На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономика и управление системами теплоэнергоснабжения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                            4 

1 ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА                           5 

2 Оценка предприятия                                                                               38 

ЗАДАНИЕ1                                                                                                            38 

ЗАДАНИЕ2                                                                                                            41 

ЗАДАНИЕ3                                                                                                            44 

ЗАДАНИЕ4                                                                                                            47 

ЗАДАНИЕ5                                                                                                            51 

ЗАДАНИЕ6                                                                                                            55 

3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ   КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ                         57 

ЗАДАНИЕ1                                                                                                            57 

ЗАДАНИЕ2                                                                                                            59 

ЗАДАНИЕ3                                                                                                            60 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     62 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК                                                                  63 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 
 

          Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности - одна из основных задач  энергетической политики.
      Энергетическая безопасность - это  состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства,  экономики от угроз надежному  топливо- и энергообеспечению.  Эти угрозы определяются как  внешними (геополитическими, макроэкономическими,  конъюнктурными) факторами, так и  собственно состоянием и функционированием  энергетического сектора страны.
      Указанные факторы, сдерживающие  развитие ТЭК, являются одновременно  источником угроз энергетической  безопасности России.
      Анализ сложившейся ситуации  в топливно-энергетическом комплексе  свидетельствует, что эти угрозы  носят уже вполне реальный  характер. Диспропорции в топливо-  и энергообеспечении отдельных  регионов России становятся "хронической  болезнью" (неудовлетворительное  состояние коммунальной энергетики, сбои в теплоснабжении и др.), что реально угрожает энергетической  безопасности регионов. Проблема  усугубляется географией размещения  запасов первичных энергоресурсов, производства нефтепродуктов и  электроэнергии по регионам страны, недостаточностью мощностей линий  электропередачи, связывающих Дальний  Восток, Сибирь и европейскую  часть страны.
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ  ГОСУДАРСТВА 

      К. т. н. Евгений ДУБРОВИН, к. т. н. Игорь ДУБРОВИН. 

      Энергетическая  безопасность – это внутреннее и  внешнее состояние или положение  страны, при котором:
• отсутствуют  реальные и потенциальные угрозы энергетическим интересам государства  и отдельных потребителей, возникающие  в процессе добычи, переработки, транспортировки  и использования природных энергоресурсов и получаемых на их основе всех видов  энергии, а в случае возникновения  угроз – система мер по обеспечению  охраны или защиты энергетических интересов  с целью устранения или минимизации  негативных последствий;
• поддерживается требуемый уровень жизнеобеспечения и жизнедеятельности общества и  государства за счет оптимизации  топливно-энергетического баланса  и рационального потребления  имеющихся энергоресурсов;
• обеспечиваются необходимые условия как для  надежного функционирования и развития энергетики, промышленности и транспортного  комплекса страны, так и для  достойной жизнедеятельности общества и каждого из его членов.
Применительно к энергоносителям энергетическую безопасность целесообразно рассматривать  как их эксплуатационное свойство, проявляющееся в способности  вырабатывать конкретный вид энергии  в требуемом количестве и требуемого качества или способность переводить потенциальную энергию энергоносителя в другой требуемый вид энергии, например в электрическую, механическую, тепловую, световую и т. д.
      На  чем строится энергобезопасность
      Основу  любой безопасности, как известно, составляют интересы, угрозы и защита, поэтому очевидно, что энергетическая безопасность не является исключением  и базируется на энергетических интересах, энергетических угрозах и энергетической защите.  
 

Энергетические  интересы государства и его граждан  являются, безусловно,
жизненно  важными и долгосрочными. Суть энергетических интересов, в конечном итоге, сводится к рациональному использованию  имеющихся энергоресурсов и получаемых за их счет всех видов энергии, а  также к производству, сохранению и накоплению энергетического потенциала и энергоресурсов высокого качества, в том числе и за счет альтернативных источников получения энергии. Особая роль в системе энергетических интересов  принадлежит научно-техническому прогрессу, поскольку именно он определяет уровень  развития энергетики, промышленности и транспортной системы страны и, в конечном итоге, благосостояние граждан, подлинную независимость, международный  авторитет и экономическую мощь любого государства.
Угрозы  энергетической безопасности государства  и его гражданам бывают реальные и потенциальные, они могут исходить как изнутри страны, так и извне. Внутри страны – от отдельных физических и юридических лиц (и государства в целом), деятельность которых значительно снижает, а в отдельных случаях и исключает производство, накопление и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, внедрение результатов научно-технического прогресса, тормозит поступательное развитие энергетики, промышленности и транспортного комплекса, например за счет необоснованного завышения стоимости сырья, энергоносителей и всех видов энергии. Извне – деятельность других государств, с одной стороны, делающая энергоресурсы инструментом политического и экономического давления, а с другой, приводящая к возникновению различных кризисов, в том числе и топливно-энергетических, а иногда и к военному противостоянию.
Под энергетической защитой понимаются различные мероприятия  по обеспечению энергетической безопасности страны, а также меры, направленные на выявление, оценку и устранение реальных и потенциальных энергетических угроз. Очевидно, что меры, связанные  с предупреждением 
 

 угроз  энергетическим интересам, следует  считать пассивной защитой или 
пассивным обеспечением энергетической безопасности. В то же время меры, направленные на ограничение и ликвидацию последствий  появившихся угроз энергетическим интересам, можно назвать активной защитой или активным обеспечением энергетической безопасности.
      Условия и факторы обеспечения энергетической безопасности
К факторам, препятствующим обеспечению энергетической безопасности, следует отнести неравномерность  распределения запасов энергоресурсов по регионам планеты, возрастание внутренних и внешних террористических угроз, в том числе и энергетическим интересам отдельных стран и  народов. Эти факторы становятся доминирующими на фоне отсутствия единой мировой энергетической концепции  и мирового финансового кризиса. В то же время в качестве благоприятствующих факторов можно считать относительно теплые зимы последних 25 лет; достаточный уровень накопленных запасов энергоносителей, открытие новых месторождений энергоресурсов, увеличение доли использования альтернативных и возобновляемых источников энергии, разработку, внедрение и применение безотходных и ресурсосберегающих технологий и др. Следует отметить, что препятствующие и благоприятствующие факторы обеспечения энергетической безопасности находятся в постоянном противодействии, при этом повышение значимости той или иной группы указанных факторов неизбежно приводит к усилению или ослаблению национальной безопасности через ее энергетическую составляющую. 

      Николай Патрушев- "Энергетическая безопасность России". 

      Готовится новая доктрина энергетической безопасности страны. Ее появление вызвано, с одной  стороны, обострением конкуренции  на мировом рынке угловодородов, а с другой - истощением наших традиционных месторождений. Что будет собой представлять новая доктрина энергетической безопасности и как она может повлиять на экономическое развитие страны? Об этом "Российской газете" рассказал секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.
      РГ: В последнее время мы все чаще слышим об освоении новых газовых  и нефтяных месторождений на Крайнем  Севере, на арктическом шельфе. Неужели  наши традиционные кладовые уже оскудели?
      Патрушев: Россия занимает 7-е место в мире (6 процентов) по запасам нефти и 1-е место по запасам газа (24 процента традиционных мировых запасов). Несмотря на то что внутренние потребности страны в энергоресурсах обеспечены на десятки лет вперед, привычный нам потенциал действительно постепенно сокращается. По данным Минприроды России, более 75 процентов месторождений уже вовлечены в освоение, а их средняя выработанность приближается к 50 процентам. Главными проблемами в этой сфере сегодня являются ухудшение качества запасов углеводородов и их истощение на традиционных месторождениях Западной Сибири. Коэффициент извлечения в России сегодня чуть больше 30 процентов, в то время как лучшие мировые показатели уже достигают 40-45.
В этих условиях существенным крупным резервом углеводородного сырья становится континентальный шельф. Освоение его  приобретает огромное стратегическое и экономическое значение. Общие  извлекаемые ресурсы нефти и  газа континентального шельфа оцениваются  в 100 миллиардов тонн условного топлива. В настоящее время на шельфе России учтено 51 месторождение, из которых 6, в том числе и Штокмановское, являются
 уникальными.  Их суммарные запасы превышают  половину морских запасов углеводородов  в целом.
      РГ: Неужели проблема энергетической безопасности страны стала столь острой, что  потребовалась специальная доктрина, к разработке которой вы приступили?
      Патрушев: Немалый уровень износа основных фондов, устаревшие технологии и, как следствие, недостаточный уровень технологической безопасности оказывает влияние на количество аварий, происходящих в  

ТЭК. В  частности, авария на Саяно-Шушенской  ГЭС вскрыла общие технологические  проблемы для всех электростанций. Для объектов ТЭК должны быть созданы  региональные центры мобильных сил, которые способны в кратчайшие сроки  ликвидировать последствия аварий, а также четко регламентирован  порядок реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Продолжаются  попытки преступного вмешательства  в функционирование ТЭК России. Имеют  место случаи подрыва газопроводов и опор линий электропередачи. Целью  таких действий, затрагивающих условия  жизни широких слоев населения, является стремление вызвать значительный общественный резонанс. В связи с  этим на объектах энергетической инфраструктуры возрастают требования к системам защиты. Также с целью выявления основных угроз энергетической безопасности правительством совместно с РАН будет создана методика мониторинга состояния отечественной энергетики, включающая систему критериев и показателей для оценки и прогнозирования ее развития на кратко-, средне- и долгосрочный периоды.
      РГ: Что конкретно будет в этой доктрине и что вообще понимается под термином "энергетическая безопасность"
      Патрушев: Доктрина будет разрабатываться для обеспечения системного подхода в обеспечении энергетической безопасности и координации деятельности соответствующих министерств и ведомств. Она
 будет  учитывать положения Стратегии  национальной безопасности до 2020 года и Энергетической стратегии  России до 2030 года.
      Необходимо  гарантировать надежное энергообеспечение  страны в любых условиях, даже при  угрозе чрезвычайных ситуаций. Для  этого нужно создать стратегические резервы топлива и оборудования, которые понадобятся в случае крупных аварий. Кроме того, планируется  постепенно снять ограничения в  транспортировке энергоресурсов между  различными регионами, а также между  отдельными энергоузлами. Среди других задач  

 модернизация  нефтегазоперерабатывающих комплексов, своевременность геологоразведки,  подготовки и освоения новых  месторождений, рост экономического  потенциала и как итог -превращение России в одну из первых в экономическом и политическом плане мировых держав 

      Цыганок Анатолий Дмитриевич
     Центр военного прогнозирования, член–корреспондент АВН.
      В 2003 году Правительством РФ рассмотрена  и одобрена энергетическая стратегия  государства до 2020 года, предполагающая развитие нефтяной и газовой промышленности страны. В стратегии рассматриваются  три варианта развития ТЭК: оптимистический, при котором прогнозируется к 2013 году ВВП увеличить вдвое; умеренный  – в 1,7 раза; критический - при цене нефти на уровне $18 за баррель, экономика  страны будет развиваться темпами 
2,5 –  3,0 % в год. Серьезного развития  газовой промышленности не предусматривается.  Предполагается при добыче газа  в 2002 году в объеме 595 млрд куб. м. в 2010 году выйти на добычу 635 млрд куб. м, а в 2020 г. – на 682 млрд куб.м (следует напомнить, что в 1990 г. в России было добыто 647 млрд куб.м). При любых вариантах развития ТЭК много будет зависеть от надежной и безопасной работы систем трубопроводов. Общая протяженность магистральных, промысловых и распределительных трубопроводов в России составляет около 1 млн км. Магистральные газопроводы имеют производительность 618 млрд куб. м в год, по нефтепроводам транспортируется 95% добываемой нефти. Трубопроводные системы уже в настоящее время «накрывают» 35% территории страны, на которой проживает более 60% населения.(1)
       Однако в официальных основных  документах (законах и других  нормативно-правовых актах), серии  книг «Безопасность России. Безопасность  трубопроводного транспорта», до  сих пор рассматриваются вопросы  безопасности только при техногенных  авариях, отказах на магистральных  трубопроводах и нарушениях правил эксплуатации газооборудования жилого фонда городов и объектов ЖКХ. По
     ориентировочным подсчетам, по криминальным врезкам  отбирается более 10 000 тонн топлива  ежегодно. Такое же положение с  хищениями наблюдается и на нефтепроводах. На государственном уровне вопросы  охраны и защиты трубопроводных систем в новых реалиях современности - при усилении угроз терроризма и изменении самой системы  безопасности - рассматриваются недостаточно полно, хотя наименее прогнозируемой причиной возникновения аварий является нарушение  целостности трубопроводов самовольными врезками с целью хищения нефтепродуктов и нефти и проведения терактов. Наибольшее число таких случаев  отмечено на территориях Самарской, Нижегородской, Орловской, Московской, Брянской областей и в Краснодарском  крае.
Предложения по совершенствованию энергетической безопасности
      Во-первых, правительством должна быть выполнена  федеральная программа сплошной очистки территории страны от взрывоопасных  предметов, оставшихся после Первой и Второй мировых войн. Для того чтобы вывести из строя нефтепровод или газопровод, не нужны десятки килограммов взрывчатки. В старых магистральных газопроводах газ передается под большим давлением, от 55 до 75 атмосфер, новый класс нефтепровода для газовых месторождений Ямала рассчитывается на давление 120 атмосфер. Достаточно нарушить внешнею стенку газопровода, чтобы давление изнутри сделало разрыв максимальным. Поэтому одна из основных задач для России - очистить территорию от взрывоопасных
предметов, таящихся в земле после прошедших  боев. Может быть, на первом этапе  имеет смысл провести расчистку  от взрывоопасных предметов, оставшихся после боевых действий, в зонах  прохождения магистральных нефтепроводов  и единых технологических коридоров, в которых располагается до 10 ниток газопроводов. В каждой из них транспортируется около 90 млн куб. метров газа в сутки. В середине 90 годов в России уже принималась федеральная программа по сплошной очистке территории Европейской части, но из-за отсутствия средств она находится в  
 

замороженном  состоянии.
      Во-вторых, необходимо приступить к разработке концепции безопасности трубопроводных систем. За последние 13 лет практически  не проводились фундаментальные  исследования по разработке научных  основ надежности и обеспечения  безопасности трубопроводных систем. В современных условиях, когда  возникла потребность в сооружении трубопроводов нового поколения, когда  угрозы трубопроводным системам носят  не только техногенный, но и преднамеренно  террористический характер, важно сформировать научно обоснованную теорию безопасности трубопроводных систем. На основе теории создать долговечные трубопроводные системы и надежно их эксплуатировать  под современной охраной и  защитой. Следовало бы учесть и зарубежный опыт в области промышленной безопасности, который начал формироваться 20-30 лет назад, и разработать федеральные  стандарты по примеру «Правил  безопасности трубопроводов США».
        В-третьих, необходимо изменить, ужесточить государственные требования  к безопасности на этапах проектирования  и строительства газо- и нефтепроводов. Магистральные трубопроводы проложены не везде скрытно под землей. В песках, например, Средней Азии, Сирии и в Ираке, Саудовской Аравии нефтепроводы проложены по песку, без всякого заглубления. В России сегодня более жесткие экологические требования, по сравнению с аналогичными требованиями Евросоюза и международных экологических
 организаций.  Чтобы предупредить загрязнение  местности, трубопроводы, как правило,  проходят в технических коридорах  существующих нефте- и газопроводов, что значительно снижает ущерб земельным ресурсам. При строительстве резервуарного парка, например, в Приморске (Балтийская трубопроводная система), применена полистовая сборка резервуара, с толщиной стенки первого пояса 28 мм. Подводные переходы через основные реки, пересекаемые трассой нефтепровода, выполнены методом наклонно-
направленного бурения, а подводный переход  реки Нева выполнен методом  

микротоннелирования с глубиной залегания более 10 м ниже линии размыва. Большая часть магистральных трубопроводов заглубляется.
        На поверхности совершенно открыто  остаются наиболее уязвимые места:  компрессорные и насосные станции,  газораспределительные станции  магистральных трубопроводов, нефтеперерабатывающие  заводы, терминалы, плавучие платформы,  вентильные узлы. Система безопасности  должна защищать не только  от техногенных катастроф, но  и актов терроризма. Элементы  трубопровода, которые находятся  на поверхности, должны быть  «залегендированы» и замаскированы. Одновременно рядом с ними может быть проложена ложная сеть трубопровода и организованно постоянное наблюдение и контроль специализированных подразделений, способных в случае угрозы быстро обнаружить преступников и быстро их обезвредить. При разработке проекта следует учитывать вопросы постоянного наблюдения, масштабной маскировки этих большеразмерных объектов, используя современные технологии. Для контроля за территорией, занимаемой трубопроводами, возможно использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) российского производства «Проня», ДПЛА – БРАТ или «Пустельга». В США, например, федеральная авиационная администрация готовит пакет нормативных актов, регулирующих правила использования БПЛА, чтобы использовать в гражданских целях более 8 тыс. беспилотных аппаратов для контроля над протяженными объектами.
            На Западе более 25 лет назад перешли на другой принцип  охраны, с
учетом  новых реалий и с использованием современных технологий. В Турции и Египте специальная компания аэрокосмического гиганта Northrop Grumman занимается охраной трубопроводов с использованием своих космических аппаратов. Ряд частных компаний разрабатывает альтернативные государственным средствам системы выведения спутников на орбиту, в том числе и для наблюдения за трубопроводами. Так, например,
в июне 2004 года частный ракетоплан Space Ship One совершил суборбитальный полет на высоте 100 километров.  

      В России компания «Газком» только начинает создавать новую систему космического зондирования Земли и к 2007 году выводит на орбиту два спутника серии «Стрелка» для наблюдения за транспортными системами. В Северной Америке охрану этих стратегически важных объектов несут частные военные организации (ЧВО). Количество частных военных организаций и структур для охраны длинноразмерных объектов постоянно увеличивается. В настоящее время в Ираке, например, находится, по разным данным, от 15 до 20 тыс. сотрудников ЧВО, охраняющих трубопроводы и другие важные объекты. Для постоянного наблюдения на всю длину трубопровода они использует данные спутникового контроля, навигационную аппаратуру и беспилотные летательные аппараты, вертолеты, машины. Для внутритрубной диагностики трубопровода используют магнитные и ультразвуковые снаряды, сопровождаемые системой глобального позиционирования (GPS) для высокоточного определения трубопровода на местности, геодезических координат через искусственный спутник. За добычу нефти отвечают нефтяные компании, а за охрану трубопроводов нет. Почему бы ни передать это все в частные руки? Но премьер-министр Михаил Фрадков высказал мнение, что нецелесообразно передавать нефтепроводы и газопроводы в частные руки. Он, правда, не объяснил, почему. Деньги на строительство трубопроводов и оборудование их современными системами наблюдения и охраны у частных компаний есть, но законодательство не позволяет им осуществлять подобные инвестиции.
        В-четвертых, необходимо правовое  обоснование по созданию частных  военных организаций и формирований (ЧВО). У этого предложения будет  много противников. Но пятнадцать  лет назад примерно такие же  вопросы ставились, когда стали  создаваться частные охранные  предприятия. За 15 лет нормативная  база приведена в соответствии  с федеральными законами.
Современные частные охранные предприятия нормально  функционируют 
под патронажем МВД. Смысл создания ЧВО состоит именно в том, что они нужны для охраны объектов большой протяженности (нефтепромыслов, 

 трубопроводных  систем, плавучих платформ). Решением  правительства этим структурам  могла бы делегироваться часть  прав на использование данных  космической разведки, управления  и связи. Возможна передача  в аренду системы дешифрирования  космических снимков, управления  БПЛА, вертолеты и другая техника.  Но действующее законодательство  не позволяет передавать объекты  инфраструктуры в частную собственность.  

      Интервью  Сергея Макухи, заместителя директора Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго России, журналу «Энергополис».
     Наша  страна занимает одно из ведущих мест на мировых энергетических рынках благодаря  мощному топливно-энергетическому  комплексу и значительным запасам  энергетических ресурсов. Но для стабильного  обеспечения экономики и населения  России всеми видами энергии необходима долгосрочная энергетическая политика. Использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического  сектора для роста экономики  и повышения качества жизни населения  страны - цель энергетической политики, которую проводит Министерство энергетики РФ.
     - Почему именно сейчас возник  острый интерес к проблемам  энергосбережения и энергоэффективности?
     - Россия входит в число тех  немногих стран мира, в которых  уже 
     разведанные запасы ископаемых топливно-энергетических ресурсов обеспечат энергетическую безопасность на многие годы вперед.
     Однако  проблема заключается в том, что  их добыча и переработка в электрическую  и тепловую энергию требуют все  больше инвестиций. Топливные ресурсы  дорожают, а вместе с ними дорожает и теряет конкурентоспособность  продукция отечественного производства.
     Задачи  кардинального улучшения и дальнейшего  развития процесса
       формирования и реализации политики  энергосбережения 
     сформулированы  в Указе Президента Российской Федерации  от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».
     Этот  документ стал стратегической основой  деятельности Правительства Российской Федерации, федеральных и региональных органов власти в сфере производства и потребления энергетических ресурсов.
     Принята к исполнению основная целевая установка  указа: снижение энергоемкости ВВП  к 2020 году на 40% по отношению к 2007 году.
     Концепцией  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определен стратегический комплекс приоритетных мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а «Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации  на период до 2012 года» сформулированы задачи исполнительной власти на краткосрочную  перспективу.
     - Какие важнейшие направления  выделяет Минэнерго России в  этой широчайшей, всеохва­тывающей  проблеме?
     - Минэнерго России разработан  и выполняется комплекс первоочередных  мероприятий по реализации политики  энергосбережения и повышения  энергоэффективности российской экономики. Определены следующие направления деятельности:
     разработка  современной нормативно-правовой базы;
     формирование  организационных структур повышения  энергоэффективности;
     государственная поддержка и создание благоприятного инвестиционного климата для  привлечения бизнеса;
     взаимодействие  с бизнес-сообществом и финансовыми институтами на основе частно-государственного партнерства;
     информационная  и образовательная поддержка  мероприятий на
     международном, федеральном, ре­гиональном и муниципальном  
 

     уровнях.
     По  указанным направлениям ведется  активная работа. Разработаны и 21 ноября 2008 года приняты Государственной  думой в первом чтении проекты  федеральных законов «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации  в целях повышения энергетической и экологической эффективности  российской экономики».
     В настоящее время законопроекты  дорабатываются ко второму чтению в  соответствии с поправками, поступившими от депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации, федеральных, региональных органов власти, предприятий  и общественных организаций.
     По  инициативе Минэнерго России создан меж­ведомственный Координационный  совет по проблемам энергосбережения и энергоэффективности, связям с бизнесом и регионами, основной задачей которого является содействие в реализации инновационных и инвестиционных проектов по энергосбережению и повышению энергоэффективности, использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистых технологий на основе частно-государственного партнерства.
     В начале июля этого года состоялось расширенное заседание президиума Государственного совета Российской Федерации. Президентом Российской Федерации  по итогам этого заседания дан  ряд поручений, в том числе:
     сформировать  целостную систему управления процессом  повышения энергетической эффективности  российской экономики, обеспечивающую распределение полномочий между  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления, а также их взаимодействие;
     разработать необходимые нормативные правовые акты, в том числе 
     устанавливающие обязательные требования к энергетической  

     эффективности энергопотребляющих устройств, средств генерации и передачи энергии, зданий и сооружений, в связи с подготовкой проекта федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»;
     разработать и утвердить государственную  программу повышения энергетической эффективности на период до 2020 года и предусмотреть ее финансирование за счет средств федерального бюджета начиная с 2010 года;
     разработать меры, обеспечивающие начиная с 2010 года планирование главными распорядителями  бюджетных средств расходов бюджета  на оплату энергетических ресурсов, исходя из требований повышения энергетической эффективности;
     выработать  меры, направленные на развитие российского  рынка энергоэффективного оборудования и приборов учета энергии, а также представить предложения по поддержке их разработки и производства в Российской Федерации;
     разработать комплекс мер по модернизации мощностей  тепловой энергетики, в том числе  путем перевода их в режим когенерации тепловой и электрической энергии и другие.
     Над выполнением этих поручений сегодня  активно работают Минэнерго России и другие федеральные органы исполнительной власти.
     - Какова законодательная база, есть  ли проблемы?
     - Существующая законодательная база  не отвечает современным требованиям. 
     Основные  принципы политики энергосбережения в Российской
     Федерации были сформированы на основе Федерального закона от 3 апреля 1996 года № 35-ФЗ «Об  энергосбережении». Они предусматривали:
     приоритет эффективного использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);
     осуществление государственного надзора за эффективным
     использованием  энергетических ресурсов;
     обязательность  учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими  лицами получаемых ими энергетических ресурсов;
     включение в государственные стандарты  на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей  энергоэффективности;
     сертификацию  топливо-, энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также энергетических ресурсов;
     сочетание интересов потребителей, поставщиков  и производителей энергетических ресурсов;
     заинтересованность  юридических лиц - производителей и  поставщиков энергетических ресурсов в эффективном использовании  энергетических ресурсов.
     На  основании указанного федерального закона уже к 2000 году был утвержден  ряд государственных стандартов по энергосбережению, начата реализация программы по проведению энергетических обследований и подготовке энергетических паспортов предприятий (более 5600), потребляющих более 6 тыс. т у.т./год.
     Однако  в последующие годы реализация политики энергосбережения в стране замедлилась.
     Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» отменил  обязательное соблюдение требований национальных стандартов (кроме требований по промышленной и экологической безопасности) и  обязательную сертификацию продукции.
     Поэтому была ослаблена возможность нормативного обеспечения и государственного влияния на энер­госбережение, нормирование потребления энергоресурсов, повышение энергоэффективности выпускаемого энергопотребляющего оборудования и электротехнических товаров массового спроса.
     После административной реформы 2004 года функции  по выработке и  

     реализации  государственной политики в области  энергосбережения не были закреплены ни за одним федеральным органом  исполнительной власти.
     Сейчас, как уже говорилось выше, подготавливаются ко второму чтению в Государственной  думе проекты федеральных законов  «Об энергосбережении и повышении  энергетической эффективности» и «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации  в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики».
     Разработан  и в июле этого года введен в  действие Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный  закон «О техническом регулировании», в соответствии с которым показатели энергоэффективности предъявляются в качестве обязательных требований к объектам технического регулирования.
     Чурякова Аделя Ильмировна Студент, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, факультета политологии.
      Энергетическая  безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России. Обеспечение  национальной безопасности – одна из основных задач энергетической политики. Энергетическая безопасность – это  состояние защищённости страны, её граждан, общества, государства, экономики  от угроз надёжному топливо - и  энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и  собственно состоянием и функционированием  энергетического сектора страны.
Топливно-энергетический комплекс России – один из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики, влияющий на состояние и перспективы ее развития определяющим образом. На его  долю приходится не менее 1/4 объема промышленного  производства России, 1/3 доходов консолидированного и около половины доходов 
федерального  бюджета, экспорта и валютных поступлений. 
 

      Наша  страна - это уникальное место концентрации топливно-энергетических ресурсов. Россия занимает 1 место в мире по запасам  газа (26,3% мировых запасов), 1 место  по объемам ежегодной добычи (22,9% мировой добычи) и обеспечивает 20,2% мировой торговли природным газом. Кроме того, благодаря наличию  уникальной газотранспортной системы  Россия играет важную роль в обеспечении  транзита центральноазиатского газа в Европу и страны СНГ. Вместе с тем, в странах- потребителях российского природного газа растет недовольство зависимостью от российских поставок, что приводит к политизации многих вопросов развития газовой отрасли и международного сотрудничества в этой сфере. Россия занимает 7 место в мире по запасам нефти (6,6% мировых запасов), 2 место по объемам ежегодной добычи (12,0% мировой добычи) и обеспечивает 10,6% мировой торговли нефтью. По запасам углей - 2 место в мире (17,3% мировых запасов), 6 место по объемам ежегодной добычи (4,7% мировой добычи) и обеспечивает 15,2% мировой торговли углем. Россия занимает 4 место в мире по объемам выработки электроэнергии.
Сегодня весь мир и наша страна столкнулись  с новыми серьезными вызовами в связи  с политизацией проблем, связанных  с энергоресурсами. Так, в начале 2007 года в Сенат США был внесен законопроект «Акт об энергетической дипломатии и безопасности», в котором  отмечалось, что страны – экспортеры нефти резко увеличили свои доходы за счет возросших глобальных цен, что  усилило возможности ряда этих государств действовать в манере, угрожающей глобальной безопасности. Выступая в  Сенате уже в 2008 году, госсекретарь США объявила о планах назначить  специального представителя по энергетическим вопросам для изучения возможности  использования нефти и газа в  политических целях, подчеркнув, что  это важная часть дипломатии и  в некоторых регионах мира энергетическая политика во многом определяет дипломатию. Нельзя не упомянуть и о шагах  Соединенных Штатов Америки, направленных на диверсификацию
 маршрутов  транспортировки нефти и газа  из Средней Азии в обход  России,  

– достаточно вспомнить относительно недавний визит  Кондолизы Райс в Казахстан. Это также попытки помешать участию наших партнеров, в частности Греции, в таких стратегически важных проектах с участием России, как «Южный поток» и Бургас–Александруполис.
Обеспечение энергобезопасности, как выяснилось благодаря анализу информации, становится задачей первостепенной важности для страны, особенно в условиях глобального экономического кризиса, который в первую очередь отразился на мировых ценах на нефть.
Согласно  Энергетической стратегии на период до 2020 года для обеспечения энергетической безопасности, Россия должна решить 2 проблемы: осуществить модернизацию технологической  базы ТЭК и измененить структуры потребления и размещения производства ресурсов, т.е. предусмотрено увеличение потребления атомной и гидроэнергии, угольной продукции и использования возобновляемых источников.
Энергетический  фактор непосредственно влияет на наши отношения с более чем с 80 странами. В 2006 году Российская Федерация официально председательствовала в «Группе  восьми». Основной темой по нашей  инициативе была глобальная энергетическая безопасность. По итогам российского  председательства в «Восьмерке»  была одобрена совместная политическая декларация по энергобезопасности. Впервые в мировой практике удалось выработать комплексный концептуальный документ, ориентированный на глобальную энергетическую безопасность, который учитывает интересы как стран-потребителей, так и производителей энергоресурсов, а также дает четкое определение понятию глобальной энергобезопасности, т.е. это обеспечение эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения по ценам, отражающим фундаментальные принципы рыночной экономики.
Основные  действия обеспечения глобальной энергетической безопасности: поощрение мер по переходу к энергосберегающему стилю жизни, развитию
новых экологически безопасных видов энергии  будущего; совместные  

действия  по предотвращению и разрешению энергетических конфликтов; коллективная ответственность  мировых держав за обеспечение устойчивого  доступа всех жителей планеты  к жизненно важным источникам энергообеспечения; поддержка международных организаций  в сфере энергетики (Международное  энергетическое агентство, Международный  Энергетический Форум, профильные организации ООН, Организация стран-экспортеров нефти, Форум стран-экспортеров газа).
Таким образом, проблема глобальной энергетической безопасности является весьма актуальной и представляет собой перспективное  направление для аналитического исследования. Она не является глубоко  разработанной, если судить по открытым ресурсам сети Интернет. В основном она затронута в профильных изданиях, но не в периодической печати. В  Энергетической стратегии отмечено, что Россия придерживается принципа открытости своей энергетической политики. В первую очередь, это должна быть открытость и информация для граждан, ведь именно мы являемся, в конечном счете, потребителями энергии. Россия богата ресурсами, но в то же время  удивительно энергорасточительная страна: у нас на один доллар ВВП  в 5–6 раз большем энергозатрат первичных невосполнимых ресурсов. Степень владения энергоресурсами напрямую связана с энергетической безопасностью страны. Глобальная энергетическая безопасность зависит не только от игроков на мировой энергетической арене, но и в отдельности от каждого отдельно взятого человека. 

      И. Хузмиев, советник председателя Правительства РСОА, д.т.н., профессор.
      Основной  целью развития топливно-энергетического  комплекса является создание экономических, организационных и правовых условий, обеспечивающих надежное функционирование системы энергоснабжения для  обеспечения энергетической безопасности страны, которая определяется возможностью ТЭК обеспечить энергоресурсами  потребителей в России, а  

также потребителей в странах-партнерах. Определение основных приоритетов  энергетической политики, разработка новых структурных, технологических  и технических решений, обеспечивающих устойчивое энергоснабжение России в XXI веке, являются основой ее энергетической безопасности. Важным при этом является устойчивость энергетического сектора  к различным внешним и внутренним кризисным и чрезвычайным воздействиям, остро стоит вопрос о надежном, бесперебойном энергоснабжении  потребителей по доступным ценам.
Сегодня энергетики на внутреннем рынке энергоносителей  сталкиваются с рядом проблем, решение  которых является неотъемлемым условием реализации стратегии устойчивого  экономического роста. В последние  годы основным фактором, снижающим  устойчивость энергетики, является износ  основных фондов, отсутствие необходимых  инвестиций для расширенного воспроизводства  технико-экономической базы, высокая  дебиторская и кредиторская задолженность  предприятий энергетики. Необходимо учитывать также при составлении  среднесрочных и долгосрочных прогнозов  развития экономики страны устойчивый рост цен на углеводородное топливо  и связанные с ним многочисленные проблемы.
Внешние проблемы Российского ТЭК в основном находятся в рамках «энергодиалога» со странами европейского союза. Основное противоречие заключается в принятии базового принципа: Российский ТЭК интегрируется с ЕС (на этом настаивает Европа), или же Россия взаимодействует с Европой на основе взаимовыгодного партнерства. Естественно, главные вопросы, которые ставят наши партнеры, связаны с природным газом, доступом к контролю за его добычей, транспортом и ценами. Предпринимаются попытки вмешательства во внутренние дела под лозунгами защиты прав коренных народов, и создаются помехи по доступу России на рынки Азии и Тихоокеанского региона. При решении этих проблем нужно учитывать разные факторы, главные из которых: рост населения планеты, истощение запасов основных ископаемых углеводородных энергоносителей, экология и  

рост  эмиссии тепличных газов, геополитика. В этой связи необходимо активизировать «энергодиалог» по реализации концепции энергетики России в рамках G8 с соблюдением суверенных прав на управление источниками своих энергоресурсов, приоритетом внутреннего рынка, независимой ценовой политикой и национальным контролем за стратегическими запасами энергоносителей и транспортными системами.
При этом энергетика России должна быть ориентирована  на:
• рост производства и потребления экологически чистых возобновляемых и нетрадиционных энергоносителей, чтобы они вместе с использованием потенциала энергосбережения стали главным источником энергии  и способствовали сокращению эмиссии  тепличных газов;
• повышение  эффективности использования ископаемого  углеводородного топлива;
• расширение использования в среднесрочной  перспективе экономических и  экологических преимуществ природного газа в качестве основного топлива;
• модернизация угольной отрасли, ее ресурсно-технологической  и перерабатывающей базы;
• развитие и повышение безопасности атомной  энергетики;
• массовое применение когенерационных технологий в электроэнергетике, обеспечивающих рост к.п.д. энергоустановок до 80-90% ;
• определение  приоритетов в сфере энергетических инфраструктурных проектов, таких, как  Североевропейский газопровод, энергетические транспортные системы для экспорта энергоносителей в Азиатско-Тихоокеанский  регион.
В целях  укрепления энергетической безопасности России необходимо разработать и  принять на уровне Правительства  сбалансированную энергетическую политику. При решении всех проблем, связанных  с энергетикой, необходимо обеспечить свободный доступ к нормированным  количествам энергоресурсов всем потребителям с учетом рыночных реформ и социальной защиты семей с низкими доходами. 

Необходимо  понять, что так называемые дешевые  энергоресурсы в среднесрочной  перспективе наносят экономике  больше вреда, чем пользы. Газовая  пауза закончилась, а в обществе нет ясного понимания этого факта. Поэтому разработка новых, не противоречащих рыночным реформам нормативно-правовых актов, корректировка энергетической политики на внутреннем и внешнем  рынках должны способствовать повышению  энергетической безопасности России. Необходимо создать условия для  модернизации ТЭК с целью обеспечения достойного уровня жизни граждан страны с учетом социальной справедливости путем экономии всех ресурсов и сохранения окружающей среды. 

С.А.Михайлова
      Энергетическая  безопасность является одним из главных  стратегических ориентиров ЭС-2030. Главные  системные проблемы в указанной  сфере:
- недоинвестированность развития отраслей ТЭК (за последние 5 лет объем
инвестиций  в ТЭК составил около 60% от необходимых по ЭС-2020);
- высокая  степень износа основных фондов  ТЭК (в электроэнергетике и  газовой промышленности – почти  60%; в нефтеперерабатывающей промышленности - 80%);
- монозависимость российской экономики и энергетики от природного газа, доля которого в структуре внутреннего потребления ТЭР за годы реализации ЭС-2020 увеличилась с 52 до 54% при сокращении доли угля с 17 до 15%;
- несоответствие  производственного потенциала ТЭК  мировому научно-техническому уровню, включая экологические стандарты;
- слабое  развитие энергетической инфраструктуры  в Восточной Сибири и на  Дальнем Востоке.
Принципы  и механизмы повышения энергетической безопасности включают в себя:
- обеспечение  гарантированности и надежности  энергоснабжения экономики и  населения страны;
- обеспечение  надежного функционирования и  развития энергетической инфраструктуры, минимизация энерготранспортных ограничений между регионами страны, а также между отдельными энергоузлами;
- разделение  полномочий и ответственности  за обеспечение энергетической  безопасности;
- максимально  возможное использование конкурентоспособного  отечественного оборудования;
- гарантированное  выполнение обязательств по международным  экспортным контрактам;
- законодательное  ограничение предельного уровня  износа основных производственных  фондов и стимулирование привлечения  инвестиций для
их модернизации;
- стимулирование  развития отечественного производства  энергоносителей с высокой добавленной  стоимостью;
- своевременность  и достаточность геологоразведочных  работ, подготовки и
 освоения  новых месторождений. 

      Р. В. Окороков
      Энергетическая  безопасность – основа устойчивого  развития экономики страны.
Функционирование  технологий для производства товаров (услуг) хозяйственного и личного  потребления во всем цивилизованном мире в настоящее время основано на преимущественном использовании  энергетических ресурсов, как первичных (уголь, нефть, природный газ и  др.), так и преобразованных (дистилляты, электрическая и тепловая энергия  разных форм и т. п.), обладающих более  высокими потребительскими свойствами и потенциалом использования. В обозримом будущем не предвидится смена традиционных технологий обеспечения жизнедеятельности живущих на нашей планете людей, количество которых ежегодно увеличивается почти на сотни миллионов. Поэтому проблема
 энергетической  безопасности человеческого сообщества  в целом, а также отдельных  регионов и стран становится  основным фактором их устойчивого  развития.
Энергетическая  безопасность также весьма актуальна  для России, несмотря на то, что ее жители обладают наибольшими потенциальными запасами энергетических ресурсов на душу населения.
Понятие энергетической безопасности в настоящее  время не имеет однозначного толкования в научной литературе. В наиболее известной трактовке, предложенной учеными СЭИ СО РАН имени Л. А. Мелентьева, энергетическая безопасность понимается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угрозы
 дефицита  в обеспечение их потребностей  экономически доступными топливно-энергетическими  ресурсами приемлемого качества, а также от угрозы нарушения топлива и энергоснабжения потребителей.
По нашему мнению, это определение не является универсальным, поскольку 
оно подразумевает  нацеленность на защищенность объекта  от угроз, а не на их предупреждение или уменьшение, а также не связывает  его энергетическую безопасность с  целями процесса долговременного развития.
В свете  сказанного становится очевидно, что под энергетической безопасностью любой экономической системы (страны, региона, отрасли, предприятия) следует понимать минимальную вероятность проявления внешних и внутренних угроз процессу ее энергоснабжения, при которой не нарушается долговременное устойчивое функционирования системы. Из данного определения энергетической безопасности любой хозяйствующей системы следует, что для управления ею необходимо, в первую очередь, определить виды угроз, выявить их индикаторы и оценить их значения, при которых не нарушается устойчивое функционирование системы (определить их пороговые значения), а также провести анализ возможных последствий реализации угроз и разработать меры по их предупреждению или ликвидации.
Применительно к экономике России из наиболее вероятных  угроз ее энергетической безопасности в средне- и долгосрочной перспективе  необходимо выделить следующие:
• неопределенность запасов углеводородного сырья  и, прежде всего, запасов нефти и  природного газа;
• нерациональное использование существующих запасов, чему в немалой степени способствуют высокие цены на нефть и нефтепродукты;
• конфликт интересов собственников топливно-энергетических компаний и государства, владеющего природными энергетическими ресурсами;
• высокая  энергоемкость валового внутреннего  продукта страны;
• низкие темпы энергосбережения в стране;
• высокая  изношенность основных фондов отраслей ТЭКа;
• низкий уровень инвестиций в развитие ТЭКа и их неэффективное использование;
• дисбаланс  в развитии смежных и сопряженных  отраслей ТЭКа;
• неэффективное  управление производственно-хозяйственными процессами в отрасли ТЭКа;
• дискриминационные  действия на внешних рынках по отношению  к экспортируемым товарам и услугам  отраслей ТЭКа;
• наличие  финансовых махинаций при оплате поставляемых товаров и услуг  и взимания налогов и другие.
Применительно к электроэнергетическим компаниям  к наиболее вероятным угрозам  их безопасности следует отнести:
• высокую  зависимость отечественной электроэнергетики  от зарубежных партнеров;
• уязвимость энергетической инфраструктуры, расположенной  на территории других государств;
• высокий  уровень монополизма производителей энергии;
• высокую  степень износа основных фондов;
• дефицит  инвестиционных ресурсов и неэффективность 

 
• их использования;
• низкий инновационный потенциал компаний;
• слабость государственного механизма регулирования 
• и  контроля экономической деятельности компаний;
• низкий уровень безопасности технологий и  процессов;
• конфликт интересов в сферах производства, транспорта, распределения и потребления  энергии;
• слабую защищенность внутреннего рынка  электроэнергии;
• высокий  уровень вредных выбросов в окружающую среду;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.