На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Учет и внутренний контроль денежных средств

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    1 Организация учета и внутреннего контроля денежных средств на современных предприятиях 
     

     1.1 Сущность, задачи и управление денежными средствами на предприятии 

     В процессе финансово-хозяйственной  деятельности у предприятий возникают необходимые непрерывные расчетные взаимоотношения с:
    поставщиками за полученные от них товарно-материальные запасы;
    покупателями за отгруженные (отпущенные) им товарно-материальные запасы;
    транспортными органами за их доставку;
    финансовыми органами - по налогам и другим платежам в бюджет;
    банками - по полученным и погашенным займам;
    другими организациями, учреждениями и лицами - по разным хозяйственным операциям;
    рабочими и служащими - по заработной плате и др.
     Деньги - один из основных феноменов экономической  жизни - 
выступают в качестве реальной связи хозяйствующих субъектов государства. 
Нет ничего удивительного в том. что теории денежного обращения 
посвящали свои труды выдающиеся мыслители прошлого времени и 
нынешней    эпохи.    Хорошо функционирующая денежная система способствует максимальному использованию материальных и трудовых ресурсов. И наоборот, разбалансированная денежная система нарушает кругооборот доходов и расходов, парализует силу общества, вызывая резкие колебания уровня производства, занятости, цен.

     Деньги - экономическая категория, в которой проявляются и при участии которой строятся общественные отношения; деньги выступают в качестве самостоятельной формы меновой стоимости, средства, платежа и накопления. •
     Деньги  возникают при определенных условиях осуществления производства и экономических отношений в обществе и способствует дальнейшему их развитию. Под влиянием меняющихся условий развития экономических отношений изменяются и особенности функционирования денег.
     К непосредственным предпосылкам появления  денег относятся:
    переход от натурального хозяйства к производству товаров и обмену товарами;
    «имущественное обособление производителей товаров- собственников изготовляемой продукции.
     Сущность  денег заключается в том, что  они служат необходимым активным элементом и составной частью экономической деятельности общества, отношений между различными участниками звеньев воспроизводственного процесса.
     Сущность  денег характеризуется их участием в:
     - осуществлении различных видов общественных отношений;
     - распределении     валового     национального     продукт     (ВНП),     в приобретении     недвижимости,     земли.     Здесь     проявление     сущности неодинаково, так как различные возможности денег объясняются разными социально- экономическими условиями;
     - в определении цен, выражающих стоимость товаров;
     - служат средством     всеобщей     обмениваемости     на     товары, недвижимости, произведения искусства, драгоценности и др.; 
     - улучшает условия сохранения стоимости.
     Таким образом, деньги выполняют следующие  функции:
     - меры стоимости;
     - средства платежа:
     - средства обращения;
     - средства накопления;
     - мировых денег.
     Самостоятельность функционирования денег значительно  расширилось при появлении безналичных расчетов, в том числе и расчетов на базе применения электронной техники.
     Денежные  расчеты в основной массе осуществляются через учреждения банка под их контролем, в форме безналичных платежей путем списания денежных средств со счета плательщика и зачисления их на счета получателя. Применение безналичных расчетов позволяет государству концентрировать в банке свободных денежных средств, осуществлять строгий контроль за их обращением, сокращает потребность отдельных организаций в наличных деньгах и обеспечивает полную сохранность денежных средств.
     Кроме того, в расчетных операциях между розничными торговыми предприятиями и отдельными гражданами (покупателями) по купле-продаже товаров народного потребления участвует большое количество наличных денег, которые поступают в кассы предприятий в виде денежной выручки от реализации товаров, а затем сдаются в банк. Выручка предприятий является основным каналом возвращения наличных денег в кассы банков. Несвоевременная сдача выручки в банк приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств предприятий, лишает их возможности своевременно оплачивать счета поставщиков и погашение займов банка, обуславливает дополнительную потребность в займах банка и т.д
     Наибольшая  часть поступившей выручки направляется на погашение займов банка, за счет которых осуществлялась оплата стоимости поступивших товарно-материальных запасов, выполнение обязательств перед бюджетом, заимодателями и т.д. Учреждения банка контролируют соблюдение организациями расчетно-платежной дисциплины, и на них возложено кассовое обслуживание торговых организаций путем выдачи им наличных денег для выплаты заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности, на операционные и хозяйственные расходы.
     Денежные  средства связаны со всеми циклами  работы любого хозяйствующего субъекта. На рисунке 1 представлена такая взаимосвязь схематически. 

       
 
 
 

     
       
 

     
       

     
       
 
 
 

     
     
       

     
     
     
     
     
     
       

     
     
       
 
 
 

      Рисунок 1 – «Взаимосвязь деловых  циклов и денежных средств»
     Система эффективного управления денежными  средствами подразумевает выделение четырех крупных блоков процедур, требующих определенного внимания финансового менеджера: 1) расчет финансового цикла; 2) анализ движения денежных средств; 3) прогнозирование денежных потоков; 4) определение оптимального уровня денежных средств.
     Основными задачами анализа денежных средств являются:
     - оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;
     - контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;
     - контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
     - контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
     - своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности;
     - диагностика состояния абсолютной ликвидности предприятия;
     - прогнозирование способности предприятия погасить возникшие обязательства в установленные сроки;
     - способствование грамотному управлению денежными потоками предприятия.
     Основным  источником информации для проведения анализа взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и денежных средств является баланс, приложение к балансу, отчет о финансовых результатах и их использовании . Особенностью формирования информации в этих отчетах является метод начислений, а не кассовый метод. Это означает, что полученные доходы, или понесенные затраты могут не соответствовать реальному “притоку” или “оттоку” денежных средств на предприятии.
     Расчет  финансового цикла. Продолжительность  операционного цикла - показатель, характеризующий  длительность периода в среднем, в течении которого денежные средства «омертвлены» в не денежных оборотных активах. Это оценка прежде всего эффективности производственной и коммерческой деятельности. Что касается финансовой деятельности, одним из главных элементов которой является способность организации своевременно рассчитываться по своим обязательствам, то для оценки ее эффективности более пригоден показатель продолжительности финансового цикла, численно равный длине временного интервала (в среднем) между оттоком денежных средств в связи с осуществлением текущей производственной деятельности и их притоком как результатом производственно-хозяйственной деятельности.
     Анализ  движения денежных средств. Смысловая  нагрузка этого блока определяется, прежде всего тем обстоятельством, что с позиции контроля и оценки эффективности функционирования организации необходимо иметь представление о том, какие виды деятельности генерируют основной объем денежных поступлений и оттоков. Анализ движения денежных средств позволяет определить сальдо денежного потока в результате текущей, инвестиционной и финансовый деятельности. Наиболее распространен в анализе прямой метод, предполагающий идентификацию всех операций, затрагивающих дебет (приток денежных средств) и кредит денежных счетов (отток денежных средств). Идентификация соответствующих проводок в системе бухгалтерского учета обеспечивает помимо прочего группировку оттоков и притоков денежных средств по важнейшим видам деятельности (текущая, инвестиционная, финансовая).
     Прогнозирование денежных потоков. Смысловая нагрузка этого блока определяется тем обстоятельством, что многие решения финансового характера, например инвестиции и выплаты дивидендов, не редко предполагают единовременные оттоки крупных объемов денежных средств, которые должны быть своевременно накоплены. Прогнозирование денежных потоков является непременным атрибутом бизнес-планирования. Стандартная последовательность процедур методики прогнозирования денежных потоков в определенном периоде выглядит следующим образом: прогнозирование денежных поступлений, прогнозирование оттоков денежных средств, расчет чистого денежного потока (излишек /недостаток), определение совокупной потребности в долгосрочном (краткосрочном) финансировании.
     Определение оптимального уровня денежных средств. Смысловая нагрузка последнего блока определяется необходимостью нахождения компромисса между, с одной стороны, желанием обезопасить себя от ситуации хронической нехватки денежных средств и, с другой стороны, желание уложить свободные денежные средства в какое-то дело с целью получения дополнительного дохода. В мировой практике разработаны методы оптимизации остатка денежных средств, в основе которых заложены те же идеи, что и в методах оптимизации производственных запасов. Наибольшую известность получили модели Баумоля, Миллера-Ора, Стоуна и имитационное моделирование по методу Монте-Карло. Суть данных моделей состоит в том, чтобы дать рекомендации о коридоре варьирования остатка денежных средств, выход, за пределы которого предполагает либо конвертацию денежных средств в ликвидные ценные бумаги, либо обратную процедуру.
     Одним из наиболее важных и сложных этапов управления денежными средствами предприятия  является их оптимизация.
     Оптимизация денежных средств представляет собой  процесс выбора наилучших форм их организации на предприятии с учетом условий и особенностей осуществления его хозяйственной деятельности.
     Основными целями оптимизации являются:
- обеспечение  сбалансированности объёмов денежных  средств;
- обеспечение  синхронности формирования денежных  средств во времени;
- обеспечение  роста чистого денежного потока  предприятия.
     Основными объектами оптимизации выступают:
- положительный денежный поток;
- отрицательный денежный поток;
- остаток денежных активов;
- чистый денежный поток.
     Важнейшей предпосылкой осуществления оптимизации денежных средств является изучение факторов, влияющих на их объемы и характер формирования во времени. Эти факторы можно подразделить на внешние и внутренние. Система основных факторов, влияющих на формирование денежных средств предприятия.
     К внешним факторам относятся:
     - конъюнктура товарного рынка. Изменение конъюнктуры этого рынка определяет изменение главной компоненты положительного денежного потока предприятия – объема поступления денежных средств от реализации продукции. Повышение конъюнктуры товарного рынка, в сегменте которого предприятие осуществляет свою операционную деятельность, приводит к росту объема положительного денежного потока по этому виду хозяйственной деятельности. И наоборот – спад конъюнктуры вызывает так называемый «спазм ликвидности», характеризующий вызванную этим спадом временную нехватку денежных средств при скоплении на предприятии значительных запасов готовой продукции, которая не может быть реализована;
- конъюнктура фондового рынка. Характер этой конъюнктуры влияет, прежде всего, на возможность формирования денежных потоков за счет эмиссии акций и облигаций предприятия. Кроме того, конъюнктура фондового рынка определяет возможность эффективного использования временно свободного остатка денежных средств, вызванного несостыкованностью объемов положительного и отрицательного денежных потоков предприятия во времени. Наконец, конъюнктура фондового рынка влияет на формирование объемов денежных потоков, генерируемых портфелем ценных бумаг предприятия, в форме получаемых процентов и дивидендов;
     - Система налогообложения предприятия. Налоговые платежи составляют значительную часть объема отрицательного денежного потока предприятия, а установленный график их осуществления определяет характер этого потока во времени. Поэтому любые изменения в налоговой системе – появление новых видов налогов, изменение ставок налогообложения, отмена или предоставление налоговых льгот, изменение графика внесения налоговых платежей – определяют соответствующие изменения в объеме и характере отрицательного денежного потока предприятия.
     - Сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции. Эта практика определяет сложившийся порядок приобретения продукции – на условиях её предоплаты; на условиях наличного платежа («платежа против документов»); на условиях отсрочки платежа (предоставление коммерческого кредита). Влияние этого фактора проявляется в формировании как положительного (при реализации продукции), так и отрицательного (при закупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих) денежного потока предприятия во времени.
     - Доступность финансового кредита. Эта доступность во многом определяется сложившейся конъюнктурой кредитного рынка (поэтому этот фактор рассматривается как внешний, не учитывающий уровень кредитоспособности конкретных предприятий). В зависимости от конъюнктуры этого рынка растет или снижается объем предложения «коротких» или «длинных», «дорогих» или «дешевых» денег, а соответственно и возможность формирования денежных потоков предприятия за счет этого источника (как положительного – при получении финансового кредита, так и отрицательного – при его обслуживании и амортизации суммы основного долга).
     - Система осуществления расчетных операций хозяйствующих субъектов. Характер расчетных операций влияет на формирование денежных потоков во времени: если расчет наличными деньгами ускоряет осуществление этих потоков, то расчет чеками, аккредитивами и другими платежными документами эти потоки соответственно замедляет.
     - Возможность привлечения средств безвозмездного целевого финансирования. Такой возможностью обладают в основном государственные предприятия различного уровня подчинения. Влияние этого фактора проявляется в том, что формируя определенный дополнительный объем положительного денежного потока, он не вызывает соответствующего объема формирования отрицательного денежного потока предприятия.
     К внутренним факторам относятся:
     - Жизненный цикл предприятия. На разных стадиях этого жизненного цикла формируются не только разные объемы денежных потоков, но и их виды (по структуре источников формирования положительного денежного потока). Характер поступательного развития предприятия по стадиям жизненного цикла играет большую роль в прогнозировании объемов и видов денежных потоков.
     - Продолжительность операционного цикла. Чем короче продолжительность этого цикла, тем больше оборотов совершают денежные средства, инвестированные в оборотные активы, и соответственно тем больше объем и выше интенсивность как положительного, так и отрицательного денежных потоков предприятия. Увеличение объемов денежных потоков при ускорении операционного цикла не только не приводит к росту потребности в денежных средствах, инвестированных в оборотные активы, но даже снижает размер этой потребности.
     - Сезонность производства и реализации продукции. По источникам своего возникновения этот фактор можно было бы отнести к числу внешних, однако технологический прогресс позволяет предприятию оказывать непосредственное воздействие на интенсивность его проявления.
     - Неотложность инвестиционных программ. Степень этой неотложности формирует потребность в объеме соответствующего отрицательного денежного потока, увеличивая одновременно необходимость формирования положительного денежного потока.
     - Амортизационная политика предприятия. Избранные предприятием методы амортизации основных средств, а также сроки амортизации нематериальных активов создают различную интенсивность амортизационных потоков, которые денежными средствами непосредственно не обслуживаются. При осуществлении ускоренной амортизации активов возрастает доля амортизационных отчислений и соответственно снижается доля чистой прибыли предприятия.
     - Коэффициент операционного левериджа. Оказывает существенное воздействие на пропорции темпов изменения объема чистого денежного потока и объема чистого денежного потока и объема реализации продукции. Механизм этого воздействия на формирование чистой прибыли предприятия.
     - Финансовый менталитет владельцев и менеджеров предприятия. Выбор консервативных, умеренных или агрессивных принципов финансирования активов и осуществления других финансовых операций определяет структура видов денежных потоков предприятия, объемы страховых запасов отдельных видов активов, уровень доходности финансовых инвестиций.
     Основу  оптимизации денежных потоков предприятия  составляет обеспечение сбалансированности объемов положительного и отрицательного их видов. Ниже приведена схема взаимосвязи деловых циклов и денежных средств: 
 

      
      Задачи  бухгалтерского учета  денежных средств  и основы организации  внутреннего контроля на предприятии
 
     Денежные средства как наиболее ликвидная часть оборотных активов предприятия и задачи их учета и аудита, являются основными  в ведении бухгалтерского учета на предприятии. Учету контролю  на предприятии подлежат как денежные средства, так   и эквиваленты денежных средств. А именно в данной работе рассмотрены ведение учета кассы, расчетного  счета в национальной валюте и денежного эквивалента.
     Осуществляя денежные, расчетные и заемные  операции в соответствии с едиными принципами денежного обращения, расчетов и займов, принятыми в отраслях экономики страны, учреждения банков всемерно способствуют укреплению денежного обращения в стране, соблюдению финансово-расчетной и кассовой дисциплины, обеспечивают правильную организацию расчетов, осуществляют строгий контроль за целесообразным использованием материальных и денежных ресурсов и повышением эффективности всей финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций.
     Необходимым условием для обеспечения строгой  расчетно-платежной дисциплины, систематического наблюдения за использованием денежных средств в соответствии с их целевым назначением является правильная и рациональная организация бухгалтерского учета денежных и расчетных операций, которая призвана обеспечить контроль за сохранностью и целевым использованием денежных средств, соблюдением кассовой и расчетной дисциплины.
     Достижение  этих целей во многом зависит от аппарата бухгалтерии, которому в области учета денежных средств необходимо решить следующие основные задачи:
     - повседневный строгий контроль за своевременным и полным оприходованием поступившей торговой выручки в кассу торговых организаций;
     - обеспечение постоянного и строгого контроля за правильным хранением и движением .наличных денег на торговых предприятиях;
     - строгое соблюдение установленного порядка документального оформления, законности и целесообразности хозяйственных операций с денежными средствами, а также своевременное и правильное отражение их на счетах бухгалтерского учета;
     - осуществление контроля за своевременной и полной сдачей торговой выручки в учреждение банка, строгим соблюдением норм расхода наличных денег из выручки;
     - своевременное проведение инвентаризации денежных средств в кассе, на расчетном счете и на других счетах в банке, полное и своевременное возмещение выявленных сумм недостач и хищений наличных денег, отражение ее результатов на счетах бухгалтерского учета и обеспечение полной реальности соответствующей статьи финансовой отчетности. Для успешного решения вышеуказанных задач бухгалтерского учета денежных средств необходимо строжайшее соблюдение кассовой дисциплины, которая в значительной степени основывается на строгом соблюдении всеми должностными лицами, занимающимися денежными операциями, отчетной дисциплины.
     Для строгого соблюдения кассовой дисциплины большое значение имеет предварительный контроль, который обязаны осуществлять руководители и главные бухгалтеры торговой организации в момент оформления и подписания кассовых документов, и тем самым, заранее предупреждать законность, экономическую и хозяйственную целесообразность использования денежных средств и соблюдения норм их расходования.
     В деле обеспечения сохранности и  рационального использования денежных средств огромную роль играет также последующий контроль, который осуществляется при приемке кассовых отчетов, проведении периодических инвентаризаций денежных средств и денежных документов в кассе и проверке правильности учетных записей.
     В настоящее время для предприятий  все более актуальными становятся оценка и управление рисками, которые  можно снизить с помощью грамотно разработанной и эффективно действующей системы внутреннего контроля. Наличие сильной системы внутреннего контроля также способствует росту доверия со стороны инвесторов, укреплению положительной репутации компании на рынках. Способности компании оптимизировать риски уделяется большое внимание со стороны уполномоченных государственных органов (Национальный банк, Министерство финансов и т.д.).
     Система внутреннего контроля организуется руководством предприятия. Это первое и основное отличие внутреннего контроля от прочих видов контроля. Независимый аудит проводится независимым аудитором, формы, и виды контрольных действий также определяются аудитором. Ревизия проводится штатным ревизором какого-либо ведомства, формы, и виды контрольных действий также определяются этим ведомством.
     Внутренний  контроль — это система мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.
     Целями  организации системы внутреннего  контроля на предприятии являются:
- осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия;
- обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия;
- обеспечение сохранности имущества предприятия.
     Для достижения целей организации системы  внутреннего контроля необходимо решение отдельных задач. Руководство предприятия обязано обеспечить организацию и поддержание на должном уровне такой системы внутреннею контроля, которая являлась бы достаточной для того, чтобы:
     -  в бухгалтерскую (финансовую) отчетность было включено все, что должно быть в нее включено, и не включено ничего из того, что не должно быть в нее включено, а то, что включено в отчетность, было бы правильно определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано;
     - бухгалтерская (финансовая) отчетность давала верное и объективное представление о предприятии в целом;
     - компьютерные программы, контролирующие функционирование учетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не могли быть сфальсифицированы;
     - средства предприятия не могли быть незаконно присвоены или неэффективно использованы;
     - все отклонения от планов своевременно выявлялись, анализировались, а виновные несли ответственность;
     - внутренняя отчетность оперативно передавалась лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для ее оптимального использования.
     Из  перечисленных выше задач руководства  предприятия по организации внутреннего контроля видна неразрывная связь системы внутреннего контроля с двумя видами бухгалтерского учета; бухгалтерским финансовым и бухгалтерским управленческим учетом.
     Первые  три задачи обеспечиваются связью системы  внутреннего контроля с системой бухгалтерского финансового учета, а три последние с системой бухгалтерского управленческого учета.
     Различают две системы:
     -   систему внутреннего финансового контроля;
     -   систему внутреннего управленческого контроля.
     Как видно из содержания поставленных задач, создание системы внутреннего контроля — это достаточно сложный процесс, а сама система внутреннего контроля — это очень сложный и тонкий организм, неотъемлемыми частями которого являются абсолютно все подразделения предприятия, все сферы его деятельности и деятельность каждого работника-предприятия. Система внутреннего контроля — это своеобразная организация внутри организации (предприятия).
     Степень сложности внутреннего контроля должна соответствовать организационной структуре предприятия, численности персонала, разветвленности сети филиалов и подразделений, степени централизации бухгалтерского учета и другим характеристикам предприятия в целом.
     Объектами внутреннего контроля являются циклы деятельности организации — циклы снабжения, производства и реализации.
     Важнейшей функцией внутреннего контроля является обеспечение соблюдения работниками предприятия своих должностных обязанностей,
     Методы, используемые при осуществлении внутреннего контроля, весьма разнообразны и включают элементы таких методов, как:
     - бухгалтерский финансовый учет (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение);
     - бухгалтерский управленческий учет (выделение центров ответственности, нормирование издержек);
     - ревизия, контроль, аудит (проверка документов, проверка арифметических расчетов, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризация, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание);
     -  теория управления.
     Все вышеперечисленные методы интегрируются  в единую систему и используются в целях управления предприятием.
     В современных условиях в жизнь  предприятий постепенно входит новое понятие, называемое «эккаунтингом» (accounting). Это чрезвычайно емкое экономическое понятие, в основе которого лежит счетоводство - ведение бухгалтерского учета в соответствии с общепринятыми нормами. Однако счетоводство — это лишь основополагающий элемент эккаунтинга. Посредством счетоводства создается информационная база, необходимая для управления предприятием. Профессиональная деятельность, связанная с формированием этой информационной базы, и называется эккаунтингом.
     В это понятие входит работа:
     -  плановая;
     -   по составлению отчетности;
     -  контрольная;
     -   аналитическая. 
     Таким образом, контроль является неотъемлемой частью эккаунтинга.
     В осуществления контроля за состоянием и сохранностью денежных средств  и других ценностей, находящихся  в кассе не реже одного раза в месяц проводится внезапная инвентаризация кассы.
     Для проведения инвентаризации приказом руководителя организации назначается комиссия, которая вместе с кассиром, прежде всего, проверяет, соответствует ли помещение кассы требованиям  по обеспечению сохранности денежных средств и других ценностей, по технической оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации, созданы ли кассиру условия для работы.
  В совершенной компьютеризированной системе процедура контроля обычно включает в себя:
-проверку совместимости заказов на отгрузку с файлом заказа и фай
 лом  хозяйственной операции по реализации;
- выдачу компьютером отчета;
- управление программами защиты файлов данных;
-осуществление контроля и руководства со стороны персонала, имеющего соответствующие полномочия.
  В каждом случае состав процедур контроля определяется составными элементами системы  бухгалтерского учета.
  Система же бухгалтерского учета сама является предметом, для которого необходим  строгий внутренний контроль. Но поскольку  система бухгалтерского учета является неотъемлемой частью всех функциональных областей, то нет необходимости представлять ее в виде отдельной схемы.
  Цели  системы внутреннего контроля и  примеры средств контроля, используемых для их достижения, приводятся ниже. 
 

  Таблица – «Система компьютезированного внутреннего контроля»
Цели  внутреннего контроля в области  системы бухгалтерского учета Примеры средств  внутреннего контроля, служащих для  достижения целей
Система бухгалтерского учета должна отражать все санкционированные, и только санкционированные операции Контроль доступа  к терминалам, с которых осуществляется непосредственный ввод информации (пароли и прочие идентификационные процедуры):
    исключительный доступ для ограниченного круга пользователей
    контроль за взаимосвязанными операциями
    документальное подтверждение и санкционирование всех бухгалтерских записей
    проверка полноты бухгалтерских записей при разноске их по счетам бухгалтерского учета и при вводе в компьютер
    разделение обязанностей между подготовкой первичных документов, санкционированием хозяйственных операций и разноской по счетам бухгалтерского учета
Точная  входящая информация Внутренняя  проверка на начальной  стадии:
    выборочные проверки суммирования  расчетов
    использование внутрифирменных должностных инструкций, профессиональная подготовка и эффективный надзор
    регулярные проверки качества выполненного анализа
    анализ внутренними аудиторами ошибок кодирования
Точная  разноска по регистрам бухгалтерского учета Регулярная  сверка счетов:
    регулярное составление пробного баланса
    использование документов дебиторов и кредиторов для проверки точности остаток в журналах учета расчетов с дебиторами и кредиторами
    сверка выписок банка и кассовой книги
    контроль соблюдения сметы и прочие виды контроля за существенными суммами
Сохранность учетных документов Создание надежных копий банка данных и файлов данных (для компьютеризованной системы), изменяющихся при каждом новом появлении информации:
    ограниченный доступ к массиву информации или проверка персонала
    обеспечение конфиденциальности и сохранности всех, не дублируемых данных
    дублируемое электропитание на случай сбоев в сети
Предотвращение  злоупотреблений в результате тайного  сговора работников предприятия Разделение  обязанностей:
    ротация обязанностей
    обязательные регулярные ежегодные отпуска для всех сотрудников
    своевременная регистрация документов, активов
    регулярная сверка счетов бухгалтерского учета
    достаточные трудовые ресурсы в пиковые периоды
Обеспечение оперативной управленческой информации Использование предельных сроков представления внутренней отчетности Регулярные консультации о ценности и достаточности представляемой информации
Выявление необычных или аномальных фактов Обязательное  представление документов, если операция превышает установленные лимиты времени Регулярный анализ существенных отклонений
 
 
 
     1.3 Организация отчетности по денежным средствам согласно МСФО 

     Положения МСФО (IAS) 7 должны применятся всеми компаниями, составляющими финансовую отчетность в соответствии с МСФО, при формировании отчета о движении денежных средств, т.к. такой отчет является неотъемлемый компонент финансовой отчетности за каждый отчетный период.
     цель МСФО (IAS) 7 состоит в установлении требований по представлению информации об изменениях суммы денежных средств (и их эквивалентов) компании в отчете о движении денежных средств. При этом согласно рассматриваемому стандарту движение денежных средств должно классифицироваться по следующим направлениям деятельности:
     - операционная;
     - инвестиционная;
     - финансовая.
     Компания  должна составлять отчет о движении денежных средств в части представления  денежных потоков по операционной деятельности, используя:
     - прямой метод; или
     - косвенный метод
      
     Таблица – Прямой и косвенный метод
     Прямой  метод Косвенный метод
Метод, при котором раскрывается информация об основных классах валовых поступлений и валовых выплат. 
В соответствии с прямым методом информацию по основным классам валовых поступлений и валовых выплат можно получить двумя способами:
- непосредственно из учетных регистров;
- путем корректировки показателей выручки, себестоимости продаж, а также прочих статей в отчете о прибылях и убытках с учетом:
- изменений показателей  запасов, дебиторской и кредиторской  задолженности по операционной деятельности;
- прочих неденежных  статей;
- прочих статей, движение которых связано инвестиционной  или финансовой деятельностью. 
Метод, в соответствии с которым чистая прибыль корректируется: -с учетом  влияния неденежных операций (например, таких как амортизация, резервы, отложенные налоги, нереализованная курсовая разница, нераспределенная прибыль ассоциированных компаний и доля меньшинства);
- отложенных (или  начисленных) сумм по прошлым  (или будущим) поступлениям денежных  средств по операционной деятельности (например, корректировки, связанные с изменений запасов, дебиторской и кредиторской задолженности по операционной деятельности);
- а также статей  дохода (или расхода), связанных с  потоками денежных средств по  инвестиционной или финансовой деятельности
 
     В международной практике при подготовке финансовой отчетности наряду с международными стандартами финансовой отчетности широко используются косвенный метод для предоставления денежных потоков по опереционной деятельности предприятия.
     Суть  косвенного метода состоит в установлении несоответствий между показателем чистой прибыли (убытка) отчетного периода, сформированного по методу начисления и представленного в отчете о прибылях и убытках, и показателем чистые денежные средства по операционной деятельности (приращение денежных средств и их эквивалентов за период), рассчитанным по кассовому методу и легко рассчитываемых по данным бухгалтерского баланса (разница между денежными средствами на конец и начало отчетного периода).
     Для того чтобы составить отчет о движении денежных средств косвенным методом, необходимы показатели сравнительного бухгалтерского баланса на начало и на конец отчетного периода, а также некоторые данные отчета о прибылях и убытках. Применение прямого метода, как правило, требует более полной и детализированной учетной информации, необходимой для расчета сумм основных валовых поступлений и выплат.
     Компания  должна представлять валовые поступления и выплаты денежных средств отдельно по инвестиционной и финансовой деятельности, за исключением потоков денежных средств, отражаемых свернуто.
     Суть  косвенного метода состоит в преобразовании величины чистой прибыли в величину денежных средств. При этом исходят  из того, что в деятельности каждого  предприятия имеются отдельные, нередко значительные по величине виды расходов и доходов, которые уменьшают (увеличивают) прибыль предприятия, не затрагивая величину его денежных средств. В процессе анализа на сумму указанных расходов (доходов) производят корректировку величины чистой прибыли таким образом, чтобы статьи расходов, не связанные с оттоком средств, и статьи доходов, не сопровождающиеся их притоком, не влияли на величину чистой прибыли.
     Косвенный метод основан на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах, и:
     - позволяет показать взаимосвязь между разными видами деятельности предприятия;
     - устанавливает взаимосвязь между чистой прибылью и изменениями в активах предприятия за отчетный период.
     При анализе взаимосвязи полученного  финансового результата и изменения денежных средств следует учитывать возможность получения доходов, отражаемых в учете реального поступления денежных средств.
     Анализ  движения денежных потоков дает возможность  сделать более обоснованные выводы о том, в каком объеме и из каких  источников были получены поступившие на предприятия денежные средства и каковы основные направления их использования; способно ли предприятие отвечать по своим текущим обязательствам; достаточно ли собственных средств предприятия для осуществления инвестиционной деятельности; чем объясняются расхождения величины полученной прибыли и наличия денежных средств и др.
     Преимуществом косвенного метода при использовании  в оперативном управлении является то, что он позволяет установить соответствие между финансовым результатом и собственными оборотными средствами. В долгосрочной перспективе косвенный метод позволяет выявить наиболее проблемные «места скопления» замороженных денежных средств и, исходя из этого, разработать пути выхода из сложившейся ситуации.
     Косвенный метод направлен на получение данных, характеризующих чистый денежный поток предприятия в отчетном периоде. Источником информации для разработки отчетности о движении денежных средств предприятия этим методом являются отчетный баланс и отчет о финансовых результатах. Расчет чистого денежного потока предприятия косвенным методом осуществляется по видам хозяйственной деятельности и предприятию в целом.
     По  операционной деятельности базовым  элементом расчета чистого денежного  потока предприятия косвенным методом  выступает его чистая прибыль, полученная в отчетном периоде. Путем внесения соответствующих корректив чистая прибыль преобразуется затем в показатель чистого денежного потока.
     Использование косвенного метода расчета движения денежных средств позволяет определить потенциал формирования предприятием основного внутреннего источника финансирования своего развития — чистого денежного потока по операционной и инвестиционной деятельности, а также выявить динамику всех факторов, влияющих на его формирование. Кроме того, следует отметить относительно низкую трудоемкость формирования отчетности о движении денежных средств, так как подавляющее большинство необходимых для расчета косвенным методом показателей содержится в иных формах действующей финансовой отчетности предприятия.
 

      2 Организация учета  денежных средств  на ТОО «Павлодарсоль» 

     2.1 Характеристика деятельности предприятия и организация системы бухгалтерского учета 

     ТОО «Павлодарсоль» является юридическим лицом и имеет печать, самостоятельный баланс, счета в банках, бланки со своим наименованием. Форма собственности - частная. Для достижения своей деятельности имеет право от своего имени заключать сделки, приобретать имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Товарищество в праве создавать на территории Республики Казахстан и за рубежом филиалы и представительства, вступать в объединения с другими юридическими лицами, а также быть учредителем иных юридических лиц.
     Товарищество  не отвечает по долгам государства. Товарищество не отвечает по обязательствам своих участников, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
     Товарищество  несет ответственность по своим  обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом.
     ТОО «Павлодарсоль» имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законодательством РК.
     Вид собственности – частная.
     Официальное наименование: ТОО «Павлодарсоль».
     Местонахождение компании: 140000, Республика Казахстан, город Павлодар, улица Карла Маркса,  326.
     Учредители  товарищества – частные лица. Доля вклада в уставный капитал – 100 %.
     ТОО «Павлодарсоль» осуществляет свою деятельность на основе следующих документов и нормативных актов:
    Устава ТОО «Павлодарсоль»;
    учредительного договора ТОО «Павлодарсоль»;
    Гражданского кодекса Республики Казахстан от 01.07.1999 года № 409-I (с учетом изменений и дополнений);
    Закона Республики Казахстан от 22.04.1998 года № 220-I «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (с учетом дополнений и изменений);
    прочих законов, нормативных активов, инструкций и методических рекомендаций по ним, регламентирующих финансово–хозяйственную деятельность организаций Республики Казахстан.
     Органами  управления ТОО «Павлодарсоль» являются:
     Высший  орган управления – общее собрание участников;
     Исполнительный  – директор;
     Контролирующий  орган - ревизор 
     Сфера полномочий общего собрания участников и директора товарищества с ограниченной ответственностью «Павлодарсоль» определяется законодательством Республики Казахстана и уставом ТОО.
     Основной  целью деятельности ТОО «Павлодарсоль» является удовлетворение общественных потребностей в товарах, работах и услугах с целью извлечения дохода. Для достижения указанной цели, Товарищество может заниматься другими видами деятельности, в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
     Деятельность  предприятия подлежит государственному лицензированию, лицензия является постоянной (выдается без ограниченного срока).
     Организационная структура управления ТОО «Павлодарсоль» - линейная. Ее особенности:
    нижний уровень подчиняется линейно руководителю верхнего уровня;
    конкретные функции управления выполняются директором или его заместителями;
    четко выраженная иерархия.
     Действующая организационная структура ТОО  «Павлодарсоль» позволяет представить характеристику организации управления, и подчеркнуть ее особенности. Главными преимуществами данной организации управления является:
    руководитель имеет высшее образование;
    политика руководства целенаправленна.
     Важной  характеристикой организационной структуры управления ТОО «Павлодарсоль» является соотношение в ней линейных, штабных и функциональных взаимодействий:
    линейные связи означают прямое подчинение всех работников соответствующих структурных звеньев по нисходящим ступеням иерархии, полноту полномочий по всем вопросам, сторонам работы этих элементов организационной структуры и по всем стадиям (функциям) управления;
    штабные отношения – это отношения между начальником и специалистом, призванным для подготовки, разработки решений, которые принимает начальник, несущий ответственность за принятое решение;
    функциональные отношения возникают как результат передачи линейным руководителем части своих полномочий другому должностному лицу или подразделению. При этом делегирование полномочий осуществляется по определенному кругу вопросов, составляющих компетенцию функционального специалиста или подразделения.
     Такой подход определяет классификацию деловых  связей между элементами организационной  структуры управления, когда один и тот же элемент может характеризоваться и линейными, и функциональными, и штабными связями, выполняемыми одновременно или в разные периоды, в постоянных или меняющихся соотношениях.
     Система бухгалтерского учета и внутреннего  контроля в ТОО «Павлодарсоль» ведется в бухгалтерии в соответствии со следующими нормативными документами:
    Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02 2007 года № 234- 111;
    Национальным стандартом финансовой отчетности № 2, утвержденный Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 21 июня 2007 года № 217;
    Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23 мая 2007 года № 185 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета»;
    Приказом Министра  финансов Республики Казахстан от 22 июня 2007 года № 221 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета»;
    учетной политикой ТОО «Павлодарсоль»;
    методическими рекомендациями, инструкциями и другими нормативными актами по организации бухгалтерского учета.
     Целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности ТОО «Павлодарсоль» является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении ТОО «Павлодарсоль».
     Бухгалтерский учет ТОО «Павлодарсоль» ведется в соответствии с принципами:
    начисления, при котором доходы признаются, когда они заработаны (а не тогда, когда получено возмещение), а расходы когда они понесены;
    непрерывности деятельности, при которой финансовая отчетность составляется на основе допущения, что компания действует, и будет действовать в обозримом будущем.
     В случае выявления ошибок, допущенных при составлении финансовых отчетов предыдущих периодов, сумма корректировки ошибок учитывается при расчете чистой прибыли или убытка за текущий период (используется альтернативный подход).
     Основными качественными характеристиками финансовой отчетности ТОО являются понятность, уместность (существенность), надежность (правдивое представление, преобладание сущности над формой, нейтральности, осмотрительности, полнота) и сопоставимость.
     Изменения в учетной политике ТОО «Павлодарсоль» могут быть произведены в случаях:
    когда это требуется в соответствии с законом, в том числе законодательством о бухгалтерском учете;
    когда это изменение приведет к более достоверному представлению событий и операций в финансовой отчетности ТОО «Павлодарсоль».
     Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов, фиксирующих факт совершения хозяйственной операции. Все хозяйственные операции и прочие события хозяйственной деятельности ТОО «Павлодарсоль» влияющие на активы, собственный капитал, обязательства, доходы и расходы, должны быть отражены в бухгалтерском учете. Первичные документы в ТОО «Павлодарсоль» составляются в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно по окончании операции.
     Бухгалтерские записи производятся ручным способом, так и с помощью компьютеризированной системы.
     На  однородные хозяйственные операции составляются сводные бухгалтерские  документы. Сводные бухгалтерские  документы (описи, ведомости и другие) сохраняют свою доказательную силу, если к ним прилагаются первичные документы.
     Содержание  первичных документов и регистров  бухгалтерского учета является информацией, составляющей коммерческую тайну, доступ к которой предоставляется лишь лицам, которые имеют разрешение руководства ТОО «Павлодарсоль», а также должностных лицам государственных органов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
     Руководство ТОО «Павлодарсоль» определяет лиц, имеющих право подписи бухгалтерских документов, и устанавливает иерархию права в зависимости от занимаемой лицом должности, сферы деятельности и сущности операции.
     ТОО «Павлодарсоль» хранит первичные документы, регистры бухгалтерского учета на бумажных и электронных носителях, финансовую отчетность, учетную политику, программы электронной обработки учетных данных в течение периода, установленного законодательством Республики Казахстан (статья 66 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других платежах в бюджет»).
     Исчисление  срока хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом  окончания их делопроизводством. Для документов, которым установлен срок хранения 75 лет – «в», исчисление срока хранения производится с учетом возраста человека к моменту окончания дела.
     Бухгалтерия также является структурным подразделением ТОО «Павлодарсоль» на правах отдела и в административном отношении подчиняется непосредственно директору предприятия. Организационная структура бухгалтерии представлена на рисунке 2.
     Руководство деятельностью отдела осуществляет главный бухгалтер, в его непосредственном подчинении находится ведущий бухгалтер, который осуществляет непосредственное руководство отделом.
     Штат  бухгалтерии утверждает директор. Численность  бухгалтерии меняется в зависимости  от объема работ в пределах установленных  нормативов.
     Анализируя  представленную структуру, следует отметить, функции директора предприятия, относительно управления бухгалтерским учетом заключаются в:
    определение структуры бухгалтерской службы, ее целей и задач;
    общее руководство деятельностью бухгалтерии и структурных подразделений;
    контроль над соблюдением действующего бухгалтерского, финансового и налогового законодательств РК;
    контроль над обеспечением соблюдения правил внутреннего распорядка.
 
     Схема - Организационная структура бухгалтерии 
       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Директор  предприятия несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, обеспечивает необходимые условия для правильного ведения учета, неукоснительное исполнение всеми подразделениями предприятия, работниками предприятия, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера к порядку оформления и представления для ведения учета и составления отчетности документов и сведений.
     Главный бухгалтер обеспечивает контроль над отражением на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых хозяйственных операций, предоставление оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности, осуществление (совместно с другими подразделениями предприятия) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов.
     Функции главного бухгалтера:
    полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухучете операций, связанных с их движением;
    точный учет результатов хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с установленными правилами;
    контроль над правильным начислением и своевременным перечислением платежей в государственный бюджет, взносов на социальное страхование, пенсионный фонд;
    сохранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их в установленном порядке в архив;
    контроль над соблюдением установленных правил оформления и отпуска товарно-материальных ценностей;
    контроль над правильностью расходования фондов заработной платы, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины;
    контроль над соблюдением установленных правил проведения инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств;
    выработка более совершенных методов организации бухгалтерского учета;
    подготовка предложений по совершенствованию технического обеспечения отдела;
    подготовка предложений по данным анализа финансово-хозяйственной деятельности по совершенствованию управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия;
    формирование журнала-ордера №2 – «Банк».
     Ведущий бухгалтер осуществляет непосредственное руководство бухгалтерией, контроль над выполнением функциональных обязанностей работниками бухгалтерии  и выполняет функции главного бухгалтера в его отсутствие. В его функции входит:
    ежедневный прием кассового отчета и на его основе формирование журнала-ордера №1 – «Касса»;
    сбор всех журналов-ордеров и на их основании составление оборотной ведомости, Главной книги;
    составление Баланса предприятия, отчета о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, отчета о движении денежных средств предприятия.
     В задачу бухгалтера-расчетчика входит учет расчетов с персоналом по оплате труда. Функции бухгалтера-расчетчика:
    прием первичных документов, касающихся заработной платы;
    ввод данных в компьютер с первичных документов;
    начисление заработной платы работников предприятия: расчет больничных листов, отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск, подоходного налога и пенсионных взносов и другие расчеты, касающиеся заработной платы;
    формирование платежных ведомостей на выплату аванса и заработной платы, расчетных листков и передача в кассу;
    формирование расчетной ведомости по обязательным пенсионным взносам, «Расчет социального налога», ведомости «Удержания по исполнительным листам», списка на отправление почтовых переводов;
    формирование сводки начислений и удержаний в разрезе структурных подразделений, административно-управленческого персонала.
     В задачу бухгалтера по учету основных средств входит учет основных средств, учет затрат на производство и реализацию продукции.
     Его функции:
    прием первичных документов, касающихся учета основных средств (акты о приемке, переоценке, движении, ликвидации основных средств);
    ввод данных в компьютер с первичных документов;
    начисление износа основных средств в соответствии с установленными нормами;
    журнал-ордер №12; журнал-ордер №10; журнал-ордер №5; журнал-ордер №14;
    формирование статистической отчетности: «Отчет о производственно-финансовой деятельности предприятия» (поквартально),  ведомость «Наличия и движения основных средств», отчет «О наличии и работе автотранспорта».
     Функции бухгалтера по учету материалов:
    прием первичных документов, касающихся учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, поступления материалов (счета-фактуры, транспортные накладные, приходный ордер и др.);
    прием первичных документов, касающихся учета расчетов с подотчетными лицами (авансовый отчет по командировочным и хозяйственным расчетам);
    прием первичных документов, касающихся учета движения материалов (требование, отчет о движении материалов);
    ввод данных в компьютер с первичных документов;
    анализ расхода материалов в подразделениях предприятия.
    формирование журнала-ордера №6; журнала-ордера №7; ведомости №10 к журналу-ордеру №10; ведомости №16 к счету 1211 «Задолженность покупателей и заказчиков».
     Материально ответственным лицом за ведение  учета денежных средств в кассе  в ТОО «Павлодарсоль» является кассир, в обязанности которого входят:
    проверка правильности оформления приходных и расходных ордеров, наличие и подлинность подписей, приложений, перечисленных в ордерах;
    принятие или выдача денежных средств;
    регистрация кассовых операций в кассовой книге;
    сдача наличных денег в банк.
     Как известно, главным условием эффективности  деятельности любого предприятия является обеспечение эффективного взаимодействия его хозяйственных подразделений, которое дает четко налаженная система управления, что в целом невозможно без обеспечения руководства своевременной, полной и достоверной экономической информацией, которую дает только четко налаженная система учета.
     Таким образом, от эффективности организации  и управления бухгалтерским учетом напрямую зависит качество принимаемых  руководством решений.
     Исходя  из этого, бухгалтерия предприятия  призвана обеспечить:
    организацию учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
    осуществление контроля над собственностью предприятия;
    осуществление контроля над правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей;
    соблюдение строжайшего режима экономии.
     Целью бухгалтерского учета является:
    сбор и регистрация первичной информации об активах, собственном капитале и обязательствах, доходах и расходах организации;
    дальнейшая обработка полученной информации;
    представления обработанной информации на вышестоящие уровни управления для принятия ими управленческих решений.
     Для реализации целей бухгалтерского учета  в рамках бухгалтерии ТОО «Павлодарсоль» решается целый круг задач, в том числе в области учета труда и заработной платы работников. К которым можно отнести:
      учет труда и начисление сдельной заработной платы (по цехам);
      учет и исчисление повременной заработной платы, расчет доплат (по АУП);
      учет начисления и распределения премий (по отдельным работникам, цехам и предприятию в целом);
      учет и исчисление налогов и прочих удержаний (по отдельным работникам и предприятию в целом);
      учет удержаний по исполнительным листам, за товары, купленные в кредит и др. (по отдельным работникам и предприятию в целом);
      сводный учет заработной платы (по предприятию).
     В качестве основных технических средств  на ТОО «Павлодарсоль» используются персональные компьютеры с установленным программным обеспечением.
     Перечень  программных продуктов, используемых в бухгалтерии, приведен в таблице 1.

     Таблица 1 - Программные продукты, используемые в бухгалтерии

 
     Наименование  продукта      Реализуемые задачи
 
     «1С: Бухгалтерия 7.7» (сетевая)
    Учет основных средств
    Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
    Учет расчетов с подотчетными лицами
    Складской учет поступления материалов
    Реализация
     «РЗП»
    Учет труда и его оплаты
 
     Программный комплекс «Расчет заработной платы» (РЗП) предполагает его применение в  бухгалтерии ТОО «Павлодарсоль» в качестве средства труда для автоматизированного расчета заработной платы.
     Программный комплекс «Расчет заработной платы» осуществляет:
    ведение лицевых счетов работников;
    автоматизированный расчет начислений и удержаний заработной платы;
    расчет пенсионных отчислений;
    формирование расчетных ведомостей по зарплате;
    формирование платежных ведомостей по зарплате;
    хранение и вывод на экран данных по зарплате;
    Расчет социального налога;
    Расчет социального страхования.
     Программный комплекс «Расчет заработной платы» осуществляет экспорт данных в программный  комплекс «1С: Бухгалтерия», импорт данных из подсистемы учета кадров, подсистемы «Реализация».
     В зависимости от выполняемых хозяйственных  функций работающие в ТОО «Павлодарсоль» подразделяются на следующие группы:
    руководящие работники;
    специалисты;
    рабочие.
     ТОО «Павлодарсоль» самостоятельно составляет штатное расписание в соответствии с потребностью в работниках, их численностью, профессиональным уровнем. Штатное расписание утверждает директор.
     ТОО «Павлодарсоль» самостоятельно распределяет общий фонд заработной платы, определяет общую численность работников, их профессиональный и квалификационный состав. ТОО устанавливает формы, системы оплаты труда, доплаты, надбавки работникам в соответствии с действующим законодательством и результатами хозяйственной деятельности.
     В ТОО «Павлодарсоль» используется повременная и сдельная формы оплаты труда сотрудников (на основе должностных окладов, тарифных ставок и сдельных расценок) в соответствии с их квалификацией на основании трудовых договоров. Начисление основной и дополнительной заработной платы производится в соответствии с действующим законодательством. Помимо выплат, предусмотренных законодательством, «Павлодарсоль» может производить дополнительные выплаты, если это оговорено в условиях трудового договора.
     ТОО «Павлодарсоль» имеет право выдавать денежные средства на возвратной основе в виде беспроцентных ссуд сроком до пяти лет на приобретение и обустройство квартир, дач и т.д.
     Очередные отпуска работающим предоставляются  согласно утвержденному графику. При  этом резерв на оплату отпусков не создается.
     Финансовая  отчетность ТОО «Павлодарсоль» включает в себя:
    бухгалтерский баланс;
    отчет о доходах и расходах;
    отчет о движении денег;
    отчет об изменениях в собственном капитале;
    информацию об учетной политике и пояснительную записку.
     Бухгалтерский баланс составляется и представляется с пояснительной запиской на основе принципов, заложенных НСФО №2, раздел 2 «Концепция и основные принципы», раздел 4 «Бухгалтерский баланс»
     Бухгалтерский баланс ТОО «Павлодарсоль» содержит в себе сведения об изменяющихся у него активах, собственном капитале и обязательствах. Активы и обязательства классифицируются как долгосрочные и текущие.
     Отчет о прибылях и убытках составляется и раскрывается в пояснительной  записке на основе принципов,  в  заложенных НСФО №2, раздел 2 «Концепция и основные принципы», раздела 5 «Отчет о прибылях и убытках». Этот отчет характеризует финансовые результаты предприятия за отчетный период и должен включать в себя все статьи доходов и расходов, признанных за период
     Отчет о движении денег составляется и  раскрывается в пояснительной записке на основе принципов, заложенных НСФО №2, раздел 2 «Концепция и основные принципы», раздел 7 «Отчет о движении денежных средств» Этот отчет позволяет оценить изменения в финансовом положении предприятия, обеспечивая пользователя информацией о поступлении и выбытии денежных средств за отчетный период в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Этот отчет составляется по прямому методу.
     Отчет об изменениях в капитале составляется и раскрывается в пояснительной записке на основе принципов, заложенных НСФО №2, раздел 2 «Концепция и основные принципы», раздел 6 «Отчет об изменениях в капитале»  и содержит прибыль или убыток за период, статьи доходов и расходов, признанных напрямую в составе капитала за период, влияния корректировок ошибок и изменений в учетной политике за период, и – в зависимости от формата отчета об изменениях в капитале, которого придерживается предприятие, - суммы инвестиций, произведенных владельцам капитала предприятия, и суммы дивидендов и иных распределений, выплаченных им за период.
     Пояснительная записка к финансовой отчетности:
    представляет информацию об основе подготовки финансовой отчетности и учетной политике, выбранной и примененной для существенных операций и событий;
    раскрываем информацию, требуемую НСФО  2, которая не представлена где-либо еще в финансовой отчетности;
    обеспечивает дополнительную информацию, которая не представлена в самой отчетности, но необходима для достоверного представления.
     Отчетность  «Павлодарсоль» содержит полное наименование предприятия в соответствии с учредительными документами (уставом); местонахождение – юридический адрес; вид деятельности; орган управления, которому представляется финансовая отчетность, организационно-правовая форма собственности.
     Хозяйственные операции оцениваются, и отчеты по ним ведутся в национальной валюте Республики Казахстан - тенге. Финансовая отчетность составляется в валюте Республики Казахстан, единица измерения устанавливается в тысячах тенге.
     Отчетным  периодом для годовой финансовой отчетности является календарный год: с 1 января по 31 декабря. Для составления финансовой отчетности датой считается календарный день отчетного периода.
     Финансовая  отчетность «Павлодарсоль» заверяется подписями директора и бухгалтера, которые несут ответственность за своевременность предоставления в налоговые органы и достоверность финансовой отчетности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.