На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теневая экономика и налоговая преступность

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

1. Введение
2. Теневая экономика  в СССР
3. Факторы увеличения  объёма теневой экономики
4. Негативные  последствия экономики переходного  периода
5. Структура  теневой экономики
6.Теневая экономика  и налоговая преступность
    6.1. Неучтённые  операции
    6.2. Сокрытие  части оборота
    6.3 Псевдооперации
7. Практикуемые  подходы к «высветлению» теневой  экономики
8. Заключение
9. Список используемой  литературы
 

1. Введение
Внимание российской общественности сегодня во многом приковано  к феномену теневой экономики. При этом значительно разнятся как взгляды на сущность этого явления, так и количественные оценки его масштабов. Вообще, теневая экономика – это реакция хозяйствующих субъектов на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела. Причём такая составляющая экономики, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме, присутствует в той или иной степени в экономике любой страны. В англоязычных странах это явление называется неофициальная, подпольная, скрытая экономика, во французских изданиях – подземная, скрытая экономика, в Германии – теневая.
Многие российские специалисты, как правило, склоняются к тому, что теневая экономика  охватывает три самостоятельных  понятия, три сектора:
1) подпольный  бизнес – запрещённые законом виды экономической деятельности: торговцы оружием и наркотиками, рэкетиры, наёмные убийцы, сутенёры и т.п.;
2) неофициальная  экономика – легальные виды  экономической деятельности, но  производство товаров и услуг  не фиксируется официальной статистикой (сокрытие от налогов, неформальная занятость и т.п.);
3) фиктивная  экономика – экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества, мошенничества.
В своей работе я хотел бы рассмотреть причины, породившие подобное угрожающее состояние российской экономики, попытаться найти хотя бы примерные пути выхода из тупика тотальной криминализации социально-экономических отношений.
 

2. Теневая  экономика в СССР
Существует точка  зрения, что реформы 90-х гг. являются экономическим «послесловием» к глубинным процессам роста теневой криминальной экономики, происходившим в годы застоя. Реформы лишь высвободили присущие теневой экономике автономные механизмы регулирования, связанные прежде всего с насилием.
В условиях командно-административной системы распределения существование побочных способов получения доходов было ответом на жёсткую централизацию государства. Позитивный аспект неформальных отношений на протяжении многих лет заключался в том, что такие формы отношений как
взаимопомощь, самоорганизация, самодеятельность являлись способом выживания (и остаются таковыми) значительной части населения и экономики страны в целом.
В качестве компенсирующего  противовеса, смягчавшего жёсткие  хозяйственные регламентации и  способствующего выживанию самой  огосударствленной системы, выступал негосударственный сектор. Он включал промысловую кооперацию (до 1960 г.), потребкооперацию, колхозы, личное подсобное хозяйство и т.д. Негосударственный сектор в определённом смысле создал правовые и материальные предпосылки функционирования (наряду с формальными) теневых отношений. Однако власти понимали, что без негосударственного сектора и неформальных отношений огосударствленная хозяйственная система не могла существовать.
Официально объемы подрядно-строительных работ в целом по стране в 1960-1980 гг. планировались существенно выше, чем имевшиеся в них учтённые производственные ресурсы. Но работавшие в то время неформальные бригады (часто преследуемые) создали практически всю сельскую производственную и бытовую инфраструктуру (коровники, бани, школы, магазины и т.п.).
Неформальные  отношения не без заинтересованности и участия властей «тонко»  вписывались в систему хозяйствования на протяжении всех лет существования  советской системы. При необходимости  они использовались властями в политических целях: в 30-е годы – в форме борьбы с неразоблачённым «кулаком»; в 60-70-е – с «частником», в 80-е – с «лицами, получающими нетрудовые доходы», в 90-е – с новыми предпринимателями – «кооператорами». Владельцы частных подсобных хозяйств периодически считались социальным злом, хотя длительное время продовольственный фонд в стране по многим продуктам рассчитывался и планировался без учёта потребностей сельского населения. Таким образом, самообеспечение считалось неформальным отношением.
Достаточно сложен анализ способов и видов хозяйствования, в которых проявлялись подлинные неформальные отношения. Каждый из носителей выбирал свои, удобные ему способы исходя из социально-экономических, территориальных, национальных и других особенностей, условий и традиций. России с её исторической тенденцией тяготения к коллективистским традициям, долгое время преобладающей формой самоорганизации населения и, соответственно, реализации неформальных отношений были (и остаются) присущи многообразные виды кооперации.
Во-первых, существовали неформальные кооперативы, которым  были присущи соответствующие принципы и черты: преобладание экономического равенства внутри кооператива, обособленность по отношению к другим организациям и защита своих групповых интересов. Во-вторых, были семейные образования с главенством лидера, действующего в интересах семьи.
Доходы, которые  контрагенты теневой экономики  получали в системе административного  распределения ресурсов, были весьма значительными: 31,8
млрд. руб. в 1975 г., 52,5 млрд. - в 1980; 74,3 млрд. - в 1985, 55,3 млрд. руб. - в первом полугодии 1989г. Соответственно по отношению к фонду оплаты
труда в СССР эти доходы составили: 13,8; 17,9; 21,1; 25,4%.
 

3. Факторы  увеличения объёма теневой экономики
Переход от системы  административного распределения ресурсов к рыночному механизму развития означает изменение динамики номинальных показателей. Он же (переход) способствует росту сферы «агрессивной координации», когда сделки заключаются под влиянием силы, минуя мораль и закон.
В ходе реформ был фактически ликвидирован механизм контроля власти со стороны общества. На сегодняшний день, к сожалению, нельзя дать ни достоверной оценки финансовых ресурсов, так как Минфин тщательно скрывает многие данные, ни выяснить объём приватизационной собственности. Впрочем, и в случаях вскрытия самых серьёзных злоупотреблений никаких санкций не применяется. На мой взгляд, всё это способствует криминальному распределению собственности и бюджетных денег.
Причём подобная сложившаяся экономическая система сложилась в таких странах как Филиппины, Мексика, Колумбия. И мировой опыт свидетельствует о том, что выйти из ловушки тотальной криминализации социально-экономических отношений довольно-таки трудно. Ведь если национальное богатство распределяется между кланами, имеет место некий вариант феодализма, при котором не действуют механизмы экономического роста.
Анализ причин происходящего приводит, к сожалению, к выводу о лидирующей роли государства  в процессе роста уровня теневой  экономики в стране. Приведу некоторые доказательства.
1992 г. российское  государство начало с того, что  фактически ликвидировало накопления  граждан. При спровоцированной  гиперинфляции практически не  было предпринято никаких мер  для того, чтобы сохранить трудовые  сбережения десятков миллионов людей в сберегательных банках. Параллельно произошла очень серьёзная криминализация финансового сектора. В том же 1992 г. Центробанк России распределял в условиях высокой инфляции кредиты под высокий отрицательный процент, и те, кто стоял «у кормушки», получили колоссальные доходы.
В 1993 г. развернулась спонтанная приватизация снизу, когда  всем было разрешено хватать государственное  имущество по принципу «кто первый». В результате в экономике возобладали  стереотипы чисто хищнического распределения: предпринимательская энергия была устремлена не на создание нового, наращивание экономической активности и повышение эффективности производства, а на передел имущества, что обеспечивало наибольшие барыши.
Наконец, в конце 1993 г. произошло, как известно, свёртывание демократических институтов, контроля власти над обществом. И после этого началась легализация криминальной деятельности. Если раньше деньги из бюджета воровали преимущественно в нелегальных формах, то, начиная с осени 1993 г., правительственные структуры пошли по пути легального предоставления незаконных льгот «придворным» коммерческим структурам.
Соответствующие примеры хорошо известны, их совокупность свидетельствует о том, что в  денежно-бюджетной сфере легализация  криминальных отношений - факт свершившийся.
Небезызвестная  денежная политика 1994 г. привела к  тому, что существенная часть хозяйственных  отношений постепенно трансформировалась и перешла в теневой сектор. Искусственно вызванный кризис ликвидности  в расчётах в реальном секторе  экономики привёл к тому, что предприятия стали широко практиковать бартер и расчёты наличными и, естественно, уходить от налогов.
В общем, этот небольшой  анализ показывает, что именно государству  и государственной политике мы обязаны  тем, что отечественная экономическая система погрузилась в «квазиколумбийское» состояние: в 1995 г. фактически
уже сформировались механизмы его устойчивого самовоспроизводства.
Существовала  точка зрения, согласно которой наличие  теневой экономики - прямое следствие  подавляющей нормальную хозяйственную жизнь административной системы управления, с устранением которой и переходом к рыночному хозяйствованию запрещённые и потому не регистрируемые сделки неизбежно легализуются и выйдут из «тени» в «свет». Сегодня наивность подобных надежд очевидна.
В 1992 г., когда  руководители предприятий требовали  от российского правительства индексации оборотных средств, на многих из них  имелись значительные запасы сырья  и материалов (неликвиды), оставшиеся в наследство от административной системы  распределения ресурсов. Эти запасы товарно-материальных ценностей составляли больше трети валового общественного продукта СССР в 1991 г., и торговля ими, в том числе вывоз за рубеж, осуществлялась весьма бойко (достаточно вспомнить «золотой» для отечественных товарно-сырьевых бирж период). Фактически имело место массовое «проедание» предприятиями их оборотных средств, а сегодняшняя «стабилизация» - это «проедание» уже средств основных: на большинстве предприятий о создании амортизационных фондов и каком-то поддержании прежнего уровня производственных мощностей ныне не идёт и речи. Именно
«экономия» за счёт «бесплатного» использования  основных средств представляет собой  главную особенность новейшего  этапа эволюции «теневой экономики».
 

4. Негативные  последствия экономики переходного периода
За спорами  последних лет о реформах и  контрреформах, о том, что преобразования идут плохо или вообще остановились, перестали замечать совершенно новую  социально-экономическую реальность. Реальность не столько перехода от централизованной к рыночной системе хозяйствования, сколько формирование устойчиво воспроизводящейся системы высококриминализованных экономических отношений, характеризующейся рядом признаков. Каких же?
Это прежде всего  огромный вес теневого (т.е. никак  в правовом смысле не регулируемого) сектора, огромная роль неформальных и внеправовых отношений. Колоссальные проблемы - почти тотальная коррумпированность госаппарата, низкая роль права и судебной системы, ее подчиненность административному аппарату и теневому капиталу.
Это, далее, образование  в экономической сфере кланов – устойчивых властно-хозяйственных  структур, имеющих, используя специфический  язык, «крышу» в виде того или  иного органа государственной власти, распоряжающихся крупными суммами  накопленного разными путями капитала и ведущих широкомасштабную коммерческую деятельность. Одно из следствий возникновения подобных кланов - блокирование конкуренции на финансовых рынках, на рынках основных товарных групп и даже во внешней торговле.
Другое печальное  следствие: формирование соответствующей олигархии - узкой прослойки людей, присваивающей связанные с клановым монополизмом колоссальные доходы, и вместе с тем - обнищание огромной части населения.
Третье следствие - перераспределение национального  дохода в пользу паразитического потребления. Мы видим, как оно растёт у рассматриваемой элитной группы, включая «подставное» потребление, связанное с развёртыванием охранных и других структур, обслуживающих кланы, тогда как народнохозяйственные сферы, обеспечивающие благосостояние большей части населения (индустрия народного потребления, здравоохранение, образование и т.п.), развиваются крайне медленно.
Четвёртое следствие - пресловутая утечка российских капиталов  за границу: ежегодно из России вывозится  за рубеж до 20 млрд. долл., по другим данным - около 60 млрд. долл. Вся эта система сегодня устойчиво воспроизводится, причём главный механизм её воспроизводства связан с тем, что сформировавшиеся кланы фактически доминируют в принятии общегосударственных экономико-политических решений и обладают абсолютной конкурентоспособностью в сравнении с любыми другими хозяйственными субъектами.
На полные обороты  запущены механизмы казнокрадства, не только скрытого, но и легального. «Классический» пример тут являет ситуация на рынке государственных обязательств, которые распределяются через обслуживающие бюджет привилегированные коммерческие банки под сверхвысокий реальный процент, а затем выкупаются Центральным банком России, осуществляющим чисто денежную эмиссию.
Фактически ликвидирован механизм контроля власти со стороны общества. Ни парламент, ни общественные организации не контролируют сегодня не только Правительство РФ в целом или Банк России, но и отдельные структуры исполнительной власти, скажем, Министерство финансов. Практически все эти государственные институты превратились в «государства в государстве». Нельзя дать ни достоверной оценки финансовой политики (ибо Минфин тщательно скрывает многие данные), ни прояснить картину приватизации собственности. Впрочем, и в случаях вскрытия самых серьёзных злоупотреблений никаких санкций не применяется.
Это способствует криминализированному распределению  собственности и бюджетных денег. И те кланы, которые в нём участвуют, обладают, стоит еще раз подчеркнуть, колоссальным монопольным преимуществом, а остальные хозяйствующие субъекты вынуждены либо как-то к ним пристраиваться, либо разоряться.
Последние, т.е. предприятия, которые, как и полагается в рыночной экономике, работают на свой страх и риск, законопослушны и  исправно платят налоги, не имея «крыши» во властных структурах и правоохранительных органах, по сути обречены на банкротство.
 

5. Структура  теневой экономики
Вообще в сложившихся  условиях общего высокого уровня налогообложения  и его явно неравномерного распределения  для значительной части предпринимателей остаются три алгоритма поведения. Первый: бросить «дело», свернуть производство, вывести капитал за границу. Предприниматели и промышленники выработали в этой связи следующий афоризм: «Мы патриоты, но не камикадзе».
Второй выход: пытаться получить те или налоговые льготы. При этом за получение прямых налоговых льгот чиновникам соответствующих уровней «надо платить», так что основа для коррупции налицо, о фактах которой упоминалось
выше.
Третий вариант: уклониться от уплаты налогов, применить наличные расчеты, уйти в «тень». В этом случае создаётся почва для криминализации экономических отношений: злоупотреблений государственных чиновников, с одной стороны, развития рэкета и бандитизма - с другой.
Что касается механизмов функционирования последнего алгоритма, то его
можно разделить  на два больших класса. Речь идёт об основных и своего рода вспомогательных (обслуживающих) механизмах. Первый класс  предполагает наличие «объекта эксплуатации», что, кстати, является характерным признаком «агрессивной координации». При этом в роли «дойных коров» выступают государство или крупное предприятие, соответствующие типичные схемы таковых.
Первая: при предприятии  создаются товарищества с ограниченной ответственностью (акционерные общества закрытого типа, частные и другие предприятия новых организационно-правовых форм), в число учредителей которых входят руководящие работники базового предприятия. Закупка ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве этих товариществ, так, что ресурсы обходятся предприятию дороже, чем при прямых связях, но члены товарищества в результате увеличивают свой личный доход. Схема является симметричной, действующей в обе стороны – продажа излишков сырья и материалов на сторону тоже осуществляется через подставные предприятия, имеющие и здесь свой процент.
Вторая: некая  коммерческая структура арендует у  базового предприятия производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную  продукции завода. В число работников, так или иначе задействованных  в этой  структуре,
входят сотрудники отдела сбыта завода, переадресовывающие наиболее выгодные заказы в «параллельное  предприятие».
Отмеченный второй класс механизмов охватывает операции по сокрытию полученных доходов от налогообложения государства. Здесь, собственно, теряются «концы» указанных выше сделок: превращаясь в наличность и валюту, доходы вкладываются в недвижимость и личное имущество, переводятся за рубеж. Данный круг сделок наиболее трудно фиксировать и изучать (быстрое становление новой отечественной банковской системы непосредственно связано с обслуживанием подобных операций).
Общая структура  любой финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместную «теневую деятельность», обычно включает: 1)предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и производственные операции; 2)банк; 3)«службу безопасности»; 4)связи, конституирующие группировку по тому или иному признаку. О каждом из этих элементов хотелось бы рассказать подробнее.
Одна и та же хозяйственная деятельность обычно ведётся российскими предпринимателями через несколько фирм. Это помогает решать проблему временной неплатёжеспособности их партнёров: неплатежи «сбрасываются» на одно из предприятий, которое и специализируется на их «расшивке». Кроме того, при помощи разветвлённой структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих партнёров (реорганизации и переделы собственности в группировках происходят регулярно).
Банк позволяет  оперативно переводить безналичные  деньги в наличные и наоборот, не говоря уж о других операциях. Бывают случаи, что в группировках аналогичную координирующую роль выполняет физическое лицо (ростовщик), однако это представляется скорее исключением, чем правилом.
«Служба безопасности»  имеет разные ипостаси: это и обычные  охранники, и спортивные секции, финансируемые группировкой, и «крыша» государственных органов управления. Кроме того, большинство группировок так или иначе стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах массовой информации, что можно расценивать как распространение заботы о своей безопасности на сферу общественного мнения.
Связи также  могут быть очень различными. В  этом качестве выступают: обычное (прямое или дальнее) родство, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских  организациях и государственных органах, землячество, этническая принадлежность.
Как представляется, структуры теневой экономики  в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на  максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных  издержках производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных Центробанку и «силовым министерствам», дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями, и т.п.
 

6.Теневая  экономика и налоговая преступность
Следует признать, что существующая налоговая система  носит  переходный характер и свои возможности исчерпала ещё в 1994 г., а сегодня она даёт возможность  для различных методов уклонения  от налогов. Я  хотел бы перечислить  несколько основных способов, не зависящих от вида налога, причём схема уклонения от других обязательных платежей, как правило, идентична способам уклонения от налога.
Сокрытие объектов налогообложения: ведение финансово-хозяйственной  деятельности без необходимой регистрации, постановки на учёт в органах Федеральной  налоговой службы или лицензии, в  том числе с использованием подложных  документов и документов фальшивых  фирм; неотражение финансово-хозяйственных сделок в бухгалтерском учёте; уничтожение бухгалтерских документов после совершения сделки; ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета других организаций или структурных подразделений без проводки по бухгалтерским счетам и др.
Занижение объектов налогообложения: внесение в бухгалтерские  документы искажённых данных; отнесение  части выручки на ненадлежащие бухгалтерские  счета; создание неучтённых излишков продукции  путем увеличения нормы убыли, необоснованного списания.
Сокрытие средств  от уплаты налогов при наличии  недоимки по налогам или с целью  неуплаты текущих налогов: создание искусственной дебиторской задолженности, отпуск товаров без предоплаты, в  том числе на реализацию, с намерением не возвращать выручку на счета фирм; перечисление выручки на счета зависимых структур, без уполномочивания их уплачивать соответствующие налоги и др.
Неправомерное использование льгот: введение основного  вида деятельности под видом льготированного, включение в основной штат неработающих пенсионеров-инвалидов и др.
 

6.1. Неучтённые  операции
К классическим теневым операциям относятся  ведение финансово-хозяйственной  деятельности без необходимой регистрации  или лицензии, без постановки на учёт или представления отчётных балансов ФНС, неучёт отдельных операций или уничтожение соответствующих бухгалтерских документов. Иногда в налоговую службу представляются балансы, свидетельствующие об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, однако оперативные данные и налоговые проверки показывают её наличие.
Анализ криминогенной  ситуации в налоговой сфере позволяет  мне сделать вывод об устойчивой тенденции роста числа преступлений, совершённых именно данными способами. В ход нередко идут поддельные документы, фиктивные печати и бланки, используются отдельные утерянные паспорта, адреса и фамилии других лиц.
Не менее популярным способом уклонения от уплаты налогов  путем проведения теневых сделок является их неотражение в бухучёте легально существующих предприятий. Основная задача последних состоит в том, чтобы надёжно скрыть произведённые  расчёты. Этим, как правило, и объясняются разновидности подобных теневых операций.
С 1996 года большое  распространение, особенно среди крупных  промышленных предприятий, получило перемещение  денежных средств через счета дочерних фирм и торговых партнёров. В этом случае принадлежащие предприятию денежные средств скрываются на счета и вступают в оборот в соответствии с устным или письменным договором между руководителями.
Также существует практика наличного расчёта между предприятиями. Использование сложных, непрямых расчётов само по себе не является криминалом. Часто это вынужденная реакция на недостаток оборотных средств. Вместе с тем они позволяют маскировать реальные сделки и создают возможность их неотражения в бухгалтерском учёте или сокрытия средств от уплаты в бюджет. Действия могут считаться теневыми только при условии выполнения последних условий.
 

6.2. Сокрытие части  оборота
Ко второй группе теневых операций относятся такие  коммерческие сделки, которые намеренно исполняются и отражаются в первичных и в бухгалтерских документах только частично, в итоге создаются неучтенная продукция или выручка. Для доказательства того, что создание неучтенной   продукции
является именно целью сделки, а не последствием сокрытия от  налогообложения
результатов реальной сделки, необходимо, чтобы сокрытая часть  оборота  была
выведена из того оборота, в котором она непосредственно  скрывалась, то  есть
с этой частью сокрытого  капитала должна совершиться новая  теневая операция.
      В бухгалтерских счетах или  первичных счетах могут также  не  отражаться
эпизоды  сделок.  Многие  контракты  заключаются,   например,   при   помощи
посредников и  передаются на исполнение третьим организациям. Но при этом  не
оформляется  в   письменной   форме   с   соответствующими   изменениями   и
дополнениями, хотя посредники получают вознаграждение от 3% до  6%,  которые
фактически уходят в «тень». Вывод сокрытой выручки  из легального  оборота  и
свидетельствует  о  теневом  характере  произведенной   сделки.   Происходит
сопутствующая теневая сделка. 

                             6.3 Псевдооперации 

      Этот  вид  теневой  операции  осуществляется  посредством   заключения
фиктивного  контракта  –  псевдосделки.  Суть  этого   способа   состоит   в
следующем: оформляется  фиктивная сделка, благодаря которой  денежные  средств
или товар, предусмотренный  к продаже, формально отражены в  учете  какой-либо
фирмы,  а  реально  оказываются  выведенными  в  теневой  оборот  или  вновь
легализуются  в другом финансово-хозяйственном обороте.  При  этом  инициатор
сделки уходит от любой  предусмотренной  законодательством  ответственности.
Ведь факта  налогового преступления или правонарушения  нет:  сделка  учтена,
перечисленные  средства  или  поставленный  товар  отражены  в   дебиторской
задолженности предприятия, с произведенной сделки начислены или  могут  быть
начислены все  необходимые налоги. А то, что  средств для  уплаты  налогов  не
оказалось,   -    проблема    налоговых    органов,    благо   существующая
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.