На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Технико-экономический анализ деятельности полиграфического ком-бината «ПолиграфН»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«Владимирский государственный университет»
 

Кафедра «Менеджмент организации» 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
по дисциплине: «Технико-экономический анализ» 
на тему: «Технико-экономический анализ деятельности полиграфического комбината «Полиграф–Н»»

Вариант 12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                        Выполнила: ст.гр. МН-106
                                                                                                      Маркелова М.Г.
                                                                                  Проверила: Яресь О.Б. 
 
 
 
 
 
 

Владимир
2010 

Оглавление
Введение 3
1. Характеристика исследуемого предприятия 4
2. Экономический анализ хозяйственной деятельности 6
2.1. Анализ основных средств (основных производственных фондов) 6
2.2. Анализ производства и реализации продукции 15
2.3. Анализ использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы 25
2.4. Анализ себестоимости товарной продукции и затрат на рубль товарной продукции 34
2.5. Анализ финансовых результатов 40
2.6. Анализ финансового состояния предприятия 45
3. Основные направления развития предприятия 53
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения 58 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение
   Технико-экономический  анализ деятельности предприятия –  комплексное изучение производственно-хозяйственной  деятельности предприятия с целью  объективной оценки ее результатов  и дальнейшего ее развития и совершенствования. Предметом технико-экономического анализа деятельности предприятия являются хозяйственные процессы, протекающие на предприятии, их социально-экономическая эффективность, конечные производственные и финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и получающие отражение в отчетности предприятия. Цель технико-экономического анализа: выполнение технико-экономического анализа основных показателей работы полиграфического комбината «Полиграф–Н», выявление причин неэффективного использования ресурсов.
   К важнейшим задачам технико-экономического анализа деятельности предприятия относятся:
   • Обеспечение научно-экономической обоснованности планов деятельности предприятия;
   • Объективное и всестороннее исследования качества выполнения планов предприятия;
   • Определение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
   • Контроль на соответствие деятельности предприятия принципам самоокупаемости, самофинансирования;
   • Выявление и оценка внутренних производственных резервов повышения эффективности деятельности предприятия;
   • Оценка состоятельности предприятия с целью диагностики и предотвращения банкротства. 
 

   1. Характеристика исследуемого предприятия
     Объект  исследования — полиграфический  комбинат «Полиграф–Н», являющийся крупным  федеральным государственным унитарным  предприятием. Расположен в двухстах километрах от города Москвы. Был основан в 1922 году. Еще три года назад комбинат оставался типичным разваливающимся предприятием: ни маркетинга, ни центра по работе с клиентами. Существующее оборудование использовалось только на 30%.
     Со  сменой руководства произошли значительные изменения: появились отделы по работе с клиентами, рекламно-издательский, маркетинга, уровень загрузки оборудования достиг 70%. В конце предыдущего года реализован проект по смене оборудования на сумму 0,8 млн. долл. (15% кредита в отчетном году погашено, курс долл. по ставке ЦБ на конец отчетного года составил – 32.51 р., на момент начала реализации проекта – 30.03 р.).
     Особенностью  отрасли является то, что она не производит продукцию, а оказывает  услуги издательствам и заказчикам. Таким образом, хотя конечным продуктом и является товар (книга, газета, этикетка и т.д.), но он не принадлежит производителю. Полиграфические комбинаты только печатают эту продукцию. Поэтому объем производства услуг всегда совпадает с объемом реализации (за исключением процента брака).
     Рынок полиграфической продукции состоит  из сегментов: печатание газет, журналов, книг, рекламная продукция, упаковка, этикетки. Средняя рентабельность услуг  на конец отчетного года при печатании  составила: книг–10%; газет и журналов–20%; рекламно-представительских заказов–30%; упаковка, этикетки – 25%.
     В настоящее время в отрасли  существует около 1200 ФГУП (федеральные государственные унитарные предприятия), частных предприятий около пяти тысяч. У ФГУП оборудование, которому меньше 10 лет, составляет всего 20%, остальное оборудование имеет возраст 15 лет и старше.
     Частные типографии хорошо оснащены современным  оборудованием. Стоимость нового станка для черной печати составляет около 5 млн дол., цветной – 25 млн дол. Оборудование производится только в Германии и Японии. Поэтому многие ФГУП полиграфии вынуждены приобретать оборудование бывшее в употреблении.
     Региональным  типографиям сложно конкурировать  со столичными типографиями. И дело не только в том, что на Москву и Санкт-Петербург приходится более 90% типографий. В столицах – самое современное производство и самые крупные заказчики, очень быстро развивается цветная газетная печать. Поэтому региональным типографиям приходится в основном ориентироваться на местный рынок. Исключением является книжное производство. Большинство крупных типографий, печатающих книги в твердом переплете, находятся в регионах и выполняют заказы московских издательств. К таким комбинатам относятся и «Полиграф–Н».
   Комбинату «Полиграф-Н» выгодно близкое соседство  бумажного комбината «Волга» на долю которого приходится 73% поставляемой бумаги. (Около 53% себестоимости полиграфических услуг в среднем по отрасли составляют затраты на бумагу). Не исключено, что в будущем эти комбинаты объединятся в холдинг.
   Основными заказчиками комбината на печатание  книжной продукции являются столичные издательства «Дрофа», «ЭКСМО», «Альфа-книга», «Инфра-М», специализирующиеся на литературе разных жанров.
   В настоящее время в полиграфии Российской Федерации преобладает (65%) технология высокой печати. При  том, что развитые страны давно от нее отказались еще в 60-70-х гг. и перешли на офсет. В настоящее время «Полиграф-Н» использует обе эти технологии – на долю офсетной печати приходится 65% объема производства (в листах  оттиска). Офсет экономически не выгоден при тиражах более 200 тыс. экземпляров. Средств для переоборудования высокой печати на глубокую печать у комбината нет. В отчетном году темп роста расценок на полиграфические услуги составил:  

   2. Экономический анализ  хозяйственной деятельности
   2.1. Анализ основных средств (основных производственных фондов)
   Целью данного анализа является определение способов повышения эффективности использования основных средств в условиях современных производственных отношений.
   Реализация  данной цели предполагается за счет решения  следующих задач:
    Оценка обеспечения предприятия основными средствами.
    Анализ движения и технического состояния основных средств.
    Анализ эффективности использования основных средств.
    Оценка эффективности использования оборудования во времени и по мощности.
    Определение влияния использования основных средств на объем выпускаемой продукции и другие экономические показатели деятельности предприятия.
    Выявление резервов роста фондоотдачи основных средств. Данные, необходимые для проведения анализа, представлены в таблицах 1-3.
   Таблица 1
   Структура основных средств (по остаточной стоимости), проценты
Наименование  ОС На конец  предыдущего года На конец  отчетного года
Машины  и оборудование 61 62
Здания  и сооружения 17 19
Транспортные  средства 4 8
Инструменты и инвентарь 5 4
Прочее 13 7
 
   Таблица 2
   Возраст установленных машин и оборудования
Машины  и оборудование Возраст
до 5 лет 5-10 лет 10-15 лет свыше 15 лет
для высокой  печати 2 8 14 11
для офсетной печати 3 8 4 1
 
 
   Таблица 3
   Использование машин и оборудования
Тип печати коэффициент сменности для машин и оборудования Время нахождения оборудования в ремонте (в процентах  от эффективного фонда)
установленный фактический
Высокая 2,1 2,4 21
Офсетная 1,5 1,2 12
 
   
    Оценка  наличия, состава  и структуры основных средств
   Анализ  состава и структуры основных средств целесообразно проводить  в динамике, сравнивая данные на начало и на конец года.
   Данные, полученные в результате анализа, приведем в таблице 4.
   Таблица 4
   Динамика состава и структуры основных средств
Наименование  ОС На конец  предыдущего года На конец  отчетного года Изменения, %
кол-во уд. вес, % кол-во уд. вес, % кол-во уд. вес, %
Машины  и оборудование 50 61 51 62 1 1
Здания  и сооружения 14 17 16 19 2 2
Транспортные  средства 3 4 7 8 3 4
Инструменты и инвентарь 4 5 3 4 -1 -1
Прочее 11 13 6 7 -5 -6
Итого 82 100 82 100 0 0
 
   Из  данной таблицы следует, что активная часть ОПФ составляет на конец  года 62%, поэтому можно говорить о прогрессивной структуре основных производственных фондов.
   За  отчетный период произошел ряд изменений  в структуре основных средств  предприятия:
   1. При увеличении объема выпуска  на 13 000 листов произошло увеличение количества машин и оборудования на 1 единицу, при этом произошло увеличение выработки продукции на 1 единицу активной части ОПФ на 140 листов. Таким образом, можно говорить о более интенсивном использовании оборудования.
   2. Количество зданий и сооружений, имеющихся в распоряжении организации, увеличилось на 2%, что составляет 2 единицы, т.е. увеличились внеоборотные активы предприятия.
   3. Количество транспортных средств  увеличилось на 3 и на конец отчетного периода составляет 7 единиц, что может свидетельствовать об изменении в сбытовой политике предприятия.
   4. Также произошло незначительное сокращение инструмента и инвентаря с 5% до 4%, что может быть связано с повышением автоматизации производства.
    Анализ движения и технического состояния основных средств
   Необходимо  более детально изучить технический  уровень основных средств предприятия. Реализация данной задачи возможна путем  анализа возрастного состава  оборудования. Средний срок эксплуатации оборудования рассчитывается как средневзвешенная величина по удельному весу машин и оборудования в каждой возрастной группе.
   При анализе будем исходить из того, что срок службы машин и оборудования 7-10 лет является оптимальным для замены. Оборудование со сроком службы более 15 лет считается устаревшим.
   Для анализа оборудование группируется по видам, а внутри их – по продолжительности эксплуатации. 1
   Полученные  данные представим в таблице 5.
   Таблица 5
   Анализ  возрастного состава оборудования
Машины  и оборудование Возраст Всего оборудования, ед. Уд. вес  в общем кол-ве оборудования, % Средний срок эксплуатации, лет
до 5 лет 5-10 лет 10-15 лет свыше 15 лет
для высокой  печати 2 8 14 11 35 69% 12,4
для офсетной печати 3 8 4 1 16 31% 8,4
Всего 5 16 18 12 51 1 11,1
 
   Полиграфический комбинат «Полиграф-Н», являющийся крупным  федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП). В настоящее время в отрасли существует около 1200 ФГУП, частных предприятий около 5 000. У ФГУП оборудование, которому меньше 10 лет, составляет 41%, остальное оборудование имеет возраст 10 лет и старше. Таким образом, имея средний срок службы оборудования для высокой печати 12,4, а для офсетной печати 8,4, организация находиться не в самом плачевном состоянии. Анализируемое предприятие входит в состав 20% ФГУП, возраст оборудования которых меньше 10 лет, только из-за того, что в конце предыдущего года был реализован проект по смене оборудования на сумму 0,8 млн. долл. Но этого явно недостаточно. Поэтому предприятию необходимо изыскать средства на обновление имеющегося парка оборудования.
    Анализ эффективности использования основных средств
   Эффективность использования основных производственных фондов оценивается как общими, так и частными показателями. Обобщающими показателями являются:
    Фондоотдача показывает, сколько рублей продукции выпускается с одного рубля, вложенного в основные производственные фонды:
 
   где Q – объем произведенной продукции, руб.
       Фсг – среднегодовая стоимость основных средств, руб.
    Фондоемкость – обратный показатель фондоотдачи, показывающий, сколько рублей необходимо вложить в основные производственные фонды, чтобы получить один рубль продукции:
 
   
    Фондовооруженность  труда показывает, сколько рублей основных производственных фондов приходится на одного среднесписочного работающего:
 
   где Ч – численность персонала.
    Производительность труда – показатель, определяющий эффективность труда в процессе производства. В тех случаях, когда измерение производительности труда осуществляется из расчета на одного работающего, используется показатель выработка:
 
   Обобщающие  показатели эффективности использования  ОПФ представим в таблице 6.
   Таблица 6
   Показатели  эффективности использования основных средств
Показатель За предыдущий год За отчетный год Изменения (абс. величина) Темп роста
Объем производства, руб. 572 000 000,00 560 000 000,00 -12 000 000,00 -2,10%
Среднегодовая стоимость ОПФ, руб. 19 540 000,00 20 541 000,00 1 001 000,00 5,12%
Численность персонала, чел. 777,00 804,00 27,00 3,47%
Фондоотдача, руб./руб. 29,27 27,26 -2,01 -6,87%
Фондоемкость, руб./руб. 0,03 0,04 0,01 7,38%
Фондовооруженность, руб./чел. 25 148,01 25 548,51 400,50 1,59%
Выработка, руб./чел. 736 164,74 696 517,41 -39 647,32 -5,39%
 
   Существует  тесная взаимосвязь фондоотдачи  с производительностью труда  и фондовооруженностью: 

   Для повышения фондоотдачи необходимо, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста его фондовооруженности, что характерно для интенсивного развития производства. Рассчитаем степень влияния изменений показателей на изменение фондоотдачи посредством факторного анализа - методом цепных подстановок.
   = -1,58 (руб./руб.),
   = -0,43 (руб./руб.),
    = -1,58-0,43 = -2,01 (руб./руб.).
   Таким образом, снижение фондоотдачи в больше степени (на 78,4%) определяется снижением выработки 39647,32руб./чел. и на 21,6% - увеличением фондовооруженности на 400,5 руб./чел.
   Для повышения фондоотдачи необходимо, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста его фондовооруженности, что характерно для интенсивного развития производства. Если темп роста фондовооруженности выше, чем темп роста производительности, то имеет место экстенсивный путь развития предприятия, что снижает фондоотдачу ОПФ. Таким образом, предприятие придерживается экстенсивного пути развития.
    Оценка эффективности использования оборудования во времени и по мощности
   Несоблюдение  правил технической эксплуатации, низкое качество монтажных и пусконаладочных работ, плохое содержание рабочего места, несоблюдение технических требований, поставка недоброкачественных запчастей все это ведет к увеличению количества внеплановых (аварийных) ремонтов и длительным простоям оборудования.
   Вопрос  о технико-экономической целесообразности проведения ремонтных работ решается предприятием самостоятельно с учетом рекомендаций изготовителя, технического состояния полиграфического оборудования, финансовых возможностей предприятия.
   В современных условиях деятельности полиграфических предприятий при  заключении контрактов на поставку оборудования с предприятием-изготовителем или  посредником предусматривается, что  будет представлена эксплуатационная, ремонтная документация. Если у предприятия  нет в наличии эксплуатационной, ремонтной документации,  монтажных схем и установочных чертежей, то оно самостоятельно определяет ремонтную политику, т.е. объем и виды ремонтных работ в каждом году вплоть до списания оборудования. Предприятие самостоятельно решает и вопросы, связанные с выполнением подготовительных, монтажных и пусконаладочных работ, если оно выполняет эти работы самостоятельно. В этих случаях используются рекомендации «Положения о техническом обслуживании и ремонте полиграфического оборудования», которые устанавливают количественные параметры ремонтных и обслуживающих процессов:
   1. Периодичность проведения ремонтов  и технического обслуживания. Если  в эксплуатационной документации  нет других указаний, то в течение  нормативного срока службы ежегодно, за исключением первого года  гарантийного обслуживания и года, в котором проводится капитальный ремонт, осуществляется текущий ремонт. В течение года ежемесячно, за исключением месяца проведения текущего ремонта, осуществляется осмотр оборудования.
   2. Нормативные сроки службы, оборудования  установлены по основным видам  для двухсменного режима работы  оборудования. Этот показатель используется при расчете среднегодовой трудоемкости ремонтных работ.
   3. Нормативы простоя установлены  на весь срок службы оборудования  суммарно и дифференцированно  по видам работ. Суммарный норматив  простоя используется при определении эффективного фонда времени работы оборудования в расчетах производственной мощности полиграфического оборудования.
   4. Нормативы трудоемкости при проведении  технического обслуживания и  ремонте определены отдельно  по видам ремонтов и осмотров  по видам и маркам оборудования. На основании нормативов трудоемкости  можно определять количество ремонтных рабочих и станков.
   5. Количество рабочих для ежемесячных  осмотров устанавливается в зависимости от нормы обслуживания одним ремонтным рабочим по трудоемкости капитального ремонта в нормо-часах по специальностям ремонтных рабочих.
   Проведем  сравнительный анализ, используя  данные, представленные в таблице 3. Рассчитаем процент выполнения плана  по замене оборудования. Результаты расчета  представим в таблице 7.
   Таблица 7
   Выполнение  плана по сменности оборудования
Тип печати коэффициент сменности для машин и оборудования Выполнение  плана, % Время нахождения оборудования в ремонте (в процентах от эффективного фонда)
установленный фактический
Высокая 2,1 2,4 114,3% 21
Офсетная 1,5 1,2 80,0% 12
 
   Фактический коэффициент использования оборудования при высокой печати выше планового на 14,3%, что свидетельствует о чрезмерном использовании оборудования, что может привести в более быстрому его износу и более частым поломкам. Фактический коэффициент использования оборудования при офсетной печати ниже планового на 20%, это свидетельствует о несоблюдение планов и норм по ремонту и замене оборудования, что является следствием простоя в ремонте 12% от эффективного фонда времени. Чтобы избежать в будущем простоев оборудования руководству предприятия необходимо разработать программу по ремонту и обновлению основных производственных фондов.
    Определение влияния использования основных средств на объем выпускаемой продукции
   Зависимость объема выпускаемой продукции от стоимости ОПФ и эффективности их использования описывается факторной моделью (метод арифметических разниц): 

     руб.
     руб.
     руб.
   Таким образом, объема выпуска продукции за счет стоимости ОПФ был возможен на 29 302 558,85 руб. (703%), но неэффективное использование привело к потерям 4 1302 558,85 руб., что является упущенными возможностями предприятия .
    Выявление резервов роста фондоотдачи основных средств
   Оборудование  – наиболее активная часть ОПФ, поэтому  улучшение его использования  оказывает большое влияние на фондоотдачу ОПФ. Исходя из проведенного выше анализа, становится ясно, что менеджерам предприятия следует более эффективно использовать имеющиеся основные средства. Повышение эффективности использования оборудования обеспечат следующие мероприятия.
   Во-первых, оптимизировать структуру основных средств:
      сократить количество транспортных средств;
      увеличить количество расходного инвентаря и инструментов.
      увеличить коэффициент загрузки имеющегося оборудования до 95% за счет следующих мероприятий:
      поиск дополнительных заказов и как следствие дозагрузка простаивающего оборудования;
      оптимизация производственной линии, с целью высвобождения неиспользуемого или незагруженного оборудования для последующей его реализации.
   Во-вторых, разработать проект по обновлению парка  оборудования и машин за минимально возможный короткий срок реализации.
   В-третьих, разработать план ремонтно-предупредительных  работ с учетом возраста имеющегося оборудования и проектом по обновлению.
   В-четвертых, снижение показателя фондоемкости и  повышение выработки.
   В-пятых, увеличение выпуска продукции за счет мотивации: установления прямо пропорциональной зависимости между премией работников службы поиска заказов и получаемой прибылью предприятием.
   После выполнения данных мероприятий будет  повышена фондоотдача ОПФ предприятия, а соответственно увеличена получаемая прибыль, что является первоочередной целью функционирования предприятия. 

   2.2. Анализ производства и реализации продукции
   Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. По мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.
   Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно  влияют на величину издержек, прибыль  и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
   Целью анализа производства и реализации продукции можно считать выявление резервов повышения эффективности деятельности за счет оптимизации объемов производства и реализации.
   Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
        Оценивается степень выполнения плана и динамика производства и реализации продукции по номенклатуре и ассортименту.
        Исследуются факторы, влияющие на изменения объема производства и реализации.
        Проводится анализ влияния структурных сдвигов на объем реализации.
        Проводится анализ ритмичности работы предприятия.
        Выявляются внутрихозяйственные резервы увеличения выпуска и реализации продукции.
    Исходные  данные для анализа приведены  в таблицах 8-10.
Таблица 8
Выручка от реализации
Вид продукции Предыдущий  год Отчетный  год
Сумма, млн руб. Доля, % Цена, руб. Сумма, млн руб. Доля, % Цена, руб.
Книжная 280,28 49% 1 334,41 285,60 51% 1 460,35
Газетная 148,72 26% 2 610,96 156,80 28% 5 311,65
Прочая 143,00 25% 1 606,74 117,60 21% 817,18
Всего 572,00 100% - 560,00 100% -
 
Таблица 9
Объем услуг, произведенных комбинатом
Вид продукции Предыдущий  год   Отчетный  год
Количество, тыс. листов оттиска Доля, % Количество, тыс. листов оттиска. Доля, %
Книжная 210,04 59% 195,57 53%
Газетная 56,96 16% 29,52 8%
Прочая 89 25% 143,91 39%
Всего 356 100% 369 100%
 
Таблица 10
Удельный  вес бракованной продукции по видам в общем объеме оттиска
Вид продукции Предыдущий  год Отчетный  год Темпы снижения брака
Количество, тыс. листов оттиска Доля, % Количество, тыс. листов оттиска. Доля, %
Книжная 6,30 3% 3,91 2% 1%
Газетная 2,85 5% 2,36 8% -3%
Прочая 5,34 6% 7,20 5% 1%
Всего 14,49 14% 13,47 15% -
 
   Печатный  лист-оттиск (л/отт) является единицей измерения количества печати. За учётную  единицу печатного листа-оттиска  принят оттиск, отпечатанный одной краской на одной стороне бумажного листа форматом 60х90 см.
   1. Анализ динамики  и выполнения плана  производства и  реализации продукции
   Анализ  объема производства начинается с изучения динамики товарной продукции, на основе расчета базисных темпов роста и  прироста. Для проведения данного анализа есть данные только за последние два года работы предприятия. Расчеты представим в таблице 11.
     Таблица 11
     Динамика  производства продукции по номенклатуре и ассортименту
Вид продукции Предыдущий  год Отчетный  год Изменение Темп роста
Сумма, млн руб. Доля, % Сумма, млн руб. Доля, % Сумма, млн руб. Доля, %
Книжная 280,28 49% 285,60 51% 5,32 101,90%
Газетная 148,72 26% 156,80 28% 8,08 105,43%
Прочая 143,00 25% 117,60 21% -25,40 82,24%
Всего 572,00 100% 560,00 100% -12,00 97,90%
     Рынок полиграфической продукции состоит  из сегментов: печатание газет, журналов, книг, рекламная продукция, упаковка, этикетки. Средняя рентабельность услуг  на конец отчетного года при печатании  составила:
     рекламно-представительские  заказы – 30%;
     упаковка, этикетки – 25%;
     газеты  и журналы – 20%;
     книги – 10%.
     Таким образом, наиболее рентабельной продукцией является рекламно-представительские  заказы и упаковка/этикетки, которая  входит в состав прочей продукции на предприятии «Полиграф-Н» и составляет 21% на конец отчетного года (произошло снижение на 4%). На большую часть (51%) производимой продукции приходится наименее рентабельный тип – книги и около 28% - газеты и журналы. Поэтому необходимо изменить структуру выпускаемой продукции с учетом ее рентабельности.
   2. Анализ факторов, влияющих на изменение  объема производства  и объема реализации
   Особенностью  отрасли, к которой принадлежит  предприятие, является то, что она  не производит продукцию, а оказывает  услуги издательствам и заказчикам. Таким образом, хотя конечным продуктом и является товар (книга, газета, этикетка и т.д.), но он не принадлежит производителю. Полиграфические комбинаты только печатают эту продукцию. Поэтому объем производства услуг всегда совпадает с объемом реализации (за исключением процента брака).
   В данном пункте рассмотрим внешние факторы, оказывающих влияние на изменение  объема производства и объема реализации:
    Состояние отрасли.
   В настоящее время в полиграфии Российской Федерации преобладает (65%) технология высокой печати. При  том, что развитые страны давно от нее отказались еще в 60-70-х гг. и перешли на офсет.  Это вредное  производство с применением ручного набора, связанного со свинцом, либо со стереотипами, которые тоже отливаются из металла.
   На  сегодня в отрасли существует около 1200 ФГУП (федеральные государственные унитарные предприятия), частных предприятий около пяти тысяч.
    Конкурентная среда.
   Частные типографии хорошо оснащены современным  оборудованием. Стоимость нового станка для черной печати составляет около 5 млн дол., цветной – 25 млн дол. Оборудование производится только в  Германии и Японии. Поэтому многие ФГУП полиграфии вынуждены приобретать  оборудование бывшее в употреблении.
   Региональным  типографиям сложно конкурировать  со столичными типографиями. И дело не только в том, что на Москву и Санкт-Петербург приходится более 90% типографий. В столицах – самое современное производство и самые крупные заказчики, очень быстро развивается цветная газетная печать.
   Основные  производители полиграфических  услуг и уровень их специализации в России представлены в таблице 12.
   Таблица 12
   Основные  производители полиграфических  услуг
Крупнейшие  ФГУПы Годовой объем Профиль Доля профильной продукции в общем объеме заказов
Чеховский полиграфкомбинат 1600 журналы 0,45
С.-Петербургский газетный комплекс 1420 газеты 0,34
Смоленский  полиграфкомбинат 970 книги 0,78
Тверской  полиграфкомбинат 875 книги 0,67
«Кострома» 700 газеты 0,72
 
   
    Рынок сбыта.
   Так как конкуренция в полиграфической  отрасли жесткая, то региональным типографиям приходится в основном ориентироваться на местный рынок. Исключением является книжное производство. Большинство крупных типографий, печатающих книги в твердом переплете, находятся в регионах и выполняют заказы московских издательств. К таким комбинатам относится и «Полиграф–Н». Основными заказчиками комбината на печатание книжной продукции являются столичные издательства «Дрофа», «ЭКСМО», «Альфа-книга», «Инфра-М», специализирующиеся на литературе разных жанров.
    Ресурсное обеспечение.
   Основные  ресурсы, которые закупает предприятие, конечно же, является бумага и краска. Причем в среднем по отрасли около 53% себестоимости составляют затраты на бумагу. Поэтому комбинату «Полиграф-Н» выгодно близкое соседство бумажного комбината «Волга», на долю которого приходится 73% поставляемой бумаги. Не исключено, что в будущем эти комбинаты объединяться в холдинг.
    «Мода».
   Необходимо  также учесть то, что показатель «читаемости» среди населения имеет тенденцию снижения из года в год, а также популяризацией интернета и постепенному переходу от бумажного формата книги к электронному, менеджерам предприятия необходимо «перекроить» структуру выпускаемой продукции.
   3. Определение внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции
   Объем производства – один из конечных результатов  деятельности предприятия. Он зависит от множества внутренних факторов:
    качества управления;
    качества персонала;
    качества используемых технологий;
    качества сырья и материалов;
    маркетинга;
    системы менеджмента качества;
    информационного обеспечения и др.
   Основные  элементы рассматриваются в курсовой работе более подробно как самостоятельные  единицы проводимого технико-экономического анализа.
   Полученные  результаты будут обобщены в заключительной главе «Основные направления развития предприятия».
         4. Анализ влияния структурных сдвигов на объем реализации
   Рассчитаем  влияние структурных сдвигов  на объем выпуска продукции в  стоимостном выражении. Для этого  определим и сравним между  собой объем товарной продукции  за предыдущий период, цену и объем  товарной продукции за отчетный период. Полученная разница и будет показывать влияние структурных сдвигов на объем товарной продукции в стоимостном выражении.
   Данные  представим в таблице 13. 
 
 
 

   Таблица 13
   Оценка  влияния структурных сдвигов  на объем выпуска продукции в  стоимостном выражении
Вид продукции Цена  отчетного года за 1 лист оттиска, руб. Объем выпуска, тыс. листов Удельный  вес продукции, % Изменение удельного веса, % Темп  роста объема выпуска, %
Предыдущий  период Отчетный период Предыдущий  период Отчетный период
Книжная 1 460,35 210,04 195,57 59% 53% -6% 93,1%
Газетная 5 311,65 56,96 29,52 16% 8% -8% 51,8%
Прочая 817,18 89 143,91 25% 39% 14% 161,7%
Итого - 356 369 100% 100% 0 103,7%
 
   Для того чтобы устранить влияние  структурных сдвигов на экономические показатели будем использовать несколько методов.
    Метод прямого счета по всем изделиям по изменению удельного веса каждого изделия в общем выпуске:
   , где
   N – выпуск продукции в стоимостном выражении, руб.;
   Q – выпуск продукции в натуральном выражении, тыс. листов;
   D – удельный вес продукции, доли;
   Р – цена за 1 лист оттиска в отчетном году, руб.
   Объем товарной продукции при фактическом  выпуске, плановой структуре и плановой цене составит:
   , где 

   Объем товарной продукции при фактическом  выпуске, фактической структуре  и плановой цене составит:
    
    
   Таким образом, изменение объема товарной продукции за счет структурных сдвигов составит:
    
    Метод прямого счета по всем изделиям по темпу роста:
   , где
   ТР  – темп роста объема выпуска.
   Объем товарной продукции, пересчитанный  на фактический выпуск при плановой структуре, определяется по формуле:
     

   Таким образом, влияние структурных сдвигов  на объем товарной продукции составит:
   руб.
    Метод средних цен:
   , где
   Метод средних цен основан на определении  средневзвешенных цен при плановой и фактической структуре и  умножении разницы полученных величин на фактический выпуск.
   Произведем  расчет в таблице 14.
   Таблица 14
   Расчет  влияния структурных сдвигов  на изменение средней цены
Вид продукции Цена  отчетного года за 1 лист оттиска, руб. Удельный  вес продукции, % Изменение удельного веса Изменение средней цены за счет структуры, руб.
Предыдущий  период Отчетный период
Книжная 1 334,41 59% 53% -6% -80,06
Газетная 2 610,96 16% 8% -8% -208,88
Прочая 1 606,74 25% 39% 14% 224,94
Итого - 100% 100% - -64,00
     В результате структурных сдвигов  средняя цена единицы продукции  снизилась на 64 руб. Если полученный результат умножить на фактический выпуск, получим изменение товарной продукции за счет структурных сдвигов руб.2
5. Анализ качества продукции
   Произведем  анализ качества с двух позиций: внутренней и внешней.
   Внутренняя  позиция. Исходя из данных, представленных в таблице 10 «Удельный вес бракованной продукции по видам в общем объеме оттиска», качество продукции будем оценивать по косвенным показателям: объем и удельный вес забракованной продукции в динамике.
   По  одному из основных видов продукции – книгопечатание, а также по прочим видам продукции произошло уменьшение процента брака, что снизило потери предприятия на 2%. Однако, по газетной продукции уровень брака возрос, что привело к убыткам в размере 3%. Таким образом, общий темп брака повысился и составил 1%.
   Внешняя позиция. Сравним показатели анализируемого комбината «Полиграф-Н» с показателями ведущих предприятий отрасли, специализирующихся на том же виде продукции. Данные представим в таблице 15.
   Таблица 15
   Основные  производители книжной продукции  и уровень их специализации
Крупнейшие  ФГУПы Годовой объем, тыс. листов Доля профильной продукции в общем объеме заказов Уровень брака по профильным услугам, %
в % в абсолютных величинах в % в абсолютных величинах
Смоленский  полиграфкомбинат 970 78 756,6 8,9 67,34
Тверской  полиграфкомбинат 875 67 586,25 11,2 65,66
Владимирский  комбинат «Полиграф-Н» 369 61% 225,09 5 6,27
 
     Из  таблицы видно, что комбинат «Полиграф-Н» мелкое предприятие. Несмотря на то, что и процентное, и абсолютное соотношение брака на анализируемом комбинате ниже, чем у основных производителей, ему сложно конкурировать с основными производителями в рамках объема выпуска. Поэтому основным направлением совершенствования деятельности предприятия должно стать снижение процента брака продукции. Это обусловлено тем, что наладить контроль за качеством продукции на малом предприятии легче, чем на крупном.
    Разработка мероприятий по освоению резервов
         Из проведенного анализа можно выделить два основных направления совершенствования  деятельности предприятия, цель которых  освоение выявленных резервов по увеличению объемов производства и реализации продукции.
         Во-первых, необходимо произвести реструктуризацию объема производства за счет:
    расширения номенклатуры такими формами полиграфических услуг как визитки, листовки, флаеры, стикеры, буклеты, брошюры, каталоги, прайс-листы, меню, конверты, афиши, плакаты, ламинированные бумажные карточки с нумерацией, календари карманные, настольные, настенные, перекидные, квартальные и многое другое;
    увеличения доли высокорентабельной продукции в общем объеме производства, т.е. постепенно сократить долю книжной продукции в общем объеме производства, путем увеличения доли рекламно-представительских заказов;
    более жесткого контроля планово-экономического контроля.
   Это связано с существующей структурой рынка полиграфических услуг:
Сегмент рынка Объем, млн. долл.
Газеты 493
Книги 394
Журналы и каталоги 286
Этикетки 262
Упаковка 250
Реклама 175
   Приведенная структура свидетельствует о  крупных размерах рынка полиграфии. Поэтому менеджерам комбината необходимо усилить сбытовую и маркетинговую политику предприятия для расширения уже сформировавшегося рынка сбыта.
   Во-вторых, необходимо усилить контроль качества продукции, тем самым привести процент брака к нулевому значению. Данное направление возможно реализовать, по средством установления прямо пропорциональной зависимости между браком и размером премии всех работников.  

   2.3. Анализ использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы
   От  обеспеченности предприятия трудовыми  ресурсами и эффективности их использования зависят объем  и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как следствие  – объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд  других экономических показателей.
   Цель  анализа трудовых ресурсов состоит в том, чтобы вскрыть резервы повышения эффективности производства за счет производительности труда, более рационального использования численности рабочих и рабочего времени.
   К основным задачам анализа относятся:
   1. Оценка обеспеченности хозяйствующего  субъекта рабочими, специалистами и административно-управленческим персоналом.
   2. Изучение состава и структуры  промышленно-производственного персонала.
   3. Оценка соответствия квалификации  и профессионального уровня работающих.
   4. Оценка соблюдения заданных параметров  производительности труда и его  мотивации.
   5. Изучение движения рабочей силы.
   6. Анализ эффективности использования  рабочего времени.
Исходные  данные для анализа представлены в таблицах 16-20. 

Таблица 16
Среднесписочная численность персонала и его  структура
  Предыдущий  период Отчетный период
Выручка от реализации, руб. 572 000 000 560 000 000
Численность, чел. 691 714
Руководители  и специалисты всего, % 28 31
Рабочие, оказывающие типографские услуги, %, в т. ч.: 58 59
основные 34 33
вспомогательные 24 26
 
Таблица 17
Количество  дней и часов, отработанных одним  работающим за год
  Предыдущий  период Отчетный период
Отработано, дн 240 236
Отработано, ч 1916 1893
 
Таблица 18
Количество  дней и часов, отработанных одним  основным рабочим за год
  Предыдущий  период Отчетный период
Отработано, дн 234 232
Отработано, ч 1910 1899
 
   Таблица 19
   Движение  работающих на комбинате
  Предыдущий  период Отчетный период
Принято, чел. 29 28
Выбыло, чел. 26 24
Из  них уволено 22 19
по  собственному желанию 22 15
за  прогулы и прочие причины 0 4
 
   Таблица 20
   Структура фонда оплаты труда, проц.
  Предыдущий  период Отчетный период
Руководители  и специалисты  32 34
Основные  рабочие 32 30
Вспомогательные рабочие 14 16
 
   1. Анализ обеспеченности  предприятия рабочими, специалистами и  административно-управленческим персоналом
   Обеспеченность  предприятия трудовыми ресурсами  определяется путем сравнения численности  работников по категориям в отчетном и предыдущем периодах. Расчеты представим в таблице 21. 

   Таблица 21
   Обеспеченность  предприятия трудовыми ресурсами
Категория персонала Предыдущий  период Отчетный  период Уд.вес Изменение Темп  роста
Пред. период Отч. период
Руководители  и специалисты всего 193 221 28% 31% 28 14,40%
Рабочие, оказывающие типографские услуги, %, в т. ч.: 401 421 58% 59% 21 5,11%
основные 235 236 34% 33% 1 0,29%
вспомогательные 166 186 24% 26% 20 11,94%
Прочие  работники 97 71 14% 10% -24 -26,19%
Итого 691 714 100% 100% 23 3,33%
 
   Таким образом, численность персонала  в отчетном периоде увеличилась  на 23 человека (3,33%), в большей степени это изменение затронуло руководящий состав и специалистов, что может быть связано с попытками улучшить положение предприятия на рынке, повысить качество и эффективность управленческих решений на предприятии. Со сменой руководства произошли значительные изменения: появились отделы по работе с клиентами, рекламно-издательский, маркетинга, уровень загрузки оборудования достиг 70%. 
   Также произошло значительное увеличение числа вспомогательных рабочих, однако, необходимо провести мероприятия по концентрации и специализации вспомогательных работ: по наладке и ремонту оборудования, повышению уровня механизации и совершенствованию труда с целью уменьшения числа вспомогательных рабочих. 

   2. Анализ эффективности использования фонда рабочего времени
   Полноту использования трудовых ресурсов можно  оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а  также по степени использования  фонда рабочего времени. Такой анализ проводится по каждой категории работников, по каждому производственному подразделению и в целом по предприятию (Таблица 22).3
   Таблица  22
   Использование трудовых ресурсов предприятия
Показатель Предыдущий  период Отчетный период Изменение
Численность, чел 691 714 23
Отработано  за год одним работающим:     0
дней, дн 240 236 -4
часов, ч 1916 1893 -23
Средняя продолжительность рабочего дня, ч 7,98 8,02 0,04
Фонд  рабочего времени, ч 1 323 956 1 351 602 27 646
 
   Фонд  рабочего времени (ФРВ) зависит от численности  рабочих (ЧР), количества отработанных дней одним рабочим в среднем за год (Д) и средней продолжительности рабочего дня (П):
   ФРВ = ЧР * Д * П.
   На  анализируемом предприятии фактический  фонд рабочего времени в отчетном периоде больше фактического фонда рабочего времени предыдущего (базисного) периода на 36 076 ч. Влияние факторов на его изменение можно установить способом абсолютных разниц:
   ?ФВРчр = (ЧРф – ЧРпл) * Дпл * Ппл = 44 068,0 ч.;
   ?ФВРд = ЧРф * (Дф -  Дпл) * Ппл = - 22 800,4 ч.;
   ?ФВРп = ЧРф * Дф * (Пф - Ппл) = 6 378,4 ч.
   ?ФВР = ?ФВРчр + ?ФВРд + ?ФВРп = 27 646, 0 ч.
   Как видно из проведенного анализа, имеющиеся трудовые ресурсы предприятие использует достаточно полно. За счет увеличения численности работников на 3,33% произошло значительное увеличение фонда рабочего времени (на 27 646 ч). Средняя продолжительность рабочего дня выросла незначительно (на 0,5 %), однако это также привело к увеличению фонда рабочего времени – на 6 378,4 ч. Уменьшение фонда рабочего времени вызвало сокращение числа отработанных дней в году - в среднем одним работающим отработано по 240 дня в отчетном периоде вместо 236 дней в предыдущем периоде, в связи с чем произошло уменьшения фонда рабочего времени на 22 800,4 ч. При неизменном количестве отработанных дней фонд времени увеличился бы еще на 16 284 ч и составил бы 43 930 ч, что является упущенной возможностью.
   3. Изучение движения рабочей силы
   Существенной  предпосылкой роста производительности труда и эффективности производства является стабильность кадрового состава. Изменение в составе рабочих по возрасту, стажу работы и образованию происходит вследствие движения рабочей силы.
   Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:
      коэффициент оборота по приему рабочих (Кпр):
      Кпр = ;
      коэффициент оборота по выбытию рабочих (Квыб):
      Квыб = ;
      коэффициент текучести кадров (Ктек):
      Ктек = ;
      коэффициент постоянства состава персонала (Кпост):
      Кпост = .
   Необходимо  изучить причины увольнения работников (по собственному желанию, сокращению кадров, из-за нарушений трудовой дисциплины и др.). Результаты расчета представим в таблице 23.
   Таблица 23
   Анализ  движения рабочей силы
Показатель Предыдущий  период Отчетный период Изменение
Коэффициент оборота по приему рабочих (Кпр) 0,042 0,039 -0,003
Коэффициент оборота по выбытию рабочих (Квыб) 0,038 0,034 -0,004
Коэффициент текучести кадров (Ктек) 0,032 0,027 -0,005
 
   По  сравнению с предыдущим периодом, в отчетном периоде все показатели движения рабочей силы уменьшились: коэффициент оборота по приему рабочих сократился на 6,6%, коэффициент оборота по выбытию на 10,7%, коэффициент текучести кадров также уменьшился – на 16,4%. Это свидетельствует об увеличении постоянства кадров. Особое значение имеет уменьшение коэффициента текучести кадров, однако в отчетном периоде увеличилось число уволенных за нарушение трудовой дисциплины, что свидетельствует об ослаблении контроля за работающими и это может отрицательно сказаться на деятельности предприятия в целом.
   Если  предприятие расширяет свою деятельность, увеличивает производственные мощности, создает новые рабочие места, то следует определить дополнительную потребность в трудовых ресурсах по категориям и профессиям и источники их привлечения.
   Резерв  увеличения выпуска продукции за счет создания дополнительных рабочих  мест определяется умножением их прироста на фактическую среднегодовую выработку одного рабочего:
   Р^ВП = Р^КР * ГВф ,
   где РВП - резерв увеличения выпуска продукции; РКР - резерв увеличения количества рабочих мест; ГВф — фактическая среднегодовая выработка рабочего.4
   Р^ВП = 23 * 827 785,82 = 19 039 073,81 руб.
   В связи с увеличением численности персонала на 23 человека, рост выручки от реализации мог бы составить 19 039 073,81 руб., но произошло снижение показателя выручки на 12 000 000 руб., что является упущенной выгодой недополучения прибыли в размере 31 039 073,81 руб. Поскольку рассматриваемое предприятие является государственным, то это может быть связано с меньшим объемом заказа по сравнению с предыдущим периодом.  

   4. Анализ производительности труда
   Промышленно-производственный персонал – это персонал, который  занят непосредственно (основные работники) или опосредованно (управляющий  персонал) исполнением функций промышленно-производственного  характера деятельности предприятия.
   Для оценки уровня производительности труда  применяется система обобщающих, частных и вспомогательных показателей.
   К обобщающим показателям относятся  среднегодовая, среднедневная и  среднечасовая выработка продукции  одним рабочим, а также среднегодовая  выработка продукции на одного работающего  в стоимостном выражении. Частные  показатели - это затраты времени  на производство единицы продукции определенного вида (трудоемкость продукции) или выпуск продукции определенного вида в натуральном выражении за один человеко-день или человеко-час. Вспомогательные показатели характеризуют затраты времени на выполнение единицы определенного вида работ или объем выполненных работ за единицу времени. Наиболее обобщающим показателем производительности труда является среднегодовая выработка продукции одним работающим. Расчеты представлены в таблице 24.
   Таблица 24
   Исходные  данные для факторного анализа
Показатель Предыдущий  период Отчетный период Изменение
Объем производства продукции, руб. 572 000 000,00 560 000 000,00 -12 000 000,00
Среднесписочная численность, чел.:      
промышленно-производственного персонала (ППП) 691,00 714,00 23,00
рабочих (ЧР) 400,78 421,26 20,48
Удельный  вес рабочих в общей численности  ППП (УД), % 58% 59% 0,01
Отработано  дней одним рабочим за год (Д) 234,00 232,00 -2,00
Средняя продолжительность рабочего дня (ПД), ч.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.