На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Политические отношения России и Японии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение………………………………………………………………………  2
Глава 1. Политические отношения России и Японии.
               1.1. Договорная база России и Японии……………………………..3
                1.2. Встречи президентов РФ и Японии ……………………… …..9
                1.3.Проблема Южных Курилл. ……………………………………12
Глава 2. Торгово-экономические отношения России и Японии.
                2.1. Анализ  взаимной торговли ………………………………….21
                2.2. Инвестиционное сотрудничество двух стран………………. 25
Глава 3. Перспективы развития двухсторонних отношений………….30
Заключение…………………………………………………………………. 34
Список  литературы…………………………………………………………35
Приложения. ……………………………………………………….  ………36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Современная Япония - одна из наиболее развитых стран мира. Несомненно, что сотрудничество с  Японией является важным фактором экономической, социальной, культурной и политической жизни России. 
На конец 2009-го финансового года Япония занимала второе место в мире (после США) по номинальному значению ВВП, который составляет более 5 трлн долларов США, однако, по данным экспертов, в августе 2010-го по этому показателю китайская экономика обогнала японскую; и третье место по паритету покупательной способности (после США и Китая). Банковские услуги, страхование, недвижимость, транспорт, розничная торговля, телекоммуникации и строительство играют значительную роль в экономике страны. Япония обладает крупными производственными мощностями, и в ней находятся несколько крупнейших производителей механических транспортных средств, электроники, станков, стали, судов, химических веществ, текстиля и пищевых продуктов. Сектор услуг составляет три четверти внутреннего валового продукта.
 Вторым по значимости партнером России по торгово-экономическому сотрудничеству со странами АТР является Япония, товарооборот с нею в 2000 г. составил, по оценке, около 3,5 млрд долл. Главная причина низкого уровня российско-японской торговли — достаточно хорошая обеспеченность Японии (по импорту из других стран) товарами, составляющими основу российского экспорта (лес, уголь, морепродукты и др.). В рамках его нынешней структуры, без развития инвестиционного, финансового сотрудничества, кооперации перспективы роста российско-японской торговли крайне ограниченны. Помимо структуры наш экспорт в Японию подрывается несоответствием качества предлагаемых массовых товаров высоким требованиям японского рынка в части стандартов и спецификаций, сроков поставок, упаковки, маркировки, внешнего вида и т. д.
В Концепции  внешней политики России, утвержденной 28 июня 2000 года Президентом В. В. Путиным, говорится, что "РФ выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам  обеих стран". В настоящее время  между странами существует целый  ряд проблем, решение которых - необходимое  условие развития сотрудничества.   
 

Глава 1. Политические отношения  России и Японии.
1.1. Договорная база России и Японии.
Договорно-правовая база торгово-экономических отношений  между двумя странами
была заложена еще в 1957 г. с подписанием Торгового  договора СССР и Японии,согласно которому стороны предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования. Россия является правопреемником СССР по данному договору. В развитие этого основополагающего документа между нашими странами заключались также годичные, трехгодичные, а впоследствии и пятилетние соглашения о товарообороте и платежах, срок действия последнего из которых истек в конце 1995 г.
В октябре 1993 г. визит Б.Ельцина в Японию ознаменовался  подписанием
Декларации о  перспективах торгово-экономических  и научно-технических
отношений, Меморандума  об оказании Японией содействия ускорению  реформ в РФ,Меморандума об оказании экстренной гуманитарной помощи и некоторых других документов.
В ноябре 1994 г. был  подписан Меморандум об учреждении российско-японской Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам (МПК), а в июле 1995 г. в Токио — Меморандум о деятельности МПК, в котором определялись функции, структура и порядок работы комиссии.
По мнению большинства  экспертов, современное состояние  договорно-правовой базы сотрудничества не соответствует имеющемуся потенциалу развития двусторонних торгово-экономических связей, и данное обстоятельство является фактором, во многом сдерживающим наращивание взаимной торговли.
Взаимный товарооборот между двумя странами характеризовался устойчивой положительной динамикой. В 80-е годы двусторонние торговые связи в значительной мере утратили стабильность и отличались ощутимыми перепадами. В 90-е годы японо-российские экономические отношения переживали застой, объем товарооборота России с Японией сократился почти вдвое. Развитию двусторонних торгово-экономических связей, в особенности, увеличению экспорта и инвестиции из Японии, препятствовали проблемы задолженности японским частным компаниям, неотлаженность налоговой и юридической систем в России. Объем товарооборота России с Японией к 1999 г., по сравнению с 1995 г. сократился почти вдвое; начиная с 1994 г. происходило постоянное снижение объема импортных поставок из Японии в Россию. В отдельные годы резкое уменьшение товарооборота в долларовом выражении объяснялось существенным снижением расчетного курса иены по отношению к доллару.  

Товары традиционного  российского экспорта во второй половине 90-х годов сталкивались с трудностями  при поставках на японский рынок. Так, объем продаж российских коксующихся  и энергетических углей за 1996—1998 гг. сократился с 261 млн. (4,8 млн. т) до 192 млн. долл. (4 млн. т). Снижение экспортных поставок в основном связано с  падением базисных цен коксующегося угля на японском рынке в среднем  на 3 долл. за тонну в год. Это обусловлено структурной перестройкой японской промышленности, в результате которой объем производства стали в стране снизился с 120 до 90 млн. т. Одновременно происходила разработка и внедрение новых технологий, позволяющих использовать для производства стали более дешевые слабококсующиеся угли из Китая, Австралии и Канады. (4, с. 144) Уменьшение в 90-е годы размеров экспорта в Японию некоторых других российских товаров во многом объясняется конъюнктурными причинами. Это относится, в частности, к лесоматериалам, спрос на которые в Японии резко сократился в условиях экономического спада.  

Сокращение объемов  взаимных поставок в рамках «большой»  торговли сопровождалось свертыванием прибрежной торговли. Резко понизился, например, уровень покупок в приморских городах Японии автомобилей, бытовой  техники и других товаров российскими  моряками и туристами. По сведениям  корпорации «Транс Сибериа», к середине 90-х годов 70% автомобильного парка Владивостока приходилось на японские автомобили. В Японии появились десятки небольших компаний, специализировавшихся на продаже подержанных автомобилей российским клиентам. После кризиса 1997—1998 гг. и девальвации рубля поток этих товаров из Японии в Россию ощутимо сократился.  

Данные японской таможенной статистики о двух портах (Фусики и Ниигата), специализирующихся на торговле с Россией, показывают, что экспорт подержанных автомобилей в РФ уменьшился почти вдвое (примерно с 50 тыс. в 1997 г. до 25 тыс. в 1999 г.). (4, с. 213) Для разрешения проблем и поддержки расширения двусторонних экономических связей в ноябре 1994 года во время визита в Японию первого вице-премьера РФ Олега Сосковца была достигнута договоренность о создании Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам (МПК). Ее сопредседателями стали Сосковец и заместитель премьер-министра, министр иностранных дел Йохэй Коно. В рамках МПК были поставлены задачи о ликвидации препятствий на пути двусторонних торгово-экономических отношений и повышение деловой активности частного капитала; обеспечение программ помощи России; укрепление экономических связей между Японией и дальневосточными районами России. На заседание МПК по торгово-экономическим вопросам 9 июня 1997 года в Токио была единодушно отмечена важность увеличения притока внутренних и внешних инвестиций в Россию, а также необходимость решения задачи привлечения частных инвестиций.  

Стороны выразили единое мнение, что следует уделить  особое внимание экономическим отношениям между Дальним Востоком и Японией  и стремиться к активизации экономических  обменов. 24-25 марта 1998 года в Южно-Сахалинске одновременно с 3-м заседанием подкомиссий  по Дальнему Востоку Межправительственной комиссии по торгово-экономическим  вопросам прошла встреча дальневосточного отделения неправительственного японо-российского  экономического комитета и российской дальневосточно-забайкальской ассоциации. После этого впервые была проведена совместная конференция представителей государственных структур и частного сектора. В 2002 г. удельный вес Японии в общем объеме российской внешней торговли находился на уровне около 3%, а доля России в суммарном товарообороте Японии не превышала 0,5%, чтo не соответствовало потенциальным возможностям обеих сторон. Оставались нереализованными значительные возможности импорта из Японии ряда важнейших товаров, в том числе перерабатывающего оборудования для сырьевых отраслей и рыбной промышленности.  

Из-за нерешенности вопроса об островах и мирном договоре, Япония среди стран восьмерки  осталась, чуть ли не единственной, кто  достаточно осторожно подходит к  вопросу развития экономических  связей с Россией. Тем не менее, последние  годы экономические отношения нашей  страны и Японии развиваются по восходящей. Только за 2006 год товарооборот России со Страной Восходящего солнца увеличился на 30% до 12,4 млрд долларов, в том числе экспорт - на 24,9% (до 4,6 млрд долларов), импорт - на 33,4% (до 7,8 млрд долларов).   

Расширение товарооборота  обеспечивается прежде всего, за счет высоких темпов японского импорта машинно-технических изделий, в том числе потребительских товаров - автомобилей и бытовой техники, а также промышленного оборудования - строительной техники, оборудования для связи и др. Российский экспорт продолжает увеличиваться за счет товаров традиционного вывоза, в особенности по группе "металлы и изделия из них".
Россия и Япония входят в такие международные  организации как:
Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сотрудничество- форум 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества. Организация образована в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии.
Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего  в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» между странами так называемого Тихоокеанского кольца и Европой.
Большая Восьмерка, G8- международный клуб, объединяющий правительства Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии.
«Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном  договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «восьмёрки» не имеют  обязательной силы. Как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии  или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять  определённые подходы в решении тех или иных вопросов. Страной-председателем «Большой восьмёрки» в течение 2006 года являлась Россия (председатель — Владимир Путин). Заявленные приоритеты периода председательства России в «Большой Восьмёрке» это: энергетическая безопасность, образование, борьба с распространением инфекционных заболеваний и прочие актуальные темы (борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов, развитие мировой экономики и финансов, развитие международной торговли, сохранение окружающей среды
Организация Объединенных Наций(ООН)- международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. ООН — лауреат Нобелевской премии мира (2001; премия «За вклад в создание более организованного мира и укрепление мира во всем мире» присуждена совместно организации и её Генеральному секретарю Кофи Аннану). Ранее, в 1988 году, Нобелевскую премию мира получили Миротворческие силы ООН. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Встречи президентов РФ и Японии.
В 2000 году, к первый визит Президента России В. В. Путина в Японию на саммит G8 на Окинавеъ.
20-22 2005 ноября состоялся визит президента России Владимира Путина в Японию. Визит Владимира Путина включал в себя прием у императора Акихито, переговоры с премьер-министром Дзюнъитиро Коидзуми, встречи с японскими парламентариями, бизнес-сообществом, а также руководителем оппозиционной Демократической партии Японии Сэйдзи Маэхарой.
7 — 8 июля 2008 года — Официальный визит в  Японию (Toyako, Хоккайдо) на встречу глав государств членов Большой восьмёрки с участием Джорджа Буша, С.Берлускони, А.Меркель, Н.Саркози и других лидеров . Дмитрий Медведев и Ясуо Фукуда продолжили диалог по проблеме мирного договора.
8 июля 2008 года Встреча с Премьер-министром Японии Ясуо Фукудой
Глава Российского  государства подтвердил настрой  России на терпеливый и спокойный  диалог с Японией для урегулирования территориальной проблемы. С российской стороны было подчёркнуто, что для  выхода на столь сложное решение  необходимо создавать атмосферу  доверия между Россией и Японией. Такое доверие обеспечивается расширением  экономических, региональных и иных связей.
Значительная  часть беседы была посвящена инвестиционному  сотрудничеству. Российская сторона  позитивно оценивает решение  японского банка выделить кредитные  ресурсы для финансирования второй очереди проекта «Сахалин-2». Д.Медведев приветствовал планы японской стороны  подключиться к программам развития Дальнего Востока и Восточной  Сибири. Д.Медведев и Я.Фукуда высказались за активизацию подготовки программы сотрудничества в сопредельных районах России и Японии.
Премьер-министр  Японии затронул вопрос о «зелёных инвестициях» – вложениях в экологически безопасные производства, с использованием японского опыта в этой сфере.
Обсуждался также  вопрос о транспортных маршрутах  с использованием Транссибирской магистрали.
Д.Медведев и  Я.Фукуда договорились о новой встрече в рамках саммита объединения «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», которая состоится в ноябре с.г. в Перу.
Дмитрий Медведев поблагодарил Ясуо Фукуду за помощь, которую в настоящее время оказывают японские врачи российскому мальчику с Сахалина. Володя Новиков в результате пожара получил сильные ожоги и несколько дней назад был доставлен в ожоговый центр на острове Хоккайдо для проведения операций.
С российской стороны  во встрече приняли участие заместитель  Руководителя Администрации Президента Алексей Громов, помощник Президента Сергей Приходько, Чрезвычайный и Полномочный  посол России в Японии Михаил Белый.
13 — 14 ноября 2010 года — Рабочий визит в  Японию. Саммит АТЭС.
Встреча с Премьер-министром  Японии Наото Каном
Лидеры России и Японии заявили, что готовы развивать  доверительный диалог между двумя  странами. Среди тем обсуждения основной стала ситуация вокруг Курильских островов.
Министр иностранных  дел России Сергей Лавров прокомментировал итоги встречи и отметил, что  Дмитрий Медведев предложил Наото Кану сменить подход к рассмотрению проблемы мирного договора и поставить на первое место вопросы экономического взаимодействия. Президент России подчеркнул, что острова Курильской гряды – территория России, так будет и впредь.
Также, по словам Сергея Лаврова, лидеры подтвердили  настрой на всестороннее развитие российско-японских отношений. Дмитрий Медведев пригласил  Наото Кана посетить любой регион России, включая Дальний Восток, и Премьер-министр Японии принял приглашение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3.Проблема Южных Курилл
Проблема Южных  Курил одна из ключевых во взаимоотношениях России и Японии.
 После поражения  России в войне 1904 - 1905 г. г.  по Портсмутскому мирному договору, навязанному России прежде всего США и Англией, острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и половина острова Сахалин отошли к Японии. В 1945 году после разгрома Квантунской армии в Маньчжурии, японских гарнизонов на Итурупе Кунашире, Шикотане и Хабомаи они вновь перешли под юрисдикцию России. В апреле 1945 года был принят Устав ООН, который предписывал коллективные меры против любого агрессора (ст. № 107 Устава ООН). Он допускал изъятие территорий государств, воевавших против союзников. В случае противоречий между действовавшими договорами и Уставом ООН преимущественную силу имел Устав ООН. Устав был одобрен Японией в 1956 году. Отсюда можно сделать вывод, что притязания Японии на "северные территории" не имеют под собой юридической силы.8
 Проблема  Южных Курил или так называемых "северных территорий" неразрывно  связана с проблемой заключения  мирного договора между Россией  и Японией. 
 Первый шаг  на пути решения проблемы мирного  договора и территориального  размежевания стран был сделан  в ходе визита Президента России  б. Н. Ельцина в Токио в  октябре 1993 года. В Токийской декларации, подписанной в ходе визита, были  впервые сформулированы основные  принципы дальнейших переговоров  по заключению мирного договора: "Президент Российской Федерации  и премьер-министр Японии, придерживаясь  общего понимания о необходимости  преодоления в двусторонних отношениях  тяжелого наследия прошлого, провели  серьезные переговоры по вопросу  о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Стороны соглашаются в том, что следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса, исходя из исторических и юридических фактов, а также принципов законности и справедливости, и таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения. В этой связи правительство Российской Федерации и правительство Японии подтверждают, что российская Федерация является государством - продолжателем СССР и что все договоры и другие договоренности между Советским Союзом и Японией продолжают применяться в отношениях между российской Федерацией и Японией".9
 Значительное  внимание проблеме мирного договора  было уделено на встрече Б.  Н. Ельцина и Р. Хасимото  в Красноярске (1 - 2 ноября 1997 года). Руководители стран отметили  необходимость заключения мирного  договора между странами и  договорились приложить все усилия  для того, чтобы заключить мирный  договор к 2000 году на основе  Токийской декларации.
 Новое измерение  переговоры по мирному договору  получили на встрече Б. Н.  Ельцина и Р. Хасимото в апреле 1998 года. Президент России и премьер-министр  Японии дали указание ускорить  переговорный процесс. При этом  с японской стороны было выдвинуто  конкретное предложение по пограничному  размежеванию, идущее в русле  японской официальной позиции.  Российская сторона зарезервировала  за собой право дать ответ  на это предложение в ходе  следующей встречи на высшем  уровне.
 Серьезное  внимание проблеме мирного договора  было уделено в Московской  декларации об установлении созидательного  партнерства, подписанной 13 ноября 1998 года президентом России Б.  Н. Ельциным и премьер-министром  Японии К. Обути. В ходе встречи на высшем уровне в Москве Президент России передал премьер-министру Японии ответ на каванское предложение японской стороны. Ответ открыл возможность для продолжения работы по поиску взаимоприемлемого решения проблемы пограничного размежевания в обстановке всестороннего сближения России и Японии, включая углубление связей и контактов в районе Южных Курил. С учетом этого Президент России и премьер-министр Японии зафиксировали в Московской декларации указание правительствам двух стран активизировать переговоры о заключении мирного договора. Было поручено создать подкомиссии по пограничному размежеванию и по совместной хозяйственной деятельности на островах в рамках возглавляемой министрами иностранных дел совместной комиссии по вопросам заключения мирного договора.
 Переговоры  по мирному договору, включая  аспект пограничного размежевания, продолжались в 1999 году (в феврале  - в Токио и в мае - в Москве). Российская сторона руководствовалась  на переговорах своей принципиальной  позицией, состоящей в том, что  решение проблемы пограничного  размежевания с Японией должно  быть взаимоприемлемым, не наносить  ущерба суверенитету и территориальной  целостности России, пользоваться  пониманием и поддержкой общественности  обеих стран и быть одобренным  законодательными органами России  и Японии. При этом российская  сторона выразила мнение о  том, что речь должна идти  не просто о мирном договоре, а о более широком, отвечающем  современным реалиям документе  - Договоре о мире, дружбе и  сотрудничестве. Российская сторона предлагала обозначить в Договоре о мире, дружбе и сотрудничестве принципиальную направленность дальнейшей совместной работы по выходу на решение проблемы пограничного размежевания (значительная активизация контактов в районе Южных Курил, дальнейшее всестороннее сближение двух стран), а непосредственно саму линию границы между Россией и Японией зафиксировать в отдельном документе в будущем, когда будет выработана устраивающая обе стороны формула урегулирования территориальной проблемы.
 Можно сказать,  что в 90-х годах Южные Курильские  острова постепенно становились  районом российско-японского взаимодействия  и взаимовыгодного сотрудничества. Подобное изменение можно считать  одним из самых значительных  политических достижений в отношениях  России и Японии последнего  времени.
14 ноября 2004 года  глава МИДа России Сергей Лавров в преддверии визита президента России Владимира Путина в Японию заявил, что Россия как государство-продолжатель СССР признаёт Декларацию 1956 года как существующую и готова вести территориальные переговоры с Японией на её базе. Такая постановка вопроса вызвала оживлённую дискуссию среди российских политиков. Владимир Путин поддержал позицию МИДа, оговорившись, что Россия «будет выполнять все взятые на себя обязательства» только «в таких объёмах, в которых эти договоренности готовы выполнять наши партнёры».
Премьер-министр  Японии Дзюнъитиро Коидзуми в ответ заявил, что Японию не устраивает передача лишь двух островов: «Если не будет определена принадлежность всех островов, мирный договор подписан не будет». При этом японский премьер пообещал проявить гибкость при определении сроков передачи островов.
14 декабря 2004 года министр обороны США Дональд  Рамсфельд выразил готовность посодействовать Японии в разрешении спора с Россией по поводу южных Курил. Некоторые наблюдатели видят в этом отказ США от нейтралитета в японско-российском территориальном споре.
В 2005 году президент  России Владимир Путин выразил готовность разрешить территориальный спор в соответствии с положениями  советско-японской декларации 1956 года, то есть с передачей Японии Хабомаи и Шикотана, однако японская сторона не пошла на компромисс.
В годы холодной войны США поддерживали позицию  Японии в споре о южных Курилах  и делали всё, чтобы эта позиция  не смягчалась. Именно под давлением  США Япония пересмотрела своё отношение  к советско-японской декларации 1956 года и стала требовать возвращения  всех спорных территорий. Но в начале XXI века, когда Москва и Вашингтон  нашли себе общего врага в лице международного терроризма, США перестали  делать какие-либо заявления по поводу российско-японского территориального спора вплоть до 2010 года.
16 августа 2006 года японская рыболовецкая шхуна  была задержана российскими пограничниками. Шхуна отказывалась подчиняться  командам пограничников, по ней  был открыт предупредительный  огонь. В ходе инцидента один  член экипажа шхуны получил  смертельное ранение в голову. Это вызвало резкий протест  японской стороны, она требует  немедленной выдачи тела погибшего  и освобождения экипажа. Обе  стороны заявляют, что инцидент  произошёл в их собственных  территориальных водах. За 50 лет  спора вокруг островов это  первый зафиксированный смертельный случай.
13 декабря 2006 года. Глава Министерства иностранных  дел Японии Таро Асо на заседании внешнеполитического комитета нижней палаты представителей парламента высказался за то, чтобы разделить с Россией пополам южную часть спорных Курильских островов. Существует точка зрения, что таким образом японская сторона надеется решить давнюю проблему в российско-японских отношениях. Однако сразу после высказывания Таро Асо японский МИД дезавуировал его слова, подчеркнув, что они были неверно истолкованы.
2 июля 2007 года. Для  снижения напряжённости между  двумя странами секретарь кабинета  министров Японии Ясухиса Сиодзаки (Yasuhisa Shiozaki) предложил, а российский вице-премьер Сергей Нарышкин принял предложения Японии о помощи в развитии дальневосточного региона. Предполагается развивать атомную энергетику, прокладывать оптические интернет-кабели через территорию России для связи Европы и Азии, развивать инфраструктуру, а также сотрудничество в области туризма, экологии и безопасности. До этого это предложение было рассмотрено в июне 2007 на встрече большой восьмерки между премьер-министром Японии Синдзо Абэ и президентом России Владимиром Путиным.
1 июля 2008 года. «… тема, по которой мы пока не смогли договориться, — это пограничный вопрос…» «Мы должны двигаться вперёд, обсуждать эту тему в соответствии с теми декларациями, которые были ранее сделаны, мы не должны пытаться достигнуть максимальных результатов за короткий период, потому что, скорее всего, они невозможны, но мы должны открыто обсуждать и те идеи, которые уже существуют, и те идеи, которые формируются» — заявил Президент РФ Д. А. Медведев в преддверии заседания «Большой восьмёрки».
21 мая 2009 года. Премьер-министр Японии Таро Асо в ходе заседания верхней палаты парламента назвал южные Курилы «незаконно оккупированными территориями» и заявил, что ждёт от России предложений подходов к решению этой проблемы. Официальный представитель МИДа России Андрей Нестеренко прокомментировал это высказывание как «незаконное» и «политически некорректное».
11 июня 2009 года. Нижняя палата японского парламента  одобрила поправки к закону  «О специальных мерах по содействию  решения вопроса Северных территорий и подобных ему», в которых содержится положение о принадлежности четырех островов Южнокурильской гряды Японии. МИД России выступил с заявлением, в котором назвал подобные действия японской стороны неуместными и неприемлемыми. 24 июня 2009 года было опубликовано заявление Государственной Думы в котором, в частности, было изложено мнение Государственной думы о том, что в сложившихся условиях усилия по решению проблемы мирного договора, по сути, утратили как политическую, так и практическую перспективу и будут иметь смысл только в случае дезавуирования принятых японскими парламентариями поправок. 3 июля 2009 года поправки были одобрены Верхней палатой японского парламента.
14 сентября 2009 года. Премьер-министр Японии Юкио Хатояма надеется добиться прогресса на переговорах с Россией о южных Курилах «за предстоящие полгода-год». .
23 сентября 2009 года. На встрече премьер-министра Японии  Юкио Хатояма и президента РФ Дмитрия Медведева, Хатояма сказал о желании решить территориальный спор и заключить мирный договор с Россией.
7 февраля 2010 года. В день 7 февраля, начиная с 1982 года в Японии проводится День северных территорий (так называют южные Курилы). По Токио курсируют машины с громкоговорителями, из которых раздаются требования вернуть Японии четыре острова и музыка военных маршей. Так же, событием этого дня, является выступление премьер-министра Юкио Хатояма перед участниками движения за возвращение северных территорий. В этом году Хатояма сообщил, что Японию не устраивает возвращение только двух островов и что он приложит максимум усилий чтобы вернуть все четыре острова при жизни нынешних поколений. Также он отметил, что России очень важно дружить с такой экономически и технологически развитой страной как Япония. Слов о том, что это «незаконно оккупированные территории» не прозвучало. 

1 апреля 2010 года  официальный представитель МИД  России Андрей Нестеренко выступил  с комментарием, в котором сообщал  об утверждении 1 апреля Правительством  Японии изменений и дополнений  к т. н. «Основному курсу  по содействию решению проблемы  северных территорий» и заявил, что повторение необоснованных территориальных притязаний к России не может пойти на пользу диалогу по вопросу о заключении российско-японского мирного договора, а также поддержанию нормальных контактов между южными Курильскими островами, входящими в состав Сахалинской области России, и Японией.
29 сентября 2010 года  Президент России Дмитрий Медведев  заявил о намерении посетить  южные Курилы. Министр иностранных  дел Японии Сэйдзи Маэхара сделал ответное заявление, в котором сообщил, что возможная поездка Медведева на эти территории создаст «серьезные препятствия» в двусторонних отношениях. 30 октября глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью сообщил, что не видит «никакой связи» между возможным посещением президентом РФ Курильских островов и российско-японскими отношениями: «Президент сам решает, какие районы Российской Федерации он посещает».
1 ноября 2010 года  Дмитрий Медведев прибыл на  остров Кунашир, до этого момента главы России ни разу не посещали спорные южные Курильские острова (в 1990 году на Курилы приезжал председатель Верховного Совета РСФСР — Борис Ельцин). Премьер-министр Японии Наото Кан выразил в связи с этим «крайнее сожаление»: «Четыре северных острова — это территория нашей страны, и мы последовательно занимаем такую позицию. Поездка туда президента вызывает крайнее сожаление. Я четко осознаю, что территории — это основа национального суверенитета. Районы, в которые СССР вступил уже после 15 августа 1945 года, — это наши территории. Мы последовательно придерживаемся такой позиции и настаиваем на их возвращении». Министр иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхара подтвердил японскую позицию: «Известно, что это наши исконные территории. Поездка туда президента России ранит чувства нашего народа, вызывает крайнее сожаление». МИД России выпустил заявление, в котором японской стороне указано, что «предпринимаемые ею попытки влиять на выбор Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым маршрутов своих поездок по территории Российской Федерации абсолютно неприемлемы и несовместимы с добрососедским характером российско-японских отношений, которые сложились в последние годы». В то же время, министр иностранных дел России Сергей Лавров подверг резкой критике реакцию японской стороны на визит президента Медведева, назвав её недопустимой. Сергей Лавров также подчеркнул, что эти острова являются территорией России. 

2 ноября министр  иностранных дел Японии Сейдзи Маэхара сообщил, что глава японской миссии в России временно вернётся в Токио для получения дальнейшей информации о посещении Курил российским президентом. Через полторы недели посол Японии вернулся в Россию. В то же время запланированная на 13—14 ноября встреча Дмитрия Медведева и премьер-министра Японии Наото Кана на съезде Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества отменена не была. Также 2 ноября появилась информация, что президент Дмитрий Медведев совершит повторный визит на Курильские острова.
13 ноября главы  МИД Японии и России Сейдзи Маэхара и Сергей Лавров на встрече в Иокогаме подтвердили намерение развивать двусторонние отношения во всех областях и договорились вести поиск взаимоприемлемого решения территориального вопроса 
 
 
 
 
 

Глава 2. Торгово-экономические  отношения России и Японии.
2.1. Анализ  взаимной  торговли
Вторым по значимости партнером России по торгово-экономическому сотрудничеству со странами АТР является Япония, товарооборот с нею в 2000 г. составил, по оценке, около 3,5 млрд долл. Главная причина низкого уровня российско-японской торговли — достаточно хорошая обеспеченность Японии (по импорту из других стран) товарами, составляющими основу российского экспорта (лес, уголь, морепродукты и др.). В рамках его нынешней структуры, без развития инвестиционного, финансового сотрудничества, кооперации перспективы роста российско-японской торговли крайне ограниченны. Помимо структуры наш экспорт в Японию подрывается несоответствием качества предлагаемых массовых товаров высоким требованиям японского рынка в части стандартов и спецификаций, сроков поставок, упаковки, маркировки, внешнего вида и т. д.
Необходимо отметить крайне слабую зависимость Японии от российских поставок. Так, доля России в японских закупках лесоматериалов составляет не более 5%. Примерно таков  же уровень зависимости по другим товарам российского экспорта. Это  позволяет Японии в случае необходимости  легко перебрасывать эти закупки  на другие страны.
Что же касается российского импорта из Японии, то его сокращение (в 2001 г. на 11%) обусловлено  нарастающей задолженностью
 российских  импортеров японским поставщикам.  По японским данным, к середине 2001 г. просроченные российскими  фирмами платежи за импорт  из Японии достигли 1,6 млрд долл.
Падение объемов  российско-японской торговли в сравнении  с ранее достигнутыми показателями в какой-то мере результат и свертывающегося  экономического сотрудничества между  странами. Как известно, с середины 60-х гг. в системе российско-японских экономических связей важное место  занимали крупномасштабные проекты сотрудничества в разработке природных ресурсов восточных районов России.
Осуществление этих проектов предполагало закупку  в кредит в Японии оборудования и  технологий для модернизации промышленности Сибири и Дальнего Востока с последующей  поставкой из России части продукции  реконструируемых предприятий в  порядке компенсационного погашения  кредитов. Реализация 9 генеральных  соглашений затронула в основном лесной и топливно-энергетический комплексы. В последнее время, однако, и в  этой области внешнеэкономических  связей наметился спад, связанный  как с падением интереса японской стороны к масштабным сырьевым проектам, так и с неудовлетворенностью России эффективностью подобной формы  кооперации, не приведшей к заметным качественным сдвигам в экономике  восточных регионов, созданию здесь  современного экспортоориентированного производства с развитой инфраструктурой.  

Отказ Японии закупать в оговоренных количествах продукцию  некоторых объектов, созданных в  рамках компенсационных соглашений (в частности, уголь) — одна из важных причин обострения проблемы государственной задолженности России Японии. Общий объем нашего государственного долга Японии на середину 2000 г. составлял около 8 млрд долл. По этому показателю Япония занимает четвертое место среди кредиторов России. Отношения по данному вопросу регулируются Парижским клубом.
Многие японские бизнесмены признают, что нефтегазовая индустрия — это та единственная сфера бизнеса в России, которая  в обозримом будущем будет  представлять серьезный интерес  для крупнейших компаний Японии. Они  не скрывают, что заинтересованы в  диверсификации поставок нефти за счет освоения российского Дальнего Востока, и в первую очередь Сахалина.
Не представляет особого интереса для Японии и  военная индустрия, что разбивает  надежды России на активное японское участие а конверсионных проектах. Токио не намерен давать санкции на подключение компаний страны к программам по конверсии российских предприятий до тех пор, пока Москва не предоставит твердых гарантий, что перепрофилированные предприятия будут выпускать исключительно гражданскую продукцию. Вместе с тем определенный интерес японских фирм к технологическим разработкам нашего ВПК сохраняется. Не дает пока результатов и сотрудничество в области ядерной энергетики. В плане поставок обогащенного урана, несмотря на предпринимаемые Россией усилия, сдвигов тоже нет. Между тем, по имеющимся оценкам, поставки обогащенного урана из России в Японию могли бы давать до 100 млн долл. в год.  

Японские предприниматели, конечно, прекрасно понимают, что  Россия в перспективе их крупнейший партнер по торгово-экономическому сотрудничеству. Однако пока в России не будет восстановлена политическая и экономическая стабильность, пока не будет разработана четкая юридическая  база для ВЭД, они не пойдут на развитие полномасштабных экономических  связей с Россией
 Таким образом,  в последние годы в ваших  отношениях с Японией к проблеме  «северных территорий» добавились  возросшие экономические трудности,  ставшие еще одним и, может  быть, даже более сложным препятствием  на пути расширения российско-японского  экономического сотрудничества. Эти  проблемы оказывают свое воздействие  и на возможность получения  японских кредитов, и на инвестиционную  деятельность японских фирм в  России.
 На ближайшую  перспективу уровень торгово-экономического  сотрудничества с Японией будет  определяться экспортными возможностями  России, ее способностью наращивать поставки на японский рынок конкурентоспособной экспортной продукции, возможностями погашать возникшую большую задолженность и своевременно оплачивать поставки японской продукции
Товарооборот России с Японией в последние несколько лет (млрд. долл.):
Товарооборот 2000 г.           2001 г.            2002 г.  2003 г.  2004 г.          2005 г.
В с е г о 3,9 (4,7) 4,4 (5,9) 4,6 (5,0) 4,1 (5,0) 3,1 (3,9) 2,7 (3,3)
Экспорт 2,8 (3,5) 3,6 (4,8) 3,6 (4,0) 3,1 (4,0) 2,3 (2,9) 2,2 (2,8)
Импорт 1,1 (1,2) 0,8 (1,1) 1,0 (1,0) 1,0 (1,0) 0,8 (1,0) 0,5 (0,5)
Сальдо 1,7 (2,3) 2,4 (3,7) 2,6 (3,0) 2,1 (3,0) 1,5 (1,9) 1,7 (2,3)
Как видно из приведенных выше данных, объем товарооборота  России с Японией к2005 г. по сравнению  с 2001 г. сократился почти вдвое; начиная  с 2000 г.происходило постоянное снижение объема импортных поставок из Японии в Россию.В отдельные годы резкое уменьшение товарооборота в долларовом выраженииобъяснялось существенным снижением расчетного курса иены по отношению кдоллару (в 2004 г., например, «долларовый» товарооборот сократился на 24% посравнению с предыдущим годом, в то время как «ценовый» — всего на 16,7%).В настоящее время удельный вес Японии в общем объеме российской внешнейторговли находится на уровне около 3%, а доля России в суммарномтоварообороте Японии не превышает 0,5%, чтo ни в коей мере не соответствуетпотенциальным возможностям сторон. Устойчивое положительное сальдо России вторговле со второй по экономической мощи страной мира нельзя расценивать какбезусловный успех российской внешнеторговой дипломатии.   
 

2.2.Инвестиционное  сотрудничество двух  стран.
Как продолжение  сотрудничества в рамках МПК, в Токио 28 февраля сего года Министерство экономического развития и торговли РФ совместно  с Министерством экономики, торговли и промышленности Японии организовало проведение II Российско-японского инвестиционного  форума. В состав японской и российской делегаций на форуме вошли более 400 руководителей ведущих компаний и банков, союзов предпринимателей, глав администраций субъектов РФ, государственных ведомств обеих  стран.
Программа форума предусматривала пленарное заседание  «Россия-Япония – новые инвестиционные возможности», дискуссию «Новые перспективы  инвестиционного сотрудничества в  отдельных отраслях», а также  конференции по темам: «Новые инвестиционные механизмы государственно-частного партнерства в Российской Федерации» и «Региональные стратегии –  новые возможности для иностранных инвестиций». В составе делегации российских экономистов и предпринимателей во главе с министром промышленности и энергетики РФ Виктором Христенко в Токио находился директор департамента инвестиционной и инновационной политики Минпромэнерго России Владимир Саламатов По данным ИНТЕРФАКС, В.Христенко на встрече с министром иностранных дел Японии Таро Асо и представителями ряда крупных японских компаний, включая Mitsui и Mitsubishi, заявил о том, что Япония будет вовремя получать российский газ в рамках проекта “Сахалин-2”. Христенко так же сообщил, что Россия предложила Японии не только совместно добывать нефть и другие энергоносители, но также сотрудничать в их продаже на японской территории. Христенко сообщил, что этот вопрос он обсудил в Токио со своим японским коллегой Акирой Амари. "Это расширение взаимодействия наших компаний, не только в добыче, но и в переработке и дистрибуции на японском рынке. Рациональным является совместно с японскими компаниями продавать энергоносители в Японии и создавать мощности по совместной переработке ", - сказал министр.  

Японская сторона  с интересом отнеслась к этому  предложению. Россия намерена развивать  отношения с Японией в высокотехнологичных  областях, в частности, в сфере  атомной энергетики. Виктор Христенко  и Акира Амари констатировали динамичное развитие торгово-экономических отношений, одним из ключевых элементов которых является энергетическое сотрудничество, включая освоение нефтегазовых месторождений на Сахалине. Однако, по словам Христенко, "вслед за энергетическим сектором сотрудничество должно охватывать и другие сектора экономики, в том числе высокотехнологичные, наряду с промышленностью, автомобилестроением, космосом и атомной энергетикой".
На пресс-конференции  в Токио было отмечено, что Минтранс России придает большое значение развитию сотрудничества в области  транспорта, транспортной инфраструктуры и логистики между двумя странами. "Устойчивая и эффективная работа транспорта способствует развитию торгово-экономических  отношений, туризма и деловых  контактов, - сказал Министр транспорта Игорь Левитин. Он высоко оценил опыт Японии в реализации проектов в сфере  транспортной инфраструктуры, в том  числе высокоскоростного железнодорожного сообщения. Игорь Левитин обратил  внимание японского коллеги Тецудзо Фуюсиба на необходимость развития транспортного сообщения, в первую очередь воздушного. "Мы приглашаем японские компании к участию в реализации инфраструктурных проектов в нашей стране". Российский министр предложил рассмотреть возможность открытия рейса Санкт-Петербург – Токио.
"Российские  авиакомпании, обладая флотом современных  воздушных судов, готовы к продуктивному  диалогу с японской стороной  в части расширения географии полетов", - сказал он. Японская сторона также выразила готовность активнее развивать сотрудничество в авиационной сфере, но при этом предложила рассмотреть любой другой японский город для полетов из Санкт-Петербурга, ввиду большой загруженности аэропорта Токио. Тецудзо Фуюсиба поднял вопрос об отмене платежей для японских авиакомпаний за пролет по транссибирским маршрутам, на что получил ответ, что Россия намерена модернизировать существующую систему оплаты, предусматривающую полную отмену платы не позднее 31 декабря 2013. Находящийся в Японии с официальным визитом премьер-министр РФ М.Е.Фрадков 27 февраля провел встречу с председателем Палаты представителей Парламента Японии Йохеем Коно, в ходе которой был обсужден вопрос северных территорий. Российский премьер предложил отделить территориальную проблему, отдавая приоритет развитию экономического сотрудничества. На что Председатель Й. Коно возразил, что "на экономическом уровне сотрудничество развивается, а в межгосударственных отношениях остаются проблемы". М.Фрадков провел встречи с Министром иностранных дел Японии Таро Асо, министром финансов Кодзи Оми, министром экономики, торговли и промышленности Акитой Амари, в ходе которых стороны договорились о дальнейшем развитии экономического сотрудничества. М.Фрадков выразил надежду на расширение связей в автомобильной отрасли, в сфере телекоммуникаций и атомной промышленности, подчеркнув, что в России надеются на более активное участие японских компаний в инвестировании объектов российской экономики и прямого участия в проектах. Премьер-министр Синдзо Абе и российский премьер обсудили вопрос о сотрудничестве в области обогащения урана для энергетических целей на территории России.
В связи с  тем, что в самой Японии возможности  по обогащению использованного урана  довольно ограничены, в энергетических кругах высказываются о необходимости  обогащения ядерного топлива в других странах. Правительство Японии и владельцы частных АЭС пытаются найти страну, которая бы предоставила свои объекты по обогащению урана, полученного после переработки отработанного ядерного топлива для АЭС. В Японии сейчас действуют более 50 энергетических ядерных реакторов, и использованное на них радиоактивное топливо перерабатывается в Великобритании и Франции. В этих странах скопилось 6,4 тыс. т извлеченного урана, который может быть вновь применен в качестве топлива для АЭС, однако нуждается для этого в обогащении. Министр отметил, что в этом деле "необходимы четкие гарантии России в том, что ядерное топливо не будет использовано для производства ядерного оружия, для чего необходима предварительная инспекция со стороны международной организации" и отметил, что такого рода сотрудничество возможно в отдаленной перспективе. . На пресс-конференции в Токио Министр экономики, торговли и промышленности Японии Акира Амари подчеркнул, что отгрузки в Россию "расширят возможности Японии в сфере обогащения урана". По словам г-на Амари, достижение договоренности по этому вопросу обусловлено допуском России на свои объекты инспекторов Международного агентства по ядерной энергии (МАГАТЭ). Общий объем накопленных в России японских инвестиций на конец декабря 2006 года составил всего около 1% от общего объема аккумулированного иностранного капитала и Япония занимала не слишком почетное 9-е место по общему накопленному объему инвестиций в российскую экономику. Поэтому, как подчеркнул премьер Фрадков, в ходе переговоров упор был сделан "на инвестиционную составляющую" и обсуждение "всего потенциала взаимодействия наших стран в области энергетики, включая атомную энергетику, а также в сфере транспорта, связи, машиностроения и туризма".
Общий накопленный  объем японских инвестиций в российскую экономику по состоянию на 1 января 2004 г. составил 1,9 млрд. долл. По этому  показателю Япония занимает восьмое  место в списке стран-инвесторов. На долю прямых японских инвестиций приходится 1,353 млрд. долл. (шестое место в списке). Приток японских инвестиций в экономику Российской Федерации в 2003 г. составил 1,005 млрд. долл. (в 2002 г. - 441 млн. долл., рост на 127,8%). При этом основная доля инвестиций (905 млн. долл.) концентрируется в российском топливно-энергетическом комплексе, который все более берет на себя роль «локомотива» двустороннего экономического сотрудничества в целом. 

Таким образом, отношения между Россией и  Японией представляют обоюдный интерес. Россия намерена динамично развивать  торгово-экономические отношения  с Японией, одним из ключевых элементов  которых является энергетическое сотрудничество, включая освоение нефтегазовых месторождений  на Сахалине, так же сотрудничество в высокотехнологичных областях, в частности, в сфере атомной  энергетики. Хотя важен охват и  других секторов экономики, наряду с  промышленностью, автомобилестроением, сферой телекоммуникаций, транспортной инфраструктурой, авиационной сферой, космосом. В процессе обсуждения различных  проблем, стороны договорились о  дальнейшем развитии экономического сотрудничества, при чем Россией была подчеркнута надежда на более активное участие японских компаний в инвестировании объектов российской экономики и прямого участия в проектах  

  
 
 
 
 
 

Глава 3. Перспективы развития двухсторонних отношений
Активно развивающиеся  российско-японские отношения во второй половине 90-х годов создали предпосылки  для повышения их уровня. Эта цель была поставлена в Московской декларации об установлении созидательного партнерства, подписанной 13 ноября 1998 года Президентом  России Б. Н. Ельциным и премьер-министром  Японии К. Обути в ходе визита последнего в Москву. Констатировав, что двусторонние отношения занимают одно из важнейших мест во внешней политика России и Японии, лидеры двух стран провозгласили в качестве главнейшей задачи установление партнерства на базе принципов доверия, взаимной выгоды, долгосрочной перспективы и тесного экономического сотрудничества.
В середине феврали 2000 года министр иностранных дел  России И. С. Иванов посетил Японию с  официальным визитом. Состоялась встреча  И. С. Иванова с премьер-министром  Японии К. Обути, которому было передано личное послание В. В. Путина. Были проведены переговоры между И.С. Ивановым и министром иностранных дел Японии Ё. Коно. К. Обути и Ё. Коно заявили о неизменности курса на развитие отношений с Россией.
Визит И. С. Иванова  показал устойчивый, поступательный характер развития отношений между  Россией и Японией, не подверженный конъюнктурным колебаниям, выявил хорошие  перспективы российско-японских связей по всем направлениям.
5 сентября 2000 года  состоялся официальный визит  Президента России В. В. Путина  в Японию. Переговоры В. Путина  с И. Мори были сфокусированы на таких ключевых аспектах, как стратегическое сотрудничество в мировых делах, развитие двусторонних торгово-экономических связей и проблема мирного договора, причем по каждому из этих аспектов был достигнут определенный прогресс. Впервые в истории двусторонних отношений Президент России и премьер-министр Японии подписали Совместное заявление о взаимодействии России и Японии в международных делах. Здесь стороны не просто суммируют совпадающие или близкие подходы, но идут дальше, к реальной взаимной поддержке. Подводя итог, можно сказать, что визит В. Путина стал важным шагом в процессе строительства партнерства между двумя странами. Это позволяет высказать предположение о сохранении и развитии позитивных тенденции в отношениях России и Японии.
В 2004 г. российской стороной разработан проект долгосрочной Программы сотрудничества в области  энергетики. Созданы серьезные предпосылки  для начала реализации крупных проектов в области мирного использования  атомной энергии, таких как осуществление  проекта международного термоядерного  экспериментального реактора (ИТЭР), а  также продолжение научно-исследовательского сотрудничества по реакторам на быстрых  нейтронах. Начата реализация проектов в рамках японской программы содействия России в утилизации атомных подводных  лодок, выведенных из состава Тихоокеанского флота.
Переговоры с  Японией играют важную роль в процессе присоединения России к ВТО. В  последнее время был предпринят целый ряд шагов, как на многостороннем, так и на двустороннем уровне, позволивших  заметно продвинуть весь комплекс вопросов, связанных со вступлением России в эту организацию. Вместе с тем, к числу основных неурегулированных  проблем с японской стороной относится  уровень ввозных пошлин на автомобили, а также определённые различия в  подходе сторон в вопросе допуска  на российский рынок услуг.
Экономика Японии сократилась в первом квартале 2011 года на 0,9% или на 3,7% в пересчете  на годовые темпы, сообщает в четверг  британская ВВС со ссылкой на статистические данные японского правительства.
Резкое сокращение экономики, которое, по общему мнению, связано с мартовским землетрясением и цунами, оказалось почти в 2 раза выше, чем средний прогноз экспертов.
Так или иначе, это уже второе квартальное снижение ВВП страны, а это означает, что третья крупнейшая экономика мира вступила в рецессию.  В Японии уже была рецессия во время глобального финансового кризиса, из которой она успешно вышла в 2009 году.
"Экономика  Японии останется слабой еще  какое-то время", - цитирует ВВС  министра экономики островного  государства Каора Йосоно. Однако, по его мнению, японская экономика имеет силу и потенциал вновь начать расти. 

Ожидается, что  во втором квартале рост ВВП Японии возобновится и по итогам начавшегося  в марте финансового года достигнет 1%.
В настоящее  время созданы благоприятные  условия для дальнейшего развития российско-японские отношений. По сути дела, сейчас между Москвой и Токио  остался один действительно трудный  нерешенный вопрос – территориальный. Но и он благодаря усилиям обеих  сторон переведен из источника противостояния в русло спокойных, взвешенных, конструктивных переговоров с целью нахождения взаимоприемлемого решения. Важно  при этом не торопить события, не создавать  завышенных ожиданий, после которых, как показывает практика, наступает  период разочарований. Жизнь уже  показала, что тактика давления и  увязок абсолютно контрпродуктивна и возвращает ситуацию в тупик. Очевидно, что решение столь сложной проблемы может быть найдено только в процессе действительно активного развития двусторонних отношений, осуществления контактов между широкими слоями общественности обеих стран, интенсивного взаимодействия России и Японии в решении актуальных проблем современности, то есть в условиях партнерства. Строить его – приоритетная задача сторон. Также очень важно, чтобы политический диалог был постоянным и доверительным, без этого невозможно рассчитывать на решение политически сложных и тяжелых проблем.
Немаловажное  значение для решения геополитических  отношений России и Японии имеет  расширение гуманитарных и культурных обменов: между парламентариями, предпринимателями, учеными, журналистами, деятелями культуры, представителями отдельных регионов. Культурные обмены могут легче всего  повысить интерес стран друг к  другу. 

. В целом в последнее время наблюдается заметная активизация двустороннего экономического взаимодействия, что связано в значительной степени с улучшением общего состояния российско-японских отношений, в первую очередь в политической сфере, успешным развитием экономики России, выходом японской экономической системы из состояния застоя, а на этой основе - ростом взаимного интереса российского и японского бизнеса к сотрудничеству по широкому кругу областей, в первую очередь - в энергетике и связанных с ней сферах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.
Таким образом, можно отметить, что за последние  десятилетия Россия и Япония совершили  значительный прорыв в двусторонних отношениях. Изменения коснулись  экономической, инвестиционной, транспортной, культурной, политической сфер деятельности. Заключен ряд постановлений и  соглашений, касающихся отношений двух соседних государств, проведены встречи  и заседания, направленные на укрепление сотрудничества, получил развитие культурный обмен и обмен кадрами. Все  это говорит о том, что соседи стремятся идти навстречу друг другу, налаживать и восстанавливать разрушенные  в военное время связи, наверстывать упущенное за долгие годы «холодных» отношений. Нерешенным остается только «территориальный» вопрос, который, как надеется автор, в скором времени  разрешится самым наилучшим для  обоих государств образом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.
Бондаренко О.Я. Неизвестные Курилы. – М., 1992
Журнал «Новое время» -2003
Журнал «Дипломат» №1 январь, 2005
Кошкин А. Проблемы мирного урегулирования с Японией. Исторический аспект. //Вопросы истории, 1997, №4
Макаров А.А. Проблемы российско-японских отношений. //Международная  жизнь. 1995, №10
Официальный сайт журнала «Япония сегодня» www.japantoday.ru
Независимая газета. 2000, 18 мая
РИА «Новости»
Третьяков В. Россия – Япония: новая эпоха? //Независимая  газета. 2000, 1 июня
customs.ru
президент.рф
Барциц И. Границы территории РФ: актуальные вопросы. // Власть, № 11, 2000 г.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.