На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Совершенствование управления товарными запасами ООО УПК «Пышка»

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

     стр.
 

ВВЕДЕНИЕ

 
     Товарно-материальные запасы составляют значительную часть активов фирмы. Кроме того, доход от инвестирования в товарно-материальные ценности должен быть выше, чем доход от инвестирования в более ликвидные активы (денежные средства, ценные бумаги).
     До  недавнего времени считалось, что  чем больше у предприятия запасов, тем лучше. Это справедливо, когда у предприятия существуют проблемы с материально – техническим снабжением, в условиях, когда необходимо создавать значительные страховые запасы. Однако, в современных условиях, когда проблема дефицита гораздо меньше стоит, предприятия могут осуществлять самые разнообразные инвестиции. Поэтому, прежде чем инвестировать денежные средства в товарно – материальные запасы, необходимо понимать, что тем самым предприятие отказывается от альтернативных вариантов инвестиций.
     Контроль  за эффективным использованием средств  в товарно- материальных запасах является необходимым условием успешной работы фирмы. Для быстрорастущих компаний это особенно важно, так как вложения в активы такого вида могут быстро выйти из под контроля.
     На  уровне фирм запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому являют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом. Однако, многие фирмы не уделяя этому должного внимания и постоянно недооценивают свои будущие потребности в наличных запасах. В результате этого фирмы обычно сталкиваются с тем, что им приходится вкладывать в запасы больший капитал, чем предполагалось.
     Изменения объемов товарно-материальных запасов в значительной степени зависят от превалирующего на данный момент отношения к ним предпринимателей, которое, безусловно, определяется конъюнктурой рынка. Когда большое число предпринимателей настроено оптимистично относительно возможностей экономического роста, они расширяют свои операции, увеличивают объемы инвестиций в создание запасов. Тем не менее колебания уровней последних не вызываются одним лишь инвестированием. Важными факторами выступают здесь качество принимаемых решений, а также то, какая конкретно технология управления запасами используется.
     Оптимизация использования товарно-материальных ресурсов - одна из важнейших задач  совершенствования системы управления предприятием. Опыт многих фирм показывает, что даже небольшое снижение уровня сверхнормативных запасов и ускорение оборачиваемости товарно-материальных ценностей позволяют добиться существенного увеличения рентабельности. Для решения этих задач требуется оперативная, полная и достоверная информация о текущем состоянии складских запасов, оборачиваемости товаров, перспективных потребностях в различных видах товарно-материальных ценностей, позволяющая принимать экономически обоснованные решения о частоте и объемах поставок, а также по увязке планов сбыта с планами закупок.
     В современных условиях возрастает роль материальных ресурсов, которые служат одним из показателей уровня развития средств производства, поскольку значительная часть материальных ресурсов представляет собой полуфабрикаты, изготовленные из искусственных, синтетических и натуральных материалов. Эффективное использование средств производства предполагает к наиболее полному удовлетворению материальных и духовных потребностей потребителей.
     Важным  показателем эффективности использования  материальных ресурсов является величина запасов в расчете на единицу выпуска продукции. Интенсификация общественного производства предполагает, что при абсолютном росте величины материальных затрат величина их на единицу продукции должна снижаться за счет сокращения материалоемкости производства, ускорение и транспортировки продукции, улучшения структуры запасов, ликвидации ненужных предприятию запасов.
     Многообразие  форм собственности в период рыночной экономики, расширение прав предприятий  в управлении экономикой, отраслевые особенности производства требуют альтернативных, а подчас и многовариантных подходов при решении конкретных вопросов методики и техники ведения учета производственных запасов.
     Цель  дипломной работы заключается в  анализе системы управления запасами на предприятии, а также разработки основных предложений, направленных на ее совершенствование.
     Исходя  из поставленной цели, в работе сформулированы и решены следующие задачи:
     - выявление и рассмотрение теоретических  основ управления запасами продукции;
     - применение основ управления запасами продукции на практике в ООО УПК «Пышка»;
     - анализ управления запасами продукции  в ООО УПК «Пышка»;
     - выявление путей совершенствования  системы управления материальными запасами.
     Предметом исследования являются влияние состава и структуры товарных запасов на экономические показатели предприятия и их оптимизация.
     Объектом  исследования представленной работы выступили материальные запасы на предприятии, процессы их перемещения и хранения.
     Теоретические и методологические основы работы составили научные труды отечественных и зарубежных экономистов по проблемам управления запасами.
     Структура работы: введение, основная часть –  три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
     Для написания работы использовалась специальная литература по экономике, менеджменту, маркетингу, организации предприятия: учебники, учебные пособия, справочная информация.
 

1. Теоретические основы управления запасами на предприятии

1.1. Сущность товарных запасов

 
     Прежде  чем готовая продукция попадет конечному потребителю, она проходит производственный цикл, начиная от сырья (полуфабриката) и заканчивая готовой продукцией. Учитывая, что ситуация на рынке носит непредсказуемый характер это отражается на производственном процессе. Назвать точную цифру, сколько будет продано готовой продукции в следующем месяце, не берется ни один специалист. Нельзя чтобы производство остановилось из-за отсутствия запасов сырья, по причине увеличения резкого спроса или перебоев в снабжении, то на производстве создаются запасы. Если производственный процесс функционировал бы как единый конвейер, то потребности в запасах сводились бы к нулю. В реальной жизни этого не происходит.
     От  объема и уровня товарного запаса в существенной степени зависит  эффективность коммерческой деятельности фирмы. Они остро реагируют на всякие изменения рыночной конъюнктуры, прежде всего на отношение спроса и предложения. Сам факт их наличия не приносит их собственникам ничего, кроме расходов и убытков. Тем не менее, без них не может работать и функционировать ни одно торговое предприятие. Это товарные запасы.[47]
     Товарные  запасы представляют собой предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения. Это товар, ожидающий часа своей продажи. Как только товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и уже не является товарным запасом.
     Товарный  запас – это количество товаров определенного вида, сорта, находящихся на данный момент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, в хранилищах, на витринах магазина.
     Создание запасов всегда сопряжено с дополнительными финансовыми расходами.
     Затраты, связанные с созданием и содержанием  запасов можно разбить на несколько групп:
     - отвлечение части финансовых  средств на поддержание запасов; 
     - расходы на содержание специально  оборудованных помещений (складов);
     - оплата труда специального персонала; 
     - дополнительные налоги;
     - постоянный риск порчи,  хищения,  нереализации просроченного товара.
     В свою очередь отсутствие необходимого объема запасов приводит также к  расходам, которые можно определить в следующей форме потерь:
     - потери от простоя производства,
     - потеря от упущенной прибыли  из-за отсутствия товара на  складе в момент возникновения повышенного спроса,
     - потери от закупки мелких партий  товаров по более высоким ценам;
     - потеря потенциальных покупателей  и др.
     Кроме финансовых расходов, связанных с  формированием запасов, предприниматель  должен руководствоваться конъюнктурой рынка, где действуют побудительные мотивы.
     Перечислим  основные мотивы, которыми руководствуется  предприниматель, создавая материальные запасы:
     - возможность колебания спроса;
     - сезонные колебания спроса на  некоторые виды товаров; 
     - скидки за покупку крупной партии товаров;
     - спекуляции на росте цен; 
     - снижение издержек, связанных с  размещением и доставкой заказа;
     - снижение издержек, связанных с  производством единицы изделия; 
     - возможность равномерного осуществления  операций по производству и распределению;
     - возможность немедленного обслуживания  покупателей; 
     - сведение к минимуму простоев  производства из-за отсутствия  запасных частей;
     - упрощение процесса управления  производством. 
     По  перечисленным выше причинам предприниматели, как в торговле, так и в промышленности, отдают предпочтение созданию запасов, так как в противном случае увеличиваются издержки обращения, т.е. уменьшается прибыль. [36]
     По  тем же самым причинам вместо запасов  можно создавать логистические технологии быстрого ответа, позволяющие достигать те же производственные или торговые результаты. Например, если срок оформления или доставки заказа для торговой точки сократить с трех дней до трех часов, то на случай непредвиденно большого покупательского спроса потребуется гораздо меньший страховой запас.
     По  назначению запасы делятся на два  основных вида: производственные и товарные, которые в свою очередь делятся на три подвида: текущие, страховые, сезонные.
     
     
     
     
       
 

     Рис.1.1.1. Общая классификация запасов (стандартная) [28] 

     Рассмотрим  каждый из этих видов запасов.
     Производственные запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей, предназначены для производственного потребления. Цель создания производственных запасов - обеспечить ритмичное функционирование производственного процесса.
     Товарные  запасы, представляют собой уже готовую продукцию, предназначенную для конечного потребителя, а также запасы, находящиеся на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.
     Товарные  запасы, в свою очередь, подразделяются на запасы товарные средства производства и товарные предметы потребления.
     Как уже отмечалось, производственные и  товарные запасы делятся на:
     Текущие запасы - главная часть всех запасов. Обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками.
     Страховые запасы - обеспечивают материалами или товарами производственный или торговый процесс в случае непредвиденных обстоятельств.
     Страховой запас, является своеобразным амортизатором, который позволяет предпринимателю чувствовать себя комфортно. Однако за пользование комфортом положено платить.
     При нормальном ходе производственного  или торгового процесса объем страхового запаса, в отличие от текущего, не меняется.
     Сезонные  запасы - появляются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки.
     По  отношению к производству или  торговле материальные запасы разделяют на следующие виды:
     - переходящие;
     - подготовительные;
     - неликвидные; 
     - запасы в пути и др.
     К переходящим запасам относятся  остатки материальных средств на конец отчетного периода. Данный вид запасов обеспечивает непрерывность  производственного или торгового процесса от начала периода, следующего за отчетным, до момента поставки очередной партии товара.
     Подготовительные  запасы - это часть текущих запасов, которые требуют дополнительной подготовки перед использованием их в производственном или торговом процессе.
     Неликвидные запасы - это неиспользуемые длительное время производственные или товарные запасы.
     Запасы  в пути - запасы находящиеся на момент учета в процессе транспортировки. [18]
     В любой момент времени в системе  материально-технического снабжения обычно имеются определенные запасы, движущиеся из одной части этой системы в другую. При больших временных интервалах между моментом выхода товара со склада и моментом его получения заказчиком будет накапливаться большое количество переходных запасов. Например, при среднем уровне спроса на данный товар, равном 200 изделий в неделю, и сроке его поставки заказчику, равном двум неделям, общий объем переходных запасов этого товара составит в среднем 400 изделий.
     Для определения (оценки) среднего количества технологических или переходных товарно-материальных запасов в данной системе материально-технического обеспечения в целом используется следующая формула:
     J= ST,    (1.1.1)
     где J - общий объем технологических  или переходных (находящихся в  процессе транспортировки) товарно-материальных запасов, ; S - средняя норма продаж этих запасов на тот или иной период времени, руб./ч.; Т - среднее время транспортировки, ч..
     Страховые запасы служат своего рода «аварийным»  источником снабжения в тех случаях, когда спрос на данный товар превышает ожидания. На практике спрос на товары удается точно спрогнозировать чрезвычайно редко. Это же относится и к точности предсказания сроков реализации заказов. Отсюда и необходимость в создании страховых товарно-материальных запасов.
     Можно выделить несколько причин по которым предприниматели заказывают больший объем товаров, чем требуется на данный момент. Во-первых, это связано с задержкой получения заказанных товаров. Во-вторых, возможность получить товар в неполном объеме, что вынуждает заказчиков (в особенности посредников) хранить какое-то время те или иные товары на складе. В-третьих, предоставление скидок, получаемые заказчиком при покупке им крупной партии товаров. В-четвертых, транспортные, накладные и др. расходы остаются одинаковыми независимо от объема партии. Например, стоимость одного контейнера будет одна и та же независимо от того, загружен полностью контейнер или нет. [21]
     Создание  запасов требует дополнительных финансовых затрат. Поэтому возникает необходимость в сокращении этих финансовых затрат с помощью достижения оптимального баланса между объемом запаса, с одной стороны, а с другой - финансовыми затратами.
     Этот  баланс достигается выбором оптимального объема партий заказанных товаров, или определением экономического (оптимального) размера заказа - EOQ (economic order quantity), который вычисляется по формуле:
     EOQ = 2AD/vr    (1.1.2)
     где А - затраты на производство, руб.; D - средний уровень спроса, безразмерная величина; v - удельные затраты на производство, руб. / мин.; r - затраты на хранение, ч./ руб..
     Предлагаемые  компанией услуги в той или  иной степени, представляют собой функцию  ее резервных запасов, и наоборот: резервные запасы компании являются функцией ее услуг. Ясно, что компания будет пытаться минимизировать уровень своих резервных запасов в соответствии с декларированной ею стратегией обслуживания заказчиков. И здесь опять возникает необходимость компромисса - на этот раз между издержками хранения резервных запасов, предназначенных для приспособления к неожиданным колебаниям спроса, и выгодами, получаемыми компанией при поддержании такого уровня обслуживания своих клиентов.
     Следовательно, определение точного уровня необходимых  резервных запасов зависит от трех факторов, а именно:
     - возможного колебания сроков  восстановления уровня запасов;
     - колебания спроса на соответствующие  товары на протяжении срока  реализации заказа;
     - осуществляемой данной компанией  стратегии обслуживания заказчиков.
     Определить  точный уровень необходимых резервных  запасов в условиях нестабильности сроков реализации заказов, изменчивого спроса на товары и материалы достаточно сложно. Для нахождения удовлетворительных решений проблем, связанных с резервными товарно-материальными запасами, необходимо использовать моделирование или имитацию различных сценариев. [15]
     Поскольку на предприятиях различных отраслей создание товарно-материальных запасов  определяется той специфической  ролью, которую они играют в процессе выпуска продукции, то объяснимы и различия в подходах к политике капиталовложений в данной области и к определению приоритетности задач, решаемых в ходе производства. Например, на некоторых производственных предприятиях основной задачей является контроль за сырьем, в других - за готовой продукцией, а на предприятиях отраслей, производящих инвестиционные товары, большая часть организационных усилий концентрируется на контроле за незавершенным производством.
     Отсутствие  нужного ассортимента товаров может  вызвать сокращение объема продаж и  разочарование потребителей. Нехватка сырья может повлечь за собой закрытие предприятия либо изменение производственного графика, что, в свою очередь, может обернуться дополнительными расходами или дефицитом готовой продукции. Если дефицит продукции грозит срывом производственных и маркетинговых планов, то избыточный объем запасов тоже чреват проблемами. Из-за чрезмерных запасов растет потребность в складских площадях, в оборотном капитале, в расходах на страховку и выплату налогов, к тому же хранящаяся на складе продукция может устареть и утратить часть стоимости; словом, расходы растут, а прибыльность падает. Управление складскими запасами актуальная, но, несмотря на кажущуюся простоту, сложная задача. Различные факторы, влияющие на спрос, динамику продаж, рентабельность и качество обслуживания трудно формализуемы. [11]
     Современные Российские производственные предприятия работают в динамичных социальных и экономических условиях. Тенденция развития современного управления производством состоит в том, что все больше задач перекладывается на плечи специалистов среднего звена управления, которые и определяют сейчас политику предприятия. На крупном предприятии таких специалистов сотни, они принимают в день тысячи решений, от качества которых сейчас зависит ускорение цикла производства, сокращение убытков предприятия, сокращение сроков выпуска, повышение качества продукции, снижение издержек и, как результат, повышение эффективности работы предприятия в целом, его конкурентоспособности.
     К причинам возникновения излишних запасов  можно отнести нестабильность планов выпуска продукции (уменьшение планируемого выпуска до нескольких раз в значительной степени влияет на потребление, использование запасов), излишние страховые запасы, недостаточно эффективные методы контроля уровня запасов, ошибки в учете, брак, дискретность объема закупок и т.д.
     Прежде  всего, следует отметить, что излишний запас, хранимый на складе, приносит убытки предприятию в виде издержек на хранение, учет, замораживания оборотных средств  и т.п. Также происходит моральное  и физическое устаревание, что влечет понижение его стоимости, и, соответственно, упущенную выгоду. Сгладить эти издержки можно за счет альтернативных способов использования ресурса: продажи, использования в качестве замены для других материалов, утилизации и др. В этом случае частично удастся погасить издержки или даже получить выгоду от реализации. Полностью избежать появления излишних запасов невозможно. Их появление -объективный процесс. Снижение убытков предприятия от хранения излишних запасов является одной из главных задач системы управления запасами.
     Проблема  снижения неликвидов заключается также  в сложности реализации этих запасов по причине отсутствия механизмов их продажи. На современном этапе отсутствуют структуры, обеспечивающие обмен информацией о неликвидах между предприятиями. Раньше такой проблемой на уровне министерства занимался специальный отдел, который накапливал информацию о неликвидах и предоставлял ее предприятиям, что позволяло найти им применение на других заводах. Сейчас, даже при наличии возможности публиковать информацию в Интернет, продажа неликвидов является проблемой. [7]
     Задача  продажи неликвидных запасов  дополняется рядом организационных задач внутри предприятия. Необходимо всегда иметь объективную информацию о неликвидах, чтобы не вводить в заблуждение потенциального покупателя. Необходимо разработать методики формирования цены продажи, позволяющие не продешевить, и в то же время, не завышать цены на неликвидную продукцию. Необходимо также учитывать географическое распределение потенциальных потребителей. Все это требует пересмотра старых и создания новых стандартов предприятия, регулирующих эти вопросы.
     Неликвидными  запасами считаются те, которые были выявлены персоналом из всего объема запасов. Существуют еще не выявленные излишние запасы, выявить которые среди огромного количества материалов, применяя существующие методы и модели управления запасам, невозможно. В существующих методиках в большей степени эти недостатки обусловлены неточностью информации о хранимых ресурсах и их передвижении, недостаточной проработкой методов и методик их выявления.
     Неликвидные запасы предприятия мертвым грузом лежат на складах предприятия, принося  убытки в виде упущенной выгоды (замораживание  оборотных средств), затрат на хранение, потери стоимости в результате морального и физического устаревания. Именно поэтому методики выявления излишних запасов, основанные на анализе времени пролеживания запасов, неэффективны. Проблемы управления запасами крупных предприятий определяются также рядом особенностей, которые предопределяют жесточайшие требования к применяемым на практике моделям управления запасами. К таким особенностям можно отнести размерность во всех аспектах:
     1. огромная номенклатура используемых  материальных ресурсов;
     2. необходимость использования различных  моделей при управлении запасами различных типов ресурсов;
     3. огромное количество проводимых  операций;
     4. множество складов различного  типа и назначения;
     5. огромное количество операторов - пользователей информационной  системы предприятия, использующих  и вводящих информацию;
     6. достаточно сложные логистические цепочки перемещения материальных ресурсов как внутри предприятия, так и вне него и т.д. [4]
     Система снабжения крупного промышленного  предприятия относится к числу  многономенклатурных. Многономенклатурность  является основным фактором, усложняющим систему управления запасами, что отражается и на остальных элементах системы. В частности, спрос на некоторые виды номенклатуры может быть комплектным и коррелированным. Поставки могут быть совмещаемыми и раздельными. Стратегии управления для разных номенклатур и групп складов могут отличаться, что влечет необходимость применения различных методик управления для каждой группы материалов.
     Для обеспечения производства необходимыми материалами на предприятии существует множество складов различного назначения и уровня: центральные, цеховые, закупочные, сбытовые и т.д. Закупками материальных ресурсов (МР) занимаются десятки специалистов службы снабжения. Система снабжения может быть построена по смешанному принципу: эшелонированному, линейному и децентрализованному. На предприятии, как правило, выбирается один из принципов, который оптимален для основной массы запасов. Управление другой частью запасов по иному принципу могло бы дать положительный результат.
     Учет  и анализ движения ресурсов на таких предприятиях невозможен без использования мощной информационной системы. Даже сейчас в начавшийся для России век автоматизации состояние информационного обеспечения, как показывает аналитический обзор, характеризуется:
     1. низким уровнем автоматизации и информатизации информационных потоков;
     2. большой избыточностью информации  в бухгалтерских и статистических отчетах;
     3. практической невозможностью получения  оперативных данных о текущем состоянии запасов;
     4. несовершенством информационных  связей между отделами и службами предприятий, самими предприятиями;
     5. большой трудоемкостью ведения  документооборота и т.п. 
     Внедрение такой сложной информационной системы  требует огромных финансовых, временных, трудовых и интеллектуальных ресурсов. Многие внедрения систем класса MRP, ERP в последние годы потерпели фиаско или фактически не оправдали возложенных на них надежд. По мнению автора, одной из важнейших причин является необходимость реинжиниринга бизнес процессов, а не прямая автоматизация существующих. Реинжиниринг должен охватывать все элементы системы управления предприятием, одной из основных таких частей является система управления запасами.
     Непрерывные и довольно существенные изменения  в технологиях, рынках сбыта и  потребностях клиентов стали обычным явлением, и компании, стремясь выжить и сохранить конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать свою стратегию и тактику. Этот факт также доказывает необходимость реинжиниринга бизнес процессов предприятий. [14]

1.2. Методы расчетов товарных запасов

 
     Период  исполнения товаром функции товарного  запаса может продолжаться от нескольких часов до нескольких месяцев и даже лет. Сверхнормативные товарные запасы, задержавшиеся на складах организаций, приводят к потерям и убыткам, препятствуя высвобождению оборотных средств и занимая полезную торговую и складскую зоны. Одновременно нехватка товарных запасов, вызывающая стабильные «перебои» с одними или другими видами изделий, может отрицательно сказаться на отношении покупателей. В связи с этим маркетолог должен иметь знания расчета оптимального объема товарных запасов, анализа их величины и уровня, а также динамики и оценки поведения запасов товара в условиях изменения рыночной конъюнктуры (например, в условиях сезонности). Это позволит следовать строгому ритму поставок, избирать экономичные линии движения товара и сроков его хранения, вовремя обнаруживать продукцию, имеющую низкий спрос, проводить распродажи и в результате обходить неоправданные утраты.
     В зависимости от назначения товарные запасы бывают:
     1) текущего хранения (для повседневной  продажи);
     2) сезонного накопления (например, картофель,  яблоки) или сезонного спроса (летом  таковыми будут товары зимнего ассортимента);
     3) целевого назначения (например, для  проведения концерта);
     4) долгосрочного завоза (формируются в горных и отдаленных районах для удовлетворения спроса потребителей в момент приостановления нормального товароснабжения);
     5) периодического возобновления (стратегические  запасы, резервы государства).
     Товарные  запасы рассматриваются, в общем по предприятию и по отдельной товарной группе по сведениям оперативного учета, а также по сведениям бухгалтерской и статистической отчетности. Главные цели анализа - проверка соответствия фактических товарных запасов принятым нормам и расследование причин несоответствий. По данным, полученным в результате анализа, принимаются соответствующие меры для нормализации товарных запасов. [19]
     Величина  товарных запасов может исчисляться  в натуральном и стоимостном выражениях. На практике рассчитывают 3 вида данного показателя:
     1) минимально допустимую величину, подтверждающую необходимость пополнения запасов товара;
     2) максимальную величину, отражающую  предельный размер товарных запасов;
     3) резервный объем, гарантирующий  собственнику стабильную работу  предприятия в непредвиденных обстоятельствах. Товарные запасы анализируются, рассчитываются и планируются в абсолютных и относительных величинах. [23]
     Абсолютные  показатели являются стоимостными (денежными) и натуральными единицами, применяются при проведении инвентаризаций в торговых организациях. Основной минус абсолютных показателей – невозможность с их помощью рассчитать уровень соответствия объема запаса товаров потребностям развития товарооборота. Поэтому относительные показатели, дающие возможность сравнивать объем товарного запаса с товарооборотом торговой фирмы, применяются более широко.
     Первым  относительным показателем, используемым при анализе, является объем товарных запасов, который исчисляется в днях товарооборота по следующим формулам:
     Утз = ТЗ/(Т/Ободн) или Утз = (ТЗ хД)/(Т/Об),                      (1.2.1)
     где У тз – уровень товарных запасов в днях товарооборота; ТЗ – товарный запас на конец рассматриваемого периода (руб.); Т / Ободн однодневный товарооборот за рассматриваемый период (руб.); Т / Об – величина товарооборота за рассматриваемый период (руб.); Д – количество дней в рассматриваемом периоде.
     Уровень товарных запасов определяет обеспеченность торговой организации запасами на конкретную дату и отражает, на какое число дней торговли (при имеющемся товарообороте) достаточно этого запаса.
     Вторым  основным показателем, характеризующим  товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости.
     Товарооборачиваемость, являясь одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия, дает возможность оценить и количественно измерить параметры, свойственные товарным запасам: время и скорость их обращения.
     Время товарного обращения, или товарооборачиваемость  в днях товарооборота, можно выразить через формулы:
     Обдн= (ТЗ хД)/(Т/Об) или Обдн = ТЗ/(Т/Ободн),                     (1.2.2)
     где Обдн товарооборачиваемость в днях товарооборота; ТЗ – средний товарный запас за анализируемый период (руб.); Т / Ободн однодневный товарооборот за тот же период (руб.); Т / Об – объем товарооборота за рассматриваемый период (руб.); Д – число дней в этом периоде.
     Средний товарный запас за рассматриваемый  период исчисляется по формуле средней  хронологической моментного ряда:
     ТЗ = {(ТЗ 1 / 2) + ТЗ 2 + ТЗ 3 +…+(ТЗ n / 2J} / (n-1),           (1.2.3)
     где ТЗ – средний товарный запас за конкретный период (руб.); ТЗ1, ТЗ2…, ТЗ величина товарных запасов на отдельные даты анализируемого периода (руб.); n – количество дат, за которые берется величина запасов.
     Товарооборачиваемость представляет собой время обращения среднего товарного запаса за конкретный период. Этот процесс характеризуется такими показателями, как скорость товарного обращения (товарооборачиваемость в днях) и время одного оборота.
     Товарооборачиваемость в днях товарооборота отражает время, в процессе которого товарные запасы располагаются в сфере обращения, т. е. количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас.
     Скорость  товарного обращения, или товарооборачиваемость  в числе оборотов, исчисляется  по следующим формулам:
     Об  р = (Т/ Об)/ ТЗ или Об р = Д /Об дн                               (1.2.4)
     где Обр - товарооборачиваемость в числе оборотов; Обдн -товарооборачиваемость в днях товарооборота; Т / Об – товарооборот за конкретный период (руб.); ТЗ – средний товарный запас за тот же период (руб.); Д – число дней в рассматриваемом периоде.
     Товарооборачиваемость в числе оборотов отражает количество оборотов среднего товарного запаса за рассматриваемый период времени.
     Между временем и скоростью обращения  товара имеется постоянная обратно  пропорциональная зависимость. Сокращение времени и возрастание скорости товарного обращения дают возможность выполнить больший объем товарооборота при меньших величинах запаса товара, что ведет к уменьшению товарных утрат, уменьшению затрат на хранение продукции, оплате процентов за пользование кредитом и т. п.
     Товарооборачиваемость, рассчитанная по данной формуле, отражает, за сколько дней реализован средний  товарный запас. Обычно оборачиваемость  товаров сложного ассортимента немного  меньше, чем оборачиваемость товаров простого ассортимента.
     Время одного оборота показывает число  дней, в течение которых товар  находился в виде запаса со времени  его поступления в область  товарного обращения и до начала продажи. [25]
     Предприятие должно стремиться к повышению товарооборачиваемости, так как вследствие ускорения:
     1) растет размер товарооборота  и спрос потребителя удовлетворяется  в большей степени;
     2) снижаются издержки обращения  (затраты на хранение, потери, проценты за кредит) и вырастает прибыль;
     3) улучшается финансовое состояние предприятия, так как быстрее высвобождаются средства, вложенные в продукцию, которыми можно быстрее рассчитаться с поставщиками, банком, бюджетом;
     4) возрастает объем производства  продукции.
     В рознице традиционно используются 3 метода анализа и учета товарных запасов:
     1) инвентаризация, т. е. общий подсчет  всех товаров, которые при надобности могут перевешиваться и перемериваться. Полученные сведения в натуральном выражении оцениваются в действующих ценах и суммируются по товарным группам. Минусами такого метода могут быть большая трудоемкость и невыгодность для фирмы, поскольку во время проведения инвентаризации организация обычно не работает;
     2) оперативный учет или снятие  остатков, т. е. сличение материально  ответственными лицами фактического наличия продукции с информацией товарного счета. Причем считают не продукцию, а товарные места (коробки, ящики, и др.). Далее с учетом соответствующих норм осуществляется пересчет, определяется число изделий, которое далее оценивается по действующим ценам. Минус такого метода – наименьшая точность, чем при инвентаризации;
     3) балансовый метод, основанный  на применении балансового
     расчета товарных запасов. Балансовый метод  не так сложен, как рассмотренные выше, и дает возможность обеспечить оперативный учет и проанализировать товарные запасы в соответствии с другими показателями. Минусом этого метода является отсутствие возможности убрать из расчета разного рода неопределенные потери, что способствует кое-каким искажениям суммы запасов. Для устранения этого недочета сведения балансового учета регулярно должны сопоставляться с информацией об инвентаризации и снятии остатков. [31]
     Оптимальный размер товарных запасов. Главные задачи, которые необходимо ставить перед оптимизацией товарного запаса: минимизация издержек и максимизация удовлетворения спроса.
     При анализе оптимальной величины товарных запасов фактические товарные запасы в днях сопоставляются с нормой и рассчитывается отклонение в днях и в сумме:
     1) отклонение по запасам (в днях) = фактические запасы (в днях) – норма запасов (в днях);
     2) отклонение по запасам (в сумме) = однодневный товарооборот х отклонение по запасам (в днях).
     Например, если норма запасов – 25 дней, а  фактические запасы – 22 дня, то соответственно отклонение составит 3 дня. Такое отклонение со знаком «-» отражает, что товарные запасы необходимо пополнить, в противном случае объем товарооборота в следующем периоде может снизиться. И, наоборот, отклонение со знаком «+» отражает располагающие сверхнормативные товарные запасы. В такой ситуации необходимо выяснить причину их появления. Если продукция поступила в последние дни месяца и ее всего лишь не успели продать, то это означает, что она будет содействовать росту товарооборота в следующем периоде. Если же эта продукция не продается продолжительный период времени, то она занимает торговую зону и увеличивает издержки обращения. В этом случае необходимо разработать программу ее быстрой реализации (например, устроив распродажу). Следует отметить, что неходовые и залежавшиеся товары (низкокачественные, потерявшие товарный вид, вышедшие из моды и т. д.) в общем объеме товарных запасов могут исчисляться по отдельности для более скрупулезного исследования обстоятельств появления такого положения. Выше рассмотренный анализ может осуществляться только по запасам текущего хранения. Если у фирмы есть в наличии товарные запасы сезонного накопления, их долю необходимо минусовать из общей суммы фактических товарных запасов.
     Важно отметить, что оценку оптимальной  величины товарных запасов стоит  проводить не по всем видам продукции. Не обязательно рассчитывать данный показатель для товаров, у которых оборачиваемость в среднем равняется 1 дню (например, хлебу).
     Результаты  анализа могут применяться для  планирования товарных запасов. Обратим внимание, что инструктивного обязательного планирования товарных запасов в торговых организациях не существует. Исходя из объемов деятельности и количества сотрудников малые торговые предприятия совсем не планируют товарные запасы или планируют их весьма приближенно. Средним и крупным предприятиям торговли необходимо наблюдать за динамикой товарооборачиваемости, а значит, планировать и нормировать товарные запасы, что является базой для разработки заказов на закупку продукции в ассортиментном разрезе. [33]
     Используются  различные способы планирования и нормирования товарных запасов: статистический, нормативный, технико-экономический, экономико-математический.
     Статистический  способ планирования и нормирования товарных запасов заключается в анализе товарооборачиваемости и фактических товарных запасов текущего хранения, сформировавшихся за последние 3–4 года. Размер товарных запасов считается в днях товарооборота. Анализ и исследование сформировавшихся тенденций осуществляются как по предприятию в целом, так и по товарным группам. Обнаруженные при анализе тенденции переносятся на плановый период с учетом вероятного действия объективных и субъективных причин. Статистический способ планирования и нормирования товарных запасов достаточно прост, но не совершенен. Его главный минус заключается в том, что определившиеся за несколько лет тенденции экстраполируют в перспективу со всеми характерными для них недочетами.
     Часто при продажах используют способ технико-экономических  расчетов. Это обусловлено тем, что до 1992 г. посредством собственно этого способа исчислялся размер товарных запасов по каждому торговому предприятию и организации. Помимо этого, этот способ остается одним из самых достоверных и точных.
     Смысл способа технико-экономических расчетов заключается в том, что вся  масса товарных запасов разделяется на отдельные составляющие, соответствующие этапам пути товаров от времени поступления на предприятие торговли до их реализации конечным потребителям. Планируются и нормируются эти составляющие отдельно. Затем вычисляется норматив товарных запасов как сумма отдельных составляющих.
     При применении этого метода норма товарных запасов включает в себя следующее:
     1) время для приемки, проверки  и подготовки товаров к продаже;
     2) время пребывания продукции в  виде торгового запаса;
     3) гарантийный (страховой) запас товаров.
     Время для приемки, проверки и подготовки товаров к продаже определяется посредством хронометража, время пребывания товарных запасов в виде товарного запаса считается. При этом учитывают, что торговый запас распределяется на две составляющие: запас товаров, который должен всегда находиться в торговом зале, и запас текущего пополнения, т. е. подготовленный для обеспечения безостановочной продажи. [37]
     Для количественного измерения первой части торгового запаса находят  число ассортиментных видов и среднюю цену на каждую разновидность товара. Далее к произведению этих 2 величин складываются среднедневной оборот и полученное количество делят на среднедневной оборот по этой группе продукции. Вторую часть торгового запаса определяют по каждой товарной группе, исходя из частоты поступления. Обычно размер запаса текущего пополнения исчисляется по следующей формуле:
                                                  (1.2.5)
     где Q – величина оптимальной партии товара; V – объем товарооборота; U1 затраты на транспортировку партии продукции; U2 затраты по хранению разновидности партии товара.
     Размер  товарного запаса текущего пополнения должен составлять половину оптимальной партии поставки продукции. Это соотношение является для предприятий торговли традиционным и говорит о том, что во время завоза запасы некоторых товарных единиц колеблются от максимальной (во время завоза) до минимальной величины (накануне завоза).
     Гарантийный (страховой) запас товаров необходим  для смягчения неравномерности поставок, изменений спроса и т. п.
     Формула расчета размера страхового запаса имеет следующий вид:
                                      (1.2.6)
     где n – страховой запас товаров; ТЗс- коэффициент уровня обслуживания (выражает в процентах отношение числа дней, когда товар безостановочно находится в реализации, к общему числу дней в периоде; практически всегда величина известная и задаваемая); К – товарооборт по кварталам; Т /Об – среднеквартальный товарооборот; Т /Об – число рассматриваемых кварталов. При определении нормативов в целом по организации торговли учитывают время пребывания продукции, и в пути (для иногородних поставщиков).
     Следовательно, технико-экономический метод планирования и нормирования товарных запасов предоставляет такую формулу исчисления норматива товарного запаса:
     Н = ТЗn+ ТЗт+ ТЗс,                                 (1.2.7)
     где Н – норматив товарного запаса (по товарной группе); ТЗn время на приемку, проверку, подготовку товаров к реализации; ТЗт торгово-товарный запас; ТЗс страховой товарный запас.
     Подобным  образом проводят расчет по всем товарным единицам, и общий результат определяет норматив по торговой фирме в совокупности. Тем не менее, в современной повседневной деятельности торговых предприятий ни нормативный, ни экономико-математический метод практически не используются из-за невысокой достоверности и большого объема подсчетов.
     Рабочий запас – товарный запас на выполнение плана. Его размер зависит от того, какими партиями поступает товар от поставщика.
     Расчет  рабочего запаса:
     1) представительный ассортиментный набор в сумме по товарной группе равен стоимости представленных в торговом зале ассортиментных единиц товара, а в днях оборота исчисляется методом деления его величины в сумме на среднедневной кредитуемый розничный товарооборот товарной группы в планируемом периоде;
     2) запас товаров в торговом зале  в объеме среднедневных продаж  устанавливается посредством деления кредитуемого розничного товарооборота планируемого периода на количество дней в периоде;
     3) запас на время приемки, подготовки  продукции к продаже в днях определяется путем хронометрирования времени, затрачиваемого на определенные операции. Время на приемку определяется из времени на внешний осмотр тары, пломб, на разгрузку, проверку по количеству и качеству, перемещение товара к месту продажи и хранения. Время на подготовку товаров к продаже составляет время, затрачиваемое на распаковку, утюжку и выкладку продукции в торговом зале. Запас текущего пополнения занимает наибольший удельный вес в потоварном нормативе запасов. Он формируется для обеспечения безостановочной продажи в период между поступлениями продукции. Для расчета запаса текущего пополнения на планируемый период нужно определить средний промежуток поставки между поступлениями товара. Средний промежуток поставки на планируемый период складывается на базе информации о количестве поставок и их стоимости по ассортиментным позициям, входящим в товарную группу.
     Запас текущего пополнения в днях по товарной группе (3тп) равен половине среднего интервала поставки на планируемый период и исчисляется по формуле: 3тп = I/2.
     В случае, когда ассортиментные разновидности  продукции нельзя заменить другими, запас текущего пополнения среднему промежутку поставки по товарной группе вычисляется по формуле: 3тп = I.
     Если  невозможно по сведениям условий поставки и спецификаций к ним установить средний интервал поставки на планируемый период, можно применить отчетные данные. [45]
     Рабочий запас включает только запас на время  разгрузки, приемки и подготовки товаров к отгрузке; ассортиментный норматив не предусматривается; в потоварный норматив входят запасы в пути и неоформленные отгрузки. При этом норматив товаров в пути определяется раздельно по товарам и товарным группам.

1.3. Модели управления товарными запасами

 
     Для решения проблем, связанных с запасами предназначены модели управления запасами. Модели должны отвечать на два основных вопроса: сколько заказывать продукции и когда. Есть множество разнообразных моделей, каждая из которых подходит к определенному случаю, рассмотрим четыре наиболее общих модели:
     - модель с фиксированным размером  заказа 
     - модель с фиксированным интервалом  времени между заказами 
     - модель с установленной периодичностью  пополнения запасов до установленного уровня
     - модель «Минимум — Максимум» 
     Модель  с фиксированным уровнем запаса работает так: на складе есть максимально желательный запас продукции (МЖЗ), потребность в этой продукции уменьшает ее количество на складе, и как только количество достигнет порогового уровня, размещается новый заказ. Оптимальный размер заказа (ОР) выбирается таким образом, чтобы количество продукции на складе снова ровнялось МЖЗ, так как продукция не поставляется мгновенно, то необходимо учитывать ожидаемое потребление во время поставки. Поэтому необходимо учитывать резервный запас (РЗ), служащий для предотвращения дефицита.
     Для определения максимального желательного запаса (МЖЗ) используется формула:
     МЖЗ = ОР + РЗ,  руб.    (1.3.1)
     Модель  с фиксированным интервалом времени  между заказами работает следующим образом: с заданной периодичностью размещается заказ, размер которого должен пополнить уровень запаса до МЖЗ.
     Модель  с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня работает следующим образом: заказы делаются периодически (как во втором случае), но одновременно проверяется уровень запасов. Если уровень запасов достигает порогового, то делается дополнительный заказ.
     В зафиксированные моменты заказов  расчет размера заказа производится по следующей формуле:
     РЗ = МЖЗ – ТЗ + ОП,    (1.3.2)
     где РЗ - размер заказа, шт.; МЖЗ - желательный максимальный заказ, шт.; ТЗ - текущий заказ, шт.; ОП - ожидаемое потребление за время, шт.
     В момент достижения порогового уровня размер заказа определяется по следующей  формуле:
     РЗ = МЖЗ – ПУ + ОП,    (1.3.3)
     где РЗ - размер заказа, шт.; МЖЗ - максимальный желательный заказ, шт.; ПУ - пороговый уровень запаса, шт.; ОП - ожидаемое потребление до момента поставки, шт. [48]
     Модель  «Минимум - Максимум» работает следующим образом: контроль за уровнем запасов делается периодически, и если при проверке оказалось, что уровень запасов меньше или равен пороговому уровню, то делается заказ.
     При ближайшем рассмотрении этих моделей  видно, что первая модель довольно устойчива  к увеличению спроса, задержке поставки, неполной поставке и занижение размера заказа. Вторая модель устойчива к сокращению спроса, ускоренной поставке, поставке завышенного объема и завышенного размера заказа. Третья модель объединяет все плюсы двух первых моделей.
     Для получения ответа на вопросы: когда  и сколько заказывать материалов, необходимо рассчитать объем резервного запаса и оптимального размера заказа. При расчете объема резервного запаса (РЗ) рассматривается два случая: спрос на продукцию (Tд) - детерминированная или случайная величина.
     В первом случае:
     PЗ  = Пд x Tзп,    (1.3.4)
     где Tзп - время возможной задержки поставки, ч..
     Во  втором, время поставки и время  возможной задержки поставки - детерминированы.
     Значит, ежедневный спрос за предыдущий период определяется как математическое ожидание и дисперсия. Время между моментом размещения заказа и моментом его получения (Q):
     Q = Tп + Tзп., ч.    (1.3.5)
     Спрос за время равен сумме ежедневных спросов, если более 4-х дней, то суммарный  спрос распределен по нормальному  закону с математическим ожиданием:
     M(Пq) = Q * M(Пд),    (1.3.6)
     и дисперсией:
     D(Пq) = Q * M(Пд).    (1.3.7)
     Зададимся вероятностью возможного дефицита , по таблице нормального распределения находим , значит
     Таким образом, находим уровень резервного запаса из условия, что вероятность возможного дефицита будет не более заданного.
     Оптимальный размер заказа, находится по формуле  Уилсона:
      , руб.    (1.3.8)
     где К- затраты на размещение одного заказа; h - издержки на хранение 1 ед. продукции  в ед. времени.
     Экономичный размер заказа (формула Уилсона) - модель, определяющая оптимальный объём заказываемого товара, который позволяет минимизировать общие переменные издержки, связанные с заказом и хранением запасов. Или по дугой формулировке: оптимальный размер заказа позволяет минимизировать общие издержки управления запасами, что позволяет сократить рост потребительских цен, тем самым положительно влияя на конкурентоспособность компании.
     Выше  были рассмотрены однопродуктовые  модели. В реальных ситуациях заказы делаются не на отдельные виды продукции, а на множество с одними транспортными расходами. При переходе к многопродуктовой ситуации расчеты резервного запаса и оптимального размера заказа не меняются. В этих случаях более жизненными являются вторая и третья модели. [51]
     Таким образом, в первой главе рассмотрены  теоретические основы управления запасами.
     Задачей товарно-материальных запасов является обеспечение предприятия необходимыми материальными ресурсами, с целью обеспечения предприятию нормальной работы.
     Товарно-материальные запасы всегда считались фактором, обеспечивающим безопасность системы материально-технического снабжения, ее гибкое функционирование, и являлись своего рода «страховкой».
     Поскольку в фирмах различных отраслей экономики  создание товарно-материальных запасов определяется той специфической ролью, которую они играют в процессе выпуска продукции, постольку объяснимы и различия в подходах к политике капиталовложений в данной области и к определению приоритетности задач, решаемых в ходе производства. В фирмах некоторых отраслей народного хозяйства основной задачей является контроль за сырьем, в других - за готовой продукцией, а на предприятиях отраслей, производящих инвестиционные товары, большая часть организационных усилий концентрируется на контроле за незавершенным производством.
     Управление  запасами - контроль за состоянием запасов и принятие решений, нацеленных на экономию времени и средств за счет минимизации затрат по содержанию запасов, необходимых для осуществления непрерывного процесса производства продукции и достижения полной реализации готовой продукции. Принципы управления запасами можно сформулировать в виде простого алгоритма, состоящего из нескольких шагов:
     - определения, чем может управлять  компания;
     - выявления релевантных затрат  и их зависимости от управляемых  параметров;
     - поиска оптимального решения, при котором релевантные затраты для компании будут минимальными.
 

2. Анализ управления товарными  запасами в ООО УПК «Пышка»

2.1. Организационно-экономическая характеристика  ООО УПК «Пышка»

 
     Наименование  предприятия: ООО УПК «Пышка»
     Собственность предприятия: торговые павильоны по ул.Гаврилова, 54 и ул. Российская, 13. Анализ будем проводить на базе одного из павильонов по ул. Российская, 13.
      Весь  ассортимент товаров, продаваемых  в ООО УПК «Пышка» поделен на группы:
        Хлебобулочные изделия;
        Молочная продукция;
        Кондитерские изделия;
        Консервы;
        Полуфабрикаты;
        Мороженное;
        Макаронные изделия (яичная вермишель);
        Овощи;
        Фрукты;
        Приправы;
        Соусы;
        Семечки;
        Минеральные воды и соки;
        Кофе;
        Чай;
        Спиртные напитки;
        Леденцы и жевательные резинки;
        Сигареты;
        Одноразовая посуда.
      При выкладке товаров на торговом оборудовании учитывают следующие основные принципы:
        однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость;
        целесообразно применять простейшие приемы выкладки товаров (прямую укладку, навалом и т.д.);
        декоративную выкладку товаров рекомендуется использовать только с рекламной целью;
        полки горок и другие элементы для выкладки товаров не следует переполнять товарами;
        выкладка товаров в торговом зале должна быть насыщенной.
      ООО УПК «Пышка» стремится достигнуть стабильности в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивая их бесперебойную продажу.
      Для обеспечения бесперебойной продажи, ООО УПК «Пышка» работает только с надежными контрагентами, такими как:
      ООО «Кока-Кола Эйч Би Си Евразия»;
      ООО «Пепси Интернешенел Боттлерс»;
      ООО «Балтика+»;
      ООО «Метро Кэш энд Керри»;
      ОАО «Булочно-кондитерский комбинат»;
      ЗАО «Пищевой комбинат «Лакомка»;
      ОАО «Татспиртпром»;
      ООО «Эдельвейс-М» и т.д.
      В целом, ООО УПК «Пышка» работает с пятидесятью четырьмя поставщиками. Часть из них поставляет продукцию только своей фирмы (Пепси, Балтика и т.д.), а другие работают с различным ассортиментом товара. Обычно это частные предприниматели, а также такие фирмы как «Стелла», которые занимаются поставкой одного вида продукции, от различных производителей, крупные поставщики-склады как «Метро», которые занимаются продажей любого вида продукции, от любого производителя в любых количествах.
      Для поставки продуктов питания в  ООО УПК «Пышка» используются те же поставщики, которые дают свою продукцию на реализацию, т.е. выплата денег за реализованный товар проводится в более поздние сроки без процентов.
      Такое сотрудничество ООО УПК «Пышка» и контрагентов является общепринятой нормой, по которой работают множество организаций.
      Поскольку основная цель ООО УПК «Пышка» - это предоставление покупателям большого и недорогого ассортимента товара, то изначально было известно, что цены в магазине будут невысокие и ниже, чем у конкурентов. Данная цель ООО УПК «Пышка» была достигнута, и теперь клиенты магазина ООО УПК «Пышка» знают его как самое большое предприятие по предоставлению ассортимента товара и низких цен.
      Рассмотрим  ближайших конкурентов ООО УПК «Пышка». В данном сегменте находятся три основных конкурента: магазин «Наташа», киоск «Рената» и сеть быстрого питания «Виктория».
      Часть данных были предоставлены непосредственно  самими руководителями данных фирм: магазин «Наташа», киоск «Рената» и сеть быстрого питания «Виктория» (в частности были предоставлен документы о местонахождении, перечень ассортиментных наименований магазинов (количество наименований)). Часть данных касающихся качества, уровня цены и ассортимента товаров была получена в ходе опроса покупателей и потребителей данных магазинов. Исследование проводило маркетинговой агентство ООО «БашИнформМаркет». Заказ на маркетинговое исследование поступил в агентство от ООО УПК «Пышка», целью которого было получение информации о потребительских предпочтений покупателей не только своего магазина, но и конкурентов. Конкуренты ООО УПК «Пышка» положительно отозвались на проведение в их магазинах данного исследования.
      Исследование  проводилось целый месяц (ноябрь), в ходе которого покупателям задавались вопросы:
      -  как вы оцениваете качество  товара с точки зрения их происхождения (свежие, натуральные, полуфабрикаты, генно-модифицированные продукты)? Где вы сталкивались с некачественными товарами?
      - как вы оценивает уровень цен в магазинах?
      - как вы оцениваете репутацию магазина?
      - насколько распространенными являются  товары (ассортимент товаров), с вашей точки зрения, в магазине?
   Таблица 2.1.1
   Факторы конкурентоспособности
Факторы ООО УПК  «Пышка» Конкуренты
Магазин «Наташа» Киоск «Рената» «Виктория»
Качество Всегда свежие изделия Продукты не всегда свежие и качественные Только полуфабрикаты Всегда свежие изделия
Местонахождение Одна из центральных улиц города, вблизи от остановки, оживленное место. Есть место для парковки. Оживленное  место, центр города, близко от остановки Не очень  оживленное место, есть место для парковки. Непосредственно на остановке.
Уровень цены Средняя Выше средней Выше средней Средняя
Исключительность товаров Не распространенный на рынке Распространенный  Распространенный Обычный
Ассортимент Широкий ассортимент (300 наименований)
Не очень  широкий ассортимент (150 наименований)
Широкий ассортимент (370 наименований)
10-15 видов
Репутация предприятия Фирма новая Сомнительная Известная, постоянные клиенты Известная, постоянные клиенты.
 
     Как внешняя, так и внутренняя среда часто меняются под воздействием деятельности предприятия и других факторов, то необходимо выявить ограничения, сильные и слабые стороны предприятия в изменяющейся среде. На основе полученных результатов предприятие должно внести изменения в выбранную стратегию. Выявить и соотнести между собой ограничения и возможности, сильные и слабые стороны предприятия поможет SWOT- анализ.
     Применяемый для анализа среды метод SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы), является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями.
     Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
     Сначала, с учетом конкретной ситуации, в  которой находится организация, составляются список ее сильных и слабых сторон, а также список угроз и возможностей.
     После того, как составлен конкретный список сильных и слабых сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT.
Таблица 2.1.2
SWOT- анализ
  Конкурент 1 Магазин «Наташа»
Конкурент 2 Киоск «Рената»
Конкурент 3 «Виктория»
ООО УПК «Пышка»
Сильные стороны Удобное географическое положение, достаточно широкий ассортимент, постоянные клиенты Наличие финансовых ресурсов, широкая известность, эффективность менеджмента, широкий ассортимент, Хорошая репутация у покупателей, эффективность сбытовой политики, широкий ассортимент, удобное географическое положение. Современное оборудование, удобное географическое положение, широкий ассортимент, высокое качество товара, низкие цены,  индивидуальный подход к потребностям каждого клиента
Слабые  стороны Высокие цены, устаревшее оборудование, среднее качество продукции, плохая реклама Высокие цены, ухудшающаяся конкурентная позиция, в ассортименте
в основном шоколадки, алкоголь и сигареты
Отсутствие  квалифицированных работников, ухудшающаяся конкурентная позиция, довольно высокие цены. Недостаточный управленческий опыт, еще не сформировавшийся имидж магазина
Возможности Улучшить качество продукции, замена оборудования, проведение рекламной компании Расширение ассортимента, открытие новых киосков Переход к более эффективным стратегиям, льготное налогообложение. Введение дополнительных услуг, привлечение инвесторов, постоянные поставщики.
Угрозы Возможность появления  новых конкурентов, неудовлетворенность клиентов качеством продукции, снижение общего уровня покупательной способности, неблагоприятная политика государства. Возрастающее  конкурентное давление, неблагоприятные демографические изменения, снижение общего уровня покупательной способности, неблагоприятная политика государства. Изменение потребительских предпочтений, неудовлетворенность клиентов качеством продукции, неудовлетворенность клиентов качеством продукции, снижение общего уровня покупательной способности, неблагоприятная политика государства. Неблагоприятные демографические изменения, рост инфляции, снижение общего уровня покупательной способности, неблагоприятная политика государства.
 
     Из таблицы видно, что главными конкурентными преимуществами нашего магазина ООО УПК «Пышка» являются создание сети магазинов, которое будет представлять широкий ассортимент продукции, введение дополнительных услуг, индивидуальный подход к потребностям каждого клиента.
     Организационная структура – один из основных элементов  управления организацией. Она характеризуется  распределением целей и задач  управления между подразделением и работниками организации. Структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
     Таким образом, под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. 

     
     
     
       

     
     
       

       

     Рис.2.1.1. Организационная структура ООО УПК «Пышка» 

     Организационная структура управления ООО УПК «Пышка»- это типично линейная структура управления.
     Все продавцы работают посменно, две недели через две.
     От  коммерческого директора зависит  своевременность реализации товаров через продавцов, от бухгалтера зависит правильная организация финансовой деятельности фирмы, в то же время работа бухгалтера также зависит от работы продавцов (как источников первичной документации в бухгалтерском учете), от юриста зависит функционирование и безопасность торгового объекта.

     2.2. Анализ торгово-финансовой  деятельности ООО УПК «Пышка»

 
     Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям, потребностям и, главное, приобретают товары исходя из разных мотиваций.
     Очень сложно удовлетворить запросы всех без исключения потребителей, так как у каждого из них имеются определенные различия в потребностях. Осуществление успешной коммерческой деятельности в рыночных условиях предполагает учет индивидуальных предпочтений различных категорий покупателей, что составляет основу сегментации рынка.
     Для сегментации рынка потребительских  товаров основными признаками являются: географические, демографические, социально - экономические, психографические, поведенческие.
     Для более полного представления  сегмента покупателей ООО УПК «Пышка» приведем классификацию по основным признакам:
     По  географическому признаку покупатели товаров ООО УПК «Пышка» - группы потребителей с одинаковыми или схожими потребительскими предпочтениями. Это покупатели, проживающие в Уфе (с численностью населения более 1000 тыс.чел.) и близ лежащих городов.
     Отсюда  можно сделать вывод, что небольшой  сегмент рыка имеет ыптаточно большое количество покупателей, проезжающих из других городов области мимо данного магазина с целью приобрести продовольственные (чипсы, сухарики, газированная вода и т.д.) мелкорозничные товары.
     По  демографическому признаку покупатели данных видов товаров – это молодые люди в возрасте от 12 до 22 лет, их желания пластичны и у этого сегмента потребителей легче сформировать новые потребности, вкусы и предпочтения.
     Наибольшим  спросом пользуются новые товары, более усовершенствованные чем их предыдущие аналоги (пример Марс, Марс+50% больше орехов и т.д.), а товары, оставшиеся от предыдущих поставок уже не вызывают интереса. Вывод отсюда, что молодые люди готовы приобретать товары даже не известных им марок, главное условие – чтобы товар был вкусным, с красочной упаковкой, соответствовала цене, был свежим. Но стоит задача реализовать не проданный товар, используя методы стимулирования сбыта.
     Социально – экономические признаки предполагают выделение потребителей по профессиональной принадлежности, уровню жизни и доходу. Покупателями являются в основном молодежь, обучающиеся в школах, вузах, работающие, не работающие, не имеющие своего дохода, зависящие от своих родителей, которые имеют средний и низкий уровень дохода.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.