На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Ресоциализация несовершеннолетних осужденных

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Кафедра педагогики социального образования
ОТДЕЛЕНИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» 
 
 

                 КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
Личностный  кризис родителей, как фактор его  насильственного отношения к  детям. 
 
 

                        Работу выполнила:
                                                                                       Студентка группы СП-4
                                                                                                    Рамазанова Э.А.
                                                                                                  Работу проверил:
               Кандидат педагогических наук, доцент
                                                                                                   Гулюкина.О.Н. 
 
 

     Липецк 2010 
     Содержание
     Введение
      Глава 1. Детско-родительские отношения и проявление в них личностного кризиса родителей.
     1.1.Личностный  кризис: понятие, природа, виды.
     1.2.Влияние  личностного кризиса родителей  на социальное развитие несовершеннолетних  детей.
     1.3.Личный  кризис и родительство. Отражение  личностного кризиса родителей  на отношениях с несовершеннолетними детьми.
     Глава 2.Проявление личностного кризиса  родителей.
     2.1. Изучение показателей личностного  развития несовершеннолетних.
     2.2. Диагностика отношений несовершеннолетних  детей с родителями, переживающими  личностный кризис.
     Заключение
     Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
      За  последнее десятилетие ситуация в  области  социальной педагогики существенно изменилась. В различных  учреждениях  возникают социально педагогические службы.  Почти  в  каждом  школе  работают  социальные педагоги, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего  поколения. Создано  много интересных развивающих и коррекционных программ для детей,  которые  активно используются  практическими  психологами.  Однако   специалисты   все   чаще указывают на то, что результаты оказываются ниже ожидаемых. Чаще  всего это связано с  тем,  что  проблемы  ребенка  являются  лишь  следствием  проблем взрослых членов семьи, например, супружеских отношений в семье,   личностных проблем родителей и т.п. В частности формирование личности  ребенка  зависит от стиля отношения родителей к  ребенку.  А  стиль  родительского  отношения зависит от социокультурных и семейных традиций,  от  клинико-психологических особенностей ребенка, от этологического фактора раннего контакта  ребенка  с матерью, от особенностей общения взрослых членов семьи между собой и  в  том числе от особенностей личности самого родителя.
      Актуальность темы обусловлена  недостаточной  изученностью  зависимости стиля отношения к ребенку от личностных особенностей  родителя.
     Многие  исследования связывают с насилием и отсутствием заботы о ребенке ряд личностных и поведенческих характеристик родителей. Родители, которые склонны плохо обращаться со своими детьми, обычно имеют низкую самооценку, плохой контроль над своими импульсами, проблемы с психическим здоровьем, а также демонстрируют антисоциальное поведение). Не заботящиеся о ребенке родители часто имеют те же проблемы; они также имеют трудности с планированием таких важных жизненных событий как брак, рождение ребенка или поиски работы. Многие из этих характеристик мешают заботе о ребенке и вызывают нарушения социальных взаимоотношений; такие родители не могут справиться со стрессом и не способны связаться с системами социальной поддержки. Родители, склонные к насилию, могут также иметь недостаточно информации о ребенке и предъявлять нереальные требования к его развитию. Исследование обнаружило, что такие родители проявляют большее раздражение и досаду в ответ на настроение и поведение своих детей, что они меньше поддерживают и любят их, играют с ними и отзываются на их нужды и что они более сдержанны и враждебны.
     Внутрисемейные  проблемы сложны и многогранны. Наивно считать, что их можно решить, ужесточив наказание родителей за неисполнение обязанностей. Такая однобокая мера лишь научит родителей тщательно скрывать свои ошибки. Ведь за редким исключением ни мать, ни отец не желают специально причинить вред своим детям. Причины у всех разные: у кого-то недостаточные заработки, кто-то рассеян и невнимателен, у кого-то нет времени, а кто-то слишком занят своими «взрослыми» делами. Решать такие проблемы нужно комплексно и прежде всего, убедить родителей обратить на это внимание. Тут должны работать и просвещение, и социальная реклама, и консультации специалистов. Проще говоря, родителей тоже нужно воспитывать и помогать им, а не бросаться их наказывать. Родитель должен чувствовать ответственность перед своим ребенком, а не страх наказания от государства.
     Вопрос  насилия в семье над детьми сравнительно недавно стал объектом интереса социальных и психологических наук, а вопрос о работе с родителями вообще почти не затрагивается. Почти во всех семьях, где родители прибегают к насилию, родители сами были жертвами насилия и им тоже нужна помощь. 

   Цель  исследования. Проанализировать характер влияния личностного кризиса родителей на социализацию несовершеннолетних детей в семье.
   Задачи  исследовать:
    Раскрыть сущность понятия « личностный кризис», выявить его природу.
    Охарактеризовать типичные проявления возрастного кризиса (средних лет) с ситуативной кризисной ситуацией.
    Показать влияния личностного кризиса родителей на социальное развитие их детей.
    Охарактеризовать отражение личностного кризиса родителей на отношениях с несовершеннолетними детьми.
    Наметить общую стратегию помощи семье, в которой родители переживают личностный кризис.
   Объект  исследования: личностный кризис родителей как фактор негативации воспитания и социального развития несовершеннолетних детей.
   Предмет исследования: насильственное отношение к детям в семье как проявление личностного кризиса родителей.  
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Детско-родительские отношения и проявление в них личностного кризиса родителей.
         1.1. Личностный кризис: понятие, природа, виды.
     На  различных этапах жизненного пути человек  сталкивается с кризисными ситуациями, которые могут спровоцировать личностный (экзистенциальный) кризис. Как представляется, в некоторых случаях можно выявить события, которые служат пусковым механизмом для кризиса, такие как несчастный случай, операция, полученное в результате травмы увечье. Это могут быть также ситуации, связанные со смертью любимого человека, переживанием различного рода утрат, потерей семьи или работы; кризисы, вызванные разлукой, одиночеством, неизлечимой болезнью, изменением социального статуса и др.
     Однако  природа кризиса такова, что среди  пусковых механизмов могут быть не только печальные или травматичные переживания. Причиной кризиса могут  быть и радостные, позитивные события - например, рождение ребенка, влюбленность, бракосочетание или повышение по службе. Иногда у кризиса вообще сложно найти какую-то внешнюю причину. Просто у человека появляется ощущение, что внутри что-то изменилось и сегодня он уже не может жить так, как жил вчера: он стал другим. Очень часто событие, "запускающее" кризис, может быть абсолютно незначительным; оно срабатывает по типу "последней капли". Таким образом, пусковые механизмы кризиса определяются не только внешним, но и внутренним содержанием, динамикой психологической жизни личности, которые так часто остаются за пределами сознания, а потому не поддаются контролю и предвидению.
     Говоря  о пусковых механизмах, надо учесть еще и тот факт, что возникновение  кризисов могут провоцировать не только события личной истории человека, но и экстремальные ситуации глобального  уровня, связанные с политическими, экономическими, социальными, экологическими и природными бедствиями. И если рассматривать нашу планету и то, что на ней происходит, как контекст для биологического, психологического и духовного развития всего человечества и отдельных людей, то связь между личностным и глобальными уровнями становится более очевидной. Как пишет Э. Йоманс, "те переживания, через которые проходят многие и многие люди в своей жизни, являются зеркальным отражением событий, происходящих на уровне более обобщенном" и в тоже время они являются "частью общей мировой ситуации". В этих случаях глубина переживаний личностью собственного кризиса может усугубляться масштабностью трагических событий.
     Личностные  кризисы – это психические  состояния, которые, по определению Н.Д.Левитова, являются целостной характеристикой психической деятельности на определенном отрезке времени, показывающей своеобразие протекающих психических процессов в зависимости от отраженных предметов и явлений, предшествующих состояний и свойств личности. По своей структуре психические состояния – это своего рода синдромы, отличающиеся по знаку (позитивные или негативные), предметной направленности, длительности, интенсивности, устойчивости и одновременно проявляющиеся в познавательной, эмоциональной, волевой и других сферах психики.
     Иногда  за кризисами закрепляются определенные названия - например, "первая любовь", "прощание с отчим домом", "кризис середины жизни", "кризис выхода на пенсию". Однако многие из подобных кризисов остаются безымянными и не привязываются к каким-либо внешним событиям, хотя и представляют собой серьезные личностные сдвиги, отражающиеся на всех сторонах жизни человека.
     Мы  видим, что внешние характеристики кризиса могут отличаться друг от друга: пусковые механизмы могут иметь совершенно различный характер, да и реакции на кризисные ситуации будут специфичными для каждого человека. Поэтому для понимания кризиса важно знать его внутреннюю суть, то есть психологический механизм возникновения. Как считает Д. Якобсон, кризис возникает, если жизненные события создают потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей и при этом они ставят перед индивидом проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами". Итак, суть личностного кризиса - это конфликт между старым и новым, между привычным прошлым и возможным будущим, между тем, кто ты есть сейчас и тем, кем бы ты мог стать.
     Кризис  перемещает человека в маргинальное положение или нейтральную зону; положение, когда привычные стереотипы мышления и поведения уже не работают, а новых - еще нет. Это состояние "между небом и землей", "промежуточный период", о котором Э. Йоманс пишет, что это "время вопросов, а не ответов на них, это время учиться любить вопросы, любить то, что пока не имеет решения". О нахождении в этой пограничной области свидетельствует появляющееся в этот период сопротивление, переживаемое как страх изменений, как страх быть другим, оторваться от привычных и потому безопасных стереотипов и отправиться на поиски неизведанного в себе и в окружающем мире.
     Таким образом, кризис - это своеобразная реакция личности на ситуации, требующие  от нее изменения способа бытия - жизненного стиля, образа мышления, отношения  к себе, окружающему миру и основным экзистенциальным проблемам. Можно сказать, что если преодоление возрастных кризисов способствует развитию человека, то экзистенциальных - становлению личности. Итак, кризис - это ответ на зов потенциальных возможностей личностного роста и любой кризис уже заложен в основном свойстве личности - стремлении развиваться и самосовершенствоваться, то есть постоянно изменяться.
     Для человека, переживающего кризис трансформации  личности, могут быть характерны следующие  переживания: непонимание происходящего  с ними и вызванная этим паника; страх сойти с ума или оказаться психически нездоровым; переживание своей одинокости в этом процессе и амбивалентные чувства - с одной стороны, желание получить поддержку, а с другой, - стремление уединиться, побыть одному; повышенная чувствительность к словам, поступкам и даже внутренним состояниям других людей. Этот кризис может вновь возродить к жизни старые обиды, захлестывающие человека своей болью и несправедливостью; могут актуализироваться страхи, в том числе связанные со смертью. Человек в этот период заново переоценивает свою жизнь, в результате чего им овладевают различные переживания за сделанное - чувство вины, раскаяния, скорби, злости и др.; меняются цели, смыслы, ценности и отношения, в частности, с близкими людьми.
     В психологии выделяют несколько видов кризисов: ситуативные, возрастные, экзистенциальные и духовный.
     Первая стадия кризиса - дезорганизация.
     Это наиболее трудная фаза с преобладанием  разрушительных тенденций. Личность выходит  из устойчивого состояния равновесия и стабильности. Это касается как психологических, так и социальных аспектов жизни индивида. Вспомним известную аналогию: каждый наш новый шаг есть выход из равновесия и остановленное падение. Личность убеждается в ограниченности своих взглядов на жизнь, на других людей, на самого себя. Нарастают трудности в различных видах деятельности, во взаимоотношениях с другими людьми. Человеку либо вообще непонятны новые ожидания и требования со стороны других людей, либо он не может (или не хочет) им соответствовать. Так или иначе, поле конфликтного взаимодействия резко расширяется. Личность зачастую начинает терять интерес к той деятельности, которая недавно составляла основной ее смысл. В этой ситуации очень легко попасть в порочный круг, усугубляющий личностный кризис. Неудачи в различных видах учебной или профессиональной деятельности еще больше дезорганизуют личность. Жить в таком режиме долго человек не в состоянии, так как это колоссальное напряжение всех его сил (к тому же часто неплодотворное).
     В результате человек может резко ограничить свое взаимодействие с внешним миром. «Непонятый», «обиженный» этим миром, он уходит в себя, становится необщительным и замкнутым. «Пограничное» состояние очевидно.
     Для большинства людей это возможность  лучше разобраться в себе и ситуации, найти ответы на предъявленную жизнью проблему. Гассет назвал эту ситуацию «стратегическим отступлением в себя». Здесь мы имеем дело с переходом к следующей стадии кризиса.
     Вторая стадия кризиса - реорганизация личности.
     Это период ее обновления, роста, изменения. Личность, обретая новые черты, получает возможность развития, овладения новым статусом, «ролевым репертуаром». Даже если кризис разрешается не очень эффективно, человек так или иначе адаптируется к новым условиям, т. е. ресоциализируется.
     «Уход в себя» в особо тяжелых  случаях может развиваться и  в направлении коллапса, личностной катастрофы, когда человек не нашел  ответов на проблему, оказался в  тупике, убедил себя в своей несостоятельности, никчемности. Жизнь кажется бессмысленным, тяжелым бременем. Без посторонней помощи и тактичной поддержки выбраться из этой кризисной ситуации бывает крайне сложно (на определенном уровне). С другой стороны необходимость перехода к новым ролям человек может найти неверные, социально неприемлемые ответы на свою жизненную проблему. Тогда мы имеем дело с – девиантным поведением, ассоциализацией.
       Чем меньше разрыв между процессами  десоциализации и ресоциализации, тем легче человек проходит  кризисный период. Существует мнение: чем глубже личностный кризис, тем лучше человек может раскрыться, реализовать свой потенциал. Однако данное утверждение неоднозначно и спорно, т. к. с углублением личностного кризиса возрастает опасность девиантных форм его разрешения.
     Кризисная ситуация заставляет человека углублять, уточнять представление о самом себе: кто я? зачем я? каким я должен быть? каким я хочу быть? каким меня видят другие? Это период крушения авторитетов. Для выхода из кризиса необходимо пересмотреть свою роль в коллективе, искать новые эталоны поведения, оценок. Задержки в определении новых авторитетов, ценностей и своего отношения к окружающей действительности затягивают процесс десоциализации. Усугубляется разрушение личности, усиливаются тенденции к деперсонализации, утрате своего «Я».
     Кризис  приводит к естественному в этой ситуации эгоцентризму, ожиданию исключительного внимания к себе, нечуткости к близким. Все это еще более усложняет круг проблем личности. В таком случае дезориентация, связанная с необходимостью изменения представлений о самой себе, изменения в восприятии других людей (надо сориентироваться в новых ожиданиях, требованиях), приводят к трудностям в восприятии окружающей обстановки. Реальность теряет привычную ясную картину, становится подвижной, нечеткой, расплывчатой.
     Важно помнить, что все эти трудности и сложности (с разной степенью остроты) являются естественными в кризисный период социализации. Кризис - это и способ нашего развития, и та цена, которой мы за развитие расплачиваемся. Это утрата и обретение себя на новом горизонте развития.
     Стресс и здоровье.
     Хотя  кризисы и являются естественным и нормальным явлением человеческой жизни, следует учитывать их влияние  на здоровье. Жизнь любого человека проходит светлые и темные полосы, наши компенсаторные механизмы позволяют  успешно снимать эти напряжения. Тем не менее, случается и так, что повышенная психическая активность, каскад всевозможной информации, конфликтные ситуации, серия неудач приводят к эмоциональным стрессам, формируют состояние постоянной тревоги, стойко окрашивающее настроение человека. Все это не может не сказаться на состоянии здоровья.
     Эмоциональный стресс - состояние напряжения может  быть вызвано неприятными переживаниями, такими, как гнев, тоска, тревога, страх, подавленность и т. д. В медицине существует целое направление - психосоматическая медицина, объясняющее многие заболевания внутренних органов (например, язвенную болезнь, инфаркт и др.), не нашедшими выхода в поведении человека отрицательными эмоциями. Эти заболевания называют психосоматическими («сома» - по-гречески «тело»). Они возникают при часто повторяющихся эмоциональных стрессах вследствие перехода отрицательного эмоционального возбуждения в устойчивую форму. Где же выход? Ведь конфликтные ситуации в человеческой жизни явление довольно частое.
     Стресс не фатален. Он является нормальным явлением. Это защитная реакция организма, срабатывающая в самых разных ситуациях. При стрессе кора надпочечников начинает интенсивно вырабатывать гормоны, необходимые организму в критической ситуации. Сначала в ход идут запасы углеводов, затем сжигаются жиры и белки. Быстрая мобилизация ресурсов помогает организму преодолеть неблагоприятное воздействие. Но вес это полезно только в том случае, если состояние стресса продолжается недолго. Если же стресс затягивается, он дорого обходится организму. Запасы энергетического сырья вскоре исчерпываются, наступает стадия истощения, нарушается жизнедеятельность важнейших систем. Поэтому, чтобы предотвратить неблагоприятные последствия стресса, нужно создать такие условия, которые не дадут отрицательным эмоциям перейти в устойчивую форму. Именно в этом заключается высшая социальная культура человека - не наращивать конфликты, которые опасны, а вовремя каждый из них ликвидировать. Много важных способов снятия эмоционального напряжения можно найти в работе В. Л. Леви «Искусство быть собой».
     Даже  тех, кто обычно успешно справляется  с жизненными перипетиями, кризис может  ввергнуть в состояние полного  смятения. Жизнь бывает непредсказуема. Переживая кризис, можно многое узнать о себе, о других людях и окружающем мире, выяснить, кто есть кто. Каждое новое испытание увеличивает нашу уверенность и способность пережить следующее. Мудрость, жизненный опыт, умение сопереживать страданиям других людей, глубокие и доверительные отношения с теми, кто оказался рядом в трудную минуту, становятся неожиданным вознаграждением за пережитые события, хотя поначалу может казаться, что они только разрушают жизнь. Девиантное поведение, зависимость, суицид - это не ответ на кризис, а только быстрый способ саморазрушения. Кризис может стать как дверью в круг зависимости, так и школой жизненной мудрости.  

     1.2.Влияние  личностного кризиса  родителей на социальное  развитие несовершеннолетних  детей.
     С самого рождения человек попадает в  общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи. Семья является эффективным посредником в процессах формирования социумом личности человека. Семейный кризис - состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели  поведения.
     В. Сатир выделяет десять критических  точек в развитии семьи.
Первый  кризис - зачатие, беременность и рождение ребенка.
Второй  кризис - начало освоения ребенком человеческой речи.
Третий  кризис - ребенок налаживает отношения  с внешней средой (идет в детский сад или в школу).
Четвертый кризис - ребенок вступает в подростковый возраст.
Пятый кризис - ребенок становится взрослым и покидает дом.
Шестой  кризис - молодые люди женятся, и  в семью входят невестки и зятья.
Седьмой кризис - наступление климакса в жизни женщины.
Восьмой кризис - уменьшение сексуальной активности мужчин.
Девятый кризис - родители становятся бабушками  и дедушками.
Десятый кризис - умирает один из супругов.
     Личностные  особенности родителей оказывают  существенное влияние на характер их отношения к ребенку. Порой ценой невроза у ребенка родители "преодолевают" свой личностный кризис. Возраст родителей, обращающихся за психологической помощью, составляет 34 года у матери, у отца - 37 лет. В этом возрасте возникает наибольшая внутренняя напряженность, обусловленная проблемами самоопределения и взаимоотношений в браке, своего рода личностным кризисом, когда нужно взглянуть на себя со стороны, осознать недостатки своего характера, перестроить отношения и стать более зрелой и созидающей личностью. Подобный кризис личностного развития как определенный этап развития самосознания и обусловленный им кризис супружеских и родительских отношений не преодолеваются конструктивным образом, а сопровождаются нарастанием внутренней напряженности. Данное состояние сказывается на отношениях с детьми увеличением крайностей воспитания и использованием их в качестве источника отреагирования нервного напряжения, а также вымещения родителями своих взаимных обид и недовольства.
     Ниже  будут приведены факторы вызывающие личностный кризис у родителей и то, как они влияют на состояние ребёнка. 

     Структура семьи и ресурсы
     Родители, которые плохо обращаются с ребенком, чаще являются молодыми, одинокими, бедными, безработными и менее образованными, заботящиеся о ребенке родители часто имеют те же проблемы; они также имеют трудности с планированием таких важных жизненных событий как брак, рождение ребенка или поиски работы. Многие из этих характеристик мешают заботе о ребенке и вызывают нарушения социальных взаимоотношений; такие родители не могут справиться со стрессом и не способны связаться с системами социальной поддержки
     Родители, имевшие в детстве  опыт насилия
     Исследования  показали, что родители, с которыми плохо обращались, когда они были детьми, более склонны жестоко обращаться со своими собственными детьми
     Бедность
     Многочисленные  исследования во многих странах выявили  тесную связь между бедностью  и плохим обращением с детьми Исследование показывает, что хроническая бедность неблагоприятно влияет на детей из-за ее воздействия на поведение родителей и на доступность ресурсов.
      Большинство   исследователей   проблемы    неврозов    считают,    что личностный кризис родителей ведет  к  возникновению у ребёнка аномалий формирования личности в детском возрасте.
      Так, один из основоположников отечественной  психиатрии И.М. Балинский, считал,  что  строгое,  несправедливое  отношение  к  детям  в  семье является  немаловажной  причиной  развития  у  них  душевного   болезненного состояния; чрезмерно снисходительное отношение – причиной переходящей  через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований –  причиной душевной слабости ребенка. И.А.  Сикорский пришел  к  выводам,  что жестокое воспитание способствует возникновению  у  ребенка  чувства  страха; изнеживающее   (расслабляющее)   воспитание   формирует    субъективизм    и непостоянство  характера  у  детей;  пренебрежение   воспитанием   ведет   к трудностям в воспитательном отношении вообще.
     1.3.Личный  кризис и родительство. Отражение личностного кризиса родителей на отношениях с несовершеннолетними детьми.
      Мало  исследований посвящено личностному кризису родителей и отражению его на отношения с ребёнком. Во многих описаниях родительского отношения и поведения скрыто  или явно присутствуют указания на особенности личности родителя как на  источник того или иного отношения, или обращения с ребенком.  Личностные особенности родителей  оказывают  существенное  влияние  на характер  их  отношения  к  ребенку. 
     Родительство  является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека и его бессмертие. Можно сказать, что будущее общества - это сегодняшнее состояние родительства.
     К маленьким детям безотчетно, на эмоциональном  уровне переходит беспокойное, возбужденное состояние взрослых. Таким образом, нервное состояние детей - это  отражение конфликтной обстановки в семье, нервного состояния родителей, переживающих личностный кризис. 
Средний возраст мама, когда ребенок заболевает неврозом, - 34 года, а отцов - 37 лет. В этом возрасте у взрослых возникает наибольшая внутренняя напряженность, личностный кризис. Нужно взглянуть на себя со стороны, осознать недостатки своего характера, перестроить отношения в браке или с детьми, стать более зрелой созидающей личностью. Мама превращается в следователя, если такой личностный кризис не преодолевается путем решения проблемы, если супружеские и родительские отношения заходят в тупик. У мамы нарастает внутреннее напряжение, что сказывается на отношениях с детьми. Получается замкнутый круг. Чем больший дискомфорт испытывает мама, тем сильнее давление на детей, тем чаще проявляются крайности в воспитании. Родители вымещают взаимные обиды на детях, тем самым усугубляя ситуацию. Очень дорогой ценой платят родители за преодоление своего кризиса - здоровьем собственного ребенка, его развивающимся неврозом.

     Родители "преодолевают" свой личностный кризис, по существу, ценой развития невроза у ребенка, который можно расценить как клиническое отражение неадекватных способов разрешения родителями своих личностных проблем. Непроизвольно используя ребенка в качестве "козла отпущения", вымещая на нем свое нервное напряжение, свои взаимные обиды и недовольства, некоторые родители, особенно отцы, верят, что это делается для его же блага, чтобы он прошел "суровую школу жизни".
     Рассмотренные негативные факторы воспитания в  целом выглядят следующим образом:
- непонимание родителями своеобразия личностного развития детей;
- непринятие их индивидуальности;
- несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей;
- негибкость в отношениях с детьми;
- неравномерность воспитания в различные годы жизни детей (эффекты родительской депривации в первые годы и гиперопека и чрезмерный контроль в последующем);
- непоследовательность в обращении с детьми;
- несогласованность воспитания между родителями. 

      Таким образом, анализ научных исследований позволяет сделать  вывод  о том, что существует связь  между  личностью  родителя  и  его  отношением  к ребенку. Однако эмпирических данных о соотношении личностных черт  родителей и стилей воспитания ребенка явно не достаточно.
     2.2. Диагностика отношений  несовершеннолетних детей с родителями, переживающими личностный кризис.
    Исходя  из понимания семьи как системы, как поля взаимовлияний, можно утверждать, что любые изменения, происходящие в функционировании семьи, будут  оказывать влияние на существование  всех ее членов и, прежде всего, на развитие ребенка. Дети остро реагируют на любые изменения в семье. Они особенно сенситивны к оценке со стороны взрослых, их позиции по отношению к ним, к состояниям матери и отца и обычно быстро реагируют на изменения стереотипов повседневной жизни. Как правило, при переживании семьей кризиса развития, как нормативного, так и ненормативного, самыми уязвимыми членами семьи оказываются именно дети.
    Наиболее  остро дети переживают нарушение  контакта с родителями в результате длительных отлучек одного из них или их обоих, отсутствия тепла и заботы со стороны родителей, развода, отказа от ребенка, а также при наличии выраженного внутрисемейного конфликта, влияющего на характер детско-родительских отношений и пр. Таким образом, позитивное общение с родителями — важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.
    Исследование  детско-родительских отношений свидится к решению двух основных задач, в  соответствии с которыми осуществляется выбор методик (Марковская И. М., 2002):
    1. Исследование межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» с точки зрения родителя.
    Важнейшей сферой деятельности семейного психолога  является работа с родителями, ибо  взрослые, находящиеся рядом с  ребенком, определяют формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития. Изучая межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» с точки зрения родителей, семейный психолог-практик обращает внимание на особенности семейного воспитания: отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности.
    Эти аспекты взаимоотношений родителей  и детей исследуются с помощью  следующих методик:
    1. методика измерения родительских установок и реакций (PART) (E. Шефер, Р. Белл; в адаптации Т. Н. Нещерет);
    2. опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (В. В. Юстицкий, Э. Г. Эйдемиллер);
    3. тест - опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин);
    4. опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (вариант для взрослых) (И. М. Марковская).
    2. Исследование межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» глазами ребенка:
    1.проективный графический тест «Рисунок семьи»;
    2.проективная методика Р. Жиля;
    3.опросник «Взаимодействие родитель—ребенок» (вариант для детей) (И. М. Марковская);
    4.опросник «Родителей оценивают дети» — модификация опросника «Анализ семейных отношений» (АСВ), выполненная И. А. Фурмановым и А. А. Аладьиным. 

         Опросник  «Взаимодействие  родитель-ребенок»
    Методика, автором которой является И. М. Марковская (1999), предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку сложившейся в семье ситуации со стороны родителей, но и сформировать представление о том, каково видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей.
    Описание  методики
    Опросник  «Взаимодействие родитель-ребенок» содержит две формы: для родителей  и для детей, построенные зеркально. Имеется два варианта опросника: вариант для подростков и их родителей; вариант для родителей дошкольников и младших школьников.
    Соответственно, опросник имеет три набора утверждений: один для детей и два для  взрослых, по 60 вопросов в каждом. Все три формы опросника прошли проверку на валидность и надежность.
    Текст опросника включает 10 шкал-критериев  для оценки взаимодействия родителей  с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме  двух шкал, которые большинством исследователей считаются базовыми в детско-родительских отношениях. Это шкалы «Автономия—контроль» и «Отвержение—принятие» — в них вошло по 10 утверждений, в остальных шкалах содержится по 5 утверждений.
    Взрослый  вариант опросника для родителей  подростков также включает 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту структуру.
    При заполнении опросника родителям  и детям предлагается оценить  степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе:
    1 балл — «Совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит»;
    5 баллов — «Совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит».
    Характеристика  шкал опросника «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР).
    Шкала 1: «Нетребовательность-требовательность родителя». Данные по этой шкале демонстрируют уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше он ожидает от ребенка высокого уровня ответственности.
    Шкала 2: «Мягкость—строгость  родителя». По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
    Шкала 3: «Автономность—контроль по отношению к  ребенку». Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителей привить ему самостоятельность.
    Шкала 4: «Эмоциональная дистанция  — эмоциональная  близость ребенка  к родителю». Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с ними. Сравнивая данные родителей и ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к ним ребенка.
    Шкала 5: «Отвержение-принятие ребенка родителем». Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, принятие или отвержение его личностных качеств и поведенческих проявлений. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития, адекватной самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
    Шкала 6: «Отсутствие сотрудничества — сотрудничество». Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
    Шкала 7: «Несогласие—согласие между ребенком и  родителем». Эта шкала описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком, отражая частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.
    Шкала 8: «Непоследовательность—последовательность родителя». Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, отношении к ребенку, применении наказаний и поощрений и т. д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. п.
    Шкала 9: «Авторитетность  родителя». Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяет судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности—негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей — 10-й шкале.
    Шкала 10: «Удовлетворенность отношениями ребенка  с родителем». На основании полученных данных можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре детско-родительских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
    В варианте опросника для родителей дошкольников и младших школьниковряд утверждений, которые оказались неадекватными для детей этого возраста, были изменены. Кроме того, вместо шкал «Несогласие-согласие» и «Авторитетность родителя» (7-я и 9-я шкалы) были введены две новые шкалы:
    Шкала 7: «Тревожность за ребенка».
    Шкала 9: «Воспитательная  конфронтация в семье».
    Многие  авторы обращают внимание на родительскую тревожность за ребенка как на важный фактор для понимания возникновения невротических реакций у детей. А. И. Захаров (1988) выделяет также в качестве черты патогенного типа воспитания низкую сплоченность и разногласия членов семьи по вопросам воспитания, что может приводить к воспитательной конфронтации внутри семьи. Кроме того, замена 7-й и 9-й шкал вызвана отсутствием параллельной формы для детей, так как в этом возрасте детям достаточно трудно отвечать на вопросы, связанные с их отношением к родителям, а без сравнения с детскими данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою диагностическую ценность. 
 

    Опросник  «Взаимодействие родитель—ребенок» (ВРР) Подростковый вариант
    Инструкция: «Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М — для матери, под буквой О — для отца.
    5 — несомненно, да (очень сильное согласие);
    4 — в общем, да;
    3 — и да, и нет;
    2 — скорее нет, чем да;
    1 — нет (абсолютное несогласие)».
    1. Если уж он (а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.
    2. Он (а) всегда наказывает меня за мои плохие поступки.
    3. Я редко говорю ему (ей), куда иду и когда вернусь.
    4. Он (а) считает меня вполне самостоятельным человеком.
    5. Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.
    6. Он (а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.
    7. Он (а) чаше замечает во мне недостатки, чем достоинства.
    8. Он (а) часто поручает мне важные и трудные дела.
    9. Нам трудно достичь взаимного согласия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.