На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Уголовно-правовая характеристика иных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Глава I. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
      Общая характеристика преступлений против здоровья населения и общественной нравственности
    Ответственность за хищение либо вымогательство наркотических  средств или психотропных веществ  в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет предусматриваются  в части 1 статьи 229 Уголовного кодекса  РФ.
Предметом данного  преступления являются любые наркотические  средства или психотропные вещества независимо от наличия на них розничной  цены.
Объективная сторона  данного преступления выражается в  хищении либо в вымогательстве.
Под хищением понимаются, совершенные с корыстной целью, безвозмездное изъятие и (или) обращение  наркотических средств или психотропных веществ в пользу виновного или  других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу таких  средств или веществ.
Предметом хищения  здесь могут быть любые наркотические  средства или психотропные вещества, в том числе и не имеющие  государственной цены, а изготовленные  кустарными методами.
Вымогательство  наркотических средств или психотропных веществ - это требование передачи таких  средств или веществ или права  на них или совершения иных действий имущественного характера под угрозой  применения насилия либо уничтожения  или повреждения имущества, а  равно
под угрозой  распространения сведений, позорящих  потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить  существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его  близких.
Хищение или  вымогательство наркотических средств, психотропных веществ образует состав преступления независимо от правомерности  владения ими гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями.
Ответственность за хищение наркотических средств  наступает и в случаях незаконного  сбора наркотикосодержащих растений либо их частей (коробочек и стеблей  мака, стеблей конопли) с полей  сельскохозяйственных предприятий  и земельных участков граждан, которые  выращивают эти растения. Однако не может рассматриваться как хищение  сбор наркотикосодержащих растений на полях сельскохозяйственных предприятий  и земельных участках граждан, которые  их не сеяли и не выращивали, т.е. сбор дикорастущих растений. Такие действия должны квалифицироваться как незаконное приобретение наркотических средств.
Потерпевшими  при вымогательстве помимо владельцев наркотических средств и психотропных веществ могут быть лица, наделенные полномочиями по выдаче документов, дающих право на законное приобретение, имеющие  доступ к ним (например, медицинские  сестры), а также иные лица, чья  производственная или служебная  деятельность связана с законным оборотом таких средств (веществ).
Хищение наркотических  средств, психотропных веществ считается  оконченным с момента завладения и получения виновным реальной возможности  распорядиться ими по своему усмотрению. Хищение указанных средств, веществ  путем разбойного нападения будет  оконченным с момента нападения. При этом содеянное полностью  охватывается п. "в" ч. 3 ст. 229 УК и  не требует дополнительной квалификации по ст. 162 УК. Если указанные действия совершены с причинением тяжкого  вреда здоровью потерпевшего, содеянное  квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных п. "в" ч. 3 ст. 229 и ст. 111 УК.
Вымогательство  наркотических средств, психотропных веществ признается оконченным после  предъявления виновным требования их передачи, сопровождаемого угрозой  применения насилия или распространения  компрометирующих потерпевшего сведений.
Субъективная  сторона данного преступления характеризуется  виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что изымает наркотические  средства или психотропные вещества, и желает этого.
Субъект данного  преступления - лицо, достигшее 14-летнего  возраста.
В части 2 этой же статьи отражено, что те же деяния, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; в) лицом с использованием своего служебного положения; г) с применением  насилия, не опасного для жизни или  здоровья, либо с угрозой применения такого насилия наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти со штрафом в размере до пятисот  тысяч рублей или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет  либо без такового.
Особо квалифицированные  составы хищения наркотических  веществ предусмотрены в части 3 статьи 229 Уголовного кодекса РФ.
Ими признаются деяния, предусмотренные частями  первой или второй этой статьи, если они совершены: а) организованной группой; б) в отношении наркотических  средств или психотропных веществ  в крупном размере; в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. Данные деяния наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
В настоящем  разделе необходимо дать общую характеристику других видов преступлений, связанных  с совершением незаконных действий с наркотическими средствами и психотропными  веществами, а именно преступлений, предусмотренных ст.ст. 230, 231, 232, 233 Уголовного кодекса РФ.
Во-первых, в  статье 230 УК РФ установлена уголовная  ответственность за склонение к  потреблению наркотических средств  или психотропных веществ, которое  наказывается ограничением свободы  на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Склонение к  потреблению наркотических средств  или психотропных веществ является, по существу, с одной стороны, специфическим  видом подстрекательства к потреблению  соответствующих предметов, а с  другой -разновидностью распространения  данных веществ. Поэтому с объективной  стороны склонение может выражаться только в активных действиях. В законе не раскрывается содержание понятий "склонение" и "конкретные формы и способы  его совершения".
В судебной практике под склонением к потреблению  наркотических средств или психотропных веществ понимаются любые умышленные действия, направленные на возбуждение  у другого лица желания к их потреблению (уговоры, предложения, дача совета и т.п.), а также обман, психическое  или физическое насилие, ограничение  свободы и другие действия с целью  принуждения к приему наркотических  средств или психотропных веществ  лица, на которое оказывается воздействие (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 9[42]). Склонение  не обязательно должно быть связано  с многократными действиями. Употребление слова "действие" во множественном  числе в тексте приведенного постановления  Пленума указывает на множественный  перечень способов склонения (уговоры, предложения, дача совета и т.п.). Поэтому  под понятие "склонение" будет  подпадать и однократное предложение  к потреблению наркотических  средств или психотропных веществ. Такое решение законодателя вполне оправданно, поскольку наркотические  средства и психотропные вещества обладают способностью даже при однократном  их потреблении причинить существенный вред здоровью человека и сформировать наркозависимость. Чаще всего склонение  выражается в словесной форме, но может совершаться и в конклюдентных  действиях (жестах, символических знаках и т.п.) либо даже в письменной форме. В качестве потерпевших могут выступать любые лица, в том числе и ранее употреблявшие эти средства или вещества, за исключением заведомо несовершеннолетних и двух или более лиц. В этих случаях содеянное образует квалифицированный состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 230 УК.
Потребление предполагает их прием вовнутрь в виде таблеток и порошка, путем инъекций, путем  вдыхания через нос, курения, жевания. Не может рассматриваться как  склонение к потреблению рассказ  о якобы полезности потребления  и иные аналогичные действия без  высказывания предложения другим лицам  употребить эти средства (вещества).
Субъективная  сторона данного преступления характеризуется  виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что совершает  действия, непосредственно направленные на то, чтобы добиться потребления  наркотических средств или психотропных веществ другим человеком, и желает, чтобы тот их употребил.
Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.
В специальной  литературе момент окончания данного  преступления определяется по-разному. По мнению одних авторов, не обязательно  достижение склоняющим желаемой цели - употребление склоняемым лицом соответствующих  веществ или появление желания  употребить наркотик[34.40. с. 113, с. 492]; других - преступление окончено, когда у  склоняемого лица появляется желание  потребить вещество; третьих - когда  склоняемое лицо начинает потреблять наркотическое средство или психотропное вещество либо как-то обнаруживает свое желание их приобрести. Законодатель формулирует анализируемый состав преступления как формальный (исключением  является лишь преступление, предусмотренное  ч. 3 ст. 230 УК). Отсюда преступление будет  оконченным с момента начала совершения действий, направленных на возбуждение  у других лиц желания потребить  соответствующие вещества, вне зависимости  от того, удалось ли виновному сформировать у склоняемого лица такое желание  и потребило оно вещество или  нет. Поэтому Пленум Верховного Суда в постановлении от 27 мая 1998 г. N 9 указал: "Для признания преступления оконченным не требуется, чтобы склоняемое лицо фактически потребило наркотическое  средство или психотропное вещество".
Преступление  имеет формальный состав, считается  оконченным с начала совершения действий по возбуждению желания у другого  лица потребить наркотические средства или психотропные вещества. При этом не имеет значения, вызвали действия виновного желание потребить  их или нет, употребило ли склоняемое лицо эти средства (вещества) или  нет.
Часть 2 статьи 230 УК РФ устанавливает, что-то же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) в отношении заведомо несовершеннолетнего  либо двух или более лиц; г) с применением  насилия или с угрозой его  применения, - наказывается лишением свободы  на срок от трех до восьми лет.
Склонением заведомо несовершеннолетнего признается совершение умышленных действий, направленных на возбуждение желания употребить наркотическое средство или наркотическое  вещество или иные действия с этой целью в случае, если виновный знал или сознательно допускал, что  совершает указанные действия в  отношении лица, не достигшего 18-летнего  возраста. Такой квалифицирующий  признак должен вменяться только совершеннолетнему лицу.
Склонение к  потреблению наркотических средств  или психотропных веществ двух или  более лиц характеризуется наличием у виновного умысла на одновременное  склонение нескольких лиц.
Применение насилия  и угроза его применения включают не только опасное для жизни и  здоровья насилие, угрозу его применения, но и иное насилие (например, лишение  свободы, удержание). Кроме того, применение или угроза применения такого насилия  может иметь место не только в  отношении лица, склоняемого к  потреблению, но и в отношении  его близких родственников и  иных людей.
В соответствии с частью 3 статьи 230 УК РФ деяния, предусмотренные  частями первой или второй настоящей  статьи, если они повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, -наказываются лишением свободы  на срок от шести до двенадцати лет.
Причинение по неосторожности смерти потерпевшему охватывается ч. 3 ст. 230 УК и не требует дополнительной квалификации по ст. 109 УК. При этом указанные  последствия могут, как наступить  в процессе действий по склонению  к потреблению наркотических  средств, психотропных веществ, так  и явиться прямым следствием их употребления (например, передозировки, использования  нестерильных шприцев для инъекций).
Умышленное причинение в процессе склонения тяжкого  вреда здоровью потерпевшего, повлекшее  по неосторожности его смерть, квалифицируется  по совокупности преступлений, предусмотренных  ч. 4 ст. 111 и ч. 3 ст. 230 УК[41. с. 299].
Под иными тяжкими  последствиями (ч. 3 ст. 230 УК) понимаются: причинение тяжкого вреда здоровью, заражение ВИЧ-инфекцией, самоубийство и покушение на самоубийство, развитие у потерпевшего в результате действий виновного наркотической зависимости, душевной болезни, прерывание беременности, совершенные по неосторожности. В случае умышленного причинения иных тяжких последствий действия виновного квалифицируются по совокупности преступлений ч. 3 ст. 230 и ст. 111, 122 УК и т.д.
Склонение к  потреблению наркотических средств  или психотропных веществ, сопряженное  с их сбытом, хищением, изготовлением, приобретением, хранением, переработкой, перевозкой или пересылкой, квалифицируется  по совокупности преступлений, предусмотренных  ст. 230 и 228, 229 УК.
Федеральным законом  от 8 декабря 2003 года статья 230 УК РФ дополнена  примечанием следующего содержания: «Действие настоящей статьи не распространяется на случаи пропаганды применения в  целях профилактики ВИЧ-инфекции и  других опасных инфекционных заболеваний  соответствующих инструментов и  оборудования, используемых для потребления  наркотических средств и психотропных веществ, если эти деяния осуществлялись по согласованию с органами исполнительной власти в области здравоохранения  и органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
Во-вторых, в  соответствии со статьей 231 УК РФ в редакции ФЗ РФ от 8декабря 2003 года, которая действует  с 13 марта 2004 года посев или выращивание  запрещенных к возделыванию растений, а также культивирование сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества, - наказываются штрафом в размере  до трех тысяч рублей или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет  либо лишением свободы на срок до двух лет[7. с. 4848].
Часть 2 статьи 231 УК РФ предусматривает, что те же деяния, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) в крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
Федеральным законом  от 8 декабря 2003 года статья 231 УК РФ дополнена  примечанием следующего содержания: «Размеры запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические  вещества, для целей настоящей  статьи утверждаются Правительством Российской Федерации».
Размеры запрещенных  к возделыванию на территории Российской Федерации растений, содержащих наркотические  вещества, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2004 г. N 454[13. ст. 3734].
Предметом преступления при посеве или выращивании являются запрещенные к возделыванию растения, содержащие наркотические вещества. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" на территории Российской Федерации запрещается культивирование опийного мака, кокаинового куста, а также в целях незаконного потребления или использования в незаконном обороте наркотических средств конопли[8.ст.219].
Предметом преступления при культивировании, кроме вышеуказанных  сортов конопли и мака, могут быть и другие растения, содержащие наркотические  вещества. Порядок разрешения культивирования  растений, включенных в Перечень, устанавливается  Правительством РФ.
Объективная сторона  данного преступления выражается в  выращивании, посеве и культивировании.
Посев и выращивание - это действия, разделенные по времени. Они, как этапы процесса возделывания, могут осуществляться разными людьми.
Под посевом  понимается действие, связанное с  внесением в почву семян или  высадкой рассады запрещенных к  возделыванию наркотикосодержащих  культур без надлежащего разрешения на любых земельных участках, в  том числе на пустующих землях.
Выращивание предполагает уход за засеянной площадью и растущими  на ней растениями с целью доведения  до стадии созревания.
Под культивированием следует понимать селекцию запрещенных  к возделыванию или иных растений, содержащих наркотические вещества, т.е. действия, направленные на выведение  новых сортов или гибридов конопли, мака и других растений, части которых  содержат наркотические вещества.
Преступление  имеет формальный состав, считается  оконченным с начала выполнения действий по посеву, выращиванию, культивированию  растительных культур, содержащих наркотические  вещества. Сбор урожая рассматривается  как приготовление к изготовлению наркотических средств.
Субъективная  сторона преступления характеризуется  виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что осуществляет посев, выращивание или культивирование  запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, и желает этого. Мотивы и цели преступления на квалификацию не влияют.
Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Понятие группы лиц по предварительному сговору  или организованной группы дано в  ст. 35 УК. При этом следует учитывать, что совершение преступления организованной группой может совершаться с распределением ролей, и не все участники группы могут выполнять непосредственно объективную сторону состава преступления: некоторые участники будут выполнять иные функции (например, охрану участков).
В-третьих, в  соответствии с частью 1 статьи 232 УК РФ организация либо содержание притонов для потребления наркотических  средств или психотропных веществ - наказываются лишением свободы на срок до четырех лет.
Часть 2 статьи 232 УК РФ говорит о том, что те же деяния, совершенные организованной группой, - наказываются лишением свободы  на срок от трех до семи лет.
Общественная  опасность организации либо содержания притонов для потребления наркотических  средств или психотропных веществ  определяется тем, что это, во-первых, - одна из наиболее опасных форм распространения  наркотических средств или психотропных веществ; во-вторых, усложняет контроль за лицами, склонными к употреблению соответствующих веществ, и одновременно облегчает вовлечение в ряды наркоманов; в-третьих - питательная среда для  совершения ряда преступлений (хищений, преступлений против личности и т.д.).
Предметом преступления являются наркотические средства или  психотропные вещества, потребляемые в притонах.
Притон - это  помещение, в котором систематически, неоднократно собираются люди с целью  потребления наркотических средств  или психотропных веществ. Оно может  иметь необходимое для этого  оборудование. Помещение для притона  используется как жилое (дом, квартира, комната), так и нежилое (гараж, сарай, подвальное помещение, чердак).
Объективная сторона  преступления состоит в организации  или содержании притона для потребления  наркотических средств или психотропных веществ.
Под организацией притона имеется в виду деятельность по созданию и обеспечению функционирования соответствующего помещения (приобретение, выделение, наем, подыскание помещения, финансирование его ремонта, приспособление для пользования им многократно  и многими лицами, обеспечение  наркотическими средствами или психотропными  веществами и т.п.).
Под содержанием  притона следует понимать владение помещением, отведенным и приспособленным  для потребления наркотических  средств и психотропных веществ, управление этим помещением, т.е. деятельность по оплате расходов, связанных с существованием притона после его организации (например, внесение арендной платы за его использование, регулирование посещаемости, охрана).
За организацию  либо содержание притона виновные могут  быть привлечены к уголовной ответственности  лишь в случае неоднократного предоставления жилого или нежилого помещения одним  и тем же либо разным лицам для  потребления наркотических средств  или психотропных веществ.
Субъективная  сторона преступления характеризуется  только прямым умыслом. Лицо осознает, что организует или содержит притон для потребления наркотических  средств и психотропных веществ, и желает действовать таким образом. Обязательным признаком данного  преступления является специальная  цель - потребление этих средств (веществ).
Субъект данного  преступления - лицо, достигшее 16-летнего  возраста.
В судебной практике чаще всего содержателем притона  выступает владелец помещения либо лицо, распоряжающееся помещением на иных основаниях. Содержание притона, как правило, является логическим следствием его организации и совершается  одним и тем же лицом, но может  образовывать и самостоятельную  форму, например, когда притон содержат иные лица, в том числе и по найму, а не те, кто его организовал.
Преступление  имеет формальный состав, считается  оконченным с момента совершения действий, описанных в диспозиции статьи.
Организация или  содержание притона для потребления  наркотических средств, психотропных веществ должностными лицами с использованием своего служебного положения подлежит квалификации по совокупности преступлений.
Обеспечение притона  указанными средствами, веществами его  организаторами (содержателями) помимо ст. 232 УК квалифицируется и по ст. 228 УК, а при склонению к потреблению - и по ст. 230 УК.
Организация либо содержание притона для потребления  каких-либо одурманивающих веществ, не относящихся к наркотическим  средствам или психотропным веществам, данного преступления не образуют.
Все участники  организованной группы, причастные к  созданию (организации) притона для  потребления наркотических средств (психотропных веществ) или его содержанию, независимо от конкретно выполняемых  действий, подлежат ответственности  по ч. 2 ст. 232 УК.
В соответствии со статьей 233 УК РФ незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических  средств или психотропных веществ  наказываются штрафом в размере  до восьмидесяти тысяч рублей или  в размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными  работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет с  лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет  или без такового.
Наркотические средства или психотропные вещества в силу их специфических свойств  могут использоваться в очень  ограниченных сферах (в медицинских  целях, ветеринарии, научных и учебных  целях, в экспертной и оперативно-розыскной  деятельности) с обязательным документальным оформлением и строгой отчетностью. Нередко наркотические средства или психотропные вещества попадают к потребителям благодаря содействию сотрудниками медицинских учреждений или представлению в качестве оснований получения поддельных рецептов.
В диспозиции ст. 233 УК законодатель говорит о рецептах или иных документах, дающих право  на получение наркотических средств  или психотропных веществ, которые  являются предметом данного преступления. Рецепт - это документ, содержащий предписание  врача о составе лекарства, его  количестве, способе приготовления  и применения больным, заверенный его  подписью и печатью. К иным документам, дающим право на получение
наркотических средств или психотропных веществ, относятся документы, являющиеся основанием для выдачи (продажи) указанных средств  или веществ. Такими документами  могут быть лицензия на определенный вид деятельности, связанной с  оборотом наркотических средств  и психотропных веществ, заявка медицинского учреждения на получение этих средств  или веществ для использования  в лечебной практике, выписка из истории болезни стационарного  больного, товарно-транспортная накладная, история болезни и др. Рецепты, содержащие назначение таких препаратов, выписываются на специальных бланках  розового цвета со штампом лечебного  учреждения. Выдача рецептов без соответствующих  медицинских показаний или с  нарушением установленных правил оформления запрещается и влечет ответственность  по ст. 232 УК. По предмету преступления ст. 233 УК является специальной по отношению  к ст. 327 УК, предусматривающей ответственность  за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов. Поэтому в  случае конкуренции квалификация осуществляется только по ст. 233 УК и дополнительной оценки деяния по ст. 327 УК не требуется. Форма специального рецептурного бланка на наркотическое лекарственное  средство утверждена приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 1997 г. N 330 (в ред. приказа от 2 января 2001 г. N2)[22].
Объективная сторона  преступления выражается в незаконной выдаче документов, дающих право на получение наркотических средств  или психотропных веществ, либо в  их подделке. Незаконная выдача документов -это нарушение установленного порядка  документального оформления права  на получение и использование  наркотических средств или психотропных веществ (выдача лицу, не имеющему права  на эти вещества, неправомочным лицом, с нарушением требований, предъявляемых  к форме и содержанию документов, без соответствующей регистрации  документа и т.д.). Пленум Верховного Суда в постановлении от 27 мая 1998 г. N 9 указал, что под незаконной выдачей  рецепта следует понимать выдачу рецепта с нарушением установленных  правил оформления или содержащего  назначение наркотических средств  или психотропных веществ без  соответствующих медицинских показаний[42]. Подделка может выражаться как в  полном изготовлении фальшивого документа, так и во внесении в документ изменений, искажающих смысл первоначального  содержания (изменение фамилии получателя, подписи врача, вида и размера  соответствующего вещества и т.д.).
Для квалификации по ст. 233 УК как оконченного преступления действий виновного, незаконно выдавшего  либо подделавшего рецепт или иной документ, дающий право на получение  наркотических средств или психотропных веществ, не имеет значения, было ли фактически получено указанное в  рецепте или ином документе средство или вещество. Получение по поддельному  рецепту или иному подделанному документу наркотических средств  или психотропных веществ должно дополнительно квалифицироваться  как их незаконное приобретение.
Подделка рецепта  или иного документа, дающего  право на получение наркотического средства или психотропного вещества, полностью охватывается диспозицией  ст. 233 УК и дополнительной квалификации по ст. 327 УК не требует. В тех же случаях, когда указанные действия сопряжены  с похищением выданного в установленном  порядке рецепта или иного  документа, дающего право на получение  наркотического средства или психотропного  вещества, содеянное надлежит квалифицировать  по совокупности ст. 233 и 325 УК.
С субъективной стороны преступление характеризуется  умышленной формой вины.
Субъект - лицо, документально оформляющее право  на получение и использование  наркотических средств или психотропных веществ. Это может быть должностное  и частное лицо, достигшее 16-летнего  возраста. 

1.2. История развития  уголовного законодательства  о преступлениях связанных с незаконным оборотом наркотиков 

В России употребление наркотиков до XX в. не представляло существенной опасности, и об этом свидетельствует  текст Уголовного Уложения 1864 г., где не имеется ни одной статьи, предусматривающей ответственность за незаконный оборот наркотиков. Традиционной, истинно русской бедой было пьянство, с которым государство боролось различными способами, в том числе уголовно-правовыми.
Опасность широкого распространения наркотических  средств реально стала восприниматься в первой половине XX в., когда негативные последствия этого процесса стали  принимать угрожающие размеры.
Вступление России в первую мировую войну привело  к распространению кокаинизма. Можно  выделить несколько причин распространения  кокаинизма: разруха, бедственное положение  народа, практически бесконтрольное использование кокаина в военных  госпиталях. Сложившаяся ситуация требовала  применения ряда мер для ограничения, распространения кокаина. Так, Декретом СНК от 8 апреля 1918 г. «О передаче запасов  опия» сырье, которое находилось на фармацевтических заводах России, было передано народному комиссариату финансов [5.-C.22]. Однако предпринятые меры существенно не изменили обстановку, так как к этому времени  широкое распространение приобрел гашиш.
Правительство Советской России уже в первые месяцы своего существования вплотную столкнулось с проблемой наркомании в стране. Всплеск наркотизма и  связанной с ним преступности был прямым следствием социальных антагонизмов, особенно резко обозначившихся в  послереволюционный период. Владельцы  аптек и фармацевтических предприятий, не желая мириться с экспроприацией собственности, организовали поставки на "черный рынок" огромного количества наркотических препаратов, наживая  немалые барыши и заодно рассчитывая  вызвать массовые беспорядки. К причинам роста наркотизма в стране можно  отнести и существовавший в 20-е  годы запрет алкоголя, который объективно способствовал переключению части  алкоголизированного населения  на наркотические средства. О серьезности  проблемы в тот период свидетельствует  хотя бы то обстоятельство, что Совет  Народных Комиссаров предписанием от 31 июня 1918 г. "О борьбе со спекуляцией  кокаином" вменил в обязанность  правоохранительным органам вести  борьбу с преступностью, связанной  с наркотиками. Разрешенные посевы опийного мака и заготовка опия-сырца  были сосредоточены на территории Киргизии, входившей в Семиреченскую область. Посев опийного мака в других местах Туркестана и на Дальнем Востоке  был прекращен. 2 июня 1919 г. был издан  Приказ № 2 Реввоенсовета Семиреченской области, согласно которому лица, замеченные в продаже или употреблении опиума и анаши, предавались суду как враги советской власти.
Декретом ВЦИК и СНК от 27 июля 1922 года к лицам, виновным в хранении, покупке и  продаже опия, трубок и других приспособлений для его курения не в виде промысла, в предоставлении помещения для  употребления наркотиков, применялись  меры административного наказания  в виде штрафа в размере до 300 золотых  рублей или принудительных работ  от 1 до 3 месяцев. 9 апреля 1924 г. по предложению  ВЦИК и СНК Президиумом Госплана СССР была создана специальная комиссия для организации борьбы с распространением наркотических средств. 22 декабря 1924 г. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР была введена уголовная ответственность  за распространение наркомании
Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., в котором впервые  были сформулированы и приведены  в систему все нормы советского уголовного права, не содержал специальной  статьи, предусматривающей уголовную  ответственность за преступления, связанные  с наркотическими средствами. Однако за такие преступные действия, как  уклонение от сдачи и несдача  государству в соответствии с  договорными условиями опия, виновные привлекались к уголовной ответственности  в соответствии со ст. 10 УК по аналогии <6> со ст. 139 УК, которая предусматривала  ответственность за "скупку и  сбыт в виде промысла продуктов, материалов, изделий, относительно которых имеется  специальное запрещение или ограничение"
Этот пробел частично устранил Декрет ВЦИК и СНК  СССР от 22 декабря 1924 г., включивший пункт "д" в ст. 140 УК, которым предусматривалась  уголовная ответственность "за изготовление и хранение с целью сбыта и  самый сбыт кокаина, опия, морфия, эфира  и других одурманивающих веществ  без надлежащего разрешения" в  виде наказания - лишение свободы  на срок до трех лет с конфискацией части имущества или без таковой  и с воспрещением проживания в  Москве, Ленинграде, в пограничной  полосе и портовых городах на срок не свыше трех лет. Частью второй этой же статьи предусматривалась ответственность  за "то же преступление, совершенное  в виде промысла, а равно содержание притонов, в коих производится сбыт и потребление кокаина, опия, морфия и других одурманивающих средств". Каралось такое преступление лишением свободы на срок не менее трех лет  со строгой изоляцией, конфискацией всего имущества, поражением в правах, с воспрещением проживания по отбытии  наказания в пограничной полосе на срок до трех лет.
Хотелось бы отметить, что первая советская уголовно-правовая норма предусматривала, с одной  стороны, достаточно суровую ответственность  за сбыт наркотиков, занятие незаконными  операциями с наркотиками в виде промысла и притоносодержательство, а с другой - была социально обоснованна. Репрессии были направлены не на потребителей, а на наиболее опасных преступников - сбытчиков и притоносодержателей. По ст. 136 УК РСФСР 1922 г., предусматривающей  наказание за "нарушение положений, регулирующих проведение в жизнь государственной монополии" <10>, привлекались к уголовной ответственности лица за самовольный посев опийного мака и посев его больше разрешенной нормы. Позже Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 октября 1934 г. и Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 1 декабря 1934 г. было запрещено возделывание на территории СССР опийного мака и индийской конопли без специального на то разрешения <11>. Нарушение влекло за собой уголовную ответственность.
Целенаправленная  уголовно-правовая борьба с незаконным оборотом наркотиков получила свое дальнейшее развитие в уголовно-правовых нормах, включенных в УК РСФСР 1926 г., а также  в ряде директивных документов, направленных на профилактику распространения наркомании, упорядочение получения и распределения  наркотических средств. Статья 104 УК РСФСР предусматривала ответственность  за изготовление и хранение с целью  сбыта и сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ  без надлежащего разрешения в  виде лишения свободы или исправительно-трудовых работ на срок до одного года. Указанные  действия в виде промысла карались лишением свободы со строгой изоляцией  на срок до трех лет. В данной норме  сохранялась преемственность диспозиции, однако по сравнению со ст. 140-д УК РСФСР 1922 г. значительно было снижено  наказание. Возможно, это объяснялось  наметившимся в тот период снижением  наркотизации населения, определенными  успехами в борьбе с наркобизнесом  в стране либо общими тенденциями  гуманизации уголовной политики.
Наряду с указанными статьями в уголовном законодательстве Постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 мая 1928 г. "О мерах по регулированию  торговли наркотическими веществами" было запрещено свободное обращение  в пределах страны кокаина (и его  солей), гашиша, опия, морфия, героина, пантопона, дионина (и его солей). Было введено  правило, согласно которому количество наркотических средств для лечебных целей должно было ежегодно определяться наркомздравами союзных республик. Перечень предприятий-изготовителей  и порядок торговли наркотическими средствами устанавливались законодательством  союзных республик.
В 20 - 30 годы органы внутренних дел приобрели определенный опыт в деле предупреждения и пресечения наркопреступлений, чему в немалой  степени способствовало упорядочение антинаркотического законодательства. Принятие Постановления ВЦИК и СНК  СССР от 27 октября 1934 г., в дополнение Постановления ЦИК и СНК от 23 мая 1928 г., можно условно считать  началом второго этапа законодательных  мер, регламентирующих борьбу с распространением наркомании. Данным Постановлением на территории СССР был запрещен посев  опийного мака и индийской конопли, за исключением государственных  посевов, урожаи которых шли на нужды  медицины и на научные исследования. В последующем оно послужило  юридическим основанием для полного  запрещения на территории СССР посевов  опийного и масличного мака, индийской, южно-маньчжурской, южно-чуйской, южно-архонской, южно-краснодарской конопли и других наркотикосодержащих растений.
29 января 1936 г.  СССР присоединился к Международной  конвенции о наркотических средствах  1925 г., которая определяла основные  правила ввоза, вывоза, продажи,  распределения и применения наркотических  средств, исходя из научных  и медицинских потребностей конкретной  страны. К этому времени отечественное  законодательство уже содержало  соответствующие названной Конвенции  правовые нормы, поэтому его  коррекции не потребовалось и  в течение последующих двух  десятилетий каких-либо изменений  в антинаркотическом законодательстве  не производилось. Однако, несмотря  на повышенное внимание органов  власти и советского общества  к проблеме наркомании, в первые  годы советской власти сократить  потребление и распространение  наркотиков не удалось, хотя  получалось удерживать его в  разумных пределах, когда незаконное  потребление наркотиков не имело  характера наркоэпидемии и не  представляло серьезной угрозы  для безопасности страны в  целом.
Постановлением  ВЦИК и СНК СССР «О мерах по регулированию  торговли наркотическими веществами»  от 23 мая 1928 г. было запрещено свободное  обращение в пределах СССР кокаина, его солей, гашиша, опия, морфия, героина, деонина и их солей. Было установлено, что количество упомянутых средств, необходимых для лечебных целей, должно определяться соглашением.
Народными комиссариатами здравоохранения союзных республик  приведен перечень предприятий, имеющих  право производить или передавать упомянутые вещества, а также порядок  торговли этими веществами на территории Союза СССР . Постановлением ВЦИК СНК СССР «О запрещении посевов опийного мака и индийской конопли» от 27 октября 1934 г. на территории СССР запрещен посев опийного мака и индийской конопли, за исключением тех посевов, урожаи которых идут на покрытие медицинских и научных потребностей государства. После принятия данного постановления УК РСФСР был дополнен ст. 179-а, которая устанавливала уголовную ответственность за производство посевов опийного мака и индийской конопли без соответствующего разрешения. Эта статья устанавливала наказание в виде лишения свободы на срок до двух лег или исправительные работы сроком до одного года с обязательной конфискацией посевов.
Как указывают  М.П. Сальников и М.С. Хруппа, это  была одна из первых уголовно-правовых норм, направленных на устранение причин, которые способствовали незаконному  изготовлению наркосодержащих веществ .
Приведенные нормы  позволили правоохранительным органам  активизировать борьбу с преступлениями, связанными с наркотиками, что. по мнению ученых, привело к резкому сокращению их незаконного предложения на «черном  рынке». Вследствие этого наркотизм  в конце 30-х годов перестал быть социальной проблемой.
В 1968 г. СССР присоединился  к Единой конвенции о наркотических  средствах 1961 г. и в УК РСФСР 1960 г. была предусмотрена ответственность  в сфере незаконного оборота  наркотиков - ст. 224-1. 225-1, 226-1.
Современную картину  борьбы уголовно-правовыми мерами с  незаконным распространением наркотиков необходимо рассматривать с учетом положений международной Единой Конвенции о наркотических средствах  от 30 марта 1961 г. (ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 14 декабря 1964 г.), а также Конвенции ООН  «О борьбе против незаконного оборота  наркотических средств и психотропных веществ» от 20 декабря 1988 г., ратифицированной Верховным Советом СССР 9 октября 1990 г. В этих документах перечислены  наркотические средства, находящиеся  под международным контролем.
Основные положения  деятельности, связанной с наркосодержащими веществами, регламентированы Федеральным  законом от 8 января 1998 г. «О наркотических  средствах и психотропных веществах».
Данный документ состоит из семи глав, включающих в  себя 61 статью. В той его части, где описываются Общие положения (ст. 1 законопроекта), определяются термины, обретающие законодательную силу [27.- C. 6]. К ним относятся такие понятия, как наркотические средства, психотропные вещества.
Г.Н. Драган и  Б.Ф. Калачев обратили внимание на некоторые  слабые стороны рассматриваемого нормативного акта .
Упоминания о  сильнодействующих или одурманивающих веществах в законопроекте не имеется. Этот пробел может привести к различным коллизиям, связанным  с конкуренцией между федеральной  властью и региональными властями, особенно в вопросах, сопряженных  с производством, лицензированием, приватизацией и регистрацией предприятий, осуществляющих такое производство, хранением, реализацией и другими  действиями с сильнодействующими веществами .
В Федеральном  законе (ч. 1 ст. 4) специально оговаривается  направленность государственной политики «на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное  сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ». К сожалению, умолчание  относительно государственного контроля в целях постепенного сокращения числа больных токсикоманией  существенно снижает профилактический потенциал Федерального закона. Между  тем последние социологические  опросы выявляют неуклонное увеличение доли потребителей препаратов, относимых  к сильнодействующим веществам, а отчасти к токсикантам (растворителям, бензину и т. п.). Известная доля потребителей допускает совершение общеуголовных преступлений, административных проступков как в состоянии токсикоманического опьянения, так и в целях добывания  средств на приобретение сильнодействующих  веществ, реже токсикантов.
Заметна в Федеральном  законе терминологическая несогласованность  с уже действующими законами. Так, в ст. 5 Федерального закона перечисляются  основные виды деятельности, на которые  распространяется монополия государства, например, культивирование растений. Между тем в ч. 1 ст. 231 УК РФ -- «Незаконное  культивирование запрещенных к  возделыванию растений» -- помимо слова  «культивирование» упоминается  также (как самостоятельные понятия) посев или выращивание наркотикосодержащих  культур. Получается, что посев или  выращивание, не оговоренные ни в  ст. 5 законопроекта, ни в ст. 1, где  приводятся основные понятия, как бы не подпадают под государственную  монополию и находятся в сфере  иного, законодательно не очерченного круга деятельности.
С начала 70-х  годов в законодательстве СССР и  Российской Федерации наблюдается  усиление ответственности за незаконные действия с наркотиками, Основными  документами принятыми в пот  период были:
-- Указ Президиума  Верховного Совета СССР «Об  усилении борьбы с наркоманией»;
-- Постановление  Пленума Верховного Суда РСФСР  «О судебной практике по применению  к осужденным алкоголикам и  наркоманам предупредительных мер  медицинского характера» от 20 декабря  1973 г. с изменениями, внесенными  постановлением Пленума от 24 декабря  1985 г. № 10 (в редакции постановления  Пленума от 21 декабря 1993 г. № И) :
-- Постановление  Пленума Верховного Суда СССР  «О судебной практике по делам  а хищениях наркотических средств,  незаконном изготовлении и распространении  наркотических, сильнодействующих  и ядовитых веществ» от 26 сентября 1975 г.;
-- Постановление  Пленума Верховного Суда РСФСР  «О практике расследования судами  Российской Федерации дел об  ограничении дееспособности граждан,  злоупотребляющих спиртными напитками  или наркотическими веществами»  от 04 мая 1990 г. (в редакции постановления  Пленума от 21 декабря 1993 г. №11) ;
-- Постановление  Пленума Верховного Суда РФ  «(9 судебной практике по делам  о преступлениях, связанных с  наркотическими средствами, психотропными  сильно действующими и ядовитыми  веществами» от 27 мая 1998 г.
24 мая 1996 г.  был принят новый уголовный  Кодекс, который вступил в действие  с 1 января 1997 г. В нем уголовная  ответственность за незаконный  оборот наркотиков и другие  преступления с ними предусмотрена  ст. 228-233 и рядом других.
С принятием  указанных законов и иных наркотических  актов действующее законодательство приведено в соответствие с международно-правовыми  актами и играет положительную роль в предупреждении, пресечении, раскрытии, расследовании и разрешении преступлений, предметом которых являются наркотики  и психотропы. 

Глава II. Незаконные действия с наркотическими средствами и их хищение
2.1.  Незаконные приобретение, хранение, перевозка,  изготовление, переработка  наркотических средств,  психотропных веществ  или их аналогов
Объективные признаки (объект и объективная сторона)
Опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что оно посягает на общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения, а также на установленный государством порядок оборота наркотических  средств и психотропных веществ. Учитывая его распространенность и  причиняемый вред, мировое сообщество прилагает совместные усилия в борьбе с ним, создавая для этого соответствующую  правовую базу. Так, следует отметить Единую конвенцию о наркотических  средствах 1961 г. (с поправками, внесенными Протоколом 1972 г. «О поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года»); Венскую конвенцию о  психотропных веществах 1971 г.; Конвенцию  ООН о борьбе против незаконного  оборота наркотических средств  и психотропных веществ 1988г.
Основы государственной  политики Российской Федерации в  сфере оборота наркотических  средств и психотропных веществ  и в области противодействия  их незаконному обороту определены в Федеральном законе от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах  и психотропных веществах» (в ред. от 30 июня 2003 г.), в Постановлении  Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 15 июня 2006 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и  ядовитыми веществами».
Видовым объектом этого преступления является здоровье населения и общественная нравственность. Групповым и основным непосредственным объектом -- здоровье населения.
В качестве дополнительного  объекта данного состава преступления, является здоровье конкретной личности. Связано это с тем, что приобретение, хранение, перевозка, изготовление и переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов осуществляется без цели сбыта, т.е. для собственного потребления. А немедицинское потребление наркотиков существенным образом нарушает физическое и психическое здоровье личности.
В соответствии со ст. 228 УК предметом преступления являются:
а) наркотические  средства;
б) психотропные вещества;
в) их аналоги.
Наряду с ними в Законе «О наркотических средствах  и психотропных веществах» говорится  и о прекурсорах наркотических  средств и психотропных веществ.
К наркотическим  средствам Федеральный закон  от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических  средствах и психотропных веществах" // "Российская газета", N 7, 15.01.1998 относятся вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами России, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.
Психотропными веществами являются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством  РФ, международными договорами России, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г., Конвенцией ООН о  борьбе против незаконного оборота  наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
Аналоги наркотических  средств и психотропных веществ - это запрещенные для оборота  в России вещества синтетического или  естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств  и психотропных веществ, психоактивное  действие которых они воспроизводят.
Прекурсорами  признаются вещества, используемые при  производстве, изготовлении, переработке  наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических  средств и психотропных веществ  и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством  РФ, международными договорами России, в том числе Конвенцией ООН  о борьбе против незаконного оборота  наркотических средств и психотропных веществ 1988г.
Наркотические средства и психотропные вещества, а также их аналоги обладают двумя  признаками. Первый признак - медицинский (биологический, фармакологический). Суть его заключается в фармакологических свойствах данных веществ, механизме, эффекте их воздействия на человеческий организм. В медицине наркоманией признается болезненное пристрастие человека к одурманивающим веществам. Поэтому с медицинской точки зрения наркотические средства -- это средства, оказывающие одурманивающее воздействие на организм человека. Однако одурманивающим воздействием обладают не только наркотические средства и психотропные вещества, но и целый ряд других веществ. В психиатрии, например, выделяют алкоголизм как болезненное пристрастие к такому одурманивающему веществу, как этиловый спирт, никотинизм, означающий пристрастие к табаку, и ряд других токсикомании. Поэтому для определения понятия наркотических средств и психотропных веществ следует обратиться к юридическому признаку.
Второй признак - юридическийС этой точки зрения наркотическими средствами и психотропными веществами признаются такие одурманивающие вещества, которые признаны в качестве таковых официальными органами и взяты ими под контроль в качестве наркотических и психотропных.
Поскольку преступления, связанные с оборотом наркотиков, являются преступлениями международного характера, постольку понятие и  перечень наркотических средств  определяется прежде всего в документах международного права. Российская Федерация  подписала и ратифицировала следующие  международные договоры по борьбе с  наркотическими средствами и психотропными  веществами:
- Единую конвенцию  о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными Протоколом 1972 г. к этой Конвенции;
- Конвенцию о  психотропных веществах 1971 г., Конвенцию  ООН о борьбе против незаконного  оборота наркотических средств  и психотропных веществ 1988г.
Важность названных  конвенций объясняется тем, что  они содержат списки веществ, признаваемых в качестве наркотических средств  и психотропных веществ.
Единая конвенция  о наркотических средствах содержит списки I--IV, включающие в себя перечень наркотических средств, в том  числе препараты, находящиеся под  международным контролем. Конвенция  о психотропных веществах -- списки I--IV, включающие перечень психотропных веществ. Наконец, Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических  средств содержит таблицы I и II, перечисляющие  препараты, часто используемые при  изготовлении наркотических средств  и психотропных веществ и потому нуждающиеся в международном  контроле.
Однако государственный  суверенитет предполагает, что государство  должно выполнять свои международные  обязательства, используя нормы  национального законодательства. В  связи с этим юридический признак  наркотических средств и психотропных веществ имеет свое выражение  и в национальном законодательстве России. На территории России правом признания  того или иного вещества наркотическим  средством или психотропным веществом  предоставлено Правительству РФ путем установления перечней (списков) наркотических средств,
психотропных  веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю на территории России.
В данный момент Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации  утвержден постановлением Правительства  РФ от 30 июня 1998 г. № 681.
В Российской Федерации  действует три списка наркотических  средств и психотропных веществ, признанных таковыми по законодательству России. Список I содержит перечень наркотических  средств и психотропных веществ, оборот которых в России запрещен в соответствии с законодательством  Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Данный перечень включает в себя более 150 наименований веществ синтетического и природного прохождения, в том числе лекарственных  препаратов и растений, отнесенных к категории наркотических средств, среди которых марихуана, гашиш, героин и др. Перечень психотропных веществ в Списке I включает в  себя более 10 наименований.
Список II содержит перечень наркотических средств  и психотропных веществ, оборот которых  в Российской Федерации ограничен  и в отношении которых устанавливаются  меры контроля в соответствии с законодательством  Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Список II включает в себя те наркотические средства и психотропные вещества, которые  одновременно отнесены к лекарственным  средствам, среди них -- кофеин, морфин, кодеин, омнопон и др.
Список III включает психотропные вещества, оборот которых  в Российской Федерации ограничен  и в отношении которых допускается  исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством  Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно постановлению  Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам  о преступлениях, связанных с  наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» предметом данных преступлений должны признаваться и те новые вещества, которые решением Комиссии ООН по наркотическим средствам признаны наркотическими средствами и психотропными веществами на международном уровне, но еще не включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденный постановлением Правительства РФ.
Пленум Верховного Суда РФ, обобщая судебную практику по делам о преступлениях, связанных  с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми  веществами, разъяснил судам, что  для определения вида средства и  вещества (наркотическое, сильнодействующее  или ядовитое), их названий, свойств, а также для установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотические  средства, требуются специальные  познания, в связи с чем суды должны располагать экспертным заключением  либо заключением специалиста, полученными  в соответствующих экспертных учреждениях, имеющих согласно действующему законодательству, право на производство подобных экспертиз  Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 15 июня 2006 г. «О судебной практике по делам  о преступлениях, связанных с  наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми  веществами» // "Российская газета", N 137, 28.06.2006.
В ст. 228 УК РФ установлена  ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку  без цели сбыта наркотических  средств или психотропных веществ  в крупном размере.
Крупный размер определяется несколькими критериями -- количеством, весом (объемом) данных веществ и их свойствами, степенью воздействия на организм человека. Крупный и особо крупный размер наркотических средств и психотропных веществ утверждается постановлением Правительства РФ.
В настоящее  время действуют размеры, утвержденные постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. № 76. Наркотические средства и психотропные вещества нередко  находятся в смесях с другими  наркотическими либо нейтральными или  фармакологически активными средствами. Решение вопроса об отнесении  смесей к крупным или особо  крупным размерам в этом случае вызывает на практике значительные сложности. В  вышеуказанном постановлении Пленума  Верховного Суда РФ подчеркивается, что  этот вопрос судами должен решаться следующим  образом:
1) если в состав  смеси входит одно наркотическое средство или психотропное вещество, включенное в Список I, а также кокаин или кокаина гидрохлорид, то крупный и особо крупный размер определяются из веса всей смеси, при условии, что данная смесь предназначена для немедицинского потребления;
2) если в состав  смеси входит несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Список I, a также кокаин или кокаина гидрохлорид, то крупный и особо крупный размер предмета определяется весом всей смеси по признакам того наркотического средства или психотропного вещества, для которого установлены наименьшие показатели крупного или особо крупного размера в постановлении Правительства РФ;
3) если в состав  смеси входит одно наркотическое средство или психотропное вещество, входящее в Список II (за исключением кокаина и кокаина гидрохлорида) или в Список III в смеси с нейтральным веществом (наполнителем), крупный и особо крупный размер определяются с учетом веса только наркотического средства или психотропного вещества, без учета веса наполнителя;
4) если лицо  совершает действия, входящие в  объективную сторону состава  преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ, одновременно с несколькими  видами наркотических средств  или психотропных веществ, то  крупный размер определяется  относительно каждого вещества  по отдельности без их сложения. Если же вес каждого вещества  по отдельности не достигает  крупного размера, возможно наступление  только административной ответственности.
Объективная сторона  рассматриваемого преступления может  выражаться в альтернативно указанных  действиях, совершаемых незаконно:
а) приобретении;
б) хранении;
в) перевозке;
г) изготовлении;
д) переработке  наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
Незаконным приобретением  П. 6 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 15 июня 2006 г. «О судебной практике по делам  о преступлениях, связанных с  наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми  веществами» // "Российская газета", N 137, 28.06.2006 без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов надлежит считать их получение любым способом, в том числе покупку, получение в дар, а также в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или их частей, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (в том числе на землях сельскохозяйственных и иных предприятий, а также на земельных участках граждан, если эти растения не высевались и не выращивались), сбор остатков находящихся на неохраняемых полях посевов указанных растений после завершения их уборки.
Не образует объективную сторону рассматриваемого преступления лишь два способа приобретения наркотических средств или психотропных веществ -- их хищение любым способом или вымогательство, поскольку указанные  способы приобретения квалифицируются  по ст. 229 УК РФ.
Под незаконным хранением П.7 Постановление Пленума  Верховного Суда Российской Федерации  № 14 от 15 июня 2006 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных  с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми  веществами» // "Российская газета", N 137, 28.06.2006 без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов следует понимать действия лица, связанные с незаконным владением этими средствами или веществами, в том числе для личного потребления (содержание при себе, в помещении, тайнике и других местах). При этом не имеет значения, в течение какого времени лицо незаконно хранило наркотическое средство, психотропное вещество или их аналоги. Также не имеет значения место хранения наркотиков -- при себе, в помещении, в тайниках или в других местах.
Чаще всего  приобретение предшествует хранению, однако в некоторых случаях данные деяния могут совершаться разными  лицами, поскольку диспозиция данной статьи является альтернативной, совершение любого из этих действий образует состав преступления.
Под незаконной перевозкой П. 8 Постановление Пленума  Верховного Суда Российской Федерации  № 14 от 15 июня 2006 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных  с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми  веществами» // "Российская газета", N 137, 28.06.2006 следует понимать умышленные действия лица, которое перемещает без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспорта или какого-либо объекта, применяемого в виде перевозочного средства, а также в нарушение общего порядка перевозки указанных средств и веществ, установленного статьей 21 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Не подпадает  под признаки незаконной перевозки  хранение лицом во время поездки  наркотического средства или психотропного  вещества в небольшом количестве, предназначенного для личного потребления.
В соответствии с вышеназванным постановлением Пленума Верховного Суда РФ вопрос о наличии в действиях лица состава незаконной перевозки и  об отграничении указанного состава  преступления от незаконного хранения наркотического средства или психотропного  вещества во время поездки должен решаться судом в каждом конкретном случае с учетом направленности умысла, цели использования транспортного  средства, количества, размера, объема и места нахождения наркотических  средств или психотропных веществ  и всех других обстоятельств дела. Следует признать, что действующая  редакция ст. 228 УК РФ не делает проблему отграничения незаконной перевозки  от незаконного хранения настолько  принципиальной, как это было ранее  при старой редакции данной статьи.
Указанные выше действия могут совершаться как  фактическим владельцем наркотических  средств или психотропных веществ, так и иными лицами, "курьерами". В последнем случае квалификация действий виновного будет зависеть от того, знало ли лицо, выполняющее  курьерские функции, о сущности поручения  или нет. При осведомленности "курьера" о характере поручения отправитель  должен нести ответственность как  организатор такой перевозки, в  случае же отправки данных средств  или веществ с помощью лица, которому не известен характер перемещаемого  груза, его действия следует рассматривать  как исполнение незаконной пересылки  наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228.1 УК).
Под незаконным изготовлением П. 9 Постановление  Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 15 июня 2006 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и  ядовитыми веществами» // "Российская газета", N 137, 28.06.2006 наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов следует понимать совершенные в нарушение российского законодательства умышленные действия, направленные на получение из наркотикосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ одного или нескольких готовых к использованию и потреблению наркотических средств или психотропных веществ, из числа включенных в вышеназванный Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
При этом по смыслу действующей редакции ст. 228 УК РФ изготовление не охватывает собой производство наркотических  средств или психотропных веществ, ответственность за которое устанавливается  ст. 228' УК РФ.
Незаконной переработкой П. 10 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 15 июня 2006 г. «О судебной практике по делам  о преступлениях, связанных с  наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми  веществами» // "Российская газета", N 137, 28.06.2006 наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов признаются совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, направленные на рафинирование (очистку от посторонних примесей) твердой или жидкой смеси, содержащей одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, либо на повышение в такой смеси (препарате) концентрации наркотического средства или психотропного вещества. К переработке указанных средств и веществ Закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" относит также действия, в результате которых на основе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров получены вещества, не являющиеся наркотическими средствами или психотропными веществами.
При этом следует  иметь в виду, что не признаются изготовлением или переработкой такие действия, как измельчение, высушивание, растирание наркотикосодержащих  растений, растворение наркотических  средств, психотропных веществ или  их аналогов водой, без дополнительной обработки путем выпаривания, рафинирования, возгонки и другими подобными  действиями, в результате которых  не меняется химическая структура вещества.
Для правильного  решения вопроса о признании  действий незаконным изготовлением  или переработкой наркотических  средств, психотропных веществ, их прекурсоров  или аналогов суды в необходимых  случаях должны иметь заключение эксперта о виде полученного средства или вещества, его названии, способе  изготовления или переработки.
Приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка  наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта влекут уголовную ответственность только в случае их незаконности. В медицине выделяют медицинское и немедицинское  потребление наркотиков. Медицинское  потребление наркотиков возможно при  назначении врачами наркотических  средств или психотропных веществ  в качестве обезболивающих средств  во время операции и в послеоперационный  период при некоторых заболеваниях, а также в качестве сильных  снотворных, нейролептиков, антидепрессантов. Приобретение, хранение и перевозка  наркотических средств или психотропных веществ либо их аналогов даже в  крупных размерах по назначению врача не образуют состава данного преступления.
Законными также  могут быть действия по приобретению, хранению, перевозке, изготовлению и  переработке наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в целях их использования в  ветеринарии, в научных и учебных  целях, в экспертной и оперативно-розыскной  деятельности. Законность либо незаконность данных действий определяется на основании  положений Закона о наркотических  средствах и психотропных веществах, Положения о порядке лицензирования деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, ряда других подзаконных нормативных  актов.
Преступление  признается оконченным с момента  совершения хотя бы одного из указанных  в данной статье действий.
Субъективные  признаки (субъективная сторона и  субъект)
Субъективная  сторона характеризуется прямым умыслом и отсутствием цели сбыта  наркотических средств или психотропных веществ. Об отсутствии таковой свидетельствуют  количество и объем приобретенных  и хранимых предметов, а также  факт употребления данных веществ самим  лицом. Таким образом, лицо осознает, что незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает либо перерабатывает наркотические средства или психотропные вещества без цели их сбыта, для собственного потребления и желает совершить  эти действия.
Субъектом данного  преступления являются вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста.
 Квалифицирующие  признаки и примечания
Часть 2 ст. 228 УК РФ устанавливает уголовную ответственность  за приобретение, хранение, перевозку, изготовление или переработку без  цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в особо крупном размере.
Согласно примечанию к ст. 228 УК РФ особо крупные размеры  утверждаются постановлением Правительства  РФ. Ныне они предусмотрены вышеуказанным  постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. № 76.
В примечании 1 к  ст. 228 УК Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15 ноября 2009 год
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.