На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


статья Развитие психологии в Национальном институте образования и Академии наук Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: статья. Добавлен: 20.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Развитие  психологии в Национальном институте образования и
Академии  наук Республики Беларусь 

    Психологическая служба Национального института  образования Республики Беларусь Национальный институт образования Республики Беларусь был основан в 1929 г. в Минске. Первым его директором был П.Я. Панкевич.
    Отделение психологии в структуре института было образовано в 1990 г. В НИИ педагогики Министерства образования БССР начинали свою профессиональную деятельность известные сегодня психологи Р.И. Водейко, А.Л. Вайнштейн, Е.К. Матлин, А.Я. Миленький, И.М. Розет, Я.С. Рапоцевич, Е.А. Прощицкая, А.К. Паншина, Л.И. Шуйская и др.
    В период с 1986 по 1996 г. в институте работал  доктор психологических наук, профессор А.Т. Ростунов. Он возглавил исследование фундаментальных проблем: «Формирование психологической подготовленности к работе и выбору профессии», «Психология высшей школы».
    С 1975 г. в институте работает Татьяна  Митрофановна Савельева. С 1976 по 1990 г. Г.М. Савельева проводила экспериментальные исследования на комплексной основе в отделе начального образования, который она возглавляла в эти годы. Под ее руководством и при помощи специалистов разного профиля — физиологов, врачей-гигиенистов, дидактов, методистов, руководителей народного образования и учителей - в НИИ педагогики МО БССР были проведены фундаментальные исследования по обучению и воспитанию дошкольников и младших школьников.
    В 1993 г. Т.М. Савельева защитила в Москве (Институт психологии РАО) докторскую диссертацию на тему «Психологические основы начального обучения языку в ситуации близкородственного билингвизма». С 2000 г. продолжает работать в Национальном институте образования Республики Беларусь в должности заведующей отделом психологии развивающего образования.
    После того как в 1990 г. в структуре института  было создано отделение психологии, круг научно-исследовательских работ значительно возрос. К проводимым исследованиям начали присоединяться и нештатные сотрудники, которые работали в институте по совместительству. Совместители выполняли и научно-организаторские функции. Они руководили структурными подразделениями и одновременно возглавляли проведение научных исследований.
    В период с 1993 по 1994 г. в институте работал доктор психологических наук, профессор Л.А. Кандыбович. Он являлся активным разработчиком темы «Психология высшей школы».
    В период с 1 апреля 1993 г. по 15 апреля 1994 г. отделение психологии возглавлял кандидат психологических наук И.А. Фурманов.
    В период с 1986 по 2000 г. он работал младшим, старшим научным сотрудником в ряде научно-исследовательских учреждений г. Минска. Далее — заведующий лабораторией и заместитель директора по научной работе Национального института образования.
    Основными научными работами И.А. Фурманова являются: «Детская агрессивность: динамика и коррекция», «Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста», «Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства» и др.
    С 15 апреля 1994 г. возглавляла отделение психологии и руководила научными исследованиями, которые проводятся в лаборатории психологии обучения и развития личности, доктор психологических наук, профессор Т.М. Савельева. В отделении психологии 3 лаборатории: социальной и этнической психологии (заведует лабораторией кандидат психологических наук, старший научный сотрудник М.С. Стрелъцына); экспериментальной и практической психологии (заведует лабораторией кандидат психологических наук А.А. Аладьин); психологии обучения и развития личности (заведует лабораторией кандидат психологических наук, доцент В.Я. Баклагина).
    Работают  здесь 4 доктора психологических  наук: Я.Л. Коломинский, М.А. Кремень, Т.М. Савельева, И.А. Фурманов; 6 кандидатов психологических наук: А.А. Аладьин, В.Я. Баклагина, О.Я. Коломинская, Н.Ю. Клишевич, В.Е. Морозов; 2 научных сотрудника: А.М. Амелешко, Л.А. Багрицевич; 2 младших научных сотрудника П.П. Колесников, В.В. Егоров; лаборант Н.Г. Коноплина.
    С 1990 по 1999 г. сотрудниками был проведен ряд научных исследований по актуальным вопросам теории и практики обучения, воспитания и развития личности: Особенности развития этнического самосознания у детей,которые проживают на территории Республики Беларусь (исполнитель — кандидат психологических наук В.А. Кривошеев). Социально-психологические закономерности развития личности в онтогенезе (исполнители — Я.Л. Коломинский (научный руководитель), Н.А. Цыркун, О.Я. Коломинская, М.С. Стрелъцына, В.А. Кривошеев; соисполнители — Б.П. Жизневский, Н.А. Березовин, Н.И. Краснюк). Социально-психологические закономерности и условия развития одаренности у детей (исполнители — Н.А. Цыркун (научный руководитель), О.Я. Коломинская, М.С. Стрельцына; соисполнитель — В.А. Кривошеев) и другие.
    Одной из очень острых научных проблем  для Беларуси являетcя чернобыльская. Психологи республики получили возможность включиться в деятельность по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы только в 1991 г. В 1993 г. при институте был создан Центр психолого-педагогических проблем Чернобыля для реализации комплексной целевой программы «Охрана материнства и детства в условиях воздействия последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». В него входило 3 сектора: координационно-аналитический; инструментальной психологии и психофизиологии и информационно-методический, а также научно-методический кабинет психолого-педагогической помощи.
    Директором  Центра (позднее — отделения психолого-педагогических проблем Чернобыля) был назначен кандидат психологических наук Л.А. Пергаменщик.
    Леонид  Абрамович Пергаменщик — доктор психологических наук. В 1973 г. закончил отделение философии Белорусского государственного университета. В 1985 г. защитил в Ленинградском государственном университете кандидатскую диссертацию на тему «Восприятие руководителем социально-психологической структуры первичного инженерного коллектива». В 2000 г. в Белорусском государственном педагогическом университете защитил докторскую диссертацию на тему «Социально-психологическая адаптация человека к кризисным событиям жизненного пути».
    Л.А. Пергаменщик стоял у истоков создания научно-практического направления — «кризисная психология». Теоретические аспекты кризисной психологии изложены в пяти сборниках научных статей (1994, 1995, 1997, 1999, 2001 гг.). Л.А. Пергаменщик читает студентам-психологам Белорусского педагогического университета спецкурс «Кризисная психология». Имеет большую практику организации и проведения психологической помощи в различных кризисных ситуациях.
    Помимо  Л.А. Пергаменщика по Чернобыльской программе начинали работать Н.А. Березовик, О.В. Крыжановская, Г.И. Фролов, Л.Н. Яковенко. В 1999 г. в отделении психолого-недагогических проблем Чернобыля работали: 3 кандидата наук (Л.А. Пергаменщик, В.Ф. Швайко, С.В. Талайко); 3 научных работника (Г.К. Калюжнова, Т.В. Мейкшанс, С.С. Гончарова); 4 младших научных сотрудника (Т.Я. Лесницкая, И.Н. Флейшер, А.Р. Чардымова, М.И. Якавчук); инженер-программист (И.Е. Егорова); 2 лаборанта первой категории (О.В. Иванова, О.Н. Кастюкевич).
    Согласно  приказу Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР от 15 марта 1991 г. в Белорусском научно-исследовательском институте образования был создан специальный Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук. Спецсовет составили 14 докторов и 7 кандидатов педагогических и психологических наук. С 1993 по 2000 г. функционировал Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических и психологических наук. Совет проводит защиту диссертаций по трем специальностям: «Общая педагогика» (по педагогическим наукам), «Общая психология, история психологии», «Педагогическая психология» (по психологическим наукам). 
 

Развитие  психологии в системе  Академии наук Беларуси
    Развитие  психологической науки в системе  АН Беларуси формально начинается с 1980 г., но в рамках данной организации долгие годы работали известные психологи, философы и педагоги, такие как С.Я. Вольфсон, В.М. Ковалгин, П.Я. Панкевич и др.
    Собственно  исследовательские работы в области  психологических наук начались в начале 1970-х годов. Это был период выполнения исследований отдельными научными работниками, которые осуществляли свою деятельность в различных научных учреждениях и в разных научных подразделениях. Провести полный научный анализ выполненных исследований невозможно. Такая исследовательская работа еще предстоит. Пока освещается только организационная сторона становления психологической науки в Академии, излагаются факты и события.
    Впервые психологические исследования начались в 1971 г., когда в структуре Института технической кибернетики была создана экспериментальная лаборатория производственного обучения, в задачи которой входило решение проблем и организации процессов внедрения в народное хозяйство автоматизированных систем проектирования. В штат этой лаборатории был включен специалист в области психологии (В.И. Секун). Здесь начались исследования человеческого фактора в системах автоматизированного проектирования. Одно время здесь работал Г.М. Кучинский, который после окончания Ленинградского университета перешел в БГУ. Начался период разрозненных психологических исследований отдельными сотрудниками, которые были включены в разные научные коллективы. Причем эти исследовательские группы были ориентированы не на чисто психологические исследования. Начались отдельные исследования и разработки психологических проблем в одном из институтов отделения биологических наук (Е.К. Агеенкова), а также в институте философии и права Р.А. Родионова, Т.Н. Стробахина).
    В последующее годы исследовались  психологические вопросы речи в Институте языкознания (Г.В, Лосик). В дальнейшем эти исследования получили свое развитие в Институте технической кибернетики, куда перешел работать Г.В. Лосик.
    В этот период шел процесс накопления опыта научных исследований, проводились разработки проблем построения обучающих систем в условиях автоматизации проектирования, разработана сценическая модель личности, проведен анализ применимости ММРI для оценки личности в советской культурной среде, проведен анализ лепетной речи детей (В.И. Секун, Е.А. Родионова, Г.В. Лосик).
    В 1982 г. начались исследования в созданном  Отделе социальной психологии и эстетики. Руководителем отдела был доктор философских паук В.М. Конон. Здесь начали исследовательские работы Л.С. Кравченко, В.Е. Резников, Е.А. Родионова, В.И. Секун. Несмотря на объединение психологов в одном отделе, в этот период исследования не были сфокусированы в единой научной программе. Изучались вопросы жизненного пути личности, роли регуляторных механизмов в строении личности, управляемости молодежного производственного коллектива.
    Через год с небольшим под давлением  партийных органов по случаю публикации в одном из заграничных журналов статьи О. Бембеля, не имеющей к науке никакого отношения, отдел расформировался. Группа психологов была переведена в отдел, который возглавляла Г.Н. Соколова. В этот период начались широко-масштабные прикладные исследования по заказам предприятий и организаций.
    Выполнение  работ по хозяйственным договорам  предопределило создание в дальнейшем самостоятельного отдела. Среди заказчиков на психологические исследования были крупнейшие предприятия и организации Беларуси: «Интеграл», Объединение порошковой металлургии, «Горизонт», «Белвар» и др. Группа психологов увеличилась количественно. Здесь в разное время работали В.М. Козубовский, Г.В. Максюта, С.В. Цымбал, В.Е. Резников, С.В. Сивуха. Кроме того, в группу, а затем в отдел, включились А.Б. Воеводский, С.В. Фирсова, Л.И. Науменко.
    В декабре 1989 г. на бюро отделения общественных наук Академии было принято решение о создании Отдела социальной психологии личности и коллектива. В это же время принимается решение о создании Института социологии. В соответствии с этим уже с февраля 1990 г. в структуре этого института начал исследовательские работы вновь созданный отдел социальной психологии личности и коллектива. Это было первое научное подразделение, ориентированное на исследования в области психологической отрасли науки в Беларуси. Осенью этого же года было создано отделение психологии в Национальном институте образования. В Национальной академии наук сегодня это единственное научное подразделение психологической отрасли.
    В 1990 г. был создан отдел психологии во главе с Виталием Ивановичем Секуном. Он родился 21 ноября 1935 г. в Чернигове в семье военнослужащего. Школу закончил в Челябинске. Там же поступил в педагогический институт на отделение физического воспитания, анатомии и физиологии человека. В 1957 г. окончил институт и работал на спортивных должностях. Затем служил в армии, был тренером по гимнастике и легкой атлетике.
    В 1961 г. поступил, а в 1966 г. закончил отделение  психологии философского факультета ЛГУ (заочно). Затем поступил в аспирантуру на кафедру психологии Института физкультуры им. Лесгафта. Диссертацию защитил в 1969 г. под руководством А.Ц. Пуни на тему «Исследование тренирующего действия представления о движении у гимнастов».
    После окончания аспирантуры был распределен  в Беларусь в Институт физкультуры на кафедру педагогики и психологии. В 1971 г. по конкурсу был избран старшим научным сотрудником в Институт технической кибернетики АН БССР. Проработал 10 лет. Там вышла его первая книга «Индивидуально-психологические особенности взаимоотношения студентов» (Мн., 1976).
    В 1980 г. согласно постановлению бюро ЦК КПБ «О развитии социальной психологии» в Институте философии и права АН БССР создан центр социальной психологии. Этот центр возглавил старший научный сотрудник Секун В.И.
    21 сентября 1989 г. им была защищена  докторская диссертация в совете при Киевском университете по теме «Регуляция деятельности как фактор структурной организации черт личности». В 1990 г. В.И. Секун возглавил отдел социальной психологии личности и коллектива.
    В научном плане В.И. Секун разработал теории деятельно-опосредованных вторичных черт личности, теорию регуляции деятельности и поведения человека, основы активности личности и ряд других проблем. Он исследовал различные виды трудовой и учебной деятельности. Провел исследования в области прикладной социальной психологии и личностной регуляции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.