На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Административная ответсвенность

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание
    1. Административная ответственность  …………………………………………2
    1.1.  Понятия и основания административной  ответственности. Отличие от других  видов юридической ответственности………………………………………..2
    1.2. Законодательные основы административной ответственности……….....4
    1.3. Освобождение от административной  ответственности…………………..7
    1.4. Понятие и признаки административного  правонарушения как фактического  основания административной ответственности……………………12
    2. Административное наказание……………………………………………….15
    2.1. Понятие и виды административных  наказаний………………………….15
    2.2. Характеристика отдельных административных  наказаний. Особенности и условия  правомерности их применения……………………………………………18
    Список  литературы …………………………………………………………….30 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    
    1. Административная  ответственность
    1.1. Понятия и основания  административной  ответственности.  Отличие от других  видов юридической  ответственности
    Понятие и основные черты административной ответственности
    Административная  ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем  издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые  могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях  и исполнения этих мер. В теории права  юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции  в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку  оно есть и в выговоре за нарушение  трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и  в гражданско-правовой неустойке.
    При наличии юридического факта - административного  правонарушения - включается механизм санкции правовой нормы, и санкция  из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное административное наказание.
    В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие  и т.д.) только назначение административного  наказания влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом  или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим  лицам, совершившим правонарушение.
    Административную  ответственность характеризуют  некоторые признаки, общие для  всех видов юридической ответственности.
    Во-первых, она представляет собой государственное  принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления.
    Во-вторых, это правовое принуждение, подчиняющееся  общим принципам законности и  справедливости права. Административная ответственность применяется на основе правовой регламентации ее объема и пределов, нормативного установления оснований, содержания и процессуальных форм реализации конкретных административных наказаний. Нормы, регулирующие составные  элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой  самостоятельный институт административного  права.
    В-третьих, она влечет за собой наступление  неблагоприятных последствий для  правонарушителей, предусмотренных  санкцией правовой нормы. По содержанию меры административной ответственности  выражаются в предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях  лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку  иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для  правонарушителя могут наступать  в виде лишений или ограничений  морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест).
    В-четвертых, в мерах административной ответственности  содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства. Именно административное наказание  представляет собой "окончательную, последнюю инстанцию" в борьбе с правонарушениями, т.е. решение  вопроса по существу, и виновный в соответствии с характером и  общественной опасностью совершенного подвергается административному наказанию.
    Данный  признак юридической ответственности  вообще и административной ответственности  в частности наиболее ярко выражает ее специфику, а именно: осуждение  виновного поведения от имени  государства, государственное порицание  правонарушителя.
    В-пятых, юридическая ответственность всегда рассматривалась в качестве результата правонарушения, т.е. это ретроспективная, или негативная, ответственность  в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая  понимается как ответственность  за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга.
    1.2. Законодательные  основы административной  ответственности
    1. Административную ответственность  можно рассматривать как правовую  ответственность за административные  правонарушения. При этом следует  учесть, что объектом посягательства  являются отношения в сфере  государственного управления, а  также некоторые другие. Так, административная  ответственность устанавливается  за посягательства на таможенные, налоговые отношения, отношения,  связанные с защитой собственности,  с охраной прав граждан, природы,  здоровья населения, торговли  и т.д. Вместе с тем административная  ответственность применяется за  нарушение не каждой нормы  административного права, а тех  из них, которые содержат указание  на административную ответственность.
    2. Административная ответственность  используется как важное средство  правоохраны, борьбы с особым  видом нарушений - административными  правонарушениями, которые хотя  и не так опасны, как преступления, но совершаются гораздо чаще. Их опасность заключается не  только в характере самих противоправных  действий или бездействия, но  и в значительной распространенности.
    3. Административная ответственность  отличается своим субъектным  составом. Субъектами этого вида  ответственности являются как  физические, так и юридические  лица - предприятия, организации.
    4. По своей сущности административная  ответственность представляет собой  воздействие, оказываемое полномочным  органом государства на лицо, совершившее административное правонарушение. Цель этого воздействия состоит  в воспитании виновного в духе  уважения к закону и правопорядку, а также в предупреждении совершения  новых правонарушений как лицами, привлеченными к административной  ответственности, так и другими  гражданами.
    5. Нарушение административно-правовых  норм влечет за собой применение  мер административного принуждения,  одним из видов которых являются  административные наказания. Именно эти последние, в отличие от мер предупреждения, пресечения и процессуальных мер обеспечения производства по делу, применяются в результате привлечения к административной ответственности.
    6. Административную ответственность  отличает порядок ее установления. В соответствии с п. "к"  ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное  и административно-процессуальное  законодательство, а следовательно,  и установление административной  ответственности относятся к  совместному ведению Российской  Федерации и ее субъектов. С  учетом положений ст. 1.1 КоАП это  означает, что административная  ответственность характеризуется  множественностью органов государственной  власти, полномочных ее устанавливать.  К ним в настоящее время  относятся законодательные органы  Российской Федерации и ее  субъектов.
    Кодекс  об административных правонарушениях  предусматривает установление административной ответственности только этим Кодексом и принимаемыми в соответствии с  ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях. При этом к ведению  Российской Федерации отнесено установление: общих положений и принципов  законодательства об административных правонарушениях; перечня видов  административных наказаний и правил их применения; административной ответственности  по вопросам, имеющим федеральное  значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами РФ; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер  обеспечения производства по делам  об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений  о назначении административных наказаний.
    Значит, нормы права, содержащиеся во вновь  принимаемых федеральных законах  и вносящие изменения или дополнения в действующий Кодекс об административных правонарушениях, должны в обязательном порядке вноситься в данный Кодекс.
    Административная  ответственность за правонарушения, носящие региональный характер (нарушение  правил благоустройства населенных пунктов, общественного порядка  и т.п.), т.е. находящиеся вне предметов  ведения Российской Федерации, может  быть установлена законами субъектов  РФ, осуществляющих, таким образом, собственное правовое регулирование  в данной сфере.
    7. Меры административной ответственности  применяются широким кругом уполномоченных  органов и должностных лиц.  Все они, реализуя свои полномочия, назначают правонарушителям административные  наказания. К ним относятся  судьи (мировые судьи), комиссии  по делам несовершеннолетних  и защите их прав, многочисленные  органы исполнительной власти. Законами  субъектов РФ к ним могут  быть отнесены административные  комиссии и иные коллегиальные  органы.
    В Кодексе об административных правонарушениях  теперь расширен круг дел, рассматриваемых  судьями. Расширена и их исключительная компетенция за счет отнесения к  их ведению назначения, помимо административного  ареста, ряда других административных наказаний: лишения специальных  прав, конфискации, возмездного изъятия  ряда предметов, дисквалификации, административного  выдворения иностранных граждан  и лиц без гражданства за пределы  Российской Федерации.
    8. Меры административной ответственности  применяются органами и должностными  лицами в отношении не подчиненных  им по службе нарушителей, не  связанных с ними служебно-трудовыми  отношениями. Данное обстоятельство  позволяет отличить административную  ответственность от дисциплинарной, к которой привлекаются руководители, рабочие, служащие и вспомогательный  персонал, как правило, в порядке  подчиненности вышестоящим органом  или должностным лицом.
    9. Привлечение к административной  ответственности и назначение  административного наказания не  влечет для нарушителя судимости  и не является основанием увольнения  его с работы.
    10. Административную ответственность  характеризует особый процессуальный  порядок ее реализации. Своей  относительной простотой, оперативностью  и экономичностью он отличается  от уголовного и гражданского  судопроизводства.
    11. Во всех случаях ответственность  за административные правонарушения  наступает перед государством, которое  устанавливает полномочия органов  (должностных лиц) по рассмотрению  дел об этих правонарушениях  и назначению наказаний. Этим  обстоятельством административная  ответственность сходна с уголовной  и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой. Ответственность  последних двух видов наступает,  главным образом, перед субъектом  договорных и внедоговорных гражданско-правовых  или трудовых отношений.
    12. Важная черта административной  ответственности состоит в том,  что ее можно рассматривать  как совокупность материальных  и процессуальных правоотношений, т.е. материально-деликтных, вызванных  совершением конкретного правонарушения, и административно-процессуальных, связанных с необходимостью собрать  материалы о правонарушении и  лице, его совершившем, рассмотреть  дело, вынести законное, обоснованное  и справедливое решение, обеспечить  его исполнение. Нередко при реализации  административной ответственности  материальные и процессуальные  правоотношения как бы сливаются,  образуя единое целое. Например, штраф налагается и взимается  на месте совершения административного  правонарушения в порядке так  называемого усеченного процесса  ввиду очевидности и простоты  самого характера административного  правонарушения.
    1.3. Освобождение от  административной  ответственности
    Законодательство, базируясь на принципах демократизма, гуманности, экономии средств государственного принуждения и последовательного  использования убеждения, предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших правонарушения, от того или иного вида юридической ответственности.
    Кодекс  об административных правонарушениях (ст. 2.9) устанавливает основания, условия  и последствия освобождения от административной ответственности лиц, совершивших  административные правонарушения, при  малозначительности проступка. Освобождение от административной ответственности  может также проявляться и  в замене ее другим видом ответственности (например, дисциплинарной). По существу, в названных случаях в том  или ином виде судьей, уполномоченными  органами и должностными лицами осуществляется освобождение от административной ответственности  тех, кто нарушил правовые предписания.
    Своеобразным "освобождением" от административной ответственности является пропуск  юрисдикционным органом и его  должностными лицами по тем или иным причинам давностного срока назначения административного наказания, т.е. привлечения  виновного к административной ответственности.
    Статьей 4.5 КоАП установлен давностный срок назначения административного наказания - постановление  по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении  двух месяцев со дня совершения правонарушения, а если правонарушение было длящимся (нарушение правил воинского учета, проживание без регистрации, уклонение  от перерегистрации охотничьего  ружья и т.д.), то не позднее двух месяцев со дня его обнаружения.
    Названной статьей предусмотрен и иной срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном  море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о защите прав и законных интересов  инвесторов на рынке ценных бумаг, антимонопольного, таможенного, налогового, валютного, экологического и ряда других законодательных актов. Он составляет один год со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - один год со дня его обнаружения.
    Законодательство  закрепляет систему "гибкого реагирования" на административные правонарушения и  не требует, чтобы всякое правонарушение обязательно влекло административную ответственность даже в пределах давностного срока. При малозначительности совершения административного правонарушения судья, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может вообще освободить нарушителя от административной ответственности  и ограничиться устным замечанием. Это положение закона означает, что  судья, орган (должностное лицо), полномочный  решать дело по существу, имеет право  применить к нарушителю такое  средство воздействия, которое не является административным наказанием и не относится  к мерам общественного воздействия. При этом вполне очевидно, что устные замечания, сделанные правонарушителю, не влекут юридических последствий.
    Главное состоит в том, чтобы при решении  вопроса об освобождении нарушителя от административной ответственности  были тщательно учтены все объективные  и субъективные стороны состава  правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
    В ряде случаев административное правонарушение влечет в порядке исключения не административную, а дисциплинарную ответственность. Военнослужащие, сотрудники органов  внутренних дел и иные лица, на которых  распространяется действие дисциплинарных уставов, несут ответственность  за административные правонарушения, как правило, по дисциплинарным уставам (положениям), кроме правонарушений, за совершение которых ответственность  наступает на общих основаниях (ст. 2.5 КоАП). С учетом конкретных обстоятельств  дела и данных о лице, совершившем  административное правонарушение в  возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо также может  быть освобождено от административной ответственности с применением  к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП).
    Специфическим временным освобождением от административной ответственности является предусмотренная  ст. 31.5 КоАП отсрочка исполнения постановления  о назначении административного  наказания. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления  о назначении административного  наказания в виде административного  ареста, лишения специального права  или в виде административного  штрафа (за исключением взыскания  административного штрафа на месте  совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить  исполнение постановления на срок до одного месяца.
    По  содержанию и юридическим последствиям освобождение от административной ответственности  сходно с обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, т.е. их объединяет противоправность деяния и возможность привлечения  к ответственности, что непосредственно  относится к крайней необходимости. Действительно, содержанием ситуации является административное правонарушение, а юридические последствия (результат) в конечном итоге совпадают и  заключаются в отказе юрисдикционного  органа или должностного лица от привлечения  к административной ответственности  того или иного гражданина.
    Вместе  с тем основания освобождения от административной ответственности  и обстоятельства, исключающие неправомерность  деяния, существенно различаются: в  одном случае это малозначительность совершенного правонарушения или особенности  характера правонарушения и личности правонарушителя, а в другом - крайняя  необходимость.
    Лицо, действовавшее в состоянии крайней  необходимости, административной ответственности  не подлежит. Если, например, водитель автомашины с превышением установленной  скорости везет в больницу человека, нуждающегося в неотложной медицинской помощи, то он не будет наказан за превышение скорости, поскольку действует в ситуации крайней необходимости.
    В соответствии со ст. 2.8 КоАП исключает  административную ответственность  и невменяемость. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое  во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в  состоянии невменяемости, т.е. не могло  осознавать фактический характер и  противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия  или иного болезненного состояния  психики.
    Существует  институт ограничения административной ответственности. Эти ограничения  связаны прежде всего с особенностями  субъектов административных правонарушений, предусмотренными административным законодательством  или учитываемыми правоприменителями в рамках административного усмотрения. В частности, Кодекс об административных правонарушениях исключает возможность  применения некоторых административных наказаний в зависимости от тех  или иных особенностей субъекта административного  правонарушения.
    Так, административный арест (ст. 3.9 КоАП) не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей  в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп. Лишение  права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением  случаев управления транспортными  средствами в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном  порядке медицинского освидетельствования  на состояние опьянения, а также  оставления в нарушение установленных  правил места дорожно-транспортного  происшествия, участником которого они  являются (ст. 3.8 КоАП).
    Лишение права охоты не может применяться  к лицам, для которых охота  является основным законным источником средств к существованию; они  не могут быть подвергнуты конфискации или возмездному изъятию огнестрельного оружия и боевых припасов.
    В законодательном порядке предусматривается  ограничение применения административных наказаний в отношении военнослужащих и некоторых других лиц: судей, прокуроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, иностранных граждан, обладающих иммунитетом  и привилегиями от административной юрисдикции на территории Российской Федерации.
    1.4. Понятие и признаки административного правонарушения как фактического основания административной ответственности
    Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью  обеспечение правопорядка и государственной  дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают  интересы всех или большинства граждан, а также организаций независимо от их организационной подчиненности  и формы собственности. Правила  устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также органами исполнительной власти, действующими в пределах своей  компетенции.
    Одна  из существенных особенностей обязательных правил состоит в том, что они  защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется  в качестве административного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.
    Главные признаки и юридическая характеристика такого рода правонарушений содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях. В Кодексе (ст. 2.1) сформулировано официальное определение такого правонарушения:
    административным  правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях  установлена административная ответственность.
    При этом административная ответственность  за правонарушения, предусмотренные  Кодексом и другими нормативными актами, наступает при условии, что  эти нарушения по своему характеру  не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством  уголовной ответственности.
    Понятие административного правонарушения охватывает ряд признаков. Во-первых, это деяние, т.е. действие или бездействие, во-вторых, общественно опасное, в-третьих, противоправное, в-четвертых, виновное, в-пятых, наказуемое деяние.
    Административное  правонарушение как деяние представляет собой единство физического и  психического, т.е. это осознанный, волевой  акт человеческого поведения, выраженного  в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном  конкретной статьей Кодекса об административных правонарушениях. Оно включает в  себя цель, средства, результат и  сам процесс деяния, а также  охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к  содеянному.
    Административное  правонарушение - это вариант юридической  патологии, отклоняющегося поведения, которое принимает форму действия либо бездействия.
    Действие - это активное нарушение установленной  обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, нарушение правил пользования жилыми помещениями, нарушение требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение  требований нормативных документов по обеспечению единства измерений).
    Бездействие - это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло  совершить в силу лежащих на нем  обязанностей (например, уклонение  от подачи декларации о доходах, неисполнение предписаний федерального антимонопольного органа, невыполнение родителями или  лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей). Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения. 

 

    
    2. Административное наказание
    2.1. Понятие и виды административных наказаний
    Административные  наказания являются одним из видов  административно-принудительных мер. Статья 3.1 КоАП устанавливает, что административное наказание применяется в целях  предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная  превенция), так и другими лицами (общая превенция).
    Административное  наказание не может иметь своей  целью унижение человеческого достоинства  физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему  физических страданий, а также нанесение  вреда деловой репутации юридического лица.
    Административные  наказания существенно отличаются от иных мер административного принуждения  прежде всего своей функционально-целевой  направленностью.
    Только  административное наказание является установленной государством мерой  ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного  деяния нарушителя.
    Содержание  административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами  административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти  отношения. В то же время особенность  правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что  ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить  который обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения  в сфере реализации исполнительной власти, носит наказательный, а не восстановительный характер, т.е. они  содержат обязанность виновного  понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие  личность, ущемляющие ее права и  блага.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.