Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Функции и принципы социально-культурной деятельности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    5. ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

    Функции социально-культурной деятельности как  отражение общественных и личностных потребностей. Потребности общественного развития. Потребности личностного развития. Функции социально-культурной деятельности: общественный и личностный уровень. Принципы социально-культурной деятельности. Взаимосвязь принципов и функций.
    В предыдущей главе мы выяснили содержание социально-культурной деятельности как  системы, состав присущих ей элементов. Теперь рассмотрим функции, которые социально-культурная деятельность выполняет в обществе.
    Латинское слово «функция» (исполнение, деятельность) широко используется в различных областях деятельности человека и при этом имеет различные социальные значения. Применительно к социальным отношениям функция понимается как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений [4, с. 602]. Такое определение понятия ближе к нашей проблематике. Речь идет о проявлении сущностных свойств объекта или явления, его специфических качеств. Таким образом, функции социально-культурной деятельности есть определенные направления, сферы, через которые реализуются ее сущность и общественное назначение. Иными словами, функции социально-культурной деятельности -это категории, выражающие основные ее свойства, направленные на реализацию культуро-созидающих возможностей общества и личности.
    Функции социально-культурной деятельности отражают потребности, интересы личности и потребности требования общества к ее развитию. Важный момент - соотношение этих групп потребностей: личностных и общественных. Разграничение в данном случае идет не по содержанию деятельности, а по уровню общественной значимости потребностей, на основе которых определяются функции. Отсюда можно назвать два основных уровня рассмотрения функций СКД: социологический, при котором за основу берутся потребности общественного развития, и личностный, когда функции СКД определяются с позиций потребностей личности.
    Социально-культурная деятельность многообразна: многообразны ее виды и подходы к человеку - главному элементу этой деятельности. Человек как субъект познания, как потребитель культуры, как объект воспитания - в этом многообразии можно выделить определяющее звено. Им является человек как объект социализации, инкультурации, воспитания и развития -субъект воспитывающей деятельности. И это звено может быть рассмотрено правильно, прежде всего, с точки зрения общественных потребностей. Именно потребности общественного развития, главным образом, позволяют верно установить основные социальные функции.
    Если  обратимся к потребностям общества - фактору возникновения и функционирования СКД - то можно отметить, что требования общественного развития оказывают определяющее влияние на формирование видов и определение функций СКД. Потребности общества в социализации, инкультурации его членов в сохранении и воспроизводстве культурного наследия, интеграции культурных сил, общении и взаимодействии различных культур, эстетизации среды проживания и др. вызвали к жизни такое явление как социально-культурная деятельность.
    Потребности общественного уровня в функционировании СКД могут быть выражены в ожиданиях  и требованиях общества к этому виду деятельности, как способствующему культурному развитию и укреплению общественных отношений.
    Проблемы, связанные с социальной адаптацией индивида, необходимостью развития у  него общегуманистических нравственных качеств, основ физический и санитарно-гигиенической культуры, развитие способности к самоконтролю и т.д. решаются посредством различных институтов социально-культурной среды, деятельность которых направлена на достижение этих целей в соответствии с общественными ожиданиями. 
 
 

    1. Характеристика потребностей общественного  развития.
    Потребности общественного развития в функционировании социально-культурной деятельности могут быть выражены в ожиданиях и требованиях общества к этому виду деятельности как способствующему культурному развитию и укреплению общественных отношений.
    1.1. Потребность в осуществлении процесса социализации через социокультурные институты является одной из ведущих.
    Социокультурные институты воспитания, образования  и досуга представляют собой своеобразные хранилища неспецифического знания и механизмы его трансляции из поколения в поколение. На социальном уровне наиболее показательным институтом является клуб, досуговый центр и др. учреждения культурно-досугового типа. Социально-культурные и культурно-досуговые формы деятельности этих учреждений дают общее представление о развитии культуры в стране и регионе, о культурных ценностях, нормах социальной жизни, способах и стилях существования и т.д. Поэтому в процессе деятельности, организуемой этими учреждениями, приобретаются наборы разнородных и общих представлений, которые служат определенными ориентирами в культуре и социальной жизни.
    В культурно-досуговых учреждениях  приобретаются такие определенные навыки поведения и общения людей  друг с другом в официальных и неформальных институциональных ситуациях, представления о культурных идентичностях. Эти навыки являются социально значимым дополнением к опыту, приобретаемому в школе, семье и др. социальных учреждениях. Здесь усваиваются представления о социокультурных статусах, ролях, нормах и санкциях; приобретаются практические знания и навыки, необходимые для адекватного существования в непосредственной жизненной среде. Таким образом, социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей.
    1.2. Потребность в сохранении и передаче культурного наследия.
    В культуре каждого народа можно выделить разновременные слои, которые аккумулируют культурные ценности, накопленные прежними поколениями. Зафиксированные в них программы человеческих отношений и деятельности концентрированно выражают исторический опыт тех или иных этнических общностей. Ключевым в этом плане является понятие «традиция».
    «Традиция - это механизм непосредственной трансляции культурной информации во времени» [5, с. 353-354]. Одним из компонентов этнических традиционных культурных форм являются обряды. Празднично-обрядовая деятельность - одна из основных в работе социокультурных учреждений, выступает как эффективное средство социального регулирования общественных и личных отношений. Обрядовая деятельность выполняет ряд важных функций: интериоризация индивидами групповых норм и ценностей; установление психологических сопереживаний групповой солидарности; снятие в повседневной жизни эмоциональных напряжений; утверждение социальной значимости жизненных состояний (рождение, вступление в брак, смерть); кооперирование деятельности индивидов. В этом своем качестве социокультурные учреждения реализуют важную социальную потребность в укреплении общества, связи между поколениями через процесс сохранения и передачи культурных ценностей.
    1.3. Потребность в социальной регуляции  досуга. Управлять деятельностью  людей в целях их развития  и рационального использования досуга - эта общественная потребность также обусловила создание и развитие системы социально-культурных учреждений. Всякое общество, являясь саморегулирующей системой, стремится направлять деятельность людей, добивается согласованности в их действиях, так или иначе, регулирует их деятельность. В обществе действуют различные виды регулирования, соответствующие конкретному периоду развития, потребностям данного общества. Социально-культурная деятельность является одним из видов социального управления. В условиях досуга социальное управление осуществляется преимущественно средствами ненормативного регулирования деятельности людей, путем организации одобряемых обществом форм и средств удовлетворения культурных потребностей, путем формирования и актуализации общественного мнения.
    Потребность общества в регулировании деятельности людей в условиях досуга имеет следующие взаимосвязанные цели: во-первых, обеспечить развитие духовных творческих сил человека; во-вторых, - рационально организовать досуг, создать условия для позитивной деятельности личности, нейтрализуя отрицательные способы времяпрепровождения.
    Обществу  далеко не безразлично, какой выбор  сделает индивид, как он распоряжается своим, свободным временем. К досугу предъявляются требования не только восстановления физических и психических сил человека, но также их дальнейшего обогащения и развития, расширенное воспроизводство личности. «Досуг - громадное культурное пространство со своими закономерностями. К нему относятся проблемы свободного развития личности, исторической преемственности и территориального взаимодействия культур, а также коммуникативной культуры личности, выработанной в сфере досуга» [6, с. 11]. Таким образом, целенаправленная организация досуговой сферы - важнейшая задача на государственном уровне.
    Реализацией всех вышеуказанных потребностей не ограничивается деятельность социокультурных учреждений. Безусловно, потребностей общественного развития, удовлетворению и развитию которых призваны служить учреждения социально-культурной сферы, гораздо больше. Мы выбрали самые ведущие, основные, которые отражают требования общества и деятельности учреждений данного типа и без удовлетворения и развития которых невозможно существование общества как стабильного и продуктивно функционирующего целого.
    2. Характеристика потребностей личностного  развития.
    Любая деятельность, в основе которой лежит  работа с личностью, невозможна без понимания потребностей личности как одного из важнейших механизмов, ею управляющих. Функции социально-культурной деятельности определяются необходимостью удовлетворения объективных потребностей личности, которые имеют большое значение для существования людей. Потребности рассматриваются как движущий фактор активности личности, имеющий различные формы проявления и находящийся в процессе постоянного развития.
    Социально-культурная деятельность представляет собой духовно-нравственный способ существования человека, а значит и удовлетворения его культурно-творческих и духовных потребностей.
    2.1. Потребность в оценке собственного  поведения окружающими. Эта потребность вызвана необходимостью для человека корректировать свое поведение и ценности, соотносить с нормами поведения и ценностями, принятыми в группе общения. Потребность согласовывать свои действия с действиями и поведением других людей изначально присуще человеку. Удовлетворение данной потребности является условием существования человека в обществе.
    Потребность реализуется путем обмена суждениями, представлениями, мнениями с последующей корректировкой собственного поведения в соответствии с принятыми в обществе нормами. Любое культурно-досуговое учреждение или досуговое объединение представляет собой такое пространство, где личные устремления и представления увязываются с общественными, где создаются условия для обмена информацией, суждениями и сопереживаниями, где формируется общественное мнение и общественное настроение.
    2.2.   Чрезвычайно важным фактором  включения индивида в досуговую  общность является его потребность  в самоутверждении, в получении общественного признания. Именно с этой потребностью связано стремление личности к проявлению социальной активности, получения подтверждения собственной полезности и значимости. Стремление стать активным субъектом общественной жизни, оказывать реальное влияние на решение различных социально-политических, историко-культурных, экологических и других проблем региона является побудительной причиной участия личности в деятельности экологических, социально-культурных, историко-культурных общностей и объединений. Художественно-творческие коллективы и объединения непрофессиональной направленности также являются пространством для личностного самоутверждения и творческой самореализации. Предоставляя личности иные дополнительные социальные роли и возможности, социально-культурные учреждения, объединения, общности выполняют компенсаторную функцию, т.е. представляют собой дополнительное поле для развития и самоутверждения личности.
    Социально-культурное объединение или досуговое учреждение, во-первых, компенсирует неудовлетворенность личности в основной трудовой сфере деятельности. Человек в силу различных обстоятельств не получает возможности самоутверждения в трудовом коллективе, тогда он стремится проявить себя в другой сфере: в деятельности историко-культурных или поисковых клубах, на сцене, в турпоходах по краю, в заботе о тех, кто социально не защищен и т.д. Во-вторых, получив признание в основной сфере профессиональной деятельности, человек стремится добиться признания в других сферах, получить новые признания его способностей, умений.
    С вышеуказанной социальной потребностью личности тесно связана потребность в самовыражении, самоактуализации. Эта потребность в данной группе является наиболее сложной, так как предполагает достаточно высокий уровень самосознания личности, ее способность к творчеству и потребность заниматься творчеством. Безусловно, что самовыражение личности, как и самоутверждение, осуществляется человеком в его основной профессиональной деятельности, но культурно-досуговые учреждения и досуговые объединения имеют значительные возможности для удовлетворения потребности в самореализации в наиболее массовых ее проявлениях и на самых различных уровнях.
    Потребности, связанные с психофизическими особенностями человека. Под ними в данном случае подразумевается состояние человека, вызываемое нарушением гармонии между реальными физическими и психическими возможностями индивида и объемом нагрузок, с которыми нередко приходится иметь дело любому из нас. В связи с этим заметно возрастает роль многообразных профилактических средств, способствующих, наряду с другими общественными факторами, естественному восстановлению физических сил и ресурсов. Возможности такой профилактики увеличиваются с расширением досуга людей. Возрастание жизненных ритмов, интенсификация современного производства, значительное изменение характера труда, быта, экологических условий.  В этой ситуации возникает необходимость снизить эмоциональную напряженность, помочь человеку в преодолении нервного переутомления, импульсов негативного порядка.  Досуговые  объединения  и  общности,  культурно- досуговые учреждения располагают необходимым потенциалом средств, форм и методов, наличием условий, способствующих рекреации  и  релаксации.   Участие  в   рекреационно-развлекательных программах, программах релаксации и оздоровления организма;   занятия   непрофессиональным   художественным творчеством и социально ценными видами любительства - все это позволяет рассматривать культурно-досуговые учреждения и общности как действенные средства профилактики и психологической гармонизации. В интересах общества активизируются поиски культурно-досуговыми учреждениями оптимальных средств освобождения людей от угрожающих им стрессовых состояний.
    Досуговая деятельность обладает возможностями  освобождения человека от утомления, угрозы стресса, чреватого различного рода срывами поведенческого характера, в укреплении их жизненного тонуса и психического состояния. Интересные досуговые занятия, заполненные любимым видом творчества, обеспечивают содержательный и приятный отдых от напряженности трудового дня.
    2.5. Тесно связана с вышеуказанной потребностью потребность в получении социокультурной помощи в какой-либо социальной ситуации. Именно социальная работа как организация личностной, общественной, государственной помощи людям является сегодня неотъемлемой частью социально-культурной деятельности. Она основана на альтруизме и направлена на оказание необходимой поддержки людям, когда они попадают в стрессовые ситуации, связанные с потерей близкого человека, стихийными бедствиями, полной или частичной утратой трудоспособности, душевным срывом, безработицей, принятием жизненно важных решений. Человеку, оказавшемуся в этих ситуациях, необходима психологическая помощь с использованием культурно-досуговых средств, форм и методов, которые способны эффективно воздействовать на установки и представления личности. Основная цель социально-культурной работы - создание благоприятной досуговой атмосферы, которая выполняла бы определенные защитные функции по отношению к психике личности; создавала определенные условия, необходимые для саморазвития, самоутверждения и творчества.
    Рассмотренные социальные потребности личности проявляются в виде сложного и порой неочевидного переплетения конкретных интересов, мотивов, желаний, в которых имеет место доминирующая потребность. Все эти потребности личности являются объективно ценными и должны стать основой развивающего воздействия на личность.
    Осуществление рассмотренных потребностей общественного  развития через удовлетворение потребностей развития личности путем включения  ее в разнообразные виды и формы социально-культурной деятельности раскрывает социальную значимость этой деятельности. Понятие социальной значимости складывается из соединения определенных потребностей общества и личности со специфическими качествами социально-культурной деятельности, обеспечивающими эффективность реализации этих потребностей.
    Подходы к определению функций социально-культурной деятельности в основе своей имеют  источником вышеуказанные потребности  и интересы общественного и личностного уровня. Так как в ответ на эти социальные потребности с целью их удовлетворения и развития сложились основные виды, формы социально-культурной деятельности; основные направления ее функционирования.
    Прежде  чем определить и обосновать основные функции социально-культурной деятельности, необходимо рассмотреть уже сложившиеся в научной литературе подходы к этому вопросу. Так, например, Т.С. Киселева и Ю.А. Красильников выделяют следующие функции социально-культурной деятельности: развивающая, информационно-просветительная, культуротворческая, рекреационно-оздоровительная. Авторы подчеркивают, что эти функции носят объективный характер и «имеют своим содержанием определенные направления и стороны жизнедеятельности людей» [3, с. 23]. М.А. Ариарский заметно расширяет этот ряд, выдвигая в качестве основных такие функции, как адаптивно-нормативная, образовательно-развивающая, преобразовательно-созидательная, эколого-охранительная, информационно-просветительная, интегративно-коммуникативная, рекреативно-игровая [1, с. 33-34]. При этом он определяет функции социально-культурной деятельности как «категории, выражающие проявление ее свойств и предназначенности к определенным конструктивным действиям, реализующим культуросозидающие возможности общества и стимулирующим культурно-творческое развитие личности» [1, с. 33].
    Б.С. Ерасов в учебном пособии «Социальная  культурология» в структуре духовного  производства рассматривает следующие  функции:
      а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;
    б) накопление, хранение, распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей  и значений;
    в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;
      г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;
      д) социализация общества через  создание отношений, опосредованных  культурными компонентами; е) рекреативная, или игровая, функция, действующая в отведенной для нее среде [2, с. 78-88]. Многие* из этих функций, безусловно, присущи социально-культурной деятельности как одной из подсистем духовного производства, направленной на созидание, освоение, сохранение, распространение ценностей культуры.
    Если  исходить из положения, что теория социально-культурной деятельности сформировалась и сложилась на стыке многих социально-гуманитарных наук, среди которых особенно выделяются прикладная культурология и педагогика, то и функции этой деятельности, их содержание и проявления также определяются влиянием этих научных дисциплин.
    В результате проделанный анализ позволяет  остановиться на следующих основных функциях социально-культурной деятельности, которые можно назвать постоянными, присущими большинству социально-культурных институтов, в отличие от вспомогательных, временных, которые возникают и исчезают на определенных временных отрезках. К основным функциям социально-культурной деятельности относятся:
    развивающая;
    информационно-просветительная;
    нормативная;
    коммуникативная;
    культуротворческая, преобразовательная;
    рекреативно-игровая.
    1. Развивающая функция. Цели, содержание  и назначение социально-культурной  деятельности определяют ее развивающее начало. Эта функция направляет и объединяет все другие функции. Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе, связана с развитием и самовоспитанием личности, ее социальным самоутверждением. Развивающее начало воплощено в каждой функции.
    2. Информационно-просветительная функция. В основе этой функции лежит процесс накопления, хранения и распространения  информации,  культурно-просветительная  деятельность. Цель этой функции - формирование интеллектуальных 
качеств, стимулирование самообразования, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации; обновление знаний. Особенности реализации этой функции в деятельности культурно-досуговых учреждений:

    - информационно-просветительная функция не связана с определенным регламентом, установленном и обязательном в учебных заведениях, основана на добровольности, инициативе, самодеятельности;
    - обеспечивает удовлетворение разнообразных досуговых интересов людей различного возраста и профессий;
    использует  более разнообразный потенциал  средств, форм и методов приобретения знаний, умений, навыков;
    продолжает, дополняет и углубляет те знания и ту информацию, которую люди получают в учебных заведениях и из других источников.
    3. Нормативная функция. Цель этой функции - формирование общегуманистических нравственных качеств, социализация личности. Социально-культурная деятельность помогает человеку усвоить условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения и действия, ориентирует в знаниях, нормах и ценностях группы, коллектива, организации, территориальной общности, в которые входит индивид. Она дает возможность понять и принять особенности взаимодействия, общения  людей  друг  с  другом,  а также  формы  предметно-практической деятельности на работе, в быту, в семье (санитарно-гигиеническая культура, культура речи, способность к самоконтролю, саморегуляции поведения и т.д.).
    4. Коммуникативная функция проявляется на двух уровнях.
    На  одном уровне - диалог культур, взаимовлияние  локальных культур, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур.
    На  другом уровне - межличностное общение, формирование культуры деловых и  неформальных отношений. Общение в  системе социально-культурных учреждений и объединений удовлетворяет и развивает следующие культурные потребности:
    а) человек получает ответы на интересующие его вопросы (информационно-познавательный аспект);
    б) утверждается или разуверяется истинности какого-либо мнения, суждения, оценки (ценностный аспект);
    в) удовлетворяет эмоциональные потребности в сопереживании (эмоциональный аспект);
    г) получает возможность избежать коммуникативной дискомфортности, замкнутости в своем обычном кругу (коммуникативный аспект);
    д) удовлетворяет потребность в избирательном общении (гедонистический аспект);
    е) позволяет включиться в сферу отдыха и развлечений (рекреационный аспект).
    5. Культуротворческая функция —  освоение ценностей культуры, вовлечение  личности в процесс создания  ценностей культуры, в различные  формы художественного, технического, социального творчества. Способность  к созиданию - не привилегия избранных, а важнейший атрибут человеческой жизнедеятельности. В связи с этим представляется важным создание условий для реализации и развития творческих способностей широких слоев населения в деятельности социально-культурных учреждений. Самодеятельное художественное творчество - одно из направлений реализации культуротворческой функции, наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего, особенно на региональном уровне. В этом смысле актуальна сегодня ориентация самодеятельного художественного творчества на освоение локальных национально-культурных традиций. Социальное творчество - созидательный процесс, направленный на преобразование социальных отношений, общественного бытия. Социально-культурные учреждения через свои специфические формы способны оказать реальное влияние на общественные отношения (поддержка экологических движений, общественных инициатив семьи, организация социальной помощи), общественное мнение и общественное настроение. Субъектом этой деятельности выступает социально-активная, инициативная, а значит творчески утверждающая себя личность.
    6. Рекреативно-игровая функция. Цель  ее - формирование празднично-обрядовой  и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки. Социально-культурные учреждения выполняют задачи регулярного восстановления физических и интеллектуальных сил человека, гармонизации психики через организацию различных видов рекреационно-развлекательной деятельности, среди которых наиболее важное значение имеют: свободное межличностное общение, игра, восприятие развлекательных зрелищ и любительское художественное исполнительство.
    Все вышеуказанные функции представляют собой категории, которые выражают содержание, назначение социально-культурной деятельности и способы реализации ее в обществе. Через эти функции реализуются культуросозидающие возможности общества и происходит культурно-творческое развитие личности.
    С функциями социально-культурной деятельности связано понятие «принципы социально-культурной деятельности». Слово «принцип» имеет латинское происхождение, означает «основа», «начало». Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуется определенными принципами: основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей. Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, отступать от них нельзя, иначе такая деятельность не будет достигать своего назначения, утеряет смысл и качество. Таким образом, принцип - руководящая идея, основное исходное положение какой-либо теории или науки. Принцип есть центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления какой-либо деятельности. Под принципами социально-культурной деятельности принято понимать основные требования, которым следуют профессионалы в ее организации. Принципы социально-культурной деятельности - это наиболее общие положения, которые отражают «устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы» [1, с. 36].
    Современная социально-культурная деятельность, ее функции, виды, формы проявления основаны на следующих принципах:
    1. Неразрывная связь социально-культурной  деятельности с жизнью, с практическими  задачами реформирования общества. Осуществление этого принципа предполагает соблюдение ряда условий:
    а) целенаправленность социально-культурной деятельности (наличие цели педагогического и культуроразвивающего воздействия);
    б) конкретность социально-культурной деятельности, т.е. каждое учреждение культуры осуществляет свою деятельность в обществе, решая ежедневно присущие только ему задачи соответствующими формами, средствами, методами;
    в) оперативность деятельности социально-культурных учреждений (актуальность, динамичность реагирования на общественные   процессы,  стимулирование   социальной   активности личности);
    г) непрерывность процесса социально-культурной деятельности (последовательность и систематичность, прогнозирование и программирование направленного воздействия).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.