На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основные направления изучения сознания: структурализм, функционализм

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                     МИНОБР НАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
  « Чувашский Государственный Университет имени И.Н. Ульянова»
                       Факультет управления и психологии 
 
 
 

                            КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По истории  психологии на тему: Основные направления  изучения сознания: структурализм, функционализм
 студента 1 курса  факультета управления и психологии
Карнеевой (Алимовой) Гелгене Гаездиновны
                                                                          Учебная группа ФУП 33-11
Домашний адрес: Батыревский район, д.Долгий Остров, ул.Тукая д.76
Работа выслана  в Чувашский госуниверситет 1 декабря 2011 г.
Передана на кафедру _________________________________________
Оценка ________                                               «_____»______________
Преподаватель ______________________________________________
Возвращена в  деканат_________________________________________ 
 
 

                                             Канаш 2011 г.
Содержание  

1.  Введение……………………………………………..…………………….стр.3
2.  Основатель структурализма ……………………………….……………..стр.3
3.  Структурализм и функционализм в понимании сознания……………...стр.4
4.  Особенности сознания…………………………………………………...стр. 6
5. Структурализм  Э.Титченера………………………………………………стр.8 

6. Функционализм.  У. Джемс………………...………………………………стр.7
7.Заключение .……….………………………………………………..........стр. 10
Список использованной литературы …………………………………….. стр. 11   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Введение.
      На  протяжении XIX века химия и физика достигли значительного прогресса благодаря анализу, проводимому при разложении сложных соединений (молекул) на элементы (атомы). Успехи, достигнутые этими науками, вдохновили психологов на поиски психических элементов, сочетания которых порождали более сложные переживания. Быть может, подобно химику, разлагающему воду на водород и кислород, психологи смогут подвергнуть анализу вкус лимонада (восприятие), разлагая его на сладкий, горький и холодный элементы (ощущения). Основным приверженцем данного подхода в Соединенных Штатах являлся Э. Б. Титченер, психолог, работающий в Корнельском университете и проходивший подготовку у Вундта. Титченер ввел термин структурализм, означающий анализ психических структур, в качестве названия данной области психологии.
      Вильгельм Вундт основал первую психологическую  лабораторию при Лейпцигском  университете. Однако некоторые психологи  не приняли чисто аналитической природы структурализма. Уильям Джеймс, известный психолог, работающий при Гарвардском университете, полагал, что следует придавать меньшее значение анализу элементов сознания и уделить большее внимание его текучей индивидуальной природе. Разработанный им подход получил название функционализма, означающего изучение деятельности разума, позволяющей организму адаптироваться к окружающей среде и функционировать в ней.
        Основатель структурализма - Э.Титченер (1867-1928).
Титченер  считал, что содержанием психологии должно стать содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру. Главные задачи психологии - предельно точное определение содержания психики, выделение исходных элементов и законов, по которым они объединяются в структуру. Психику Титченер отождествлял с сознанием, а все, что за пределами сознания, причислял к физиологии. При этом "сознание" в концепции Титченера и обычное самонаблюдение человека – не одно и то же. Человек склонен совершать "ошибку стимула" - смешивать объект восприятия и восприятие объекта: описывая свой психический опыт, вещать об объекте. Титченер отверг концепцию, согласно которой к выделенным Вундтом элементам сознания следует присоединить особые образования в виде умственных образов или значений, лишенных сенсорного характера. Это положение противоречило основаниям структурализма, так как сенсорные элементы (ощущения, образы) не могут создать несенсорные, чисто интеллектуальные структуры. 
 
Титченер считал психологию фундаментальной, а не прикладной наукой. Он противопоставил свою школу другим направлениям, не вошел в Американскую психологическую ассоциацию и создал группу "Эксперименталистов", издавая "Журнал экспериментальной психологии". 
 
Отвергая взгляд на сознание как устройство "из кирпичей и цемента", ученые, разрабатывавшие новое направление в психологии - функционализм, приходили к выводу о необходимости изучать динамику психических процессов и факторов, обусловливающих их ориентацию на определенную поставленная проблема. 
 
Практически одновременно с положениями Вундта мысль о том, что каждый психический акт имеет определенную направленность на объекты внешнего мира, была высказана австрийским ученым Ф.Брентано (1838-1917). Начав свою дело в качестве католического священника, он оставил ее из-за несогласия с догматом о непогрешимости папы и перешел в Венский университет, где стал профессором философии (1873). Брентано предложил свою концепцию психологии, противопоставив ее господствовавшей в то пора программе Вундта («Исследования по психологии органов чувств" (1907) и "О классификации психических феноменов" (1911)). 
 
Главной для новой психологии он считал проблему сознания, необходимость определить, чем отличается сознание от всех других явлений бытия. Он утверждал, что позиция Вундта игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин интенция. Она изначально присуща каждому психическому явлению и благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических. 
 
Считая, что при обычном самонаблюдении, так же как и при использовании тех видов опыта, которые предложил Вундт, можно изучить лишь результат, но не сам психический акт, Брентано решительно отвергал принятую в лабораториях экспериментальной психологии процедуру анализа, считая, что она извращает реальные психические процессы и феномены, которые следует изучать путем тщательного внутреннего наблюдения за их естественным течением. Скептически относился он и к возможности объективного наблюдения, лишь ограниченно допуская тот самый метод в психологию, и, безусловно, очевидными считал только психические феномены, данные во внутреннем опыте. Он подчеркивал, что знание о внешнем мире носит вероятный характер Трусов В.П. Современные психологические теории личности. - Л.: Наука, 1990.. 

Структурализм и функционализм  в понимании сознания.
В истории психологии сложились два  основных подхода к рассмотрению содержания сознания. Первый рассматривает  его с точки зрения составных  элементов и связей между ними (структурализм), второй задает предмет посредством функций, которые оно реализует (функционализм). То есть если структурализм отвечает на вопрос «что?», то функционализм стремится ответить на вопросы «как?» и «почему?».
      Первые  теории сознания придерживались структуралистского подхода. Например, Д. Юм делит все состояния сознания на «впечатления» и «идеи», их отражения. Идеи – более слабые впечатления. Они могут быть простыми и сложными (образуются из простых с помощью механизма ассоциаций). Автор целостной ассоциативной концепции – Д. Гартли – выделил в сознании другие простейшие элементы: ощущения (сенсации), идеации (идеи ощущений, то есть повторение ощущений без предметов), простейший аффективный тон (аффекции) – удовольствие, неудовольствие. Все они появляются прямо при рождении человека. В. Вундт вносит новые черты. По его мнению, сознание – сумма сознаваемых нами состояний. Наше сознание ритмично, обладает ясностью и отчетливостью. Простейшими элементами сознания Вундт назвал отдельные впечатления или ощущения. Каждое ощущение характеризуется качеством, интенсивностью, длительностью – это объективные элементы сознания. Также он выделял три пары субъективных элементов – элементарных чувств: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, напряжение-разрядка. Простые чувства – ощущения, отражение отдельных свойств предметов. Сложные чувства – восприятия – это связанные простые чувства.
  Э. Титченер - Своим предметом  он поставил сознание и его  содержание. В качестве первичных  элементов сознания он выделил ощущения, образы, чувства. Ощущения обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью, длительностью. Они составляют  элементы восприятий. Образы – следы прежних ощущений. Они менее отчетливы, составляют память и воображение. Чувства также обладают качеством, интенсивностью, длительностью. Они составляют душевные движения.
В отличие от этого направления, функционализм  рассматривает сознание не изолированно, а как включенное в многообразные  отношения с другими предметами действительности.  Ф. Брентано  выступил против психологии как науки о содержаниях сознания. Подлинной психологической реальностью, по его мнению, являются акты нашего сознания. Акт интенционально содержит в себе что-то как объект, на который он направлен.  Джемс (1842-1910). По его мнению, основной функцией сознания является познание. Он подробно описал свойства сознания - «потока сознания» (селективность, обособленность, неповторимость, непрерывность).
А. Н. Леонтьев выделял в сознании чувственную  ткань, то есть чувственные образы, и личностные смыслы, которые придают сознанию пристрастный характер. Проблему личностного смысла мы рассматривали в связи с развитием сознания.
                                      Особенности  сознания.
1) проблема активности человеческого  сознания. Локк считал наше сознание пассивным, то Лейбниц выделил особую силу духа – апперцепцию – которая вместе с воздействиями извне дает нам более отчетливое восприятие. Если перцепция пассивна, то апперцепция - та активность, которая присоединяется к перцепции.
2) проблема уровней сознания. Понятие  бессознательного ввел Лейбниц.  Он указывал на то, что наряду  с ясно осознаваемыми восприятиями  в душе есть бесчисленные малозаметные  восприятия, которые мало выделяются. Они определяют наши вкусы,  желания и страсти. Лейбниц говорит о том, что сознание не отличается от бессознательного какой-то особой сущностью, в душе происходят постоянные переходы сознательных представлений в бессознательные и обратно. Продолжая идеи Лейбница, Гербарт выделил три области, в которых могут располагаться представления: ясного сознания, сознания и бессознательного. Границы между ними обозначаются как пороги. Вундт отмечал, что в сознании, как и в поле зрения, есть центр (более отчетливое восприятие) и периферия. Э. Титченер в качестве метафоры сознания выбрал волну внимания. В ней выделяются два уровня: ясные и смутные процессы.
Наибольшую  проработку эта проблема получила в  трудах З. Фрейда (1856-1939). Он различал три  сферы психики – сознательное, предсознательное и бессознательное. Сознательное имеет свойство переживания. Предсознательное – это скрытое (латентное) бессознательное, потенциально сознательное. Оно может проникнуть в сознание. Бессознательное – это вытесненная бессознательная психика. Оно не обладает способностью проникнуть в сознание. Исходя из этого положения Фрейд выдвинул ряд предположений о законах сознания. Таким образом, было выведено, что психика не отождествляется с сознанием.
3)Проблема  законов, по которым происходят  сознательные явления, была объектом  изучения и Джемса. Например, он отмечал, что мысли каждого отдельного осознания обособлены от мыслей другого.
4)Гештальтпсихологи  выделили свой ряд законов, по которым происходят явления сознательной жизни. К ним относятся: тяготение частей к образованию симметричного целого; группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия; закон прегнантности (стремление принять более определенную, отчетливую, завершенную форму).
В советской  психологии сложилось общепринятое понимание сознания как высшей формы  психики, возникшей в человеческом обществе в связи с коллективным трудом, общением людей, языком и речью. Этот принцип изложен в работах С.А. Рубинштейна, Е.В. Шорохова, А.Н. Леонтьева. Сущность сознания принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению, орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества. Отвлеченное речевое мышление во многих работах рассматривается как главная характеристика сознания, с которой связываются многие другие его особенности и проявления. 

Структурализм Э.Титченера.
Структурализм - система психологии Титченера, которая имеет дело с сознательным опытом, зависящим от испытывающего его субъекта.
В своем четырехтомном  труде «Экспериментальная психология» (1901-1905) Титченер изложил основные достижения этой науки с позиций структурализма. Сознание Титченер понимал как человеческий опыт в его зависимости от переживающего субъекта. Сам этот опыт, по его мнению, состоит из простейших элементов - ощущений, образов и чувствований, обнаруживаемых благодаря особым образом организованной интроспекции.
Каждый из элементов при специальной установке сознания открывается субъектом с целью диагностики его четырех характеристик: качества, интенсивности, длительности и отчетливости (ясности).
Для того чтобы  выделить и описать исходные элементы структуры, Титченер стремился усовершенствовать метод интроспекции с тем, чтобы он открывал экспериментатору истинную картину сознания, так как под сознанием, согласно его мысли, следует понимать совсем не то, что сообщает обычное самонаблюдение, свойственное каждому человеку. Он подчеркивал, что понимает под сознанием «экзистенциальный термин», т. е. психическую реальность, которую не следует отождествлять с данными традиционной интроспекции. В конце жизни он даже термин структурная психология часто заменял определением экзистенциальная психология, подчеркивая отличие научных данных о сознании от житейских или данных, полученных в других дисциплинах (например, в физиологии).
Сознание имеет  собственную структуру и содержание, скрытое за протекающими в нем  явлениями, подобно тому как от обычного восприятия действительности скрыты реальные процессы, изучаемые физикой и химией. Для того чтобы понять истинную картину сознания, необходима специальная тренировка испытуемых, поскольку они склонны сообщать о внешнем объекте (стимуле), вызвавшем ощущение, а не о собственных ощущениях. Например, говорят, что видят яблоко, но не предмет определенной формы, цвета или размера. Так как объект почти всегда влияет на процесс восприятия, интроспекция эффективна только тогда, когда избегает «ошибки стимула», т.е. не смешивает ощущение объекта с объектом ощущения.
В противовес этому  Титченер предложил «контекстную теорию значения». Речь шла о разграничении  образа и значения. Свободное от чувственных образов психическое  содержание, названное Вюрцбургской школой значением, сводится, согласно Титченеру, к особой разновидности чувственно-образного опыта. Представление о каком-либо объекте строится из совокупности чувственных элементов. Значительная их часть может покидать сознание, в котором остается лишь сенсорная сердцевина, достаточная, чтобы воспроизвести всю совокупность. Таким образом, наш опыт состоит из множества психических элементов, образующих контекст, в котором имеются «темные» мышечные и органические ощущения. Они составляют «сердцевину» неосознаваемого контекста и служат реальным психическим эквивалентом безобразной мысли. Если испытуемый при решении умственной задачи не осознает чувственно-образного состава значений, то это связано только с недостаточной тренированностью интроспекции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.