На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное устройство: понятие и формы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 
 

                                                           Кафедра государственного и
                                                      административного права 
 
 
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ 

                                                              

                          
                Курсовая  работа студента                             
                724 группы факультета
                правоведения
                Потапова  Алексея Дмитриевича
                 
                Научный руководитель
                к.ю.н., профессор
                Шеховцов
                Виктор  Афанасьевич
 
 
 
 
 
 
 
Владивосток
2007
ПЛАН 

Введение 3
Глава 1. Понятие и разновидности форм государственного
               устройства 4    
              1. Понятие формы государственного устройства  4 
              2. Разновидности формы государственного устройства 6  
Глава 2. Проблемы государственного устройства Российской Федерации 14  
              1. Характеристика государственного устройства Российской

              Федерации 14  
              2. Проблема асимметричности Российской Федерации 17 
              3. Проблема бюджетного федерализма 22 
Заключение 27

Список  использованной литературы 29  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления, а также степенью централизации государственной власти. Это уясняется термином форма государственного устройства, под которым понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.
    Территориальная организация государства – явление  сложное и многоэлементное, означающее определённый порядок устройства, выделение и взаимосвязь отдельных его составных частей. Это национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование.
    Категория “государственное устройство” даёт ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест1.
    Целью данной работы является подробное изучение одной из тем курса теории государства и права и конституционного права –– “Государственное устройство: понятие и формы”. В ней будет рассмотрено понятие государственного устройства, его основные формы, характерные черты и отличия форм государственного устройства. Так же в этой работе будет охарактеризовано государственное устройство Российской Федерации и его проблемы: проблемы асимметричности Российской федерации, проблема бюджетного федерализма.
    При написании курсовой работы будет использован нормативный материал, специальная литература,  журналы и журнальные статьи,   учебная   литература.
    Глава 1. Понятие и разновидности форм государственного устройства
    1. Понятие формы государственного устройства
    Территория  каждого государства делится  на части, определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складываются система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и от каждой из его территориальных единиц2.
    Необходимость определённым образом построить  территориальную организацию государства  вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения – организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов, развития информационных систем сообщения, передачи управленческих воздействий и т. п. – государство ведёт разнообразную деятельность. А именно, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т. д.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы), информационную (сбор и распространение информации) и т. п. Но вести эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.
    После определённого порога численности  граждан и размеров территории возникает  необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, губернии, уезды и т. д., а так же создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.
    Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный аспект населения.
    Наконец, субъективные и даже случайные факторы – заимствование, политико-правовые подражания, колониальное воздействие, политические интересы и многое другое – влияют на территориальную организацию государства3.
    Таким образом, можно определить государственное  устройство как политико-территориальную организацию власти, определяющую правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации и децентрализации власти (соотношение между частями и между частями и целым)4.
    Проблема  государственного устройства сравнительно легко решается в территориально небольших государствах, но она становится сложной и приобретает политическую окраску в более крупных государствах. Особенно это сложно в странах с “пёстрым” национальным и этническим составом, различными историческими и культурными традициями, потребностями населения и т. д. 
 
 
 

2. Разновидности формы государственного устройства
    Государства современного мира по форме государственного устройства являются либо унитарными, либо федеративными.
    Статус  отдельных составных частей и  в унитарных, и в федеративных государствах нередко отличается от статуса других составных частей того же государства. В связи с  этим государственно-территориальное  устройство может быть как простым (симметричным), так и сложным (асимметричным).
    Простое (симметричное) устройство государства  характеризуется тем, что все  его составные части имеют  равный статус.
    При сложном (асимметричном) государственном территориальном устройстве составные части государства имеют разный статус.
    Унитарное государство – это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.
    Унитарное государство представляет собой наиболее простую форму территориального устройства. Оно воплощает классические представления о политическом объединении нации под единой властью. В данной форме только один субъект обладает государственностью – само государство. Оно является единым политическим центром общества. Только ему присущ государственный суверенитет.
    Единый  государственный суверенитет подтвержден  основным законом, конституцией. Основной закон закрепляет исключительную и  нераздельную государственность на всей территории страны. Территории, входящие в состав унитарного государства не являются суверенными. Естественно, право сецессии (отделения) за территориями не признается5.
    В унитарном государстве учреждается одна система высших государственных органов. Ими являются только центральные политические учреждения – глава государства, правительство, парламент, верховные судебные инстанции. Представительные и административные учреждения территорий не относятся к числу высших государственных органов.
    В унитарном государстве действует единая система законодательства. Только акты центральных органов власти имеют ранг закона – акта высшей юридической силы. Однако это не исключает права местных органов осуществлять правовое регулирование по вопросам, имеющим локальное значение. Вместе с тем, их акты являются подзаконными, издаются в пределах компетенции, установленной государством, и не могут противоречить законам.
    Обычно  в унитарном государстве устанавливается  единая судебная система.
    В унитарном государстве установлено  единое гражданство (подданство).              
    Территориальное деление в большинстве унитарных  государств является административным и может включает различное число ступеней, звеньев. Как правило это зависит от численности населения и размеров территории страны. В небольших странах существует двухзвенное, в других – трёх- и даже четырехзвенное административно-территориальное деление. Самыми крупными территориальными единицами являются области, провинции, губернаторства и т. п. Эти территории делятся на уезды, районы, округа и т. п.
    В мире есть небольшие государства, которые  вообще не имеют административно-территориального деления (Мальта, Бахрейн и др.).
    В унитарных государствах со сложным (асимметричным) государственно-территориальным  устройством составные части государства имеют различный конституционно-правовой статус. Обычно наряду с административно-территориальными единицами имеются области и регионы, обладающие большими правами и являющиеся территориальными автономиями. Степень самостоятельности таких автономий различна. В одних странах (Китай, Эфиопия) автономии являются административными (издание газет, радиовещание, судопроизводство на местном языке), в других законодательными или политическими (издание местных законов по определённым вопросам). Так, законодательная автономия существует в ряде стран Европы: Дании (Гренландия), Франции (Корсика), Португалии (Азорские острова), Испании (Страна Басков и др.).
    Особый  статус в ряде стран имеют столицы  или их столичные округа. Их статус определяется специальными законами, в которых устанавливается больший контроль за деятельностью администрации столицы со стороны центральной власти.
    Унитарные государства с точки зрения организации  публичной власти разделяются на децентрализованные и централизованные.
    В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Такие страны в науке конституционного права называют “регионалистскими”, то есть имеющими тенденцию перехода от унитарной к федеративной форме государственного устройства.
    Некоторые унитарные государства являются относительно децентрализованными. В  звеньях административно-территориального деления таких стран есть избираемые населением представительные органы, обладающие полномочиями по решению вопросов местной жизни. Однако не существует местного законодательства и прав, которыми обладают автономии в “регионалистских” государствах6.
    Централизованными унитарными государствами являются такие, в которых нет выборных органов на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы. Функции на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы. Таких государств, в которых отсутствуют местные выборные органы,  в настоящее время немного (отдельные страны Африки и Азии). Данная форма государственного устройства присуща некоторым государствам с авторитарным или тоталитарным режимом, в которых, хотя и имеются выборные органы, управление страной осуществляется центральной государственной или партийной олигархией, а то и вовсе одним лицом – диктатором.
    В мире встречаются и сверхцентрализованные  унитарные государства. Ими обычно становятся такие, в которых произошёл  военный переворот и установлен военный режим. Местную администрацию в этом случае заменяют военные чиновники, назначенные военной хунтой.
    Форма унитарного государства способствует ускорению экономического и культурного  роста страны, складыванию единой нации, воспитанию гражданственности, даёт возможность центральным органам власти концентрировать в руках центра ресурсы государства и быстро проводить свои решения через исполнительные органы административно-территориальных единиц. Именно в этих целях в ряде развивающихся стран федеративные государства были преобразованы в унитарные (Индонезия, Ливия, Камерун и т. д.). Унитарная форма  удобна для управленческих  бюрократических структур, её предпочитают авторитарные режимы. Если государство небольшое по размерам, и в нём нет компактно проживающих групп населения с какими-то особенностями (этническими, бытовыми т. д.), нет территорий, отличающихся своей спецификой (в том числе географическими условиями), то форма унитарного государства применяется и при демократических режимах, в ином случае создается сложное унитарное государство с автономией. С другой стороны, унитаризм, игнорирующий коллективные права этнических групп, особенности отдельных регионов, до предела унифицирующий территориальную организацию государства, ограничивающий местное самоуправление, – антидемократическое явление7.
    Федеративное  государство – это союз государственных  образований, каждое из которых обладает относительной самостоятельностью. Федерацию называют союзным государством в отличие от конфедерации (союза государств) и от унитарного (единого, слитного) государства, состоящего из административно-территориальных единиц8.
      В отличие от унитарного государства, федерация выглядит как политически сложное государство. Сложная политическая природа федерации обусловлена тем, что в ней осуществлен раздел суверенитета между союзом и его территориальными частями. Собственной государственностью, суверенитетом обладают как федерация, так и её члены.
    Источником  федеративной государственности является суверенитет нации, образующей её население и (или) монарха, возглавляющего союз. Нация в федеративном государстве политически едина, но не в полной мере. В юридическом смысле она состоит из народов, каждый из которых претендует на известную меру политической самостоятельности. Считается, что эти народы через референдум или своих представителей однажды дали согласие на объединение в федеративном государстве. В то же время, каждый из них оставил за собой долю суверенных прав.
    Таким образом, государственность субъекта федерации также происходит из суверенитета народа, занимающего его территорию. Ее источником может быть суверенитет монарха, если субъект федерации имеет монархическую форму правления. Так, Объединенные Арабские Эмираты образованы в результате отчуждения эмирами доли суверенитета в пользу союза. Однако каждый из эмиров отчасти сохраняет права главы своего государства.
    В любом случае, и федерация, и участники (субъекты) союза имеют источник государственности. Из этого следует, что на одном политическом пространстве сосуществуют как суверенитеты федерации, так и суверенитеты её членов. Государственность каждой из сторон в федеративных отношениях взаимно ограничена. Ни федерация, ни ее субъекты не обладают полным государственным суверенитетом9.
    В отличие от унитарных государств, власть в федеративных государствах распределяется по вертикали, и в них составные части федераций – их субъекты – имеют своё законодательство, нередко свои конституции, гражданство, т. е. то, чего не имеют составные части унитарного государства.
    Исторически федерации складывались двумя способами: договорным и конституционным. В связи с этим их и разделяют на договорные и конституционные. При договорном способе самостоятельные государства объединялись в федерацию, заключив между собой договор об объединении. Так, США и Швейцария возникли в результате союза независимых штатов и кантонов. Конституционные федерации создавались на основе конституции страны или иного конституционного документа, в котором центральная власть признаёт федеративное устройство и автономию отдельных территорий. Таким путём были созданы, например, ФРГ (1949 г.), Индия (1948 г.) и ряд других государств.
    Федерации можно классифицировать и в зависимости  от того, какое значение в их организации  имеет национальный фактор. Так, одни федерации построены по национальному признаку, другие – на территориально-национальной основе, третьи – на чисто территориальном принципе.
    В настоящее время в мире существует только одна федерация, построенная на национальной (этнической) основе, – Бельгия. Так, основное население Бельгии составляют фламандцы и валлоны. В связи с этим в стране образованы три региона: Фландрия, Валлония и Брюссель, объявленный двуязычным. Гарантированы права и немецко-говорящего населения, которое составляет менее одного процента.
    Большинство же федераций мира образованы не для решения национального вопроса, а в качестве формы децентрализации государственного руководства страной. Правда, некоторые федерации включают районы, в которых проживает этнически обособленное население. Такие федерации можно определить как национально-территориальные. Национально-территориальный подход соответствует международно-признанному праву народов (наций, этносов) на самоопределение, т. е. коллективному праву на самостоятельный выбор форм организации своей жизни. Такими федерациями являются Индия, Канада, Российская Федерация и др.
    Все другие федеративные государства созданы  на территориальной основе. Это, как  правило, страны с мононациональным населением (Германия, Австрия, Объединённые Арабские Эмираты и др.) либо страны, в которых имеющиеся этносы не составляют компактных групп (США, Австралия, Бразилия, Мексика), либо страны, территориальное устройство которых построено так, чтобы ни в одном субъекте федерации не доминировала никакая этническая общность.
    В истории более прочными федерациями оказались федерации территорий, а не федерации национально-территориальных общностей10.
    В науке конституционного права все  федерации принято делить на симметричные и асимметричные. Симметричными  федерациями являются такие, составные части которых, в соответствии с конституцией страны, равноправны между собой и в отношениях с федерацией. Только субъекты являются частями федерации: в Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), Аргентине (провинции), России (применяются разные названия субъектов). Однако абсолютно симметричных федераций нет, какие-то элементы различий между субъектами существуют11. Это может проявляться по-разному: неодинаковое число представителей территорий в парламенте; небольшие различия в правовом статусе субъектов и др.
    Большинство федераций мира – асимметричные. В одних федерациях наряду с равноправными субъектами федерации имеются другие территориальные образования (федеральные территории, федеральные округа и т. п.). Асимметрия здесь заложена в самой структуре федеративных государств, где их разные составные части имеют неодинаковый конституционно-правовой статус. Так, в составе США, наряду со штатами, есть федеральный округ Колумбия, не имеющий представителей в Сенате и представленный одним делегатом в Палате Представителей с правом совещательного голоса, федерально-управляемые территории – Виргинские острова, Восточное Самоа, Гуам, ассоциированные государства Пуэрто-Рико и Соединённые Штаты Микронезии и др., которые не пользуются правами штатов (их население, в частности, не участвует в выборах парламента США).
    Федерации в большинстве случаев имеют  республиканскую форму правления. Но есть и федерации – монархии. Это – Бельгия, ОАЭ, Малайзия.
    Статус  федерации, как её субъектов, определяется конституциями федеративных государств. Все федерации – целостные, суверенные государства.  В отличие от конфедерации государственные образования – члены федерации – не обладают суверенитетом, не могут иметь свои вооруженные силы, не обладают правом одностороннего выхода из федерации (сецессия). 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Проблемы государственного устройства РФ
    1. Характеристика государственного  устройства РФ
    Государственное устройство Российской Федерации –  это территориальная организация  Российской Федерации, характеризующаяся  федеративной формой её государственных связей с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами12.
    Конституционно-правовой статус России как федеративного государства определяется федеральной Конституцией 1993 г., Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 г.
    При этом приоритетное значение в определении  правового статуса федерации, её субъектов принадлежит Конституции  РФ. Федеративный договор13 от 31 марта 1992 г. “исходит из исторического факта существования Российского государства” и ставит целью только перераспределение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и её субъектов14.
    Многонациональный состав населения, федеративный характер национально-государственного устройства России обусловили  включение в главу 1 Конституции России положений, связанных с характером Федерации и её взаимоотношений с субъектами Российской Федерации.
    Единство  федерации и верховенство её законов на всей территории закреплены в ст. 4 Конституции России: «1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».
    Принципиальное  значение имеет ст. 5 Конституции, являющаяся составной частью “основ конституционного строя”. В этой статье закрепляются принципы федеративного устройства страны: её государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти её субъектов, равноправие субъектов Российской Федерации, а также принцип равноправия и самоопределения народов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны» (части 3, 4 ст. 5 Конституции России).
    Эти принципы, поскольку они закреплены в главе “Основы конституционного строя”, могут быть изменены не иначе, как путём принятия новой Российской Конституции. Таким образом, федерализм в России является основой конституционного строя.
    В настоящее время Российская федерация  согласно Конституции РФ имеет в своём составе три вида субъектов:
    республики  – государства, образованные по национально-территориальному принципу;
    края, области, города федерального значения – государственные образования, созданные по территориальному принципу;
    автономная  область, автономные округа – национально-государственные  территориальные образования.
    Необходимо  заметить, что равноправие субъектов  федерации не означает их равного  статуса, который определяется законодательными актами различной юридической силы. Отличаются субъекты федерации и по кругу полномочий, который устанавливается в договорах Российской Федерации с конкретными субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий.
    В соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции России республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный круг имеет свой устав и законодательство.
    Субъекты  Федерации самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Российская  Федерация имеет единое гражданство. Республики в составе Российской Федерации могут устанавливать  своё гражданство, однако это не означает, что жители этих территорий имеют двойное гражданство, их гражданство следует называть двуединым.
    В России есть единые вооружённые силы, единая система обеспечения обороны  и безопасности. Субъекты Федерации  не вправе создавать свои вооружённые  силы, либо какие-то иные воинские формирования.
    Российская  Федерация как суверенное государство  имеет свою государственную федеральную  собственность, денежную и кредитную  системы, единое экономическое пространство.
    В соответствии с Конституцией Российской Федерации, “гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение, товаров, услуг и финансовых средств” (ст. 78). На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74). 
 
 
 
 
 

2. Проблема  асимметричности РФ
    Ст. 5 Конституции Российской Федерации закрепляет равноправие всех субъектов, входящих в состав России. Положения этой статьи порождает самую серьёзную коллизию Конституции России, а именно, противоречие между принципом равноправия субъектов Российской Федерации и разностатусность республик с одной стороны, краёв и областей – с другой, автономных округов – с третьей. Само сохранение различных наименований субъектов Федерации обуславливает их различия. По Конституции России республики в отличие от других субъектов Федерации: а) являются государствами (ст. 5); б) имеют конституции, а не уставы (ст. 5); в) вправе устанавливать свои государственные языки (ст. 68).
    В ст. 66 Конституции РФ также закреплено неравноправие краёв и областей и входящих в их состав автономных округов. Получается явное противоречие с принципом равноправия всех субъектов, так как равноправные субъекты не могут входить в состав друг друга – это предполагает некоторую соподчиненность. Данная проблема обостряется в связи с тем, что п. 1 ст. 67 Конституции РФ указывает: “Территория Российской Федерации включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними”. Если мы рассматриваем автономные округа как некие территориальные образования, входящие в состав других территориальных образований – краёв и областей, то неясно, как нам считать территорию автономных округов – как территорию самостоятельных субъектов Федерации или как территорию, входящую в состав территории края или области.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.