Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Импортная политика Самарской области

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

 

Введение

 
    Актуальность  рассматриваемой  темы. В условиях глобализации и углубления международного разделения труда импорт закономерно становится органичной частью современного воспроизводственного процесса. Покрывая физические дефициты отдельных товаров и услуг на местах, реализуя преимущества сравнительных издержек, снижая за счет конкурентных цен инфляцию и тем расширяя возможности потребителей, рациональный импорт давно уже опроверг прежние «ценности» протекционизма и превратился в важный, самостоятельный фактор развития и модернизации все большего числа государств.
    В то же время в России не утихают  споры о разумной мере сочетания  импорта с продукцией национального производства. Реакцией на дисбаланс в этой сфере выступают призывы, в. т. ч. политические, к форсированию импортозамещения. Предлагаемая статья является попыткой разобраться в данной проблеме.
    Импорт  необходим для нормального функционирования любой экономики. Ни одна страна, как бы ни была она велика, как бы ни был сильно диверсифицирован ее народнохозяйственный комплекс, не может обойтись без импорта. Страны ввозят товары, которые ими не производятся вообще или производятся в недостаточном количестве в силу природно-географических условий либо других факторов, определяющих их производственную специализацию. Критерием последней является эффективность.
    Предстоящее присоединение России к ВТО может  поставить перед ней ряд проблем. Речь идет, в частности, о рисках подавления отдельных производств в результате дальнейшей либерализации импорта.
    Уменьшить зависимость от импорта, удержать его в разумных пределах можно различными способами: либо с помощью протекционистских мер, либо - импортозамещения. Возможности сократить импорт с помощью различных протекционистских мер у России крайне ограничены. Как известно, основным средством защиты рынка ВТО и другие международные экономические организации признают таможенный тариф. В России протекционистская роль тарифа изначально была невелика вследствие недостаточной дифференцированности по товарным позициям. За последние годы она стала еще слабее из-за уменьшения диапазона ставок. Именно по этой причине таможенный тариф не стал у нас инструментом структурно-инвестиционной политики. В настоящее время он исполняет преимущественно фискальные функции.
    Предметом исследования выступает импортная политика государства.
    Объектом  исследования является импортная политика Самарской области.
    На  основании вышеизложенного целью курсовой работы следует определить рассмотрение импортной политики государства.
    Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд сопутствующих задач:
    1. Определить внешнеторговую политику как инструмент модернизации экономики.
    2. Рассмотреть государственное регулирование внешнеторговой деятельности предприятий.
    3. Выявить направления импортной политики Российской Федерации.
    4. Рассмотреть импортную политику Самарской области.
    5. Определить принципы реализации таможенно-тарифного регулирования импортной политики Самарской области и Российской Федерации в целом.
    Методологической основой исследования является диалектический метод познания и системный подход. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция, анализ и синтез, методы группировки, сравнения и др.
    Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
 

1. Государственное регулирование импортной политики                                              в Российской Федерации

1.1. Внешнеторговая политика как инструмент                                                                    модернизации экономики

 
    Внешняя торговля, прямые иностранные инвестиции, технологические и управленческие заимствования играли и играют заметную роль в развитии российской экономики. В начале XXI века импорт товаров обеспечивал до 2/3 прироста ВВП. Внешние рынки поглощали 11-14% производимой в России продукции. Прямые иностранные инвестиции в последние годы приносили от 9 до 16% всех капиталовложений в основные фонды. До кризиса 2008 г 46% ресурсов розничной торговли формировалось за счет импорта. По некоторым оценкам, за период с 2001 по 2007 гг. величина полученных страной ценовых выигрышей составила 121 млрд. долл., что эквивалентно 3,5% суммарного ВВП за эти годы.
    Значителен вклад импорта и в обеспечении производственных и инвестиционных процессов в российской промышленности. Ввоз машиностроительной продукции накануне кризиса 2008 г. составил 83% к объему отечественного производства, химической-76%, металлургической - 12%. Физический объем закупок машин, оборудования и транспортных средств увеличился за этот период в 5,4 раза, текстильных изделий и обуви - в 4,4, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья - в 1,9 раза.
    Меньшая, по сравнению с другими странами, зависимость России от импорта связана, во-первых, с наличием в стране достаточных запасов разнообразных минеральных ресурсов и отсутствием необходимости в закупках за границей значительных объемов сырья; во-вторых, с относительно невысокой степенью вовлеченности в международное разделение производственных процессов, требующее постоянного импорта комплектующих изделий. Что касается быстрого нарастания российского импорта, то оно было вполне естественным в условиях экономического роста и сопровождавшего его увеличения доходов предприятий и домашних хозяйств.
    Воздействие импорта на внутренний рынок неоднозначно. С одной стороны, он возмещает объективно недостающие товары и решает важные социально-экономические задачи; с другой - вытесняет с рынка отечественного производителя, поскольку многие виды отечественной продукции не выдерживают конкуренции с зарубежными ни по качеству, ни по цене.
    В очередной редакции документа - «Основных  направлениях таможенно-тарифной политики до 2013 г.», подготовленном в начале 2010 г. Минэкономразвития, - средневзвешенная ставка импортных пошлин в 2010 г. прогнозируется на уровне 10,15%, в 2011 г. -10,05%, в 2012 г. - 9,85%. При этом в документе открыто декларируется курс на протекционизм: «Таможенно-тарифная политика в отношении промышленного импорта будет формироваться исходя из принципа эскалации таможенного тарифа с целью защиты секторов российской экономики со средней степенью конкурентоспособности»1.
    Опыт  России в сфере использования  инструментов защиты внутреннего рынка  в период кризиса существенно отличается от опыта как развитых, так и наиболее крупных развивающихся стран. Во-первых, Россия гораздо активнее других стран прибегает к повышению барьеров на пути импорта. В настоящее время она является лидером по числу соответствующих мер, введенных с ноября 2008 г. (20); за ней с большим отрывом следует Германия (15), Индия и Индонезия (по 10), Италия, Испания и Великобритания (по 9), КНР (8) и Аргентина с Японией (по 7)2.
    Во-вторых, в структуре российских мер по защите внутреннего рынка доминируют не обусловленные меры, соответствующие соглашениям ВТО, в частности, специальные защитные меры, антидемпинговые и компенсационные меры, а также повышение импортных пошлин до максимально предусмотренного соглашениями ВТО уровня (уровня связывания тарифов), а решения о повышении тарифных барьеров. Так, были повышены импортные пошлины на автомобили (на новые и подержанные автомобили со сроком эксплуатации до трех лет пошлины установлены в размере 30%, или от 1,2 до 2,8 евро за 1 куб. см объема двигателя), телевизоры (с 10% до 15%), отдельные виды проката из железа (с 5% до 15%) и нелегированной стали (с 5% до 20%), а также трубы из черных металлов (с 5% до 15% и 20%)3.
    Причины протекционистской активности российского  правительства связаны с тем, что, во-первых, страна до сих пор не является членом ВТО и не связана обязательствами по ограничению роста тарифных ставок; во-вторых, продолжает сохраняться представление о благоприятном воздействии торговых барьеров на импортзамещающий сектор экономики; в-третьих, дефицит государственного бюджета заставляет правительство под любыми предлогами искать дополнительные источники поступлений в бюджет.
    Видимая легкость использования тарифных мер  ограничения импорта препятствует использованию более избирательных, а потому более эффективных инструментов борьбы с нежелательной внешней конкуренцией - таких как специфические защитные пошлины, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Повышение импортных пошлин ведет как к повышению цен импортных товаров для потребителей, так и к общему росту цен на рынке соответствующей продукции (в том числе на ее разновидности, производимые в национальной экономике) ввиду ограничения предложения соответствующих товаров на рынке. Использование же обусловленных мер позволяет идентифицировать конкретный источник ущерба для национальных производителей (некорректные торговые практики конкурентов, субсидирование экспорта зарубежными государствами и проч.), в большинстве случаев не возлагая дополнительного бремени на потребителей.
    Что касается ожиданий на успешное импортозамещение в условиях сжимающегося внутреннего рынка, то они оказались мало обоснованными. Несмотря на повышение ввозных барьеров по 21% товарных категорий импорта и значительную девальвацию рубля, признаки импортозамещения на сегодняшний день практически незаметны. Более того, единственная отрасль, где рост импортозамещения все же можно усмотреть, а именно пищевая промышленность, была в наименьшей степени затронута мерами государственной поддержки. Добавим к этому, что в пищевой промышленности доля прямых зарубежных инвестиций в основном капитале составляет почти 50%, а по некоторым видам - производство шоколада, соков - она еще более значительна4.
    Таким образом, практикуемая в России политика защиты внутреннего рынка, наносит ущерб благосостоянию потребителей, не обеспечивая ожидаемого эффекта с точки зрения поддержки отечественных производителей. Налицо явно отрицательный и антимодернизационный эффект от повышения импортных барьеров.

1.2. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности предприятий, перспективы вступления России в ВТО

 
    Провозглашая  рыночную политику, рыночно-ориентированные  государства воздерживаются от непосредственного влияния на внешнюю торговлю, отводя роль основного регулятора рынку. Однако в чистом виде политика свободной торговли не проводится, поскольку каждое государство оставляет за собой право использовать инструменты протекционистского характера. Так, в сложный для российской экономики переходный период в политике ряда стран проявились элементы протекционизма, инспирируемого не только отдельными товаропроизводителями, но и определенными властными кругами, опасающимися возможной конкуренции экономически сильной России и поэтому достаточно откровенно выступающими за применение под разными предлогами в отношении нашей страны политики двойного стандарта.
    Применяемые ведущими промышленно развитыми  странами меры по защите внутренней экономики  и интересов деловых кругов (в  том числе административные) по жесткости значительно превосходят российские. Законодательство этих стран продолжает характеризовать Россию как государство с нерыночной экономикой, в отношении которой следует предпринимать особые меры.
    Такая политика, проводимая правительствами  ряда западных стран, позволяет под различными предлогами создавать препятствия на пути российского экспорта, причем даже в отношении сырьевых товаров, затрагивая интересы отечественных производителей. Что касается экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, то на Россию оказывается давление даже в случае ее попыток выйти на рынки развивающихся стран.
    Можно привести следующие примеры ущемления  интересов российских экспортеров:
    применение антидемпинговых мер на основе дискриминационных положений национального законодательства, позволяющих игнорировать конкурентные преимущества России (против российских товаров действует свыше 20 таких мер: в США они распространяются на поставки урана, ферросилиция, карбамида; в странах ЕС - хлоркалия, чугуна, изобутанола, карбида кремния и др.);
    затрудненный доступ на рынки товаров и услуг высоких технологий, где Россия имеет очевидные конкурентные преимущества (космические запуски коммерческих грузов российскими носителями, ядерные технологии);
    ограничения доступа России к передовым технологиям на основе национальных списков товаров «двойного назначения»;
    использование стандартов и технических барьеров, процедур испытаний и сертификации, которые усложняют, а в ряде случаев делают невозможным экспорт российских товаров (гражданской авиатехники, пушнины - в страны ЕС)5.
    Ответные меры, предпринимаемые российским правительством, оказались адекватными, поскольку были введены серьезные изменения в законодательное регулирование внешнеторговой деятельности предприятий, учитывающие в первую очередь интересы экспортеров (табл. 1). 

    Таблица 1
    Влияние изменения законодательства на характер внешнеторговой                          деятельности предприятий 

Введение  новых инструментов государственного регулирования ВТД предприятий Период действия Влияние на экспорт Влияние на импорт
Снятие ограничений на экспорт готовой продукции (при сохранении жестких количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно-сырьевых товаров) 1991 - 1-е  полугодие 1992 г. + -
Обязательная  продажа валютной выручки: по специальному курсу - 40 %, по рыночному - 10 % + -
Отсутствие  ограничений на импорт - +
Установление  особого порядка экспорта важнейших  сырьевых товаров (контроль 70 % российского экспорта) 2-е полугодие 1992 г. + -
Использование преимущественно тарифных методов  регулирования при снижающейся доле количественных ограничений (экспорта и импорта) 1993-1995 г. + +
Снижение  ставок экспортных пошлин на 50 %, сокращение вдвое перечня облагаемых ими товаров + -
Освобождение  от уплаты НДС экспортируемых товаров + -
Отмена  квотирования экспорта + -
Ликвидация  института спецэкспортеров (прекращение  экспортных поставок для федеральных государственных нужд) + -
Повышение уровня импортных пошлин, введение комбинированных ставок в новом тарифе - +
Утверждение Федеральной программы развития экспорта 1996-1997 г. - -
Реализация  соглашений между Россией и ЕС (например, с 1.07.1998 отменен антидемпинговый приказа в отношении российской титановой губки) 1998 г. + -
Изменение порядка продажи валютной выручки 1999 г. + -
Введение  экспортных пошлин на нефтепродукты и сырьевые товары   + -
Отмена  режима внутреннего толлинга 2000 - настоящее время + -
Приведение  законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами ВТО + +
    По  данным таблицы 1 видно, что курс на либерализацию, осуществляемый российским правительством в области внешнеторговой деятельности за анализируемый период коснулся, прежде всего, экспорта. Для предприятий-экспортеров существенным изменением явилось освобождение от уплаты НДС. С одной стороны, экспорт становится привлекательным в части экономии налоговых платежей для предприятий-посредников, с другой - производители экспортной продукции остаются в неравном положении на внешнем рынке, несут потери. Негативным моментом в этой связи является увеличение «лжеэкспорта», в отношении которого государство разрабатывает ответные меры - ужесточение процедур подтверждения экспорта и получения льгот (использует нетарифные барьеры). При этом, как показала практика, нетарифные методы при ограничении вывоза сырья оказались более действенными, чем меры, направленные на стимулирование экспорта товаров, продукции, услуг. В целом период 90-х гг. характеризуется увеличением экспортной квоты до 40% в конце 2000 г. (против 7% в начале 1990 г.). Важным итогом в развитии внешнеторговых связей страны явилось устойчивое положительное сальдо торгового баланса, достигнутое преимущественно за счет резкого сокращения так называемого централизованного импорта и увеличения экспорта сырьевых товаров. За 1992-2005 гг. товарооборот России возрос с 96,8 до 231,1 млрд. долл. Удельный же вес России в международной торговле сократился с 2,5  (без учета товарообмена с республиками бывшего СССР) в начале 90-х гг. примерно до 1 % в настоящее время. Ожидается, что вступление России в ВТО позволит решить ряд проблем в данной сфере6.
    Попробуем оценить результаты присоединения  России к ВТО на примере разных отраслей экономики, поскольку в данный момент все они находятся в неравных конкурентных условиях и последствия для них будут неодинаковы (табл. 2). 

 

Таблица 2
Отраслевые последствия присоединения к ВТО для отдельных секторов российской экономики 

Сектор  российской экономики Отраслевые  последствия присоединения к  ВТО
Высоко-технологичные  отрасли Вариантны в  зависимости от степени поощрения  технического прогресса в стране
Пищевая промышленность Пока не способна насытить рынок, обострение импортной конкуренции
Мебельная промышленность Вступила в  конкурентную борьбу с зарубежными  фирмами. Важен каждый процент защитного  тарифа
Фармацевтическая  промышленность Обострение  конкуренции, но потребитель может выиграть на качестве импорта
Металлургическая  промышленность Конкурентоспособность будет зависеть от цен на товары и услуги естественных монополий
Химическая  промышленность Обострение  конкуренции по малотоннажным химикатам, автомаслам и косметике
Авто- и авиапромышленность Смогут «выжить» только при господдержке
Транспорт Сохранение  конкурентной среды
Связь и информатика Обострение  конкуренции, в результате чего выиграет потребитель
Торговля Сохранение  ситуации в оптовом звене. В розничной торговле - наступление зарубежных супермаркетов
Наука ВТО мало что  изменит. Главные проблемы: недофинансирование, «утечка умов»
Финансовые  организации Смогут выжить лишь при господдержке, но потребитель выиграет от конкуренции
 
    Согласно таблицы 2 видим, что вступление в ВТО в целом не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям в большинстве отраслей отечественной промышленности. В то же время оно может серьезно отразиться на результатах деятельности предприятий отдельных отраслей. Как свидетельствует международный опыт, наряду с либерализацией ВТД может возникнуть потребность в ужесточении политики государственного регулирования, а именно, в применении широкого спектра нетарифных методов при существенном ограничении тарифов.
    В случае сохранения в ходе переговоров первоначальных ставок связывания (обеспечивающих согласование интересов сторон в период присоединения к ВТО), заявленных в российском переговорном оффере, возможен импортозамещающий рост производства, например, обуви (1,3%), одежды (1,6%), телевизоров (1,7%) ликероводочной продукции (11,6%), мяса птицы (12,4%), виноградных вин (25%) и т. д. Кроме того, защита отечественного производителя предполагает создание условий, реализующих интересы российского потребителя, заинтересованного в появлении на рынке более дешевых и разнообразных товаров. С другой - со вступлением в ВТО могут появиться серьезные проблемы в пищевой, вкусовой, мебельной, фармацевтической, металлургической, химической, автомобильной, авиационной и ряде других отраслях промышленности7.
    Присоединение к ВТО обещает быть противоречивым для высокотехнологичных отраслей промышленности. Замедление темпов технического развития в стране снизило долю их продукции в российском экспорте до 1%, а в мировом - до ничтожной величины, что делает их весьма слабыми конкурентами в рамках ВТО. В то же время подобное участие в этой организации позволит выйти на такие рынки многим странам, в том числе развивающимся, которые ранее вообще не имели научного потенциала. Учитывая специфические условия России, эффект от вступления в ВТО будет вариантным в зависимости от того, в какой степени в экономике страны будет востребована еще сохранившаяся отечественная наука и как Россия сможет воспользоваться механизмами государственного стимулирования инноваций, разрешенными ВТО.
    Отечественная пищевая промышленность пока неспособна насытить отечественный рынок, прежде всего мясными и молочными продуктами, сахаром и растительным маслом, а ее крупнейшие перерабатывающие предприятия, как правило, свою продукцию импортируют. Значения импортных пошлин (тарифные методы), на которых настаивают основные зарубежные поставщики продовольствия на переговорах в ВТО, пока заметно ниже заявленных Россией. Однако ключевым здесь является вопрос не о пошлинах, а о тех допускаемых ВТО объемах государственной поддержки сельского хозяйства (нетарифные методы), которые в России пока на порядок ниже, чем в ЕС или США, хотя отечественные аграрии работают в менее благоприятных климатических условиях. При запрошенных для поддержки в 13 млрд долл. в год реальные бюджетные ассигнования на эти цели не превысят 1 млрд долл., что вряд ли удовлетворит партнеров. Поэтому разрешение данного вопроса следует искать не в Женеве, а скорее внутри страны.
    Отечественная мебельная промышленность активно осваивает внутренний рынок, и для нее важен каждый процент импортного тарифа. Судя по ходу переговоров, первоначально названные Россией ставки связывания вряд ли удастся удержать, и потому следует ожидать обострения иностранной конкуренции на данном рынке.
    Столь же активна российская фармацевтика, увеличившая свою долю на рынке с 30% в 1997 г. до 50% в 2001 г. Ее предприятия ставят задачу довести эту долю до 70%, но на переговорах заявленные Россией исходные ставки связывания (тарифные методы), видимо, придется снижать. Это обострит конкуренцию, однако российский потребитель может от этого выиграть, так как многие отечественные аналоги лекарств (например, инсулина) по качеству уступают зарубежным.
    Конкурентоспособность отечественной металлургии как на внешнем, так и на внутреннем рынке будет зависеть прежде всего не от ВТО, а от цен на товары и услуги естественных монополий. Металлургия окажется одной из первых в выигрыше от возможного пересмотра в ВТО антидемпинговых санкций на её продукцию.
    В химии даже при сохранении заявленных ставок связывания возможно обострение конкуренции в производстве малотоннажных продуктов, лаков, красок, отделочных материалов, что ставит перед отраслью серьезные проблемы, усугубляющиеся сохраняющейся недогрузкой многих её предприятий. Можно ожидать «войны цен» на рынке моторных масел и автокосметики, который российские нефтяные компании активно отвоевывают ныне у иностранных поставщиков, так как правительство предприняло очередную попытку реорганизации отечественного автостроения за счет роста пошлин и привлечения иностранного капитала. Эти меры выходят за рамки заявленных Россией предложений и могут не получить согласия ВТО8.
    Проблемой отечественного авиастроения является отсутствие внутреннего рынка, без которого невозможно наладить серийный выпуск новых моделей (исходный объем их заказов должен составлять не менее 100 машин). Кроме того, партнеры России настаивают на присоединении ее к необязательному Соглашению ВТО по авиатехнике, которое устанавливает нулевые ставки импортных пошлин на эту продукцию, а также вводит ограничения на шумовые параметры (нетарифные методы), под которые подпадает 80 % действующего гражданского авиапарка. Очевидно, что если в этой отрасли не восстановить госзаказа или эквивалентных ему мер, перед российским гражданским авиастроением, включая составляющие его градообразующие предприятия, возникнет (и при, и без ВТО) проблема выживания.
    Последствия для сферы услуг. Отсутствие статистической и методологической базы не позволяет выполнить каких-либо количественных измерений последствий вступления России в ВТО в сфере услуг. На практике все российские рынки услуг уступают зарубежным по любым стандартам, и динамика их роста будет зависеть не столько от ВТО, сколько от притока в них отечественного и иностранного капитала. По отдельным сферам услуг сложилось следующее положение.
    Транспорт. Вступление в ВТО ничем не грозит железнодорожному и трубопроводному транспорту страны. Главная проблема морского транспорта состоит в нехватке тоннажа и уходе судов под «удобные флаги». В результате отечественный флот перевозит ныне лишь 6 % внешнеторговых грузов. Грузовой автотранспорт и авиатранспорт и без ВТО работают (особенно в международных перевозках) в условиях жесткой конкуренции и на импортных моделях машин. Вступление в ВТО мало изменит ситуацию на этих рынках, хотя может стимулировать транзитные потоки грузов и пассажиров через территорию страны.
    Связь, Отставание России в научно-техническом прогрессе обусловило ее слабость на его передовых направлениях - связи и информатике. Их развитие поддерживается в основном притоком иностранных инвестиций, которые контролируют 44% объема услуг связи. Присоединение России к ВТО явится лишь стимулом к дальнейшему притоку капитала, и российский потребитель от этого выиграет. Можно ожидать от ВТО содействия в создании более благоприятных условий для осуществления коммерческих космических запусков, в том числе спутников связи.
    Торговля. Российский капитал является почти монопольным (99,7 %) в оптовом звене, однако в розничном его активно теснят сети иностранных магазинов («Рамстор», «Метро» и т. п.). Эти процессы продолжатся, по крайней мере, в крупных городах, в том числе под влиянием ВТО.
    В науке и научном обслуживании при 4%-й доле иностранного капитала главной проблемой является ее недофинансирование и отток кадров за рубеж. Вступление в ВТО мало что изменит. Наиболее заметно иностранное присутствие (49 % объема услуг) в так называемых «рыночных услугах» (в том числе реклама, аудит, менеджмент), что закономерно ввиду их прежнего отсутствия в России. Однако российский бизнес накопил в этой сфере определенный потенциал конкурентоспособности и может противостоять дальнейшему сужению емкости отечественного рынка9.
    Сложная ситуация складывается на рынках финансовых услуг, российские провайдеры которых требуют для себя специальной зашиты, хотя иностранный банковский капитал пока неактивен в освоении этого российского рынка. В то же время в перспективе ситуация может измениться. Что же касается отечественного страхования, то оно в его нынешнем не сложившемся виде может быть подорвано конкуренцией по правилам ВТО. В целом возможные выгоды и потери от присоединения к ВТО в сфере услуг балансируются, и ситуация на рынке будет зависеть от того, как быстро обретут конкурентоспособность отечественные провайдеры10.
    Таким образом, объективный процесс интернационализации современного мирового хозяйства требует нового уровня многосторонних экономических взаимоотношений, поэтому изучение различных аспектов и форм внешнеторговой деятельности предприятий России представляет особую актуальность. Особенности России, в частности - короткий период рыночных преобразований наряду с невысоким уровнем ее экономического развития, накладывает отпечаток на внешнеторговую политику. В целом для нее характерно увлечение административными методами государственного регулирования с преобладанием нетарифных барьеров, применение которых зачастую ставит в невыгодное положение многих участников ВТД, поскольку последствия сказываются быстро, но сложно предвидеть их заранее, чтобы предпринять какие-то превентивные меры. Поэтому, на наш взгляд, представляется актуальной проблема оценки влияния государственного регулирования на внешнеторговую деятельность предприятий, которая в настоящее время недостаточно исследована. Разработка соответствующей методики поможет предприятиям, занятым во внешнеторговом бизнесе, своевременно реагировать на изменяющиеся условия.

1.3. Направления импортной политики Российской Федерации

 
    Обеспечение экономической безопасности страны, в т. ч. от чрезмерного импорта, рассматривается как официальная доктрина Правительства РФ, конкретизированная во многих государственных документах. Однако этой работе не хватает системности, так как основными инструментами импортозамещения выступают в России, по сути, лишь тарифно-таможенные ограничения, воздействие на валютный курс рубля и, с определенными оговорками, привлечение иностранных инвестиций, альтернативных импорту. Этих регулярных инструментов, однако, недостаточно, так как импортозамещение, как это было показано, коренится прежде всего в промышленной и инвестиционной политике страны и его главным полем являются не режим пересечения границы для поставщиков, а развитие и модернизация внутреннего рынка страны.
    В настоящее время в России при  импорте действуют на постоянной основе не более двух десятков защитных мер, что заметно меньше, чем в остальных торговых державах мира. Умеренными остаются и таможенные тарифы (средневзвешенный уровень в 10,61% с перспективой в 9,85% к 2012 г.), после присоединения к ВТО наш уровень тарифной защиты составит в среднем 7% для промышленных и 18-19 % для сельхозтоваров, а по услугам в 39 секторах из 125 Россия вправе не допускать иностранных провайдеров и в 86 - применять к ним специфические ограничения. В порядке антикризисных мер 30 товаров получили в 2008 г. 15 % льготы при госзакупках.
    Однако  упомянутых ограничений недостаточно для эффективного импортозамещения. Во-первых, наш Таможенный тариф работает прежде всего на фискальную политику, а не на промышленную политику, которая так и не сформирована, в. т. ч в части разумной меры протекционизма. Во-вторых, в ходе реформ было утрачено единое управление внешнеэкономическими связями как отраслью и эти функции рассредоточены по различным ведомствам, обрекая формирование импортной политики на разовые разнородные решения (около тысячи только по изменению пошлин, причем 570 - вверх и 430 - вниз)11. Также слишком мало гибких форм ограничений (сезонные тарифы и квоты), а оперативные решения чаще всего принимают фитосанитарные службы, а не Минэкономразвития. Сохраняются преференциальные таможенные льготы в сумме 43 млрд. руб., причем для отнюдь не самых бедных стран, вплоть до партнеров по БРИК. Главное же, при ограничении ввоза российский внутренний рынок не в состоянии обеспечить себя сам, асимметрия спроса и предложения на нем сохраняется, и потому образуются пустоты дефицита, что ведет к росту цен, снятию антиинфляционной составляющей импорта и к форсированию производства прежней, малоконкурентной местной продукции.
    При занижении курса рубля импорт в Россию дорожает. Однако одновекторное занижение курса рубля несет с собой свои риски и негативные последствия, вполне способные перевесить временный эффект такой «конкурентной девальвации, что сдерживает весь импорт (включая необходимый и комплектацию), зарубежные заемные операции и их обслуживание, снижает капитализацию и стоимость активов отечественных компаний, питает инфляцию и присутствие иностранной валюты во внутрироссийском обороте, отделяет перспективу приобретения рублем резервного статуса.
    К занижению курса обычно эластичен  лишь ввоз простейших товаров (типа упомянутых выше), чья конкурентоспособность базируется на цене, но не высокотехнологичных, выигрывающих на качестве. В 2009-2010 гг. нехватка отечественного молока и удорожание его импорта навязали потребителю вместо натурального порошковый продукт и заменители с молочного на растительный жир. Как следствие, это оставило без сырья отечественное сыроварение (рост цен на 30-40 %) и производство мороженого (переведенного на 70% на растительные заменители), душевое потребление которого упало вдвое по сравнению с 1990 г. и подорвало экспорт Россией этого продукта, каковой когда-то был вчетверо больше импорта12.
    Таким образом, многообразие конкурентных преимуществ импортных товаров порождает необходимость дифференцированного подхода при защите внутреннего рынка с помощью различных таможенных инструментов. В одном случае государство вынуждено защищать отечественного производителя, нейтрализуя ценовые преимущества экспортера, в другом - предстоит обеспечить достаточно свободный ввоз в страну иностранного товара в целях насыщения внутреннего рынка или стимулирования экономического соперничества на нем с зарубежными экспортерами. В третьем случае государство с помощью высоких ввозных пошлин ограничивает импорт отдельных товаров, перенацеливая их продажу на конкретные рыночные сегменты.
    Возможна  ситуация, когда государство применяет  фискальные и запретительные таможенные пошлины. Цель этой акции - минимизация импорта данного товара за какой-либо период без формального запрета. Государство также может применить количественные ограничения на импорт зарубежных товаров, используя какие-либо инструменты нетарифного регулирования, например квотирование или контингентирование, сертификацию или лицензирование. Нельзя исключать использование и тарифного квотирования. В этом случае импорт сверх квоты не запрещается, однако задача запрета обычно решается с помощью применения более высоких ставок ввозных пошлин (для сверхквотного импорта некоторых товаров).
    Возможно применение Правительством и других мер государственного регулирования импортных операций в соответствии с имеющимся внешнеторговым и таможенным законодательством. Одна из целей регулирования - защита отечественного производителя, нейтрализация конкурентных преимуществ иностранных экспортеров. Одновременно государство решает и другую проблему - временно нивелирует (в необходимых случаях) конкурентные отставания российских производителей и продавцов. Чаще всего данную задачу государство решает с помощью регулирования условий воспроизводства конкурентных преимуществ (или отставаний) отечественных операторов рынка, отечественных предприятий. В полной мере это относится и к конкуренции с импортными товарами.
 

2. Импортная политика Самарской области

2.1. Динамика импорта в Самарской области в 2010-2011 гг.

 
    Самарская область занимает одно из ведущих  мест среди регионов Российской Федерации по объемам внешней торговли, имеет стабильные торгово-экономические отношения более чем со 100 странами мира, сохраняет торговые связи со странами СНГ и Балтии, входит в первую десятку регионов России по объемам привлечения зарубежного капитала. На страны дальнего зарубежья приходится около 90 процентов экспорта и более 80 процентов импорта. В Самарской области производится конкурентоспособная экспортная продукция машиностроения: автомобили, автомобильная техника, станки, нефтепродукты, алюминиевый прокат, подшипники, широкий спектр продукции химического комплекса, удобрения, синтетический каучук. Самым крупным проектом с участием иностранного капитала является создание концерном GM и ЕБРР совместно с ОАО «АВТОВАЗ» в Тольятти предприятия по производству автомобилей Шевроле.
    В течение многих лет успешно сотрудничает «Кондитерское объединение «Россия» со всемирно известной компанией «Нестле».
    В 2010-2011 гг. году Самарская область поддерживала торговые отношения со 123 странами, среди которых основными партнерами являлись Китай (23% от общего объёма внешнеторгового оборота), Украина (11,1%), США (9,4%), Монголия и Казахстан (5,8%), Германия (5,4%), Италия (4,2%), Турция (3,1%)13.
    Доля  внешней торговли Самарской области  в Российской Федерации и Приволжском  федеральном округе в 2010 году составила 1,5% и 17% соответственно.
    По  данным управления Самарастат внешнеторговый оборот в январе - сентябре 2011 года составил 7095,8 млн. долларов США или 163,1% к уровню соответствующего периода 2010 года, в том числе импорт – 1675,6 млн. долл. США (149,7%)14 (см. табл. 3).
Таблица 3
Внешняя торговля Самарской  области в январе-сентябре 2011 года 

  Внешнеторговый  оборот Импорт
млн. долларов  США
млн. долларов  США
Всего 7095,8 1675,6
в том  числе:    
Страны  дальнего зарубежья 5685,4 1435,2
Государства-участники  СНГ 1410,4 240,4
 
    Из  государств - участников СНГ поступило товаров по импорту на 240,4 млн. долл. США, из стран вне СНГ - 1435,2 млн. долл. США15.
    Сальдо  торгового баланса сложилось  положительное в размере 3744,6 млн. долл. США (в январе-сентябре 2010 года - положительное, 1675,6 млн. долл. США) (см. табл. 4). 

Таблица 4
Внешнеторговый  оборот с основными  странами-партнерами                                             в январе-сентябре 2011 года, млн. долларов США 

  Внешнеторговый  оборот Экспорт Импорт Сальдо торгового баланса
Всего 7095,8 5420,2 1675,6 3744,6
в том числе:        
Страны  дальнего зарубежья 5685,4 4250,2 1435,2 2815,0
Бельгия 69,9 54,4 15,5 38,9
Болгария 70,4 46,2 24,2 22,0
Бразилия 64,5 63,5 1,0 62,5
Венгрия 48,8 41,5 7,3 34,2
Германия 952,9 557,4 395,6 161,8
Индия 88,6 84,2 4,4 79,8
Испания 50,2 30,5 19,7 10,8
Италия 289,6 215,2 74,4 140,8
Китай 980,0 725,7 254,3 471,4
Кипр 37,5 37,5 0,0 37,5
Латвия 73,5 70,3 3,2 67,1
Монголия 548,6 548,6 0,0 548,6
Мальта 390,3 390,3 0,0 390,3
Нигерия 91,7 89,0 2,7 86,3
Нидерланды 160,8 98,1 62,7 35,4
Польша 91,4 65,8 25,6 40,2
Сингапур 65,3 65,1 0,2 64,9
Словакия 65,8 60,5 5,3 55,2
Тайвань (Китай) 56,1 31,1 25,0 6,1
Турция 466,0 408,9 57,1 351,8
Финляндия 137,5 126,4 11,2 115,2
Франция 55,0 6,0 49,0 -43,0
Эстония 167,1 127,7 39,4 88,3
Государства - участники СНГ 1410,4 1170,0 240,4 929,6
Азербайджан 94,4 93,8 0,6 93,2
Киргизия 27,8 27,7 0,1 27,6
Таджикистан 15,8 15,7 0,1 15,6
Туркмения 10,7 8,9 1,8 7,1
Узбекистан 87,8 31,9 55,9 -24,0
Украина 1161,9 980,8 181,1 799,7
 
    Наибольшую  вес в импорте Самарской области в январе-сентябре 2011 года составили какао-бобы – 11864,9 тыс. т. (см. табл. 5). Выраженная повышательная динамика показателей внешнеторгового оборота, наблюдаемая в 2011 году, связана в основном с ростом объемов импорта сырья – черных металлов (27108,9 тыс. т). Основной вклад в статистику, естественно, внес импорт оборудования и механических приспособлений (27236,4 тыс. т), а также электрических машин и оборудования (12644,9 тыс. т.)
    Доля  экспорта во внешнеторговом обороте по Самарской области всегда значительно превышает долю импорта, это связано со спецификой экономики области, в которой преобладает доля экспортно-ориентированных отраслей. 

 

Таблица 5
Импорт важнейших товаров 

  Сентябрь  2011 г. в % к Январь-сентябрь 2011 г. в % к январю - сентябрю 2010 г.
августу 2011 г. сентябрю 2010 г.
Какао-бобы, тыс. т 3586,7 в 3,2 р. в 2,6 р. 11864,9 112,2
Черные  металлы, тыс. т 2649,4 112,5 59,8 28108,9 92,7
Оборудование  и механические приспособления, тыс. т 3258,0 56,4 в 2,2 р. 27236,4 в 2,2 р.
Электрические машины и оборудование, тыс. т 1452,9 133,1 163,6 12644,9 114,7
 
    Товарная  структура импорта Самарской  области в январе-сентябре 2011 года отражена в таблице 6. 

Таблица 6
Товарная  структура экспорта и импорта в январе-сентябре 2011 года, млн. долл. США 


и т.д.................


  Всего в том  числе:
экспорт импорт страны  дальнего зарубежья государства-участники  СНГ
экспорт импорт экспорт импорт
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 59,8 90,3 21,1 82,2 38,7 8,0
Минеральные продукты 3196,1

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.