На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сооружение магистрального нефтепровода Усть-Балык Омск диаметром трубы 1020мм с рабочим давлением 6,2 МПа, с протяженностью участка 2км ЛПД

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 35 (рисунки отсутсвуют). Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 
«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ  ТРАНСПОРТА
 

Кафедра: Сооружение и ремонт нефтегазовых объектов 
 
 
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовой работе на тему: 

Сооружение  магистрального нефтепровода Усть-Балык – Омск диаметром трубы 1020 мм с рабочим давлением 6,2 МПа, с протяженностью участка 2км ЛПДС «Каркатеевы» - ЛПДС «Южный Балык»   
 
 
 
 
 

Выполнил: ст. гр. СТХ-б-07
 
Проверил:   
 
 
 
 
 
 
 

Тюмень 2009г

Аннотация 

     В данной курсовой работе на тему: «Сооружение магистрального нефтепровода Усть-Балык – Омск диаметром трубы 1020мм с рабочим давлением 6,2 МПа, с протяженностью участка 2км ЛПДС «Каркатеевы» - ЛПДС «Южный Балык»» отражены призводственно-организационные вопросы строительства.
     Рассмотрены вопросы технологии производства подготовительных и основных работ, вопросы по проведению испытаний, а также проведены расчет толщины стенки, проверка прочности и деформаций трубопровода, расчёт трубопровода на недопустимые пластические деформации, представлены мероприятия по охране окружающей среды и безопасности труда.
     Курсовая  работа выполнена в соответствии с требованиями:
Шрифт: Times New Roman,14, интервал между строками 1,5, абзац 1,25.
     Представлены  2 графических листа формата А1:
      Лист  1: Подготовительные  работы.
      Лист  2: Основные  работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание
Введение………………………………………………………………………… .4
Глава 1. Характеристика объекта строительства…….……..………………….6
Глава 2. Технологическая часть………………………………………….….…..9
     2.1. Подготовительные работы…………………………………………..9
          2.1.1. Общие сведения…………………………………………….… .9
          2.1.2 Строительство временных дорог………………………….….12
          2.1.3 Полевые городки  и система бытового обеспечения ...….….14
          2.1.4 Расчистка полосы от леса и кустарника………………….…..15
          2.1.5 Планировка строительной  полосы……………………….….. 16
     2.2. Основные работы ……………………………………………………17
        2.2.1 Земляные работы………………………………………………17
          2.2.2. Сварочные работы……………………………...…………….21
        2.2.3. Изоляционно-укладочые работы…………………………….24
        2.2.4 Очистка полости и испытание трубопроводов……………..28
          2.2.5 Испытание на прочность и проверка на герметичность……30
          2.2.6 Гидравлическое испытание…...……………………………...31
Глава 3. Расчётная часть………………………………………………………...34
       3.1 Расчет трубопровода на прочность и допустимые           пластические деформации…………………………………………..34
    3.2 Определение толщины стенки трубопровода………………………35
    3.3 Расчет трубопровода на прочность………………………………….36
Глава 4.  Технический надзор и требования безопасности…………………...38
    4.1 Охрана  труда  и  промышленная  безопасность……………………39

    4.2 Контроль  качества выполнения подготовительных  работ…………39

    4.3 Контроль  качества земляных работ………………………………….40

    4.4. Контроль  безопасности сварочных работ…………………………..41

    4.5 Техника безопасности при проведении изоляционных работ……..42

    4.6. Охрана  окружающей  среды……………………………………...…42
Список  литературы………………….…………………………………………...44

Введение
     Развитие  отечественного топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в ближайшие годы будет базироваться на сырьевом потенциале в бассейне континентального шельфа, а также в Восточной Сибири и некоторых, пока еще недостаточно изученных, комплексах разреза Западной Сибири.
     Утвержденная  правительством в августе 2003 г. энергетическая стратегия РФ на период до 2020 г. предусматривает доведение ежегодной добычи нефти к концу программы как минимум  до 450 млн. т., газа – до 680 млрд. м3.
     Трубопроводный  транспорт нефти, нефтепродуктов и  газа остается на сегодняшний день важнейшей составляющей частью системы снабжения промышленности, энергетики, транспорта и населения топливом и сырьем. Он является одним из дешевых видов транспорта, обеспечивая энергетическую безопасность страны.
     На  территории РФ создана разветвленная сеть магистральных газопроводов, нефтепроводов и продуктопроводов.  
Протяженность магистральных трубопроводов в России превысила 225 тыс. км, в том числе газопроводных магистралей – более 155 тыс. км., нефтепроводных – 50 тыс.км., нефтепродуктопроводных – 20 тыс.км. Магистральные (МН) трубопровды характеризуются высокой пропускной способностью, диаметром трубопровода от 219 до 1400 мм и избыточным давлением от 1,2 до 10 МПа. С помощью магистрального трубопроводного транспорта перемещается 100% добываемого природного газа, 99% добываемой нефти, более 50% производимой продукции нефтепереработки.
     Основной особенностью строительства трубопроводов является разнообразие природно-климатических характеристик местности вдоль трассы, что требует значительного разнообразия конструктивных и технологических решений при прокладке и эксплуатации линейной части трубопроводов. [7].

К настоящему времени нефть различных  месторождений поступает на отечественные  нефтеперерабатывающие заводы и  экспорт по системе нефтепроводов ОАО «Транснефть». 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Глава I. Характеристика объекта строительства 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Климатологическая характеристика района
     Данный  участок принадлежит к северной части Западной Сибири со сложными геологическим строением и климатологической характеристикой. В основании Западно-Сибирской равнины лежит Западносибирская плита. В основании Западносибирской плиты находится палеозойский фундамент, глубина залегания которого составляет, в среднем, 7 км. горные породы в Западной Сибири скрыты под мощным чехлом осадочных пород. В среднем и позднем олигоцене и неогене северная часть плиты испытала поднятие, которое в четвертичное время сменилось опусканием. Общий ход развития плиты с опусканием колоссальных пространств напоминает не дошедший до конца процесс океанизации. Эта особенность плиты подчеркивается феноменальным развитием заболоченности. Остается много неясного и спорного в вопросах о характере, размерах и количестве древних оледенений этой территории. Считается, что ледники занимали всю северную часть равнины к северу от 60o с.ш. Западная Сибирь находится почти на одинаковом расстоянии как от Атлантического океана, так и от центра континентальности Евразии, поэтому ее климат носит умеренно континентальный характер. Зимой и в летнее время, когда циклоническая  
 

           
деятельность, а с ней и поступление атлантического воздуха ослабевают, в Западную Сибирь поступает арктический воздух. Глубокому проникновению арктических воздушных масс способствует равнинность местности и открытость ее к северу.  Средняя температура января уменьшается от -15oС до -30oС. Средняя температура июля увеличивается от +5oС до +20oС. 
Континентальность климата на просторах Западно-Сибирской равнины возрастает при движении с севера на юг. Выражается это в увеличении годовой амплитуды температур, уменьшении количества осадков, сокращении продолжительности весны и осени – переходных сезонов года. Зимой на стыке умеренных и арктических масс воздуха действуют циклоны арктического фронта. Это смягчает морозы на севере, но из-за большой влажности и сильных ветров жёсткость климата здесь проявляется и при меньших морозах. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины весьма разнообразны. Запасы нефти и газа здешних месторождений выводят Западную Сибирь в число мировых лидеров.
 

1.2. Гидрологическая характеристика района
     Большое богатство Западной Сибири – её водные ресурсы. Кроме поверхностных  вод – рек и озёр, - найдены  огромные резервуары подземных вод.
     
     Лесо-болотные ландшафты, до 60-х годов совершенно не тронутые промышленным освоением и практически не изученные, на сотни километров рассечены трубопроводами, дорогами, ЛЭП, усеяны буровыми площадками, замазучены разливами нефти и нефтепродуктов, покрыты гарями и «вымоченными» лесами, появившимися в результате применения устаревших технологий добычи и транспортировки нефти. Следует учесть, что Западная Сибирь, как ни один другой в мире регион, изобилует реками, озерами и болотами. Они способствуют активной миграции химических загрязнений, поступающих в реки из многочисленных источников, подвергая опасности разрушения экосистемы, удаленные от районов нефтегазового комплекса. И только рациональное использование природных ресурсов позволит избежать экологической катастрофы.
     Однако  основное богатство Западной Сибири – это нефтяные и газовые залежи.Установлено, что равнина эта представляет собой уникально богатую нефтегазоносную провинцию Земли.
     За  полтора десятилетия (с 1953 по 1967 г.) было разведано более 90 месторождений  нефти, газа и газаконденсата (светлой  нефти). Последние 3 десятилетия Западная Сибирь держит первенство в России по добыче нефти и природного газа. В настоящее время Западная Сибирь дает свыше 70% общероссийской добычи нефти и природного газа, около 30% добычи каменного угля, около 20% заготовляемой в стране древесины. 
На территории Западной Сибири в настоящее время действует мощный нефтегазодобывающий комплекс. С мощной толщей осадочных пород Западно-Сибирской равнины связаны крупнейшие месторождения нефти и природного газа. Площадь нефтегазоносных земель составляет около 2 млн. км2.

     Но  эти огромные разнообразные богатства  не так-то просто освоить. Нефтяные и  газовые месторождения региона (где и располагается описываемая часть в курсовой работе) природа «защитила» от человека и мощными болотами, и мерзлотными грунтами. Строить в условиях таких грунтов крайне сложно. Зимой человеку мешают сильные морозы, большая влажность воздуха, сильный ветер. Летом одолевают многочисленные кровососущие – мошкара и комары, мучающие людей и животных. 
 
 
 
 
 


Глава 2 Технологическая часть
2.1 Подготовительные работы
2.1.1 Общие сведения
     Для организационной, технологической  и экономической подготовки строительства  магистрального трубопровода выделяют три этапа подготовительных работ:
    Организационно-подготовительный;
    Мобилизационный;
    Подготовительно-технологический.
     На  этапе организационно-подготовительных мероприятий изучается проектно-сметная документация, заключаются договоры, прорабатываются вопросы комплектации строительства материально-техническими и трудовыми ресурсами и социального обеспечения.
     На  мобилизационном этапе выполняются внетрассовые подготовительные работы.
     На  подготовительно-технологическом этапе  выполняются трассовые подготовительные работы.
     В соответствии с принятым способом производства сооружения и разработанным проектом организации работ осуществляются организационные мероприятия и производятся подготовительные работы.
     В общем случае магистральный нефтепровод  может быть определен как инженерно-техническое  сооружение, предназначенное для  непрерывного регулируемого транспорта нефти на значительные расстояния.
     В состав магистральных нефтепроводов входят: линейные сооружения, головные и промежуточные перекачивающие и наливные станции, резервуарные парки. 
 
 

             
     В свою очередь линейные сооружения согласно.[9] включают:
    Трубопровод (от выхода с промысла подготовленной товарной нефти) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии;
    Линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов, и обеспечения электроснабжения установками электрохимической защиты трубопроводов;
    Противопожарные средства и защитные сооружения трубопровода;
    Здания и сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов;
    Постоянные дороги, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопровода;
    Пункты подогрева нефти; указатели и предупредительные знаки.
     В период подготовки к строительству трубопроводов строительно-монтажной организацией выполняются:
    Изучение проектно-сметной документации функциональными
    Службами строительной организации;
    Разработка графика строительства объекта;
    Разработка организационно-строительной документации;
    Составление технической документации по комплектации строящегося трубопровода материальными ресурсами;
    Разработка проектов производства работ;
    Выдача задания производственной базе, комплектование строительных бригад соответствующими строительными машинами, оборудованием;
    Разработка мероприятий по бытовому обеспечению строителей на трассе.
     Мобилизационный период предполагает выполнение следующих  внетрассовых работ по подготовке к  строительству:
    Уточнение мест размещения площадок под жилой городок и производственную базу;
    Перебазировка техники для освоения трассы и для выполнения комплекса работ подготовительного периода;
    Доставка конструкций для строительства жилого поселка и базы строителей;
    Организация работы транспортных подразделений;
    Устройство подъездных путей к городку строителей, площадкам складирования и производственной базе;
    Подготовка площадок для размещения строительной базы и площадок складирования;
    Организация опорных центров по ремонту техники, автотранспорта и сварочного оборудования;
    Перебазировка основных ресурсов линейных технологических потоков;
    Сварка труб в секции на ТСБ;
    Строительство современного жилого городка;
    Устройство подъездных дорог к трассе.
     С опережением основных линейных работ  выполняется строительство вдольтрассового  проезда, в том числе:
    Строительство и планировка полосы и площадок строительства, обеспечение сквозного вдольтрассового проезда, выполнение работ по снятию плодородного слоя почвы;
    Прием и перевозка основных строительных материалов, конструкций, изделий и оборудования в объеме первоочередных работ; развозка труб по трассе трубопровода; поддержание в рабочем состоянии подъездных дорог и вдольтрассового проезда.

     Организационные решения по транспортной схеме определяются основными факторами:
    Сроком строительства;
    Естественными природными условиями районов строительства трубопроводной системы (рельеф, гидрология, геология, гидрогеология);
    Современным состоянием инфраструктуры прилегающих территорий; наличием подъездов к трассе выгрузки строительства грузов. [8].
 
     2.1.2 Строительство временных дорог
     Конструкция, параметры временных дорог и технологических проездов определяются рабочей проектной документацией и проектом производства работ.
     Перед началом строительства дорог  проводят обследование трассы и прилегающей местности визуально и инструментальными способами с целью определения гидрогеологических характеристик грунтов, типа и протяженности болот и заболоченных участков, участков, имеющих льдонасыщенные грунты и ледяные линзы, глубины оттаивания грунтов, размеров ореола оттаивания грунта, ширины зеркала воды через малые водные преграды и др.
     Основными конструкциями временных дорог  являются грунтовые дороги без покрытия; дороги с покрытием; гравийные, дерево-грунтовые; дороги со сборно-разборным покрытием  из железобетонных плит.
     Временные дороги устраивают однополосными с  уширениями в местах разворотов, поворотов  и разъездов. На прямых участках трассы разъезды устраивают на расстоянии не более 500-600 м один от другого. При сооружении временных дорог на слабых грунтах необходимо соблюдать требования Инструкции по строительству временных дорог для трубопроводного строительства в сложных условиях.
     
     Параметры дорог назначаются в зависимости  от габаритов используемых транспортных средств и строительной техники, интенсивности и объема грузоперевозок, срока службы дорог, местных условий.
     Ведомость потребности в строительных материалах представлены в табл. 1. Потребность в машинах и инструментах представлена в табл. 2. [8].
Таблица 1
Высота  насыпи, м Расход  материалов
Песчано-гравийная смесь, м3 Щебень, м3 Битум, м3 Песок, м3
0,3-0,8 1500-2000 200-270 25-30 20-24
 
    Таблица 2
Наименование  механизма
Марка, ГОСТ Количество, шт Краткая характеристика
Кран  автомобильный КС-36714 1 Г/п 16 т
Бульдозер Б-170 МБ 1 Мощн. 132 кВт (180 л.с.)
Автосамосвал УРАЛ-55571 4 Г/п-10т.Мощн. – 176,5 кВт  (240 л.с.)
Автогудронатор ДС-39(Д-640) 1
Виброкаток ДУ-85 1 Масса – 13 т
Одноковшовый  экскаватор
ЕХ-200 1 0,5 м3
Лопата  копальная Остроконечная (штыковая)
ЛКО-2 ГОСТ 19596-87*
2  
Лопата подборная (совковая)
ЛП-2 ГОСТ 19596-87*
2  
Топоры ГОСТ 18578-89 2  
Кувалда кузнечная ГОСТ 11042-75* 1 Вес 3,5 кг
Трамбовка ручная ТМ-72FW 1  
Нивелир Н05, СОККИА, ТОПКОН ГОСТ 10528-90*
1  
Теодолит ГОСТ 10529-96 1  
Рулетка измерительная
10, 30 м ГОСТ 7502-98
2  
Мерная  линейка - 2  
Строп четырехветвевой
4СК-3, ГОСТ 25573-82*
1  
 

2.1.3 Полевые городки и система бытового обеспечения
     Объем работ по сооружению полевых городков и систем бытового обеспечения включает следующее: проект жилых помещений и их обеспечение, персонал и оборудование, основные услуги, основные и расходные материалы, необходимые для обеспечения высокого уровня проживания рабочих строителей, инженерно-технических работников, инспекторов технического надзора, инспекторов авторского надзора проектных организаций и т.д.
     Полевые городки и вспомогательные системы  обеспечения необходимо подготовить  тех размеров и количеств, в тех  местах расположения и в те сроки, как это необходимо для поддержания  бесперебойных работ по строительству  трубопровода.
     Городок должен обеспечивать всех сотрудников  Подрядчика и представителей Заказчика (технадзор) и инспекторов надлежащим жильем, питанием, услугами прачечных, душевых, уборки во всех местах расположения городка.
     При эксплуатации полевых городков необходимо предусмотреть:
      Организацию удаления отходов;
      Охрану здоровья;
      Водоснабжение, обработка, хранение и распределение воды;
      Охрана окружающей среды.
      Трассовые подготовительные работы выполняются в соответствии с требованиями СНиП 12-01-2004, ВСН 004-88 [1]. и других НТД.
      В указанный этап выполняются следующие работы:
      Геодезическая разбивка трассы;
      Устройство вдольтрассового технологического проезда;
      Расчистка полосы отвода от леса и кустарника;
      Подготовка площадок для приема грузов на трассе;
      Срезка плодородного слоя грунта и обеспечение его сохранности. [9]

2.1.4 Расчистка полосы от леса и кустарника
     Снятие  почвено - растительного слоя грунта следует производить бульдозером на глубину, установленную проектом рекультивации, грунт
     следует убирать в  специально отведенное место – отвалы, для использования его в последующем при восстановлении нарушенных сельскохозяйственных земель.
     При прокладке трубопровода ширина строительной полосы по лесным участкам принимается  согласно графы 2 СН 452-73.
     Расчистка полосы строительства трубопроводов от леса и кустарника выполняется в определенной последовательности:
      Разметка полосы и трелевочного волока в натуре и ограничение
      визирами (вешками и засечками на деревьях);
      Удаление гнилых сухостойных и зависших деревьев, обрубка сучьев на
      валежниках;
      Устройство площадок для разделывания леса;
      Устройство и прокладка трелевочного волока;
      Валка деревьев и срезка кустарника;
      Обрубка сучьев раскряжевка хлыстов;
      Погрузка, транспортировка и разгрузка лесоматериалов с расчищаемой
      полосы;
      Корчевка и уборка пней;
      Разработка котлована или траншеи для захоронения пней;
      Захоронение пней и засыпка траншеи.
      При расчистке строительной полосы от леса и кустарника применяют технологические схемы, зависящие от крупности леса, средств механизации и грунтовых условий.

    2.1.5 Планировка строительной полосы

     Планировка  строительной полосы производится с  целью обеспечения стабильной технически и технологически определенной работы машин, механизмов, оборудования, транспортных средств и обслуживающего их персонала при выполнении всего комплекса строительно-монтажных и специальных строительных работ по прокладке линейной части магистрального трубопровода, осуществляемой в данных природно-климатических условиях.
     При планировке бульдозер проходит два  раза вдоль оси трубопровода так, что след первого прохода перекрывается вторым следом не меньше, чем на 1,0-1,5 м. Отвал бульдозера должен удерживаться на уровне поверхности земли (плоскости, по которой движутся гусеницы трактора). При таком движении бульдозера все мелкие неровности почвы будут срезаны, и дно траншеи, копирующее поверхность земли, будет ровным.
Таблица 3
Перечень  и количество механизмов, машин и  оборудования участка. [9]. 

Наименование механизма Количество
  Кран-трубоукладчик  большой грузоподъёмности (ТГ-501) 5
  Кран-трубоукладчик  (Т15-30) 2
  Бульдозер тяжёлый, энергонасыщенный (Д9Ж) 1
  Бульдозер (Д-27С) 2
  Трактор (К-700) 1
  Трейлер грузоподъёмностью 60 т. 1
  Экскаватор (ЭО-4121) 2
  Экскаватор (ЭТЦ-165) 1
  Сварочный агрегат (АДД-502) 2
  Сварочная установка (ПАУ-1001) 1
  Изоляционный  комбайн (ОМ-1221п) 1
  Центратор внутренний 1
  Компрессор (ПР10м) 1
  Электростанция (ДЭС-60-100) 1
  Лесоповалочная  машина 1
  Трелёвочный трактор (ТДТ-75) 2
  Трубовоз (ПВ-93) 1
  Самосвал (КрАЗ-256) 1
  Бортовая  автомашина грузоподъёмностью 7т. 1
 
 
 
 
 

2.2 Основные работы
2.2.1 Земляные работы
     При строительстве подземных трубопроводов  земляные работы включают снятие плодородного слоя почвы, отрывку траншей, подготовку дна траншеи, обратную засыпку трубопровода и рекультивацию земель. Параметры земляных сооружений, применяемых при строительстве магистральных трубопроводов (ширина, глубина и откосы траншеи, сечение насып и крутизна ее откосов), Устанавливают в зависимости от диаметра прокладываемого трубопровода, способа его закрепления, рельефа местности, грунтовых условий и определяют проектом.
     Земляные  работы при сооружении магистральных  трубопроводов следует производить  с учетом требований раздела 3 СНиП Ш-42-80*[11]., СНиП 3.02.01-87, раздела 5 СНиП 12-04-2002, раздела 4 ВСН 004-88[1]., ВСН 014-89, СП 104-34-96, ГОСТ 17.5.3.04-83*.
     Параметры разрабатываемых траншей:
Размеры траншеи (глубина, ширина по дну, крутизна откосов) устанавливаются в зависимости  от назначения и диаметра трубопровода, характеристики грунтов, гидрогеологических и других условий.
     В соответствии с указаниями СНиП 2.05.06-85*[9] заглубление трубопроводов до верха трубы принимается при условном диаметре 1000 мм и более (до 1400 мм).….. 1,0 м.
     Заглубление нефтепроводов и нефтепродуктопроводов  в дополнение к указанным требованиям должно определяться также в соответствии с указаниями, изложенными в нормах технологического проектирования.
     Профиль траншеи в соответствии со СНиП 12-0402002 может быть различным. Выбор профиля  зависит от вида грунта, глубины  траншеи, типа применяемых экскаваторов. Так в суглинках и глинах при глубине траншеи до 1,5 м допускается прямоугольный профиль с откосами 1:0, в остальных случаях крутизна откосов изменяется от 1:0,25 до 1:1,25. 

     2.2.1.1 Выбор землеройной техники и технологии производства работ
     
     Методы  разработки траншей определяют в  зависимости от заданных размеров и  профиля, вида и состояния грунтов, характера рельефа местности, степени  обводненности участка, наличия  соответствующих комплексов зесмлеройных машин и технико-экономических показателей применения.
     Основу  парка землеройных машин составляют одноковшовые экскаваторы с вместимостью ковша 0,8-1,5 м3, роторные траншейные экскаваторы  мощностью 120-240 кВт и бульдозеры-рыхлители  мощностью 120-300 кВт.
     По  принятой традиционной технологии сооружения линейной части магистральных трубопроводов экскаваторы используют преимущественно при разработке траншей, бульдозеры-рыхлители на подготовительных, вспомогательных работах, засыпки траншей и на разработке траншей дифференцированными способами в комплектах с экскаваторами. 

     2.2.1.2 Техническая рекультивация земель
     Техническая рекультивация предполагает снятие плодородной почвы перед разработкой  траншей, сохранение и ее последующее  возвращение на место после засыпки  траншей.
     Рекультивация плодородного слоя почвы при строительстве магистральных трубопроводов производится по двум схемам:
    Рекультивация плодородного слоя почвы с размещением отвала на полосе отвода;
    Рекультивация плодородного слоя почвы с вызовом почвы за пределы полосы отвода.
     Техническая рекультивация строительной полосы трубопроводов, площадей под сосредоточенные объекты осуществляются в соответствии с требованиями раздела проекта «Охрана окружающей среды» в процессе строительства трубопроводов в сроки, устанавливаемые землепользователями.
     
     Плодородный слой почвы толщиной 20-40 см в немерзлом состоянии снимают бульдозером.
     Плодородный слой почвы снимают и перемещают в отвал хранения на расстояние, обеспечивающее раздельное размещение отвала минерального грунта, не допуская перемешивания его с плодородной почвой.
     Работы  по возвращению плодородной почвы  выполняют только в теплое время  года.
     При засыпке трубопровода сначала используют минеральный грунт, затем потенциально-плодородный  грунт и затем – плодородную  почву. Если требуется вывозка излишнего грунта, то это делается за счет минерального грунта.
     После завершения работ в карьере так  же производят рекультивацию. Для этого  заполняют выработки минеральным  грунтом, вытесняемым сооружаемым  трубопроводом и другими объектами, и возвращают на него плодородный слой почвы, либо планируют откосы выработки до уклонов, обеспечивающих их устойчивость. Впоследствии откосы покрывают плодородным слоем почвы и засевают многолетними травами. 

    2.2.1.3 Разработка и засыпка траншей в нормальных условиях
     Перед разработкой траншеи на полосе строительства  выполняют вдольтрассовые проезды, полосу строительства расчищают, указатели пикетов выносят за край строительной полосы. Продукты расчистки – валуны, пни, порубочные остатки удаляют за пределы строительной полосы. При этом они не должны засорять прилегающее к строительной полосе пространство.
     К началу работ по рытью траншеи  должны быть получены:
    Письменное разрешение на право производства земляных работ в зоне расположения подземных коммуникаций, выданное организацией, ответственной за эксплуатацию этих коммуникаций;
    Наряд-задание экипажу экскаватора на производство работ.

     Перед разработкой траншеи воспроизводят  разбивку ее оси, а на вертикальных кривых разбивку глубины через каждые 2 м геодезическим инструментом, для облегчения рытья траншеи по проекту.
     Грунт, вынутый из траншеи, как правило, укладывают в отвал с одной  стороны траншеи, на безопасном расстоянии от бровки (не ближе 0,5 м от бровки), оставляя другую сторону свободной для  передвижения транспорта и производства монтажно-укладочных работ (рабочая полоса). Разрешается укладывать отвал на рабочую полосу в стесненных условиях, с последующей его планировкой для прохода техники.
     К моменту укладки трубопровода дно  траншеи должно быть очищено от веток и корней деревьев, камней, обломков скальных пород, огарков электродов и других предметов, которые могут повредить антикоррозионное покрытие, и выровнено в соответствии с проектом. 

    2.2.1.4 Засыпка уложенного трубопровода
     До  начала работ по засыпке уложенного трубопровода необходимо:
    Проверить проектное положение трубопровода и его прилегание к ко дну траншеи;
    Проверить качество и в случае необходимости отремонтировать изоляционное покрытие;
    Провести предусмотренные проектом работы по предохранению изоляционного покрытия от механических повреждений;
    Устроить подъезды для доставки и присыпки грунта;
    Получить письменное разрешение на засыпку уложенного трубопровода;
    Выдать письменное разрешение на производство работ машинисту.

     Засыпка трубопровода производится непосредственно после укладочных работ, балластировки или закрепления его анкерными устройствами. При засыпке трубопровода обеспечивают: целостность труб, противокоррозионного, теплового и защитного покрытий, а также противоэрозионных перемычек.
     Засыпку трубопровода бульдозерами рекомендуется  выполнять косопоперечными проходами  с целью исключения прямого воздействия  падающих комьев грунта на трубопровод. Необходимо, чтобы грунт как бы скользил по уже созданной наклонной  плоскости.
     После засыпки трубопровода минеральный грунт на рекультивируемых землях в летнее время уплотняют многократными проходами гусеничных тракторов или пневмокатков. Уплотнение грунта производят до заполнения трубопровода транспортируемым продуктом. По уплотненному грунту осуществляют укладку и планировку ранее снятого плодородного слоя почвы. 

2.2.2 Сварочные работы. Подготовка к сборочным и сварочным работам
     Аттестацию  электросварщиков перед допуском их к сварке трубопроводов следует осуществлять в соответствии с «Положением об аттестации электросварщиков», утвержденным Миннефтегазстроем.
     Операционный  контроль сварки следует осуществлять в соответствии со СНиП III-42-80 и операционными  технологическими картами.
     Рекомендуемые типы разделки кромок труб приведены  на рис.1.
Рис.1. Типы разделки кромок труб для ручной дуговой сварки, односторонней автоматической сварки под флюсом, автоматической дуговой сварки порошковой проволокой с принудительным формированием, полуавтоматической сварки в защитных газах:
а - для  труб диаметром 57-1420 мм с толщиной стенки до 16 мм; б - для труб диаметром 273-1420 мм с толщиной стенки более 15 мм; в - для автоматической сварки труб в защитных газа.
     Материал  деталей трубопроводов должен обеспечивать свариваемость с металлом труб. Запрещается  использовать арматуру из серого или ковкого чугуна.
     
2.2.2.1 Сборка стыков труб перед сваркой
     Перед сборкой необходим визуальный контроль поверхностей труб, деталей трубопроводов, запорной и распределительной арматуры в соответствии с требованиями п.4.1 СНиП III-42-80[11].; обнаруженные дефекты должны быть исправлены в соответствии с требованиями п.4.2 СНиП III-42-80. [11].
     При сборке стыков труб с одинаковой нормативной  толщиной стенки должны соблюдаться  следующие требования:
     - внутреннее смещение внутренних кромок бесшовных труб не должно превышать 2 мм. Допускаются на длине не более 100 мм местные внутренние смещения кромок труб, не превышающие 3 мм;
     - величина наружного смещения в этом случае не нормируется, однако, должен быть обеспечен плавный переход поверхности шва к основному металлу в соответствии с технологической картой.
     Чтобы предупредить образование дефектов между слоями перед наложением каждого  последующего слоя шва, поверхность  предыдущего шва должна быть очищена  от шлака и брызг наплавленного  металла. После окончания сварки поверхность облицовочного слоя шва также должна быть очищена от шлака и брызг.
     Минимально  допустимое число слоев шва при  ручной дуговой сварке указано в  табл.4. [2].
Таблица 4  

Толщина стенки трубы, мм Минимальное число слоев шва при сварке корневого слоя шва электродами с разным видом покрытия
    целлюлозный основной 
До 10 3 2
Свыше 10-15 4 3
Свыше 15-20 5 4
Свыше 20-25 6 5
           
     Сварные соединения разрешается оставлять  незаконченными только на одни сутки  после окончания рабочего дня или при остановке работ, если число выполненных слоев шва соответствует табл. 4. Если число слоев не соответствует данным, приведенным в табл. 5, стык должен быть вырезан и заварен вновь. [2].
Таблица 5 

Толщина стенки трубы, мм Необходимое число слоев при сварке корневого  слоя шва электродами с разным видом покрытия
    целлюлозный основной 
До 10 Стык  заваривается полностью
Свыше 10-15 3 2
Свыше 15 4 3
 
 
 
 2.2.2.2 Механические испытания
     Образцы для испытания на растяжение и ударный изгиб, а также стандартные образцы для испытания на статический изгиб изготавливают и испытывают в соответствии с ГОСТ 6996.
     Испытание на растяжение сварного соединения труб необходимо проводить на поперечных плоских образцах типа XII или XIII с удалением выпуклости шва по ГОСТ 6996.
     Испытания на ударный изгиб сварного соединения проводят на поперечных образцах типа IX или XI по ГОСТ 6996 с V-образным надрезом (образцы Шарпи). При испытании металла шва надрез наносят по его центру, через все слои шва перпендикулярно поверхности трубы.
     Временное сопротивление разрыву сварных  соединений, определяемое на плоских  разрывных образцах  со снятым усилением, должно быть не ниже нормативного значения временного сопротивления разрыву основного металла труб. 

   
 2.2.3 Изоляционно-укладочные работы
     2.2.3.1 Противокоррозионные изоляционные материалы
     Для противокоррозионной защиты магистральных трубопроводов должны применяться наружные покрытия, отвечающие требованиям ГОСТ Р 51164-98. [5].
     Требования  настоящего стандарта должны выполняться  при проектировании, строительстве, монтаже, реконструкции, эксплуатации и ремонте трубопроводов и  являются основой при разработке нормативной документации (НД), используемой при защите от коррозии конкретных видов трубопроводов, утвержденной в установленном порядке и согласованной с Госгортехнадзором России.
     Защита  трубопроводов от коррозии должна обеспечивать их безаварийную (по этой причине) работу на весь период эксплуатации.
     При всех способах прокладки, кроме надземной, трубопроводы подлежат комплексной  защите от коррозии защитными покрытиями и средствами электрохимической  защиты, независимо от коррозионной агрессивности грунта.
     Тип, конструкция и материал защитного  покрытия и средства электрохимической  защиты трубопроводов от коррозии должны быть определены в проекте защиты, который разрабатывается одновременно с проектом нового или реконструируемого  трубопровода.
     В проекте должны учитываться возможные  изменения условий коррозии трубопровода.
     Технические решения проекта, строительство  и эксплуатация комплексной защиты трубопроводов от коррозии не должны оказывать вредного влияния на окружающую среду.
     Усиленный тип защитных покрытий следует применять на трубопроводах диаметром 820 мм и более независимо от условий прокладки, а также на всех трубопроводах любого диаметра, прокладываемых в зонах повышенной коррозионной опасности.
     
     Противокоррозионную защиту трубопроводов (кроме надземных) осуществляют:
    покрытиями на основе полимерных материалов (полиэтилена, термоусаживающихся и термореактивных полимеров и др.), наносимыми в заводских и базовых условиях по соответствующим НД;
    покрытиями на основе термоусаживающихся материалов, липких полимерных лент, битумных и асфальтосмолистых мастик, наносимыми в базовых и трассовых условиях по соответствующей НД;
    стеклоэмалевыми покрытиями, наносимыми шликерным или порошковым способами в заводских условиях.
     Допускается применять защитные покрытия (грунтовочные, изоляционные и оберточные материалы), НД на которые устанавливают соответствие этих покрытий и материалов требованиям настоящего стандарта.
     Непосредственные  контакты металлических поверхностей трубы и кожуха не допускаются.

    2.2.3.1 Требования к электрохимической защите

     Все трубопроводы (кроме проложенных  надземно) независимо от условий эксплуатации подлежат электрохимической защите.
     Электрохимическая защита должна обеспечивать в течение  всего срока эксплуатации непрерывную  по времени катодную поляризацию трубопровода на всем его протяжении (и на всей его поверхности) таким образом, чтобы значения потенциалов на трубопроводе были (по абсолютной величине) не меньше минимального и не больше максимального значений.
     Электрохимическую защиту трубопроводов от коррозии следует проектировать для трубопровода в целом, с определением на начальный и конечный периоды эксплуатации (не менее 10 лет) следующих параметров:
     
     для установок катодной защиты - силы защитного  тока и напряжения на выходе катодных станций (преобразователей), а также сопротивления анодных заземлений;
     для протекторных установок - силы защитного  тока и сопротивления протекторов;
     для установок дренажной защиты - силы тока дренажа и сопротивления  дренажной цепи.
     Система электрохимической защиты от коррозии всего объекта в целом должна быть построена и включена в работу до сдачи трубопровода в эксплуатацию. Отводы и распределительные системы снабжения газом, водой, нефтью и нефтепродуктами допускается подключать к магистральным трубопроводам при условии, что защитные потенциалы на них в местах подключения должны быть не менее (по абсолютной величине), чем на магистральных трубопроводах.
     Электрохимическую защиту от коррозии вновь строящихся трубопроводов необходимо проектировать  с учетом действующей электрохимической защиты эксплуатируемых соседних трубопроводов и будущего перспективного (до 5 лет) строительства подземных металлических сооружений вдоль трассы проектируемого трубопровода.

2.2.3.2 Контроль качества изоляционных работ

     При контроле качества изоляционных работ  руководствоваться требованиями ВСН 008-88[2]., ГОСТ Р 51164-98[5]., СНиП 3.01.01-85, РД 39-0147105-015-98, РД 4859-002-01297858-01. Материалы, применяемые для противокоррозионной защиты (включая импортные), должны иметь технические паспорта и сертификаты. При выполнении изоляционных работ проводится контроль качества применяемых материалов, операционный контроль качества изоляционных работ и контроль качества готового покрытия.
     
     При нанесении защитных покрытий необходимо проводить визуальный контроль качества изоляционных работ: очистки изолируемой поверхности, нанесения грунтовки, нанесения изоляционного покрытия и следить за сохранностью покрытия при укладке трубопровода. После окончания ремонта участка НП выполнить контроль изоляции методом катодной поляризации.
     Методы, показатели и последовательность контроля качества изоляционных материалов и  противокоррозионных покрытий трубопроводов  приведены в Приложении 6 ВСН 008-88. 

2.2.3.3 Укладка изолированного трубопровода
     Укладку трубопроводов следует выполнять  в соответствии с требованиями СНиП III-42-80*[11]., ВСН 004-88 [1], СП 106-34-96 и других действующих нормативно-технических документов.
     Укладочные  работы выполняются преимущественно  непрерывными методами колонной трубоукладчиков, оснащенных троллейными подвесками, облицованными  эластичным материалом (полиуретаном), или подвесками с пневмошинами, или пневмобаллонами.
     Укладку изолированного трубопровода производят, максимально соблюдая меры предосторожности, а также применяя оперативные методы обнаружения и ликвидации возможных повреждений изоляционного покрытия.
     Укладка трубопровода непрерывным раздельным способом выполняется по следующей  схеме: сваренный в плеть и  полностью изолированный трубопровод, включая стыки, следует приподнять над строительной полосой на высоту не более 0,5-0,7 м с помощью трубоукладчиков, сместить в сторону траншеи и опустить в проектное положение. 

           
     Основные  параметры укладки изолированных  трубопроводов
     Таблица №6
Диаметр трубопровода, мм Укладка трубопровода непрерывным способом
Число трубоукладчиков Расстояние  между трубоукладчиками, м
1020-1069 3-4 20-25
 
2.2.3.4 Контроль очистки поверхности трубопроводов
     Для предотвращения коррозионных процессов  под изоляционным покрытием и  обеспечения надежной адгезии изоляционного покрытия к поверхности трубопровода осуществляют его очистку от пыли, грязи, ржавчины, обезжиривание от копоти и масла. При температуре воздуха ниже 10С поверхность трубопровода нагревают от 15 до 50С. С помощью шлифовальных машинок с поверхности трубопровода удаляют брызги металла, шлака, выступы и заусенцы. В трассовых условиях очистку производят металлическими скребками, щетками и иглофрезами, закрепленными на вращающемся роторе очистной машины, пескоструйными и дробеструйными установками.
     Требуемая степень очистки назначается  для различных видов отечественных  защитных покрытий в соответствии с  ГОСТ 9.402-80, [2]. 

2.2.4 Очистка полости и испытание трубопроводов
     Магистральные трубопроводы до ввода в эксплуатацию должны подвергаться очистке полости, профилеметрии, гидравлическому испытанию на прочность и прверке на герметичность в соответствии со СНиП III-42-80, ВСН-011-88 и других отраслевых нормативно-технических документов.
     Чистота полости трубопроводов должна обеспечиваться на всех этапах  работы с трубой: транспортировке, погрузке, разгрузке, развозке и раскладке секций, сварке секций в нитку и укладке. Это достигается за счет установки временной инвентарной заглушки, а также путем промывки, продувки или протягивания очистного устройства.
     
     Очистка полости – это технологическая  операция, которая выполняется в  процессе сооружения трубопровода и  обеспечивает на всем протяжении объекта: установленное проектом проходное  сечение; заполнение трубопровода транспортируемой средой без изменения физико-химических свойств; беспрепятственный пропуск по трубопроводу очистных или разделительных устройств и диагностических снарядов в процессе эксплуатации. Очистка полости трубопроводом может осуществляться пневматическим или гидравлическим способами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.