными при реагировании на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру, появление новых ниш и потребностей рынка.
     При этом малые предприятия: обеспечивают высокую эффективность капиталовложений, формируют конкурентную среду, насыщают рынок товарами и услугами, увеличивают налоговые поступления в бюджеты всех уровней, а также обеспечивают быструю генерацию новых рабочих мест.
     Предпринимательская сфера - мощный инструмент борьбы с  безработицей, предоставляющий широкие  возможности для самозанятости  населения, что на сегодняшний день становится особо актуальным в условиях финансового кризиса и массовых сокращений сотрудников предприятий и компаний, особенно занятых в финансово-кредитной сфере, сфере обслуживания и торговли, строительства и многих других.
     Развитие  малого бизнеса в первую очередь  необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.
     Малое предпринимательство должно стать  одной из движущих сил в реализации национальных и региональных проектов, а также в повышении качества жизни населения страны.
     И наконец, малое предпринимательство - основа для формирования среднего класса, заинтересованного в политической стабильности и развитии демократических  основ государства.
     Именно  поэтому развитию малого и среднего предпринимательства уделяется особое внимание со стороны руководства страны.
     В виду того, что развитие малого и  среднего бизнеса является одним  из основных условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере данная тема является наиболее актуальной, новой и практически значимой в современной жизни нашей страны.
      Целью курсового проекта является –  изучение развития малого предпринимательства  в России и Вологодской области.
      Для установленной цели предполагается решение следующих задач:
    Проследить историю развития предпринимательства в России.
    Изучить особенности малых предприятий.
    Рассмотреть правовые аспекты малого предпринимательства.
    Изучить проблемы становления малого предпринимательства и перспективы его развития.
    Охарактеризовать малое предпринимательство Вологодской области.
    Познакомиться с видами государственных поддержек малого предпринимательства Вологодской области.
     Объект  изучения курсового проекта – малое предпринимательство.
     Предмет изучения – проблемы становления  и перспективы развития малого предпринимательства.
      План  курсовой работы состоит из: введения, в котором раскрыты актуальность цель и задачи работы; основной части, в которой раскрыты теоретические, методологические аспекты  развития малого предпринимательства, а так же рассмотрены проблемы, перспективы развития малого предпринимательства и виды государственных поддержек субъектов малого предпринимательства России и Вологодской области; заключения, в котором сформулированы основные вводы по работе.
      Для написания курсовой работы использовался  метод изучения научной, научно-популярной литературы, авторов С. Калмыкова, В.В. Кондрачука, В.Я. Горфинкеля, И.А. Кузнецовой, а так же метод изучения нормативно-правовых актов. 
 

    Теоретические аспекты развития малого предпринимательства
      История развития малого предпринимательства
     Предпринимательство в России зародилось еще в Киевской Руси в торговой форме и виде промыслов. Первыми предпринимателями можно считать мелких торговцев и купцов.
     Наибольшее  развитие предпринимательства относится  к годам правления Петра I,  когда по всей России создавались мануфактуры, бурно развивалась горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору была семья Демидовых.
     Дальнейшее  развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Новые возможности для предпринимателей открылись после реформы 1861 г. Началось строительство железных дорог, была реорганизована тяжелая промышленность, оживилась акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности в то время способствовал иностранный капитал.
     В 90-е годы XIX в. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства, а вначале XX в. предпринимательство стало массовым явлением.
     В тот период формируется рынок  рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются  частные акционерные банки - коммерческий, земельный и др.
     К началу XX в. в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось на акционерных, паевых и других предприятиях коллективных форм предпринимательской деятельности. Особо высокие доходы приносили вложения средств в хлопчатобумажное производство, в торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны, например, «Продамет», «Продвагон», «Продуголь».
     Однако  после окончания Первой мировой войны и по завершении двух революций - Февральской и Октябрьской в России обозначился курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.
Некоторое оживление в предпринимательскую  деятельность внесла новая экономическая политика - НЕП (1921 - 1926). [14, с.28-29]
     Однако с конца 20-х годов предпринимательство вновь было свернуто, и лишь в конце 80-х  и в 90-е годы началась его реанимация в России. Рассмотрим историю развития в данное время более подробно.
    С 1985 года в течение двух лет происходит зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.
    С 1987 года по 1988 год сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот время назвали этапом «кооперативного движения». Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.
    С 1989 по 1990 гг. происходит принятие законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. В октябре1990 г. был принят Закон «О собственности в РСФСР», в декабре1990 г. - Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
    С 1991 по 1992 гг. характерны коммерциализация и появление среднего бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
    С 1993-1994 гг. – полоса  широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
          К 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо меняли направление своей деятельности. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился очередной этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа малого предпринимательства.
     Таким образом, как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление  малое предпринимательство в  нашей стране существует уже 20 лет  и в настоящее время переходит от стартового к этапу глубокого и качественного развития. Данные по изменению количества малых предприятий в 1999 – 2006 годах приведены на рис. 1.
 

Рис. 1  Общее количество малых предприятий  на 100 000 жителей в РФ
в период с 1999 по 2006 гг.
    В развитии малого предпринимательства за последние несколько лет наметилась тенденция, выразившая в первую очередь в существенной стабилизации темпов роста числа малых предприятий и небольшому их увеличению, возможно, это связано с внедрением государственных видов поддержек малого предпринимательства. [13, с. 127-134]

      В настоящее время развитие малого и среднего предпринимательства  происходит в соответствии с Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

      Таким образом, предпринимательство в России стало развиваться еще в глубокой древности. В ходе развития исторических отношений как внутри государства, так и с другими государствами развитие предпринимательства претерпевало периоды бурного развития и периоды застоя. Настоящее время период развития предпринимательства характеризуется нестабильностью. 

      Сущность  понятия «малое предпринимательство»
     Вопросы, связанные с развитием малого и среднего предпринимательства  представляют исключительно большое значение с точки зрения роста национальной экономики, протекания базовых социальных процессов. В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, технологических особенностей, от масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства,  и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив предпочтительнее оказываются малые и средние предприятия. Каковы критерии деления предприятий на малые и средние? Что такое малое предприятие и что такое малый бизнес?
      В статье 4 Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» четко сформулированы понятия  и выделены критерии малого и среднего предпринимательства.
      К субъектам малого и среднего предпринимательства  относятся внесенные в единый государственный реестр юридических  лиц потребительские кооперативы  и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
      1) для юридических лиц - суммарная  доля участия Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований, иностранных  юридических лиц, иностранных  граждан, общественных и религиозных  организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
      2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать следующие предельные  значения средней численности  работников для каждой категории  субъектов малого и среднего  предпринимательства:
      а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
      б) до ста человек  включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
      3) выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. [1]
     Правительство Российской Федерации  Постановлением № 556 от 22 июля 2008 г. «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг)  для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» постановило:
установить предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
микропредприятия - 60 млн. рублей;
малые предприятия - 400 млн. рублей;
средние предприятия - 1000 млн. рублей. [2]
     Как видно из текста вышеуказанного закона, основными критериями, на основе которых  предприятия относятся к  субъектам малого и среднего предпринимательства, являются, 
     -   численность персонала;
    размер уставного капитала;
    величина активов;
    объем оборота (прибыли, дохода).
     Проанализировав текст закона можно определить понятие «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законом, критериях.
     Предпринимательство – это особый вид экономической  активности, ибо его начальный  этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
     Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.
      Все малые средние предприятия условно  можно поделить на две группы.
     Первая  группа - предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, в условиях нового этапа научно-технического прогресса предприятия малого бизнеса, с одной стороны, функционируют как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой - как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.
     Ко  второй группе относятся предприятия  малого бизнеса, непосредственно конкурирующие на рынке с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы служат: способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующих рынку довольно высо-кие цены. [13, с. 146]
     Основу  предпринимательской деятельности составляет та или иная форма  собственности: частная, акционерная, государственная, кооперативная. Субъектами предпринимательской деятельности выступают физические лица (собственники и наемные работники), фирмы, государственные институты.
     Предприниматель (собственник) берет на себя инициативу соединения ресурсов
земли, труда и капитала в единый процесс  производства товара или услуги, который  обещает быть прибыльным делом. Он выполняет трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения предпринимательства. Предприниматель реализует свой деловой интерес (получение прибыли) через новаторство, стремясь вводить в дело на коммерческой основе новые производственные технологии, новые формы организации бизнеса, новые товары. Кроме того, его деловой интерес реализуется через риск, причем предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами.
     Индивидуальный  предприниматель несет полную и  неограниченную ответственность за результаты своей деятельности всем своим имуществом, а в критических ситуациях оно может быть даже конфисковано. Индивидуальный предприниматель имеет право создавать предприятия; самостоятельно определять профиль своей деятельности и производственную программу; приобретать имущество или имущественные права, использовать имущество других лиц по договору аренды; нанимать или увольнять работников; получать кредит и открывать счет в банке; самостоятельно распределять прибыль от предпринимательской деятельности, оставшуюся после уплаты подоходного налога; осуществлять операции с валютой. [15, с. 258-259]
     Подводя итоги можно сказать, что в  Российском законодательстве четко  сформулированы понятия, что является субъектами малого и среднего предпринимательства, определены их критерии. Вместе с крупными предпринимательскими структурами малый и средний бизнес составляет единое целое, но в тоже время составляет конкуренцию крупному бизнесу. 

1.3 Особенности и  функции малого  предпринимательства
     Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. Рассмотрим их более подробно:
     В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.
     Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
     Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
     Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
     Пятое – ключевая роль руководителя в  жизни предприятия: он полностью  ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.
     Шестая  специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется  родственниками хозяина, чем диктуется  прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
     Седьмая особенность связана с характером финансирования. Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
     В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические  функции, определяемые его ролью  как работодателя; как производителя продукции и услуг, как катализатора научно-технического прогресса, как налогоплательщика, как агента рыночных отношений.
     Не  менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской  деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).
     Уже сегодня актуальна и будет  актуализироваться и далее экологическая  функция малого бизнеса, которая  уже имеет место в странах  с развитой рыночной экономикой.[11, с. 249-257]
     Таким образом, малые предприятия имеют  свои отличительные черты и особенности, а так же выполняют ряд важных функций. 

1.4 Условия необходимые для развития малого предпринимательства
     Малый бизнес России формируется в сложной экономической обстановке, усугубленной  глобальными финансово – экономическими потрясениями 2009 года.
     На  развитие малого бизнеса влияют три  фактора: 1) условия спроса в регионе, 2) специфика отраслевой структуры  экономики региона, 3) региональный бизнес климат – совокупность условий  для развития малого бизнеса в  регионе. Первые два фактора можно охарактеризовать как «базовые», т.е. существующие как данность и наиболее сложно поддающиеся влиянию. В настоящее время развитие малого бизнеса в основном определяется базовыми факторами, а бизнес-климат еще не достиг того уровня благоприятствования, когда бы он смог  оказывать существенное влияние на повышение доли малого бизнеса в экономике региона. [8, с. 9]
     Нельзя  с уверенностью сказать, что для  страны таких масштабов как Россия малый бизнес может стать основой  экономики: в наших условиях он может  стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для формирования малого и среднего бизнеса необходимы определенные, экономические, социальные, правовые и другие условия.
   К  экономическим условиям относятся:
    Предложение товаров и спрос на них
    Виды товаров, которые могут приобрести покупатели
    Объем денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки
    Избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы, т.е. на их возможность приобретать товары.
   Так же на экономическую обстановку существенно  влияют наличие  и доступность  денежных средств, инвестиционный капитал, величина заемных средств, необходимых  предпринимателям, которые готовы предоставить кредитные организации и условия предоставления заемных средств. К таким организациям относятся банки.
   Экономические условия тесно связаны с социальными  условиями формирования малого и  среднего бизнеса. К ним относятся:
    Стремление покупателей приобретать те или иные товары
    Определенная мода в данный период времени
    Нравственные и религиозные нормы, которые непосредственно оказывают влияние на образ жизни потребителей и опосредованно влияют на спрос товаров
    Бизнес-образование  - образовательной подготовки предпринимателей является актуальным, так как он непосредственно связан с эффективностью работы бизнеса, особенно малого и среднего.
   Любая предпринимательская деятельность функционирует  в рамках правовой среды.
   Правовые  условия имеют огромное значение для развития малого и среднего бизнеса. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты должны быть направлены на государственную поддержку малых предприятий  с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению.
   Правовые  нормы должны обеспечивать:
    Упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий малого и среднего бизнеса
    Защиту предпринимателей от государственного бюрократизма
    Совершенствование налогового законодательства
    Создание региональных центров по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса (Бизнес-инкубаторы, технопарки, индустриальные парки)
    Системное развитие инфраструктуры для предоставления малым  и средним предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи. [12, с. 72-73]
   Таким образом, для успешного развития малого предпринимательства требуется  комплекс условий, включающий в себя экономические, социальные и правовые. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России
    2.1 Проблемы становления  малого предпринимательства  России
   Анализируя  необходимые условия для развития малого и среднего бизнеса, можно  сделать вывод о том, что для  становления малого и среднего предпринимательства в России необходимо решить существующие проблемы, которые сдерживают развитие предпринимательства.
      Основные  проблемы следующие:
    Несовершенная налоговая система, возрастающая арендная плата за помещение и оборудование, – все это затрудняет положение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия предпринимателя не на расширение производства, а на борьбу за выживание. Опора России проводила исследование, в результате которого были сделаны выводы: процедуры налогового администрирования создают проблемы достаточно многим малым компаниям. Совершенно неприемлемыми налоговые процедуры считаю 21 % опрошенных предпринимателей и еще 15% полагают, что эти процедуры создают достаточно серьезные проблемы для бизнеса. [8, с. 17]
    Сложность получения кредитов на развитие - большинство кредитных организаций, не готовы предоставлять кредиты для развития малого и среднего бизнеса. Не большое количество банков и других кредитных организаций, которые все же  сотрудничают с малыми и средними предприятиями, выдают кредиты под высокие проценты, требуют имущественный залог, развита система поручительства
    Ограниченные возможности получения лизинговых услуг, инфляция.
    Коррупция чиновников. По исследованию Опоры России 25% опрошенных предпринимателей считают, что уровень коррупции и преступности оценивается как неприемлемый для бизнеса. [8, с. 18]
    Законодательная база несовершенна, нет единой законодательной основы, а имеющиеся разрозненные постановления претворяются в жизнь далеко не полностью [13, 59]
    Административные барьеры, возникающие при развитии малого и среднего предпринимательства – это достаточно сложно зарегистрировать предприятие, бюрократизм, частые проверки контролирующих организаций, не только мешают развитию предпринимательства, но и вынуждают предприятия малого и среднего бизнеса уходить в «теневую экономику». На данную проблему можно посмотреть под другим углом: стремление органов государственной власти оградить граждан от деятельности недобросовестных предпринимателей часто приводит к обратному результату - свертыванию работы законопослушных и добросовестных предпринимателей из-за бюрократизма, излишней зарегулированности и большого количества требуемой для организации предпринимательской деятельности документации. [10, с. 132-133]
    Отсутствует система глубокого анализа деятельности малых и средних предприятий, практически отсутствует отчетность по показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.
    Некомпетентность в управлении созданного предприятия, нехватка квалифицированных менеджеров, бухгалтеров и т.д. Людей, изначально готовых делать все для компании  и при этом добиваться ожидаемых результатов, на самом деле не так много – около 20% из всего количества людей. [9, с. 28]
     Так же негативное воздействие на развитие малого  и среднего бизнеса оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
     Вследствие  названных проблем отличительной чертой малого предпринимательства России является его неустойчивость, проявляющаяся в массовом разорении малого предпринимательства, «вымывании», вытеснении их из производства в процессе жесткого «естественного отбора» в условиях рыночной конкуренции.
     Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что для сохранения жизнеспособности малого и среднего бизнеса, для стабилизации ситуации, связанной с развитием сектора малого и среднего бизнеса, основным инструментом служат мощная всесторонняя государственная поддержка начинающих предпринимателей. 

2.2 Государственная поддержка и перспективы развития малого предпринимательства в России
   Непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о  том, что малые предприятия и  малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь, путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций, льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.
      В Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. определены существующие направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса:
    Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 14) – подразумевает равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития предпринимательства, региональными программами, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
    Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (статья 15) - включает в себя  центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.
    Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (статья 17) - финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов и других источников.
    Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (статья18) - осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
    Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (статья 19) - осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Главная задача информационных систем обеспечивать субъекты достаточной информацией  о федеральных программах, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства для полноценного их развития.
    Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (статья 20)
    Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (статья21) – подразумевает разработку примерных образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, на основе государственных образовательных стандартов
    Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства (статья 22) - содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства
    Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности (статья 23)
    Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (статья 24)
    Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (статья25) [1]
     В данном законе Правительство РФ наиболее полно охватили те стороны развития малого и среднего бизнеса, которые  нуждаются в государственной поддержке. Государственная политика поддержки малого предпринимательства стала самостоятельным системным направлением социально-экономической политики государства. Она строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект. Для создания условий эффективного развития малого предпринимательства, формирования гибкой системы его государственной поддержки усилена координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей.
     Вместе  с тем для обеспечения роста  и развития малого предпринимательства требует значительной активизации государственной политики развития предпринимательства и ее направления на устранение факторов, сдерживающих рост малого предпринимательства, и факторов, вынуждающих предпринимателей уходить в «теневой» сектор экономики.[10, с. 135]
     При всесторонней поддержке государства  отечественный малый бизнес имеет  большие перспективы  развития, т.к. в России еще идет период становления  рыночной экономики, а малый и  средний бизнес играет роль «сегмента быстрого реагирования» на постоянно меняющиеся условия рыночной экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Развитие  малого предпринимательства  в Вологодской  области
3.1 Общая характеристика  малого предпринимательства  Вологодской области
     Вологодская область, является субъектом Российской Федерации, соответственно, вопросам, связанным с развитием малого предпринимательства, уделяется особое внимание со стороны Правительства области. В Вологодском регионе создана база для развития малого и среднего предпринимательства.
     Сегодня в сфере малого предпринимательства  Вологодской области занято более 170 тыс. человек, или 27% от общей численности занятых в экономике области. Органы власти Вологодской области принимают меры по сохранению и развитию малого бизнеса региона.
     По  данным территориального органа Федеральной  службы государственной статистики по Вологодской области, в настоящее время количество субъектов малого предпринимательства превысило 45000 единиц, в том числе зарегистрировано более 40000 индивидуальных предпринимателей и более 1100 крестьянских (фермерских) хозяйств.
      Малый бизнес Вологодской области – это:
    169,2 тыс. человек занятых – каждый четвёртый работник области;
    10,2% - общеобластного оборота предприятий;
    64% - грузооборота автомобильного транспорта;
    53% - оборота общественного питания,
    48% - общеобластного оборота розничной торговли;
    32% -  объемов работ строительного комплекса;
    26% - оборота оптовой торговли.
      По  оценке в 2009 г. оборот  малых предприятий  составит  около 80,4 млрд. рублей.
      Малый бизнес Вологодской области состоит  из 2-х сегментов. Это малые предприятия  и индивидуальные предприниматели, а также граждане, работающие по найму у ИП. В Вологодской области 4,9 тыс. малых предприятий, на них занято 71,5 тыс. человек. В последние годы численность работающих на малых предприятиях стабилизировалась и значительно не меняется. В сравнении с другими регионами Северо-Западного Федерального округа (не считая С-Петербурга) по количеству малых предприятий, область занимает среднюю позицию в общей рейтинговой таблице – 5-е место среди 9-ти.
      Одной из особенностей малого бизнеса области  яваляется то, что Вологодская область уступая другим субъектам СЗФО по количеству малых предприятий, занимает лидирующее положение по показателю численности занятых на 1-ом малом предприятии. Это объясняется тем, что в области малые предприятия, в основном, сосредоточены, как и в целом по стране, в наиболее трудоёмких отраслях: строительство,  обрабатывающие производства и сельское хозяйство. Сфера оптовой и розничной торговли в области представлена в меньшей доле по сравнению с РФ – 26,7% (РФ соответственно – 32,1%).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.