На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Творчество Юргена Хабермаса

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

 

СОДЕРЖАНИЕ Стр.
Введение 1-5
§1. Юрген Хабермас и его творчество 5-11
§2. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса 11-
2.1. Типология  действий по Ю.Хабермасу  
2.2. Концепция  рациональности Ю.Хабермаса  
2.3. Философия  коммуникативного дискурса  
§3. Значение теории коммуникативного действия Ю.Хабермаса 20
Заключение  
Список  литературы  
 
 
 

       
       ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность  исследования. Несмотря на то, что теория коммуникативного действия создана в 1981 году, идеи, выдвинутые Хабермасом, одним из наиболее выдающихся представителей коммуникативно-прагматической ориентации в современной философии, приобретают особую актуальность в настоящее время. Одной из глобальных проблем, порожденных развитием цивилизации в XXI столетии, становится проблема взаимопонимания между людьми, преодоление отчуждения в сфере межличностной коммуникации, установления диалога различных культур, философских школ и направлений.
     В «Теории коммуникативного действия» Хабермасом отражены и проинтерпретированы основные направления и идеи социальной мысли начиная с конца ХIХ века, относящиеся к проблеме общественного согласия. Цель этой рефлексии — представить и обосновать новую парадигму, которая перспективна для развития современного социального знания. В этой связи он выдвигает на первый план проблему достижения консенсуса на основе понимания. Поэтому представляется, что рефлексия относительно условий возможности языкового понимания в коммуникативном сообществе и в будущем будет одним из приоритетных направлений в философии языка.
     Юрген Хабермас является одним из наиболее ярких и интересных теоретиков, пытающихся преодолеть односторонность подходов к рассмотрению общественной жизни. Он критически переосмысливает и синтезирует идеи многих мыслителей.
     Его работы похожи на учебники по соответствующим разделам знания, настолько глубоко и подробно он стремится развернуть перед читателем панораму мнений по той или иной проблеме. Такой подход не является данью философской традиции. Ю. Хабермас, прежде всего, стремится найти точки соприкосновения, которые могли бы стать основой дальнейшего синтеза или дать направление для последующих дискуссий.
     Идеей, объединяющей большинство работ  Ю. Хабермаса, является идея социальной эволюции, которая дает исходный импульс для синтеза различных теоретических построений и конечную перспективу оформления собственной оригинальной концепции, обозначаемой Ю. Хабермасом как теория коммуникативного действия. Предлагаемый им синтез становится не синтезом логических категорий, а рассмотрением пути их возникновения, развития, идеологизации, развенчание которой приводит человека к большему пониманию социального мира, окружающего его и своего места в нем.
     Поиск наилучшей модели коммуникации в  обществе заставляет нас вновь возвращаться к трудам Ю.Хабермаса, где предложена, в частности, модель коммуникации в условиях демократии.
     Научная разработанность  темы. О теории коммуникативного действия Ю.Хабермаса написано немало. В России критике его работы посвящены труды М. Соболевой, Н. Плотникова, И. Фармана, П. Дабосина, В. Шульца, А. Беляева, П. Тищенко. Анализу научных теорий Ю. Хабермаса посвящены многие диссертации, среди которых: «Коммуникативная теория разума Юргена Хабермаса» С. Шачина, «Антипозитивизм в социологической теории Юргена Хабермаса» А. Алхасова, «Коммуникативная рациональность Ю. Хабермаса» Б. Кусраева и многие другие.
     Вместе  с тем есть насущная необходимость вновь вернуться к ставшей уже классической работе, для того, чтобы уяснить, что из предложенной им теории может пригодиться в условиях современной России.
     Таким образом, целью данного исследования является раскрытие содержания теории коммуникативного действия, ее теоретического и практического значения.
     Задачи исследования:
    Дать общую характеристику творчеству Юргена Хабермаса.
    Раскрыть основное содержание Теории коммуникативного действия.
    Показать значение данной теории для современной практики.
     Теоретической основой работы послужили научные труды Юргена Хабермаса: «Теория коммуникативного действования», «Моральное сознание и коммуникативное действование», «Ранние исследования и дополнения к теории коммуникативного действования», «Философский дискурс модерна», «Мораль и коммуникация» и «Разъяснение к этике дискурса», статьи автора в профессиональных журналах, а также электронные материалы. Кроме того, при работе над рефератом были использованы труды исследователей и критиков научного творчества Юргена Хабермаса, таких как Р. Розенбергса, Г. Дукса, В. Фурса, М. Соболевой, А. Назарчука.
     Методологическая  база работы: историко-философский и дискурсивный анализ.
     Поставленные  задачи определили структуру реферата, который состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы. 
§ 1. Юрген Хабермас и его творчество 

     Юрген Хабермас - известный немецкий философ и социолог, один из наиболее ярких представителей «Франкфуртской школы». Хабермас является автором многочисленных работ, получивших мировое признание. Однако ядро его творчества составляет «Теория коммуникативного действия», во многом подытожившая социально-культурные и методологические искания философа. Данный параграф посвящен краткому обзору творчества Хабермаса и рассмотрению основных моментов его биографии.
     Юрген Хабермас родился в Дюссельдорфе 18 июня 1929. Свое университетское образование Хабермас начал в 1949 г. в Геттингене, с 1951 г. он продолжил учебу в Цюрихе, а закончил ее в университете в Бонне. Круг интересов Хабермаса уже тогда был весьма разнообразен. Кроме философии он изучал целый ряд общественных наук: историю, экономику, социологию, политэкономию, а также психологию и немецкую литературу.
     Окончание высшего образования было ознаменовано защитой диссертации «Абсолют и история», посвященной философии Шеллинга. В ней нашли отражение также и некоторые другие научные интересы выпускника, в частности связанные с работами молодого К.Маркса и философией немецких экзистенциалистов.
     Начало  преподавательской и научной  деятельности Ю.Хабермаса связано с Франкфуртским Институтом социальных исследований, где с 1956 по 1959 годы Хабермас работал ассистентом. В то время институт возглавлял Макс Хоркхаймер – один из основателей Франкфуртской школы1.  
       Несмотря на успешную преподавательскую деятельность и активное сотрудничество с Институтом социальных исследований и с философами Франкфуртской школы, Хабермасу не удалось получить звание доцента и соответствующую штатную должность, и он вынужден был на несколько лет покинуть Франкфурт. В 1961 г. в Марбурге у политолога Вольфганга Абендрота Хабермас защитил диссертацию «Структурное изменение общественности. Исследование категорий буржуазного общества», за которую ему было присвоено звание доцента. Хабермаса пригласили на место внештатного профессора философии в г.Гейдельберге, где он работал с 1961 по 1964 гг.
     Впервые его имя привлекло к себе внимание европейской общественности в 60-е годы, когда он проявил себя как один из видных представителей «второго поколения» Франкфуртской школы, развившейся под влиянием ее основателей – М.Хоркхаймера, Т.В.Адорно, Г.Маркузе, Ф.Поллока, Э.Фромма. Общественно-политические взгляды Ю.Хабермаса этого периода нашли отражение в ряде статей, составивших сборник «Теория и практика. Социально-философские опыты» (1963). В нем, в частности, рассматривается отношение политики к социальной философии, гегелевская критика Французской революции, философская дискуссия вокруг К.Маркса и марксизма, марксизм как критика и революционное учение.
     С 1964 г. Ю.Хабермас является штатным профессором  философии и социологии в университете во Франкфурте-на-Майне, где он в  течение нескольких лет руководит семинаром по философии и социологии. Хабермас какое-то время был одним из идеологических лидеров радикального движения молодежи и студентов во Франкфуртском университете, которое закончилось захватом учебного заведения. Однако Хабермас, решительно не согласный с насильственными, революционными, экстремистскими действиями студенчества, отмежевался от него и занял умеренную позицию. Кроме того, он выступил с острополемическими статьями против экстремизма молодежного движения и насилия, что привело к ответным резким нападкам. Эти события нашли отражение в работе Хабермаса «Мнимая революция и ее дети» (1968), а также в сборнике «Левые отвечают Юргену Хабермасу» (1968). В целом общественно-политические взгляды Ю.Хабермаса этих лет нашли отражение в сборнике работ «Движение протеста и реформа высшей школы» (1969).
     В конце 60-х годов Хабермас преподает  в американских университетах в  качестве гостевого профессора, большей  частью в «New School for Social Research» в  Нью-Йорке. Область его научных  интересов смещается в сторону  социальной философии и социологии. В 1967-1968 гг. он издал несколько статей о методологии и философии социальных наук, объединенных в книге «К логике социальных наук» (1967). В работе, в частности, подробно рассматриваются концепции структурно-функционального анализа, прежде всего американского социолога Т.Парсонса, анализируется его попытка создать теорию действия, охватывающую человеческую реальность как многогранную систему деятельности. Обсуждение этих проблем будет продолжено Хабермасом и в «Теории коммуникативного действия»2.
     Наибольший  успех, принесший Ю.Хабермасу поистине мировую известность, выпал на долю его книги «Техника и наука в качестве «идеологии» (1968), в которой проявилось его резко отрицательное отношение к научно-технической революции с ее разного рода негативными последствиями. Проблематика этого сборника в целом не только надолго определила круг исследовательских интересов Хабермаса, но оказалась весьма показательной для всего его творчества в целом. Так философом были разработаны основополагающие для его социальной теории понятия «труд» и «интеракция»; выявлено негативное воздействие технического прогресса на социальный «жизненный мир»; охарактеризованы такие важнейшие составляющие современной общественной жизни, как политика и общественное мнение; освещены вопросы сознания, самосознания и критической рефлексии, а также отношение философии к действительности.
     Демократические политические взгляды Хабермаса нашли отражение в статье «Познание и интерес» (1968), посвященной анализу сложной общественной ситуации конца 60-х годов. Здесь наиболее полно проявилась способность Хабермаса как ученого-аналитика не только правильно оценить сложившуюся обстановку как требующую незамедлительных перемен, но и направить сознание общественности на поиск новых решений и принятие активных, но ненасильственных социальных действий.
     По  возвращении из Америки в 1971 г. Хабермас становится содиректором Института по изучению условий жизни научно-технического мира имени Макса Планка в Штарнберге и одновременно продолжает свою научную и преподавательскую деятельность в качестве гостевого профессора во многих крупнейших университетах мира.
     Важное  место в исследованиях Хабермаса  занимает понятие демократии. С самого начала Хабермас стремился дополнить теорией демократии основной мотив критической теории своих учителей - Хоркхаймера и Адорно. Благодаря этому дополнению Франкфуртская школа была выведена из тупика негативизма и получила мощный импульс для дальнейшего развития. Осмысляя структурную трансформацию, переживаемую обществом, Хабермас еще в начале 1960-х годов выдвинул понятие публичность, общественность (ffentlichkeit), которое в конце того же десятилетия сделалось ключевым для целого поколения революционной студенческой молодежи.
     Деятельность  Хабермаса была неоднократно отмечена разными наградами. В 1980 году Ю.Хабермас был удостоен премии имени Адорно, учрежденной городом Франкфурт-на-Майне.
     В центре философских размышлений Хабермаса - понятие коммуникативного разума. Первым шагом в развитии этого понятия была книга «Познание и интерес» (1968). В этой работе Хабермас ищет модель критического диалога, с помощью которой надеется увязать воззрения трансцендентальной философии с инструментарием социальных наук. «Сознание», выступавшее в традиционной европейской онтологии в качестве верховного судьи, лишается теперь своих прерогатив, и его место занимает универсальное коммуникативное сообщество. При этом сама коммуникация не выступает в качестве последней инстанции, поскольку ее результаты находятся в зависимости от общественных условий и на них может сказываться влияние отношений господства и подчинения. Поэтому необходимо проанализировать общество, чтобы отличить свободную коммуникацию от коммуникации, находящейся под воздействием отношений господства - подчинения.
     Мысль, проходящая через все творчество Хабермаса - теория познания возможна лишь в качестве теории общества. Хабермас отвергает философский априоризм; философское понятие разума, по его мнению, не является независимым от эмпирических наблюдений и должно постоянно подтверждать себя в диалоге с конкретными научными дисциплинами. Диалог философии с частными науками Хабермас иллюстрирует на примере психоанализа, теории социальной эволюции, теории общества, теории права.
     Начиная с 1971 года, с выходом небольшой работы «Предварительные размышления по теории коммуникативной компетенции», Хабермас стремится связать коммуникативное понятие разума с «лингвистическим поворотом», совершенным англо-американской аналитической философией. Он приходит к разработке понятия разума, опирающегося на теорию языковых актов. Эта теория обстоятельно излагается в фундаментальном двухтомном труде «Теория коммуникативного действия» (1981).
     Еще до появления книги "Теория коммуникативного действия" Хабермас ввел ряд фундаментальных для этой теории понятий. Центром усилий Хабермаса стало различение и противопоставление инструментального и коммуникативного действия. Воплощением инструментального действия Хабермас считает сферу труда. Это действие упорядочивается согласно правилам, которые основываются на эмпирическом знании. При совершении инструментального действия реализуются - в соответствии с критериями эффективности, контроля над действительностью - определенные цели, осуществляются предсказания, касающиеся последствий данного действия. Под коммуникативным действием Хабермас уже в работах 60-х годов, а также в упомянутом двухтомнике, понимает такое взаимодействие, по крайней мере двух индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Если инструментальное действие ориентировано на успех, то коммуникативное действие - на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус. Это согласие относительно ситуации и ожидаемых следствий основано, скорее, на убеждении, чем на принуждении. Оно предполагает координацию тех усилий людей, которые направлены именно на взаимопонимание. Ю.Хабермас развил свою концепцию на основе ряда положений своего предшественника в немецкой философии – К.Ясперса, утверждавшего, что истина – это коммуникация, и, стало быть, истинная коммуникация – это коммуникация по поводу поиска истины. Ю.Хабермас считает коммуникацию истинной, личностно освоенной социальностью. Но таковой она становится не сразу, а лишь по мере того, как начинает обеспечивать людям возможность совершенно свободного и беспристрастного обсуждения высших ценностей. Последние исторически изменяются, и поэтому требуют постоянного спора о себе. Исходя из этого, у Ю.Хабермаса сама теория познания предстает как коммуникативный процесс, как коммуникация3.
     Хабермас  разрабатывает тезис о кризисе «старой» рациональности как формальной, ориентированной на количественные критерии (научно-техническая рациональность) и обосновывает необходимость ее гуманизации путем обращения к культуре, сфере личностных проявлений, коммуникации и общения. В этой связи он анализирует стержневые для его концепции понятия «коммуникативной рациональности», естественной коммуникации, дискурса, рациональной критической дискуссии.
       Проекты Хабермаса направлены  на преобразование существующего  положения в различных областях  общественной жизни, в них обосновывается необходимость формирования нового сознания человечества.
     «Теория коммуникативного действия» подробно рассмотрена в следующем параграфе.  

§ 2. Теория коммуникативного действия
2.1. Типология действий по Хабермасу
      Еще до появления двухтомной книги «Теория коммуникативного действия» Хабермас ввел ряд фундаментальных для этой теории понятий. Центром его усилий стала разработка типологии действий.
      Хабермас  выделяет два основных типа действий:
    инструментальное действие;
    коммуникативное действие.
     Воплощением инструментального действия Хабермас считает сферу труда. Это действие упорядочивается согласно правилам, которые основываются на эмпирическом знании. При совершении инструментального действия реализуются определенные цели, осуществляются предсказания, касающиеся последствий данного действия. Инструментальное действие ориентировано на успех.
     Под коммуникативным действием Хабермас понимает такое взаимодействие, по крайней мере, двух индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Коммуникативное действие предполагает координацию тех усилий людей, которые направлены именно на взаимопонимание действующих индивидов4.
     Со  временем типология действия Хабермаса  испытала заметную трансформацию. Пользуясь уже несколько иными критериями различения, он выделил следующие четыре типа действий:
    стратегическое действие;
    норморегулирующее действие;
    экспрессивное (драматургическое) действие;
    коммуникативное действие.
     Стратегическое  действие - действие, мотивированное эгоцентрическими представлениями о пользе, при котором поведение индивида рассматривается как средство для достижения целей. Стратегическое действие включает в себя инструментальное и "собственно стратегическое" действие. При этом инструментальное действие отвечает такому подходу к человеческому действию, когда предметные, инструментальные, прагматические критерии выдвигаются на первый план, а социальные контекст и координаты как бы выносятся за скобки. Что же касается "собственно стратегического" действия, то оно как раз выдвигает в центр социальное взаимодействие людей, однако смотрит на них с точки зрения эффективности действия, процессов решения и рационального выбора.
     Нормативное действие - это социальное действие, целью которого является достижение взаимовыгодных экспектаций, осуществляемое посредством подчинения своего поведения общепринятым или (в случае субкультуры) разделяемым внутри данной группы ценностям и нормам.
     Драматургическое  действие – это действие, целью которого является самопрезентация, создание публичного имиджа. Введение Хабермасом этого типа действия во многом обусловлено его интересом к разработкам Э. Гофмана в рамках "драматургического подхода". Однако у Хабермаса понятие драматургического действия или "ролевой игры" обозначает не приспособление к социально установленным формам поведения, а свободное выражение индивидуальности деятеля.
     Коммуникативное действие - социальное действие, целью которого является свободное соглашение деятелей для достижения совместных целей в определенной ситуации. В отличие от предыдущих типов коммуникативное действие предполагает достижение взаимопонимания между действующими лицами, поиски консенсуса, преодоление разногласий. Таким образом, мы приходим к выводу, что коммуникативное действие противостоит всем трем предыдущим типам, а особенно стратегическому действию.
2.2. Концепция рациональности Хабермаса
     Концепция коммуникативной рациональности разрабатывается Хабермасом в статье "Предварительные замечания к теории коммуникативной компетенции" и в двухтомнике "Теория коммуникативного действия". Исследование типов действия в связи с соответствующими им типами рациональности явилось важным шагом развития концепции Хабермаса.
     В соответствии с первой типологией действий Хабермас различает инструментальную и коммуникативную рациональности. Однако анализ аспектов рациональности позволил Хабермасу уточнить саму типологию действия.
     Типы  действий можно рассматривать в  свете следующих аспектов рациональности:
    в аспекте инструментальной рациональности (рационального разрешения технических задач согласно правилам, которые основываются на эмпирическом знании);
    в аспекте стратегической рациональности (последовательного решения в пользу тех или иных возможностей выбора наиболее эффективных средств,);
    в аспекте нормативной рациональности (рационального решения практических задач в рамках морали, соответствия стандартам поведения);
    в аспекте рациональности экспрессивного драматургического действия5.
     Рассмотрим  основные типы действий (стратегическое, нормативное, драматургическое, коммуникативное) применительно к понятию рациональность.
     Стратегическое  действие рационально в той степени, в которой деятель выбирает наиболее эффективное средство для достижения цели. Исходя из такого понимания рациональности, участники стратегического действия относятся друг к другу как к объективным средствам или препятствиям на пути достижения цели.
     Нормативное действие рационально настолько, насколько оно соответствует социально принятым стандартам поведения. Эталон нормативного действия - такая ситуация, в которой наличные стандарты поведения выражают интересы всех участников действия.
     Рациональность  драматургического действия одинакова по форме с рациональностью стратегического действия, но они отличаются по критерию оценивания. Если эффективность стратегического действия оценивается количеством затрат, то эффективность драматургического действия определяется его "искренностью", то есть соответствием роли, исполняемой актером, его истинным, действительным чертам.
     Коммуникативное действие рационально настолько, насколько оно способствует достижению взаимопонимания между действующими лицами, поиски консенсуса, преодоление разногласий.
     Необходимо  отметить, что теория Хабермаса в  значительной степени формировались  под влиянием учения Макса Вебера, стала творческим продолжением этого учения. Хабермас сам говорит, что его "идеальные типы" социального действия - это критически переосмысленные типы действия Вебера6. Необходимость переосмысления этих типов, по мнению Хабермаса, связана с эволюцией "жизненного мира", рационализировавшей социальное действие. Однако не следует, впрочем, преувеличивать роль веберовских идей в формировании и изменении учения Хабермаса, который лишь отталкивается от текстов Вебера, но делает из них множество оригинальных выводов.
     Суммируем основные подходы теории коммуникативной рациональности Хабермаса:
    Опираясь на концепцию "рационализации" Вебера (устранение религиозно-мифологических картин мира), Хабермас осуществляет десубстанциализацию и демифологизацию разума (прежде всего в борьбе с идеалистическими концепциями гегелевского типа).
    Критически преодолеваются субъективистские тенденции трансценденталистской философии, которая в оправданной борьбе против субстанциалистской метафизики перевела учение о разуме на уровень философии сознания. В борьбе с заблуждениями философии сознания Хабермас видит свою постоянную задачу.
    Свою главную задачу Хабермас видит в борьбе с заблуждениями философии. В его теории критически преодолеваются субъективистские тенденции трансценденталистской философии, которая в оправданной борьбе против субстанциалистской метафизики перевела учение о разуме на уровень философии сознания.
    В борьбе с субстанциализмом и трансценденталистским субъективизмом Хабермас, однако, не готов пожертвовать завоеваниями традиционного рационализма. Речь идет, скорее, о спасении разума.
    По мнению Хабермаса, философия до сих пор уделяла мало внимания познавательным, нравственно-практическим, социально-историческим аспектов человеческого взаимодействия. В частности, к ним относятся разработка теории действия, активность и суверенность действующих субъектов (личностей), исследование интеракции и интерсубъективности. 
    Свою цель Хабермас видит в использовании деятельностного подхода, в исследовании разума как конкретной рациональности действия, в изучении интерсубъективных, коммуникативных измерений действия.
     В следующем параграфе будут рассмотрен вопрос о коммуникативном дискурсе и коммуникативной компетенции.
2.3. Философия коммуникативного дискурса
     Существенным  отличием концепции рациональности Хабермаса является то, что в нее органически включаются и синтезируются:
- отношение  действующего лица к миру;
- отношение  его к другим людям; 
- фактор  речи (высказывание и выслушивание).
     Хабермас  делает вывод, что понятие коммуникативного действия требует, чтобы действующие лица были рассмотрены как говорящие и слушающие субъекты, которые связаны какими-либо отношениями с миром (объективным, социальным или субъективным).
     С точки зрения Хабермаса, языковая коммуникация возникает через взаимное признание различного рода притязаний на значимость (Geltugsanspruche), выдвигаемые участниками интеракции. Т.е. субъекты вступают в коммуникацию для того, чтобы достигнуть согласия относительно притязаний на значимость того, о чем они говорят, думают, в чем они убеждены. Действующее лицо может выдвигать такие претензии: его высказывание истинно (wahr), оно правильно (richtig) или правдоподобно (wahrhaft - намерение говорящего адекватно выражено в высказывании).
     Эти притязания на значимость (т.е. процессы их признания и не признания) выдвигаются и реализуются в процессе дискурса. Понятие дискурса Хабермас тесно связывает именно с коммуникативным действием и определяет его как «приостановку чисто внешних принуждений к действию, новое обдумывание и аргументирование субъектами действий их мотивов, намерений, ожиданий, т.е. собственно притязаний». Особое значение для Хабермаса имеет то, что этот процесс по самому своему смыслу основан скорее на убеждении, чем на принуждении7.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.