На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ 3
     1. Особенности интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе 4
     1.1 Основная характеристика стран АТР 4
     1.2 Уровни интеграционных процессов в  АТР 9
     2. АТЭС: Роль и влияние на развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона 18
     2.1 Характеристика АТЭС, торговля и инвестиции 18
     2.2 Проблемы и перспективы развития АТЭС (СВА) 22
     3. Перспективы внешнеэкономического сотрудничества АСЕАН и АТЭС с Россией (торговля и инвестиции) 33
     3.1 Торговое и инвестиционное сотрудничество РФ со странами АСЕАН. 33
     3.2 Торговое и инвестиционное сотрудничество РФ со странами АТЭС 39
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43 

 


     ВВЕДЕНИЕ 

     Тема  моей курсовой работы «Развитие интеграционных процессов в АТР в 2000-е годы, перспективы включения РФ». При выборе данной курсовой акцент был сделан на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и их сотрудничество с РФ. Это объясняется растущей ролью АТР в развитии мировой экономики, его значимостью в современной внешнеэкономической политике России и географической близостью стран АТР к российскому Дальнему Востоку, развитие которого в значительной мере определяется, и будет определяться углублением международного экономического сотрудничества с соседними странами. За последние десятилетия, в том числе под влиянием глобализации мировой экономики, практика международной экономической интеграции обогатилась новым опытом, изучение которого представляется актуальным, поскольку позволяет уточнить, расширить и углубить традиционные научные представления об этом процессе. В условиях активизации интеграционных процессов в современном мире на всех континентах происходит обновление старых и возникновение новых интеграционных группировок, диверсификация их организационных форм, эволюция в направлении более глубокого разделения труда в формате региональных экономических связей, а так же в условиях глобализации современного мира важное значение имеет развитие межрегиональных отношений государств. Страны, находящиеся в географической близости друг от друга, подвержены экономической и политической интеграции. Интеграционные процессы не обошли стороной государства Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии, являющиеся основной составляющей Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
 


    Особенности интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском  регионе
 
     1.1 Основная характеристика  стран АТР 

     Тихоокеанский политико-экономический регион мира включает в себя около 50-ти государств,  общая численность населения АТР достигает 3,5 миллиарда человек. В последние полтора-два десятилетия Азиатско-Тихоокеанский регион привлекает к себе большое внимание как зона наиболее динамичного экономического роста. Опережая другие регионы мира по темпам роста, в том числе в технологически передовых отраслях, наряду со стремительным усилением международной конкурентоспособности значительного ряда стран, АТР дает основания рассматривать роль международных интеграционных процессов в нем, способствующих экономическому развитию стран региона, росту потребления и производства.
     Еще недавно это наиболее отсталый регион мира. Сегодня же АТР, наряду с США  и Западной Европой, активно формирует  мировой полюс экономической  мощи. Среди ведущих индустриально  развитых стран выделяются Япония, Китай с Гонконгом, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Австралия и Новая  Зеландия.
     Доля  АТР в суммарном мировом валовом  национальном продукте увеличилась  с 4 % в 1950 году до  25 % в 1995 году и по прогнозам к 2025 году этот показатель может составить 40-50 %. Темпы роста экономики в ведущих странах региона превышают аналогичные темпы в США и Европе. Так, за последние 30 лет ВВП Малайзии увеличился в 6 раз, Южной Кореи - 13, Тайваня - 25, Японии в 4,2, Китая в 9,5 раз. По существующим данным АТР к 2000 году превратился в главный центр мировой экономической мощи, превосходящий Североамериканский и Европейский.
     Не  случайно сегодня к этому региону  приковано внимание всего мира. В 1978 году объем торговли США со странами АТР превысил объем торговли с  Европой, а в начале ХХI он уже в два раза превысил уровень американской торговли с Европой.
     Объяснений  этому феномену предпринято немало. Считается, что главной причиной ускоренной модернизации стран АТР  явился оптимальный синтез в развитии элементов традиции и современности. Того, что не хватает сейчас России.
     Другим  важным фактором ускоренного развития региона была более высокая, чем  на Западе роль государства. Здесь найден необходимый баланс между рынком и государственным вмешательством, государственным протекционизмом.
     Характерно: для того, чтобы удвоить национальный доход на душу населения, США и  Великобритании потребовалось 50-60 лет, тогда как Китаю и Южной  Кореи всего 10 лет.
     К началу третьего тысячелетия Азиатско-Тихоокеанский  регион на деле превратился в наиболее динамично развивающуюся часть  мировой экономики. На долю его стран, включающих в себя две наиболее крупные национальные экономики мира - Соединенных Штатов Америки и Японии, а также ряд наиболее динамично растущих экономик из числа развивающихся стран, таких как Китай,  так называемые «новые индустриальные страны» Восточной Азии, а также государства - члены АСЕАН, приходится:
    порядка 60 % мирового ВНП и внешнеторгового оборота,
      треть населения земного шара,
      почти 40 % валовых инвестиций в мировой экономике.
     Развивающиеся страны Восточной Азии, входящие в  АТЭС, представляют собой один из общепризнанных «центров роста» мировой экономики  в целом.
     Экономическую ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском  регионе на сегодняшний день можно  оценить как стабильную. Региональная экономика после известных спадов восстановилась. В большинстве стран  существенно повысились темпы роста  ВВП. Возросли предсказуемость финансовых рынков, уровень сбережений и инвестиционной активности. Повышается квалификация людских ресурсов. Увеличились объемы внешней торговли, прежде всего, за счет производства высококачественной экспортной продукции. Происходит интенсификация внутрирегиональных торгово-экономических связей.
     В процессах формирования нового мирового центра политической, экономической  и военной активности здесь мы обычно отмечаем усиление интеграции и одновременно соперничества за передел сфер влияния между США, Китаем и Японией. Факторами, дестабилизирующими обстановку в АТР называют тайваньскую  и корейскую проблемы, а также  проблему обеспечения энергоносителями и ресурсами быстро развивающегося региона.
     В настоящее время в АТР предпринимаются  достаточно активные усилия для развития сотрудничества в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества - организации, созданной в 1989 году. В ней представлены все страны с весомым и растущим экономическим присутствием в регионе.
     По  мнению ряда экспертов, сегодня не самое  лучшее время для азиатских стран, чтобы открывать свои рынки американским или японским товарам. Однако в самой  Азии нынче происходят крайне важные сдвиги – китайцы, используя естественное стремление сопредельных стран к  миру и социальной стабильности, пытаются подстроить под свою экономику все  финансово-экономические отношения  во всем регионе.
     Экономический подъем в развивающихся странах  АПЕК в конце 90-х годов, после валютно-финансового  кризиса, во многом зависел от роста  внешней торговли, а это, в свою очередь определялось подъемом в  экономиках развитых стран, прежде всего, США. Таким образом, в более сложной ситуации оказываются государства, и территории со значительной долей электронной продукции и других товаров информационного сектора в их экспорте, такие, как Сингапур, Тайвань, Малайзия, Таиланд и Филиппины. Вместе с тем, Китай, несмотря на негативные тенденции в развитии экспорта, оказался способным поддержать высокие темпы роста, благодаря росту внутреннего спроса в экономике.
     Может быть, большинство технических ноу-хау  и будет продолжать создаваться  в западной части планеты, но более  эффективные формы организации  труда, необходимые для их тиражирования, уже рождаются на Востоке. Новый  этап модернизации, по мнению специалистов, будет связан именно с этими новыми формами организации производительных сил.
     По  версии эксперта Института геостратегических  технологий профессора Дергачева, единственная в Азии экономическая сверхдержава Япония не претендует на региональное лидерство. Но широкую популярность в АТР получила идея создания, так  называемого Большого Китая или, другими словами, мирового общего рынка под девизом китаецентризма, который политологи определяют так: «Китайцы всех стран и территорий, объединяйтесь!».
     Высокие темпы роста развивающихся экономик АТР, прежде всего, государств Восточной  Азии, на протяжении длительного периода  времени обеспечивались благодаря  расширению экспорта и масштабов  привлечения иностранных инвестиций. Это, в свою очередь, стало возможным, благодаря проведению эффективной  экономической политики, ориентированной  на поддержание высоких темпов роста  на долгосрочную перспективу. Помимо прочего, такая политика включала в себя проведение приватизации и дерегулирования  в сфере экономики, а также  постепенную либерализацию внешней  торговли и движения капитала.
     Важной  тенденции современного экономического развития стран АТЭС является рост взаимозависимости в том, что  касается международного движения капиталов, прежде всего, в сфере прямых и  портфельных инвестиций. Доля прямых иностранных инвестиций, исходящих  из стран АТЭС в другие страны в  рамках региона АТЭС, в общем объеме прямых иностранных инвестиций по кумулятивному  итогу накопленных инвестиций на начало года, по некоторым оценкам, превышает 51 %. Это один из самых высоких показателей в мире.
     В настоящее время серьезные надежды  возлагаются на успешное претворение  в жизнь так называемой «Богорской декларации» стран АТЭС от 1994 года, предусматривающей, как известно, создание зоны свободной торговли между развитыми  странами АТЭС к 2010 году и между всеми  государствами - членами организации  к 2020 году. По мнению экспертов и политиков, это могло бы поддержать динамику экономического развития в регионе, как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе, а также придать новые стимулы для развития мировой экономики в целом. Глобальной экономики.
     Несмотря  на определенные трудности, страны АСЕАН  намечают формирование зоны свободной  торговли между государствами к 2008 году. Достигнута договоренность о  создании зоны свободной торговли между  Японией и Сингапуром, ведутся  переговоры по аналогичному соглашению между Японией и Республикой  Корея; обсуждается возможность  соответствующих договоренностей  между Китаем и государствами  АСЕАН. 

 


     1.2 Уровни интеграционных  процессов в  АТР 

     Особенность интеграционной ситуации в АТР состоит  в том, что здесь отсутствует  межгосударственная структура типа ЕС. В данном случае присутствует разделение региона на нескольких уровнях - в  первую очередь, это страны азиатского региона и Северная Америка. Интеграционное взаимодействие азиатских стран  происходит на трех уровнях. Во-первых, на уровне форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС, APEC - Asia-Pacific Economic Cooperation). Во-вторых, на уровне субрегиональных интеграционных группировок - например, АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, ASEAN - Association of Southeast Asian Nations), которая была учреждена  в 1967 году с целью содействия социально-экономическому развитию стран-членов, сотрудничеству в промышленности и сельском хозяйстве, проведению научно-исследовательских  работ. В ее состав входят все десять стран субрегиона: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины (со дня основания), впоследствии к ней  присоединились Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа. Ежегодно в рамках АСЕАН проводятся встречи на высшем уровне и на уровне ключевых министров. В настоящее момент усилия Ассоциации сосредоточены на поддержке региональной безопасности и стимулировании экономического сотрудничества в регионе (АСЕАН  подписывает соглашение о создании зоны свободной торговли отдельно с  Японией, Южной Кореей и Китаем). И, наконец, третий уровень интеграции - это уровень двусторонних отношений (например, зона свободной торговли Япония-Сингапур или переговоры о  таможенном союзе Южной Кореи  и Японии).
     Что же касается Северной Америки, то в  данном случае ритм экономической интеграции целиком и полностью задается США. Основное взаимодействие внутри этой части региона происходит посредством  Североамериканской ассоциации свободной  торговли. Соглашение между США, Канадой  и Мексикой вступило в силу с 1 января 1994 года. Если проанализировать суть этого соглашения, а также последствия его принятия, становится, очевидно, что его целью было достигнуть создания единого континентального рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. И можно сказать, что данная цель была достигнута, хотя наибольшую выгоду от этого, так или иначе, получили США. Но если в Северной Америке экономическая ситуация относительно ясная - ведь США является мировым лидером в области экономики, то в азиатском регионе их влияние несколько ослабевает, и поэтому ситуация требует более тщательного рассмотрения.
     Азиатский регион испытывает влияние множества  интеграционных объединений, в частности:
     – Межправительственный форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС);
     – Тихоокеанский Экономический Совет (ТЭС);
     – Совет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (СТЭС);
     – Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (ПАФТАД);
     – Российский Национальный Комитет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (РНКТЭС);
     – Ассоциация Региональных Администраций  Стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА);
     – Ассоциация стран Юго-Восточной  Азии (АСЕАН);
     – Саммит Восточноазиатского сообщества (ВАС);
     – Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС);
     – Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС);
     – Азиатский Банк Развития (АзБР);
     Итак, каждая из этих организаций имеет  определенное влияние в Азиатско-Тихоокеанском  регионе.
     Азиатский Банк Развития (Asian Development Bank) - региональный межгосударственный банк по долгосрочному  кредитованию проектов развития в странах  Азии и Тихоокеанского бассейна. Основан  в 1965 году. Штаб-квартира в Маниле (Филиппины). В АзБР входит 64 государства. Крупнейшие акционеры АзБР - Япония, США, Китай, Индия, Австралия, Индонезия, Канада (доля в пакете акций более 5%). Основные заемщики - Индия, КНР, Пакистан, Индонезия, Бангладеш. Основные сферы финансирования: транспорт и коммуникации, энергетические проекты, сельское хозяйство и природные ресурсы, финансы, социальная инфраструктура. Ежегодные объемы выдаваемых АзБР займов составляют около 6 млрд долл. США, объемы оказываемой технической помощи - около 180 млн долл. США.
     Стратегической  целью функционирования АзБР является сокращение бедности в развивающихся  странах. АзБР также продолжает выполнение программ по продвижению экономического роста, развитию человеческих ресурсов, изменению социального статуса  женщин и защите окружающей среды, но сегодня эти цели служат реализации программы по сокращению бедности. Прочие цели, такие как реформирование законодательства и политики, региональное сотрудничество, развитие частного сектора  и социальной сферы также в  большой степени содействуют  достижению основной стратегической цели. В задачу банка входит стимулирование экономического роста и участие в ускорении экономического развития развивающихся государств - членов АзБР, как коллективно, так и индивидуально. Соглашение о создании АзБР вступило в силу 22 августа 1966 г., когда оно было ратифицировано 15 правительствами. Банк начал свои операции 19 декабря 1966 г.
     В 1973 г. Банк создал Азиатский Фонд Развития (Asian Development Fund) для консолидации источников специальных средств на организованной и постоянной основе. Однако продолжает существовать отдельный фонд для  финансирования операций по технической  помощи.
     Азиатский Фонд Развития (АФР) обеспечивает поддержку  устойчивого социального и экономического развития бедных стран, расположенных  в Азии и на островах Тихоокеанского бассейна. АФР предоставляет «льготные  ссуды» развивающимся странам-участницам с низким ВНП на душу населения и низкой вероятностью возврата долга.
     Сегодня АзБР концентрируется не на реализации проекта или развитии отдельного сектора экономики, а на развитии страны в целом. Новые региональные отделения АзБР способствуют интеграционному  развитию через выполнение программ, составленных согласно потребностям участвующей  страны. Каждое отделение ведет определенную группу граничащих друг с другом стран, что позволяет АзБР более точно  концентрироваться на отдельных  странах и оказывать поддержку  субрегиональному сотрудничеству во всех случаях, когда это возможно. Выбор  географических регионов для включения  в создаваемые региональные отделения  был основан на выполнении следующих  требований: географическая близость; сходность культур, экономических  систем и социального строя; стадия развития; пригодность к внедрению  программы; границы субрегионального сотрудничества и связи с существующими  субрегиональными группами; и минимальное  изменение существующих условий  для реализации программ АзБР.
     Региональные  проекты:
     – Субрегион Большой Меконг (СБМ);
     – Южно-Азиатское Субрегиональное  Экономическое Сотрудничество (ЮАСЭС);
     – Треугольник роста «Индонезия - Малайзия - Таиланд» (ТР - ИМТ);
     – Область Роста Восточной части  АСЕАН «Бруней - Индонезия - Малайзия - Филиппины» (ОРВА - БИМФ);
     – Центрально-Азиатское Региональное Экономическое Сотрудничество (ЦАРЭК).
     Следующее интеграционное объединение - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), возникла на базе «Шанхайской пятерки» (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Таджикистан), образованной в соответствии с Соглашением  об укреплении доверия в военной  области в районе границы (1996 год) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997 год). В 2000 году к «Шанхайской пятерке» присоединился Узбекистан. Население стран-членов ШОС составляет 1,5 млрд человек, а территория занимает 3/5 Евразийского континента. Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств-членов ШОС. Шанхайская организация сотрудничества имеет два постоянно действующих органа - Секретариат в Пекине, Региональная антитеррористическая структура в Ташкенте. Исполнительный секретарь, и Директор исполнительного комитета назначаются Советом Глав государств сроком на три года.
     В Организации ведется активная работа по налаживанию практического взаимодействия по различным направлениям. В апреле 2003 года в Алма-Ате прошло совещание  министров иностранных дел государств-учредителей  Шанхайской организации сотрудничества. Оно предшествовало встрече глав государств-членов ШОС, которая состоялась 28-29 мая 2003 г. в Москве. Министры подготовили  целый пакет документов, определяющих порядок работы уставных органов  ШОС, формирование и исполнение бюджета  организации: положений о Советах  глав государств, глав правительства, министров иностранных дел, национальных координаторов, о совещаниях руководителей  министерств и ведомств, о Секретариате ШОС и других механизмов, предусмотренных  Хартией организации. На совещании  министры подтвердили, что удалось  продвинуться на пути дальнейшего создания каркаса организации, и ШОС должна стать полноценной международной  организацией с хорошо отлаженной структурой, способной адекватно и в самые  кратчайшие сроки находить верные ответы на новые вызовы и угрозы региону.
     ШОС - не военный блок и не замкнутый  альянс, а открытая организация, ориентированная  на широкое международное сотрудничество, включая возможность расширения её состава. Основные задачи ШОС - это поддержание мира и стабильности в регионе, развитие торгово-экономического сотрудничества. Уже сейчас значительный интерес к деятельности Шанхайской организации сотрудничества проявляют Индия, Иран, Пакистан, Шри-Ланка, Монголия, США, Япония, АСЕАН, ЕС и другие государства и организации. Одним из главных достижений «шанхайского процесса» за эти годы стало ослабление напряженности вдоль границы с Китаем, включая создание с обеих её сторон зон глубиной в 100 км, где осуществляются взаимные военные инспекции. Таким образом, обеспечиваются меры доверия, которые позволяют снимать любые сомнения и недоразумения.
     Создание  Шанхайской организации сотрудничества убедительно свидетельствует, что  в центре континента Евразии появляется новое динамичное объединение, охватывающее около пятой части населения  планеты и включающее в себя такие  глобальные величины, как Россия и  Китай, которые вошли в новый  век стратегическими партнёрами. Можно сказать, что, с одной стороны, провозглашение ШОС - это своеобразный «промежуточный финиш», но вместе с  тем - и старт на новой большой  и ответственной дистанции. Саммит Восточноазиатского сообщества (ВАС) - паназиатский форум, который проводится ежегодно лидерами 16 стран Восточной  Азии, лидирующие позиции в котором  занимает АСЕАН. Учредительный саммит ВАС состоялся 14 декабря 2005 г. в г. Куала-Лумпур (Малайзия). Саммиты ВАС  планируются к проведению после  завершения саммитов АСЕАН.
     Учредителями  ВАС стали 16 стран - 10 членов АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Австралия  и Новая Зеландия. Соединенные  Штаты Америки отказались присоединиться к Саммиту, поскольку не стали  подписывать договор о дружбе и сотрудничестве, по которому страны-участницы  Саммита обязуются не применять  силы в регионе. Россия и Австралия  поставили свои подписи под этим договором.
     Деятельность  Саммита нацелена на решение следующих  проблем:
     – стимулирование стратегического диалога  и продвижение сотрудничества в  решении вопросов политики и безопасности, для того, чтобы увериться в  том, что страны-члены могут жить в мире друг с другом и остальным  миром на принципах справедливости, демократии и гармонии;
     – продвижение развития, финансовой стабильности, энергетической безопасности, экономической  интеграции и роста, искоренения  бедности и сокращение разрыва в  развитии между странами Восточной  Азии, посредством передачи технологий и развития инфраструктуры, создания новых мощностей, качественного  управления и гуманитарной помощи, развития финансовых связей, расширения и либерализации торговли и инвестиций и т.д.;
     – продвижение более глубокого  межкультурного понимания, увеличение количества непосредственных контактов  и усиление сотрудничества в области  повышения уровня жизни и благополучия жителей региона с целью стимулирования обоюдного доверия и солидарности; а также продвижение решения  иных вопросов, таких как защита окружающей среды, предотвращение инфекционных заболеваний и сокращение последствий  природных катастроф.
     Что касается торговых интересов стран  АТР, то сегодня «лакомым куском»  для всех стран региона, за редким исключением, остается рынок США. На него нацелены экспортные производственные мощности всех государств. Однако в  последнее время значительная и  растущая часть торговли стран АТР  замыкается на Азию, где крупнейшим потребителем готовой и сырьевой продукции традиционно является Япония.
     Но  ее в последние годы в качестве «главы» азиатского рынка стал теснить  Китай. Сегодня в его сторону  устремлены взоры не только стран  АТР, но и всех производителей мира.
     Сегодня идеи интеграции в Восточной Азии активно проталкиваются «пристяжными»  из Юго-Восточной Азии, всерьез обеспокоенными китайской конкуренцией. В интеграции они видят один из способов собственного выживания. В свою очередь, «коренная» Япония относится к интеграции довольно осторожно, хотя эта идея была впервые  озвучена в 1959 г. именно в японском парламенте. В Токио еще не сложился консенсус  по данному вопросу, и в условиях нынешнего состояния японской экономики  Страна восходящего солнца не считает  возможным взвалить на себя бремя  основной тягловой силы интеграции, хотя готова рассматривать эти вопросы с учетом собственных интересов. Сегодня ее интересы, по сравнению с 60-ми годами, несколько изменились. На первом месте стоит не столько вопрос о гарантиях поступления в страну сырья и энергоресурсов, сколько вопрос о рынках и выгодных сферах размещения капитала.
     С учетом опыта европейской интеграции, происходящие в АТР процессы позволяют, предположить, что на каком-то этапе развития может возникнуть общая для региона валюта. Сегодня это предположение выглядит малообоснованным по следующим причинам. Во-первых, доллар сохраняет свои позиции в качестве основной региональной валюты. Причин этому много. США, особенно их западное побережье, являются неотъемлемым участником процессов в АТР. Страны региона получают значительные выгоды от торговли с Соединенными Штатами. Американские предприятия расположены во многих странах региона, включая Китай. Долларами оплачивается военное и политическое присутствие Вашингтона в АТР. Доллар также удобен потому, что он применим в расчетах с любой частью света. Это снижает издержки при проведении трансакций.
     Во-вторых, в Восточной Азии активно ведет  себя европейский капитал. В частности, он вводит в Китай многие производства. Тем самым создается основа для  применения европейской валюты в  Азии. Но сегодня она используется лишь в ограниченной части расчетов, которая обслуживает связи региона  с Европой.
     В-третьих, в регионе сильны позиции иены. Но она слишком тесно связана  с долларом, а сфера ее применения в регионе главным образом  задана обслуживанием интересов  японского государства и капитала, которые хотя и имеют в Азии и на Тихом океане сильные позиции, но не являются единственным источником средств развития.
     Также следует отметить политику стран-членов АТР, связанную с изменением валютных курсов. Наиболее интересные изменения в структуре международных отношений и процессах интеграции произошли в период мирового финансового кризиса. [11] 

 


    АТЭС: Роль и влияние на развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона
 
     2.1 Характеристика  АТЭС, торговля и инвестиции 

     Идея создания Тихоокеанского Экономического сообщества в интересах взаимовыгодного сотрудничества стран АТР витала в воздухе с начала 60-х годов. Появлению межправительственного форума «Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество» (АТЭС) во многом способствовали усилия крупного бизнеса и деятельность учрежденного в 1980 г. Совета по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС). В рамках этой международной неправительственной организации (МНПО) к диалогу по вопросам экономического сотрудничества в АТР были подключены национальные комитеты стран-участниц, формировавшиеся из представителей правительственных, деловых и научных кругов. Наработанные СТЭС институционные механизмы и опыт многостороннего сотрудничества были широко использованы при создании АТЭС.
     Странами-основателями АТЭС выступили Австралия, Бруней, Индонезия, Канада, Республика Корея, Малайзия, Новая  Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины  и Япония
     Первая  встреча министров иностранных  дел, экономики и торговли этих государств состоялась в ноябре 1989 г. в Канберре (Австралия). Впоследствии к организации  присоединились 9 стран: КНР, Гонконг, Тайвань, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия и Вьетнам. Быстрое становление  АТЭС свидетельствовало о том, что  его деятельность соответствует  процессам глобализации, тенденциям регионализма и отвечает потребностям развития государств-участниц. Всего  за четыре года эта межправительственная организация прошла путь от конференции  на уровне министров до ежегодных  саммитов с участием лидеров ведущих  государств АТР. Первый такой саммит, прошедший в 1993 году в Сиэтле, был инициирован президентом США Б. Клинтоном. Россия стала членом АТЭС в 1998 году.
     В настоящее время на 21 участника  Форума АТЭС приходится 55% мирового ВВП (18 триллионов долларов), 54% объема мировой  торговли (5,2 триллионов долларов) и  более 40% населения земного шара (более 2,5 миллиарда человек). Несмотря на консультативный статус, эта межправительственная организация разрабатывает правила  и нормы торговли, инвестиционной и финансовой деятельности в регионе, отражая общемировую тенденцию  интернационализации хозяйственной  деятельности государств.
     В своей работе АТЭС руководствуется  двумя основными принципами: «открытого регионализма» и «согласованных односторонних мер». Суть первого принципа заключается в том, что развитие сотрудничества и снятие ограничений на движение товаров, денежных и людских потоков внутри АТР сочетается с соблюдением принципов ВТО и отказом от протекционизма в отношении государств, не являющихся членами этой организации. Последние на основе взаимности получают возможность пользоваться всеми преимуществами такого сотрудничества. Второй принцип позволяет участникам выбирать приемлемые для них темпы торговой и финансовой либерализации. В результате скорость движения межправительственной организации по пути интернационализации определяется возможностями и потребностями наиболее отсталых, с этой точки зрения, стран-участниц, и для достижения поставленных целей не требуется высокий уровень институционализации. Поэтому Секретариат АТЭС не велик и не имеет полномочий, которые позволяли бы ему добиваться выполнения членами организации решений, принимаемых на основе консенсуса.
     Порядок принятия решений в АТЭС был утвержден  с учетом опыта Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - одной  из наиболее успешных межправительственных организаций с более чем сорокалетней историей. Так называемый азиатский  подход, или «путь АСЕАН», с одной  стороны, обеспечил «жизнеспособность» азиатских межправительственных организаций, а с другой стороны - послужил причиной их низкой эффективности. В силу этого, не все участники АТЭС удовлетворены нормами деятельности организации, и время от времени выступают за их пересмотр.
     Поведенческие нормы «пути АСЕАН» проистекают из двух индонезийских принципов: диалога - «мушаварах» и консенсуса - «муфвкат». А. Ачарья характеризует «путь АСЕАН» как «процесс региональных взаимодействий и сотрудничества, базирующийся на постепенности, неформальности, консенсуса, личных политических связей, неконфронтационной манере ведения переговоров, большей значимости процесса по сравнению с результатом». Такой формат общения, практически исключающий для местных элит возможность «потери лица» в процессе диалога, сильно контрастирует с западной моделью, для которой характерны жесткое соперничество и четкая юридическая основа. Основополагающим для «пути АСЕАН» является принцип невмешательства во внутренние дела членов организации, основанный на безусловном признании незыблемости государственного суверенитета.
     По  своей структуре АТЭС - это объединение форумов, работающих по определенным правилам. Решения высшего органа не носят строго обязательного характера. Высший орган состоит из двух «палат»: встречи министров (иностранных дел и торговли) и неформального саммита лидеров (глав государств и правительств). Председателем Форума в течение года является страна, на территории которой проводится саммит. Она берет на себя расходы по организации саммита и определяет тематику работы АТЭС на срок своего председательства (один год). По результатам саммита принимаются декларации, в которых подводятся итоги работы организации за прошедший год и формулируются позиции участников относительно событий региональной или мировой экономики и стратегия Форума.
     Встреча старших должностных лиц - орган, призванный координировать работу по реализации решений, принятых лидерами и министрами; он же является связующим  звеном между высшим органом и  форумами, имеющими статус структурных подразделений АТЭС. Важный элемент структуры - Деловой консультативный совет, представляющий собой автономный бизнес-форум, в который входят по три представителя от каждого государства.
     Органы  АТЭС называются форумами. К ним  относятся 3 комитета (по торговле и  инвестициям, экономический, по бюджету  и управлению) и 11 рабочих групп (по энергетике, рыболовству, развитию малых  и средних предприятий, транспорту, туризму, развитию людских ресурсов, промышленной науке и технологиям, сохранению морских ресурсов, телекоммуникациям  и информации, развитию торговли, техническому сотрудничеству в области сельского  хозяйства).
     Секретариат АТЭС располагается в Сингапуре  и состоит из исполнительного  директора, функции которого выполняет  представитель председательствующей в текущем году страны, заместителя  исполнительного директора (представитель  страны, которая будет председательствовать в АТЭС в следующем году), штата  профессиональных сотрудников (чиновники  от каждого участника Форума) и  местного техперсонала. 

 


     2.2 Проблемы и перспективы  развития АТЭС (СВА) 

     Пик деятельности АТЭС пришелся на 1994 - 1995 годы, когда были поставлены задачи и объявлен план действий по формированию в регионе свободной торговли и инвестиций. В соответствии с  Богорской декларацией (1994 г.) создание зоны свободной торговли было намечено для промышленно развитых стран  на 2010 год, для развивающихся - на 2020 год. В 1995 году была принята Осакская программа действий, которая закрепила принципы деятельности межправительственной организации и определила три базовых направления экономического сотрудничества в АТР: торговая и инвестиционная либерализация, содействие торговле и инвестициям, экономическое и техническое сотрудничество.
     Тем не менее, перспективы формирования полномасштабной интеграционной группировки  на базе АТЭС представляются неопределенными - во многом из-за несовпадения приоритетов  англо-саксонских и развивающихся  азиатских государств. Так, США заинтересованы в быстрой и полной либерализации  торговых и финансовых потоков и  в открытии рынков восточноазиатских  стран, на долю которых приходится большая  часть дефицита их внешнеторгового  баланса. Вот почему Вашингтон настаивает на повышении уровня институционализации  АТЭС и введении принципа обязательности принимаемых решений. В этом американцев  поддерживают Канада, Австралия, Новая  Зеландия и ряд других государств. В свою очередь, страны АСЕАН, Япония и Южная Корея* отстаивают добровольный характер этого процесса. Приоритетами для АТЭС развивающиеся страны Восточной  Азии считают не либерализацию торговли и капитала, а содействие торговле и экономическое и научно-техническое  сотрудничество.
     Что касается Пекина, то он активно участвует  в деятельности как СТЭС, так и  АТЭС. КНР выступила организатором проведения ежегодного совещания СТЭС в Пекине (1990 г.) и саммита АТЭС в Шанхае (2001 г.), в которых принимали участие качестве членов этой организации представители Тайваня и Гонконга. В целом, Китай вносит существенный вклад в работу АТЭС, в первую очередь по таким направлениям, как развитие экономического и технического сотрудничества, малого и среднего бизнеса и пр.
     На  саммите в Куала-Лумпуре (Малайзия) в 1998 году, в разгар азиатского финансового  кризиса, прозвучали предложения придать  экономической и финансовой интеграции в рамках АТЭС более обязывающий  характер. Но по мере преодоления кризиса  они не получили дальнейшего развития, в частности, из-за позиции Японии, которая воспрепятствовала включению  продукции рыбной и лесной отраслей в список, подпадающий под действие программы «Ранней добровольной секторной либерализации» (РДСЛ). Вашингтон, не найдя понимания у Токио  по этой проблеме, вскоре переключил основное внимание на согласование условий вступления Китая в ВТО как важнейшее  направление либерализации торговли в АТР. Япония и Южная Корея не заинтересованы в быстром продвижении АТЭС в этом направлении, поскольку это может заставить их открыть для внешней конкуренции политически чувствительные сектора промышленности и сельского хозяйства широком плане провал инициативы РДСЛ показал, что предложенная промышленно развитыми странами концепция ускоренного создания общерегиональной зоны свободной торговли не нашла поддержки у менее развитых стран-членов Форума
     В условиях азиатского финансового кризиса  опора на принцип «открытого регионализма»  также не помогла пострадавшим странам. АТЭС на смог, с одной стороны, смягчить последствия негативного воздействия  внерегиональных сил, а с другой стороны - выработать механизмы, которые  заставили бы азиатские государства, имеющие существенные валютные резервы, оперативно помочь соседям по региону. Как следствие, широкую поддержку  получили идеи создания исключительно  азиатских институциональных механизмов (единой азиатской валюты, Азиатского валютного фонда и т.п.), способных  изменить глобальную финансовую архитектуру  и противостоять внеазиатским факторам. Активизировались поиски новых идей и концепций развития региональной и субрегиональной интеграции. В 1997 году появилась новая межправительственная организация, получившая название «АСЕАН+3» (страны АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея).
     В целом, очевидный с конца 1990-х  годов спад деятельности АТЭС постепенно ведет к деконструкции «Азиатско-Тихоокеанского»  региона, между странами которого отсутствуют  исторические и культурные связи, не развиваются процессы неформальной регионализации. Американская или, например, австралийская идентичность сильно отличается от восточноазиатской, поэтому  говорить о наличии общего регионального  сознания не приходится.
     В то же время, именно разнообразие участников и широкий подход к членству обеспечили АТЭС уникальную роль в АТР: ежегодные  саммиты собирают вместе лидеров  ведущих мировых и региональных держав - США, Японии, Китая, России, а  также стран Юго-Восточной Азии, Тайваня и др. Саммиты дают им отличную возможность проводить так называемые встречи «на обочине» для обсуждения вопросов двусторонних и региональных отношений. Как следствие, повестка дня саммитов АТЭС существенно расширилась за счет включения в нее, помимо экономических проблем, вопросов сотрудничества в области безопасности. Так, на саммите в Окленде (Новая Зеландия) в 1999 г. было оперативно согласовано решение об отправке войск ООН в Восточный Тимор, на саммите в Шанхае (Китай) в 2001 г. была принята резолюция, осуждающая терроризм, на ряде саммитов обсуждались проблемы безопасности Корейского полуострова.
     В конце 1990-х годов серьезные проблемы в продвижении торговой либерализации  в формате ВТО и на макрорегиональном  уровне (АТЭС) привели к быстрому росту двусторонних торговых соглашений в АТР. Первоначально лидером  в этой области был Сингапур - отсутствие развитого сельскохозяйственного  сектора делало его удобным партнером  на переговорах. США также постепенно подключились к этому процессу, рассматривая заключение двусторонних транстихоокеанских торговых соглашений в более широком контексте поддержания своего влияния в АТР. Китай, заключив соглашение о свободной торговле со странами АСЕАН, в свою очередь, существенно консолидировал свои позиции в Юго-Восточной Азии.
     После завершения финансового кризиса 1997-1998 годов для стран Восточной  Азии политико-экономический фокус  сместился с торговых на финансовые потоки, что и стало приоритетом  в деятельности организации «АСЕАН+3». Однако этот серьезный фактор не нашел  реального отражения в деятельности АТЭС, а США предпочли другие механизмы  для устранения финансового кризиса  и реализации своих внешнеполитических целей в регионе.
     Признавая значимость отмеченных негативных тенденций, следует выделить два момента, которые, напротив, говорят об институциональной  жизнеспособности АТЭС. Во-первых, сохраняется  тенденция к заключению восточноазиатскими странами двусторонних соглашений не только со своими соседями, но и с  государствами из других регионов АТР (например, Северной и Южной Америки), а значит, АТЭС по-прежнему приносит пользу своим членам. Во-вторых, в  новых интеграционных структурах Восточной  Азии для США пока не находится  места, поэтому роль АТЭС как инструмента  поддержания диалога Вашингтона со странами АТР в перспективе  может возрасти.
     Вместе  с тем, представители многих, в  первую очередь, развивающихся стран  высказывают мнение, что по своей  природе АТЭС не предназначен для  выхода за пределы диалога по актуальным проблемам торговли, инвестиций, экономического и технического сотрудничества. Они  считают полезным сохранение АТЭС в  качестве межправительственной организации, призванной гармонизировать внешнеэкономическую  деятельность стран региона. Начиная  с Шанхайского саммита 2001 г., все  большую поддержку получает мнение о приоритетности для АТЭС программы  экономического и технического сотрудничества (ЭКОТЕК)<
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.