На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Краткая история развития Европейского союза (ЕС). Воздействие ЕС на экономику политическую ситуацию Франции. Позиции государств-членов Европейского Союза в отношении расширения ЕС на Восток. Отношение Франции к расширению ЕС в Юго-восточном направлении.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 04.07.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Курсовая работа
по теме:
Отношение Франции к расширению Европейского союза на Юго-восток
Содержание

Введение
1 Франция и Евросоюз
1.1 История развития Евросоюза
1.2 Франция и Евросоюз
2 Позиции государств-членов Европейского Союза в отношении расширения ЕС на Восток
3 Отношение Франции к расширению ЕС в Юго-восточном направлении
3.1 Франция и Македония
3.2 Франция и Хорватия
3.3 Франция и Турция
Заключение
Введение
Расширение Европейского союза открыто для любой европейской демократической страны со свободным рынком, имеющей желание и возможности для приведение законодательства в соответствие с правом ЕС. С момента основания Евросоюза как Европейского объединения угля и стали в 1952 году прошедшие расширения увеличили число стран-участников с шести до двадцати семи. Условия вступления включены в Копенгагенские критерии, согласованы в 1992 году и закреплены в Маастрихтском договоре (статья 49). Является ли страна европейской определяется политической оценкой, проводимой институтами ЕС.
В настоящий момент три страны имеют статус кандидата: Хорватия (подала заявку в 2003 году), Македония (в 2004) и Турция (в 1987), при этом Македония ещё не начала переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан подписали Соглашение о стабилизации и ассоциации, которое уже вступило в силу для Албании, Хорватии и Македонии и которое обычно предшествует подаче заявления на членство. Черногория, Албания и Сербия также подали заявление в декабре 2008, апреле 2009 и декабре 2009 соответственно, но Европейская комиссия ещё не вынесла по ним решений.
В настоящее время на повестке дня Евросоюза -- принятие Турции, Западных Балкан и Исландии. Турция имеет долгую историю евроинтеграции, и переговоры по вступлению могут занять ещё много лет. Страны Западных Балкан Евросоюз поручился принять после произошедших в них гражданских войн, и в данный момент одна страна уже вступила в ЕС, две являются кандидатами, три подали заявление, остальные заключили договоры ассоциации, предшествующие вступлению. Исландия недавно подала заявление на вступление, и, если сложные переговоры по рыболовству будут преодолены, ожидается быстрое принятие страны благодаря участию страны в договоре о Европейской экономической зоне.
В данной работе проанализируем именно три основные страны-кандидата (Хорватия, Македония и Турция). Рассмотрим историю развития Европейского Союза, развитие Франции как одного из главных членов ЕС и влияние ЕС на ее экономику.
Во второй главе дадим общую картину отношения ведущих игроков на Европейской сцене к расширению ЕС в юго-восточном направлении.
В третей главе охарактеризуем отношение к странам-кандидатам Франции - одного из главных игроков, как на мировой арене, так и в Европейском Союзе и отметим их шансы на вступление в Европейский Союз.
1 Франция и Евросоюз

1.1 История развития Евросоюза

Уже после первой мировой войны европейская идея присутствовала в политических дискуссиях, но не привела к конкретным шагам. Затем, после разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Процесс начался 9 мая 1950 года речью Роберта Шумана, Министра иностранных дел Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии.
Эта концепция была реализована в 1951 году Парижском Договором, установившим Европейское сообщество угля и стали с шестью странами-членами: Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Успех Договора воодушевил эти шесть стран расширить процесс на другие сферы.
В 1957 году Римский Договор установил Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Они, соответственно, были нацелены на создание таможенного союза и ломку внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядерной энергии в мирных целях.
В 1967 году произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ, в результате чего была создана базовая структура, признаваемая сегодня, с такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд.
Следующим краеугольным камнем в процессе европейской интеграции стал Маастрихтский Договор 1992 года, который определил три столпа Европейского Союза: первый - это Европейское Сообщество, два новых - это межправительственное сотрудничество в международной политике и в области безопасности, а также в правосудии и внутренних делах. Кроме того, Маастрихтский Договор определил рамки для единой валюты и большей политической интеграции.
Дальнейшие шаги обсуждались на Межправительственной конференции, которая началась в 1996 году в Турине и завершилась подписанием Амстердамского договора в июне 1997 года. Задачей следующего века будет расширение Европейского Союза и включение новых стран-членов - особенно из Центральной и Восточной Европы. На сегодняшний день членами ЕС являются.
Страны Евросоюза

Страна
Столица
1
Австрия
Вена
2
Бельгия
Брюссель
3
Болгария
София
4
Венгрия
Будапешт
5
Великобритания
Лондон
6
Германия
Берлин
7
Греция
Афины
8
Дания
Копенгаген
9
Ирландия
Дублин
10
Испания
Мадрид
11
Италия
Рим
12
Кипр
Никосия
13
Латвия
Рига
14
Литва
Вильнюс
15
Люксембург
Люксембург
16
Мальта
Валетта
17
Нидерланды
Амстердам
18
Португалия
Лиссабон
19
Польша
Варшава
20
Румыния
Бухарест
21
Словакия
Братислава
22
Словения
Любляна
23
Финляндия
Хельсинки
24
Франция
Париж
25
Чехия
Прага
26
Швеция
Стокгольм
27
Эстония
Таллин
Органы власти и политика Европейского союза
Европейский Союз построен на единственной в своем роде системе институтов.
Страны-члены ЕС передают полномочия в решении некоторых вопросов независимым институтам, которые представляют интересы Европейского Союза в целом, его государств-членов и граждан. По традиции Европейская Комиссия защищает интересы Союза в целом, в то время как каждое национальное правительство представлено в Совете Министров, а члены Европейского Парламента напрямую избираются гражданами ЕС. Таким образом, демократия и верховенство закона являются краеугольными камнями этой структуры.
Европейский Союз основан на верховенстве закона и демократии. Союз не является новым государством взамен существующих, его нельзя сравнить и с другими международными организациями. Страны-члены ЕС делегируют суверенитет общим институтам, представляющим интересы Союза как единого целого в вопросах, представляющих общий интерес. Все решения и процедуры вытекают из основных договоров, ратифицированных странами-членами.
Основными целями Союза являются:
· Создание европейского гражданства
· Обеспечение свободы, безопасности и законности
· Содействие экономическому и социальному прогрессу
· Утверждение роли Европы в мире
Руководство ЕС осуществляют пять институтов, каждый из которых играет свою конкретную роль:
· Европейский парламент (избираемый народами стран-членов);
· Европейский Совет (состоящий из правительств стран-членов);
· Европейская Комиссия (движущая сила и исполнительный орган);
· Суд (соблюдение закона);
· Палата аудиторов (надлежащее и законное управление бюджетом ЕС).
Еще пять органов составляют часть институциональной системы:
· Европейский Экономический и Социальный Комитет (выражает мнения организованного гражданского общества по экономическим и социальным вопросам);
· Комитет регионов (выражает мнения региональных и местных властей по региональной политике, окружающей среде и образованию);
· Европейский омбудсмен (занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС);
· Европейский инвестиционный банк (содействует целям ЕС путем финансирования государственных и частных долгосрочных инвестиций);
· Европейский центральный банк (отвечает за денежную политику и валютные операции).
Основные институты власти ЕС:
1. Европейский совет (European Council)
Европейским Советом называется саммит глав государств и правительств стран-членов ЕС их заместителей - министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского Совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского Союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.
Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции - основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом Министров Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграциии. Его заседания проходят не менее чем дважды в год - либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского Союза. Заседания длятся два дня.
Решения совета обязательны для поддержавших их государств.
Европейский Совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы Европейский совет - формально не входит в структуру институтов Европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое "церемониальное" руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитивность.
2. Европейская комиссия
Европейская Комиссия -- основная движущая сила Европейского союза. Еврокомиссия состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.
Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС на уровне глав государств и/или правительств, предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).
Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза (такими, как программа Тасис).
Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий. Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе.
3. Совет ЕС
Совет ЕС, или Совет Министров ЕС, - данный орган наделен рядом функций как исполнительной, так и законодательной власти, а потому нередко рассматривается как ключевой институт в процессе принятия решений на уровне Европейского Союза. Совет был создан в 1952 г. и призван был уравновесить Европейскую Комиссию. Однако, компетенции этих органов чётко поделены. Если Европейская Комиссия играет в большей мере административную роль, то Совет Министров ЕС осуществляет политическое лидерство. Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне. В терминологии храмовой структуры Маастрихтского договора можно сказать, что Совет наиболее компетентен в тех вопросах, которые могут быть отнесены ко второй и третьей опорам европейской интеграции (совместная внешняя политика и политика в области безопасности и сотрудничество по внутренним вопросам). В то же время Совет ЕС входит в корпус институтов законодательной власти Европейского Союза. Некоторые исследователи (С. Хикс) рассматривают Совет Министров как верхнюю палату в политической системе Европейского Союза. Фактически любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета, однако ряд правовых актов, а также бюджет Европейского Союза подлежат совместному решению Совета и Европейского Парламента.
В Совет входят министры иностранных дел государств-членов Европейского Союза. Однако получила развитие практика созыва Совета в составе иных, отраслевых министров: экономики и финансов, юстиции и внутренних дел, сельского хозяйства и т.д. Решения Совета имеют одинаковую силу вне зависимости от конкретного состава, принявшего решение. Президентство в Совете министров осуществляется государствами-членами ЕС в алфавитном порядке. Ротация происходит раз в шесть месяцев.
В первые периоды существования Европейского cообщества большинство решений Совета требовали единогласного решения. Постепенно все большее применение приобретает способ принятия решений квалифицированным большинством голосов. При этом каждому государству принадлежит определенное число голосов в зависимости от его населения и экономического потенциала.
Под эгидой Совета действуют многочисленные рабочие группы по конкретным вопросам. Их задача - готовить решения Совета и контролировать Еврокомиссию в случае, если ей делегированы определенные полномочия Совета.
Начиная с Парижского договора, существует тенденция селективного делегирования полномочий от национальных государств (напрямую или через Совет Министров) к Еврокомиссии. Подписание новых «пакетных» соглашений добавляли новые компетенции Евросоюзу, что влекло за собой делегирования больших исполнительских полномочий Еврокомиссии. Однако, Еврокомиссия не свободна в осуществлении политики, в определённых сферах национальные правительства имеют инструменты контроля над её деятельностью. Другая тенденция - усиление роли Европарламента. Следует заметить, что несмотря на проделанную Европарламентом эволюцию от сугубо консультативного органа до института получившего право совместного решения и даже одобрения, полномочия Европарламента по-прежнему сильно ограничены. Поэтому баланс сил в системе институтов ЕС по-прежнему в пользу Совета Министров.
Делегирование полномочий от Европейского Совета носит крайне селективный характер и не ставит под угрозу значимость Совета Министров.
4. Европейский парламент
Европейский Парламент является собранием из 786 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.
Основная роль Европарламента - утверждение бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом ее роспуска (которым, впрочем, он никогда не пользовался).
Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.
Последние выборы в Европарламент проводились в 2004 году. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе.
5. Европейский суд.
Европейский суд (официальное название - Суд Европейских сообществ) проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.
Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.
В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.
Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.
Суд сыграл огромную роль в становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда.
Суд ЕС следует отличать от Европейского суда по правам человека.
6. Палата аудиторов
Палата аудиторов (The Court of Auditors) создана в 1975 для аудиторской проверки бюджета ЕС и его учреждений. Состав. Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена). Они назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей.
7. Европейский Центробанк
Европейский центробанк был образован в 1998 г. из банков 11 стран ЕС, входящих в Еврозону (Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Австрия, Португалия, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Греция, которая ввела евро с 1 января 2001 года, стала двенадцатой страной зоны евро.
8. Экономический и социальный комитет
(Economic and Social Committee) - консультативный орган ЕС. Образован в соответствии с Римским договором.
Состав. Состоит из 222 членов, называемых советниками (по 24 представителя от Франции, Германии, Италии и Великобритании, 21 - от Испании, по 12 - от Бельгии, Греции, Нидерландов, Португалии, Швеции и Австрии, по 9 - от Дании, Ирландии и Финляндии, 6 - от Люксембурга).
Функции. Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций).
Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств численность Комитета не будет превышать 350 человек.
Место проведения заседаний. Комитет собирается 1 раз в месяц в Брюсселе.
Комитет регионов (Committee of the Regions).
Комитет регионов является консультативным органом, обеспечивающим представительство региональных и местных администраций в работе ЕС. Комитет учрежден в соответствии с Маастрихтским договором и действует с марта 1994.
Состоит из 222 членов, представляющих региональные и местные органы, но полностью независимых в выполнении своих обязанностей. Количество членов от каждой страны такое же, как и в Экономическом и социальном комитете. Кандидатуры утверждаются Советом единогласным решением по предложениям государств-членов сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя и других должностных лиц сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств-членов численность Комитета не будет превышать 350 человек.
Функции. Консультирует Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов.
Место проведения сессий. Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год.
9. Институт Европейского омбудсмана
Институт Европейского омбудсмана занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС. Решения этого органа не носят обязательной силы, но имеют значительное общественное и политическое влияние.
15 специализированных агентств и органов Европейский мониторинг центр по борьбе с расизмом и ксенофобией, Европол, Евроюст.
Экономика Европейского союза является второй по величине в мире после экономики США. Евросоюз постоянно расширяется, также не исключено, что расширение ЕС будет иметь место и в дальнейшем.
Идея создания единой валюты на Европейском континенте появилась давно. Вместе с тем, Европейский союз начал формироваться только в 1947 году, после второй Мировой войны, когда с особой остротой возник вопрос восстановления международной валютной системы. В это время между странами Западной Европы были достигнуты договоренности о создании Европейского платежного союза. Такой союз был создан в 1950 году.
В период с 1957 по 1974 годы Европейский платежный союз был преобразован в Европейское сообщество, которое первоначально включало только 6 стран - ФРГ, Францию, Италию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург. До 1986 года к Европейскому сообществу присоединились Великобритания, Ирландия, Дания, Греция, Португалия и Испания, а затем Австрия, Швеция и Финляндия.
В апреле 1975 года была введена европейская расчетная единица - ЕРЕ (European unit of account - EUA), курс которой зависел уже не от доллара, а от рыночной стоимости составляющих ее европейских валют. Эта единица использовалась в межгосударственных расчетах и бюджете ЕЭС, в операциях Европейского инвестиционного банка. В 1977 году идея валютного союза была вновь реанимирована канцлером ФРГ Г. Шмидтом и президентом Франции В. Жискар д'Эстеном и поддержана тогдашним председателем Комиссии ЕС Р. Дженкинсом. На сессии Европейского совета 5-6 декабря 1978 года в Брюсселе было принято решение о создании Европейской валютной системы. В итоге 13 марта 1979г. появилась европейская валютная единица - «экю» (European currency unit - ECU) и основанная на ней Европейская валютная система (ЕВС). Важной особенностью ЕВС было то, что она включала в свой состав все страны ЕЭС.
Впоследствии, определение целей и путей создания Экономического и валютного союза в Западной Европе было закреплено в тексте Маастрихтского договора, который положил начало истории Европейского союза. Этот исторический договор был одобрен главами государств и правительств ЕС на сессии Европейского совета 10-11 декабря 1991 года и подписан 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды).
В марте 1998 года Комиссия ЕС представила доклад о результатах выполнения странами Европейского союза критериев конвергенции Маастрихтского договора и на его основе рекомендовала к вступлению в валютный союз одиннадцать стран (все страны ЕС, кроме Великобритании, Дании, Швеции и Греции). В мае 1998 года была произведена необратимая фиксация обменных курсов валют стран-участниц, утверждены руководители Европейского центрального банка и определены участники валютного союза, в состав которого с 1 января 1999 года вошли одиннадцать государств Европейского союза: Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Австрия, Ирландия, Италия, Испания, Португалия, Финляндия.
С 1 января 1999 года Евро вошел в практику безналичных банковских расчетов, а с 1 января 2002 года в течение срока, который каждая страна определила самостоятельно, в обращение были введены банкноты семи номиналов - 5, 10, 30, 50, 100, 200 и 500 евро, и монеты восьми номиналов - 1 и 2 евро, а также 1, 2, 5, 10, 20 и 50 евроцентов, замещающие прежние банкноты и монеты в национальных денежных единицах. В последствии евро стал единственным законным платёжным средством в соответствующих странах.
Последние 5 лет доказали жизнеспособность европейской валютной интеграции и Европейского союза. Дальнейшие перспективы развития европейской валютной интеграции связанными с двумя аспектами: экономическими перспективами основных стран Европейского валютного союза и быстротой решения экономических проблем; присоединением к Европейскому валютному союзу государств Центральной и Восточной Европы, сценарием их экономического развития и успешностью решения проблемы отставания этих стран в экономическом плане от государств Западной Европы, которые определяют общий деловой климат в ЕС.
Вместе с тем, уже сегодня можно сказать, что многие идеи, заложенные при первоначальной разработке процесса европейской валютной интеграции были воплощены в жизнь, а Европейский союз показал себя экономически мощным субъектом мирового сообщества, способным объединять вокруг себя отдельно взятые страны и определять направление развития мировой экономики.
1.2 Франция и Евросоюз

Как известно, Франция с 1957 г. является членом общего рынка, т.е. Европейского экономического сообщества, которое в 1996 г. согласно Маастрикхтским соглашениям было преобразовано в Европейский союз, объединивший 18 европейских стран. Поэтому Франция длительное время должна была проявлять заботу о твердости своей денежной единицы -- франка и денежного обращения не только по соображениям внутреннего экономического развития, но также и в связи с тем, что она являлась активным членом европейской интеграции.
Наибольшие трудности со своей валютой Франция пережила в конце 60-х -- начале 70-х гг., когда обострился мировой валютно-финансовый кризис. Для Франции это выразилось в снижении темпов роста, дефиците платежного баланса, бегстве краткосрочных капиталов, сокращении золотовалютных резервов, обесценении франка.
В августе 1969 г. Франция вынуждена была девальвировать франк на 11,11% и принять дефляционные стабилизационные меры с целью повышения конкурентоспособности французской промышленности. С августа 1971 г. по январь 1974 г. был создан двойной валютный рынок: по текущим операциям внешней торговли курс франка поддерживался на заниженном уровне, что стимулировало экспорт Франции в США, Японию, Европу; по финансовым операциям курс свободно колебался в зависимости от спроса и предложения. Мировой энергетическо-сырьевой кризис в начале 70-х гг. обострил валютно-финансовое и экономическое положение Франции. Так, ее расходы за импорт нефти в 1974 г. увеличились с 15 до 45 млрд фр., т.е. в 3 раза, что привело к увеличению дефицита как торгового, так и платежного баланса. Это вызвало стремление избавиться от франков, и спекулянты вели игру на понижение курса. Одновременно участие в ЕЭС заставляло Францию войти в систему согласованного колебания курса валют в рамках «общего рынка» по отношению к доллару и базовым европейским валютам вначале через валютный «туннель», а затем через европейскую валютную «змею». В итоге в 1973--1975 гг. Франция была вынуждена активно использовать валютные резервы для поддержания фиксированного курса валютами ФРГ, Бельгии, Голландии и Дании. Потери валютных резервов составили несколько миллиардов долларов. В целях сохранения резервов и смягчения энергетического кризиса Франция дважды (с января 1974 г. по июль 1975 г. и с 15 марта 1976 г. по июнь 1976 г.) вынуждена была отказаться от участия в европейской валютной «змее» и принять «плавающий» курс франка, что означало скрытую девальвацию и поощрение экспорта. Принятие новых экономических программ в конце 70-г гг. («планов Барра») по стабилизации экономики и валютно-финансового положения Франции, ослабление валютного кризиса путем принятия Ямайского соглашения позволило укрепить позиции франка по отношению к доллару и другим валютам. Кроме того, определенные экономические успехи стран «общего рынка», включая Францию, в конце 70-х -- начале 80-х гг. позволили Европейскому сообществу на базе его валютного союза создать новую международную единицу ЭКЮ, которая наравне с франком и другими валютами с конца 70-х гг. стала выполнять роль международного платежного средства в мировой торговле, кредитных операциях и на рынке капиталов (особенно на рынке евровалют).
Воздействие ЕС на экономику Франции.
Процесс европейского строительства глубоко повлиял на экономику Франции. Он потребовал от предприятий дополнительных усилий по поддержанию конкурентоспособности не только для того, чтобы противостоять новым конкурентам, но и чтобы использовать благоприятные возможности обширного рынка. Претворение в жизнь принципа свободного передвижения людей, товаров, услуг и капиталов, получившего развитие в 1993 г. в рамках единого рынка, открыло для французских предприятий пространство с 376 млн. потребителей и положительно отразилось на всех отраслях национальной экономики.
Общая сельскохозяйственная политика стала для Франции важнейшим стимулом к модернизации. Она основана на свободном обращении продукции, финансовой солидарности и преференциях в рамках Сообщества. Эта политика внесла свой вклад в увеличение доходов фермеров, рост инвестиций и быстрый прирост сельскохозяйственного производства.
Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства оказывает значительную помощь в обустройстве сельских районов, модернизации хозяйств и мелиорации земель. Он также оказывает помощь сельскохозяйственному производству в горных местностях и других неблагоприятных в природном отношении районах.
В области промышленности свободное передвижение товаров и капиталов стало важнейшим стимулом для предприятий. В результате выросли инвестиции, резко усилилась концентрация капитала и рост числа филиалов за рубежом.
Почти 40 % филиалов французских предприятий расположены в странах Европейского Союза, прежде всего в Германии, Соединенном Королевстве и Испании.
ЕС способствовал реструктурированию традиционных отраслей промышленности посредством предоставления различных видов помощи и ограничения импорта.
Сфера обслуживания также выиграла от общеевропейского процесса. Сообщество внесло свой вклад в модернизацию транспортной сети, участвуя в финансировании таких крупных строек, как например, Пюиморенский туннель между Францией и Испанией.
Свобода передвижения содействовала развитию туризма во Франции, более 80 % туристов являются европейцами.
Европейское сотрудничество способствовало также валютной стабилизации и ограничению курсовых колебаний, придало динамизм банковской и страховой сферам.
Успехи и проблемы французской экономики.
В последние десятилетия во Франции заметно улучшились большинство экономических показателей. Это позволило ей в свое время выйти на уровень, отвечающий критериям, установленным Маастрихским договором, и вступить в 1999 году в Валютный союз вместе с десятью другими партнерами. В первую очередь ускорился экономический рост. Подъем был в основном обеспечен благоприятной для Франции ситуацией на внешних рынках, особенно на рынках промышленно развитых стран, на которые приходится свыше 80% французского внешнеторгового оборота.
Франция достигла больших успехов в стабилизации цен. Прекрасные достижения в области внешней торговли являются хорошим показателем развития национальной экономики.
Однако, безработица по-прежнему представляет серьезную экономическую и социальную проблему, как и в большинстве европейских стран. В большей степени с проблемой безработицы во Франции сталкиваются эмигранты и молодежь. В последние годы наблюдается некоторое снижение уровня безработицы в связи с экономическим ростом и принятием мер в сфере занятости. В мае 2006 года процент безработицы снизился на 1,8 %, официально зарегистрировано 2,499 млн. безработных (9,1 % активного населения). Но Франция в этой области преуспела меньше, чем ее основные партнеры.
Еще одной крупной экономической проблемой страны является дефицит государственного бюджета. Например, к апрелю 2008 года, расходы увеличились и достигли суммы 108,08 миллиардов евро; доходы уменьшились до 77,520 миллиардов евро. По данным министерства финансов, дефицит составил 42,350 миллиардов евро в апреле 2009 года.
2 Позиции государств -- членов Европейского Союза в отношении расширения ЕС на Восток

Вопрос расширения ЕС неразделимо связан с вопросом углубления данной организации. До 1990-х гг. Европейский союз в своей практике следовал принципу: "Сначала углубление, затем расширение". В начале 1990-х гг. после подписания Маастрихтского договора ЕС вышел на качественно новый этап интеграции, который совпал с коренными изменениями в ЦВЕ, требовавшими незамедлительного реагирования. Вопрос очередности и соотношения процессов углубления и расширения приобрел жаркую дискуссию внутри ЕС. Немецкий исследователь Вольфганг Весселс (Wolfgang Wessels) различает в своих исследованиях четыре "школы" внутри ЕС, каждая из которых или придерживается одной из двух опций -- "расширение" или "углубление" или высказывается за их одновременную реализацию. Эти четыре "школы" соответствуют реальным позициям важнейших членов ЕС -- Великобритании, Германии и Франции.
Первая школа, согласно Весселсу, считает приоритетным расширение Европейского союза. Такая позиция основывается на следующих аргументах. Во-первых, после изменений, произошедших в Центральной и Восточной Европе, должен быть использован шанс для преодоления разделения континента на два лагеря, так называемого состояния "Европы после Ялты". Подсчеты потерь-приобретений, указывающие на финансовую и институционально-политическую цену, которую, без сомнений, придется заплатить за быстрый прием стран ЦВЕ, являются проявлением западноевропейского эгоизма. Принадлежность к Западной Европе после 1945 г. является не заслугой членов ЕС, а только исторической случайностью.
Во-вторых, быстрый прием в ЕС будет содействовать стабилизации экономических и политических трансформационных процессов в ЦВЕ. ЕС обладает значительной организационной силой и способностью воздействовать на внутриполитическое развитие данных стран. Это должно обеспечить невозможность возврата к ксенофобии, авторитаризму, политическому и экономическому отставанию. В-третьих, отвергается возможность продолжения процесса углубления до расширения вследствие того, что дальнейшее углубление, с одной стороны, усилит "непрозрачность" функционирования и процедур ЕС для стран-кандидатов, а с другой стороны, увеличит фактический объем требований для последующего вступления, так как будет постоянно возрастать объем общесоюзного законодательства ЕС, который нужно будет имплементировать странам-кандидатам.
Такой позиции придерживается Великобритания. Однако в ставится под сомнение "настоящее чувство ответственности" за единение Европы, которое пытаются продемонстрировать британцы. Так, быстрое расширение ЕС сделает намного труднее или даже недоступным в краткосрочной перспективе достижение политической цели интеграции в виде наднационального федерального Европейского союза.
Великобритания не является сторонницей федералистской концепции интеграции, и это в значительной степени определяет европейский интеграционный процесс. Британское руководство придерживается модели "функциональной" Европы, согласно которой "проведение общих политик приемлемо только тогда, когда это приносит реальную общую пользу".
Необходимо выделить следующие особенности европейской политики Великобритании. Прежде всего, вступление в ЕС в 1973 г. представляло для Лондона "нежелательную необходимость": "для Великобритании членство в ЕС означало признание потери своей особой роли, основанной на международном значении, торговых отношениях с империей, а также на политических особых отношениях с Соединенными Штатами Америки". Решение присоединиться к ЕС было продиктовано стремлением Лондона "препятствовать созданию доминирующего центра силы на континенте с целью предотвратить собственную политическую маргинализацию".
Второй причиной британского скепсиса по отношению к федерализму является то, что британцы идентифицируют себя с "нацией государств". Потеря власти национальным парламентом затрагивает суть конституционно-политического самосознания британцев. Британский парламент является центральным символом британской национальной идентичности. Согласно все более распространяющимся опасениям в кругу политической элиты Великобритании, в "централизованном" Европейском союзе будет полностью доминировать сильнейшее государство -- и этим государством является не Великобритания, а Германия1.
Будучи не заинтересованным в дальнейшем углублении ЕС, британское руководство с начала 1990-х гг. высказывается за постепенное расширение ЕС. Очевидно, что просто номинальный рост количества членов ЕС усложнит нахождение консенсуса по спорным вопросам в Совете министров, если сферы применения принципа принятия решений большинством голосов не будут расширены. В действительности такое предположение имело (в случае со странами -- кандидатами ЕАСТ) и имеет (в отношении стран -- кандидатов ЦВЕ) определенные основания. Так, государства ЦВЕ, которые недавно вышли из-под опеки Советского Союза, не будут стремиться подчиниться снова "диктатуре" решающего органа вне своего государства.
Таким образом, Великобритания попытается использовать предстоящее расширение для реализации своих интересов в европейской политике по формуле "расширение вместо углубления". С помощью такой линии британская европейская политика при определенных внешних обстоятельствах, к которым в первую очередь относятся возможные кризисные обострения экономической и политической ситуации в Центральной и Восточной Европе, требующие увеличения потребности в реагировании со стороны ЕС, сможет играть активную роль в ЕС и вынудит уйти в оборону сторонников более сильной внутренней консолидации ЕС.
Одновременно необходим и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.