На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие и сущность индекса человеческого потенциала

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


          1. Понятие и сущность индекса человеческого потенциала 

     Индекс  развития человеческого потенциала (HDI) является одним из самых авторитетных рейтингов среди множества мировых рейтингов, он публикуется с 1990 года в независимом докладе о развитии человеческого потенциала (HDR), который составляется  группой ведущих мировых ученых и практиков по заказу Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). Индекс был разработан пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком (Mahbub ul-Haq)
     Индекс  развития человеческого потенциала (ИРЧП) — индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Доклад позволяет оценить в сравнении и долгосрочной перспективе уровень жизни населения 177 стран мира.
     Доклады о развитии человеческого потенциала подготавливаются на региональном, национальном и междунациональном уровне. В  итоговом докладе при определении  места в мировом рейтинге учтены практически все основные показатели уровня  жизни населения стран, представленных в докладе: уровень грамотности и образования, продолжительность жизни, уровень рождаемости, уровень смертности, уровень ВВП на душу населения, индекс потребительских цен, число пользователей мобильной связью и Интернетом, качество питьевой воды, число ВИЧ – инфицированных,развитие здравоохранения, потребление различных видов энергии, площадь лесов, уровень неравенства между мужчинами и женщинами, положение в области прав человека, состояние окружающей среды, уровень преступности, уровень безработицы и т.д. Основной доклад, содержащий  индекс (рейтинг) развития, подготавливается трудом тысяч специалистов в более чем 600 промежуточных докладах. В докладе определяются четыре индекса: HDI - индекс развития человеческого потенциала (суммарные измерения человеческого развития), GDI - гендерные вопросы (неравенство мужчины и женщины),GEM – меры по  реализации прав женщин, ИНН - индекс нищеты населения (уровень нищеты).
     Доклад  разрабатывается группой независимых  международных экспертов, которая, наряду с аналитическими разработками использует в своей работе статистические данные различных международных межправительственных организаций и других международных агентств. В докладе содержится информация об индексе развития человека, который также измеряется каждый год. Индекс развития человеческого потенциала ООН (Human Development Index, HDI) измеряет достижения стран с точки зрения продолжительности жизни, размер ВВП на душу населения и уровня образования. При определении рейтинга учитываются и такие факторы, как положение в области прав человека и возможность участия в общественной жизни.
     При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:
    Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР) — оценивает долголетие.
    Уровень грамотности взрослого населения страны (2/3 индекса) и совокупная доля учащихся (1/3 индекса).
    Уровень жизни, оценённый через ВВП на душу населения при паритете покупательной способности (ППС) в долларах США.
     Разработана и научно обоснована обобщенная система  показателей, характеризующая количественные и качественные характеристики социально-экономической дифференциации социального развития, включающая:
    коэффициент дифференциации индекса развития человеческого потенциала, характеризующий степень различия в социально-экономическом развитии анализируемых стран, регионов внутри страны, социальных групп;
    коэффициент дифференциации индекса здоровья (долголетия), показывающий, насколько состояние здоровья в одной стране, регионе лучше, чем в другом;
    коэффициент дифференциации индекса образования. Такой показатель определяет степень превышения уровня образования населения в одной стране (регионе или другом объекте исследования) над уровнем образования (грамотности) населения другой страны;
    коэффициент дифференциации индекса дохода, определяющий степень экономической дифференциации анализируемых стран или регионов;
    коэффициент дифференциации индекса смертности, как показатель различий в состоянии здоровья сравниваемых стран или регионов;
    коэффициент дифференциации уровня профессионального образования, отражающий различия в степени охвата обучением второй и третьей ступени образования в исследуемых странах или регионах.
     Альтернативным  индексом является Индекс бедности (разработан ООН для оценки качества жизни  населения в какой-либо стране; публикуется ежегодно; рассчитывается по трем основным показателям: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень образованности населения, уровень реальных доходов населения).
     В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: высокий (0,8…1), средний (0,5…0,8) и низкий (0…0,5) уровень.
     Самый важный момент: при расчёте ИРЧП берётся не номинальный ВВП на душу населения, а именно ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности. Всё дело в том, что курс главных мировых валют, прежде всего - доллара, по отношению к большинству национальных валют сильно завышен в сравнении с их реальной покупательной способностью. Мне доводилось читать, что курс доллара относительно китайского юаня, например, завышен чуть ли не в 8 раз! Сильно завышен курс доллара и по отношению к российскому рублю. Это - один из механизмов ограбления Третьего мира и постсоветского пространства кучкой стран «Золотого миллиарда»: используя завышенный курс своих валют, западные капиталисты задёшево скупают в слаборазвитых странах их товары, услуги, природные богатства и рабочую силу, а свои товары и услуги продают дороже. Однако диспаритет валют означает, что реальный «разрыв» в уровне жизни развитых стран (и, прежде всего, - США) и стран слаборазвитых всё же ниже, чем «разрыв», выраженный через номинальный среднедушевой ВВП. Если в некой западной стране ВВП на душу населения составляет 30.000 долларов, а в некой африканской стране - 500, это ещё не означает, что жители первой живут в 60 раз зажиточнее; скорее всего, «разрыв» в реальных доходах меньше - скажем, в 30, 40 или 50 раз. И это обстоятельство необходимо учитывать при определении реального уровня жизни в стране.
     Запаздывание  отчётов
     Отчёты  запаздывают на 2 года. Так, отчёт 2005 года отражает данные 2003 года, отчёт 2006 года (последний доступный на 1 июня 2007) — данные 2004. 

     2. Метод, используемый  для вычисления  ИРЧП 

     Методология расчета ИРЧП постоянно уточняется и совершенствуется. Наибольшие трудности  связаны с необходимостью получения сравнимых показателей при отсутствии необходимой социальной статистики в большинстве развивающихся стран, а по ряду разделов - и в странах с переходной экономикой. Индекс ИРЧП, как сводный показатель, рассчитывается как средневзвешенный нескольких индексов. ИРЧП вычисляется на основе трех показателей: долголетия, достигнутого уровня образования, измеряемого как комбинация индекса грамотности взрослого населения и индекса совокупной доли учащихся в начальных, средних и высших учебных заведениях; уровня жизни, измеряемого на основе реального ВВП на душу населения (в долл. США по паритету покупательной способности - ППС).
     Долголетие  характеризует способность прожить  долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и  одну из основных универсальных потребностей человека. Базовый показатель долголетия -ожидаемая продолжительность жизни, характеризующаяся средней продолжительностью предстоящей жизни при рождении. Этот показатель, исчисляемый отдельно для мужского и женского населения, рассчитывается на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году.
     Ожидаемая продолжительность жизни единым числом выражает интенсивность смертности населения данной страны (региона  и т.п.) в данный календарный год, т.е. характеризует долголетие гипотетического новорожденного, который проживет всю жизнь в условиях данной интенсивности смертности. В условиях совершенствования системы здравоохранения и повышения качества жизни реальному новорожденному, появившемуся на свет в данном году, в среднем удастся прожить дольше, чем гипотетическому.
     Образованность  рассматривается как способность  к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения - доля грамотных в возрасте 15 лет и старше - служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития. Уровень грамотности относится к реальному населению и является показателем состояния образования, в значительной степени зависящим от грамотности в течение предыдущих 10-20 лет. Для индустриальных стран с рыночной экономикой уровень грамотности устанавливается равным 99 %. Учитывая тенденции повышения образовательного уровня и необходимость более адекватного отражения различий между индустриальными странами, образованность стала оцениваться комбинацией двух базовых показателей: уровнем грамотности взрослого населения и совокупной долей учащихся. Последний показатель рассчитывается как отношение общего числа учащихся (зачисленных) на всех ступенях обучения (начальной, средней (средней специальной) высшей, послеуниверситетской) вне зависимости от их возраста к общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет.
     Уровень жизни характеризует доступ к  материальным ресурсам, необходимым для достойного существования, включая «ведение здоровогообраза жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества». Уровень жизни, в отличие от долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет их использование. Иными словами, это средство, расширяющее возможность выбора, но не собственно выбор. Уровень жизни является непрямым индикатором возможностей. Выбор базового показателя, адекватно отражающего данное направление человеческого развития, представляет собой серьезную проблему. Идеальный показатель уровня жизни должен был бы учитывать многочисленные факторы: личный доход; распределение доходов между слоями общества; ранее накопленная собственность; доступ к земельным ресурсам и кредитам; развитость инфраструктуры и механизм доступа к общественным фондам потребления (здравоохранению, образованию, транспорту, коммунальным услугами и др.), индивидуальный стиль жизни; размер и структуру семьи; блага, производимые в домашнем хозяйстве; природно-климатические и экологические условия в месте проживания и т.д. Так как в ИРЧП объединяются натуральные и стоимостные показатели, то каждый показатель индексируется в пределах от 0 до 1. Индексы определяют отклонения показателей региона от минимальных и максимальных значений соответствующих показателей. При расчетах ИРЧП для каждого из указанных трех показателей установлены фиксированные минимальные и максимальные значения.
     Для перевода любого показателя, скажем x, в индекс, значение которого заключено между 0 и 1 (это позволит складывать различные показатели), используется следующая формула: 

     x-индекс =  

     где min(x) и max(x) являются минимальным и максимальным значениями показателя x среди всех исследуемых стран.
     Таким образом, индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП) определенной страны представим средним арифметическим от трёх следующих показателей:
     Индекс  продолжительности жизни =
     Индекс  образования =
     Индекс  грамотности взрослого населения (ALI) =
     Индекс  совокупной доли учащихся (GEI) =
     GDP Index =
     LE — Средняя продолжительность  жизни
     ALR — Уровень грамотности взрослого населения в процентах
     CGER — Совокупная доля учащихся
     GDPpc — ВВП на душу населения  при ППС в долларах США 

     3. Индекс ИРЧП в  России 

     Россия  занимает 67 место в списке с индексом ИРЧП = 0,802 (что является довольно высоким  показателем, но при этом этот индекс в России на 2007 год хуже, чем в Белоруссии и прибалтийских республиках). Индекс стал падать с началом 90-х из-за сокращения ВВП и повышения смертности. В 1992 Россия занимала 52 место,1995 — 114, в 2004 — 57 , в 2005 — 62 с индексом 0,795 , в 2006 — 65 с индексом 0,797 , в 2007 году — 67 место с индексом 0,802 . Однако, следует учитывать, что индекс составляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН 27 ноября 2007 года на самом деле относятся к 2005. От своих соседей по таблице Россия отличается очень низкой продолжительностью жизни и очень высоким уровнем образования. Таким образом, главным фактором, мешающим России поднять свой ИРЧП, является низкая продолжительность жизни.
     Индекс  сильно варьируется по регионам России. По данным Независимого Института Социальной Политики, в 2006 году наивысший среди российских регионов ИРЧП у города Москвы - 0,907 (что сопоставимо с такими странами как Германия, Италия и др.), в то время как наименьший индекс у Республики Тувы - 0,691 (сопоставим с Киргизией, Таджикистаном и др.). При этом важно отметить, что индекс для Москвы и Санкт-Петербурга завышен, в то время как занижен для Московской и Ленинградской областей. Такая ситуация получается из-за того, что отдельная часть Индекса РЧП считается как отношение студентов ВУЗов к общему числу учащихся. Однако значительная (если не подавляющая) часть студентов-жителей соответствующих областей учится в двух федеральных городах, внося тем самым вклад в их индекс (для Москвы вклад в ИРЧП индекса образования - 0,999, для Санкт-Петербурга - 0,985). Большинство же российских регионов относятся к категории со значением индекса 0,750-0,799, что вполне сопоставимо с такими странами, как Казахстан, Украина и др. 

     4. Лидеры индекса  ИРЧП по годам 

     2007 —  Исландия
     2006 —  Норвегия
     2005 —  Норвегия
     2004 —  Норвегия
     2003 —  Норвегия 2002 — Норвегия
     2001 —  Норвегия
     2000 —  Канада
     1999 —  Канада
     1998 —  Канада 1997 — Канада
     1996 —  Канада
     1995 —  Канада
     1994 —  Канада
     1993 —  Япония 1992 — Канада
     1991 —  Япония
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.